Первые шаги: что нужно знать родителям. Первые шаги ребенка: часто встречающиеся проблемы

Для каждого родителя – этот факт доказательств не требует – собственный ребенок самый красивый, умный, смелый и развитый. С появлением долгожданной и желанной дочки в семье и для нас открылась эта истина.

Дочь подрастала, кушала, улыбалась, ползала – развитие шло своим чередом. Но вот когда подошло время сделать первые самостоятельные шаги, наша девочка проявила осторожность. Сверстники уже топали, порой даже пытались бежать, набивая свои первые шишки – наша соглашалась ходить, только держась за руки или вдоль дивана. Понятно, что все дети разные. И что ее нежелание делать самостоятельные шаги тоже вполне естественное, ничего страшного в этом нет. Но нам то, молодым еще родителям, было невтерпеж! Тем более, все детки из нашей песочницы, даже чуть младше, уже ходили.

И вот в один воскресный день, пока я укладывала дочку спать, мой взгляд упал на весьма старенькую книгу, мирно стоящую на книжной полке. Это был труд супругов Никитиных. Начав читать книгу, я заинтересовалась. Прочитав пару десятков страниц, нашла, как Никитины решили ситуацию, подобную нашей.

Когда проснулась моя дочь, я была уже в предвкушении эксперимента! Накормив ребенка и дав немного отойти ото сна, я приступила…


Суть данного метода побуждения к первым шагам заключалась в следующем: убедившись, что дочь крепко стоит на ногах, я в качестве опоры предложила ей не руку, как всегда, а тонкий журнал в картонной обложке.

Моя малышка держалась за журнал, который держала я в своих руках. Я отходила назад, а дочка шла вперед. Когда она сделала несколько шагов, я выпустила журнал из рук… А она пошла дальше!!! Сделав почетный круг по комнате, дочь шлепнулась на мягкое место. Я поставила ее на ноги и снова продолжила уроки ходьбы. И в этот раз все получилось! Потом я просто дала ей журнал – и она сразу пошла, без поддержки. Видимо, новое занятие ей очень понравилось, вечером папу с работы она встречала, топая к двери самостоятельно. Наша радость была бесконечной!

Поделюсь еще несколькими советами.

Откажитесь от ходунков. Они не смогут подготовить ножки карапуза к будущей ходьбе, а некоторые модели способны даже деформировать детскую стопу. Некоторые психологи говорят, что это ограничение пространства, которое возникает у ребенка при использовании ходунков, тормозит развитие чувства самостоятельности. Поэтому если вы все-таки хотите ходить в ходунках, выбирайте такие, которые можно катить впереди себя. Тогда они будут помощниками в обучении.


Не торопите ребенка. Обычно первые шаги малыш делает в 9-15 месяцев, но помните, что не следует исключать индивидуальные особенности малыша. Например, телосложение, характер или генетическую предрасположенность. Лучше не ставить на слабые ножки ребенка слишком рано, так как это может повлиять еще плохо сформированный позвоночник

Как правило, быстрее начинают ходить дети худенькие и невысокие. Говорят, что и кесарята тоже стартуют немного позже тех, кто родился обычным путем.

Сократите время проведения ребенка в манеже. Не надо заставлять кроху стоять на ножках в манеже или кроватке. Родители уверены, что это поможет ребенку сделать первый шаг. Но крохотные ножки малыша быстро устают, и ему приходится хвататься за бортик кроватки или манежа. Как следствие, связки растягиваются, а стопа деформируется. Все это грозит плоскостопием.

Не стоит держать малыша всегда обутым. Мышцы и связки маленьких ножек будут расслаблены, так как их работу выполняют стенки и подошва обуви. Поэтому ходить ваша кроха начнет значительно позже. Хорошо менять поверхность, по которой топает ребенок – пусть лучше она будет пупырчатой, шершавой, гладкой, липкой или даже немного колючей.

Опека также может быть помехой. Многие родители сами становятся причиной того, что малыш долго не становится на ножки. Они всегда рядышком, дадут руку или требуемую игрушку. Конечно, зачем самому тянуться, когда папа или мама и так дадут все требуемое и нужное?

Использование ходунков также не приносит пользы – в них ребенок делает свои первые шаги, опираясь при этом не на всю стопу, а лишь на переднюю ее часть, что отражается на постановке стоп и походке в дальнейшем. В ходунках малыш не сможет научиться удерживать равновесие, а кроме того, сократится этап передвижения на четвереньках, который так важен для укрепления позвоночника и всего опорно-двигательного аппарата.

Желание любящих родителей помочь ребенку сделать первый шаг, совершенно естественно, но это допустимо, лишь, когда малыш будет к этому готов. Внимательная мама заметит, что ее чудо-чадо уверенно стоит на ножках, может присесть, не заваливаясь назад и даже топает, крепко держась за опору. Значит, физически малыш достаточно окреп для того, чтобы начать ходить самому, а родители пусть помогут ему осознать этот факт.

Например, можно простимулировать малыша интересной игрушкой. Попробуйте поставить ее так, чтобы достать было возможно, но, только пройдя часть пути ножками, держась за подручные средства: мебель, стену, перильца или натянутую веревку, а потом можно взять игрушку в руки и поманить маленького охотника отнять ее у вас. Как правило, дети так увлекаются, что шагают в пространство за своей целью, не замечая, что совершили колоссальный подвиг.


Если «ползунок» часто играет среди бегающих ребятишек на площадке, в игровой комнате, то это может стать для маленького подражателя хорошим стимулом включиться в «ходячую» игру со своими приятелями. И, возможно, именно тогда вы обнаружите, что ваш ребенок сделал первый шаг, за компанию.

На помощь придут также игрушки-каталки, за которые можно держаться, толкая их перед собой и перебирая ножками. Для этой цели послужит даже своя родная коляска на прогулке, естественно, с маминой поддержкой. При этом поддерживать надо не ребенка, а коляску, контролируя ее скорость.

Поиграйте с малышом в игру «Обними маму или папу». Поставьте его перед собой, чуть-чуть отодвиньтесь, протяните руки и позовите: «Обними маму». Вытянутые мамины руки позволят преодолеть страх перед падением, и кроха шагнет в ваши объятия. Ему обязательно понравится, и играть так можно будет довольно часто.


Для подготовки ножек ребенка к ходьбе, полезен также массаж стоп и прыжки на фитболе под задорную музыку.

Создайте безопасную среду

Для того, чтобы опыт ребенка который вот-вот сделает свои первые шаги на двух ногах не стал негативным, родители должны озаботиться созданием так называемой «Да! — среды» — безопасного и содержащего минимум запретов окружения.

Начинающий ходить малыш, еще неустойчив, часто шлепается на пол. Если полы не покрыты толстым ковром, то пришейте к штанишкам сзади подушечку, набитую поролоном. Коленки крохи можно защитить «налокотниками» из набора для роликов – они ему как раз придутся впору. Можно даже одеть «hand-made» шлем: тонкую шапочку обшить поролоном или нашить на нее снаружи пенопласт.


Теперь, когда малыш передвигается на ножках, его привлекут предметы, стоящие на возвышении, до которых он раньше был не в состоянии дотянуться. Чтобы не пришлось постоянно одергивать ребенка и отбирать у него мамины и папины игрушки, вызывая тем самым крики неудовольствия, заранее переместите опасные и запретные для ребенка вещи в недоступное для него место или ограничьте доступ к ним специальными блокираторами.

Острые углы, ручки мебели оберните толстой тканью, чтобы ребенок не пострадал от удара головой. Или купите в любом строительном магазине узкие пластиковые трубы, нарежьте на части нужного размера, разрежьте с одной стороны и «обейте» ими опасные места.

Хлопот много, зато падения и ушибы будут максимально безболезненными, и первые шаги не отобьют у малыша желания исследовать мир вокруг, шагая на своих двоих.

Как быстро летит время! Только вчера вы, кажется, выписались из роддома, и вот кроха сделал первый шаг .
Вспомните, каким беспомощным, неприспособленным к жизни казался ваш новорожденный малыш. Мысли о времени, когда у крохи прорежется первый зубик, когда ребенок сам поползет и сделает первые шаги малыша, казались такими далекими, несбыточными и как будто не про вас. И вот спустя 9-10 месяцев малыш уже стал настолько подвижным, что не может усидеть на одном месте. То ему надо сесть, то встать, то проверить наличие баночек в шкафу или заглянуть в ванную.

Конец второго полугодия характеризуется особенной подвижностью , стремлением к самостоятельности и проявлением любопытства маленького человечка. Обычно детки в 9-10 месяцев уже умеют достаточно быстро ползать и постепенно переходят к следующей стадии физического развития —вставанию, прямохождению и перемещению в пространстве в вертикальном положении. Малыши 10-14 месяцев осваивают целую серию отдельных навыков , являющихся как бы переходными и связанных с изменением способа передвижения и сменой опорного положения (из положения на четвереньках в положение стоя).

Сначала большинство деток отрабатывают технику вставания и ходьбу вдоль опоры, например, удерживаясь за борт кроватки или манежа. Ребенок встает на ножки или передвигается приставными шагами от одного края к другому. Затем дети осваивают ходьбу в различных направлениях с опорой, например, медленно идут вперед, держась за машинку-каталку или толкая перед собой прогулочную коляску. К концу 11-го месяца большинство карапузов уже способны самостоятельно передвигаться от опоры к опоре (от дивана к креслу или от папы к маме). Большая часть малышей ходит при помощи взрослых и уже пытается самостоятельно встать. К году многие ребятишки свободно встают на ноги без опоры и ходят без помощи взрослых . Некоторые даже бегают, когда их удерживают за руку. К 14 месяцам почти все дети могут свободно переходить из положения сидя в положение стоя, переступать через препятствие и подниматься по лестнице с поддержкой, начинают самостоятельно ходить, уверенно взбираются на невысокие стулья и диваны.

Правила для родителей
Если вам хочется побыстрее увидеть первые шаги ребенка, помогите ему освоить технику хождения. На что обратить внимание?

1. Готовность. Помните, что освоение малышом новых двигательных навыков должно происходить постепенно. Опорно-двигательный аппарат ребенка должен быть достаточно развит и подготовлен к предстоящим нагрузкам, связанным с переходом к прямохождению. Потому не стоит торопить события и самого малыша. Не рекомендуется обучать его "шаганию", прежде чем он не доведет свою технику ползания до совершенства. Ведь именно ползание способствует скорейшему формированию и развитию всех опорно-двигательных функций, а также отлично развивает и укрепляет мышечную систему.

Не следует также увлекаться самим процессом хождения . Не забывайте, что для вас это легко и просто, а для вашего малыша еще плохо знакомо и очень тяжело.

2. Стимулирование и мотивация
Для того чтобы стимулировать желание ребенка ходить, его нужно в первую очередь заинтересовать. Постарайтесь перевести внимание малыша, когда он находится в положении на четвереньках, на предметы выше уровня его глаз. Например, если видите, что ребенок заинтересовался игрушкой, лежащей на полу, медленно переместите ее на стул или диван, так, чтобы малыш видел, как и куда вы ее положили. Затем, когда кроха встанет и достигнет одной высоты с игрушкой, переместите ее чуть дальше или положите на соседний предмет мебели, побуждая..ходунка" сделать несколько самостоятельных шагов. Еще можно создать для малыша своеобразный вспомогательный..мост с перилами" из различных устойчивых предметов: дивана, стула, другого стула, кровати. Сначала расставьте их неподалеку друг от друга, так, чтобы ребенок мог спокойно переходить от одной "станции" к другой. Постепенно отодвигайте их подальше, увеличивая шаговое расстояние. В первое время обязательно помогайте малышу, старайтесь не допускать излишних падений, чтобы не отбить у крохи желания вставать и ходить. Обязательно хвалите ребенка за любой,даже незначительный, успех, тем самым мотивируя его к дальнейшим подвигам. Ни в коем случае не ругайте за неудачи и излишнюю осторожность!

3. Подражание
На прогулке обращайте внимание малыша на людей, передвигающихся пешком, а лучше —бегом без дополнительной опоры. Хоть это и звучит немного странно, но на практике довольно сложно найти примеры таких "быстроходов" (передвигающихся самостоятельно и быстро). Обычно люди днем совершают достаточно короткие прогулки —от дома до остановки или машины, везут коляску, сидят на лавочках или прохаживаются, держась за руки. А вот так чтобы идти с целью и по прямой... Находясь дома, мы вообще совершаем минимум движений. Потому чаще выходите с малышом в парк или посетите стадион при соседней школе, где можно встретить много ходящих и бегущих людей. Непременно комментируйте увиденное: "Человек идет", "Мальчик бежит".

4. "Я сам!"
По возможности не используйте вспомогательные средства, которые создают лишь видимый эффект обучения ходьбе, —например, ходунки. Проводя долгое время в них, ваш малыш может и вовсе отказаться продолжать освоение самостоятельного хождения, где от него потребуются большие усилия.

Также не увлекайтесь тренировкой хождения с поддержкой под мышками.
Это увеличивает риск деформации детских голеней и стоп. Кроме того, оба варианта могут способствовать развитию неправильной осанки у ребенка и смещению центра тяжести. Наиболее безопасные и рекомендуемые педиатрами вспомогательные средства —это "поводок" или "вожжи". Также можно использовать различные каталки с ручками и другие катящиеся предметы, удерживаясь за которые ваш малыш остается в вертикально-прямом положении и передвигается сам. Наиболее оптимальные способы поддержки —за кисти и предплечья рук или за одну руку, а также за предмет одежды (например капюшон). При этом необходимо следить, чтобы малыш не заваливался вперед и не прогибал спину.

5. Полезная игра
Думаю, все согласятся с тем, что удержать на одном месте любопытного и энергичного годовасика практически невозможно. Поэтому рекомендуется все физические и развивающие упражнения обращать в ненавязчивую игру. Ведь вокруг столько интересного! Применяйте свою фантазию, заинтересовывая малыша игрой. Увлеченный чем-то необычным, он и не заметит, что выполняет комплекс оздоровительной гимнастики. Давайте малышу увлекательные, но несложные задания: "Пойдем посмотрим вот ту машину". "Пошли посчитаем уточек в пруду". Таким образом, ваш малыш получит не только физическую нагрузку, но и будет активно развиваться интеллектуально.

6. Меньше сидите
Во время прогулки не злоупотребляйте сидением малыша в коляске. Старайтесь использовать ее только в качестве транспорта или кровати во время сна ребенка. Дети, подвижность которых не ограничивается, обычно быстрее учатся ходить и бегать. Обязательно берите с собой интересные для крохи предметы. Например, игрушки на колесиках с длинной ручкой, которые нужно везти перед собой. Многие детки, независимо от пола, обожают возить перед собой свою коляску или уменьшенную игрушечную.

7. Шагаем босиком
До тех пор пока ребенок не начнет уверенно ходить и как следует стоять на ногах, не стоит надевать ему обувь, так как это может повлиять на формирование правильного изгиба стопы. Дома малыш должен ходить только босиком или в специальных носках с прорезиненной подошвой, что, в свою очередь, послужит профилактикой плоскостопия.

8. Отношение к падениям
Когда кроха только начинает делать свои первые шаги, обязательно подстраховывайте его, не отходите далеко, все время держите его в поле зрения. Но, к сожалению, несмотря на ваши подставленные руки и всевидящие глаза, в первое время неизбежны многочисленные падения и шишки. Смиритесь, падение —это неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе. Поэтому не стоит бояться, а тем более ограничивать малыша в движении. Нельзя вскрикивать при каждом его робком шаге: "Осторожно! Не упади". "Не ходи, разобьешься!" Деткам передается ваш страх, а от ваших криков они еще больше сомневаются в правильности своих действий и тоже начинают бояться ходить самостоятельно.
Не стоит также одергивать и резко хватать малыша во время падения, так вы можете нанести ему еще больший вред.

9. Свобода выбора
Предоставьте малышу максимальную свободу движений, позвольте ему самому решать, что и как делать. Поощряйте желание ребенка лазать, преодолевать преграды, пусть даже после падений он сам пробует вставать, поднимаясь из различных положений. Помните, что детский организм нуждается в гораздо большем разнообразии движений, чем взрослый.
Пробуйте вместе с ребенком залезать и слезать с различных горок, лестниц, скамеек. Придумывайте домашние "полосы препятствий", состоящие из подушек, валиков, ковриков и других самодельных барьеров.
Пусть ваш карапуз чаще забирается на диван или кресло, перелезает через подлокотники и расставленные подушки. Следите, чтобы он спускался с них аккуратно и ножками вниз.

10. Безопасность
Предоставляя ребенку свободу движения, не забудьте обеспечить ему должную безопасность. Внимательно осмотрите свое жилище. Вокруг малыша не должно быть никаких опасных предметов: мебели с острыми углами, легко бьющихся и тяжелых предметов, скользящих и мнущихся ковриков. У малыша должно быть достаточно пространства для свободного и беспрепятственного перемещения. Используйте специально разработанные конструкции, обеспечивающие безопасность в доме (мягкие уголки на края мебели, блокираторы дверей).

Важные нюансы
Соблюдайте режим Учась ходить, малыши очень быстро устают, начинают капризничать. Внимательно отслеживайте признаки переутомления и вовремя укладывайте кроху на дневной или вечерний сон. Из-за увеличения двигательной активности периоды бодрствования могут сократиться, а периоды отдыха стать более частыми.
Делайте гимнастику Выделяйте время для гимнастики, которая укрепит еще не до конца окрепшую костно-мышечную систему ребенка. Ведь мышцы и суставы, работа которых связана с прямохождением, испытывают новую, непривычно большую нагрузку. Регулярно выполняйте упражнения, укрепляющие весь мышечный корсет малыша. Помните о массаже! Следите за сроками Физическое развитие каждого ребенка происходит по индивидуальному графику. Однако если ребенок в возрасте 10-11 месяцев не делает попытки или не может самостоятельно сидеть (ползать, вставать), то следует обратиться за консультацией к врачу. Такая задержка, возможно, связана с рахитом.

Каждая мама с нетерпением ждет, когда ее малыш сделает первый самостоятельный шаг. По статистике 70% детей начинают ходить в возрасте до года, и чаще всего это умение приходит между 10-м и 14-м месяцами жизни. Момент, когда кроха сделает первый самостоятельный шаг, зависит от многих факторов: от наследственности, телосложения, темперамента и многих других. Не стоит торопить малыша, лучше помогите ему как можно тщательнее подготовиться к такому ответственному моменту в жизни. Какие же существуют подготовительные этапы в умственном и физическом развитии для приобретения навыка ходьбы, для первых шагов ребенка?

Этапы начала самостоятельной ходьбы. Как помочь ребенку сделать первые шаги

1. С самых первых месяцев жизни, когда уход за новорожденным особенно важная и тревожная задача, ребенок совершенствует свои движения, учится контролировать свое тело. Например, в 1-3 месяца малыш учится удерживать голову, в 4-6 месяцев переворачиваться с животика на спинку и обратно, сидеть с опорой и без. Начиная с 6-ти месяцев, кроха начинает осваивать науку ползания. Большинство детей сначала ползут назад, и лишь спустя некоторое время у малыша получается передвигаться вперед. Стремление к ползанию свидетельствует не только о готовности скелета к новым достижениям, а и о том, что у ребенка появляется желание самостоятельно достать какой-то предмет, изучить его. Первые попытки ползания появляются у ребенка, когда он лежит на животе и видит заинтересовавшую его игрушку. Малыш всеми силами пытается ее достать, передвигая сначала ручки; ножки при этом остаются на месте и движения крохи происходит по кругу. Если ребенок часто тренируется в своих умениях, то уже через несколько дней он сможет передвигаться вперед. Для этого надо помогать и стимулировать подобное желание: положите яркую игрушку на расстоянии нескольких метров от лежащего на животе малютки, чтобы он смог самостоятельно до нее добраться.

2. Когда ребенок научится передвигаться на животе, он будет дальше совершенствовать свои движения. Кроха будет осваивать следующий этап, предвещающий приближение первых шагов ребенка: из положения лежа начнет становиться на четвереньки. Обычно дети сначала просто становятся в такую позу и покачиваются, опираясь на руки и колени. Как только малыш почувствует уверенность в своих силах, он будет пытаться дотронуться до игрушек, находящихся на расстоянии вытянутой руки, брать их и пытаться удержать равновесие. Когда ребенок справится с этой задачей, он будет учиться ползать на четвереньках. В среднем этот этап приходится на возраст 8-ми месяцев. Искусство передвижения на коленях совершенствуется очень быстро, и не пройдет и нескольких дней, как за крохой будет не угнаться. Поощряйте желание малыша передвигаться подобным образом, ведь все это готовит скелет ребенка к вертикальному положению. Чаще играйте с крохой в догонялки: станьте сами на четвереньки и догоняйте своего карапуза.

3. Примерно в возрасте 8-ми месяцев ваш малыш поразит вас еще одним достижением: он научится стоять возле опоры, а ближе к 9-ти месяцам он попытается сделать первые шаги, держась за стену, бортик кровати, мебель. В этот период поощряйте желания крохи, старайтесь чаще водить его по комнате, держа за две ручки. Как только ребенок почувствует силу, опору в ногах, он будет пытаться ходить сам. Сначала малыш все увереннее будет шагать, держась одной рукой за вашу руку, а также будет делать попытки самостоятельно стоять. Чтобы помочь своему карапузу сделать самостоятельный первый шаг, попросите мужа (маму, родственников) взять ребенка, а сами сядьте напротив него. Позовите кроху и поманите его к себе руками. Малыш наверняка попытается дойти до вас. Если ребенку удалось сделать хотя бы один самостоятельный первый шаг, обязательно похвалите его, ведь похвала родителей главный стимул для дальнейших успехов. Если у крохи не получится с первого раза, если вы почувствуете, что малыш боится отпустить опору, то не торопите его, продолжайте стимулировать желания ребенка и вскоре вы добьетесь успеха. Даже если малыш упадет, пытаясь сделать самостоятельный шаг, не делайте из этого трагедии, так вы можете добиться того, что кроха почувствует опасность, и у него усилится чувство страха перед ходьбой.

Еще один важный дополнительный совет: многие мамы, спеша помочь своему малышу, думают, что ускорят время первых шагов ребенка, если как можно раньше начнут возить его в сидячей коляске, приучая держать спинку. Такие коляски подойдут лишь в том случае, если ребенок уже умеет сидеть самостоятельно, до 6-ти месяцев вашему ребенку подходит только лежачая коляска. Следующий этап – полулежащее положение в коляске под углом около 45 градусов. Все происходит довольно быстро, поэтому удобным приобретение будут коляски capella типа трансформер, видоизменяемые по мере развития и роста ребенка. Окончательный переход на сидячую коляску должен произойти только тогда, когда малыш уже совершит с вои первые шаги и освоится с ходьбой.

Ваша поддержка и позитивный настрой легко передаются малышу. Любовь и внимание мамы помогают своевременному и правильному развитию малыша.

Татьяна Маслова

Читайте в этой статье:

Дети не просто цветы жизни, они являются настоящим счастьем и смыслом жизни их родителей. Многие моменты из жизни ребенка навсегда запоминаются родителями и греют душу. Особенно врезаются в память первые шаги ребенка. С новорожденными малышами такие моменты бывают чаще: первая улыбка, первый зуб. Самый интересный момент, когда беспомощный, неприспособленный малыш делает первые шаги самостоятельно. Вот ему захотелось баночки потрогать, в ванную заглянуть. Родителям остается только следить за малышом, радоваться его успехам и, конечно, не забыть подарить ему новую игрушку.

Особенности приобретения навыка самостоятельно хождения

Развитие двигательных умений, мышц и координации движения начинается с первого дня рождения:

  1. С 1 до 3 месяцев дети учатся держать голову, стараются удерживать предметы в руках.
  2. С 3 до 6 месяцев малыши начинают поворачиваться, поднимать верхнюю часть туловища, стараются сидеть.
  3. С 6 до 9 месяцев учатся стоять с поддержкой и вставать на четвереньки.
  4. С 9 до 12 месяцев могут уже передвигаться на четвереньках и стоять без поддержки.
  5. С 13 до 14 месяцев наблюдается самостоятельное хождение детей.
  6. С 14 до 15 месяцев малыши начинают наклоняться, отходить назад, таскать игрушки за собой.
  7. С 1,5 до 2 лет дети начинают осваивать спуски и подъемы по лестницам, прыгать и толкать мячик ногами.
  8. С 3 лет дети уже обладают скорректированной ходьбой.

Возраст указан приблизительно, ведь каждый ребенок развивается по-своему. У каждого малыша своя комплектация, умение держать равновесие, мышечный тонус, мотивация и помощь от родителей.
Ребенок делает первые шаги, пусть и не самостоятельные, уже на первых неделях своего существования. Для этого кому-то из родителей необходимо взять малыша под мышки и поставив его ножки на твердую поверхность, придерживать. При этом ребенок должен опираться на свои ноги. При наклоне его корпуса немного вперед малыш должен начать переступать ножками. Это еще не шаги ребенка. Это эффект опоры. Отсутствие такого рефлекса означает возможный перенос гипоксии или свидетельствует о каких-либо травмах в утробном периоде и внутричерепной травме самого малыша.

Развитие навыка самостоятельного хождения

Мышцы ног развиваются от количества поворачиваний и увеличения навыков самостоятельной посадки и сидения. Если малыша взять за подмышки примерно в 5 месяцев, он должен с радостью отталкиваться ножками от коленей взрослого.

Около 8 месяцев дети ощущают всю прелесть и удобство нахождения в вертикальном положении. Так ребенку удобнее играть, больше видимый обзор. В таком положении они начинают пытаться подняться на ножки, хватаясь за всяческие опоры, находящиеся поблизости. Через несколько недель такой малыш будет ходить по квартире, держась за мебель, падать и снова подниматься. Родителям в такие моменты важно ничего не упустить из виду во избежание различных травм.


Затем наступает период изучения сопутствующих движений, малыши стараются уронить и поднять игрушку из положения стоя. Некоторое время спустя можно наблюдать, как ребенок быстрыми шажками перебегает от одной опоры к другой. С 13 месяцев дети начинают самостоятельно ходить. Конечно, первые месяцы, они будут делать это неустойчиво, но с каждой попыткой, ходьба будет совершенствоваться.

Некоторое время дети ходят, практически не сгибая широко расставленных ног, стараясь держать равновесие, не опираясь на что-либо. Ходьба такого типа будет наблюдаться, пока у ребенка не окрепнут связки. По мере освоения этих навыков стопы начнут сближаться, руки перестанут помогать держать равновесие и станут свободными для игрушек и других важных малышу вещей.

Проблемы развития навыков ходьбы

Проблемы возникают по ряду различных причин. В первый год жизни важно проходить профилактическое обследование. Прохождение медицинских специалистов сможет выявить возможные нарушения в раннем возрасте, когда их можно будет исправить.

Наиболее часто встречаются следующие проблемы:

1. В возрасте более 1,5 года ребенок не ходит или пошел около года, но его ходьба неуверенная и недолгая. Это нарушение может возникнуть из-за перенесенной родовой травмы, черепно-мозговой, ДЦП, наследственных нервных заболеваний. Возможен курс реабилитации. После осмотра врачом-специалистом назначается комплексное лечение.


2. Ребенок постоянно падает, старается все время держать за руку родителей, практически самостоятельно не ходит. Рассматриваемая проблема сообщает о том, что, возможно, у малыша плохое зрение. В этом случае требуется осмотр у окулиста.

3. Физически ребенок ходит отлично, но боится делать это без опоры (мебель, родители). Данная проблема, скорее всего, указывает на психологическую причину. Возможно, ребенок был чем-то сильно напуган или ушибся, когда пытался пойти сам. Родителям в такой ситуации рекомендуется поддержать кроху, кричать и торопить ни при каких обстоятельствах нельзя.

5. Малыш все время передвигается на носочках. Скорее всего, у ребенка спазм икроножных мышц. Требуется массаж, специальная обувь и гимнастическая программа. Обязательно рекомендуется обратиться к специалисту.

6. Стопы расположены не по норме, то есть при ходьбе не сохраняется параллельное положение стоп. Можно исправить, пока у малыша они не сформировались, обратившись к специалисту.

Правила для родителей

Родители могут помочь, когда ребенок делает первые попытки самостоятельного хождения. Некоторые правила, которые следует выполнять:

1. Рекомендуется не торопить малыша с первым шагом. Опорно-двигательный аппарат должен быть готов к таким нагрузкам. Приступать к этапу ходьбы необходимо только после полного освоения ребенком этапа ползания. Именно на предыдущем этапе развиваются и укрепляются мышцы. Не стоит забывать, что взрослым ходить легко, а для малыша это тяжелое усилие над собой.

2. Необходимо заинтересовать малыша. Например, когда он находится на четвереньках, показать какую-нибудь игрушку выше уровня глаз ребенка. Потом ее надо медленно положить на кровать или тумбочку так, чтобы он все видел. Когда малыш поднимется и потянется за игрушкой, необходимо переместить ее чуть подальше, так у заинтересовавшегося малыша появится мотив сделать несколько шагов.

3. Покажите пример. Сделать это можно находясь на прогулке или дома. Необходимо просто показать малышу передвигающихся пешком или бегущих людей.

4. «Все сам». Ходунки использовать не рекомендуется. Это средство лишь создает видимость обучения ходьбе, на самом деле ребенок и вовсе может отказать ходить потом самостоятельно, прилагая какие-то усилия. Это правило касается и других способов применения опор (например, ходьба с поддержкой под мышками). Оба варианта могут развить у ребенка неправильную осанку, деформацию стоп. Наиболее безопасным, по мнению педиатров, будет использование катающихся предметов с ручкой.

5. Очень полезно играть с малышом. Так как удержать непоседу будет непросто, рекомендуется учить ходить, играя. Можно придумать игры, в которых малыш даже не заметит, что выполняет полезные гимнастические упражнения.


7. Дома только босиком. Или в носках с резиновой подошвой. Выполнение этого правила поспособствует профилактике плоскостопия и других нарушений формирования стопы.

8. Прежде всего должна соблюдаться безопасность. Давая ребенку действовать самостоятельно, не следует забывать о его безопасности. Рядом с малышом не должно быть никаких опасных предметов. Хождение ребенка должно быть в просторном помещении без препятствий. В современных магазинах продается множество приспособлений, обеспечивающих безопасность для детей (блокираторы дверей, мягкие крепления на углы мебели и т.д.).

Вывод: родителям следует запастись терпением, чтобы хорошо понимать своего ребенка. Самое важное — вовремя отслеживать нарушения и всевозможные отклонения от нормы, и тогда с помощью специалистов можно будет их исправить. Когда малыш делает первые небольшие, но самостоятельные шаги, это огромная радость для родителей и самого малыша.