Конспект НОД по сказке Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима» с использованием технологии продуктивного чтения. Большая книга о природе (стихи, рассказы, загадки, приметы пословицы)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Георгий Скребицкий 1903-1964 Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.

3 слайд

Описание слайда:

Четыре художника (рассказ) Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас». Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима. «Только Солнышко не должно глядеть на мою работу, - решила она. - Не должно видеть её, пока не закончу». Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит. Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть… А вот меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.

4 слайд

Описание слайда:

«Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь». А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплей народить. Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу. Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!» Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются. Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий - будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла Мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться - из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

5 слайд

Описание слайда:

Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры - рябчики и тетерева - бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды. Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы! Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить! Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки - Зимы. Можно её и Солнышку показать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь. Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой - глаз от неё оторвать не может. Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику. «Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей, - ворчит Зима. - А мне пора и на отдых».

6 слайд

Описание слайда:

Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать? Вот стоит перед ней лес - хмурый, унылый. «А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!» Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки. День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы. Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши. Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы. Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы. А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. Вот на сучке берёзы, возле ствола - гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве - сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе

Тема: Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому)

Цель:

Обучение связному пересказу с наглядной опорой в виде гра-фических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

1. Развитие навыков планирования пересказа.

2. Формирование связной монологической речи.

3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Методические приемы:

Чтение; беседа; рассматривание иллюстраций, картинок, графи-ческих схем; составление графического плана рассказа; лексико- грамматические упражнения по тексту.

Оборудование:

Картина и иллюстрации к рассказу; предметные картинки: шубы, шапки, варежки, богатыри, покрывало, зимний пейзаж; графические схемы, мяч, фишки по количеству детей (пронумерованы от 1 до 6), магниты.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника».

Рассматривание иллюстраций о природе. Отгадывание зага-док о временах года.

Заучивание пословиц о зиме. Наблюдения в природе.

Повторение лексической темы «Зима». Лото «Времена года».

Закрепление умения составлять сложные и распространен-ные предложения.

Сенсорно –словарная работа. Уточнение и объяснение значе-ния слов.

Что означает слово обрядить ? (Одеть, нарядить)

А что значит нахлобучила ? (Сверху надела )

Как вы понимаете слово чародейка ? Скажите по другому. (Волшебница, фея, колдунья)

Кто такие богатыри? (Великаны, смелые, храбрые и сильные воины )

Назовите грозди ягод по-другому (Кисти плодов)

Что такое покрывало? (Одеяло, накидка )

Что значит стоять чинно ? (Важно, спокойно )

Что можно нахлобучить? (Шапку, шляпу, кепку, панаму )

Во что можно обрядить? (В шубу, в куртку, в комбинезон )

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, вос-приятия.

(Приходит художница –Зима)

Педагог читает наизусть отрывок из стихотворения С. В. Коноваленко «Времена года»:

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса поля, дома и улицы

Она художница прилежная

Все разрисует в царство снежное,

Развесит кружев из инея -

Такая сказочно красивая!

Педагог: О каком времени года идет речь? (О зиме.)

- Вы узнали меня? (Ответы детей)

- Да, я художница-Зима.

-Я получила ваше письмо и узнала, что вы хотите научиться красиво рассказывать о зимнем лесе и изобразить её красоту.

- Ребята, а в каком рассказе вы читали обо мне? (В рассказе «Четыре художника)

- Назовите четырех художников из этого рассказа? (Зима, Весна, Лето, Осень)

- Послушайте, ребята, я вам хочу прочитать отрывок из этого рассказа.

2. Подготовка к восприятию текста. Развитие долговременной памяти.

Вспомните рассказ «Четыре художника». Кто его автор? (Ге-оргий Алексеевич Скребицкий.)

Назовите четырех художников из этого рассказа? (Зима, вес-на, лето, осень.)

3. Чтение адаптированного рассказа « Четыре художника. Зима»

(по Г. Скребицкому). Развитие речевого слуха, внимания, памяти.

- Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа. ...Заглянула зима в лес...

Обрядила она сосны и ели в толстые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга чинно, спо-койно.

Разные кустики да молоденькие деревца, словно детишек, зима тоже в белые шубки одела.

И на рябину белое покрывало накинула. Из-под покрывала гроз-ди ягод виднеются, точно красные серьги.

Хорошо разукрасила зимний лес седая чародейка Зима!

4. Беседа по содержанию рассказа. Развитие диалогической речи, зрительного восприятия, мышления.

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации к рассказу и ответить на вопросы.

- Во что обрядила Зима сосны и ели? (Зима обрядила сосны и ели в тяжелые снеговые шубы .)

- Что нахлобучила им до самых бровей? (До самых бровей на-хлобучила им белоснежные шапки .)

- Что надела соснам и елям на ветки? (На ветки соснам и елям надела пуховые варежки .)

- Во что одела Зима разные кустики да молоденькие деревца? (Разные кустики да молоденькие деревца Зима одела в белые шубки. )

- Что зима накинула на рябину? (На рябину она накинула белое покрывало .)

- С чем сравнивает автор грозди ягод рябины? (С красными серьгами, которые виднеются из-под белого покрывала .)

- С кем сравнивает автор Зиму в своем рассказе? (Автор срав-нивает Зиму с художницей, с седою чародейкой. )

5. Лексико-грамматические упражнения.

а)Игра с мячом «Подбери действия». Развитие памяти. Акти-визация глагольного словаря.

Педагог предлагает детям вспомнить слова-действия к слову «Зима».

- Зима в лес... (заглянула ), в шубы... (обрядила ), шапки... (нахлобу-чила ), варежки... (надела ), покрывало... (накинула ), лес... (разукрасила ).

б)Игра «Подбери признак». Обогащение и активизация словаря прилагательных .

Дети встают в круг. Передавая картинку по кругу, каждый ре-бенок подбирает к ней признак .

Шубы (какие?)... ( тяжелые, снеговые, белые, сказочные, теп-лые );

шапки... (белоснежные, огромные, теплые, снеговые, красивые );

варежки... ( пуховые, мягкие, теплые, белые )-, богатыри... (лесные, сильные, крепкие, высокие, важные ); покрывало... (зимнее, огромное, снежное, белое, теплое, пушистое ); зима... (холодная, студеная, мо-розная, снежная, чудесная, заботливая, долгожданная ).

в)Игра «Составь предложение». Восстановление текста рас-сказа по иллюстрациям.

Педагог предлагает детям выбрать иллюстрацию к рассказу и составить по ней предложение.

6.Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти .

- Ребята, сейчас я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внима-тельно и постарайтесь запомнить.

7.Составление графического плана рассказа. Развитие зритель-ного восприятия, внимания .

Педагог обращает внимание детей на графические схемы. Дети составляют план рассказа с наглядной опорой. В случае затрудне-ния педагог помогает им.

8..Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи .


С помощью фишек дети определяют очередность пересказа. Дети по цепочке пересказывают текст.

9. Итог. Оценка работы детей .

- Что вам больше всего понравилось в рассказе «Четыре ху-дожника. Зима»?

Вспомните пословицы о зиме:

Зима не лето, в шубу одета.

Береги нос в большой мороз.

Зимой солнце светит, да не греет.

Зима кончается, весна начинается.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Январь - году начало, зимы середина.

Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.

Заглянула Зима в лес. "Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!"

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий - будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться - из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры - рябчики и тетерева - бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.

Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!

Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки - Зимы. Можно её и Солнышку показать.

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой - глаз от неё оторвать не может.

Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.

"Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей, - ворчит Зима. - А мне пора и на отдых".

Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес - хмурый, унылый.

"А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!"

Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.

На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.

Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.

Вот на сучке берёзы, возле ствола - гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве - сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!

Ещё лучше гнездо у иволги. Точно плетёная корзиночка, подвешено оно в развилке ветвей.

А длинноносый красавец зимородок смастерил свой птичий домик в обрывистом берегу реки: выкопал клювом норку, в ней и устроил гнёздышко; только выстлал его внутри не пухом, а рыбьими косточками и чешуёй. Недаром же зимородка искуснейшим рыболовом считают.

Но, конечно, самое замечательное гнёздышко придумала Весна-Красна для одной маленькой рыжеватой птички. Висит над ручьём на гибкой ольховой ветке бурая рукавичка. Соткана рукавичка не из шерсти, а из тонких растений. Соткали её своими клювами крылатые рукодельницы - птички ремезы. Только большой палец у рукавички птицы не довязали; вместо него дырочку оставили - это вход в гнездо.

И много ещё других чудесных домишек для птиц и зверей придумала затейница Весна!

Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей.

А что это копошится в зелёной траве? Зайчата. Им от роду всего только второй день, но какие уже молодцы: во все стороны поглядывают, усами поводят; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.

Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного ни видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может. Смотрит месяц, другой…

Давно уже отцвели и осыпались белым снегом цветы черёмухи, яблонь и груш; давно уже на месте прозрачной весенней лужи зеленеет трава; в гнёздах у птиц вывелись и покрылись пёрышками птенцы; крохотные зайчата уже стали молодыми шустрыми зайцами…

Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу.

"Погляжу, нарисует ли этот художник картину радостней, веселей моей, - говорит Весна. - А потом полечу на север, там ждут меня не дождутся".

Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую бы ему картину нарисовать, и решило: "Возьму-ка я краски попроще, да зато посочнее". Так и сделало.

Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга и горы. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю.

"Пусть, - думает Лето, - в моей картине всё будет спелым, созревшим". Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали - наклонились до самой земли.

В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.

"Пускай в светлом березняке, - решило Лето, - растут подберёзовики с серыми корешками, в коричневых шапочках, а в осиннике - подосиновики". Их нарядило Лето в оранжевые и жёлтые шапочки.

Немало ещё самых различных грибов появилось в тенистом лесу: сыроежки, волнушки, маслята… А на полянах, будто цветы расцвели, раскрыли свои ярко-красные зонтики мухоморы.

Но самым лучшим грибом оказался гриб боровик. Вырос он в сосновом бору, вылез из влажного зелёного мха, приподнялся немного, стряхнул с себя увядшие жёлтые иглы, да таким красавцем вдруг стал - всем грибам на зависть, на удивление.

Конспект занятия на тему: « Пересказ рассказа « Четыре художника. Зима».

(по Г.Скребицкому)

Цель:

Обучение связному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательные:

    развивать навыки планирования пересказа;

    формировать связную монологическую речь;

    закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Коррекционно-развивающие:

    развивать межполушарную специализацию;

    формировать чёткие глазодвигательные и речедвигательные операции;

    развивать пространственно- временные представления, зрительное восприятие;

    синхронизировать работу полушарий;

    развивать память, внимание, речь;

    уточнять и обогащать словарь детей;

Воспитательные:

Лексический материал:

Оборудование:

Картина и иллюстрации к рассказу; предметные картинки: шубы, шапки, варежки, богатыри, покрывало, зимний пейзаж; графические схемы. Мяч, фишки по количеству детей (пронумерованы по количеству детей), магниты, мультимедийный проектор, презентация к занятию.

Ход занятия:

Дифферен-

цированный

подход .

Деятельность детей.

Организационный момент.

Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук, а также хорошее настроение друг другу.

а) Массаж биологически активных зон. Упражнения с элементами ауриколотерапии.

в) Педагог читает наизусть отрывок из стихотворения С.В. Коноваленко

«Времена года»:

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы

Она художница прилежная

Все разрисует в царство снежное,

Развесит кружев из инея-

Такая сказочно красивая!

О каком времени года идет речь?

Дети встают в круг, соединяя ладони, улыбаясь друг другу.

Дети читают стихотворение и производят соответствующие движения.

Руки растираем и разогреваем

И лицо тепло своим мы обогреваем

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Ответы детей….

Подготовка к восприятию текста.

Вспомните рассказ « Четыре художника». Кто его автор?

Назовите четырех художников из этого рассказа?

Ответы детей:

Георгий Алексеевич Скребицкий.

Зима, весна, лето, осень.

Чтение адаптированного рассказа «Четыре художника. Зима.»

Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа.

(см. Приложение. Речевой материал )

Дети слушают чтение педагога.

Сенсорно-словарная работа.

Логопед уточняет и объясняет значения слов.

- Что означает слово обрядить ?

А что значит нахлобучила ?

Как вы понимаете слово чародейка ? Скажите по-другому?

Кто такие богатыри ?

Грозди ягод по-другому?

Покрывало?

Что значит стоять чинно ?

Что можно нахлобучить?

Во что можно обрядить?

Ответы детей:

Одеть, нарядить.

Сверху надела.

Волшебница, фея, колдунья.

Великаны, смелые, храбрые и сильные воины.

Кисти плодов.

Одеяло, накидка.

Важно, спокойно.

Шапку, кепку, шляпу, панаму.

В шубу, куртку, в комбинезон.

Физкультурная минутка. «

«Кольцо»

«Кулак, ребро, ладонь»

«Лезгинка»

«Ухо – нос»

«Змейка»

Дети выполняют упражнения.

Беседа по содержанию рассказа.

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации к рассказу и ответить на вопросы:

Во что обрядила Зима сосны и ели?

Что нахлобучила им до самых бровей?

Что надела соснам и елям на ветки?

Во что одела Зима разные кустики да молоденькие деревца?

Что зима накинула на рябину?

Высказывания детей:

Зима обрядила сосны и ели в тяжелые снеговые шубы и ели.

До самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки.

На ветки соснам и елям надела пуховые варежки.

Разные кустики да молоденькие деревца Зима одела в белые шубки.

На рябину зима накинула белое покрывало.

С красными серьгами, которые виднеются из-под белого покрывала.

Лексико-грамматические упражнения.

а) Игра с мячом « Подбери действия?»

Педагог предлагает детям вспомнить слова-действия к слову зима:

- Зима в лес….

Варежки…

Покрывало…

б) Игра «Подбери признак».

Шубы(какие?)…

Шапки (какие?)…

Варежки (какие?)…

В) Игра «Составь предложение».

Педагог предлагает детям выбрать иллюстрацию к рассказу и составить по ней предложение.

Дети ловят мяч и дают ответы:

-….заглянула.

-…обрядила.

-…нахлобучила.

-…надела.

-…накинула.

-…разукрасила.

Дети встают в круг. Передавая картинку по кругу, каждый ребенок подбирает к ней признак.

-…тяжелые, снеговые, белые, сказочные, теплые.

-….белоснежные, огромные, теплые, красивые.

-…пуховые, мягкие, теплые, белые.

Дети выбирают необходимые иллюстрации к рассказу и составляют предложения.

Повторное чтение рассказа.

Ребята, я сейчас еще раз прочитаю рассказ. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

Дети слушают повторное чтение педагога.

Физкультурная минутка. « РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА»

« Руки на плечах»

«Поза лыжника»

Дети выполняют упражнения.

Составление графического плана рассказа.

Логопед обращает внимание детей на графические схемы, помогает им составлять план рассказа.

Дети составляют план рассказа с наглядной опорой.

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.

С помощью фишек дети определяют очередность пересказа, по цепочке пересказывают текст.

Итог зянятия.

Педагог оценивает работу детей на занятии.

- Что вам больше всего понравилось в рассказе «Четыре художника. Зима?».

Вспомните пословицы о зиме.

Воспитанники дают ответы.

Дети вспоминают пословицы о зиме:

Зима не лето, в шубу одето.

Береги нос в большой мороз.

Декабрь год кончает, а зиму начинает

Мороз не велик, да стоять не велит.

Рассказ о красоте каждого времени года. О красоте и привлекательности зимы, весны, лета и осени. Рассказы для домашнего чтения. Рассказы для внеклассного чтения.

Четыре художника. Автор: Георгий Скребицкий

Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна , Лето и Осень; сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».

Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.

«Только Солнышко не должно глядеть на мою работу,— решила она.— Не должно видеть её, пока не закончу».

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.

«Оденься и ты, косой, в белую шубку,— решила Зима,— тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.

Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.

Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры — рябчики и тетерева — бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.

Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!

Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы. Можно её и Солнышку показать.

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины... А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой — глаз от неё оторвать не может.

Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.

«Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей,— ворчит Зима.— А мне пора и на отдых».

Приступил к работе другой художник — Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый.

«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по- весеннему! »

Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.

На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.

Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Май-ские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.

Вот на сучке берёзы, возле ствола,— гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве — сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!

Ещё лучше гнездо у иволги. Точно плетёная корзиночка, подвешено оно в развилке ветвей.

А длинноносый красавец зимородок смастерил свой птичий домик в обрывистом берегу реки: выкопал клювом норку, в ней и устроил гнёздышко; только выстлал его внутри не пухом, а рыбьими косточками и чешуёй. Недаром же зимородка искуснейшим рыболовом считают.

Но, конечно, самое замечательное гнёздышко придумала Весна-Красна для одной маленькой рыжеватой птички. Висит над ручьём на гибкой ольховой ветке бурая рукавичка. Соткана рукавичка не из шерсти, а из тонких растений. Соткали её своими клювами крылатые рукодельницы — птички, по прозвищу ремезы. Только большой палец у рукавички птицы не довязали; вместо него дырочку оставили — это вход в гнездо.

И много ещё других чудесных домишек для птиц и зверей придумала затейница Весна!

Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей.

А что это копошится в зелёной траве? Зайчата. Им отроду всего только второй день, но какие уже молодцы: во все стороны поглядывают, усами поводят; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.

Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного не видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может. Смотрит месяц, другой...

Давно уже отцвели и осыпались белым снегом цветы черёмухи, яблонь и груш; давно уже на месте прозрачной весенней лужи зеленеет трава; в гнёздах у птиц вывелись и покрылись пёрышками птенцы; крохотные зайчата уже стали молодыми шустрыми зайцами...

Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу.

«Погляжу, нарисует ли этот художник картину радостней, веселей моей,— говорит Весна.— А потом полечу на север, там ждут меня не дождутся».

Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую бы ему картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски попроще, да зато посочнее». Так и сделало.

Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга и горы. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю.

«Пусть,— думает Лето,— в моей картине всё будет спелым, созревшим». Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились до самой земли.

В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.

«Пускай в светлом березняке,— решило Лето,— растут подберёзовики с серыми корешками в коричневых шапочках, а в осиннике — подосиновики». Их нарядило Лето в оранжевые и жёлтые шапочки.

Немало ещё самых различных грибов появилось в тенистом лесу: сыроежки, волнушки, маслята... А на полянах, будто цветы расцвели, раскрыли свои ярко-красные зонтики мухоморы.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток... А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы — лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука — в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу — сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.

Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.

Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.

Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире — заречные дали, ещё бескрайней — просторы родной земли.

Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.

А художник этот уже недалеко. Уже настаёт черёд Зимушке-Зиме новую картину писать.

Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?

А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.