Сказки анны коньковой. Персонажи мансийских детских сказок а.м. коньковой (на примере сборника «сказки бабушки аннэ»). Причудница: Русская стихотворная сказка Undefined Undefined

Несмотря на все разнообразие , здесь есть те виды животных, птиц и растений, которые на сегодняшний день считаются редкими. Причиной, чаще всего, служит не естественное сокращение того или иного вида, а нерациональное, а то и попросту преступное поведение человека по отношению к флоре и фауне. И, к сожалению, Красная книга Кавказа время от времени пополняется названиями тех представителей дикой природы, кого необходимо беречь и оберегать.

Особенности флоры и фауна Кавказа

Нужно сразу уточнить, что как таковая Красная книга региона пока еще даже не утверждена. Все потому, что она складывается из перечней охраняемых видов растений и животных по регионам – Дагестан, Ставропольский край и т.д.

Кавказ действительно разнообразен – причем, во всех проявлениях. Здесь можно встретить самые разные ландшафты, климатические зоны и, разумеется, таких животных и птиц, которые больше нигде не водятся. покрыты снегом и льдом, а в предгорьях раскинулись лиственные леса. Есть здесь и свои альпийские луга, а еще субтропики и даже степи.

Поскольку ландшафт выглядит многоярусным, то и региона обладает своеобразием. Например, те растения, которые обычно произрастают в субтропических широтах, иногда можно встретить в предгорьях, то есть, в районах, где эту растительность встретить никак не ожидаешь. Происходит это из-за сравнительно небольшой площади – ведь горы и равнины здесь буквально пересекаются.

Многие растения и животные из Красной книги Кавказа являются эндемиками, то есть теми видами и подвидами, распространение которых очень ограничено. Есть здесь и редкие природные представители, относящиеся к видам вымирающим.

Животные, занесенные в Красную книгу Кавказа

Мир кавказской фауны поражает многообразием. Красная книга включает животных, что типичны лишь для этого региона, но есть и те, распространение которых можно наблюдать по многим другим российским территориям. Здесь селятся ондатры, косули, медведи, рыси, енотовидные собаки, камышовые и лесные коты, серны, волки, барсуки.

Хватает и мелких представителей фауны вроде белок, полевок и других грызунов. Среди птиц можно перечислить императорского орла, кавказского поползня, неясытя, черного дятла, не говоря уже о самых обычных российских пичугах.

Какие же именно животные и птицы Красной книги находятся под охраной государства? Их достаточно много, перечислим некоторых из них.

  • Кавказская жаба.

Земноводное, отряда бесхвостых. Является эндемиком лесов и юго-восточного Закавказья. В России одна из наиболее крупных жаб, размеры самцов достигают 73,5-97 мм и размеры самки – 91,5-124 мм. Сверху поверхность серая или светло-коричневая с темными пятнами, а брюхо светло-коричневого или желтого цвета. Кожа этой жабы ядовита, и она покрыта округлыми бугорками. В их насчитывается около 100 особей на 1 га земли.

  • Безоаровый козел.

Парнокопытное млекопитающее, относящееся к семейству полорогих, обитает на Северном Кавказе. Они питаются травянистыми растениями, листьями, побегами деревьев и кустарников. Этот вид козлов мало ценится как трофей, и редко идут на выделку, однако это не уменьшает интерес браконьеров к ним. Охота на них – трудоемкий процесс, так как держатся вблизи днищ скал. В последние годы браконьеры активизировались, и в связи с этим идет резкое уменьшение поголовья. Охраняются в трех заповедниках Дагестана.

  • Гигантский слепыш

Млекопитающее, относящееся к отряду грызунов, семейству слепышовых. Является редким видом, имеющим малую численность и распространен на ограниченной территории, эндемик северо-восточного Предкавказья, охраняется в Дагестане и . Слепыш – самый крупный из грузынов, длина тела около 40 см, живет в глинистых и песчанных пустынях прикаспийских районов.

Особенностью слепыша является то, что он роет яму не лапами, а резцами, они у него очень хорошо развиты, особенно нижние, выступающие вперед. Ротовое отверстие при этом всегда закрыто завернутыми внутрь губами, отчего земля не попадает в рот. Факторами, которые влияют на уменьшение популяции являются: орошение и последующее засоление почв, перевыпас скота, распашка, а также низкий репродуктивный потенциал животных.

  • Кавказский барс.

Многие называют его снежным барсом, однако, на самом деле, название его – переднеазиатский леопард. Мощное и очень красивое животное, грациозное, как и другие кошачьи, занесено в Красную книгу. Леопард встречается на Северном Кавказе, селится он обычно в предгорьях. Чаще всего места обитания кавказского барса – лиственные леса, здесь он охотится и отдыхает.

Это животное исключительно редкое как для Кавказа, так и для других территорий. Во всем мире насчитывается порядка 1300 особей этого вида. Возможно, именно с таким зверем сражался Мцыри в поэме Лермонтова. Видимо, из-за красивой шкуры, а также опасного нрава кавказских барсов безжалостно истребляли, поэтому, например, в за весь 2013 год был отмечен всего один представитель леопардов. В России сегодня принята государственная программа восстановления переднеазиатского леопарда.

  • Зубр.

Это одно из самых крупных животных Кавказа, находящихся на грани исчезновения. Некогда существовал целый подвид зубров, на которых человек бесконтрольно охотился на протяжении веков. В результате, к 1924 году их насчитывалось не более 10 особей, а через три года подвид оказался вымершим. В настоящее время занимаются разведением европейских зубров, которые являются ближайшими родственниками исчезнувшего зубра кавказского. Селятся эти животные в предлесьях, не уходя вглубь лесных массивов, но при этом стараются не появляться на равнинных местах.

  • Белоголовый сип.

Птица из семейства Ястребиные отряда Соколообразные. Относится к редкому виду с ограниченным распространением. Распространен по северным склонам Большого Кавказа, обитает в горах , Дагестана, Северной Осетии, Грузии, а также обитает в , но там он находится на грани полного исчезновения. В основном ведет оседлый образ жизни, места гнездования располагаются на скальных обрывах по долинам рек, либо там, где горные хребты сходятся с массивами лесов и лугов. Живут колониями, по 30-50 особей. Цикл размножения 6 месяцев, в кладке 1 яйцо. Питается падалью, предпочитая их внутренние органы.

  • Остроухая ночница.

Это вид рукокрылых млекопитающих, численность его уменьшается из-за антропогенных факторов. В России распространена по всему Северному Кавказу от западных районов Краснодарского края . Максимальная продолжительность жизни этого животного составляет 13 лет. Питается прямокрылыми и ночными бабочками. Обитает в предгорных безлесных районах. Зимуют в подземельях, образуя большие скопления особей.

  • Кавказский тетерев.

Относится к эндемикам и потому включен в Красную книгу. В годы СССР государство делало все, чтобы увеличить численность вида, и в 1984 году тетерев был отнесен к категории V , то есть, к тем видам, для кого миновала опасность исчезновения. Тем не менее, и сегодня птица является достаточно редкой. Селится она на границе между альпийскими лугами и лесом, обычно гнездится в кустарниках.


Растения, нуждающиеся в охране государства

Не только фауна, но и местная флора нуждается в защите. Многие растения, которые здесь есть, либо эндемики, либо находятся на грани исчезновения из-за того, что человек многие годы считал их чрезвычайно полезными и использовал, не давая распространяться. К растениям Кавказа, занесенным в Красную книгу, относятся:

  • Волчеягодник баксанский - растение класса покрытосеменные или цветковые, вид находящийся по угрозой исчезновения, узколокальный эндемик;
  • Колокольчик осетинский - из семейства колокольчиков, цветы фиолетового цвета. Растет на территории республик Чеченской республики и Осетии;
  • Лилия кавказская - уязвимый подвид, растет во влажных тенистых местах лесов. Растет на северных и южных склонах Большого Кавказа, в также в ;
  • Сосна пицундская - эндемическая расса Черноморского побережья, растет на прибрежных крутых склонах;
  • Тис ягодный из раздела голосенных, встречается преимущественно в предгорных лесах (в верховьях р. Нетхой);
  • Порфировик ложноберезовиковый (гриб) - редкий вид из семества шишкогрибковых растений, распространен в Краснодарством крае, на территории Грузии, встречается чаще всего в хвойных и смещанных лесах;
  • Летария волчья из раздела лишайники, растет в Северной Осетии и в , так же можно встретить в Ставропольском крае и в Карачаево-Черкессии, произрастает на стволах и ветвях деревьев хвойных пород в горных лесах;
  • Уснея цветущая - уязвимый вид лишайника с дизъюнктивным ареалом, используется в фармацевтической промышленности;
  • Крифеа разнонаправленная относится к моховидным растениям, растет на коре деревьев, размножается спорами;
  • Костенец дагестанский - папоротниковое растение, редкий вид. Узколокальный эндемик , произрастает в трещинах теневых скал;
  • Подснежник кавказский - цветковое растение. Белые цветы подснежника являются редкими из-за массового сбора для букетов.

Рассмотрим еще некоторые виды растений, занесенные в Красную книгу:

  1. Цикламен кавказский - небольшое, но очень красивое растение, оказавшееся под угрозой полного исчезновения потому, что люди собирают эти цветы для букетов или выкапывают в лекарственных целях. Хорошо себя чувствует на склонах гор, а также в лесах. Яркая окраска его видна издалека. Человек использует его для борьбы с болезнями пищеварительной системы, несмотря на то, что цикламен относится к ядовитым растениям.
  2. Вероника имеретинская. Пирамидки соцветий вероники привлекают взгляд своей яркостью. Растет ближе к лесам, ей «по душе» луга с хорошей увлажненностью.
  3. Адиантум венерин волос. Встречается в расщелинах скал поближе к ручьям и источникам, а также по берегам рек, либо у водопадов. Он относится к классу папоротниковых. Стебли его достаточно тонкие и длинные, полностью покрытые мелкими ажурными листочками. Адиантум очень изящно смотрится, поэтому чаще всего это растение используют для цветочного декора праздников.

Конечно, это не весь список животных и растений, находящихся на грани исчезновения. В категории « » мы будем подробнее вас знакомить с фауной и флорой, охраняемой государством.

Анна Митрофановна Конькова мансийская сказочница, писатель. Она известна такими литературными произведениями как «И лун медлительных поток..», роман-сказание ею написан в сооавторстве с Сазоновым Г. К. Также такими книгами как «Свидание с детством», «Сказки бабушки Аннэ», «Вожак Ивыр». «Давным-давно, когда еще олени с людьми не дружили, когда ханты и манси не ездили, не летали, а по лесам и болотам ходили, себе пищу добывали, а мудрые древние старики говаривали: «Не пойдешь - не пожуешь», в вершине речки Найденой стояло стойбище древних манси…» Так начинается одна из сказок бабушки Аннэ - Анны Митрофановны Коньковой о своем народе - манси .

В детских сказках А. М. Коньковой преобладают простые обороты речи, краткость, небольшие по объему тексты, персонажами сказок являются маленькие лесные животные. В каждом тексте есть тема борьбы добра со злом. Национальная специфика жанра сказки о животных пронизывает текст на всех его уровнях. Такие произведения дают каждому ребенку, слушателю и читателю сказок Коньковой А. М. возможности постигать богатства культурного многообразия народа манси. В произведениях Анны Митрофановны сохранен культурный компонент, в частности, мансийские имена персонажей (Маснэ, Петось, Туйтсам-Снежок и т. п.), также и образы животных, передающие национальный характер, то пространство, где происходят события в сказках, например, в сказке «Каждый другом силён» читаем: «Только они улеглись (Зайчонок и Выдренок), как из-за поворота реки показался рыбак. Плывёт он на своей долбленой лодочке и песни напевает…», здесь события происходят в речке. В другой сказке «Хочу Не хочу», читаем: «.. отец (Заяц) без отдыха по лесу носится, сочные листочки собирает..», здесь события происходят в лесу. Сказительница Анна Митрофановна Конькова так через фольклор знакомит читателей с особенностями быта, жизни, народа манси. В сборнике сказок Анна Митрофановна в конце книги дает дополнительные объяснения, толкования мансийских слов, которые употреблены, опубликованы в текстах, незнакомых или непонятных для читателей слов, значение которых нуждается в пояснениях.

В сказках А.М. Коньковой персонажи - маленькие животные, так как сказительница писала тексты, предназначенные для маленьких детей, назовем персонажи: Зайчата, Лисята, Соболята, Утята, Мышата, Выдренок, Бурундучок и т. д. И редко в её сказках встречаются большие животные-персонажи, такие как Лось, Медведь. А. В. Гура отмечает: «Что касается сказок, то при всей их фантастичности они, в большинстве своем, слабо связаны с глубинно-мифологическими пластами народных верований. Причем, это особенно характерно именно для сказок о животных, в которых взаимоотношения между животными служат, как правило, аллегорией человеческих взаимоотношений в различных бытовых ситуациях» . Дети, на примерах поведения и поступка персонажей сказок, учатся понимать, оценивать, рассуждать о том, какой герой сказки совершил правильный поступок, а какой неверно поступил в той или иной ситуации.

Мы согласимся с утверждением Овчинниковой Л. В. о том, что «авторы… нередко создают художественную модель жизни в волшебной стране в форме сериала, истории с продолжением со «сквозным» героем, особым хронотопом, «единым» взглядом автора на события и персонажей, а также ориентацией на «своего» читателя. Время литературной сказки-сериала принципиально изменено по сравнению с замкнутым, «событийным» временем фольклорной сказки, а художественное пространство максимально расширено и детально описано, что влияет на принципы построения сюжета» . У А. М. Коньковой таким персонажем мы считаем Зайчонка, который является главным, центральным героем в сказке «Хочу Не хочу», находит продолжение история событий из жизни Зайчонка и в сказке «Как Окунь полосатым стал», далее идет история о Зайчонке и в сказках «Каждый другом силен», «Маснэ и Зайчонок», «Зайчонок и Комполэн». Применение ласкательной формы Зайчонок, Выдренок, Лисята, Соболята и употребление автором-составителем таких языковых форм как «тетушка Лиса», «уговаривает сыночка», «комариков смахнет», «хвостики», «от брюшка до ушка», и т. п., позволяет сделать вывод, что сказки предназначены для маленьких детей. Употребляют персонажи сказок по отношению друг к другу и такие слова как «Миленький Зайчонок», «Спас меня мой друг Выдренок», «Соболята! Лисята! Бегите, помогите мне!», в этих словах подчеркивается то, как герои сказок дорожат своими друзьями, как они помогают друг другу в беде, что создает положительное впечатление, воспитательное, познавательное для маленьких слушателей и читателей этих сказок. В текстах А. М. Коньковой главные персонажи употребляют и поучительные поговорки: «Нет, хоть и мал хвост, да мой. Большой хвост, да чужой» (говорит Зайчонок), «Сынок, добро делаешь - не кайся, а худом - не похваляйся», говорит сыну такие поучительные слова мама Зайчонка. «Бабушка посмотрела на иголку в игольнице и сказала: - И мала, и хрупка, а сила в ней велика», Лось говорит Зайчонку: «Земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают». «Мудрый Лось» говорит поучительные слова Лисе: «Выходит, рыжая, хитрость твоя не от большого ума». Звучат в сказке и мудрые слова Валежины: «На земле всё к месту, всё на месте и с великою пользою».

Сказительница обращается в творчестве к русскому языку, это связано с тем, что А. М. Конькова родом из кондинских манси. Известно, что мансийский язык кондинских манси стал утрачиваться более ста лет назад, в связи с заселением мансийских земель другими народами. Отметим, что при публикации произведений на русском языке «..был больший круг читателей. Действительно, книги на родном языке читались малым количеством людей, они (книги) доходили только до библиотек, находящихся в крупных поселках, в то время в свободной продаже книги можно было приобрести только в городах. Носители же мансийского языка жили в маленьких населелнных пунктах» . Анна Митрофановна в сказках использует и мансийские слова кондинских манси, например: «Туйтсам - Снежок», «Нирам, нирам! - Хочу, хочу-у-у!», «Ат нирам! Не хочу-у-у!» Мы находим в этом сборнике сказок такие мансийские слова с переводом на русский язык самой сказительницей: «Туйтсам - Снежок»; «апу - люльку качает»; «Виткась - злой Дух Воды»; «злой Болотный Дух Комполэн»; «Сойтын - Мышонок»; «Откликайся, Мень Пель - маленькое ухо!»; «Сорнин Канясь - Золотой Князь». В предложении «..жила бабушка Петось со своей внучкой Маснэ», употребляются женские имена на мансийском языке - Петось (Федосья), а имя Маснэ, по-видимому, восходит к архаизму, в наше время не употребляемому имени.

Сказки о животных часто строятся на мотивах проделок хитрых, злых персонажей над другими, в сказках А. М. Коньковой это Лиса, Окунь, Орел, Соболь. Пропп В. Я. отмечает: «Победа слабого над сильным имеет, по-видимому, очень древние корни и древнее происхождение. Рассказы о проделках лисы рассказывались женщинами и детьми у охотничьих народов тогда, когда отец бывал на охоте. Удача слабого и его победа над сильным в рассказе должна была способствовать удаче в действительности» .

В сказках даются нравственные законы народа. В основе жизни лежит труд, и как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись: может, именно твоей крохотной силы и недостает, чтобы завершить общее дело. К какому бы роду-племени ни относились люди, надо с ними жить в мире. Коллективная дружба - основа благополучия. Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед. Будь верен дружбе, не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным, не лги, не причиняй другим зла и т. п .

В детских сказках такие мифологические существа как Виткась - злой Дух Воды, злой Болотный Дух Комполэн - являются олицетворением зла. Многие сказки еще сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, веры в хозяев лесов, рек, гор, стихий.

В сказках Анны Митрофановны мы находим мансийские поверья, так в сказке «Хочу Не хочу», мы читаем: «Сынок растет быстро - вот уже лесные звери ему ножки подарили, птицы, что с юга вернулись, на крыльях ему язык принесли». С давних времен пожилые люди говорят, что маленький ребенок, не научившийся разговаривать в первые годы своей крохотной жизни, в зимнее, весеннее время года, обязательно начнет разговаривать после того, как прилетят перелетные птицы с юга, «они ему язык принесут».

Список литературы:

  1. Алгадьев А. П. Второй этап творчества Ю. Шесталова - этап обращения к русскоязычной прозе // Языки и культура народов Югры: Материалы регион, студ. Науч.-практ. Конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2008. - 404 с.
  2. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции // Жанры народной прозы: Уч.-мет. Пос. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. - 411 с.
  3. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ: сказки, легенды. - ГИСТЕЛ ДРУК, А-1031 Вена, Мюнцгассе 6, Австрия, 1993. - 117 с.
  4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: изд. «Просвещение», 1987. - 240 с.
  5. Овчинникова Л. В. Русская литературная сказка XX века. - М.: Флинта:Наука, 2003. - 312 с.
  6. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. - М.: Наука, 1976. - 327 с.

В Департаменте общественных связей Югры, выступившем организатором конкурса, считают, что проведение такого литературного состязания поможет выявить и поддержать литературно одарённых детей и подростков, а так же популяризировать среди подрастающего поколения творческое наследие мансийской писательницы «Бабушки Аннэ» – Анны Митрофановны Коньковой.

Сказка "Аннэ"

Жила-была в деревне Евра девочка по имени Аннэ. Однажды летом Аннэ с папой пошли в лес, и с ней приключилась беда – девочка заблудилась в лесу. Но Аннэ не испугалась – она вспомнила истории про смелых и находчивых охотников, которые брали у природы ровно столько, сколько нужно, чтобы быть сытым и одетым. В лесу она питалась орехами, грибами и ягодами. К природе девочка относилась бережно и ласково – не ломала веток, чтобы отгонять мошек и комаров, не срывала ягод больше, чем могла съесть.

Духи леса увидели, что их гостья – храбрая, добрая и внимательная девочка, и поэтому наградили её даром понимать язык зверей, птиц, рыб и растений. Девочка узнала от Духов, почему у окуня полоски на спине, откуда северное сияние пошло, и еще много другого интересного.

Три дня девочка жила в лесу. Всё это время родители за нее очень волновались и всей деревней искали ее, а Духи леса открывали ей всё новые и новые тайны… Они просили Аннэ рассказать людям, что, например, чувствуют вековые деревья, когда их срубает человек… Так Духи леса хотели, чтобы люди с помощью девочки Аннэ поняли, что нужно беречь Природу и заботиться обо всех её Детях.

Наконец добрые Духи помогли Аннэ выйти из леса и добраться до дому. Мама и папа были очень рады, что их дочь вернулась домой живой и здоровой. Аннэ рассказала родителям и всем жителям деревни, что с ней произошло в лесу, и все очень удивились.

После рассказов Аннэ жители её деревни стали добрее и бережнее относиться к природе, гораздо лучше понимать её. И тогда у девочки появилась мечта – сделать так, чтобы как можно больше людей узнало об удивительном мире природы, его законах и тайнах.

Прошло время, Аннэ выросла и стала учительницей. Каждый день она учила своих ребят любить, беречь и понимать окружающий мир.

А потом её детская мечта исполнилась – она стала известной сказочницей. Добрые духи в её сказках делают мир ярче, сохраняют природу, животных, а злые, наоборот, ссорят друзей, уничтожают окружающий мир. Но самое главное – добро всегда побеждает зло!

Сказки бабушки Аннэ любят слушать как взрослые, так и дети, и все открывают для себя что-то новое, учатся мудрости, доброте и справедливости.

Легенда "Спор охотников"

Екатерина Русакова, Никита Саяпов,

подготовительная к школе группа №5 «Алёнушка»

(руководитель Тарасюк Надежда Александровна, Кузеванова Любовь Николаевна)

Давно это было… Жили два сильных охотника. Один носил шкуру и называл ее малицей, а второй родился в шкуре. Один жил в чуме, второй в тайге.

И вот однажды встретились они на реке. Человек ловит рыбу в садок, а медведь лапами. Смотрит зверь, что у человека улов больше. Разозлился и заревел:

Почему так много моей рыбы ловишь? Тебе одному не съесть столько!

А у меня семья большая, детей много, всех кормить надо.

А почему руками не ловишь?

Потому, что я умнее тебя.

Зарычал медведь:

Давай умом меряться!»

Давай. Будем сказки сказывать, у кого сказка интересней – тот и победил.

Я буду первым, потому что хозяин этого леса, – прорычал медведь.

«Жил–был в тайге наисильнейший, наиумнейший медведь. Он слыл лучшим охотникам и великим сказочником. Как-то шел он по лесу и радовался солнцу. Но, вдруг, налетел злой ворон, закрыл крылом солнце, а потом вовсе его проглотил. Темно кругом, звери плачут. Проснулся злой лесной дух Ялвал Ходячий.

Тогда влез медведь на самую высокую сосну, поймал ворона и надавил лапами на живот злой птице.

- Аю-аю, крак, – закричал ворон, и вылетело солнце из клюва. Покатилось в небо, светло стало в лесу, радостно.

- Спасибо тебе, наисильнейший, наиумнейший таежный медведь! Ты настоящий хозяин леса!

Радовались звери и медведь рад был».

Хорошая сказка, – сказал человек, – но все же послушай мою.

«Собрался как-то человек к мудрому Номи Торуму за советом – как победить наисильнейшего и наиумнейшего хозяина леса, таежного медведя? Путь к мудрецу трудный и далекий. И реку Обь переплыть надо, и тайгу пройти, и на самую гору взобраться. Срубил человек высокую сосну. Вырезал лодку. Собрал в дорогу пропитание: солонину, струганину, урак и отправился в путь по реке. Увидела его вуй-рыба Налим, подплыла и спрашивает:

- Спроси же у него, – говорит вуй-рыба Налим, – почему ни одна рыба со мной не дружит?

- Хорошо, – говорит человек, – спрошу, а ты помоги мне скорее через реку переправиться.

И вот тайга перед охотником. Страшно одному по тайге идти. Услышал человека олень, подошел и интересуется:

- Куда путь держишь, человек?

Он и отвечает:

- К великому Номи Торуму. Хочу узнать, как победить наисильнейшего и наиумнейшего хозяина леса, таежного медведя.

- Узнай заодно у мудреца, есть ли в тайге еще зверь, который носит рога на голове.

- Узнаю, – говорит человек, – а ты помоги мне быстрее через тайгу перебраться.

Довез олень человека до гор. Взобрался охотник на вершину самой высокой горы и провалился в пещеру. А в этой пещере жил мудрец.

- Зачем пожаловал ко мне, человек? Чем могу помочь тебе?

- Я хотел бы узнать, как победить наисильнейшего и наиумнейшего хозяина леса, таежного медведя. Вуй-рыба Налим спрашивала, почему ни одна рыба с ней не дружит. А олень хотел знать, есть ли в тайге еще зверь, который носит рога на голове.

- Угости меня для начала, потому что советы нужно давать на сытый желудок.

Не стал жадничать охотник и угостил Номи Тора солониной, струганиной, отдал и урак. Повеселел мудрец и молвил:

- Вуй-рыба Налим плавает на самом дне, поэтому не может друзей найти. Кроме Оленя, в тайге еще Лось носит рога на голове. А тебе, человек, следует договориться с медведем. Бери от природы ровно столько, сколько нужно, чтобы быть сытым и одетым. Помни, что уму и сила уступает».

Хорошая сказка, – сказал медведь, – добрая!

Так два сильных охотника поняли, что ум всегда побеждает силу и решили больше не ссориться. А сказки и по сей день друг другу рассказывают, когда вместе рыбу ловят.

Наша мансийская сказительница

Дарья Осколкова, Руслан Рахимов,
МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №7 «Журавлик»,
старшая группа №4 «Теремок
»

Анна Митрофановна родилась в Евре,

Маленькой мансийской деревушке на Конде.

Мама была строгой, папа не родной –

Бабушку любила сильно, всей душой.

Анна сочиняла сказки для детей,

А потом, как выросла, стала взрослой и мудрей.

В школе деток маленьких стала обучать,

Свой талант и опыт нам передавать.

Много лет трудилась в школе все она,

Вышли книги первые, в них вложена душа.

О народе нашем, о таинственной тайге,

О Югорском крае и просто о Югре.

Сказка "Маша и зайчонок"

Тимур Гайнетдинов,
МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №7 «Журавлик»,
старшая группа №4 «Теремок»
(руководитель Ахметьянова Альбина Марсовна)

На берегу речки жила бабушка с внучкой Машей. Маша дружила с зайчиком. Зайчик всегда к Маше бегал и они играли в песке, строили замки и домики. Бабушка ее ругала, потому что Маша часто рвала свою одежду, а шить бабушка устала и глазки уже не видели.

Тогда бабушка решила научить Машу шить, чтобы она могла ей помогать. Бабушка дала ей иголку, свой халатик, показала, как надо работать, а сама пошла на рыбалку. Маша во время объяснения бабушки всё думала о своём друге, и не слушала бабушку.

Когда Маша осталась одна, её иголка ожила, уколола её и упала в речку. Девочка заплакала, потому что иголочка утонула.

Вдруг зайчик услышал, что его Машенька плачет и побежал к ней. Она рассказала другу про свою беду и зайчик решил помочь. Он нырнул глубоко в речку и увидел там много иголок, схватил их все – да и укололся, ведь это была рыба. От боли зайка закричал, все звери сбежались к речке. Оказалось, что рыбка была ядовитой, и они не знали что делать. Тогда лягушка-квакушка высосала яд из ранки зайчика, а Маша перевязала лапку. Зайка снова решил попытаться достать иголочку, но речка сама выплеснула её на берег и Маша, наконец, дошила халатик для бабушки и очень радовалась своему новому умению.

Вдруг из воды вылез ёрш, об колючки которого укололся наш зайка. Он плакал и жаловался на то, что его никто не замечает. Тогда Маша предложила сшить ему красивый халатик. Ёрш согласился и перестал плакать. Бабушка, конечно же, помогла Маше с халатиком, и вдвоём они очень быстро его сшили. Ёрш одел свой новый халатик с красивыми узорами, сказал «Спасибо» и, довольный, уплыл в речку – новых друзей заводить. А вся компания была рада, что помогли ёршику.

Мир тайги

Александр Рекиш,
МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №7 «Журавлик»,

Видел белку я в лесу,

На опушке – хитрую лису.

Лось бродил, ломая ветки

И глухарь сидел в снегу...

Сделал фото я животных –

Мир тайги вам покажу!

Страна чудес

Эльдар Белов,
МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №7 «Журавлик»,
старшая группа №10 «Клубничка»

(руководитель Севрюкова Надежда Владимировна)

Метёт метель в моем краю,

Шумит могучая тайга...

Люблю, люблю Югру мою,

Просторы белые, снега!

Югра – страна чудес и сказок,

Волшебный лес шумит кругом.

Старинный чум с оленьих шкур –

Тепло и радость в нём.

Горит костер, светло вокруг

От добрых, мудрых глаз людей…

Пусть мал мой чум,

Но велика Югра – и нет её милей!

В лесу у Кузьмича

Ольга Вербицкая,
МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №7 «Журавлик»,
старшая группа №10 «Клубничка»
(руководитель Севрюкова Надежда Владимировна)

Зимой и летом, круглый год

Течёт в лесу родник,

В лесной избушке здесь живёт

Иван Кузьмич – лесник.

Он знает каждый уголок

В своём лесу родном,

И заяц, лось, медведь, лиса –

Все видят друга в нём!

Мы летом к роднику придем –

И встретим лесника.

Спасибо! – скажем мы ему, –

Работа нелегка!

Зайчик


МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №7 «Журавлик»,

Жил в лесу весёлый зайчик,

Был он смелый побегайчик.

Со всеми дружно он играл,

Никого не обижал!

Звезда Ханты-Мансийска

Анна Матушина, Ефим Плесовских,
МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №7 «Журавлик»,
старшая группа №8 «Подсолнушек»
(руководитель Семилеткина Евдокия Ивановна)

Ханты-Мансийск, мой край родной,

Горжусь твоей светящейся звездой!

Её легенды, сказки и стихи

Учат тому, как нужно жить!

Поклон бабушке Аннэ

9 августа 2016 года в Тюменском Доме Культуры «Строитель» происходило мероприятие, посвящённое 100-летию мансийской писательницы Аннэ Митрофановны Коньковой, по проекту её внучки – писательницы Марины Косполовой. Присутствовали деятели культуры Тюмени, представители прессы и телевидения. Передача показана 14-го августа в воскресенье по программе тюменских новостей в 19.00 по каналу Россия-24. В состав интересного и насыщенного информативностью проекта были включены – презентация, концерт, стихи, загадки, северная игра «Олень», воспоминания и инсценировка сказки мансийской писательницы «Каждый другом силён», в которой принимали участие артисты литературного театра «Новелла», в том числе Жгурова Ирина Алексеевна со своими внуками.
Изумительные красочные образы героев сказок бабушки Аннэ из рода Чаек создали атмосферу мансийской мудрости и очарования тюменского севера.

Информация

Http://textarchive.ru/c-2169757-p14.html

Конькова Анна Митрофановна
(1916 – 1999)

Для Ханты-Мансийска, его ауры, духовности, особого уклада жизни, большая честь, что здесь долгие годы жила Анна Митрофановна Конькова. Бабушка Аннэ - имя, под которым ее знали многие, - настоящее явление, живая часть не только города Ханты-Мансийска, культуры народа манси, но и всего финно-угорского мира. Так было при ее жизни, так есть и после ее ухода.
...
Здесь уместно процитировать воспоминания, удачно записанные со слов Анны Митрофановны, которые стали почти хрестоматийными: «…на шатком челне-обласке девушкой-подростком добралась она до далекого стойбища. Курились синим можжевеловым дымом крытые кореньем юрты». Ее окружили люди в одеждах из шкур. С облегчением поняла: говор их близок языку сородичей из Конды. Но не сразу жители доверили ей детей, слишком молодой она им показалась. Поэтому, прежде чем сесть за учительский стол, юная Аннэ много дней работала вместе с женщинами рода, плетя рыболовные сети, узоря меховую одежду. Вместе со всеми участвовала в загонной охоте на лосей - Празднике пестрой стрелы. Вечерами у ярко пылавшего костра рассказывала она пелымским манси родовые легенды и мифы.
...
В связи с этим Анна Митрофановна вспоминала: «Сказки, которые я рассказываю, родовые наши сказания сохранила память моей бабушки. Матерью Матерей звали в стойбище бабушку Околь, а это очень высокое звание мансийской женщины». В расцвете лет этим званием была увенчана и мать Анны Митрофановны. И сама она еще в девичестве была названа так за раннюю мудрость, за памятливость, за умение промышлять рыбу, зверя.
Анна Митрофановна становится хранительницей памяти своего народа.
...

В 1985 году отдельным изданием вышла книга «Сказки бабушки Аннэ».
...
К 75-летнему юбилею писательницы вышла миниатюра «Вожак Ивыр» с иллюстрациями художника Геннадия Райшева, ставшая библиографической редкостью уже сразу после ее выхода в свет. Последнее прижизненное издание Анна Митрофановна назвала «Свидание с детством» (Москва,1996). Произведения переводились на английский, венгерский, польский, чешский языки.
...
Талант и труд Анны Митрофановны отмечен наградами: орденом Почета, званием «Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа», в 1988 году она стала обладательницей звания «Почетный гражданин города Ханты-Мансийска».
Умерла 3 декабря 1999 года, похоронена в Ханты-Мансийске. В 2000 году, посмертно, ей присвоено звание «Почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа».

учащиеся 2 г класса

Руководитель:

Рахимова И.А., учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

«Сказки бабушки Аннэ»

(к 100-летию со дня рождения А.М.Коньковой)

проектная работа

Югорск

2016 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение....................................................................................................................................3 –5

Основная часть

1. Жизнь и творчество Анны Митрофановны Коньковой. ………………… ....................5 – 6

2. Значение сказок Анны Митрофановны Коньковой …………………………………...6 - 7

3.Чем является сказка для народов ханты и манси……………………………………….. 7– 8

4. Практическая работа………………………………………………………………………8

Заключение..............................................................................................................................9

Список литературы ………………………............................................................................10

Приложение

Введение

Быть патриотом –значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно,

чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у учащихся младших школьников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что е е любить, надо знать е е историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав реб е нку эти знания, мы

можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи

поколений, воспитания в каждом реб е нке патриота, гражданина.

Север –удивительный край с удивительными народами. Северный человек по

сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и

гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с

которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился,

поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах

мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении

человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование,

продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в

гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей,

разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из

поколения в поколение. Самое главное –они смогли выжить в суровых условиях,

сохранив неповторимый уклад жизни и культуру. И народные сказки играют в этом большую роль.Ведь народная сказка - энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах. Из далёких времён до наших дней народы ханты и манси донесли сказания и легенды о Солнце, о мире на земле, о честных и трудолюбивых людях. Эти легенды согревали сердца в долгие полярные ночи. Жизнь прекрасна, говорят герои сказов, только надо уметь сделать её такой. Надо, чтобы твоё сердце хотело и могло служить людям; надо беречь мир, ведь все мы живём под одним Солнцем.

Участвуя в школьном проекте «Мифы, легенды и сказы народов Севера» мы познакомились с легендами и мифами разных народов Севера, но больше всего нас заинтересовали сказки мансийской сказительницы Анны Митрофановны Коньковой.Мы решили поболь шеузнать о ней самой, рассказать другим детям и даже поставить кукольный спектакль по сказке «Каждый другом силен».

Этот проект позволяет в условиях образовательного процесса расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о северных сказках, больше узнать о выдающихся земляках. Актуальность нашей работы определена необходимостью изучения художественной культуры народа ханты, т.к. это поможет повысить интерес к его культуре, обогатить духовный мир человека, неравнодушного к родному краю, к людям, населяющим его.

Цель нашей проектной работы: через изучение жизни, деятельности и творчества мансийской сказительницы Анны Митрофановны Коньковой способствовать возрождению интереса к культуре коренных народов Югры.

Для достижения цели, нами поставлены следующие задачи:

Подобрать литературу по данной теме;

Изучить жизнь и творчество великой сказительницы;

Изучить культуру народов ханты и манси;

Познакомиться со сказками А.М. Коньковой;

Создать кукольный спектакль по сказке «Каждый другом силен»;

Организовать показ спектакля перед детской аудиторией.

О том, что главной преданной хранительницей мансийской культуры, явилась народная сказительница Анна Митрофановна Конькова, 100-летие со дня рождения которой праздновалось в Югре летом этого года, мы узнали прочитав статью А.Мищенко«Аннэ из рода Чаек», статьи В. Копнова в «Ленинской правде»-1987 года «Богини живут рядом» и также проанализировав публикации с Web – сайтов в Интернете.

Судьба Анны Митрофановны, её безграничная любовь к Югре стала путеводной звездой для тысяч жителей автономного округа, приехавших сюда из разных мест нашей необъятной страны осваивать нефтяные просторы. Многие из них считали Югру лишь краем болот и морозов. Благодаря творчеству и просветительству Анны Коньковой для выходцев из Казани и Рязани, Уфы и Махачкалы родина коренных народов Севера стала близкой, полной любви и тепла.

По характеру доминирующей деятельности  это творческий практико-ориентированный проект; по количеству участников  коллективный, осуществленный учащимися 2 г класса и их родителями. Для реализации проекта в коллективе родителей были организованы творческие группы, которые под руководством учителя организовали работу над проектом. После обработки литературы по данному вопросу, посещения различных культурных мероприятий по изучению культуры народов ханты и манси, было принято решение о создании кукольного спектакля по сказке хантыйской писательницы Анны Митрофановны Коньковой «Каждый другом силен» из сборника «Сказки бабушки Аннэ». Затем работу по подготовке распределили между микрогруппами инициативных родителей (шитье кукол, изготовление декораций, распределение ролей по постановке, разучивание ролей с детьми).

Данная тема способствует расширению круга знаний учащихся, то есть воспитанию просвещенного поколения, знающего и способного ценить культурное наследие края. Созданный нами спектакль дает представление об отношениях детей между собой, о правилах поведения. Ведь в сказках даются нравственные законы народа.

Основная часть

1.1Жизнь и творчество Анны Митрофановны Коньковой.

Родилась Анна Митрофановна Конькова в затерянной в древних мансийских лесах деревеньке рыбаков и охотников Евре в роду Чаек, легких и веселых, чаячьих людей. Жила она со своей бабушкой Околь. Много сказок знала старая женщина. Вечером, когда начинают светить жемчужины звезд, бабушка отправляет спать Аннэ. Вскоре, погасив свечу устраивается рядом с ней и прижав к себе её теплое тельце, рассказывает ей легенды и сказки. Трудным было детство, многое испытала юная Аня, прежде чем попала в педагогическое училище. Тепло и надежно ей было только с бабушкой, которая знала множество сказок и легенд, загадок и поговорок. Не раз потом в своей жизни вспоминала Аня эти жемчужины народной мудрости, рассказывая их всем, с кем сводила её судьба. В связи с этим Анна Митрофановна вспоминала: «Сказки, которые я рассказываю, родовые наши сказания сохранила память нашей бабушки. Матерью Матерей звали в стойбище бабушку Околь, а Мать Матерей – это высокое звание мансийской женщины». И сама Аня ещё в девичестве была названа так за раннюю мудрость, за памятливость, за умение промышлять рыбу, зверя. Анна Митрофановна становится хранительницей памяти своего народа. Трудовой путь Анны начинался в далекие тридцатые годы прошлого столетия работой в национальных школах Березовского района, а затем в кочевой школе на озере Пыжьян Ханты-Мансийского района. Более 30 лет она отдала детям.

Но заняться всерьез своими записями она смогла только тогда, когда перестала работать в школе. В 1967 году Конькова уходит на пенсию. Но сидеть без важного для людей дела не может. Тогда сказительница начала приходить в школы и детские сады и рассказывать детям мансийские сказки и легенды.Педагогический дар соединился с даром рассказчика. Её сказками заслушиваются и дети и взрослые.Появилось время записать свои воспоминания.

С 1976 года Анна Митрофановна стала печататься в окружной газете. А первая книга - сборник сказок "Огонь-камень" - вышла в свет в 1981 году. В 1989 году А.М. Конькову принимают в Союз писателей СССР.

К 75-летнему юбилею писательницы вышла миниатюра "Вожак Ивыр" с иллюстрациями художника Геннадия Райшева, ставшая библиографической редкостью сразу после ее выхода в свет. Последнее прижизненное издание Анна Митрофановна назвала "Свидание с детством".

Талант и труд Анны Митрофановны отмечен наградами: орденом Почета, званием «Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа», в 1988 году она стала обладательницей звания «Почетный гражданин города Ханты-Мансийска».

Умерла сказительница 3 декабря 1999 года. В 2000 году, посмертно, ей присвоено звание «Почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа».

1.2 Значение сказок Анны Митрофановны Коньковой

В детских сказках А. М. Коньковой преобладают простые обороты речи, краткость, небольшие по объему тексты, персонажами сказок являются маленькие лесные животные. В каждом тексте есть тема борьбы добра со злом. Национальная специфика жанра сказки о животных пронизывает текст на всех его уровнях. Такие произведения дают каждому ребенку, слушателю и читателю сказок Коньковой А. М. возможности постигать богатства культурного многообразия народа манси. В произведениях Анны Митрофановны сохранен культурный компонент, в частности, мансийские имена персонажей (Маснэ, Петось, Туйтсам-Снежок и т. п.), также и образы животных, передающие национальный характер, то пространство, где происходят события в сказках, например, в сказке «Каждый другом силён» читаем: «Только они улеглись (Зайчонок и Выдренок), как из-за поворота реки показался рыбак. Плывёт он на своей долбленой лодочке и песни напевает…», здесь события происходят в речке. В другой сказке «ХочуНе хочу», читаем: «.. отец (Заяц) без отдыха по лесу носится, сочные листочки собирает..», здесь события происходят в лесу. Дети, на примерах поведения и поступка персонажей сказок, учатся понимать, оценивать, рассуждать о том, какой герой сказки совершил правильный поступок, а какой неверно поступил в той или иной ситуации.
В сказках даются нравственные законы народа. В основе жизни лежит труд, и как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись: может, именно твоей крохотной силы и недостает, чтобы завершить общее дело. К какому бы роду-племени ни относились люди, надо с ними жить в мире. Коллективная дружба – основа благополучия. Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед. Будь верен дружбе, не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным, не лги, не причиняй другим зла.

1.3 Чем является сказка для народов ханты и манси.

Северные сказки являются именно тем, что позволяет детям, и взрослым окунуться в далекий мир культуры народов Севера и несколько иначе взглянуть на окружающую нас жизнь.в этих сказках очень точно выражена мысль. В них осуждается лень, эгоизм, жадность. Эти отрицательные черты характера неприемлемы для северного человека, который все блага жизни берет от природы своим трудолюбием и смекалкой.

Сказка - это социальная память народа. Для ребенка немаловажен вопрос «Кто я? Откуда? И какого рода, племени?». Сказка погружает в яркий, красочный мир этнической культуры, раскрывает бытовой уклад жизни. Приобщение к культуре народов севера проходит успешно лишь тогда, когда ребенок с детства имеет возможность восприятия родной национальной Культуры. Суровый край формировал в людях не только физическую силу, выносливость, закалку, сноровку, но и глубокое уважение друг к другу, к старшим. Одним из важных народных воспитательных традиций было уважение к соседям, к членам семьи, к окружающему миру. Особое значение для воспитания детей северные народы придавали устному народному творчеству – сказки, легенды. Через сказки дети усваивают традиции своего народа, нравственные нормы, знакомятся с обычаями, праздниками. Сказки имеют большое значение в нравственно - эстетическом, трудовом и в эстетическом воспитании детей. Сказка воспитывает эстетическое отношение к действительности. Северные сказки традиционно делятся на: волшебные, бытовые, о животных.

Идеи бытовых сказок были направлены против социального гнета. Сюжеты этих сказок весьма занимательны, полны разных нравоучений. В этом заключается реализм бытовой сказки и ее большая познавательная ценность.

Сказки о животных обычно не велики по объему. Ее героями являются животные, которые наделяются разумом, даром речи. На персонажей переносятся различные черты человеческого характера: верность слову, дружелюбие, алчность, хитрость, вероломство, глупость, ум. В сказках о животных отразилась мораль трудового человека, они развлекательны и нравственны.

В волшебных сказках элементы фантастики преобладают над реальным изображением жизни. В них часто рассказывается о столкновении и борьбе простых людей с чудовищами, но характер, облик персонажей – национальный. Их образы показывают скромный уклад жизни, стойкость, честность, правдивость народа. Умом хитростью, правотой они превосходят своего врага и торжествуют после долгих тяжелых испытаний.

    1. Практическая работа

Для реализации проекта было проведено очень много работы. Активными помощниками были родители. Они организовали мастер - классы по изучению орнаментов. С классом выезжали в ДЮЦ «Прометей» для участия в мастер-классе «Танцевальные движения народов Севера». В класс приглашали представителей Югорского политехнического колледжа, с целью изучения технологии и изготовления хантыйской куклы «Ягодка». Театральная студия «Норд» пригласила нас для просмотра спектакля «Легенды Севера». Группой детей,под руководством Ельжасовой Е.Г., были сшиты куклы. Другая группа детей разучивала роли для постановки спектакля «Каждый другом силен» из сборника «Сказки бабушки Аннэ» Анны Митрофановны Коньковой. Остальные дети готовили декорации. И самой большой радостью стало признание нашего спектакля публикой. Данная тема способствует расширению круга знаний учащихся, то есть воспитанию просвещенного поколения, знающего и способного ценить культурное наследие края.

Заключение.

В процессе работы над проектом мы пришли к выводу, что Анна Митрофановна Конькова, мансийская сказительница и писательница, своим творчеством внесла значительный вклад в развитие обско-угорской культуры.

Один из исследователей фольклора манси (вогулов) И. Авдеев отмечал, что «певцы и сказители у манси – не профессионалы. Однако, исполнение фольклорных произведений требует большого мастерства». А. М. Конькова является сказительницей большого дарования, унаследовавшей этот дар от своей бабушки. Анна Митрофановна трансформировала все услышанное ею в детстве, создав свои, новые произведения. Она в художественной форме познакомила читателей с историческим прошлым народа манси восточного региона (кондинских манси), с его бытом, культурой. Произведения писательницы – это своеобразная «мансийская энциклопедия» - так отзываются о творчестве А. Коньковой ценители традиционной культуры народа манси. Хантыйский народ в сказках раскрывает своё понимание о природе, происхождении животных, их внешнем виде, объясняет различные явления. В сказках животные - частые герои, да и как может быть иначе, ведь жизнь народа тесно связана с природой: тайга и река кормят человека в нашем краю. Хантыйские сказки не только заинтересовывают читателя, но и воспитывают его на примере добрых, умных, храбрых героев.

Во время выполнения работы мы выяснили, что и фольклор, и орнаментальное искусство, и танцы народов ханты и манси очень тесно связаны. Вместе они образуют культуру народов ханты и манси.

В настоящее время большое внимание уделяется возрождению культуры коренных народов Югры, сохранению их традиций. Создаются этнокультурные центры, национальные школы, развивается этнотуризм. Мы считаем, что это правильно, потому что для успешного взаимодействия людей, живущих на одной территории, важно знать культуру, традиции и обычаи другого народа. И очень надеемся на то, что своей работой мы внесли свой небольшой вклад в повышение интереса к культуре родного края.

Считаем, что данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Литература

Публикации о жизни и творчестве

    Себурова Т. С. А. М. Конькова / Т. С. Себурова // Ленин.правда. - 1977. - 5 мая.

    Мищенко А. Главный герой - жизнь / А. Мищенко // Тюм. правда. - 1979. - 28 июля.

    Деркач Г. Ровесница Октября / Г. Деркач // Ленин.правда. - 1979. - 7 нояб.

    Тереб Н. Мои года - мое богатство: [О народной сказительнице из Ханты-Мансийска] / Н. Тереб // Тюм. комсомолец. - 1981. - 8 марта.

    Мищенко А. Аннэ из рода Чаек: Повесть / А. Мищенко // Урал. – 1983. - № 12.

    Притчина И. В гостях у бабушки Аннэ / И. Притчина // Ленин.правда. – 1986. - 23 авг.

Отдельные издания

    И лун медлительных поток…: Роман-сказание;Худож. Е. Бердников. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982.

    Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985.

    Элтминып Ивыр = Вожак Ивыр: Легенда кондинских манси / Худож. Г. Райшев. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. – На манс. и рус.яз.