Европейская интеграция. Предпосылки европейской интеграции

Европе́йская интегра́ция - это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе . Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы.

Организационная форма интеграции ограничена международной организацией, созданной в рамках межправительственного соглашения. Такое соглашение должно соответствовать международному праву, в результате которого спорные вопросы решаются международными трибуналами. Он также должен быть ратифицирован в государствах-членах и, следовательно, не может противоречить национальному законодательству этих стран. Межправительственная организация имеет по крайней мере один совместный руководящий орган, но все решения, принимаемые этим органом, требуют согласия всех государств и действуют на их территории только после того, как они были включены в национальное законодательство.

В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.

Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведет к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance).Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.

Даже если договор является бессрочным, он должен предусмотреть прекращение действия контракта. Вы не можете заставить себя участвовать в таком сообществе или оставаться в нем суверенным, и если это так, то международное право рассматривается как нарушение суверенитета и права на защиту, которое, несмотря на очевидность, имеет огромные практические последствия даже после многих года.

Его создателем был французский промышленник Жан Монне, автор так называемого План Шумана. Однако в интеграции небольших шагов политический союз был просто естественным продолжением постепенного процесса ограниченной интеграции, осуществляемого в различных областях, что должно было привести к возникновению реальных, а не теоретических общих интересов. В концепции глубокой интеграции политический союз является предпосылкой для интеграции во всех других областях.



Идея единой Европы занимала мыслиевропейских политиков уже долгое время и только во второй половине ХХ в.она нашла свое практическое воплощение. Интеграцияне может быть порождением одной политической воли, для ее развития необходимыопределенные предпосылки.

Таб.: Предпосылкисоздание единой Европы

Европейская интеграция является нагляднымпримером вертикальной интеграции, которая имеет несколько аспектов: экономический,политический, военный. Она активно развивается с начала 50-х годов. Ееначало положила реализация плана Маршалла. В апреле 1948 г. созданоОрганизацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЕС), которая в сентябре1950 была дополнена Европейским платежным союзом (ЕПС), который в1961 заменила Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР).

Глубокая интеграция накладывает полную политическую интеграцию со всеми ее последствиями, а именно на устранение суверенитета государств, их границ, независимых экономик и армий и создание единого унитарного государства или федеративного государства, состоящего из неклассических государств и введения принципа Приоритетный федеральный закон против профсоюзного права.

Первый, наиболее читаемый и привлекательный пропагандистский эффект заключается в том, что интеграция углубляет полный потенциал вооруженного конфликта между союзными государствами, поскольку он удаляет армии и суверенные центры, которые могут решать агрессию. Однако глубокая интеграция не устраняет конфликты или конфликтующие интересы групп, которые создают европейское общество.

Переход от простого международногоевропейского сотрудничества к настоящему наднационального сообществаначался 9 мая 1950, когда Роберт Шуман выступил с инициативой,обнародовав план разработан Жаном Монне по созданию отраслевого объединенияшести стран (Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса), Европейское объединениеугля и стали (ЕОУС). Новизной этого объединения было создание европейскогооргана управления независимого от правительств стран.

Другим последствием является то, что интеграция углубляет возможность вооруженной агрессии, исключает возможность вооруженной защиты от агрессии, а не различные возможные формы агрессии. Это имеет большое значение для союзных государств, расположенных на периферии федерации. Хотя для суверенных государств владение собственной территорией является вопросом «жизни и смерти», для федерального государства не так важно обладать территорией определенного государственного государства, поскольку оно решает только размеры всей его территории.

Следующим шагом стало создание 25Март 1957 Европейского Экономического Сообщества ("Совместныйрынок ") и Европейского сообщества по атомной энергетике (ЕСАЕ), или"Евроатом".

Римский договор 1957 г.

Преисполненныерешимости заложить основы более тесного союза между европейскими государствами;

Преисполненныерешимости обеспечить совместными действиями экономический и социальный прогресс своихстран путем устранения барьеров, разделяющих Европу;

С другой стороны, граничные состояния наиболее подвержены агрессии другого государства, связанного с федерацией. Федерация препятствует вооруженным конфликтам между федерациями, но не исключает федеративные конфликты со своими соседями. Вооруженные конфликты, скорее всего, взорвутся на территории, и один из способов использования территориального подчинения - силой. Столкнувшись с внешним вооруженным конфликтом, федеральное государство может впасть в свои собственные или «общие интересы» в подрывную деятельность и предоставить своему противнику часть своей территории.

Ставяосновной целью своих усилий постоянное улучшение условий жизни и труда своихнародов.

Признавая,что устранение существующих препятствий, требует необходимость согласованных усилий с цельюгарантировать стабильность экономического роста, равноправное торговлю и честнуюконкуренцию;

Обеспокоенные укреплениемсоюза экономик и обеспечением их гармоничного развития при сокращении разрывамежду различными регионами и отставанием стран, находящихся в худшем положении;

Разница заключается в том, что Рузвельт и Черчилль нарушили обязательства, взятые ранее с Польшей, и что в такой интегрированной Европе такая торговля будет соответствовать закону ЕС. Третье следствие состоит в том, что глубокая интеграция требует нового политического субъекта, наднациональной структуры, которая имеет право подчинять интересы союзнических государств и их соседних государств неопределенным «общим интересам».

Общий эффект глубокой политической интеграции заключается в том, что он выполняет все интересы групп, которые управляют интегрированным государством, и дает им право применять силу против отсутствия независимости и средств защиты конституционных обществ и, таким образом, позволяет этим группам управлять. экономическая эксплуатация этих обществ.

Желаясодействовать с помощью общей торговли политике постепенного снятия ограничений намеждународной торговле;

Желаяподтвердить солидарность, которая объединяет Европу и страны других континентов, и,Желая обеспечить развитие их процветание в соответствии с Уставом ООН;

Преисполненныерешимости укрепить путем реализации указанного комплекса, мир и свободу и,призывая другие народы Европы, которые разделяют эти идеалы, присоединиться к этимусилий;

Самое главное, однако, в том, что единственным очевидным несомненным преимуществом глубокой интеграции, то есть ухудшением агрессии между членами профсоюза, является исключительно военная агрессия, которая не является ни единственной, ни агрессивной формой агрессии.

Агрессивная агрессия очень редко направлена ​​на убийство людей. Иногда во время войны геноцид приходит как форма возмездия или в результате идеологии, но даже в Холокосте, это важный элемент, чтобы избавиться от группы, которую считают экономическим конкурентом, и взять на себя ее собственность. Война в Польше была вызвана ненавистью к Польше и полякам, но ее целью было исключить поляков, которые считали себя владельцами этой территории. Если немцы и русские начали войну, убив польскую интеллигенцию и офицеров, это было связано с тем, что они стали началом национальной культуры и патриотизма, что позволило эффективно угнетать.

Решили создать Европейское экономическое сообщество.

Цель ЕЭС - Способствовать развитию национальных экономик и защищать Европу отзасилье американского капитала. Условиями вступления в ЕЭС является ликвидация убыточныхпредприятий и государственных дотаций. Страны-участницы совместно разрабатывают экономическуюполитику, межгосударственные проекты, таможенные тарифы, регулирующие финансовую систему,налаживают систему международной специализации с целью обеспечениярентабельности производства, создают единый рынок труда.

Составление более 20 тысяч молодых, эффективных мужчин на любом колесе или на краю леса было бы намного выгоднее, но более рискованно. Поэтому целью уничтожения населения является, как правило, разрушение или предотвращение сопротивления агрессии, но главной целью агрессии является изнасилование. Однако вооруженная агрессия - не единственный или самый эффективный метод разграбления.

Есть много способов взять чужую собственность против воли владельца. Экономически более сильный организм может легко привести к банкротству, экономически более слабому организму и искупить его зря. Цель такой экономической агрессии состоит не только в том, чтобы взять на себя собственность, но и уничтожить ее, например, чтобы избавиться от конкуренции.

Во второй половине 60-х годовпроисходит объединение структур ЕОУС, ЕЭС, Евроатома с целью создания единыхорганов (Совета, Комиссий, Суда и др.). В 1968 г. формируется единый таможенный союз.

Дальнейшееразвитие ЕЭС идет путем углубления экономической и политической интеграции(Маастрихтские соглашения о создании Европейского Сообщества, 1992 г.).

Экономическая агрессия является наиболее прибыльной, поскольку она не приносит потерь и выгод, но ее можно легко противопоставить, если потенциальная жертва будет иметь желание сопротивляться и средства для защиты своих собственных интересов. Самый простой способ - создать закон, устанавливающий ограничения на правовое приобретение собственности на определенной территории, и это как раз начало межгосударственных границ. Можно сказать, что границы имеют исключительно защитную цель, поскольку их устранение облегчает простейшую и эффективную агрессию.

Процесс становления ЕЭС был длительными сопровождался кризисными явлениями, вызванными структурными изменениями вэкономиках стран, процессом наработки системы интеграции.

Было немало и противников ЕЭС. Так,в 1960 г. в противовес "Общему рынку" Великобритания образовалаЕвропейскую ассоциацию свободной торговли, в которую вошли Великобритания, Швеция,Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия, Португалия.

Поскольку каждый закон требует его применения, суверенное государство может использовать различные средства для этого. Одним из них является полное закрытие границ, а в случае их незаконной сдачи - использование физической силы для удаления агрессора.

Вооруженная агрессия - это наименее дорогостоящий метод грабежа, поскольку он приводит к потере собственного агрессора и, в конце концов, приводит к тому, что носитель несет стоимость брони и требуется только в том случае, если у жертвы есть средства и воля к защите. Неизбежность потерь на стороне агрессора и их прогнозируемая шкала может привести к прекращению агрессии в общем балансе. Одно слово - если кто-либо когда-либо думал об агрессии для каких-либо целей, есть только один фактор, который может остановить его от агрессии - перспектива столкнуться с эффективным сопротивлением и потерями, превышающими ожидаемую прибыль.

В 60-е годы между ЕЭС и ЕАСТ разгорелась острая конкурентная борьба. В этой борьбе ЕЭС получилоубедительную победу: за десять лет (1960-1970) судьба ЕЭС в мировомпроизводстве выросла с 26% до 32%, в то время, как судьба ЕАСТ уменьшилась с 16,5% до15%. В результате этого ЕАСТ распалась, а ее члены один за другим сталипереходить в ЕЭС, и первой из них была сама Великобритания.

Только суверенное государство со своими вооруженными силами в качестве конечного средства обеспечения правопорядка обладает способностью противостоять защите своих собственных интересов. Экономические цели - это не единственные цели, которые защищает суверенное государство. Конкретной целью государства является защита потенциала развития культурного сообщества как нации. Генезис национальных общин осложнен, потому что национальное сообщество - это не простая сумма экономических интересов его участников и даже сохраняет свою силу, когда эти интересы противоречат друг другу.

В 70-е годы в ЕЭС вступили Великобритания, Дания, Ирландия. В 80-е - Греция, Испания, Португалия.

Переход от конфронтации ксотрудничества государств мира, завершение "холодной войны" (вторая половина80-х - 90-е годы), дал новый импульс интеграционным процессам в Европе.Они развивались в двух направлениях: углубление интеграционных процессов ирасширения ЕС (привлечение новых членов за счет стран Центральной, Северной,Восточной Европы.

Точно так же тот факт, что национальное государство представляет интересы сообщества, не обязательно означает, что он представляет интересы всех членов сообщества в определенной степени или «справедливо». Поэтому он создает материальную цивилизационную базу для обеспечения комфортной жизни и материальной культурной базы для полноценного проживания. Эта материальная база, особенно культурная база, чтобы сообщество с территории. Поскольку каждое свойство соблазняет потенциальных хищников, сообщество с достаточным экономическим и демографическим потенциалом для самообеспечения для защиты своих собственных интересов устанавливает границы и создает средства для защиты своей личности и личной культуры.

В 1987 г. члены ЕЭС ввели в действие"Единый европейский акт", по которому ликвидировали существующие препятствия вэкономическом сотрудничестве, создали единую налоговую систему, отменилиразличия в своих законодательствах. Кроме того, страны ЕЭС в мае 1992 г.заключили соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) об образованииЕвропейского экономического пространства (ЕЭП). Здесь свободно передвигаются капиталы,товары, услуги и рабочая сила. 6 февраля 1992 в г. Маастрихте(Нидерланды) страны-члены ЕЭС подписали соглашения, по которым с 1 января 1993началось функционирование единого рынка. Тогда же вступил в силу договор оЕвропейский Союз (ЕС), на основе которого в 1999 г. завершилось созданиеединого валютного пространства - вместо национальных валют введена единая"Европейскую валютную единицу" - "евро". Сообществопланирует разработать общую оборонную политику и ввести единое европейскоегражданство. Следовательно, должно образоваться Европейский дом, которым будут руководитьЕвропейский совет, Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент, Евросуд.

В то время как достижения цивилизации немного отличаются от национальных, поскольку они удовлетворяют «физиологические» потребности, культурное наследие сильно отличается от того, что суть культуры как проявление уникальности «духовной» и общинной самобытности сообщества - это разделение.

Эта индивидуальность не является по сути своей антагонистической, поскольку она может занимать отдельные территории, но даже с чисто технических терминов две культуры, вынужденные сосуществовать на одной территории, могут находиться в конфликте. Одним словом - разделение и обозначение четких границ не только защищает от агрессии, но и устраняет конфликты, которые появляются только тогда, когда отдельные сообщества осуждаются на сосуществование в конфликтных условиях.

Европейский Союз (далее - ЕС) - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Если мы обобщим предыдущие соображения, мы легко придем к выводу, Ограниченная интеграция, сохранение суверенных государств и получение ее эффективности от реальных общих интересов, а также стремление избежать нежелательной агрессии, однако, не полностью устраняет опасность вооруженного конфликта, делает ее маловероятной, но обеспечивает право республик, представленных национальными государствами на независимые Развитие, поэтому оно позволяет развитие в целом. Аспект проблемы, который, как известно, упускается из виду, заключается в том, что право на саморазвитие связано с риском и ответственностью, которая возникает в результате этого развития, и поэтому работает в том же масштабе в сообществе, что и свободная конкуренция на свободном рынке.

ЕС - это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного прав. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС - это, прежде всего, общее право, общие институты и общая политика.

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Мысль о единстве Европы формировалась в течении тысячелетий, однако только Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции. Для стран, потерпевших поражение в войне, насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

В 1948 г. Франция, Великобритания и страны Бенилюкса учреждают Западноевропейский союз, направленный преимущественно против угрозы со стороны Германии. Годом позже, по инициативе Соединённых Штатов, избирается принципиально иной путь решения безопасности Западной Европы, суть которого не изолировать Германию, а вовлечь её в общее достаточно большое объединение - Организацию Северо-Атлантического договора (НАТО - 1949 г.), в состав которой включается и Западная Германия. Таким образом, почти одновременно были созданы общеевропейские организации в политической, экономической и оборонной областях.

2.Характеристика основных учредительных договоров Европейского союза.

Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Он был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет. Европейское объединение угля и стали - это первое интеграционное объединение в Европе, положившее начало процессу европейской интеграции и созданию ЕС.

Примерно треть всех статей Договора была посвящена практическим проблемам коллективного управления сталелитейной и угольной промышленностью - финансам, инвестициям, производству, ценам, внутриотраслевым соглашениям и концентрации, регулированию условий конкуренции, заработной плате и мобильности рабочей силы, транспорту, торговой политике.

На первый взгляд Объединение ставило перед собой сравнительно узкие цели, решало специальный круг задач и проблем, связанных с развитием сталелитейной и угольной промышленности. В то же время ЕОУС было своеобразным экспериментом, в ходе которого проходили практическую проверку важнейшие теоретические построения и, прежде всего, решалась задача соотношения наднационального и межнационального в западноевропейской интеграции. Ради достижения поставленных целей государства-члены пошли на радикальный шаг - ограничение своего суверенитета, передачу властных полномочий наднациональным органам.

ЕОУС был наделён статусом юридического лица, за ним была признана международная правоспособность. Для управления Объединением создавалась система институтов, основная схема которой была впоследствии воспринята Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Она включала Высший руководящий орган, Общую ассамблею (будущий Европейский парламент), Специальный Совет министров (Совет) и Суд.

Европейское объединение угля и стали 23 июня 2002 г. прекратило своё существование в связи с истечением Договора о его создании, заключённого на 50 лет и не продлевавшегося сторонами, так как темпы развития Европейских сообществ сделали существование ЕОУС неактуальным. В этот день в Брюсселе был торжественно спущен флаг ЕОУС.

Убедившись на примере ЕОУС в реальности экономической интеграции, её архитекторы пришли к выводу о необходимости расширения интеграции на другие сферы экономики. В результате 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны ещё два договора - Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые по месту подписания получили наименование Римских договоров.

Особенно большое значение имел Договор о создании Европейского экономического сообщества, в котором сформулированы фундаментальные основы интеграционного объединения, определены условия и порядок его функционирования, закреплены важнейшие достижения в области экономического, социального и правового развития. Если Договоры о ЕОУС и Евратоме содержали положения, предназначенные для сравнительно узких сфер сотрудничества государств, то Римский договор о создании Европейского экономического сообщества имел универсальный характер. Он заложил основы нового правопорядка, начала правовой системы, регулирующей взаимоотношения её субъектов как внутри этих объединений, так и отношения сообществ с внешним миром.

В Римском договоре о Европейском экономическом сообществе подчёркивались его сугубо экономические цели. Концептуально он представлял собой последовательную программу экономической интеграции. Первым шагом на этом пути должно было стать создание таможенного союза, который был сформирован досрочно - к середине 1968 г. Государства-члены ЕЭС договорились об установлении общего внешнего таможенного тарифа и передаче Сообществу полномочий на осуществление общей торговой политики ЕЭС.

В этот период развёртывается создание «общего рынка» (свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов), складываются и утверждаются основные принципы европейского права, начинает функционировать система судебного контроля над его применением и соблюдением. В ходе данного второго этапа вырабатываются нормативные положения, обеспечившие создание и функционирование единой системы институтов, юридически оформляется новая система финансового обеспечения сообществ. В этот же период происходит существенное увеличение числа членов европейских сообществ, что, естественно, влечёт и расширение сферы применения европейского права.

Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период, рассчитанный на 12 - 15 лет.

Очередной этап наступил с подписанием Единого европейского акта (ЕЕА), который вступил в силу в 1987 г.

В результате произошло заметное расширение сферы ведения европейских сообществ, были внесены изменения в их институциональную структуру и намечены основные контуры развития сотрудничества государств-членов в области внешней политики и безопасности. Единый европейский акт явился решительным шагом к созданию правовой основы для перехода к новому, более высокому уровню сотрудничества государств - учреждению Европейского союза.

Единый европейский акт раздвинул рамки интеграционного процесса, который был распространён на такие новые области, как валютная политика, оказание помощи менее развитым странам и регионам ЕС, охрана окружающей среды, а также координация внешней политики государств-членов при помощи Секретариата политического сотрудничества, неофициально действовавшего в аппарате Комиссии ЕС с 1970 г.

Последующий этап связан с подписанием 27 февраля 1992 г. и введением в действие 1 ноября 1993 г. Договора о Европейском союзе. По месту подписания в голландском городе Маастрихт его ещё именуют Маастрихтским договором.

В Маастрихтском договоре были сформулированы следующие основные цели:

    создание экономического и валютного союза;

    формирование общей социальной политики;

    преобразование Европейского экономического сообщества в Европейское сообщество с расширением круга его компетенции;

    дополнение наднационального экономического интеграционного строительства сотрудничеством в области внешней политики и безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел.

Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений была созвана Межправительственная конференция, которая в сравнительно короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме и вступил в силу 1 мая 1999 г. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора. Данным Договором была расширена сфера действия права ЕС.

Амстердамский договор установил неоспоримую обязанность всех государств-членов строго соблюдать и охранять основные права человека. Институты Союза, согласно Договору, обязаны вести борьбу с подобными нарушениями. Пострадавшие от них граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда ЕС.

Новшеством по Договору явилось введение поста Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Если Маастрихтский договор 1992 г. учредил на основе сообществ новую организацию - Европейский союз, то Амстердамский договор 1997 г. осуществил серьёзную реформу её правовых устоев, направленную на повышение эффективности и демократичности Союза и сообществ.

Решение о создании специальной комиссии для разработки Европейской хартии было принято на внеочередном саммите Европейского союза в Тампере (Финляндия) 15-16 октября 1999 г. Её базой должны были стать все международные документы о защите прав человека. Главы государств и правительств подчеркнули в ходе Европейского совета, что Хартия станет «философской и политической основой» создания «европейского пространства свободы, безопасности и законности».

Главной чертой и отличием этого документа было то, что Хартия имела целью защитить человека от произвола надгосударственных институтов Европейского союза, в то время как прежние международные декларации, хартии, международные договоры правозащитного характера и соответствующие разделы в национальных конституциях принимались с целью защитить личность от злоупотреблений государственной власти.

Наиболее важной отличительной чертой Хартии является её универсальный характер. Она закрепляет все три группы основных прав и свобод как личные (гражданские) и политические, так и права социально-экономические и культурные.

Составители Хартии нарушили традицию проведения различия, с одной стороны, между гражданскими и политическими правами, с другой - экономическими и социальными правами. В структуре Хартии все права распределяются вокруг нескольких главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие.

Хартия вступила в силу 18 декабря 2000 г. Хартия защищает права не только граждан Европейского союза, но и наделяет отдельными правами любое физическое лицо, находящееся на территории Союза независимо от гражданства и места жительства. В качестве таких прав выступает большинство личных, а также социально-экономических прав. Отдельными правами Хартия наделяет не только физические, но и юридические лица.

Непосредственными адресатами обязанностей по Хартии являются институты и органы Союза. Национальные органы также связаны признанными Европейским союзом основными правами.

Основным недостатком новой Хартии является то, что она не имеет юридически обязательной силы.

Стремясь продолжить начатый Амстердамским договором процесс подготовки институтов Союза к функционированию в расширенном составе, государства-члены 11 декабря 2000 г. одобрили Ниццский договор, который вступил в силу после завершения его ратификации в странах-участницах.

Ниццский договор не учреждает новых организаций. По своему содержанию он представляет собой комплекс поправок в учредительные договоры европейских сообществ и Европейского союза и призван углубить интеграцию внутри Союза и усовершенствовать её правовые основы.

Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов (13) на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.

Такая конференция была собрана в 2003 г., результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 г. между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 г.

Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, 10 новых стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в т.ч. Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии» (сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 г.), где установлены условия принятия в ЕС.