Портрет леонида андреева в хорошем качестве. Леонид андреев. Биография Андреева Леонида Николаевича. Зрелые годы

Илья Ефимович Репин - выдающийся мастер исторического, бытового и портретного жанров. Портреты составляют важную часть репинского наследия. Глубокая психологическая характеристика, умение передать неповторимую индивидуальность модели, живописное мастерство делают Репина одним из лучших портретистов своей эпохи.

В коллекции Омского музея находится одно полотно кисти Репина - портрет Леонида Андреева. Ранее он хранился в галерее известного коллекционера И.Е. Цветкова. Портрет был исполнен летом 1905 года в Куоккале, где Репин жил постоянно с 1903 года в собственном имении, названном им «Пенаты». Произведения, написанные в это время, отличаются от его более ранних работ. Они были связаны с общим ходом развития искусства рубежа XIX - XX века. Репин этого периода интересен как живописец, в чьем творчестве отразились художественные искания времени, поскольку по натуре своей художник был преобразователем, реформатором, остро чувствующим дух перемен.

В репинских «Пенатах», где постоянно собиралась художественная интеллигенция, часто бывал писатель Леонид Николаевич Андреев. По словам Александра Блока, это был человек, «носящий, вернее, таскавший в себе мировой хаос». Используя приемы символизма, Андреев стремился к выражению общественных идей и настроений в иносказательной форме. Его рассказы вызывали чувство острого беспокойства и недовольства жизнью.

Репин писал Леонида Андреева дважды. Первый портрет, созданный в 1904 году и известный под названием «Портрет Леонида Андреева в белой рубахе», хранится в Государственной Третьяковской галерее. Этот портрет, светлая красочная гамма которого построена на тонких градациях белого цвета, передает характер мягкий, натуру чуткую, духовно богатую, но лишенную энергии действия. Созданный образ не удовлетворил Репина, и он получил от Андреева согласие позировать снова.

Спустя год Репин пишет второй портрет писателя - красивого человека «со смуглым точеным, декоративным лицом», сидящего, раскинув руки, на садовой скамье. Непринужденность, раскованность позы сочетается с почти царским величием. Недаром Репин называл Андреева «герцогом Лоренцо». Портрет получил название «Летний отдых». Но первое впечатление от него обманчиво. Оно нарушается всем строем портрета, который направлен на динамизацию и даже драматизацию образа.

Диагональная крестообразная композиция, сочетание контрастных и дополнительных цветов (красный и чёрный, красный и зелёный), поворот головы модели в три четверти создают внутреннюю динамику, эмоциональную напряжённость и глубокий психологизм в передаче образа портретируемого. Зеленый и красный цвета заставляют друг друга звучать сильнее. Фигура, несмотря на светотеневую моделировку, воспринимается скорее как пятно, а фон приближается скорее к плоскости, чем к глубокому иллюзорному пространству. Возникающая в результате этого некоторая декоративность портрета связывает его с произведениями модерна - стиля рубежа XIX - XX века.

Портрет писателя Леонида Андреева с папиросой
в книге Корнея Чуковского "Современники". 1910-е

Музей Л. Н. Андреева в Орле
Творчество, основные идеи

Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева (Летний отдых). 1905 (c) И.Е. Репин. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции.

Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1905 г.). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

Леонид Андреев

За год или за два до того, как вышла первая книжка рассказов Леонида Андреева, - а вышла она в 1901 году, - Горький писал мне из Нижнего-Новгорода, что рекомендует и просит приютить и приласкать молодого начинающего писателя, Андреева, человека хотя и неизвестного, но очень милого и талантливого.

Вскоре после этого Горький приехал в Москву и в первую же «Среду» привез к нам Андреева.
Это был молодой человек с красивым лицом, с небольшой бородкой и черными длинными волосами, очень тихий и молчаливый. Одет он был в пиджак табачного цвета.

В десять часов, когда обычно начиналось у нас чтение, Горький предложил выслушать небольшой рассказ молодого автора.

Я вчера его слушал, - сказал Горький, - и, признаюсь, у меня на глазах были слезы.
Но Андреев стал говорить, что сегодня у него болит горло, что читать он не может… Словом, заскромничал и смутился.
- Тогда, давайте, я прочитаю, - вызвался Горький.

Взял тоненькую тетрадку, сел поближе к лампе и начал:
- Рассказ называется «Молчание »…

Чтение длилось около получаса.

Андреев сидел рядом с Горьким, все время не шевельнувшись, положив ногу на ногу и не сводя глаз с одной точки, которую он выбрал где-то вдалеке, в полутемном углу. Но вряд ли он чувствовал в то время, что каждая прочитанная страница сближает с ним этих, хотя и известных ему, но все же чужих людей, среди которых сидит он, точно новичок в школе.

Чтение кончилось. Горький поднял глаза, ласково улыбнулся Андрееву и сказал:
- Чорт возьми, опять меня прошибло!

«Прошибло» не одного Алексея Максимовича. Всем было ясно, что в лице этого новичка «Среда» приобретала хорошего, талантливого товарища.

Андреев Леонид Николаевич

Биография Андреева Леонида Николаевича. Молодые годы.

Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа 1871 года в Орле в семье землемера-таксатора, сына предводителя дворянства и крепостной девушки. Мать Андреева, урожденная Пацковская, происходила из рода польских помещиков.
Детство Андреева, по его словам, было «ясным, беззаботным». В возрасте шести лет он научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку».
В 1882-1891 годах Андреев обучался в Орловской классической гимназии. Уже в годы учебы открыл в себе литературный талант, который сначала проявлялся в написании сочинений за соучеников, а позже – и первые рассказы. Андреев рос впечатлительным, склонным к экспрессивным поступкам молодым человеком. В семнадцатилетнем возрасте, решив испытать силу воли, он лег между рельсов перед приближающимся паровозом; к счастью, «эксперимент» не привел к гибели будущего писателя. К этому же времени относится запись Андреева в дневнике, утверждающая, что он"своими писаниями разрушит и мораль и установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию и закончит свою жизнь всеразрушением".
По окончании гимназии в 1891 году Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. В это время умирает отец Андреева, материальное положение семьи ухудшилось настолько, что Леонид некоторое время голодал. В Петербурге он создает свои первые рассказы (литературный дебют – рассказ «В холоде и золоте», 1892 год), не принятые редакцией. За неуплату Андреев был отчислен, но, не теряя решимости продолжать образование, поступил на юридический факультет теперь уже Московского университета. В Москве его материальное положение улучшилось.
В 1894-1895 годах студент и начинающий писатель Леонид Андреев трижды намеревался поставить точку в своей биографии, предпринимая попытки самоубийства по причине несчастной любви.
Успешно окончив университет в 1897 году, Андреев через некоторое время устроился на работу в адвокатуре; адвокатской деятельностью он занимался до 1902 года. Параллельно Андреев начинает работать в журналистике, сотрудничая с газетами «Московский вестник» и «Курьер». Его первые произведения – фельетоны; Леонид Андреев подписывается псевдонимом Джеймс Линч. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его рассказ «Баргамот и Гараська». Этот рассказ привлек внимание Максима Горького. Результатом сближения молодых писателей стало творческое объединение, включившее также начинающих в те годы Ивана Бунина, Николая Телешова и певца Федора Шаляпина. С 1900 Андреев вёл в "Курьере" циклы фельетонов "Впечатления" и ежевоскресный очерк "Москва. Мелочи жизни".

Биография Андреева Леонида Николаевича. Зрелые годы.

Подлинная известность приходит к Леониду Андрееву после публикации в 1901 году в журнале «Жизнь» рассказа «Жили-Были». В том же году в издательстве «Знание» выходит первая книга рассказов Андреева. В это время он создает новые произведения – «Смех», «Стена», «Бездна», «Мысль», «В тумане», повесть «Жизнь Василия Фивейского» - обращение к биографии священника, раскрывающее глубины человеческой психологии, новеллу «Красный смех» по мотивам событий русско-японской войны.
Начало века подарило писателю не только реализацию таланта, но и новую любовь. В 1902 году он женится на А.М. Велигорской, внучатой племяннице Тараса Шевченко.
В 1905 году Андреев впервые принимает участие в революционной деятельности, укрывая на своей квартире членов РСДРП. 10 февраля 1905 года был арестован, но выпущен из тюрьмы под залог, внесенный Саввой Морозовым. В связи с этими событиями Андреев уезжает в 1906 году в Германию. Здесь у Андреева рождается сын Даниил (впоследствии – автор трактата «Роза Мира»), но от родов умирает жена писателя. Андреев переезжает в Италию и поселяется на Капри у Горького. Его увлечение революцией сменяется разочарованием, с 1907 года Леонид Андреев порывает с революционными кружками. К этому же периоду времени относятся его первые опыты в качестве драматурга (первая пьеса Андреева «К звездам» была создана в 1905 году).
В 1907 году Леонид Андреев создает повесть «Иуда Искариот и другие». Это вольное изложение евангельских событий, одна из первых попыток в литературе XX столетия по-новому прочитать «биографию» Иисуса Христа и апостолов, дать новую трактовку событиям, изложенным в Священном Писании.
В 1907-1910 годах Андреев активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». С 1908 года он проживает в собственный дом в Ваммельсу (Финляндия) – виллу «Аванс», получившую свое название из-за того, что она была выстроена на средства от издательского аванса. Леонид Андреев приветствует начало Первой мировой войны; известен ряд его высказываний этого времени в антигерманском духе. Незадолго до Февральской революции 1917 года он стаовится членом редколлегии газеты «Русская воля». Октябрьскую революцию Андреев не принимает; его последние произведения, такие, как неоконченная повесть «Дневник Сатаны» показывают Советскую власть в негативном ключе. Он продолжал жить с семьей в Финляндии, в деревне Нейвала близ Мустамяки; после выхода Финляндии из состава Российской империи оказался в эмиграции.
12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца. Писатель был похоронен в Мариоки. В 1956 году его останки были перезахоронены в Ленинграде на Волковом кладбище.
Яркий представитель Серебряного века, Леонид Андреев в своем творчестве отразил как светлые, так и темные стороны этого периода русской культуры. О творчестве Андреева положительно высказывались Николай Константинович Рерих, Илья Ефимович Репин (он создал портрет Леонида Андреева), Викентий Викентьевич Вересаев, Александр Александрович Блок, Антон Павлович Чехов. Андреев, несмотря на суицидальные наклонности юности, в своих произведениях воспевал жизнь: «Пусть всепобеждающая жизнь - иллюзия, но я верю в нее, и несчастья нынешнего дня не отнимут у меня веры в день грядущий», писал он. «Жизнь победит - сколько рук ни налагалось бы на нее, сколько безумцев ни пытались бы ее прекратить. И разве не умнее: жить, хваля жизнь, нежели ругать ее - и все же жить!»

Смотрите все портреты

© Биография Андреев Леонид Николаевич. Биография писателя Андреева Леонида Николаевича. Биография поэта Андреева Леонида Николаевича

Жизненный срок Леониду Андрееву был отпущен до обидного малый. Всего 48 лет. И спокойных среди них не было, только качели, вверх-вниз. Мгновенная литературная слава после дебютного сборника рассказов в 1901 году, признание Л. Толстым, А. Чеховым, М. Горьким - и почти полное забвение при воцарившейся советской власти. Попытки самоубийства на почве несчастной любви - и два счастливых брака (первая жена умерла при родах), давших ему пятерых талантливых детей. Восторженное приветствие первой русской революции (успел в тюрьме посидеть за ее идеалы) - и полное отторжение идей большевизма.

И, как всякий очень талантливый человек, он талантлив во многом. Был прекрасным мореплавателем (своя флотилия яхт на Балтике), художником (его хвалили Илья Репин и Валентин Серов)...

Он торопился успеть все.

Когда на экскурсию однажды пришла группа туристов из Англии, они уже с порога были в восторге: о-о, знаем-знаем, Андреев, знаменитый фотограф! - улыбается Татьяна Полушина, заведующая Домом-музеем Леонида Андреева в Орле. - Он ведь одним из первых в России стал делать цветное фото в технике "автохром"*. Это, проще говоря, изображение на стеклышках.

- И откуда об этом известно англичанам?

Дело в том, что директор Русского архива в Лидсе филолог Ричард Дэвис с юности был большим поклонником русской литературы (сам учился в Ленинграде) и очень любил творчество Андреева. Так получилось, что большая часть писательского архива после смерти Леонида Николаевича в 1919 году оказалась в Аргентине. Там жил и в 1970 году умер его сын Савва. Вдова Хуанита готова была за символическую плату продать архив России, но бюрократические проволочки затянули дело, и тогда в Аргентину отправился Ричард Дэвис...

- Перехватил?

Скорее сделал доброе дело. Тогда-то мир и узнал, что Леонид Николаевич не только писатель первой величины, но и мастер цветной фотографии. Сейчас в Лидсе около 400 снимков Андреева, 56 хранятся в Орле, в наших фондах, с десяток в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге, что-то есть в Гуверовском архиве... Кстати, делились с Дэвисом своими коллекциями и другие дети Леонида Андреева.

Надо отдать должное Дэвису, он здорово рекламировал Андреева-фотографа: издал роскошный (на четырех языках, к сожалению, среди них нет русского) фотоальбом, выпускал наборы открыток, использовал работы Андреева при изготовлении афиш. Дэвис несколько раз приезжал в Орел, бывал в нашем музее. И в 90-е годы даже возил наши "автохромы" в Англию на реставрацию, поскольку никто в России не брался с ними работать. Причем отреставрировал бесплатно.

- Известно ли, кто Леонида Николаевича учил искусству фотографии?

Никто. Он всё осваивал самостоятельно. Начиная с 1903 года делал черно-белые снимки, а когда в Россию пришла цветная фотография - это 1907 год - стал заниматься "автохромом". Снимал "кодаком" - удовольствие для того времени недешевое, но писательская слава Андреева приносила огромные гонорары. Его внучка Ирина, очень помогавшая нам в становлении музея, вспоминала, что он был единственным прозаиком, которому платили построчно, как поэтам. Гонорары были выше, чем у Горького...

Не могу не похвастаться: совсем недавно внучатая племянница Андреева академик Российской академии образования Ксения Александровна Абульханова подарила нам андреевский стереоскоп - прибор, который позволял получить объемное изображение при просмотре. И несколько черно-белых снимков, сделанных Леонидом Николаевичем. С них-то он и начинался как фотограф.

ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ

*Что такое "автохром"?

Механизм получения цветного изображения на растровых пластинках довольно прост. Качественный картофельный крахмал тщательно просеивается и делится на три равные кучки. Каждая окрашивается в свой цвет: оранжево-красный, фиолетовый и зеленый. Затем кучки просушиваются и смешиваются. На стеклянную пластинку наносится клеящий слой, а по нему кисточкой распределяется порошок, который сверху припорашивается сажей. Сажу, вдавливая, раскатывали по пластине, и в темной комнате сверху покрывали фотоэмульсией. Потом пластинку вставляли в аппаратуру и снимали, получая цветную фотографию.

По сути, между светочувствительным слоем и основой (стеклом) появился комбинированный (трехцветный) светофильтр, что и давало в результате очень качественное изображение.

ВЗГЛЯД КОЛЛЕГИ

"Не верилось, что это фотография..."

Писатель Корней Чуковский:

"Казалось, что не один человек, а какая-то фабрика, работающая безостановочно, в несколько смен, изготовила все эти неисчислимые груды больших и маленьких фотографических снимков, которые были свалены у него в кабинете, хранились в особых ларях и коробках, висели на окнах, загромождали столы. Не было такого угла в его даче, который он не снял бы по нескольку раз. Иные снимки удавались ему превосходно - например, весенние пейзажи. Не верилось, что это фотография, - столько в них было левитановской элегической музыки.

В течение месяца он сделал тысячи снимков, словно выполняя какой-то колоссальный заказ, и, когда вы приходили к нему, он заставлял вас рассматривать все эти тысячи, простодушно уверенный, что и для вас они источник блаженства. Он не мог вообразить, что есть люди, для которых эти стеклышки неинтересны. Он трогательно упрашивал каждого заняться цветной фотографией.

Ночью, шагая по огромному своему кабинету, он говорил монологи о великом Люмьере, изобретателе цветной фотографии, о серной кислоте и поташе... Вы сидели на диване и слушали".

(Из воспоминаний о Леониде Андрееве)

Редакция благодарит "Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева " за помощь при подготовке этой публикации.

Эту галерею стереофотографий вы можете увидеть так же, как ее смотрели современники Леонида Андреева. Для этого вам понадобится смартфон и очки виртуальной реальности. Cамые простые, сделанные из картона Google Cardboard VR, можно приобрести за 100-200 рублей или сделать самостоятельно по инструкции от Google . Откройте галерею на смартфоне - вставьте его в очки и насладитесь объемной цветной картинкой из 1910-х.