В чем уникальность картины малевича черный квадрат. Где сейчас находится «Черный Квадрат» Малевича? Огромное влияние на жизненное пространство

Родился будущий художник в 1878 году в Киеве в семье выходцев из Польши. Образование Малевич получил сначала в Киевской рисовальной , а затем – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Кроме этого, он в течение нескольких лет посещал художественную студию Ф. Рерберга.

Первое известное упоминание работ Казимира Малевича связано с 14 выставкой московского Товарищества в 1907 году, где были представлены 2 этюда художника. Участвовал он также в выставках «Бубнового валета», Первого Московского Салона, «Союза », «Ослиного хвоста», «Современной живописи».

Буквально за 10 лет с 1903 по 1913 года художник прошел путь от импрессионизма и символизма к русской фовизма – примитивизму и далее – к кубофутуризму и супрематизму.

Казимир Малевич выступил теоретиком новых течений в искусстве в брошюре «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1915 год). За короткое время она выдержала 3 издания.

Начиная с 1910-х годов, творчество Казимира Малевича стало своего рода «испытательным полигоном», на котором проверялись и оттачивались новые возможности живописи. Искания шли в разных направлениях, но главным достижением художника в эти годы стал цикл картин, принесший Малевичу большую популярность. Это широко известные полотна «Корова и », «Авиатор», «Англичанин в Москве», «Портрет Ивана Клюна». В них художник продемонстрировал новый способ организации пространства картины, неизвестный французским кубистам.

«Черный квадрат» - гениальная картина или шарлатанство?

В середине 1915 года, написав более 39 картин, выдержанных в принципах кубизма, но тяготеющих к беспредметности, Малевич дал название новой живописи – супрематизм. Манифестом этого художественного направления стал знаменитый «Черный квадрат», который был продемонстрирован в 1915 году на последней выставке футуристов. Именно эта картина, по мнению самого художника, должна стать начало конца «видимой, предметной живописи». В своей брошюре Малевич провозгласил супрематизм началом новой культуры.
«Черный квадрат» и другие супрематистские картины художника представляют собой композиции, где главным становится изображение геометрических фигур на нейтральном по цвету фоне. В этих произведениях полностью отсутствует даже малейший намек на материальность. Тем не менее, работы Малевича отличает определенная природная гармония, которая выступает на «космическом» уровне.

В настоящее время известны три варианта картины «Черный квадрат», написанных Казимиром Малевичем.

Написание самой простой геометрической фигуры (квадрата), с использованием базовых цветов – черного и белого – уже почти сто лет будоражит умы, бурные споры.

Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор разгадать тайну этой картины. Толкования этого полотна Малевича крайне противоречивы – от мрачного откровения гениального художника до образца убогости, от искусственно раздутого фетиша за которым нет абсолютно никакой тайны до иудейского символа, и даже акта самоутверждения сатанинского начала.

Как бы там ни было, Малевич создал великое полотно, которое, словно магнит, притягивает к себе любителей и специалистов живописи.

Картины этого художника продаются на аукционах за немыслимые деньги, галереи стоят в очереди и бьются за право выставить его полотна в своих залах. Он признанный гений во всем мире. Между тем, по поводу самой знаменитой его картины каждый второй, кто её видел, с недоумением и саркастической усмешкой замечал: «Тоже мне художник!». Картина называется «Чёрный квадрат», автор её - Казимир Малевич. Так в чем же дело?

По этому поводу написано много научных трудов, на этом материале защищалась куча диссертаций, издавались толстые книги, но вся эта информация рассчитана на довольно узкий круг посвященных и интересующихся. А тот факт, что все без исключения, включая скептиков, каждый день видят вокруг себя продукты деятельности этого художника, пользуются ими - это для подавляющего большинства секрет.

До Малевича в живописи существовал другой изобразительный язык. Цвет был всегда привязан к форме. Используя цветовую палитру, художник через выбранный сюжет передавал мысль, эмоции, настроение.

Идея о том, что цвет имеет самостоятельное содержание, энергетическое воздействие на психическое, физическое, эмоциональное состояние человека пришла к Малевичу как озарение, когда он рисовал декорации к спектаклю. Художник ощутил самодостаточность черного квадрата, изображенного в глубине сцены.

Это было начало новой эпохи в живописи. Малевич создал новый художественный алфавит, который имел широкую сферу применения - медицинскую, энергетическую, психологическую. Он изучал влияние цветоформ (черного квадрата, красного креста, белого круга) на состояние человека, на его здоровье, психику, предложил новый язык для нового времени.

Малевич обнаружил, что белый цвет, к примеру, усиливает боль и его использование в больницах опасно для пациентов, красный цвет действует возбуждающе, зеленый успокаивает, а оранжевый обостряет внимание. Яркие куртки дорожных рабочих - изобретение Малевича.

Использование цвета в интерьере в зависимости от воздействия на психику человека - сейчас это само собой разумеется и кажется, что было всегда. На самом деле, это - открытие, результат кропотливой работы и глубокого исследования великого художника.

То, что было признано выдающимся однажды и остается таковым по мнению специалистов, заслуживает более пристального и доброжелательного взгляда. А снисходительная ирония по отношению к настоящим открытиям - следствие поверхностного суждения. Стоит лишь быть внимательнее и любопытнее, и заинтересованному взгляду откроются удивительные истины.

19 декабря 1915 года на «Последней футуристической выставке картин 0,10», которая открылась в Петрограде, публике были представлены 39 картин Казимира Малевича. На самом видном месте, в так называемом «красном углу», куда обычно помещают иконы, висела картина «Чёрный квадрат». Выступивший на выставке Казимир Малевич объявил о наступлении нового живописного реализма - супрематизма. Термином «супрематизм» (от латинского supremus - высочайший, преодолевающий) Малевич назвал высший и последний этап искусства, суть которого заключается в выходе за традиционные рамки, за пределы видимого, умопостигаемого мира.




Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать чёрный квадрат и поместить его на белый фон. Квадрат - самая элементарная геометрическая фигура, чёрный и белый - самые элементарные цвета. Наверное, любой человек может нарисовать такое. Но вот загадка: «Чёрный квадрат» - самая знаменитая картина в мире. Она будоражит умы миллионов людей, вызывает бурные споры, притягивает к себе массу исследователей и любителей живописи. Почему это происходит? До сих пор ответ на этот вопрос был не найден.

Многие исследователи пытались разгадать тайну «Чёрного квадрата». К каким выводам они пришли? Их множество. Вот пять основных.

«Чёрный квадрат» это:

1. Мрачное и абсолютно непонятное откровение гениального художника.
2. Образец убогости, полной безвыходности, отчаяния от своей бездарности.
3. Искусственно раздутый фетиш, за которым нет никакой тайны.
4. Акт самоутверждения сатанинского начала
5. Иудейский символ.

К сожалению, ни один из исследователей не пошел дальше поверхностного осмысления картины. Они видели только то, что лежало на поверхности картины, то есть только чёрный квадрат.

Сам Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина сделана им под воздействием бессознательного, а точнее - под воздействием «космического сознания». Следовательно, и картину нужно воспринимать не сознанием, а подсознанием. «Чёрный квадрат» - не просто картина, «Чёрный квадрат» - это символ космического сознания.


Все исследователи не приняли в расчёт простейшую истину, а именно - закон начертательной геометрии, который гласит так: на плоскости реально можно отобразить только плоскость. Картина является плоскостью - значит, на ней реально можно изобразить только плоскую фигуру: квадрат. Люди со слаборазвитым воображением и видят в «Чёрном квадрате» только квадрат, и ничего более. Но ведь Малевич всем дал ясно понять, что это не просто чёрный квадрат, а супрематический чёрный квадрат. То есть при рассмотрении этой картины следует выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого.


Выйдите за пределы видимого, и вы поймете, что перед вами не чёрный квадрат, а разноцветный куб. В этом и заключается секрет знаменитой картины. Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно коротко сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объёмно и во всём разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Чёрного квадрата», но им не хватало воображения, чтобы сделать последний шаг к осмыслению гениального полотна.


Давайте вместе сделаем этот последний шаг. Посмотрите на картину. Перед вашими глазами чёрный квадрат. Плоская одноцветная фигура. Но, быть может, это передняя сторона разноцветного куба? Ведь мы знаем, что, если строго фронтально глядеть на объемный предмет, может сложиться ложное впечатление о его плоскости. Сместите точку зрения. Выйдите за пределы видимого. Попытайтесь космическим зрением увидеть верхнюю сторону куба. Если у вас получилось, вы увидите, что верхняя сторона - голубого цвета. Она символизирует собой небо и высоту. Теперь обратим взгляд на нижнюю сторону куба. Эта сторона - зеленого цвета. Зеленый - цвет весны, природы и юности. Если вы сумели увидеть верхнюю и нижнюю стороны куба, разглядеть боковые стороны будет уже проще. Две боковые стороны куба - жёлтого и красного цветов. Правая сторона - жёлтого цвета, цвета солнца и лета. Левая сторона - красного цвета, цвета огня, тепла и любви. Самое сложное - увидеть обратную сторону куба. Для этого недостаточно взглянуть чуть выше, чуть ниже или чуть со стороны. Для этого мы должны мысленно переместиться на противоположную сторону. Мы должны поменять свою точку зрения на 180 градусов. Если это получится, то за передней чёрной стороной мы увидим заднюю белую сторону. Белый - цвет мудрости, правды и чистоты. Чёрный - цвет смерти, зла и пустоты.


Чёрный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в чёрном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за чёрным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

«Чёрный квадрат» - не картина в общеизвестном понимании этого слова. «Чёрный квадрат» - зашифрованное послание великого не художника, а философа Казимира Малевича. Поняв истинную суть этого послания, этой формулы гармонии, вы сможете по-другому взглянуть на окружающий вас мир. Смотрите на всё с разных точек зрения, и вам откроется вся прелесть РАЗНОЦВЕТНОГО мира.


Казимир Малевич за всю историю своей творческой деятельности прошел несколько этапов, в разное время акцентируя внимание на различных аспектах искусства. Видение художника постепенно менялось, результатом этих перемен становились полотна, наиболее всего отражающие сущность каждого периода. Однако, несмотря на это разнообразие работ художника, самой известной картиной Малевича стало полотно «Черный квадрат».

Картина представляет собой небольшой холст, ширина и длина которого составляют 79,5 сантиметров. Фон выполнен белым цветом, в центре изображен большой квадрат черного цвета. Несмотря на кажущуюся простоту создания этой картины, Малевич утверждал, что работал над ней в течение нескольких месяцев. Картина была написана в 1915 году и в это же время была продемонстрирована публике.

Выставка под названием «Ноль-десять» состоялась в Санкт-Петербурге в декабре 1915 года. Малевич представил там цикл картин «Супрематизм живописи». Само название выставки имело особое значение, связанное с новой концепцией, разработанной Малевичем. Новая идея состояла в стремлении к нулю, а в дальнейшем – в выходе за его пределы. В этом смысле особое значение имела картина «Черный квадрат». Большое значение этого полотна подчеркивало его расположение на выставке: работа находилась там, где традиционно располагаются иконы в домах, в месте, которое называют «красный угол».

К «Черному квадрату» Малевич пришел не сразу. Предвестники этой работы появлялись уже в период работы над оперой «Победа над солнцем», декорации которой Малевич оформлял вместе с единомышленниками. Одна из декораций тогда была задумана как черный квадрат вместо солнца. Такой ход должен был выразить идею торжества активного творчества человека над природой.

«Черный квадрат» был лишь одной из базовых супрематических картин. Среди них были также полотна «Белый квадрат на белом», «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».

Реакция критики на скандальную картину была неоднозначной. Однако сразу появились отзывы, которые утверждали, что «Черный квадрат» — современная альтернатива традиционным иконам, свидетельствующая о поиске новой религии, о некотором хаосе современности. Сам художник утверждал, что «Черный квадрат» — символ завершения искусства, его вершины и в то же время конца. Действительно, картина изображает загадочную бездну, которая как бы затягивает зрителя и оставляет безграничный простор для фантазий.

Картины Казимира Малевича —

Где висит "Черный квадрат" Малевича?


  1. В Третьяковке.
  2. Подлинный Черный Квадрат Казимира Малевича (1915) находится в Государственном Русском Музее.
  3. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге.
    Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету Черный квадрат Малевича. После выставки 32 - 33-х годов Художники РСФСР за 13 лет предполагалось, что он хранился дома у Малевича. А потом картина всплыла на распродаже Инкомбанка, который в свое время купил картину у некоего частного лица.
  4. Казимир Малевич однажды решил, что сможет поставить точку в развитии живописи. Ему это удалось он сотворил самый известный из своих шедевров.

    Картина Черный квадрат выставлялась в 1915 году. Шедевр стал своеобразным манифестом нового направления супрематизм изображение геометрических фигур, написанных чистыми локальными цветами и погруженным в некую белую бездну, где господствовали законы динамики и статики. Кстати, название нового явления Малевич сочинил сам.

    Черный квадрат предстал публике на выставке О, 10 в числе еще 39 полотен он находился в так называемом красном углу, где в обычном доме располагались иконы.

    Многие критики называли Малевича анархистом и утверждали, что его картина это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны. Художник заявил, что, написав эту картину, он полностью завершил развитие мировой живописи. Точка в истории этого вида искусства, по версии польского гения, получилась довольно крупной холст 53,5 на 53,5 см, закрашенный черной маслянистой краской.

    Дерзость и несомненное мастерство вмиг поставили Малевича на одну ступень с да Винчи, Врубелем, другими прославленными художниками. Правда, и после Черного квадрата польский художник продолжал творить.

    Речь здесь может идти о данном холсте, о его датировке, о том, как он соотносится с другими вариантами "Черного квадрата". Насколько мне известно, всего их было четыре. При этом я не исключаю, что еще остаются неопознанными и неизвестными другие. Могу предположить, что где-нибудь (о Малевиче сейчас пишут много - и у нас и за рубежом) появились и какие-либо новые данные, за которыми я не уследил. Но пока, как мне представляется, с полной достоверностью мы можем говорить о четырех. Первый находится в Третьяковской галерее. Его размеры - 79,5х79,5. Он поступил в галерею в 1929 году из Музея живописной культуры. Именно он изображен на известных фотографиях экспозиции выставки "0,10" висящим, как икона в "красном углу" зала (илл. 1). Он был выставлен среди других 39-ти супрематических работ Малевича. Можно считать доказанным время его создания - 1915 год, хотя сам Малевич все свои "Черные квадраты" датировал 1913 годом на основании того, что этот пластический элемент, ставший затем едва ли не символом живописи ХХ века, появился у него в эскизах декорации оперы "Победа над солнцем", поставленной в 1913 году. Второй "Черный квадрат" (106х106) был создан приблизительно в 1923 году - во время подготовки советского раздела выставки Биеннале в Венеции, где он был показан вместе с двумя другими картинами - "Крестом" и "Кругом", также воспроизводящими основополагающие супрематические формы (илл. 5-7). Все три картины были написаны учениками Малевича Суетиным, Лепорской и Рождественским, но подписаны Малевичем. На обороте его рукой вновь начертана дата - 1913. А на подрамнике стоит пометка "1". Сразу же оговорю, что эта нумерация не имеет отношения к пометке "2й" на нашем варианте. Номерами 1, 2 и 3 Малевич обозначил "Квадрат", "Крест" и "Круг", предназначенные для венецианской выставки. Этот вариант, как "Крест" и "Круг", находятся в Русском музее и попали туда в 1977 году вместе с большим количеством других работ Малевича от его наследников ("на временное хранение"). Именно этот "Квадрат" мы видим на фотографиях 1935 года над гробом художника в его квартире. Третий вариант вновь возвращает нас в Третьяковскую галерею. По размерам (80х80) он приближается к первому, превосходя его на 0,5 см. в высоту и ширину. Но пропорциональные отношения белого и черного несколько смещены - белые полосы по краям у него немного уже. На обороте - вновь дата "1913" и указание на то, что "начальный элемент" появился в опере "Победа над солнцем". Этот вариант не без основания датируется 1929 годом - временем персональной выставки художника в Третьяковской галерее. Но поступил он в Третьяковку в 1934 г. Что касается персональной выставки в галерее, то, насколько мне известно со

  5. их вообще штуки четыре, одна в третьяковке на крымском валу, где послереволюционное искусство, есть еще в русском музее в питере
  6. В Третьяковской галлерее
  7. В каждой школе в каждом классе...висят оригиналы а Малевич просто скопировал
  8. Толи в Эрмитаже, толи в третьяковке

Черный супрематический квадрат хранится в Государственной Третьяковской галерее. Это полотно является своеобразным манифестом супрематизма - художественного направления, созданного одним из самых известных в мире русских художников Казимиром Малевичем.

Об авторе

Малевич Казимир Северинович родился в Киеве в 1879 году, а скончался в Ленинграде в 1935 году. Созданное им течение супрематизма стало одним из первых направлений в абстрактном искусстве новейшего времени. Уже в одиннадцатилетнем возрасте будущий художник увлекся рисованием, и в течение нескольких лет учился в рисовальной школе. Его ранние работы очень близки к импрессионизму и фовизму. Переехав в столицу, Малевич недолгое время занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Уже в 1907 году он принял участие в выставке Московского товарищества художников. Именно эта экспозиция и стала первым крупным мероприятием для будущего создателя «Черного квадрата».

Во время путешествия в Париж мастер восхищался кубическими произведениями знаменитого Пабло Пикассо. Затем он стал членом группы «Алмазный нож», возглавив тем самым русское течение кубизма. Однако, уже в 1913 году появляются первые работы художника, выполненные в весьма специфичном абстрактно-геометрическом стиле, который и получил название супрематизма. Квадрат Малевича прославил художника, да и сам мастер называл его своим лучшим творением.

Что такое супрематизм?

В переводе с латинского языка это название означает «наивысший». Творчество художника всегда стремилось именно к высшему своему проявлению, Мастер не представлял себя в роли примерного последователя, он мыслил себя ярким революционером от искусства.

Такое направление, как супрематизм, стало одной из разновидностей абстракционизма. Собственно, основными характеристиками течения являются простейшие геометрические очертания: квадраты, круги, прямоугольники и прямые линии. Комбинации разных фигур плюс обилие всевозможных цветов и позволяют приверженцам супрематизма создавать невероятно яркие и такие неоднозначные произведения. Стоит отметить, что это направление в СССР было использовано не только в живописи, но также в дизайне и архитектуре.

О знаменитом полотне

Черный квадрат - это своеобразный символ обновленного понимания смысла творчества в XX веке. Малевич хотел создавать произведения, которые были бы не повторениями когда-то возникавших идей и образов, а самобытным творческим открытием. Своей картиной мастер словно бы закрыл всю историю искусства за прошедшие века.

Полотно, которое находится в Третьяковке, было создано в 1915 году. Впервые оно было представлено публике в тот же год на знаменитой выставке «0, 10». Размер картины составляет 79,5 х 79,5 сантиметров. Масло послужило прекрасным средством для написания работы, удивляющей простотой и многогранностью скрытых смыслов одновременно. Картина вот уже почти целое столетие вызывает немало споров и обсуждений. По замыслу мастера, это творение является частью триптиха, в который входят также «Черный круг» и «Черный крест». Этот триптих призван был демонстрировать, как можно использовать базовые возможности цвета и композиции.

Картина Малевича представляет саму основу цвета - белый и черный, а также основу формы - квадрат. Черные тона вызывают ассоциации с полным отсутствием цвета, а белые, в свою очередь, являются своеобразным слиянием всех цветов спектра.

Следует отметить, что искусствоведы сходятся во мнении, что этот холст не представляется возможным оценивать с позиции стандартных подходов к живописи. Работу невозможно назвать красивой или же некрасивой, она не вызывает стойких ассоциаций нравится либо не нравится. Здесь важна идея, ценность которой в новизне.

Удивительное и удивляющее произведение появилось под воздействием бессознательного, как то неоднократно отмечал сам Малевич.

Увидеть это неоднозначное полотно можно в здании на Крымском валу, 10, в шестом зале. Третьяковская галерея приобрела работу в 1929 году из Музея живописной культуры. Картину можно увидеть на фото в многочисленных художественных альбомах, издаваемых по всему миру.