Внеклассное мероприятие - математический турнир "веселый час". Внеклассное мероприятие "физико-математический турнир"














Конкурс художников. «Каждой руке – свое дело» На счет 1, 2, 3 одновременно нарисовать левой рукой цифру 9, а правой – цифру 6. Правой рукой рисуем прямоугольник, а левой – треугольник. «Простор фантазии» Не отрывая мела от доски, нарисовать лебедя. Нарисовать человека при помощи цифр.


Конкурс «Знатоков пословиц» Вставь числительное: Не имей … рублей, а имей … друзей. Не имей … рублей, а имей … друзей. … раз примерь, … раз отрежь. … раз примерь, … раз отрежь. За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь. За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь. Все за одного, …за всех. Все за одного, …за всех. Ум хорошо, а … лучше. Ум хорошо, а … лучше. … в поле не воин. … в поле не воин.


Конкурс загадок Прочти правильно текст и отгадай загадки: 7 братьев: годами равны, именами разные. 7 братьев: годами равны, именами разные. 5 чуланов, 1 дверь. 5 чуланов, 1 дверь. 1 говорит, 2 глядят, 2 слушают. 1 говорит, 2 глядят, 2 слушают. У 2 матерей по 5 сыновей, все на 1 имя. У 2 матерей по 5 сыновей, все на 1 имя. 2 головы, 2 руки, 6 ног. Кто это? 2 головы, 2 руки, 6 ног. Кто это?


Это интересно:14-летняя девочка Джиоти Амге (Jyoti Amge) из Индии и претендует на титул самого маленького человека. На данный момент официальный рекорд принадлежит китайцу Хэ Пинпину с ростом 74,61 см. А рост Джиоти Амге (Jyoti Amge) 58 сантиметров. Весит девочка в отличие от своих одноклассниц всего 5 килограмм.


Конкурс болельщиков По горизонтали: 2. Натуральное число, делящееся на данное натуральное число. 5. Верное равенство двух частных. 8. Мера длины. 9. Компонент вычитания. 10. Замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от одной точки. 11. Компонент умножения. По вертикали: 1. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. 2. Результат решения уравнения. 3. Равенство с переменной. 4. В языке – буква, в математике - … 6. Знак сложения. 7. Знак вычитания.

Математический бой

Математический бой - это соревнование двух команд в решении математических задач.

Матбой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Она активно вошла в практику школы в последние 10-15 лет.

Матбои могут быть организованы как турниры внутриклассные , общешкольные, либо как городские или районные, когда соревнуются сборные команды школ или районов.

Матбои всегда проводятся в виде конкурсов, результаты которых оцениваются жюри. Матбои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков. Задания в матбоях могут быть рассчитаны на выполнение в определенный промежуток времени, иногда на выполнение задания команде дается недельный срок. Однако особенно интересны матбои с экспресс-заданиями, которые выполняются в считанные минуты и сразу же оцениваются жюри.

Опыт матбоёв поможет участникам в будущем: умение сделать научный доклад, выслушать и понять работу другого, задавать четкие вопросы по существу – всё это пригодится на семинарах и конференциях, для рецензирования книг и статей, для совместной научной работы. И ещё: ученики разных школ на матбоях знакомятся, создают новый круг общения. И последнее: после удачного проведенного матбоя просыпается вкус к хорошей работе, хочется выступать ещё раз, но как следует, учтя все промахи. Поэтому проиграть командам подчас бывает полезнее, чем победить.

Матбои зародились в Ленинграде и были придуманы Иосифом Яковлевичем Веребейчиком примерно в 1965 г. Первые матбои проводились в стенах шк.№30, где Иосиф Яковлевич работал учителем математики и вёл кружки. Через много лет матбои стали проводиться в разных городах, но при этом возникли отдельные расхождения в правилах. С большим трудом, благодаря летним математическим школам в г.Кирове, где встречались московские, ленинградские и кировские преподаватели, в долгих спорах удалось преодолеть эти расхождения.

Признаки:

Наличие правил общения в условиях соревнования;

Наличие общей цели команды;

Ограниченность времени и его распределение по этапам соревнования;

Объективность оценки результатов;

Четкая система организации;

Занимательная формулировка заданий, задач.

Характеристика:

Цель:

  • Развитие познавательного интереса к предмету.
  • Обобщение и систематизация знаний: в матбое используются задачи в основном на логику и смекалку. А также задачи на темы: составление уравнений и их решение; Многочлены и арифметические операции над ними; Решение систем уравнений с двумя неизвестными.
  • Воспитание умения участников группы взаимодействовать друг с другом.
  • Набрать наибольшее количество баллов.

Подготовка к уроку:

Задачи для математического боя записываются на альбомных листах в четырех экземплярах: для команд, жюри и учителя. Протокол боя для жюри. Черный ящик «с сюрпризом» (см. конкурс капитанов)

Правила:

В математическом бое участвуют две команды (по 7 человек). В каждой команде есть капитан, который определяется командой до начала боя. Бой состоит из двух этапов.

Первый этап – решение задач, второй – сам бой. Во время первого этапа решение задач может происходить совместно всей командой. Помните, что ни один из участников боя не может выходить к доске более двух раз. Поэтому участник, решивший много задач, не решённых другими, должен в ходе первого этапа рассказать полученные им решения товарищам по команде.

Второй этап начинается с конкурса капитанов. (По решению команды вместо капитана в конкурсе может участвовать любой член команды). Команда, выигравшая конкурс, решает, какая из команд делает первый вызов. Об этом, как и обо всех остальных решениях команды, объявляет капитан.

Вызов делается следующим образом. Капитан объявляет: . Другая команда может принять или не принять вызов. Команда, принявшая вызов, выставляет докладчика, другая команда - оппонента. После совещания с командами капитаны называют оппонента и докладчика. Задача докладчика – дать чёткое и понятное решение задачи. Задача оппонента – найти в докладе ошибки. В ходе доклада оппонент не имеет права возражать докладчику, но может попросить его повторить неясное место. Главная задача оппонента – заметить все сомнительные места и не забыть о них до конца доклада. По окончанию доклада происходит дискуссия между докладчиком и оппонентом, в ходе которой оппонент задаёт вопросы по всем неясным местам доклада. Дискуссия оканчивается заключением оппонента: « С решением согласен («не согласен », объяснение).

После этого жюри (учитель) начисляет очки. Каждая задача оценивается в 12 баллов. За ошибки и неточности очки снимаются. Количество снятых очков определяются близостью рассказанного к правильному решению. Если ошибки были найдены оппонентом, то до половины снятых очков получает оппонировавшая команда. В противном случае все отобранные очки достаются жюри.

Команда, получившая вызов, может отказаться от доклада. В этом случае вызывавшая команда обязана доказать, что у неё есть решение задачи. Для этого она выставляет докладчика, а вторая команда – оппонента.

В течение боя каждая команда имеет право на шесть 30-секундных перерывов. Перерывы делаются в тех случаях, когда возникла необходимость помочь стоящему ученику у доски или заменить его. Решение о перерыве принимает капитан.

Если капитан у доски, он оставляет за себя заместителя, исполняющего в это время обязанности капитана. Имена капитана и заместителя сообщаются жюpи до начала pешения задач. Во вpемя pешения задач главная обязанность капитана - кооpдиниpовать действия членов команды так, чтобы имеющимися силами pешить как можно больше задач. Капитан заpанее выясняет, кто будет докладчиком или оппонентом по той или иной задаче и опpеделяет всю тактику команды на предстоящем бое.

Команда, получившая право на вызов, может отказаться от него. В этом случае до конца боя право на доклады имеют только их противники, а отказавшаяся команда может только оппонировать. Оппонирование при этом производится по обычным правилам.

Жюpи является верховным толкователем правил боя. В случаях, не пpедусмотpенных пpавилами, оно пpинимает pешение по своему усмотрению. Pешения жюpи являются обязательными для команд.

В конце боя жюри подсчитывает очки и определяет команду-победителя. Если разрыв в числе очков не превосходит 3 очка, то в бое фиксируется ничья.

На команду может быть наложен штраф до 6 очков за шум, грубость по отношению к сопернику, и т.д.

Протокол Математического боя

№ вызова

№ задачи

Кто кого вызвал

Жюри

Фамилия

Кол-во балл.

Фамилия

Кол-во балл.

Кол-во балл.

Замечания, не точности

Итого:

Образец:

№ вызова

№ задачи

Название I команды

Кто кого вызвал

Название II команды

Жюри

Фамилия

Кол-во балл.

Фамилия

Кол-во балл.

Кол-во балл.

Замечания, не точности

Команда I нарушала тишину

Для какого класса составлен математический бой?

Математический бой для 7 класса

Ход соревнований: Эпиграф: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать

случая сделать его занимательным »

(Паскаль)

Для проведения боя приглашаю две команды: команду « название команды » и команду «название команды ».

(Командам) Получите, пожалуйста, ваши задания. В течение 15-30 минут вы должны выполнить его.

А теперь начинаем математический бой. Вызываю капитанов команд.

«Конкурс капитанов»

Задание: Нужно отгадать что лежит в черном ящике, при этом использовать, как можно меньше подсказок.

Подсказки:

  1. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
  2. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
  3. За многие сотни лет конструкция этого предмета неизменялась, настолько была совершенна.
  4. В Др.Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
  5. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
  6. Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
  7. Загадка: «Сговорились две ноги

Делать дуги и круги»

Доп.конкурс для капитанов: Кто быстрее назовет 5 математических терминов на букву «Р»:

  1. Единица измерения углов.
  2. Отрезок в круге.
  3. Вид числа.
  4. Плоский четырехугольник.
  5. Уравнения, умеющие одни и те же решения.

Победил капитан команды «название команды ».

Вам слово, капитан. (“Мы вызываем соперников на задачу номер …” .)

Команда " название команды ", вы принимаете вызов? (Да)

Какие вопросы или дополнения будут у жюри?

Уважаемое жюри, выставите, пожалуйста, свои оценки в протокол боя.

Слово предоставляется команде « название команды »

Команда « название команды », вы принимаете вызов?

Выставите, пожалуйста, докладчика и оппонента.

Пока, наше уважаемое жюри подсчитывают результаты, приглашаю команды на сцену…

Для подведения итогов математического боя слово представляется председателю жюри...

Итак, в сегодняшнем математическом бою победила команда " название команды " со счетом: …

Команде « название команды» присваивается звание «Наимудрейшие из мудрейших» ,

Команде «название команды » - «Умнейшие из умнейших».

Спасибо командам, прошу занять свои места.

Список ЗАДАНИЙ

  1. Шоколадка стоит 10 рублей и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка?
  2. Человек говорит: « Я прожил 44 года, 44 месяца, 44 недели и 44 дня ». Сколько ему полных лет?
  3. Счётчик автомобиля показывал 12921 км. Через 2 часа на счётчике опять появилось число, которое читалось одинаково в обоих направлениях. С какой скоростью ехал автомобиль?
  4. Буквенные обозначения впервые были введены французским математиком Франсуа Виетом (1540-1603 гг.). До этого пользовались громозкими словесными формулировками. Попытайтесь записать в современной символике такой пример: « Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти корни ».
  5. Сколько лет бабушке?

Вася пришел к своему приятелю Коле.

Что же ты не был у нас вчера? – спросил Коля. – Ведь вчера моя бабушка праздновала день своего рождения.

Я не знал, - сказал Вася. – А, сколько лет твоей бабушке?

Коля ответил замысловато: « Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся день её рождения. Вчера она справляла этот день пятнадцатый раз. Вот и сообрази сколько лет моей бабушке».

  1. Допустим я у мамы взяла 100 рублей. Пошла в магазин и потеряла их. Встретила подругу. Взяла у неё 50 рублей. Купила 2 шоколадки по 10. У меня осталось 30 рублей. Я их отдала маме. И осталась должна 70. И подруге 50. Итого 120. Плюс у меня 2 шоколадки. Итого 140! Где 10 рублей?
  2. Трое друзей: Иван, Пётр и Алексей пришли на рынок с жёнами: Марией, Екатериной и Анной. Кто на ком женат, нам не известно. Требуется узнать это на основании следующих данных: каждый из этих шести человек заплатил за каждый купленный предмет столько рублей, сколько предметов он купил. Каждый мужчина истратил на 48 руб. больше своей жены. Кроме того, Иван купил на 9 предметов больше Екатерины, а Пётр – на 7 предметов больше Марии.
  3. Заполните клетки так, чтобы сумма любых трех соседних клеток равнялась 20:
  1. Турист отправляется в поход из А в В и обратно, и проходит весь путь за 3ч 41мин. Дорога из А в В идет сначала в гору, потом по ровному месту и затем под гору. На каком протяжении дорога проходит по ровному месту, если скорость туриста составляет при подъёме в гору 4 км/ч, на ровном месте 5 км/ч, и при спуске с горы – 6 км/ч, а расстояние АВ равно 9 км?
  2. Число оканчивается цифрой 9. Если ту цифру отбросить и к полученному числу прибавить первое число, то получится 306 216. Найдите это число.

Ответы:

Конкурс капитанов: Циркуль

Доп.конкурс капитанов: радиан, радиус, рациональное, ромб, равносильные.

Решения задач:

  1. Отв.: 20 руб . Х/2+10=Х, где Х – цена шоколадки.
  2. Отв.: 48 лет 44 мес. = 3 года и 8 мес.

44 нед. = 9 мес.

44 дня = 1,5 мес.

44 года + 3 года и 8 мес. + 9 мес. + 1,5 мес. = 48 лет и 6,5 мес.

  1. Отв.: 55 км/ч (105 км/ч ).

13031-12921=110 (км)

110:2 = 55 (км/ч)

или

13131-12921=210 (км)

210:2=105 (км)

  1. Бабушке – 60 лет , она родилась 29 февраля. Таким образом, день рождения она отмечала 1 раз в 4 года.
  2. Прибавлять нужно не шоколадки, а 30 руб., которые отдали. Шоколадки уже не в счет, т.к. 30 руб. уже отдали, остальные 20 в счет долга пошли.

Заняла: 100+50=150 руб.

Должна: 150-30=120 руб.

Траты 100+20=120

После всех потерь и затрат осталось 150-120=30 – их я отдала маме, и осталась ей должна 70 руб. и 50 – подруге, итого 120 руб. (сравниваем со 2-ой строчкой).

Если его жена купила у предметов, то она заплатила руб. Значит, имеем , или (х-у)(х+у)=48. Числа х,у – положительные. Это возможно тогда, когда х-у и х+у – чёт., и х+у>х-у.

Разлагая 48 на сомножители, получим: 48=2*24=4*12=6*8 или

Решая эти уравнения, получаем:

Отыскивая те значения х и у , разность которых равна 9, находим, что Иван купил 13 предметов, Екатерина – 4. Точно так же Пётр купил 8 предметов, Мария – 1.

Таким образом, получаем пары:

  1. Числа, между которыми лежит по две клетки, должны совпадать.

Разница только в третьем числе: 4

Ответ:

  1. Пусть х – длина пути по ровному месту СД, тогда АС+ДВ=9-х.

Участки АС и ДВ турист проходит дважды, один раз в гору со скоростью 4 км/ч, другой

раз под гору со скоростью 6 км/ч.

На этот путь он затратит

Путь по ровному месту займёт Т.к. на весь путь туда и обратно туристу потребуется 3ч. 41мин., то

|*60

15(9-х)+10(9-х)+12*2х=221

135-15х+90-10х+24х=221

Х=-4

Ответ: х= 4 км.

  1. Отв.: 278 379

Задания для болельщиков:

Загадки:

Не похож я на пятак,

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, но не бублик.

(ноль)

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня...

(квадрат)

Белочка грибы сушила,

Белых было 25,

Да ещё масляток 5,

7 груздей и 2 лисички,

Очень рыженьких сестрички.

У кого ответ готов?

Сколько было всех грибов?

(39)

  1. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбоков? (11)
  2. Что означало слово «тьма» в математике? (много)
  3. Соперник нолика? (крестик)
  4. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
  5. Треугольный платок? (косынка)
  6. Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)
  7. Исчезающая разновидность учеников? (отличники)

Задание: Назвать математические термины на букву П:

  1. Сотая часть числа (процент)
  2. График квадратичной функции (парабола)
  3. Взаимное положение двух прямых (параллельные)
  4. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
  5. Отрезок, образующий прямой угол с данной прямой (перпендикуляр)
  6. Знак для обозначения действия (плюс)
  7. Геометрическое преобразование (поворот)
  8. Плоский четырехугольник (параллелограмм)

Кроссворд

По горизонтали:

1. Луч, делящий угол пополам. 4. Элемент треугольника. 5, 6, 7. Виды треугольника (по углам). 11. Математик древности. 12. Часть прямой. 15. 16. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

По вертикали: 2. Вершина треугольника. 3. Фигура в геометрии. 8. Элемент треугольника. 9. Вид треугольника (по сторонам). 10. Отрезок в треугольнике. 13. Треугольник, у которого две стороны равны. 14. Сторона прямоугольного треугольника. 17. Элемент треугольника.

Игра.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз,

Лишь скажу я слово “три” -

Приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а вну три

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну, а целых … две.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом,

Смо три , на старте не хи три ,

А жди команду “раз, два, … марш!”

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

1. Биссектриса.

4. Сторона.

5. Прямоугольный.

6. Остроугольный.

7. Тупоугольный.

11. Пифагор.

12. Отрезок.

15. Гипотенуза.

16. Медиана.

2. Точка.

3. Треугольник.

8. Вершина.

9. Равносторонний.

10. Высота.

13. Равнобедренный.

14. Катет.

17. Угол.

При разработке математического боя была использована следующая

Литература:

  1. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки [Текст]. / под ред. М.К. Потапова с текстологической обработкой Ю.В. Нестеренко. – М.: Наука, 1978. - 192 с.

Книга содержит задачи занимательного характера, имеющие различные степени трудности. Как правило, задачи решаются с привлечением минимальных сведений из арифметики и геометрии, но требуют сообразительности и умения логически мыслить. В книге содержатся как задачи, доступные детям, так и задачи, представляющие интерес для взрослых.

  1. Журнал «Математика в школе». – 1990. - №4. Использовалась статья под названием «Математический бой». В ней подробно описывается что такое Матбой, правила математического боя, примерные задания.
  1. Карп, А.П. Даю уроки математики [Текст]: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с.

В Книге содержатся методические разработки некоторых уроков, образцы к/р., материалы для проведения математических соревнований (олимпиады, матбой) и других конкурсов. Книга окажет помощь учителю в работе с учащимися, проявляющими интерес к математике.

  1. Из книги Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: Книга для учителя. – М.: Просвящение, 1990. – 96 с.

были взяты некоторые задания для соревнований-эстаффет.

  1. В.А. Гусев, А. И.Орлов, А.Л. Розенталь "внеклассная работа по математике в 6-8 классах". М: Просвещение, 1984-285 с.
  1. Кордемский Б.Я. "Увлечь школьников математикой:(материал для классных и внеклассных занятий).М: Просвещение,1981-112с.

Эта книга -своеобразное пособие содержащее вспомогательные материалы для воспитания увлеченности математикой. Автором подобраны интересные и ценные рассуждения ученых, приведены оригинальные занимательные задачи для математических игр и математических боев.


Турнир по математике

«Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий»

7- 8 классы

Цели: привитие интереса к математике, развитие творческих способностей, сплочение детского коллектива, воспитание культуры общения.

Девиз : «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

Программа:

1.Приветствие команд.

2.Разминка.

3. Домашнее задание.

4. Конкурс капитанов.

5. «Угадайка»

6. Подведение итогов

Вступительное слово:

Почему торжественно вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Поведем сегодня с вами речь.

Не случайно ей такой почет,

Это ей дано давать советы,

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Итак, мы начинаем наш турнир.

Представление жюри.

Определение порядка выступления команд. (2 карточки: «1» и «2»)

  1. Приветствие команд: (5 баллов)

Чтоб нам в турнире не нарушить порядок,

Приветствия ваши мы выслушать рады.

Команды приветствуют друг друга :

  • Название команды
  • Девиз
  • Эмблема
  • Газета


2. Разминка

Чтоб все в турнире прошло без заминки, Его мы начнем…

Ну конечно с разминки!

Капитаны команд по очереди вытаскивают вопросы, ведущие их зачитывают. Время на обдумывание дается 30 секунд, если команда ответила неправильно, то 2-ая команда может заработать дополнительное очко, дав правильный ответ. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы командам:

1. Перечислите 5 дней недели подряд, не упоминая чисел и названия дней.

2. Какие 3 числа при умножении и при сложении дают один и тот же результат?

3. Два отца и два сына съели 3 яйца. Сколько съел каждый?

4. Кто есть: сын моего отца, а мне не брат?

5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

6. Сколько распилов надо сделать, чтобы бревно распилить на 3 части?

7. Как разделить 188 на две равные части, чтобы в каждой из них получилось сто?

8. Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех?

9. Росли 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой по 4 маленьких веток. На каждой маленькой ветки по 4 яблока. Сколько всего яблок росло на ветках?

10. Может ли дождь идти 2 дня подряд?

11. Как называется вторая координата точки?

12. У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется?

13. Назовите наибольшее отрицательное число?

14. Площадь треугольника 49 м 2 . Чему равен его периметр?

Жюри объявляет набранные баллы

3. Домашнее задание (5 баллов)

Сценка «Урок математики 2070»

Жюри объявляет набранные баллы и промежуточный итог

4. Конкурс капитанов: (правильный ответ 1 балл)

  • Каждому капитану по 4 ребуса. Время – 5 мин.
  • Игра со зрителями «Пословицы»

Жюри объявляет набранные баллы

5. «Угадайка»

От каждой команды 2 человека вынимают карточку с термином, который надо показать своей же команде жестами, действиями, но без слов. За угаданный термин с 1-ой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл. Если 1-ая команда не угадывает, то 2-ая может получить 1 балл за угаданный термин.

  • Циркуль
  • Дробь
  • Квадрат
  • Угол
  • Координатная плоскость
  • Время
  • Скорость

Прежде, чем жюри объявит итоги нашего сегодняшнего турнира, мы хотим вам пожелать:

Научись встречать беду не плача

Горький миг не зрелище для всех

Знай! душа растёт при неудачах

И слабеет если скор успех.

Мудрость обретают в трудном споре

Предначертан путь нелегкий твой

Синусоидой радости и горя,

А не вверх взмывающий кривой.

6. Подведение итогов

Жюри объявляет набранные баллы и награждает победителей.



Тип : познавательная игра.

Форма : соревнование.

Краткое описание : в качестве участников выступают 2 команды учащихся 8 классов.

^ Участники КВН : жюри, зрители, ведущий. У участников конкурса эмблемы команды. Реквизит - пакеты заданий для каждой команды, лист с верными решениями и ответами для жюри, чистые листы и ручки, подготовленные кроссворды для болельщиков (зрителей), цветные мелки.

^ Поэтапное описание : подготовительный этап. Формируются команды из учащихся 8 классов. Выбираются капитаны команд. На стенде помещается объявление о месте и времени проведения математического КВН. Разрабатываются задания для конкурсов. Участники команд знакомятся с условиями игры, придумывают эмблемы, представление команды. Разрабатывается бальная система оценивания работы команд на КВНе. Игровое действие.

План:


  1. Вступительная часть;

  2. Представление и приветствие команд;

  3. Разминка «Веселый урок»;

  4. Конкурс капитанов;

  5. Конкурсы на знания и смекалку;

  6. Конкурс художников;

  7. Геометрический конкурс;

  8. Домашнее задание. Конкурс художественной самодеятельности;

  9. Подведение итогов.
Ход конкурсов:

  1. Вступительная часть.
Ведущий . Дорогие ребята! Сегодня состоится открытие нашего клуба веселых и находчивых.

А что такое клуб? (Это общество друзей, которых объединяет одно общее интересное дело).

Что такое «веселые» вам объяснять не надо. Ведь вы какие ребята? Конечно, веселые.

А что значит находчивость? (Когда в трудную минуту быстро найдешь верный выход, проявишь умение и примешь правильное решение).

Итак, друзья начнем программу.

Затей у нас большой запас,

А для кого они? - Для вас!

^ Поют обе команды (на мотив «Улыбка»)

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить,

Математику учить

И себя не подводить

Мы, конечно же, всё это понимаем.

Ведущий.

Счетный конкурс открываю

Добрый день, мои друзья.

Две команды - в КВНе

Их сейчас представлю я.

^ 2) Представление и приветствие команд.

Команда 1: «Дважды-два»

Готовы бой принять мы смело

И свой девиз мы дарим вам

Ну а победа - только нам!

Песня:

Мы частушки вам споем

Про нашу математику,

Про задачи, уравненья

И про сложные примеры.

Я с Ромашкою дружу,

В гости я к нему хожу.

Он задачи мне решает,

А я рядышком сижу.
Начинается урок,

Математика идет.

Стоит Саня у доски,

Мучает свои мозги.

Дорешал большой пример,

Повернулся и запел.

«Математика – наука

Без тебя нам жизни нет», -

Так сказали все ребята

В нашем классе, наконец.

Команда 2: «Эврика»

Сегодня в этом зале

Идем мы в наступленье

Ни шага назад, ни шага на месте,

И только вперед и дружно все вместе.


Школа нам мотает нервы

Утром, вечером и днем

Мы подумали - решили:

В КВН играть пойдем.

Может быть мы проиграем

Или первыми придем

Мы подумали – решили

Да мы за пояс вас заткнем.

Мы сражаемся сегодня

Наши споры горячи

Вам совет дает соперник

Математику учи.

Ведущий.

Все конкурсы оценивает уважаемое жюри

Чтоб игра пошла как надо

Я жюри представить рада,

Тот, что справа - Ломоносов

Математик и философ.

Лобачевский - слева здесь,

Гордость русская и честь.

Третья им как раз под стать -

Софьей Ковалевской звать!

Команда 1: «Дважды-два»

Синей скатертью стол большой накрыт,

А за столом всё жюри сидит.

Жюри милое, справедливое,

Вы судите нас, но и милуйте.

Команда 2: «Эврика»

О, жюри, жюри, о, могучее

Очи черные, очи жгучие

Как мы любим вас, как мы ценим вас

Не губите нас в этот трудный час.

^ Приветствие болельщикам (поют обе команды)

Нам без тебя прожить нельзя,

Болельщик ты мой, хороший.

Мы ведь с тобой давно друзья,

Хлопай громче в ладоши.

Не проиграем - ты не жди,

Будет иначе стыдно,

Два не поставят нам, поди,

Но проиграть обидно.

^ Обращение к сопернику:

Команда 1: «Дважды-два»

Соперник бывает кусачий только от жизни собачей.

Только от жизни, от жизни собачей

Соперник бывает кусачий.

(подарок - бутылка молока с соской)

Пейте дети молоко, проиграете легко.

Команда 2: «Эврика»

Ты проиграешь, но не плачь,

С тобой мы дружим с детства

Всё же старайся проиграть

Желаем тебе от всего сердца.

(Подарок - пух.)

Да поможет нам Аллах,

Разнести вас в пух и прах.
3.Разминка «Веселый урок» (командный конкурс)

Если не отвечает команда, то поможет ответить болельщик.


  1. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей? (да, улетел, т.к. синиц всего 5).

  2. Горели 6 свечей.1 из них погасли. Сколько свечей осталось? (осталось 2 свечи, остальные сгорели) .

  3. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. А сколько всего? (3 яблока).

  4. В каком городе впервые 3 тысячи лет назад стали измерять углы в градусах? Ответ в отгадке ребуса

  5. 60 листов книги имеют толщину 1 см. какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см)

  6. Чему равен угол в квадрате? (90°)

  7. Чему равен смежный угол для угла 79°? (101°)

  8. Чему равны длины сторон египетского треугольника? (3,4,5)

4.Конкурс капитанов.

Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.

«Учат в школе» (к четырем прибавить два)

«Вместе весело шагать по просторам» (раз дощечка, два дощечка)

«Крокодил Гена» (и подарит 500 эскимо)

«В траве сидел кузнечик» (он ел одну лишь травку)

«Там вдали за рекой…» (сотня юных бойцов)
5. Конкурсы на знания и смекалку


1. О ком эти строки: (Пифагор)

Во мгле веков под нашим вздором блеснула истина.

Она до наших дней еще верна.

Найдя разгадку, мудрый старец

Был благодарен небесам.

Он сто быков велел зажарить

И в жертву принести богам.

С тех пор быки тревожно дышат,

Они, кляня, дары богов,

О новой истине услышав, ужасный поднимают рев.

Их старца имя потрясает,

Их истины лучи слепят

И, новой жертвы ожидая, быки,

Зажмурившись, дрожат.

^ 2. Составьте самое длинное математическое слово из букв: (число )

к л е с н и ч о в

3. Известно, что бегемот весит 1 т 800 кг. Сколько бегемотов может увезти машина грузоподъемностью 5 т? (2 бегемота)

4. «Математический словарь».

Кто в терминах не знает затрудненья,

Напишет все сейчас без промедленья.

(За 3 минуты написать математические термины на буквы. Выиграет тот, кто успеет больше вспомнить и записать)

Команда 1: «Дважды-два» - буква К

Команда 2: «Эврика» - буква С

5. Конкурс художников .


  1. Нарисовать одновременно двумя руками: одной круг, а другой - прямоугольник.

  2. По команде ведущего нарисовать с закрытыми глазами человечка. Точка - точка - запятая - минус - рожица кривая - палка - палка - огуречик. Вот и вышел человечек!

6. Геометрический конкурс.


  1. Сколько лучей на рисунке? (20 лучей)

  • Сколько углов на рисунке? (18 углов)

    1. Сколько отрезков на рисунке? (10 отрезков)

    1. Сколько ромбов на рисунке? (14 ромбов)

    7. Домашнее задание.

    Конкурс художественной самодеятельности.
    8. Подведение итогов.

    Каждый конкурс оценивается жюри определенным количеством баллов, и после его окончания жюри объявляет результаты. В КВНе выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсов.

    КВН наш окончен, пора по домам.

    Но это друзья не помеха,

    И в час расставанья желаю я вам

    В учебе хороших успехов.
    «Час веселой математики»- 9 класс

    Предмет математики настолько серьезен,

    что полезно не упускать случая

    сделать его немного занимательным.

    Б. Паскаль

    Цели:

    ХОД ИГРЫ:

    1. В игре участвуют две команды по 5 человек, которые выбираются путем жеребьевки. Команды получают названия и за 5 минут должны придумать свой девиз, пока происходит дальнейшая подготовка к игре.

    2. Определяется жюри. Остальные учащиеся зрители и болельщики.

    Начинается игра. Учитель представляет команды участников. Учащимся предлагается для выбора следующие конкурсы:


    • «Звездный час»;

    • «Счастливый случай»;

    • «Поле чудес»;

    • «Брейн-ринг»;

    • «Подумай! Сообрази!».
    Представители от команд, поочередно делают свой выбор.
    Задания для конкурсов:

    1. «Звездный час»

    каждая команда получает набор цифр (от 1 до 10). На интерактивной доске написаны имена ученых математиков под номерами: 1 – Пифагор; 2 – Эйлер; 3 – Ада Байрон; 4 – Герон; 5 – Виет; 6 – Гипатия; 7 – Лепот; 8 – Галуа; 9 – Евклид; 10 – Декарт. Ведущий задает вопросы, а команды, кто быстрее, должны поднять табличку с верным номером. За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.


    Вопрос

    Ответ

    1. Современный вид тригонометрии придал швейцарский ученый – математик, живший в 18 веке. Он был соратником М. В. Лобачевского, работал с 20-летнего возраста в Российской академии наук. Последние 17 лет ученый был слепым, но работу не бросал: диктовал свои мысли ученикам, они же вели вычисления. Кто этот ученый?

    № 2 – Леонард Эйлер

    1. Этот гениальный математик, который, несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, но, к сожалению, был убит на дуэли в 21 год. Кто это?

    № 8 – Эварист Галуа

    1. От трудов этого ученого шли все замыслы дальнейшего, более совершенного обоснования геометрии. Ему принадлежат слова: «В математике нет царской дороги». Назовите имя учёного.

    № 9 – Евклид

    1. По дошедшим до нас сведениям первая женщина – математик была гречанка, жившая в Александрии от 370 до 415 года. Назовите её имя?

    № 6 – Гипатия

    1. Ее именем назван цветок, привезенный из Индии. Это великая французская вычислительница. Ёе имя?

    № 7-Гортензия Лепот

    1. Если повторять древние легенды, то этот ученый в честь своего открытия принес в жертву быка, а может 100 быков. Его именем названо величайшее открытие. Его имя?

    № 1 – Пифагор

    1. Единственная дочь английского поэта, творчество которого любили Пушкин, Лермонтов, Белинский, тоже занималась математикой. Кто эта женщина?

    № 3 – Ада Байрон

    1. В "Метрике" даны правила и формулы для точного и приближённого расчёта различных геометрических фигур, для определения площади треугольника по трём сторонам, правила численного решения квадратных уравнений и приближённого извлечения квадратных и кубических корней. Кто это?

    №4 - Герон

    1. По профессии юрист. В 1591 ввёл буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений. Ему принадлежит установление единообразного приёма решения уравнений 2-й, 3-й и 4-й степеней. Кто это?

    №5 – Франсуа Виет

    1. «Брейн-ринг »
    - ведущий задает вопрос. Участникам команд дается 1 минута на обсуждение. Если команда готова ответить раньше, то она поднимет руку. Вопросы задаются поочередно. Если одна команда не знает ответа, то может ответить другая. За каждый верный ответ – 3 балла.

    Вопрос

    Ответ

    1. Прибор для измерения углов на местности.

    Астролябия

    1. Что означает в переводе с греческого «октаэдр»?

    Восьмиугольник

    1. От греческого слова «матема» произошло слово математика. Что это означает?

    Наука

    1. В каком городе есть улицы Пифагора, Ньютона, Архимеда?

    Амстердам

    1. В 1685 г. в Париже было введено математическое обозначение благодаря типографской опечатки. Какое это обозначение?

    Знак «%»

    1. По арабскому приданию формулу Герона открыл не сам Герон. А кто?

    Архимед

    1. Новая построенная геометрия была названа «воображаемой». Гаусс назвал ее «неевклидовой». Как мы ее называем сейчас?

    Геометрия Лобачевского

    1. «Не знающий геометрии да не войдет в Академию». Кто автор этих слов?

    Философ античного мира – Платон

    1. Что означает слово тригонометрия?

    Измерение углов

    1. С именем, какого ученого связано привычная для нас прямоугольная система координат?

    Рене Декарт

    1. Кто из древних математиков был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою?

    Пифагор

    1. Кто из ученых – математиков впервые установил существование односторонних поверхностей?

    Мёбиус

    1. Немецкий ученый, которого называют «королем математики»?

    Гаусс

    1. В какой стране впервые появились отрицательные числа?

    Древний Китай

    1. «Поле чудес»
    - на интерактивной доске нарисованы пустые квадратики, обозначающие количество букв слова. Участникам задается вопрос и разрешается открыть любые 3 буквы (участники называют буквы, если они есть в слове, то ведущий записывает их на доске). После этого дается минута на обсуждение. Если команда не ответила или ответила неверно, то может попытаться вторая команда. За верно отгаданное слово команда получает 3 балла.

    • Как древние греки называли раздел математики, который занимался пропорциями?

    • Великий математик, который в 1700 году Петром I, был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…» Назовите фамилию этого математика.

      1. «Подумай! Сообрази!»
      - в конкурсе участвует один учащийся. Ему предлагается список математических терминов, которые необходимо попытаться передать без слов. Команда должна угадать. За верно угаданное слово – 5 баллов.
      Задания I команде: треугольник, эллипс, неравенство, доска, угол, фигура, сложение, мел, периметр, ученик, диагональ.

      Задания II команде: круг, вычитание, уравнение, график, парта, скобки, циркуль, вектор, учитель, градус, тетрадь.


      1. «Счастливый случай»
      - команды за определенное время отвечают на вопросы. Чем больше вопросов, тем лучше. Верно отгаданный вопрос – 2 балла.

      1 команда

      2 команда

      Чему равна 1/4 часа?

      15 минут

      Какую часть часа составляет 20 минут?

      1/3

      1% метра?

      1 см

      Что такое астролябия?

      Прибор для измерения углов

      Наибольшее натуральное число?

      Нет

      Наименьшее натуральное число?

      1

      Масса 1 м 3 воды?

      Тонна

      Что такое 1%?

      1/100 часть

      Утверждение, принимаемое без доказательства.

      Аксиома

      Мог ли Лобачевский быть учеником Евклида?

      Нет

      Чему равна длина окружности радиуса 5?

      10

      Что легче 1 кг ваты или 1 кг соли?

      Равны

      В каком Европейском городе есть улица Коперника?

      Амстердам

      Отрезок, соединяющий две не соседние вершины четырехугольника?

      Диагональ

      Что такое абак?

      Счеты

      Третья буква греческого алфавита?



      Что представляет график функции y = r/x?

      Гипербола

      Что представляет график функции y = x 2 ?

      Парабола

      Как называется вторая координата точка?

      Ордината

      Как называется первая координата точки?

      Абсцисса

      Отрезок, соединяющий две точки окружности?

      Хорда

      Прибор для измерения и построения углов?

      Транспортир

      Прибор для построения окружности.

      Циркуль

      Чему равен угол в квадрате?

      90 o

      Чему равен 1 фунт?

      400 гр

      Может ли при делении получиться 0?

      Да

      Единица массы драгоценных камней?

      Карат

      Чьи штаны во все стороны равны?

      Пифагора

      Может ли при умножении быть 0?

      Да

      Чему равен объем 1 кг воды?

      1 литр

      Игра оканчивается, подводятся итоги, награждаются победители.