Музей конфетных фантиков. Выставка «Кондитерский пиар или история XX века в фантиках. Выставка «Измайлово глазами художника»

ГУО «Боровлянская средняя школа №2»
Исследовательский проект
на тему
Тайна конфетного фантика
Подготовила: учащаяся 3 «Г» класса
Боровлянской средней школы №2
Капустина Виктория
Научный руководитель: Стуканова Т.И.
2018 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОНФЕТНОГО ФАНТИКА………….. 4
2 ОСОБЕННОСТЬ ФАНТИКОВ КОНФЕТ «ЗАОДНО» ФАБРИКИ
«КОММУНАРКА»…………………………………………………………….. 8
3 ФАНТИК - ЭТО ЧУДО…………………………………………………… 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 11
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… 12
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………13
ВВЕДЕНИЕ
2

1.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОНФЕТНОГО ФАНТИКА
Первые кондитерские фабрики не использовали никаких фантиков для
упаковки конфет.
4

Их укладывали в шкатулки, ящички, в коробочки для сладостей и
бонбоньерки. Оберточная бумага появилась раньше в Германии. Еще в 1797
году в Германии была изобретена плоская печать, применение которой в
упаковочном производстве позволило придавать этикетке и упаковке
большую яркость, воспроизводить на них цветную картинку. Это и были
первые фантики. Как раз с этими фантиками и играли в игру фант.
В 1872 году Томас Алве­Эдисон (всемирно известный американский
изобретатель и предприниматель) придумал парафинированную бумагу для
телеграфа. Но получилось так, что ее стали использовать и кондитеры.
Истории фантика как таковой не существует. Для перевозки и хранения
продуктов, в том числе и конфет, люди испокон веков использовали то, что
попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги,
парафинированной бумаги, целлофана появилась и упаковка. Все остальные
конфетные фантики – лишь усовершенствованные производные от этих
изобретений.
История развития фантика для конфет в Республике Беларусь
неразрывно связана с Царской Россией и Советским союзом.
В начале ХХ века уже было известно множество сортов конфет:
леденцы и монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир,
пастила. Коробки для наборов конфет были яркими и красочными, ничуть не
уступающими нынешним.
На фантиках красовались изящные
дореволюционные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским
полом: «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи». Фантики для
конфет и шоколадных плиток были очень красочными и рисовались как
театральные афиши.
Оформление фантиков изменилось после революции. На заре Советской
власти некоторые традиции все же пытались сохранить. На этих фантиках
можно проследить, какие проблемы существовали тогда в нашей стране. Так
как страна боролась с неграмотностью, в кондитерских магазинах можно было
купить конфеты, завернутые в фантики, изображающие азбуку: Аэроплан,
Дирижабль, Метро. Многие обертки выполняли функцию миниатюрных
плакатов – прославляли Красную Армию, Советское правительство.
Среди конфет начала середины прошлого века встречались лакомства
агитационной направленности. “Урожай убрал ты в срок - очень Родине
помог!” - гласила надпись на конфете “Урожай”. А в 1923 году в Ишиме
выпускались конфеты “Спесь” с изображением вредного мальчика. Получая
конфету, ребенок познавал “что такое хорошо, а что такое плохо”. Также в
фантиках все еще можно было почерпнуть полезную информацию. Скушав
конфету “Носорог”, ребенок узнавал о том, в каких районах водится это
животное, сколько живет и чем питается... Таким образом, сладкие лакомства
ненавязчиво образовали даже двоечников. Были и патриотические конфеты -
5

«Адмирал Нахимов», появились конфеты с изображенными на фантиках
репродукциями картин известных художников.
Изготавливали конфетные этикетки в типографиях. Печатались
этикетки длинными листами в 2 цвета или многоцветные.
Современные фантики делают не из бумаги, а из полимерной пленки.
Этот фантик прочный. А самое главное внутри него есть слой фольги, то есть
два в одном. Но самое удивительное другое: у этой пленки есть интересное
свойство. Когда ее скручивают, она запоминает это состояние и не охотно
принимает другое.
Об истории развития фантика можно узнать в особых музеях, самым
известным из которых является «Музей шоколада и какао» в городе Москве.
В Екатеринбурге тоже есть особый музей – «музей этикетки», особую
экспозицию которого занимают старинные фантики. В этом музее можно
увидеть коллекцию фантиков, которую музейные работники пытаются
восстановить в память о дореволюционных фантиках. Они напечатали на
особой бумаге фантики из серии «Война 1812 года» и заворачивают в них
современные конфеты. А также здесь собрано огромное количество фантиков
за последние примерно 130 лет. В Музее есть не только фантики, но их
описание, стихотворения, распределение и история появления. Есть также
музеи, посвященные фантикам в Питере, Твери и в др. городах.
К сожалению, в нашей стране таких музеев нет, но будем надеяться, что
когда­нибудь идея создания музея, посвященного конфетному фантику
приглянется инициативной группе производителей сладкой продукции.
В самом начале появления фантиков многие люди, особенно богатые, не
видели в них никакого смысла. Они считали, что конфеты - это изысканный
десерт, «произведение искусства» и укладывали их в красивые шкатулочки,
бонбоньерки и др. Их можно было понять ведь первые фантики выглядели не
очень красиво и стоили очень дешево. Богатые люди хотели доказать свое
превосходство над простым людом. Поэтому и в наше время конфеты,
завернутые в фантики, стоят дешевле, чем в шкатулочках, коробочках и
бочонках. Но со времен, когда фантики разукрасили в другие цвета и
придумали каждой конфете название, роль фантиков возросла. Конфеты
благодаря фантикам продавались и по отдельности, и их могла купить любая
семья. А когда придумали фольгу и восковую бумагу и применили на
фантиках, чтобы конфета сохранила форму и больше питательных веществ,
то этикетки удовлетворили всех. Фантики раз за разом все больше и больше
улучшались и обрабатывались, поэтому они в наше время выпускаются в
различном стиле и орнаменте. Фантики - это частичка всей эпохи нашего
мира и страны, поэтому они имеют такое интересное и важное значение, как и
все другое. Таким образом, фантики в своем развитии прошли длинный
скачкообразный период на своем пути.
6

Фантики - это не только простая обертка для конфеты, ее хранения, но
и это познавательный материал детям, который даже в самом названии это
доказывает. Так как, читая название, дети изучают новые слова и их
правописание.
Всем нам знаком шоколад «Аленка». История создания обертки этой
восхитительной конфеты представляет немалый интерес. Шоколад «Алёнка»
был одним из самых известных советских брендов. Название шоколад получил
по имени дочки первой советской женщины­космонавта Валентины
Терешковой, а вот лицом этого шоколада стала другая советская девочка.
(Приложение 1).
История знаменитого и всеми любимого шоколада «Аленка» началась
еще в 60­х годах, когда правительство СССР приняло продовольственную
программу, одним из пунктов которой было создание нового вкусного
молочного шоколада. Был объявлен конкурс на выполнение госзаказа, и
выиграла его кондитерская фабрика «Красный октябрь».
Наряду с рецептурой стоял вопрос и о создании яркой и узнаваемой
обертки. Художники перепробовали много образов - Алёнки и с гвоздиками,
и с косичками, и в роли Снегурочки…
В результате остановились на фото дочки художника Александра
Геринаса. Супруга Геринаса сфотографировала девочку в 1960 году, когда ей
исполнилось 8 месяцев. В 1962 году этот портрет был напечатан в журнале
«Здоровье». А когда в 1965 году «Вечерней Москве» был объявлен конкурс на
упаковку для шоколада, снова вспомнили об этом фото.
Правда, для шоколадной обертки фотографию немного «подрисовали»:
девочке изменили цвет глаз с карего на голубой, немного удлинили лицо,
подрумянили щёки, а губы сделали более припухлыми. Так, в 1966 году
появилась упаковка для шоколада, ставшего узнаваемым не только в СССР,
но и за его пределами. Кстати, эти незамысловатые трансформации спасли в
2000 году фабрику «Красный октябрь» от выплаты Елене Геринас суммы в 5
миллионов рублей. Она подала иск в суд с требованием выплатить ей
указанную сумму за то, что ее фото использовалось на обертке столько лет.
Судьи постановили, что образ на этикетке - собирательный. Сегодня Елена
Геринас живет в подмосковных Химках. Она замужем и воспитывает двоих
детей. По специальности Елена фармацевт. (Приложение 2).
7

2. ОСОБЕННОСТЬ ФАНТИКОВ КОНФЕТ «ЗАОДНО»
ФАБРИКИ «КОММУНАРКА»
Кондитерская фабрика «Коммунарка» поставляет продукцию в Россию,
США, Израиль, Грузию, Казахстан, Туркменистан, Монголию, Германию,
Чехию, Кипр, Арабские Эмираты. Это одно из крупнейших предприятий
Беларуси с долгой и интересной историей. История фабрики «Коммунарка»
началась 11 января 1905 года, когда в Минской городской управе впервые
получила торговое свидетельство «Кофейня с кондитерскими продуктами,
пекарня кондитерских продуктов Георгия Викентьевича Рачковского». В 1914
году объем производства позволил магазину­пекарне перерасти в
полномасштабную фабрику кондитерской продукции. (Приложение 3).
В течение следующих ста лет фабрика бережно хранила рецептуру
шоколада и конфет, полюбившуюся многим поколениям, и неизменно
подтверждала качество продукции большим количеством наград, дипломов и
премий, которыми была отмечена в разные годы.
В последнее время ежегодно выпускается более 20 тыс. тонн продукции
187 наименований: конфеты, шоколада, конфет, карамели, драже.
Производство полностью автоматизировано. Продукция, в основном,
выпускается из местного сырья; применяются натуральные продукты и
ароматизаторы.
На международных выставках, дегустационных конкурсах СОАО
«Коммунарка» получает высокие оценки экспертов и престижные награды. В
течение пяти лет по итогам национальных конкурсов признана кондитерской
фабрикой № 1 в Республике Беларусь.
В 2016 году фабрика «Коммунарка» получила серебряную медаль
выставки Prodexpo в номинации «Лучший продукт» за разработанную
рецептуру горького шоколада «Plan B» со вкусом «вишни и перца».
В силу давней истории фабрики «Коммунарка» и соблюдения
традиционных рецептур производства большая часть выпускаемых фантиков
для конфет и шоколада выглядели достаточно традиционно и не представляли
интереса для молодой аудитории.
В результате была создана марка «Заодно», под которой выпускается 13
видов конфет в шоколадной глазури с различными начинками, каждому из
которых соответствует своя иллюстрированная история. (Приложение 4).
Глобальная идея, нашедшая отражение в названии и дизайне упаковки,
- тема единения людей, испытывающих схожие чувства в будничных
коллизиях, будь то рабочее совещание в офисе, суета подготовки к Новому
году или остановка лифта, наполненного людьми.
На обертках конфет «Заодно» описаны самые различные жизненные
ситуации, в которых люди становятся ближе друг другу и разделяют
настроение, переживания друг друга.
8

У каждого вида конфет своя иллюстрированная история, размещённая
на пакете и продублированная на отдельной картонной карточке­вкладыше,
вложенном в групповую упаковку. Истории написаны в простой,
доброжелательной, немного ироничной манере.
Все истории пронумерованы - от 1 до 13 - и номер крупно
отображается и на групповой упаковке, и на обертке конфеты, облегчая
выбор потребителя. (Приложение 5).
Приведем пример одной из занятных историй «№10 Дождь».
Вот бывает так, что летом идешь по улице в середине дня: жарко,
пыльно, народу вокруг полно. И все торопятся по своим делам, деловые,
сосредоточенные, по мобильным разговаривают…
И вдруг совершенно неожиданно начинается ливень. Зонтов ни у кого
нет. Все мокнут, теряются, начинают метаться в поисках укрытия. Те, кто
успевают, забиваются под навес автобусной остановки. Заскакивают,
отряхиваются, поправляют одежду­прически… Какое­то время стоят и
смотрят на стену ливня с довольным видом. А потом начинают робко
оглядываться вокруг.
Люди встречаются взглядом,
заводят
бессмысленный, но приятный разговор о дожде. Кто­то стоит в стороне,
улыбается и молчит. А кто­то начинает рыться в сумке, неожиданно достает
горсть конфет и угощает ими тех, кто оказался рядом…
смущенно улыбаются,
Вот таким интересным и захватывающим может быть процесс поедания
сладкого лакомства, благодаря такому простому и обыденному предмету, как
конфетный фантик.
3.
ФАНТИК - ЭТО ЧУДО
9

«Одежда - это как фантик, в котором чувствуешь себя конфеткой», -
сказала как­то известная Коко Шанель. Она представила свои наряды,
сделанные в буквальном смысле слова из конфетных фантиков. (Приложение
6)
Из конфетных оберток получаются симпатичные и забавные вещицы.
Поделки из фантиков с удовольствием мастерят выдумщики­дети, ведь это
совсем не сложное и такое захватывающее занятие. Изготовление поделок из
фантиков своими руками является для детей увлекательным процессом.
А вот такие занятные вещицы можно изготовить из фантиков, если у вас
есть чуточка фантазии и свободного времени. (Приложение 7).
Как видно, фантик не просто бумажная обертка, а материал,
предназначенный для обучения и образования людей, детского творчества и
познания мира.
Из фантика можно сделать поделку.
Фантики можно
коллекционировать. Из фантиков можно сделать медальоны. Фантики можно
использовать для создания новых предметов:
- закладка для книги;
- букет цветов;
- корзиночка для мелочей;
- браслеты, ожерелья, и многое другое, на что хватит вашей фантазии.
Фантики были предметом гордости, роскоши, любования, зависти. Кто
из нас в детстве не испытал удивительную страсть - страсть коллекционера,
собирателя, хранителя?

1 июня в Мультимедийном библиотечном центре (ул. Софьи Перовской, 12) открылась выставка Музея конфетных фантиков энтузиаста Юрия Бондина. Первыми посетителями стали главные герои Дня защиты детей: малыши заинтересованно перелистывали каталоги и внимательно слушали рассказ коллекционера о волшебной стране Конфетии.

Как и у любого государства, у страны Конфетии есть символика и руководство. Изображение на гербе означает, что во всех сторонах света - на севере, юге, востоке и западе - едят конфеты. Цвета на нём - цвета спектра, на которые можно разложить солнечный луч. Эти цвета присутствуют на всех фантиках. На гербе восемь конфет по количеству правителей Конфетии - это король Карамель, королева Конфета, шут Ирис Кис-Кис, первая леди Карамель Лимонная, первый министр Карамель Лимон, витязи - охрана короля и айдютант. Нет-нет, это не ошибка и не опечатка!

- Когда я прочитал слово «адъютант», мне оно не понравилось - будто бы это человек, служащий в аду. Я переделал его: Ай - Д (должен) - Ю (Юрий) - тант служить королю. Созвучное, но более интересное слово.

В форме айдютанта Юрий Бондин и проводит экскурсии по Конфетии. На флаге страны фантиков тоже присутствуют все цвета радуги, а в центре - контур Цветка Жизни, по закону которого живёт вся Вселенная.

В собрании музея сегодня уже 150 тысяч фантиков. «Нет фантика, который нравится мне больше всего - они все красивые. А главное, каждый фантик - это житель страны Конфетии, а я их всех люблю», - смеётся коллекционер.

11 августа 2017 года исполнится ровно 20 лет, как Юрий Бондин коллекционирует фантики. Он говорит, что хотел заняться этим ещё в 12-летнем возрасте, но его время пришло значительно позже.

- Я работал на Спировской нефтебазе, и один сотрудник просил не выбрасывать фантики от конфет. Потом он их уносил, и была женщина, которая из них плела. Вскоре база развалилась, я остался там охранником. Люди ушли, а фантики остались. И мне так их стало жалко! Я по натуре люблю составлять каталоги, и обстоятельства распорядились так, что я стал коллекционером. 14 лет мне говорили, что я занимаюсь ерундой, но когда я открыл , все замолчали.


Ежемесячно коллекция пополняется ещё на 2,5 тысячи экспонатов, больше половины из которых коллекционеру поставляют жители посёлка Калашниково, в котором он некогда трудился. Больше ста человек числятся «внештатными сотрудниками» музея: это люди, которые внесли свой вклад - передали свои коллекции или просто постоянно пополняют «музейный фонд». Есть коллекционеры, которые собирают только уникальные бумажные фантики. Юрий Бондин собирает любые - бумажные, целлофановые, фольгированные, обёртки от шоколада и коробки от конфет. Какие-то виды фантиков используются для плетения и аппликаций: в музее есть плетёные вазы, корзинки и даже целое платье.

- Есть уникальные фантики, которые пока не выставляются. Например, обёртка от шоколада 1941 года. Когда в начале войны немцы заняли Тверь, при наступлении сожгли одну деревню, оставили только один дом, где был штаб. Обёртка попала под печку, может, мышонок утащил. В прошлом году печь сломали, обёртку нашли и принесли мне. Есть редкие фантики конфет 20х-30-х годов - их легко датировать: на фантиках до 1935 года писали «конфект», а не «конфета». Но все они ещё не оформлены для музея.


А это кто-то съел конфету и запихнул фантик в трещину в бревне в деревянном доме. Потом это бревно заклеили обоями, и фантик нашёлся только во время нового ремонта. Это советская конфета, но датировать её сложно. На конфетах, в отличие от шоколада, не указан ГОСТ. По ГОСТу можно примерно определить, когда произведена шоколадка.

На одной из выставок фантики были представлены по странам - Китай, Польша, Германия и другие. Но каталог коллекционер вести просто не успевает. Из 150 тысяч фантиков каталогизированы и учтены только три тысячи. Время недолгого отпуска коллекционер посвящает организации выставок, а после очередного путешествия в Конфетию все сокровища складируются в коробки и лежат до следующего раза.

Юрий Бондин и сам создаёт авторские фантики с фотографиями и рисунками. Правительство Конфетии, к примеру, нарисовала дочь коллекционера. Конфеты в авторских фантиках получили на выходе из музея его первые, самые маленькие посетители. Впрочем, выставки Музея привлекают внимание и взрослых. В книге отзывов они благодарят коллекционера за возможность снова побывать в детстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мы на связи Viber или WhatsApp +79201501000

С 24 марта по 23 июля 2017 года в музее-усадьбе «Измайлово» будет действовать выставка «Кондитерский пиар или история ХХ века в фантиках». Посетители смогут оценить разнообразие советского дизайна оберток и упаковок, увидеть на них портреты революционных деятелей, фрагменты Гражданской войны и многое другое.

Выставочный проект расскажет через свои экспонаты об интересных исторических фактах и даст возможность увидеть такие упаковки, которые видели только во времена Союза.

Занимательно о важном

Мы лакомимся конфетами и даже не задумываемся о фантиках – они нам кажется обычными обертками. А если обратить внимание на те фантики от конфет, которые были произведены еще в советское время? Каждая бумажка, которая казалась абсолютно бесполезной в то время, сейчас является самым настоящим пособием для современных дизайнеров упаковки и маркетологов.

Времяпрепровождение на выставке кондитерской упаковки не только развлечет вас, но и подарит много новых знаний, где через маленькую обертку вы сможете посмотреть на прошлое, настоящее и будущее нашей страны другими глазами. Помимо всеразличных упаковок на «Кондитерском пиаре» будут представлены фотографии, документы и листы из прейскурантов того времени.

В выставке участвуют «Музей истории шоколада и какао» холдинга «Объединенные кондитеры», музей кондитерской фабрики «Рот Фронт», «Музей упаковки», московские коллекционеры.

Для всех!

Такой проект окажется интересным не только сладкоежкам, но и интересующимся историей нашей страны, даже детям: конфеты любят все! Приходите в усадьбу «Измайлово» всей семьей!

От гостиниц «Измайлово» («Гамма», «Дельта») дорога до выставки займет 3 минуты.

.
Это совместный выставочный проект Московского объединенного музея-заповедника и журнала «Тара и упаковка» при поддержке Подкомитета ТПП РФ по развитию упаковочной индустрии, Национальной конфедерации упаковщиков и Научно-образовательного и выставочного центра «Технология и дизайн упаковки» при РГУ им. А.Н. Косыгина и ряда профильных СМИ.
В проекте так же участвуют «Музей упаковки», музей кондитерской фабрики «Рот Фронт», «Музей истории шоколада и какао» холдинга «Объединенные кондитеры», московские коллекционеры.

Поразительно, сколько интересного может рассказать простая обертка для конфет или шоколада. Посетители выставки смогут увидеть и по достоинству оценить уникальные этикетки, разработанные А. Родченко и В. Маяковским, увидеть портреты революционных деятелей на обертках карамели, фрагменты революционной борьбы и Гражданской войны, узнать интересные и забытые всеми исторические факты.
В настоящее время конфетный фантик, да и любая упаковка прошлого века представляет собой не просто обертку, а интереснейший исторический источник, который в нашей стране только начинает входить в научный оборот. Музеи упаковки создаются сейчас по всему миру. Это очень интересное музейное направление, которое поможет посмотреть на прошлое, настоящее и будущее нашей страны совсем другими глазами. Оно станет своеобразным пособием для современных предпринимателей, маркетологов и дизайнеров упаковки.
Кроме всевозможных образцов кондитерской упаковки на выставке будут представлены листы из прейскурантов того времени, а также фотографии и документы. В рамках выставочного проекта планируется проведение лекций об истории и дизайне советского фантика, а также об упаковке в целом.

Адрес: городок им. Баумана д. 2, стр. 4. Станция метро «Партизанская»
Время работы: вторник-воскресение с 10.00 до 18.00, понедельник - выходной день.
Стоимость билета: 100 рублей, для льготной категории 50 рублей.

Посетители с ограниченными возможностями могут предупредить о своем визите на выставку по телефону: 8-499-165-13-36 (отдел реализации).

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “МГОМЗ” Tag

  • Выставка «Тайна измайловской двери».

    Выставка «Тайна измайловской двери» рассказывает о таком важном элементе придворной жизни царской усадьбы, как приемы дипломатических…

  • Выставка «Измайлово глазами художника»

    Выставка «Измайлово глазами художника» продолжит ряда проектов музея-заповедника Коломенское, которые объединяют показ музейных…

  • Выставка «Заветные святыни. Подмосковные усадьбы на переломе двух эпох» в Люблино.

    Выставка «Заветные святыни. Подмосковные усадьбы на переломе двух эпох» в Дворце Дурасова в Люблино посвящена жизни подмосковных усадеб…

  • Выставка «Искусный властитель: император Александр I» в Коломенском.

    В Выставочных залах Сытного двора царской резиденции Коломенское открылась выставка «Искусный властитель: император Александр I»,…

  • Выставка «Французские парфюмеры в Москве в конце XIX – начале ХХ века».

    На выставке «Французские парфюмеры в Москве в конце XIX - начале ХХ века», проходящей в усадьбе "Люблино",…