Музыкальный аккомпанемент. Значение слова аккомпанемент в словаре музыкальных терминов. Представьте в уме картину, как пальцы образуют "форму"

Слушая музыку различных жанров, стилей и эпох, можно заметить, что основную музыкальную тему (мелодию) зачастую сопровождают и украшают подголоски, имеющие второстепенную значимость. Именно это дополнение и своеобразное подзвучивание мелодии называется аккомпанементом.

Музыкальное сопровождение

В переводе с французского аккомпанемент означает сопровождение. То есть аккомпанирование в музыке - это сопровождение солирующей партии несколькими другими. Оно может варьироваться и меняться, в то время как мелодическая линия должна оставаться неизменной.

Интересным является то, что аккомпанемент - это не всегда музыкальные партии. Он может выражаться и в ритмичных хлопках, имитации звуков природы и т. д.

Что такое аккомпанемент? В своем классическом проявлении возможен только в гомофонно-гармоническом музыкальном изложении, когда мелодию, исполняемую солистом-вокалистом или инструменталистом, необходимо подзвучить при помощи одного или нескольких инструментов, например, фортепиано, гитарой, баяном, аккордеоном, инструментальным или вокальным ансамблем, хором, оркестром.

Гомофония - один из типов полифонии, где партии разделяются на главную и второстепенные.

В зависимости от временной эпохи и страны, аккомпанемент в разные времена имел разную форму. Например, в странах Африки с незапамятных времен и до сегодняшнего дня мелодия сопровождается ритмами этнических барабанов.

В Средневековье основная партия усиливалась с помощью вокального или инструментального октавного удвоения.

В период Классицизма в Западной Европе вокалистам, скрипачам, гобоистам и прочим инструменталистам аккомпанировал клавесин.

В России эту функцию взяли на себя такие инструменты, как баян, балалайка и гусли.

На Украине это кобза, бандура, цимбалы, домра и т. д.

Начиная с эпохи Романтизма и по сей день чаще всего можно услышать сольные партии в сопровождении фортепиано или гитары. Самыми же роскошными аккомпаниаторами являются вокальные и инструментальные ансамбли, оркестры и хоры.

Роль аккомпанемента

В словаре В. Даля также находится ответ на вопрос "Что такое аккомпанемент?". Здесь его характеризуют как музыкальное подыгрывание, подголосок для основной партии/мелодии. Он обогащает художественное восприятие произведения в целом.

Начиная с XVI столетия с развитием основ гармонии музыкальное сопровождение приобретает характер слаженной гармонической опоры и окантовки мелодии.

В вышеуказанный период аккомпаниаторам выписывалась только басовая партия с обозначением аккордов при помощи цифровок (генерал-бас).

Начиная с композиторов эпохи Классицизма Гайдна, Моцарта и Бетховена в аккомпанементе начали полностью выписывать все голоса и ритмические рисунки, что делает возможным неизменное воспроизведение музыки разными исполнителями.

Самые распространенные виды аккомпанемента:

  • Аккордовый аккомпанемент. Часто встречается в драматической, камерной, симфонической и оперной музыке. С помощью такого сопровождения ярко подчеркиваются ладовые и тональные тяготения, что выражает эмоциональное настроение музыки.
  • Аккомпанемент пульсирующих аккордов. Возможен в произведениях различного характера и содержания. Пульсация может быть как насыщенной и быстрой, так и мягкой, спокойной. При таком изложении часто используют арпеджированные обороты, соединяющиеся в аккорды.
  • Чередование басовой партии со средними голосами. Предполагает как бы шаговое движение баса и аккорда.
  • Также часто применяют аккомпанемент, в котором дублируется мелодическая партия.

Сегодня все дети, обучающиеся музыке, с ранних лет знают, что такое аккомпанемент. Вокалисты, струнники, духовики и народники с первых классов учатся играть под фортепианное сопровождение, а пианисты и гитаристы обучаются искусству аккомпаниаторов, что в значительной мере развивает чувство ансамбля и гармонический слух.

Электронные программы аккомпанемента

На сегодняшний день существует много программ автоматического электронного аккомпанемента, например, Bestfree, ChordPulse, Soundsmith, Band-in-box и др.

Исполнение аккомпаниатора и солиста должно быть одинаковым в динамическом, метрическом, темповом и эмоциональном планах. Только в таком случае произведение будет звучать органично, слажено и красиво.


















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Презентация к уроку музыки предназначена для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. На уроке предусматривается использование коммуникативно-диалоговых технологий развивающего обучения. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” учащегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

Планируемые личностные результаты:

  • в ценностно-ориентационной сфере – формирование художественного вкуса в общении с музыкальными произведениями (П.И. Чайковский “Вальс”, Х. Вольф “Садовник”, Ф. Шуберт “Форель”);
  • в трудовой сфере – применение выразительных средств в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале (исполнение ритмического аккомпанемента к песне В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”);
  • в познавательной сфере - умение познавать мир через музыкальные образы (танец, скачка коня, журчание воды).

Планируемые метапредметные результаты:

  • активное использование интеллектуальных операций (сравнение роли аккомпанемента в “Вальсе” П.И. Чайковского и песне “Садовник” Х. Вольфа, анализ изобразительных и выразительных возможностей аккомпанемента);
  • формирование ключевых компетенций: коммуникативные умения (развитие умения учащихся выражать свои мысли и впечатления о музыке в процессе поиска ответов на вопросы).

Планируемые предметные результаты:

  • в познавательной сфере – осознание особенностей музыкального языка, художественных средств выразительности (аккомпанемента), специфики музыкального образа (танца – в “Вальсе” П.И. Чайковского, скачки коня – в песне “Садовник” Х. Вольфа, журчания воды - в песне “Форель” Ф. Шуберта);
  • в ценностно-ориентационной сфере – осознание ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства;
  • в коммуникативной сфере – освоение диалоговых форм общения с произведениями музыкального искусства (высказывание гипотез, предположений о музыкальном аккомпанементе в произведениях П.И. Чайковского и Х. Вольфа);
  • в эстетической сфере - нахождение ассоциативных связей и осознание их роли в творческой и исполнительской деятельности (роль аккомпанемента в музыке и фона в живописи);
  • в трудовой сфере – применение выразительных средств в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале (выразительное исполнение песен “Мир похож на цветной луг” и “Песенка-спор”).
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учебные задачи:

  • освоение понятия “аккомпанемент” и знакомство с его видами и функциями;
  • эмоционально-образное восприятие и характеристика произведений П.И. Чайковского “Вальс” и Х. Вольфа “Садовник”;
  • выразительное исполнение песен Г. Гладкова “Песенка-спор” и В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”;
  • повторение понятий “ритм” и “пауза”, темы “длительности нот”;
  • знакомство с длительностями пауз;
  • исполнение ритмического аккомпанемента к песне В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”;
  • наблюдение за тем, как влияет аккомпанемент на образное содержание музыкального произведения на примере песни Ф. Шуберта “Форель”.

Оборудование урока:

  • Компьютер
  • CD-проигрыватель
  • Проекционная система
  • Детские шумовые инструменты: бубенцы, маракасы, барабан, колокольчик.

ХОД УРОКА

Открывается урок приглашением учащихся к совместной успешной деятельности. Учитель демонстрирует презентацию “Музыкальная интонация”. Слайды презентации сменяются по щелчку. Все надписи и иллюстрации появляются по щелчку. Через гиперссылки осуществляется переход к разным видам деятельности на уроке. В презентации представлены основные виды деятельности на уроке музыки: хоровое пение, освоение музыкальной грамоты, восприятие музыки и размышление о ней, пластическое интонирование. Благодаря гиперссылкам, учитель может использовать предложенный порядок видов деятельности, изменить его или сократить их количество.

Учитель предлагает учащимся исполнить песню Г. Гладкова “Песенка-спор”. Дети исполняют песню: мальчики - свою партию, девочки – свою. (Во время звучания песни слайды сменяются автоматически. ) Учитель обращает внимание детей на то, что диалог мальчиков и девочек исполнялся на фоне звучащей музыки, которая помогала пению. Она называется “музыкальным аккомпанементом”. Учитель сообщает учащимся, что слово “аккомпанемент” в переводе с французского языка означает “сопровождение”. (По щелчку появляется изображение семьи: родители сопровождают мальчика.) Учитель спрашивает ребят: “Что сопровождает аккомпанемент?”. Дети отвечают: “Песню”. Ведь они только что исполнили “Песенку-спор” с аккомпанементом. Учитель поправляет, что учащиеся исполняли мелодию песни. Но вместо мальчиков и девочек мелодию этой песни можно было бы сыграть на каких-нибудь музыкальных инструментах. Например, за мальчиков мог бы сыграть кларнет, а за девочек – флейта. Таким образом, учитель подводит детей к выводу о том, что аккомпанемент сопровождает мелодию голоса или инструментального произведения. (По щелчку появляется репродукция картины, на которой девушка играет на фортепиано.) Попутно учитель спрашивает, что важнее – мелодия, которую ребята исполняли сами, или аккомпанемент? Учащиеся отвечают, что мелодия важнее. Учитель приглашает детей к рассуждению: если мелодия важнее, то может быть попробовать обойтись без аккомпанемента? Зачем нужен аккомпанемент? Можно спеть и без него. Ребята отвечают, что без музыки петь не интересно, трудно; с музыкой получается лучше. Учитель соглашается и обращает внимание детей на то, что в живописи тоже есть нечто схожее с мелодией и аккомпанементом. Он предлагает в качестве примера внимательно рассмотреть картину И. Айвазовского “Приближение бури” и подумать: что на картине можно сравнить с мелодией, а что с аккомпанементом? (По щелчку появляется репродукция картины.)

Учащиеся отвечают, что корабль напоминает мелодию, а море и небо – аккомпанемент. Учитель предлагает оставить на картине только “мелодию” - корабль, а “аккомпанемент” – море и небо – убрать. (По щелчку появляется белый лист, в центре которого изображён корабль.)

Детям картина не понравилась. Учитель соглашается с ребятами и предлагает вернуть “аккомпанемент” – фон, но при этом убирает корабль. (По щелчку появляется картина моря и неба, но без корабля.)

Он спрашивает детей: “Может так лучше: море и небо без корабля? Ведь картина называется “Приближение бури”. Зачем на ней нужен корабль?” Учащиеся не согласны: на картине нужны и корабль, и море. (По щелчку картина без корабля исчезает). Учитель возвращает ребят к музыке: в ней тоже важны и мелодия, и аккомпанемент.

Учитель спрашивает, какие инструменты чаще всего аккомпанируют пению на уроке музыки или дома – в кругу семьи? Ребята отвечают: фортепиано, гитара … (По щелчку появляются картины с изображением гитары, фортепиано, гармони.) Учитель добавляет, что аккомпанемент может исполняться оркестром (симфоническим, джазовым, струнным) или ансамблем. (По щелчку появляются картины с изображением пианистки, которой аккомпанирует симфонический оркестр, струнного и джазового ансамбля.)

“А знаете ли вы, каким аккомпанемент был раньше?”, - спрашивает учитель. И сообщает, что давным-давно хлопки в ладоши или отбивание ритма ногой могло сопровождать исполнение народных песен. Нередко мелодии сопутствовало звучание ударного инструмента, например, бубна. (По щелчку появляются соответствующие рисунки.) Это и был аккомпанемент. Затем аккомпанементом стало служить просто повторение той же мелодии другими инструментами. А 300 лет назад появился аккомпанемент, который поддерживал мелодию, но записывался под ней цифрами, обозначающими аккорды. Поэтому музыкантам приходилось расшифровывать эти цифры, используя свою фантазию, вкус и мастерство. И только в то время, когда жили Моцарт и Бетховен, композиторы начали записывать аккомпанемент полностью. Ещё через 100 лет в инструментальной и вокальной музыке аккомпанемент начал “договаривать” то, что “недосказано” солистом, или создавать музыкальные иллюстрации к содержанию произведения. То есть аккомпанемент иногда становился равноправным партнёром мелодии. Так учитель подводит учащихся к ответу на вопрос о роли аккомпанемента. Он может быть помощником и партнёром. (По щелчку появляются соответствующие рисунки: мальчик с собакой (помощником) и двое детей (партнёры).)

Учитель предлагает учащимся послушать музыкальные произведения и определить роль аккомпанемента в них. (По щелчку звучит “Вальс” П.И. Чайковского из фортепианного цикла “Детский альбом”.) Дети слушают музыку. На вопрос учителя, какую роль играет аккомпанемент в пьесе П.И. Чайковского “Вальс”, учащиеся отвечают, что в этом произведении аккомпанемент является помощником мелодии. (По щелчку слово “помощник” перемещается к картине А. Лямина “Вальс”.) На следующем слайде ребят ожидает нотный пример “Вальса” П.И. Чайковского и вопрос: “На какой строке записан аккомпанемент?”. Дети отвечают, что он записан на нижней строчке. (По щелчку на нотном примере появляются надписи “аккомпанемент” на нижней строке и “мелодия” - на верхней.)

Учитель хвалит учащихся за ответы. Он обращает их внимание на то, что мелодия прерывается короткими паузами; ударения – акценты – поставлены Чайковским на вторую долю. Такой вальс непросто танцевать. Тем более что звучит он в очень быстром темпе. Учитель сообщает детям, что бас и два аккорда в аккомпанементе – типичны для вальса. В союзе с мелодией они создают ощущение плавного кругового движения. Благодаря глубокому басу мелодия может свободно парить, и танцоры не собьются с ритма.

Учитель предлагает детям послушать песню Х. Вольфа “Садовник” и продолжить разговор о роли аккомпанемента. (По щелчку звучит песня.) Дети слушают музыку. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель предлагает учащимся выбрать нотный пример с ритмическим рисунком аккомпанемента песни “Садовник” и объяснить свой ответ.

Учитель хлопками иллюстрирует оба нотных примера. Дети выбирают пример “Б”, потому что ритм в нём более отрывистый. (По щелчку нотный пример “Б” увеличивается.) Учитель спрашивает, что изображает аккомпанемент. Ребята отвечают, что он похож на скачку коня. (По щелчку появляется картинка с изображением скачущего коня.) Учитель снова прохлопывает ритмический рисунок аккомпанемента песни и предлагает учащимся повторить его. Дети выполняют задание. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель спрашивает, кто исполняет песню, о ком он поёт, что при этом мы можем себе представить? Ребята отвечают, что песню поёт садовник. Он поёт о красавице, которая ему понравилась. Эта красавица скачет на белом коне. Учитель возвращает учащихся к вопросу о роли аккомпанемента. Дети сообщают, что аккомпанемент в это песне играет роль партнёра, потому что изображает скачку коня. (По щелчку слово “партнёр” перемещается к картине К. Брюллова “Всадники”.) Учитель хвалит ребят. Он предлагает им исполнить их любимую песню “Мир похож на цветной луг” и обратить внимание на роль аккомпанемента в ней.

Дети исполняют песню, в припеве хлопают в ладоши после каждой строчки. (Слайды сменяются автоматически и сопровождаются соответствующими содержанию весёлыми картинками.) После исполнения учащиеся отвечают, что аккомпанемент играет роль помощника. Учитель благодарит детей и сообщает, что они сейчас хлопками создавали ритмический аккомпанемент к песне. Он предлагает продолжить украшение песни ритмическим аккомпанементом.

Учащиеся видят на слайде партии для бубна, маракасов, барабана, колокольчика.

Длительности нот они изучили в предыдущей учебной четверти. А знаки пауз им ещё не знакомы. Возникает затруднение. Для преодоления этого затруднения учитель предлагает вспомнить, что такое ритм. Дети отвечают, что это разные ноты: долгие и короткие. Учитель добавляет: “… и паузы”. (По щелчку появляется определение ритма.) На вопрос учителя о паузах ребята сообщают, что пауза – это остановка, молчание. (По щелчку появляется определение паузы.) Учитель предлагает учащимся вспомнить все известные им длительности нот, напоминает, что самая долгая нота – целая. В предыдущей четверти целую ноту дети сравнивали с апельсином, который затем они делили на части: на половинки, четвертинки, восьмушки и шестнадцатые. Учащиеся называют поочерёдно все длительности нот. (По щелчку апельсин делится на части. В левой половине слайда появляются соответствующие им названия нот и нотные знаки.) А учитель сообщает, что им соответствуют паузы, точно такой же длительности. Ведь пауза может заменить ноту.

Целая пауза – самая длинная, поэтому она “свесилась” с нотной линейки. (По щелчку поочерёдно появляются паузы.) А вот половинная пауза “удержалась” на линейке, ведь она наполовину короче целой. Так по внешнему виду их можно отличить друг от друга. Четвертную паузу невозможно спутать ни с какой другой. У восьмой паузы один “крючок”, как один хвостик у восьмой ноты. А у шестнадцатой – два. Учитель спрашивает: “Как называется пауза с тремя “крючочками”?”. Дети отвечают: “Тридцать вторая”, ведь на аналогичный вопрос они отвечали, когда изучали длительности нот. Таким образом, новое знание о длительностях паузах вводится в опоре на уже имеющееся знание о длительностях нот.

После этого учащимся предлагается вернуться к украшению песни “Мир похож на цветной луг” - исполнить простейший ритмический аккомпанемент на детских шумовых инструментах. Детям предстоит удержать ритм на протяжении запева или куплета целиком. Ребята осваивают ритмический рисунок каждого инструмента по очереди. (На слайде по щелчку поочерёдно появляются ритмические группы для бубенцов, маракасов, барабана, колокольчика. Учителем могут быть выбраны другие инструменты, которые имеются в кабинете музыки. Звучание песни включается при помощи стрелки триггера.) Учитель эмоционально поддерживает усилия детей. Звучит песня “Мир похож на цветной луг”. Учащиеся исполняют ритмический аккомпанемент на шумовых инструментах, повторяя свою ритмическую группу несколько раз. Учитель благодарит детей. Он объясняет им, что теперь ребята могут самостоятельно придумывать ритмический аккомпанемент к любимым песням, используя известные им длительности нот и пауз.

Подытоживая разговор о музыкальном аккомпанементе, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы викторины. Ребятам предстоит записать ответы в Рабочую тетрадь. (Приложение 1). (Правильные ответы появляются на слайдах презентации по щелчку только после ответов детей. Таким образом, все учащиеся работают индивидуально, а проверка осуществляется коллективно.)

Что такое “аккомпанемент”? Ребята записывают в Рабочую тетрадь слово “сопровождение”. (По щелчку появляется слово “сопровождение”.)

Какие музыкальные инструменты могут сопровождать песню? Учащиеся выполняют Задание 1 : выбрать из предложенных инструментов и подчеркнуть: баян, труба, фортепиано, барабан, гитара, валторна. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяются фортепиано, гитара, баян.)

Какому инструменту аккомпанирует оркестр? (По щелчку звучит “Неаполитанский танец” из балета “Лебединое озеро” П.И. Чайковского. На слайде изображены скрипка, труба, фортепиано, барабан, гитара, саксофон.) Ребятам предстоит выбрать картинку с изображением солирующего инструмента. Учитель слушает ответ учащегося, который первым поднял руку. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяется труба.)

Каким нотам соответствуют эти паузы? Учащиеся выполняют Задание 2: соединить стрелочками паузы и соответствующие им длительности нот. (После выполнения задания по щелчку паузы поочерёдно стрелками соединяются с соответствующими им нотами.)

Какую роль может играть аккомпанемент? Ребята отвечают, что он может быть помощником или партнёром. (По щелчку появляются надписи над картинками.)

Какую роль играет аккомпанемент в песне “Садовник” Х. Вольфа и “Вальсе” из “Детского альбома” П.И. Чайковского? Учащиеся выполняют Задание 3. : написать слова “помощник” и “партнёр” напротив указанных произведений. Дети отвечают: в “Вальсе” – помощник, а в песне “Садовник” - партнёр. (После ответа учащихся по щелчку появляются надписи под картинами с изображением всадников и танца.)

Какова роль аккомпанемента в песне “Форель”? Учитель объясняет детям, что форель – это красивая рыбка, которая плавает в прозрачной воде. Её очень трудно поймать. Но если замутить воду, то форель не увидит лески удочки. В этот момент её легко поймать. Учитель предлагает послушать песню Ф. Шуберта. (По щелчку звучит песня “Форель”.) Ребята дописывают в Задание 3. слово “партнёр”. (По щелчку слово “партнёр” появляется с увеличением.) Учитель соглашается и обращает внимание на то, что аккомпанемент рисует в песне целую картинку ловли рыбки. Аккомпанемент меняется в зависимости от содержания песни. Дети говорят, что он изображает движение рыбки, журчание воды, блеск солнышка.

Учитель одобряет ответы учащихся – они успешно справились с вопросами викторины и показали, что понимают роль аккомпанемента в музыкальном произведении. Учитель подводит итоги, оценивает работу детей на уроке и благодарит их за сотрудничество. В качестве домашнего задания он предлагает учащимся раскрасить букет цветов и аккомпанемент” (фон) к нему, используя для “аккомпанемента” только цвета радуги.

Литература

  1. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
  2. http://dizlion.at.ua/news/2010-02-07-87

Думали ли вы о том, чтобы аккомпанировать певцу (солисту) на фортепиано и хотели бы научиться этому, в основном, будучи дома. Навык игры на фортепиано в качестве сопровождения включает в себя обычное мастерство игры на фортепиано, но есть вещи, которые очень отличается от игры соло. Вы скоро поймете, что сопровождать певца на фортепиано легче, чем играть соло - используя некоторые основные принципы.

Шаги

Аккомпанемент с помощью аккордов

    Сопровождение певца на фортепиано - осуществляется приблизительно так же, как игра на гитаре. Таким образом, вы следуете за певцом, а не:

    • Играете ноты из "мелодии" одновременно с тем, как певец озвучивает их,
    • Или задаете "темп" в тех местах, где солист делает акцент на медленные и быстрые части и т.д.
    • Или подстраивайте "ритм", когда певец интерпретирует медленные и быстрые части,
      • Таким образом, вы не решаете, каким будет "стиль" ... Не делайте работу певца. Обсудите это с вашим солистом! Большинство солистов хотят, чтобы вы следовали за ними, но некоторые могут нуждаться в вас, чтобы удерживать устойчивый ритм (немного похоже на то, как это делают ударные), таким образом, они остаются в нужном русле. Все люди разные, поэтому все что вам нужно, это просто спросить. Квалифицированный солист сможет сказать вам, что для него или ее будет лучше всего. Как правило, вы играете " accompagnato " – следуете всему, что делает солист (темп и общий стиль) исполняя песню.
  1. В качестве основной техники, играйте не вызывающе (не слишком громко). Представьте что вы аккомпанируете в группе, где гитарист слегка перебирает аккорды, в то время как барабанщик использует кисти или выбирает мягкий стиль игры и т.д., но, конечно, некоторые певцы, в качестве альтернативы, могут придерживаться стиля, в котором инструменты слышны довольно громко...

    Разбейте аккорды (arpeggio как бренчание, обыгрывание) так, чтобы это было "не , как "бам, бам. .." и как аккомпаниатор облегчите или просто используйте одну руку, чтобы играть - объясним более подробно ниже. Аккомпанируя на пианино, часто используют обе руки для поворота вокруг частей, левой или правой рукой сочетают варианты, идеи, как прочитать музыку и адаптировать к тому, что делает солист, поняв его стиль и реагируя на темп, ритм и стиль на слух. Вам, наверное (но не обязательно) нужно будет играть обеими руками введение и концовку.

    Чтобы аккомпанировать на пианино, используйте одну руку. Конечно, нужно научиться гораздо большему, что быть хорошим аккомпаниатором. Посмотрите аккорды в "Советах" ниже.

    • Это не просто играть аккорды слегка одной рукой - в основном с помощью 3 тонов, называемых триадой аккордов (смотрите аккорды, и рисуйте формы аккордов на пальцах и руках – в разделе " Советы " ниже)
  2. Научитесь разбивать аккорд в арпеджио, что означает звучание нот аккорда в последовательности, а не одновременно .

    • Не берите весь аккорд сразу.
  3. Практикуйте прохождение нот, покачивая или двигая рукой и пальцами: проходя каждый аккорд, играйте ноты отдельно.

    • Не делайте из аккордов слипшиеся звуки .
  4. Представьте в уме картину, как пальцы образуют "форму"

    • каждый трех нотный аккорд, как 3-х зубчатая вилка или штатив и
    • четырех нотный аккорд (7-й), как вилка с четырьмя зубами.
  5. Попробуйте играть "рядом" среднюю ноту До, ниже на октаву (или, может быть выше), чтобы гармонировать с певцом(ами).

    Научитесь получать аккорд из ключевых знаков. Вы увидите картину в ключевых знаках, как они прогрессируют на каждом пятом ключе /ноте в "квинтовом круге".

    • Таким образом, каждый ключ в музыкальном интервале (расстоянии) называют пятый от соседней клавиши (только отсчет , а не доли).
    • В ключевых знаках, которые содержат бемоль, ключ называется "бемоль слева от последней бемоль". Ключевые знаки с четырьмя бемоль, Си, Ми, Ля, Ре, например, является ключом Ля бемоль.
  6. Запишите аккорды над словами на написанной или напечатанной странице, как это делают для гитары. Существует студийно-профессиональный способ сделать это, используя обозначения Нэшвилл аккордами . Это для ритм секции (обычно состоящей из фортепиано, гитары, барабанов и баса). Музыканты тренируются, чтобы иметь возможность импровизировать, представляя аккорд в сочетании с другими инструментами. Этот пронумерованный метод записи позволяет музыкантам, которые знакомы с ключами и аккордами играть ту же песню в любой тональности , без знания письменных нот.

    Используйте различные стили игры на фортепиано на слух, и таким образом вы измените темп и аккорд, так же как для изменения тональности вверх или вниз по мере необходимости. Это не любительская уловка - это бесплатное программное обеспечение, созданное департаментом компьютерного программирования Коледжа Harvey Mudd для этого вида нотационных работ используемых оркестрами и т.д. .

    Оставьте мелодию певцу, и таким образом ваш аккорд зазвучит ловко и ритмично во время вокала (нечто вроде бренчания, играя ритм). Таким образом вы нажимаете отдельные ноты аккорда, как уже говорили, используя форму арпеджио (также называемые разбитые аккорды). Короче говоря, эта техника, как суть идеи.

    • Обратите внимание, что схема "квинтовый круг" основана на подсчете каждой пятой ноты . В любой части "Ля" до "Соль" – тогда ноты можно рассматривать как начало образования круга. После Соль , считайте ля, си, до, Ре , и так посмотрите на круг и Соль" и "Ре" будут пятыми , потому что есть 3 ноты между ними (считая 1, 2, 3, 4, 5), назад или вперед .
    • Таким образом, вы можете отсчитать пять в музыкальном алфавите: игнорируя три ноты между первой и пятой. Затем посмотрите на круг и вы увидите "Ре и Ля будут пятыми : Ре, ми, фа, соль, Ля . Так работает модель ключевых знаков, и это показывает, как круг получил свое название.

Помогите певцам научиться гармонировать

  1. Покажите двум и более исполнителям гармонию трех самых основных аккордов: "1,3,5" аккорды (которые просто До мажор или Фа мажор или Соль мажор), не имеющие диезов, бемоль, и т.д. 1 представляет собой "коренную" (фундаментальную) ноту. 3 представляет собой «третий», или ноту 2 местами выше. 5 представляет собой «пятый», который находится на 4 месте вверх от корня и на 2 месте от 3. Каждая пропущенная нота называется интервал (создавая приятное разделение между теми, которые прозвучали).

    Продемонстрируйте аккорды певцам и помогите им услышать, как различные комбинации нот (аккорды) звучат вместе. Легче выучить азы созвучия, слушая ноты, исполняемые на фортепиано. Затем кто-то может начать петь вместе с фортепианными нотами. Потом они могут перейти к совместному пению с другим певцом.

    • Хороший способ различать 2 или 3 певцов, когда каждый поет мелодию на октаву выше или ниже другого, просто поет в унисон, но не согласованно.
    • Например: мужчина поет мелодию на октаву ниже "против" женского сопрано в унисон (не согласованно). Пение в унисон является "наслоением", и может усилить звук, как в хоре (но дуэт, трио или квартет обычно не поют в унисон, кроме некоторых специальных эффектов).
  2. Гармонизируйте пением "на мелодию", но в немного выше или ниже, чтобы создать аккорд с голосами.

    • Но, если солист поет созвучную ноту вместо мелодии, это является формой пения не в ключе...
  3. Изучите основные 1,3,5,7 главные ноты аккорда (До7, Фа7, Соль7 – смотрите раздел «Советы» ниже), как группу, и затем вы сможете помочь певцам гармонизировать, последовательно проходя каждую ноту аккорда; потом они научаться слышать их в аккорде (и таким образом они слышат гармонию) среди голосов. Плохая гармония бывает несовместимой, и таким образом переходите от ноты одного к ноте кого-то другого (вне ключа).

    • Если у вас больше 3 человек, то может быть 2 или более тех, кто поет с нот, как в хоровой группе. Если вы чувствуете основы гармонизации "1, 3, 5 и 1, 3, 5, 7" вы можете экспериментировать с другими видами нот в других аккордах, которые имеют острые диезы или бемоль.

Сочетание

  1. Аккорды обычно состоят, по крайней мере, из "трех" нот/ шагов / тонов (назовем их нотами) звучащих вместе. Если вы говорите только о двух нотах, которые должны были звучать, тогда они известны как интервал (как расстояние).

    Аккорд До, исполненный из нот "До-Соль-Ре" указывают на фигуры и плоскости, образуя различные аккорды. Дважды щелкните на фотографию, чтобы увеличить это.

Изображение " фигур аккордов" с помощью ваших пальцев и рук

Две основные аппликатуры будет работать для всех крупных, малых 7-х аккордов...

Слово аккомпанемент знакомо не только музыкантам, но и большинству людей далеких от музыки, ведь фраза аккомпанировать пению, аккомпанемент на гитаре и прочие являются достаточно популярными и встречаются как в обычной речи, так и, например, в художественной литературе.

Понятие аккомпанемента очень многогранно.

В музыкальной школе есть предмет аккомпанемент.

Любой гитарист научившийся играть 2-3 аккорда, также создает простейший аккомпанемент.

Группа для вокалиста это аккомпанемент и даже целый оркестр может аккомпанировать солисту.

Так что же такое аккомпанемент, и чем он отличается от мелодии или других элементов музыкального языка?

С французского языка слово аккомпанемент переводиться как сопровождать.

Так как в современной музыке наиболее популярен гомофонный склад, то можно сказать, что все, что мы слышим это либо мелодия, либо аккомпанемент.

То есть, по сути любая музыкальная ткань может быть названа аккомпанементом, если она не одноголосна и если она сопровождает мелодию. И даже простое щелканье пальцами или притоптывание ногой по полу может рассматриваться, как вариант аккомпанемента!

Однако столько широкое определение аккомпанемента используется редко.

Чаще всего под аккомпанементом подразумевают вариант сопровождения мелодии или голоса одним инструментом, который при этом выполняет, как гармонические (аккорды + бас), так и ритмические (грув) функции.

Естественно, что для аккомпанемента можно использовать только многоголосные инструменты, такие как фортепиано, гитара или баян, так как создание гармонического сопровождения на одноголосном инструменте невозможно.

В тоже время нужно отметить, что изначально возникновение аккомпанемента связано с простым дублирование в октаву или квинту основной мелодии. Такой вид сопровождения встречался в полифонической музыке XV-XVI веков и может быть назван «дедушкой» современного аккомпанемента.

Гораздо позже сформировал принцип аккомпанемента типа генерал бас, который был основан на том, что исполнителю давали не ноты, а выписанный басовый голос, который служил своеобразным путеводителем и отправной точкой для создания аккомпанемента по желанию музыканта.

Согласитесь это очень напоминает игру современного гитариста или пианиста, которым чаще всего достаточно обозначений аккорда, а то и просто ступеней лада для создания сопровождения.

Это и можно назвать полноценным искусством аккомпанемента.

Несмотря на то, что принципы игры на всех инструментах разные принципы и приемы аккомпанемента, что на гитаре, что на фортепиано очень похожи.

Как правило, в партии аккомпанемента присутствует басовый голос, гармония в виде аккордов или арпеджио + различные дополнительные элементы.

По сути, аккомпанемент — это определенный тип музыкальной фактуры, который должен быть ритмичным, гармоничным и не мешающим основному голосу.

Как образуется аккомпанемент и какие принципы лежат в его основе?

Выше мы уже сказали, что для аккомпанемента характерна ритмичность.

Поэтому простейшая игра аккордов четвертями уже является аккомпанементом:

такую партию можно исполнить на любом инструменте.

Для придания характера или стилистики аккомпанементу используются акценты и синкопы. Например, известная фигура 332:

В данном случае мы работает только с ритмом. Конечно звуковой состав аккорда может быть любым, это не влияет на звучание ритма.

Такой вид аккомпанемента называется Simple Block и является первой ступенью в освоении искусства аккомпанемента.

Несмотря на то, что многие фигуры аккомпанемента звучат сложно, на деле они представляют собой комбинации простых элементов, таких как:

  1. Ритмические фигуры (синкопы, устойчивые паттерны)
  2. Фактурный контраст (например, бас + аккорд)
  3. Фигурации (гармонические и мелодические)
  4. Педали (выдержанные звуки)
  5. Прочие приему (конрапункты, опевания, задержания и т.д.)

Нужно понимать, что чаще всего аккомпанемент не содержит каких либо ярких элементов, а состоит из базы и является паттерном, который можно легко изменять под любую гармонию. Это соответствует основной задаче аккомпанемента — не мешать солисту и дополнять, раскрывать его партию.

Особо следует упомянуть о стилистическом аккомпанементе.

Многие стили музыки основаны на использовании устойчивых ритмических фигур. Например, танго, рубма, самба, рок-н-ролл и т.д.

Чаще всего в аккомпанементе имитируется звучание ритм-секции характерной для какого-либо стиля.

Например, известный бэк-бит грув в переложении на фортепиано может звучать так:

Поэтому музыканту, который решил освоить аккомпанемент важно изучать не только приемы его создания, но и наиболее популярные грувы бас-гитары и ударных и пробовать имитировать их звучание на гитаре или фортепиано.

Этот вопросы, которые касаются техническо-музыкальных тонкостей создания аккомпанемента.

Но кроме создания аккомпанемента важно также учитывать психологический аспект данной деятельности.

Аккомпаниатор — это не всегда музыкант понимающий структуру или приемы аккомпанемента. Но обязательно умеющий чувствовать солиста, подстраиваться под него, умеющий играть удобно и максимально эффективно.

Любой певец знает, как хорошо петь под гибкий и умелый аккомпанемент и какого это потеряться среди композиции, только потому, что аккомпаниатор играет сам по себе.

В задачи данной статьи не входит рассмотрение вопроса взаимодействия солиста и аккомпаниатора, поэтому я упомянул об этом только для уточнения.

Посмотрите видеопримеры создания партии аккомпанемента:

Многие давно знакомые предметы не имеют в нашем сознании чёткого определения своего значения. К таким понятиям относится и слово «аккомпанемент».

В переводе с французского оно означает "сопровождать, вторить, подыгрывать". Даже простое отбивание ритма ногой или хлопанье в ладоши долгое время считалось своего рода «сопровождением». Однако в ХХ веке возникла чёткая формулировка данного термина.

В чём специфика аккомпанемента?

Сегодня аккомпанемент - это дополнение мелодии музыкальным сопровождением в виде гармонической и ритмической опоры для солиста. В роли солиста может выступать певец либо музыкант-инструменталист, исполняющий ведущую партию.

Почти вся музыка имеет в своей основе мелодию как главное средство выразительности. Она - королева, красной нитью проходящая через всю нотную фактуру и диктующая остальным голосам способы их проявления.

Такой тип музыкальной фактуры носит название «гомофонно-гармонический». Поскольку в нём есть один главный голос и его сопровождение в виде гармонии.

Большинство инструментов не способно воспроизвести гармонию, на них можно сыграть, пусть даже очень выразительно, всего лишь один голос. При этом солировать под аккомпанемент оркестра достаточно накладно.

Вот почему чаще всего в этой роли выступает такой инструмент, как фортепиано. Оно успешно имитирует звучание оркестра с его богатыми гармоническими возможностями и красочными тембрами.

Аккомпанемент как звучащая фактура

Аккомпанемент - это не только то, что мы слышим в реальном звучании. Данным словом называют также ноты, написанные для инструментов, исполняющих партию сопровождения. Третье значение слова заключается в самом действии. Так называют процесс исполнения сопровождения.

Основная задача аккомпаниатора, или, другими словами, концертмейстера - дополнить солиста, помогая ему в создании художественного образа. Помощь эта предоставляется, в основном, в следующих направлениях:

  • добавление различных регистров и тембров, которых солист не имеет в своём арсенале, то есть красочное обогащение звучания;
  • дополнение одноголосной мелодии аккордовой гармонической фактурой, создающей эффект объёмности и передающей определённый эмоциональный подтекст;
  • метро-ритмическая поддержка, сохранение стабильности темпа и музыкальной формы.

Причем аккомпанемент - это всегда второстепенная часть фактуры, поэтому звучать он должен тише, чем сольная партия.

Работа концертмейстера

Если вы видите на сцене солиста-инструменталиста, играющего с фортепиано, это ещё не означает, что пианист ему аккомпанирует.

Есть целый ряд произведений, написанных для подобного дуэта с развёрнутой равноправной партией рояля, где оба инструмента являются солистами и выступают в качестве дуэта. Такая форма музицирования называется камерным ансамблем.

Только в том случае, когда партия фортепиано имеет явно сопровождающий характер, поддерживающий основной инструмент, мы можем утверждать, что это - аккомпанемент.

Ноты для концертмейстера, впрочем, могут содержать при этом немало сложных и виртуозных эпизодов во вступлении, заключении и проигрышах, как бы «договаривая» то, что недосказал солист, логически развивая его линию.

Выдающиеся мастера аккомпанемента

По-настоящему мастерский аккомпанемент - это великое искусство, в котором есть свои заметные фигуры. Среди вошедших в историю выдающихся концертмейстеров можно назвать таких, как:

  • Важа Чачава - профессор, заведующий концертмейстерской кафедрой ведущей российской консерватории, выступал с Е. Образцовой, З. Соткилавой, И. Архиповой (Д. Мацуев - один из его учеников);
  • выдающийся концертмейстер, Д. работавший с С. Лемешевым, Е. Шумской, выходивший на сцену до последних дней жизни и дававший в возрасте 102 лет по 50-60 полуторачасовых бесплатных концертов в год;
  • профессор М. Н. Бер, 50 лет проработавшая концертмейстером в вокальном классе Российской академии музыки, подготовила более 20 лауреатов и 30 солистов оперных театров;
  • блестящим концертмейстером проявил себя С. Т. Рихтер в работе над песнями Ф. Шуберта с Д. Ф. Дискау и многие другие.

Присутствуя на концерте выдающегося солиста, не следует недооценивать труд концертмейстера. Его вклад в успешное совместное выступление трудно переоценить.