Рисование штрихом животных. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Ошибочные основные пропорции

Может ли быть подготовка к школе удовольствием? Рисование штрихом именно такое занятие. Оно позволяет развить у ребенка чувство ритма, равновесия, симметрии , дает возможность передать пушистость, легкость и многое другое.

Штрих – это линия, черта. Штриховать можно гелиевой ручкой , фломастером, карандашом, углем, тонкой кисточкой и даже пластилином . Из пластилина, кстати, красивые картины выходят.

Многим деткам с нарушениями в развитии бывает сложно освоить штрих как линию. Они проводят линии прямо поверх образца довольно долго. Дети должны почувствовать уверенность, что смогут изобразить что-то своё рядом. Обычные же дети довольно быстро приём осваивают.

На картинках ниже приводятся варианты карандашного рисования штрихом. Прежде создания картин полезно научиться изображать разные по толщине, размеру, наклону чёрточки.

Примеры рисунков для обучения даны ниже под номерами р. 1-12

  1. Рисование штрихом, едва касаясь бумаги (р. 1);
  2. Обратите внимание ученика на изменение вида столбиков на примере. Это постепенно усиливается нажим (р. 2).
  3. Освоение смены коротких и длинных линеек (р. 3)

  1. Меняющиеся паузы-просветы - смена расстояний между чёрточками (узкий - широкий) (р. 4);
  2. Рисуем по двум параметрам: а) постепенно укорачивающиеся столбики, б) изменяющиеся паузы-просветы (р. 5);
  3. Зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием (р. 6);
  4. Меняющийся наклон столбиков (р. 7);

  1. Наклон в одну сторону (р. 8);
  2. Волнообразный зигзаг (р. 9);
  3. Штрихуем в несколько рядов (р. 10);

Что отличает животных? Этот раздел посвящен различным текстурам: шерсть, мех, кожа, чешуя, оперение. Предполагается, что к этому моменту вы уже научились выполнять контурные рисунки, штриховку и растушевку.

Нанесение сетки.

Я не буду здесь подробно останавливаться на нанесении светотеней. Об этом подробно рассказано в пункте как правильно накладывать тени урока "Техника выполнения рисунка" и в уроке "Люди". Принципы все те же: сначала накладываете самый темный тон (штриховку делайте только по направлению шерсти), в нужных местах - полутона (аналогично), а потом обрабатываете в зависимости от того, какое покрытие имеет выбранный вами зверек (шерсть, мех или кожа) или птица.

Многие животные имеют шерсть, поэтому вам необходимо научиться рисовать все ее виды.

1. Шерсть и мех, светлая и темная шерсть.
К этому моменту предполагается, что вы уже научились рисовать разнообразные формы животных и черты их "лиц". Сейчас самое время научиться правильно изображать шерсть и мех. Это лучше всего делать с помощью ластика и тонких карандашных штрихов.

Это пример того, как не надо делать: линии слишком толстые и чересчур прямые.Чтобы изобразить шерсть или мех, необходимо использовать быстрые штрихи, утончающиеся на конце.
Делайте резкие движения кистью руки, и линии будут как бы растворяться на конце. К тому же легкая кривизна создает впечатление их мягкости.
Длинная шерсть. Быстро наносите штрихи по направлению волос. Делайте штриховку до тех пор пока не добьетесь "заполненности" и тона, которые необходимы. Обратите внимание на то, как отдельные волоски перекрывают друг друга.

Все это растушуйте, по-прежнему придерживаясь направления роста волос. Острой кромкой ластика (если необходимо, то сделайте новый срез) слегка "осветлите" волосы. Это сделает их объемными и пушистыми. Короткая шерсть изображается тем же способом, только более короткими штрихами. Здесь очень важна скорость штриховки.

Растушуйте. "Распушите". Вот как выглядит светлый гладкий мех. В основном это нарисовано не карандашом, а грязной растушевкой. Отдельные волоски практически не видны. Как и прежде, острым ластиком сделайте светлые штрихи.

Светлая и темная шерсть.
- темная шерсть на светлом фоне: используйте быстрые карандашные штрихи, затем растушуйте, а чтобы расчленить контуры и изобразить отдельные длинные волоски - используйте острый край ластика (1) . Можно еще зачернить некоторые участки, если необходимо (2) .
- светлая шерсть на темном фоне: используйте острый край резинки (3) - высветлите белые волоски. Нужно почаще делать свежую кромку, это гарантирует, что края будут чистыми и острыми. Если вы убрали слишком много, карандашом или растушевкой исправьте это.
Если вы рисуете светлое животное, то чтобы шерсть выглядела более светлой, грязной растушевкой создайте темный фон вокруг животного (контраст). Тона самой шерсти не должны быть контрастными.
- цветная шерсть: у разноцветного животного цвета смотрятся не обособленно - на этом рисунке белая шерсть как бы проникает в серую, что позволило передать пушистость и мягкость.

Рассмотрите рисунки котят и белки: обратите внимание на усы.

Вот как выглядит белое животное. Для большей контрастности рекомендуется делать темный фон:


Принципы создания короткой шерсти те же, что и для длинной. Единственное отличие - более короткие штрихи:
- в нужных местах положите полутона;
- растушуйте тени до однородности (оставьте светлые участки, если они есть, нетронутыми);
- для имитации шерсти используйте быстрые карандашные штрихи;
- легкими линиями изобразите усы (для изображения усов на светлом фоне пользуйтесь карандашом, на темном - острой кромкой ластика);
- с помощью ластика выделите светлые волоски (как мы это делали при рисовании длинной шерсти);
- с помощью карандаша и ластика сделайте животное пушистым.

Рассмотрим все на примере:

3. Прилегающая шерсть.
В этом рисунке очень важно было подчеркнуть отдельные волоски. Чтобы сделать это успешно, нужно было при штриховке придерживаться направления волос. Растушуйте и опять изобразите карандашными штрихами волосы. Затем используйте ластик. В результате получилось изображение мягкого, гладкого, но несомненно волосатого существа.


Здесь важно ответить для себя на следующие вопросы:
- каково направление волос;
- где они начинаются;
- где они кончаются;
- где они спутываются;
- где волосы темные;
- где светлые волосы лежат поверх темных;
- являются ли они однородной массой или их можно передать карандашными линиями;
- где располагаются темные и светлые участки?

У льва направление волос легко прослеживается, а у собаки шерсть сверху вьющаяся. Этот эффект достигается дуговыми движениями растушевки и ластика. Световые пятна находятся там, где волосы изгибаются и скручиваются.


А как же быть с животными, не имеющими шерсти? У некоторых из них гладкая кожа, у других она морщинистая. Некоторые покрыты складками и чешуей. Вы увидите, что тот же самый подход, который использовался для изображения мохнатых животных, может быть применен и для безволосых.

Чешуя.

Рыбу рисуют совсем гладкой, но после завершения растушевки, после осветления бликов надо карандашом нанести чешую. Для воспроизведения ярких отблесков света используется ластик.

* - Чешуя наносится легкими карандашными линиями в последнюю очередь.
** - Отблески света на чешуе делаются с помощью ластика.

Такая кожа характерна для многих живущих в воде существ. Так что вам здесь особенно пригодятся навыки растушевки. Старайтесь делать растушевку максимально гладкой. Блики - резинкой.

7. Несколько слов о чертах "лица".

Глаза.
У людей черты лица во много схожи. У животных это зачастую не так, но методика рисования глаз всегда одинакова.

Посмотрите на изображения глаз на этой странице. Так как объект рисования прежде всего надо видеть исключительно как очертания, то я привожу их для сравнения.

Нет, это не человеческий глаз, хотя и выглядит похоже. Это глаз гориллы. Основное отличие в том, что белки глаз не белые, как у нас, а темные. Кроме того, ресницы практически не заметны.

Заметили ли вы в каждом из этих глаз белые пятна, расположенные частично на зрачке? Это блики света, появляющиеся там, где влажный глаз отражает свет. Без них глаза не казались бы влажными и блестящими

Нос кролика имеет характерную форму. Растушуйте, чтобы нос выглядел мягким и округлым. Легкими карандашными штрихами нарисуйте усы (направления указаны стрелочками). У собаки нос влажный, поэтому важно передать блеск влажной поверхности, отражающей свет.
* - Мокрый нос отражает свет.
** - Темная шерсть на светлом фоне.
*** - Светлая шерсть на темном фоне.
Хотя нос гориллы не такой мокрый как у собаки, он тоже блестит. Растушуйте изображение. Не забудьте с помощью светлых пятен создать эффект блестящей поверхности.
* - Блестящая поверхность. **

Консультация для родителей "Рисуем штрихами вместе с детьми"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста (4-7 лет) "Рисуем с детьми штрихами!" Предназначена для совместной работы родителей с детьми в свободное время. Данная методика развивает у детей воображение, мелкую моторику,подготавливает детей к школе

Все дети любят рисовать, но это получается не у всех детей одинаково, один ребенок рисует без помощи взрослого, а другому требуется помощь и длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умнеий мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетичекого восприятия.
Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогает обучение технике рисования штрихами.
Штрих-это линия, черта, которая может быть короткой и длинной наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и спиралевидной…

С помощью щтриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать легкость, мягкость, плавность, мрачность, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Это не сложный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.
Обучение детей рисованию штрихом необходимо начинать со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелиевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т.п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ.
Для познания секрета этих "выразительных" линий проводите работу в несколько этапов.
-- Графика - вид изобразительного искусства.
-- Детские художники - графики: Е. Чарушин, В.Сутеев.
-- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха.
-- Занятия на развитие техники штриховки.
Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо учить детей технике рисования штрихами т.к. это развивает у ребёнка ручную умелость, пространственные представления, чувства ритма, графические умения, координацию движений.
Система работы по обучению технике рисования штрихами в старших и подготовительных группах дает хороший результат.
У детей совершенствуются навыки ручной умелости при проведении с ними занятий, различных упражнений, пальчиковых игр.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Удивительные штрихи».

Задачи :

1. закрепить представление о разных видах штрихов;

2. дать представление о том, что с помощью разных видов штрихов можно изобразить различные предметы;

3. воспитывать интерес к данной технике;

4. развивать графические навыки.

Ход занятия :

Ребята, догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить, отгадав загадки.

(предлагаются загадки о животных, после того, как дети отгадывают, выставляются иллюстрации Е.И.Чарушина) (слайд 2)

Как зовут художника, который нарисовал эти иллюстрации? В какой технике?

Правильно, художник изобразил животных с помощью штрихов. Это графика.

Что такое штрих? (слайд 3).

Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, которая или длинная, тонкая или толстая и т.д.

Что художник может рассказать с помощью штриха?(слайд 4).

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое (слайд 5).

Какие виды штрихов бывают? (слайд 6).

Давайте выполним такое задание (слайд 7).

Возьмём обычный круг и попробуем заштриховать его разными штрихами (у детей на листах пять кругов одинакового размера).

Из отрывных, расходящихся по кругу штрихов у нас получилось что – то мягкое, пушистое. Это может быть одуванчик, а может чья - то головка! (слайд 8).

Из неотрывных, расходящихся по кругу штрихов, у нас получился колючий ёжик, свернувшийся в комочек (слайд 9).

Штрихи – дуги придают выпуклость нарисованному предмету – ну чем вам не баранка? (слайд 10).

А эти дуги уже превратились в лепестки цветка (слайд 11).

А если просто заштриховать всю поверхность круга ровными прямыми штрихами, то не получится уже никакого объема. Перед нами плоский блин (слайд 12).

Итог занятия:

Интересно ли было сегодня на занятии?

Испытывали ли трудности?

Как вы думаете, что помогает развивать рисование штрихом?

Эту работу мы будем продолжать и на следующих занятиях.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

1. Что такое штрих?

2. Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу.

3. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала; передать не только лёгкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, агрессивность, и самое главное - это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

4. Начинать рисовать штрихом необходимо с маленького пятна.

5. Вокруг пятна оставить небольшой просвет и двигать штрих по кругу.

6. Затем изобразить второй ряд штрихов, за ним - третий, четвёртый.

7. И так ряд за рядом, пока не получится шар нужной величины.

8. Второй шар меньше по размеру и может располагаться как прямо по отношению к оси, так и под разным углом к ней.

9. Эти два шара - основа всех будущих образов.

10. Можно рисовать простым карандашом или гелевой ручкой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Учимся рисовать животных"

Данный проект построен на книге Терез Желли " Ной, научи нас рисовать животных". Он помог детям не только реализовать себя в художественной деятельности, но и узнать много интересного об окружающем ми...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Колючая сказка», с применением нетрадиционной технике рисования (рисование штрихом) по технологии Г. Н. Давыдовой

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Колючая сказка», с применением нетрадиционной технике рисования (рисование штрихом) по технологии Г. Н. Давыдовой...