Что такое средства музыкальной выразительности? Средства музыкальной выразительности

22 мая 2014 г. в Мемориальном музее-мастерской скульптора С.Т.Коненкова прошло очередное заседание клуба «Галерея», на тему «Сравнения выразительных средств музыки и живописи».

Музей С.Т.Конёнкова

Соотношения между звуковыми вибрациями и цветовым спектром давно и небезрезультатно привлекают учёных, музыкантов и мастеров живописи.

Перед началом

Композитор Владимир Владимирович ФЕСЕНКО познакомил слушателей со своей теорией.

Ещё И.Ньютон считал, что число семь лежит в основе многих явлений природы. Именно он представил круг, показывающий взаимосвязь между цветами и музыкальными нотами.

Рассказывает В.В.Фесенко

Н.А.Римский-Корсаков и А.Н.Скрябин видели тональности, окрашенными в различные тона, правда, соотношение их у них не совпадало. Но Ньютон предлагал соотносить между собой не тональности, а конкретные звуки.

М.Чюрлёнис часто вносил в свои художественные произведения элементы духа музыки, о чём говорят названия его картин.

Е.П.Блаватская в «Тайной Доктрине» раскрывает систему соотношений между звуком и цветом: до - красный, ре - оранжевый, ми - жёлтый, фа - зелёный, соль - синий, ля - индиго, си - фиолетовый.

В.В.Фесенко рассматривает частоты музыкальных октав и выводит Закон чистых октав. Им рассматривается цветовая октава и строится таблица соотношения между звуком и цветом.

Цветовые октавы сопоставляются со всеми звуками музыкального диапазона

В.В.Фесенко. Мечта

Он рассказывает: «Эта мелодия звучит в береговой линии картины. Для достижения объёмности в объектах береговой линии использованы не только цветовые тона, совпадающие с мелодией пьесы, но также тоны других цветовых октав. Кстати, в музыке аналогичный приём присутствует довольно часто. Нередко мелодия проводится в октаву, а иногда в две,три и даже в четыре октавы. В небе наблюдается смешение оранжево-жёлтого и фиолетового тона (звуки ля и ми)». К ним прибавлен зелёный тон (звук до). Вместе эти цвета совпадают минорным трезвучием (ля-до-ми). В пьесе Бетховена это трезвучие является тоническим, то есть центральным, опорным и важнейшим сочетанием. Цвета моря также связаны с фиолетовым и оранжево-жёлтым тоном, здесь ведущий тон - фиолетовый. Блики на воде определяются цветовыми тонами мелодии. В небе и в море обилие лессировочных тонов. Они помогают создавать многоплановость и глубину».

Благодаря взаимодействию живописи и музыки, живопись может быть насыщена всеми достижениями мировой музыкальной культуры, а музыка - достижениями изобразительного искусства, что значительно раздвигает границы творческих возможностей в создании новых образов, как в музыке, так и в живописи.

Далее Нинель Михайловна АЛМАЗОВА - преподаватель музыки, более 50 лет занимающаяся математическим исследованием музыкальной гармонии, автор уникальной методики: синтез восприятия «Музыка, геометрия, цвет и число» рассказала о её возможностях.

Выступает Н.М.Алмазова

Наглядно, на листе бумаги, пользуясь вписанными в круг геометрическими фигурами, можно показать фрактальные структуры звукорядов и аккордов. Это позволяет легко и интересно изучать основы теории музыки, зрительно представляя музыкальные закономерности. Нинель Михайловна считает, что, сравнивая аналоги основных музыкальных понятий со строением Солнечной системы, атома, клетки и даже социальных структур, можно подойти и к понятию универсального природного принципа мироздания.

Геометрия музыки

Владимир Васильевич НАДЁЖИН рассказал о Международной выставке «Элетро75», которая проводилась в парке «Сокольники» в 1975 году. Авторским коллективом: Р.Файерштейном, М.Коником и им самим (он был автором раздела «Космос»), была создана свето-динамическая композиция "Прометей".

Площадь экспозиции составляла 500 м 2 . На ней были представлены космические спутники, луноход и большая скульптурная пространственная композиция.

Владимир Васильевич предложил провести заседание клуба «Галерея» на эту тему в следующем сезоне.

Физик-теоретик Сергей Кирович БОРИСОВ поделился своими представлениями о времени в музыке и физике.

С.К.Борисов

Путём анализа энергии, как в классической музыке, так и в квантовой физике, на основе многочисленных совпадений используемых в этих дисциплинах, он пришёл к выводу о имеющемся в музыке и отсутствующем в физике представлении о времени как о субстанции со своей структурой и специфическими энергиями, имеющими отношение прежде всего к эволюционным теориям естествознания и позволяющим определить дух в науке и философии, что подтверждает догадки швейцарского искусствоведа Э.Курта, известного автора энергетической концепции музыки.

Слушателям очень интересно

Профессор, доктор философских наук Юрий Владимирович ЛИННИК - приверженец идей В.И.Вернадского и космизма в искусстве - в контексте темы заседания посвятил своё выступление вопросам космической живописи и проявлениям фантастики в различных видах изобразительного искусства, в частности познакомил слушателей с деятельностью и творчеством первых русских художников-космистов группы «Амаравелла».

Беседу с залом ведёт Ю.В.Линник

Он также продемонстрировал репродукции оригинальных картин из коллекции, единственного в нашей стране Музея космической живописи (г. Петрозаводск).

На вопросы отвечает В.В.Фесенко

В завершении встречи гости ответили на многочисленные вопросы слушателей.

С благодарственной речью выступил заслуженный художник России, Президент Благотворительного Фонда «Дельфис» Владимир Васильевич НАДЁЖИН.

Главная задача - показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства; направить внимание детей на то, что слушая музыку, учиться сначала видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытаться отразить свои зрительные представления в рисунках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок на тему: «МУЗЫКА РИСУЕТ, А КАРТИНА ЗВУЧИТ».

З десь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, обращая внимание детей на то, что музыка может рисовать, а картина - звучать;

Развитие музыкальных и творческих способностей детей;

Воспитание любви к различным видам искусства.

Задачи урока: Развитие творческого воображения и творческих способностей учащихся;

Совершенствование эстетического вкуса;

Формирование эмоционально-образного мышления и умение слушать музыку в процессе созерцания художественного и музыкального произведения искусства;

Формирование у детей навыков передачи своих впечатлений об окружающей действительности с помощью различных видов искусства, умения анализировать и высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений.

Форма урока: бинарный урок- общение.

Используемое оборудование: компьютер, музыкальный центр, фортепиано. Оборудование для учеников: мольберты, бумага, краски, кисти, баночка для воды.

ХОД УРОКА

Учитель музыки: Добрый день, друзья! Добрый день, дорогие гости! Усаживайтесь поудобнее, посмотрите вокруг себя и обратите внимание: сегодня на нашем занятии (а именно так мы назовём нашу встречу) собрались учащиеся двух отделений школы: отделения изобразительного искусства и отделения музыкального исполнительства. И вести это занятие тоже будут два преподавателя: педагог-художник Швечихина И.В. и педагог-музыкант Рахманова Л.В. Почему мы так объединились? Сегодня наш необычный урок посвящён музыке и живописи. Эти два вида искусства тесно связаны между собой. Как вы думаете, что роднит музыку и живопись? Что между ними общего? (Это виды искусства. Они влияют на эмоциональное состояние человека, рисуют определённые образы).

Учитель музыки: Глядя на картины, благодаря внутреннему слуху, мы можем слушать живопись. А обладая внутренним зрением, каждый человек способен мысленно, внутри себя видеть то, чего в данный момент глазами он не видит. Поэтому, если внимательно вслушаться в звучащую музыку, то с помощью внутреннего зрения в нашем воображении могут возникнуть какие-либо живописные образы, картины природы, эмоциональные впечатления, соответствующие характеру музыки. Музыка рисует разные картины жизни, у неё есть свои краски: они не красные и синие, а особенные, музыкальные: регистровые, динамические, тембровые, темповые. И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вслушиваясь в музыку, мы можем нарисовать картину.

Сегодня, слушая музыку, вы будете счала учиться видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытаться отразить свои зрительные представления в рисунках.

Учитель изо: если композитор, создавая свои произведения, использует различные выразительные средства музыки: темп, динамику, регистры, то художник для передачи образа применяет краски, особую технику исполнения.

Учитель музыки: Для создания яркого образа, для передачи настроения композиторы и художники используют особые средства выразительности. Средствами музыкальной выразительности являются: мелодия, лад, тембр, регистр, динамика, динамические оттенки. Средства художественной выразительности: цвет, тон, контур, цветовые сочетания. Как вы заметили, музыкальные и изобразительные краски имеют сходства:

Музыкаьные краски Изобразительные краки

лад колорит

тембр тон цвета

регистр палитра цвета

динамика цветовой фон

динамические оттенки оттенки цвета

Учитель музыки: Сейчас послушайте грустную историю: в одной деревне жил мальчик Лёка, самым лучшим другом у него была меленькая пушистая собачка. Всё время они проводили вместе: гуляли, веселились, играли в догонялки. И вот однажды на зиму мальчика увезли из деревни и разлучили с любимой собакой. В разлуке с лучшим другом ему было очень грустно и тоскливо, и мальчик предполагал, что и собака тоже грустит, плачет и жалуется.

Маша Ч. исполняет пьесу С. Ляховицкой «Где ты, Лёка?».

Учитель музыки: Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (Грустное, печальное). Какие приёмы использовал композитор, чтобы передать грустный характер пьесы? (Неторопливый темп, минорный лад, интонации вздохов).

Учитель изо: Какие тоны красок вы будите использовать, чтобы передать настроение пьесы?

Учитель музыки: Сечас в исполнении Алины К. прозвучит пьеса А.Классена «Две лягушки». Пожалуста, послушайте её внимательно и определите: отличается ли эта пьеса по настроению и музыкальным краскам от предыдущей, совпадает ли образ Алининых лягушек с вашими представлениями.

Учитель изо: Музыка передаёт образы двух лягушек. Подумайте: эти лягушки одинаковые или разные, какими вы их можете изобразить?

Аня С. играет « Лес» Щуровского.

Учитель изо: Вопрос к Ане: Что ты сама представляешь, когда играешь эту пьесу? Какую картину рисует твоё внутреннее воображение?

Аня: В начале пьесы я представляю дремучий лес, мрачную картину. Но где-то между кронами деревьев проглядывают светлые солнечные лучи….

Учитель музыки: Хорошо… Друзья, а может быть кто-то представил себе другой образ?

Дети рассказывают о своих представлениях.

Учитель музыки: Совершенно верно. Содержание музыкального произведения точно объяснить словами невозможно. Музыка передаёт настроение, вызывает чувства и переживания, то или иное эмоциональное состояние. А мы, слушая музыкальное произведение, каждый, в силу своего воображения, своей фантазии, рисуем определённые образы, картины.

Учитель изо: Сделайте для себя наброски такого леса, который представился вам после прослушивания пьесы Щуровского.

Учитель музыки: У русского композитора, музыковеда и пианиста С.М.Слонимского в Альбоме детских пьес для фортепиано среди ярких, образных миниатюр, таких как: «Мультфильмы с приключениями», «Ябедник», «Дюймовочка», «Колокола», есть очень выразительная пьеса «Марш Бармалея». Она написана композитором на основе созданной ранее музыки к кинофильму о марсианах, где должен был звучать «свирепый» марсианский марш. Главную тему играли две трубы. Используя яркие колористические возможности фортепиано, а также ритмические, гармонические и динамические краски, Слонимский своей музыкой передал и трубный сигнал, и агрессивную тему, слушая которую невольно представляешь себе этого ужасно страшного разбойника, шествующего под свист и барабанный бой.

Иван С. исполняет пьесу С.Слонимского «Марш бармалея».

Учитель изо: Подумайте, какие краски вы будите использовать, изображая страшного бармалея, с помощью каких средств художественной выразительности можно передать звуки барабанного боя и свиста.

Учитель музыки: И в заключении нашего занятия мы хотим предложить вашему вниманию презентацию «Иван Фёдорович Шультце – мастер лирического пейзажа русской эмиграции». В качестве музыкального сопровождения прозвучит пьеса А. Классена «Музыкальный эскиз» в исполнении Рахмановой Л.В. Обратите внимание,как музыкальное сопровождение помогает более глубоко понять и прочувствовать художественные образы.

Учитель музыки: Сегодня на нашем занятии мы слушали короткие пьесы-миниатюры в исполнении учеников фортепианного отделения. Благодаря фантазии и внутреннему воображению, представили образы персонажей, отображённых в этих музыкальных зарисовках. Обсудили, какие средства выразительности необходимы композиторам и художникам, чтобы передать настроение и образы. Наши юные художники сделали для себя наброски наиболее понравившихся музыкальных картинок. Домашним заданием для вас будет написать полноценные картины- впечатления. Все сегодня поработали активно и творчески. Молодцы!!!


Данные об авторе

Чумаковой Еленой Юрьевной

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" ЗАТО Светлый, учитель музыки

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Цель урока:

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Краткое описание:

Урок разработан по теме 3 четверти 5 класса: «Музыка и изобразительное искусство» Тема урока: «Рисуем … музыку?» Большое внимание автор уделяет решению проблемы знакомства школьников с изобразительными возможностями музыки, выразительными возможностями цвета и музыкальностью поэтического языка, приводит пример урока, заданий, способствующих развитию музыкально-эстетической личности учащихся.

Урок разработан учителем музыки МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый Чумаковой Еленой Юрьевной

Тема 3 четверти 5 класса: « Музыка и изобразительное искусство »

Тема урока: «Рисуем … музыку?»

Цель: выявление взаимосвязей между музыкой и изобразительным искусством.

  • Раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; дать представление о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства;
  • Развить музыкально-образное мышление, закрепить элементы музыкальной выразительности.
  • Воспитать внимательного слушателя.

Ход урока.

  1. Оргмомент
  1. Беседа.

Ребята, любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся вам больше всего?

Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А ещё они рисовали всякую всячину всё, что начинается на букву «М». Они рисовали мышеловки, месяц, математику, множество… Ты, когда-нибудь видела как рисуют множество?

Множество чего? - спросила Алиса.

Ничего, - отвечала Соня, - просто множество.»

Но даже героям этой удивительной сказки не пришло в голову нарисовать ещё одно слово на букву «М».

Как вы думаете, какое?

Правильно, музыка!

Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

Рисуем музыку?

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль! Возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать.

Красок музыка полна

И живёт во всех она.

Кто рисует всё в себе,

Кто рисует на холсте,-

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы её увидеть?

На этом вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка».

«Музыка» Г. Струве, И. Исакова.

Разучивание песни.

Исполнение каноном.

Было ли в песне ощущение законченности. Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему её здесь нет? Подумайте.

Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь.

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

Как вы думаете, что звучит громче (<) объект, изображённый на переднем плане или то, что составляет его фон?

Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (Лад).

За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие).

Для весёлой? (яркие, тёплые).

Какое графическое изображение имеет мелодия?

Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М. Чюрлёниса (1875 - 1911 г).

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Соната моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

«Соната моря» (Andante ) «Соната моря» (финал).

Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

В каком ладу «звучит» картина?

Какова «динамика» произведения?

Что вы можете сказать о «темпе»?

Какие оттенки придаёт произведению «регистр»?

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить, что это музыкальное произведение, а уж потом - живопись.

Как М. Чюрлёнис смог увидеть музыку?

Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит, музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку .

Физкультминутка .

Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди - вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я - лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я - лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полёт! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы - импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники - импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять чёрных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» . В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом.

Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси, французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названии произведений: «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет».

Музыка К. Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

Клод Дебюсси «Лунный свет на террасе» (слушание).

Дифференцированные творчески задания.

Во время прослушивания музыки:

Нарисуй музыкальный пейзаж.

Напиши сочинение-миниатюру (см. приложение 1).

Разгадай кроссворд (см. приложение 2).

Оформить выставку рисунков.

Ответить на вопросы кроссворда.

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русский художник В. Кандинский понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроения. В. Кандинский настаивал: «Жёлтое, включённое в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах».

Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель - беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревшись, пятна как бы оживают.

Накопившийся опыт подтолкнул других художников к отчаянному эксперименту: запечатлеть на холсте звуки, зафиксировать для глаза то, что предназначено для слуха. На выставках разных стран в 20-е годы появились картины с необычными для живописи названиями. Вот они: «Нактюрн №2» Ф. Шопена, «Романс» Г. Свиридова.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак.

Рисуем музыку!

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

Две симфонические поэмы о море

Страстное увлечение красотами моря французского композитора-импрессиониста К. Дебюсси отразилось в ряде его произведений: «Остров радости», «Сирены», «Паруса». Симфоническая поэма «Море» написана Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.

Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» – безмятежные и радостные. Контрастный Финал поэмы – «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

К. Дебюсси Симфоническая поэма “Море” в 3-х частях

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках. В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы. Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.

М. Чюрлёнис Симфоническая поэма “Море”

Жанровые контрасты

Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его Симфоническая картина «Шехеразада», оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане», насыщены превосходно созданными картинами моря. Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции. Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.

Н.А. Римский-Корсаков – Песня варяжского гостя

А. Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А. Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

А.Петров «Море и румба» (Музыка из к-ма «Человек-амфибия»

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Урок музыкальной литературы в 6 классе


Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.
Задачи:
а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.
б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) – Ребята, перед вами – картины моря ˂слайд№2, №3˃А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?
Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.
Л. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов ˂слайд №4˃. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)
˂слайд №5˃Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. ˂слайд №6˃«И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).
Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами). Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?
Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)
Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
Д. - Свободная стихия
Л. -˂слайд №7˃Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?
Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения ˂слайд №8˃
Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?
Д. – Олицетворением ˂слайд №9˃
Л. -В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?
Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.
Л. -˂слайд №10˃Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?
Д. - Романтизм. ˂слайд №11˃И герой нашего стихотворения – тоже романтик.
Л . -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. ˂слайд №12˃Назовите их
Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая˂слайд №13˃
Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?
Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.
Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

Художник (Х.) - Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. ˂слайд №14˃Слово «морская» по-латыни звучит как «marina». Поэтому и художников называли…
Д - маринистами.
Х. - можете ли назвать фамилии художников-маринистов?
Д. - это художник Айвазовский.
Х. - ˂слайд №15˃Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание поэзии и музыки выплеснулось в живописи великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Мы сейчас будем знакомиться с его работами и анализировать их. Но у живописи свой язык выразительных средств, свои специфические термины. Назовите их.
Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма ˂слайд №16˃
Х . - Давайте вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины.
(Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Капри» ˂слайд №17˃, «Девятый вал» ˂слайд №18˃, «Морской берег. Прощание» ˂слайд №19˃, «Кавказские горы с моря»˂слайд №20˃).
Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел передать: мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.
Музыковед (М. )- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?
Дети (Д.) - к литературе
М. - а произведение живописи?
Д. - к изобразительному искусству
М. - симфоническое произведение?
Д. - к музыке
М. - из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?
Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.
М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". ˂слайд №21˃Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".

М. - Шехеразада - героиня каких сказок?
Д. - восточных
М. - Как называется сборник арабских сказок? ˂слайд №22˃
Д. - "1001 ночь"
М. - ˂слайд №23˃(вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада - жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?
Д. - тиран.
М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).
Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?
Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?
Д. - аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.
М. - Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы
а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;
б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика?
Д. - мощное звучание
М. - соло или оркестровое tutti?
Д. - tutti
М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?
Д. - медные духовые
М . - регистр темы
Д . - низкий и средний
˂слайд №24˃Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых и реальных результатов.
Если обобщить всё, вами сказанное, то получится такая таблица ˂слайд №25˃, из которой понятно, что образы Моря и Султана охарактеризованы почти аналогичными средствами.
М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.
-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?
Д. - о близости характеров
М. -Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять?
Д. - чтобы указать на тождество их
М. -Почему? Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?
Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных.
М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?
Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.
Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:
Д. - Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шехеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?
Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Внимательно анализировали репродукции, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин).
Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «К морю». Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

Использованные материалы

1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.
2. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. - Москва: Просвещение, 1973.
3. Альбом Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.
4. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.
5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.
Интернет-ресурсы
http://www.peoples.ru/art/painter/aivazovskiy/aivazovskiy_ivan.jpg
http://img.labirint.ru/images/news/5541_1281090358.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-Mtsyri/0002-002-Skhodstvo-M.JU.-Lermontova-i-ego-geroja-Mtsyri.png
http://www.stihi.ru/pics/2012/12/01/9948.jpg
http://www.online-utility.org/image/ImageCache?file=3/38/Zhukovsky_1815.jpg/800px-Zhukovsky_1815.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/187/48187205_GYUGO.jpg
http://bookerslive.ru/wp-content/uploads/-182878_35036337.jpg
http://www.livejournal.ru/static/files/themes/quote/11880_g01.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/474/24474617_photo64.jpg
http://gorodlip.ru/klient/ecology/31o1+.jpg
http://www.proza.ru/pics/2009/03/11/431.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/673/46673951_1248380293_00044149.jpg
http://ajvazovskyj.ucoz.com/_ph/1/914766058.jpg
http://vse-skazki.ru/images/stories/Izobradzeniya_iz_skazok/Narodnie_skazki/a/arabskie/Racckaz_ob_Ync-al_2.jpg
http://newshot.ru/uploads/posts/2012-02/1329830650_noch.jpg
http://100oper.ru/wp-content/uploads/2012/07/rimsky-korsakov.jpg
http://900igr.net/datai/geografija/Iskusstvo-Armenii/0006-005-ZHivopis-i-skulptura.jpg
http://www.tarihnotlari.com/wp-content/uploads/2011/10/Dokuzuncu-Dalga.jpg
http://www.artrussia.ru/pic_w/w079_400.jpg
http://cs4409.userapi.com/u67083590/-7/x_6883ebfb.jpg
http://im6-tub-kz.yandex.net/i?id=83091257-12-72&n=21



Рахимова Римма Рашидовна,
учитель литературы,
Ковалёва Светлана Анатольевна,
преподаватель ИЗО,
Кузнецова Марина Геннадьевна,
преподаватель теории музыки.
г. Караганда
2013