Джалиль хазрат Фазлыев: "Вырастает поколение мужчин, неспособных трудиться и добиваться достойных условий жизни"

Сегодня в Казани в здании театра им. Г. Камала прошел V Внеочередной съезд мусульман Татарстана, в котором приняло участие 556 делегатов - это представители каждого второго прихода Республики. В мероприятии также участвовали многочисленные гости из различных регионов России.

Съезд посетил Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов . Также среди гостей были Директор Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Дмитрий Бондаренко , главный советник Администрации Президента РФ Алексей Гришин , Председатель Центрального духовного управления мусульман России, Шейх-уль-Ислам Талгат Таджутдин , Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, Муфтии центральных регионов РФ, депутаты Государственного Совета РТ, представители Аппарата Президента РТ, Кабинета министров РТ, администрации Казани, руководители общественных и коммерческих организаций.

В приветственной речи Президент Татарстана отметил, что с первого объединительного съезда мусульман Республики, прошедшего в 1998 году, было много сделано в развитии мусульманского сообщества. Минниханов отметил, что успех развития ДУМ РТ заключается в следовании традиционному для татар учению Абу Ханифы.

«Данный Съезд фактически является всероссийским, поскольку на нем присутствуют почти все представители централизованных муфтиятов России, - отметил главный советник Администрации президента РФ Алексей Гришин . - Ваш регион - ключевой в России, и поэтому вам нужно избрать работоспособную команду с программой на будущее развитие».

По словам Гришина , новому руководству ДУМ РТ предстоит создать систему жесткого идеологического противодействия распространению экстремизма - как в мусульманской, так и в немусульманской среде. Также необходимо активизировать работу с молодежью.

Отдельно Представитель Администрации Президента отметил, что необходимо активизировать работу мусульманских СМИ, особенно в Интернете. «Та вакханалия, которая творится сейчас в Интернете, не может нас не беспокоить», - отметил Гришин .

На Съезде состоялось избрание Председателя (Муфтия) Духовного управления мусульман Республики Татарстан, первого заместителя Муфтия, главного казыя Республики и нового состава контрольно-ревизионной комиссии Духовного управления мусульман Татарстана.

В итоге большинством голосов делегатов Муфтием Татарстана избран имам-хатыйб казанской мечети «Булгар» Илдус Файзов , исполнявший до съезда функцию исполняющего обязанности Председателя ДУМ РТ. Первым заместителем избран декан факультета исламских наук Российского исламского университета, имам-хатыйб мечети «Энилэр» Абдулла (Рамиль) Адыгамов . Главой казыята Татарстана переизбран Джалиль хазрат Фазлыев , который занимает эту должность с 2000 года.

После процедуры избрания с поздравительной речью к избранному муфтию обратился глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин . «Татарстан является самым передовым регионом в экономике, в политике, в общественном и в религиозном (рухи) развитии не только в России, но и в мире. Огромное спасибо президенту Татарстана Рустаму Минниханову и Минтимеру Шаймиеву за сохранение наследия мусульман региона и всей России. Вы - пример для других регионов.», - сказал глава СМР.

После Равиля Гайнутдина выступил глава ЦДУМ России Талгат Таджутдин . «На ошибках необходимо учиться и, не повторяя их, закладывать новую дорогу. Программы кандидатов близки друг к другу. Я думаю, вы вместе будете работать под руководством Илдуса Файзова . Будьте вместе не только на этом Съезде, но и после него», - сказал он.

Илдус хазрат Файзов поблагодарил выступивших и пообещал работать на благо уммы Республики.

СПРАВКА

Файзов Илдус Ахметович.

Женат, трое детей.

родился 29.01.1963 в селе Бол.Тарханы Тетюшского района ТАССР.

В 1982–1984 гг. прошел службу в рядах советской армии.

В 1989-1998 гг. после окончания театрального училища проработал актером в Казанском драматическом театре им. К.Тинчурина.

С 1998 года является имам-хатыйбом мечети "Булгар" г. Казани.

В 2000 г. окончил Казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия Ислама,

1999–2010 являлся заведующим отделом пропаганды ДУМ РТ.

В 2010 году избран Первым заместителем Председателя Духовного управления мусульман РТ.

С января 2011 года – исполняющий обязанности Председателя Духовного управления мусульман РТ.

Адыгамов Рамиль (Абдулла) Камилович.

кандидат исторических наук, декан факультета исламских наук Российского исламского университета, член Совета улемов Республики Татарстан.

(Жалиль Василович Фазлыев, родился 28 сентября 1956 г.) Известный религиозный и общественный деятель Жалиль хазрат пришел на ниву духовного служения ещё в советское время, он является официальным имам-хатыйбом д. Бурбаш Балтасинского района РТ с 1998 года, его старанием и попечением в этом селе была воздвигнута мечеть, к которой впоследствии было пристроено здание медресе. Жалиль хазрат одним из первых в нашей стране начал обучение детей религии, причем продолжает это обучение до сих пор, несмотря на свою загруженность. Будучи духовным наставником в родном селе, он снискал большое уважение не только среди односельчан, неудивительно поэтому что его избирают на высокие духовные должности имам-мухтасиба района, регионального казыя, председателя центральной ревизионной комиссии ДУМ РТ, члена президиума ДУМ РТ, главного имам-мухтасиба Татарстана и, наконец, в феврале 2006 г. волеизъявлением всереспубликанского съезда мусульман Жалиль хазрат единогласно избирается Главным казыем РТ. Жалиль хазрат Фазлыев имеет высшее светское образование, он - выпускник Казанского сельскохозяйственного института, он также прошел службу в Вооруженных силах, имеет офицерское звание старшего лейтенанта. В течение многих лет Жалиль хазрат трудился на ответственных должностях главного экономиста совхоза и главного экономиста района, за безупречную работу ему присвоено звание «Заслуженного экономиста Татарстана». Жалиль хазрат является талантливым религиозным писателем, из-под его пера вышло более десяти глубоких по содержанию и любимых народом книг. По его произведениям, учебникам, сборникам проповедей постигают тонкости Ислама десятки тысяч читателей по всей России. Жалиль хазрат принадлежит к числу немногих способных проповедников Ислама, его проповеди востребованы, он - частый гость телевизионных и радиопрограмм, его часто приглашают во многие города не только Татарстана, но и других регионов России. В своих выступлениях Жалиль хазрат талантливо умеет высветить миролюбивую добрую сущность Ислама. Благодаря усилиям в том числе таких авторитетных священнослужителей как Ж. Фазлыев, в нашей республике удалось создать атмосферу межрелигиозного сотрудничества и дружбы. Жалиль хазрат приложил много усилий по пропаганде традиционного для татар варианта Ислама, противодействовал проникновению в республику экстремистских, сектантских проявлений. Ему постоянно приходится ездить с инспекторскими поездками по республике, участвовать в конференциях и заседаниях казыятов, посещать деревни с проповедями и наставлениями.

мечеть "Гаилэ"

Народная мудрость гласит: за каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Но каким образом? Должна ли женщина наравне с мужчиной работать и зарабатывать деньги? Брать на себя роль главы семьи или же должна быть ЗА мужем, являться для него опорой и хранительницей домашнего очага и уюта? И какими должны быть взаимоотношения между мужчиной и женщиной? Ответы на эти вопросы можно было получить в казанской мечети «Гаилэ» и Кул Шарифе. Накануне сразу в двух мечетях прошли круглые столы. Так, в мечети «Гаилэ» круглый стол носил название «Женщина в семье. Счастье и гармония». Как отметила куратор данного мероприятия Лилия Зиганшина, в современном мире женщина взяла на себя мужские обязанности и отходит от своего истинного предназначения.

В мечети "Гаилэ"

Сегодняшние реалии толкают женскую половину населения быть ничуть не хуже мужчин: они водят машины, строят карьеру, ведут бизнес. Это порой превращает хрупких и мягких по своей природе женщин в "железных леди". В мире становится меньше любви и доброты. В погоне за деньгами и статусом исчезают мягкость и нежность. Но задачи женщины, как отметили участники круглого стола, в том, что она является опорой для мужчины и центром своей семьи. Как отмечает преподаватель Корана в мечети «Гаиля» Альфия Яфарова, помочь установить благоприятную погоду в доме может даже улыбка! Она также отметила, что секреты семейного счастья довольно просты, и все они прописаны в Коране. Это умение прощать, быть всегда активной в домашней работе, не спорить с мужем, выглядеть красивой и опрятной, не разрешать посторонним вмешиваться в вашу личную жизнь. Эти истины не стоит забывать.

Нужно рассказывать об истинах, прописанных в Коране, напоминать законы шариата, – считает главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев. Это необходимо для того, чтобы изменить ситуацию в обществе, когда мужчина имеет низкий статус и забывает свои обязанности. Об этом Джалиль хазрат говорил в Музее исламской культуры, где прошел круглый стол на тему «Мусульманский этикет взаимоотношений мужчины и женщины».

«В современном мире мужчина не несет никакой материальной ответственности. Хотя вся сложная сторона жизни должна лечь на него. По шариату, именно мужчина должен заботиться о материальной стороне жизни. Так уж заведено в обществе, что женщина как белка в колесе крутится на работе, вечером приходит домой, убирается, готовит ужин, ведет хозяйство, ухаживает и присматривает за ребенком. Привычная для всех нас картина, но она неправильна.

Общество возложило слишком много обязанностей на хрупкие плечи женщины. Такая ситуация порождает мужчин, живущих за счет женщин, это воспитывает ленивых мальчиков и парней. Раз за разом вырастает поколение мужчин, неспособных трудиться, биться и добиваться достойных условий жизни. А ведь если бы мужчина искал и находил средства и работу для пропитания семьи, у женщин не возникали бы вопросы на что жить, на какие деньги обувать и кормить ребенка, где искать работу, чтобы обеспечить семью? Тогда бы женщина могла полностью посвятить себя материнству, воспитанию детей», – считает Джалиль хазрат.

По его словам, такая ситуация сложилась из-за того, что недостаточно знаний и воспитания у молодых людей. Изменить сознание людей можно, но это потребует времени. Непросто поменять устои общества, которые существует не одно десятилетие. И подобные круглые столы и встречи, где не только рассказывают, но и объясняют истинные семейные ценности, как раз и должны помочь в решении этой проблемы.

Айгуль Шарипова, Казань

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост! Расскажите о событиях в 2 мечетях Казани!

Татарстан - самый северный форпост Ислама в мире. Более половины 3-миллионного населения республики составляют так называемые этнические мусульмане. Впрочем, по сравнению с республиками Кавказа Татарстан смотрится вполне светским регионом. Тем не менее влияние уммы (исламского сообщества) растет год от года. Более того, это влияние широко распространяется на власть Татарстана. KazanWeek публикует рейтинг 10 самых влиятельных мусульман республики. Именно эта десятка сделала исламский Татарстан таким, какой он есть сегодня.

1. Муфтий Татарстана Илдус Файзов.


Он самый влиятельный мусульманин Татарстана. Должность председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) делает его главой крупнейшего после Кавказа сообщества российских мусульман. Напомним, в РТ 1300 мечетей и 1100 приходов находятся под юрисдикцией ДУМ.

Карьеру Файзова можно назвать стремительной. Профессиональный актер, он больше 10 лет работал в драматическом театре имени Тинчурина. В 2002 году стал имамом мечети «Булгар». Более 10 лет занимал кресло начальника отдела пропаганды муфтията. В феврале 2010 года Файзов стал заместителем муфтия РТ Гусмана Исхакова и меньше чем через год сменил его на этой должности. Умма Татарстана очень загадочна, и Файзов не меньшая загадка для наблюдателей. Он производит впечатление очень тихого и уравновешенного человека, который способен держать удар и гнуть свою линию. Политика, которую объявил Файзов, - возвращение к татарским истокам и борьба с религиозными радикалами. У Файзова множество врагов и не меньше сторонников. Кроме того, муфтий Татарстана пользуется поддержкой в федеральном Центре.

2. Первый заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла Якупов


Он имеет славу серого кардинала. С 33 лет Якупов бессменный заместитель муфтия Татарстана. Он сохранял этот пост при Габдулле Галлиуллине и Гусмане Исхакове . Сегодня он зам Илдуса Файзова. Якупов курирует издательство «Иман», которое выпускает религиозную литературу и пропагандирует традиционный для татар ханафитский мазхаб. Наблюдатели называют его стратегом проводимой Илдусом Файзовым политики по искоренению религиозного экстремизма. Якупов сыграл ключевую роль в объединении мусульман Татарстана в единый муфтият в 1998 году. В муфтияте он долгое время курировал связи с органами госвласти, которые нередко больше прислушиваются к его мнению, чем к мнению муфтиев. Все это делает Якупова человеком №2 в исламском Татарстане.

3. Мансур Джалялетдинов . Мухтасиб Казани. Имам мечети Марджани.


Он - глава исламской общины в самом большом городе Татарстана. Мечеть Марджани, в которой он служит, имеет особое значение для татарского народа. Кроме того, в этом храме молятся первые лица республики. У Джалялетдинова особые отношения с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым . Он имеет прямой контакт с главой республики, в отличие от муфтия Файзова, который общается с Миннихановым в рамках официального протокола. В случае отставки Фаизова, Джалялетдинов - самый вероятный его преемник на посту главы ДУМ. В нашем списке он занимает третье место.

4. Рамиль Юнусов . Популярный священнослужитель. Имам-хатыб соборной мечети Кул Шариф в Казанском Кремле.


Открытый оппонент действующего муфтия республики. В апреле, когда Илдус Файзов своим приказом отстранил Юнусова от должности имама, он смог переломить волю ДУМ и остаться на своем месте. Юнусов быстро мобилизовал сторонников и пообещал устроить волнения, если приказ о его отставке не будет аннулирован. В итоге ДУМ под давлением властей, которым не нужен религиозный конфликт, пошел на попятный. Рамиль Юнусов человек из команды мэра Казани Ильсура Метшина . Они долгое время вместе работали в Нижнекамске. В столицу их в 2005 году перевел президент Минтимер Шаймиев , который поставил Метшина мэром, а Юнусову предложил служить в новой мечети Кул Шариф.

5. Рафик Мухаметшин. Ректор Российского исламского университета - одного из самых влиятельных религиозных вузов в стране.

Он сохраняет свое влияние и после ухода с поста муфтия Татарстана. Впрочем, это влияние тает со временем дома, но за границей оно по-прежнему высоко. После ухода из ДУМ, который он возглавлял больше 10 лет, Исхаков живет фактически на две страны. Он советник министра по делам религий в Катаре и живая нить, которая связывает Татарстан с колыбелью Ислама - Саудовской Аравией. Исхаков - открытый оппонент своего бывшего заместителя, нынешнего муфтия Файзова и является неформальным лидером противников муфтия.

7. Ришат Хамидуллин. Бывший пресс-секретарь ДУМ, нынешний глава аппарата в Духовном управлении.

Главная (естественно, неофициальная и нигде не регламентированная) роль Фазлыева проявилась в умении тушить любые конфликты и противоречия. Напомним, что во время V съезда мусульман Татарстана в апреле 2011 года, когда проходили выборы нового муфтия, была предпринята попытка сорвать съезд, устроив демонстративную обструкцию явному фавориту предвыборной гонки за пост главы ДУМ - Ильдусу Фаизову. Противники Файзова стали выкрикивать оскорбления в его адрес, но именно Фазлыев сумел быстро и тонко утихомирить их. Фазлыев до сих пор гасит конфликты и противоречия внутри уммы.

9. Рустам Батров . Председатель Совета улемов ДУМ РТ, проректор по научной работе РИУ.


Яркий представитель плеяды молодых имамов, твердо придерживающихся традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба. Рустам Батров, выступая в роли самого главного популяризатора наследия Абу Ханифы, сумел убедить постсоветскую мусульманскую молодежь Татарстана, стоящую на мировоззренческом распутье, в возможности избежать реформирования Ислама. В свое время это предлагали сделать светские интеллектуалы вроде Рафаэля Хакимова и арабские проповедники с их призывами вернутся во времена "чистого Ислама" эпохи пророка Мухаммеда. Батров убедил сохранить и восстановить традиционный для татар Ислам, сделав его понятным городской интеллектуально продвинутой молодежи. К слову сказать, при Батрове Совет улемов РТ превратился в мозговой штаб мусульманской мысли Татарстана.

10. Марат Низамов замыкает десятку.


Его влиятельность определяется его постом: он руководитель комитета по стандартизации "Халяль". Сам комитет является монополией по выдаче сертификатов халялизации. Получения этого документа - это всегда контакт с Низамовым. Многие экономические рычаги жизни мусульманской уммы контролирует он. Тем более, что халяль давно перешел из области экономической в область политики. Вспомним хотя бы недавние призывы к тотальной халялизации детских дошкольных учреждений.

Александр Соколов
материал подготовлен при содействии руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter

Гушр-садака – вид приношения в исламе, составляющий одну десятую часть собранного урожая.

(Казань, 2 октября, «Татар-информ», Гульнар Гарифуллина). Главный казый РТ Джалиль хазрат Фазлыев призвал популяризировать в Татарстане гушр-садаку. Он сказал об этом на . Напомним, что гушр-садака - особый вид подаяния в исламе, когда мусульманин отдает неимущим одну десятую часть полученного за сезон урожая.

«Гушр - это наша благодарность Всевышнему за богатый урожай, - подчеркнул Джалиль хазрат. - Все мы знаем пять столпов ислама - веру, намаз, пост, закят и хадж. Гушр-садака является составляющей одного из этих столпов - закята. Этот вид приношения рассчитывают из общего объема урожая - как пшеницы, так и других культур. То, что выросло без искусственного орошения, следует разделить на десять частей и десятую часть отдать неимущим. А если приходилось поливать - тогда в качестве садаки следует отдать одну двадцатую часть».

В мухтасибатах Татарстана уже собраны 156,2 тонны овощей - картофеля, лука, моркови и капусты, а также яблок и меда. Все эти продукты будут отправлены в благотворительные организации - реабилитационный центр «Ярдэм», благотворительный фонд «Закят» и другие. Помощь также будет оказана мусульманским учебным заведениям, социальным учреждениям, коррекционным школам, социальным столовым, детским домам и семьям малоимущих.

«Раньше вся земля была в распоряжении частных хозяйств, поэтому этот вид приношения имел большое значение при содержании имамов и медресе. Сейчас индивидуальные хозяйства на это не обращают большого внимания, поэтому не удается гушр-садаку собирать в полном объеме. Но все же, если бы хозяйства выделяли часть урожая картофеля, моркови, свеклы, лука, то это было бы большой помощью различным организациям», - констатировал главный казый РТ и выразил благодарность за организацию пресс-конференции на данную тему.

По словам хазрата, некоторые уклоняются от выплаты этого закята, оправдывая себя тем, что полученный урожай - лишь их собственная заслуга. «Но одна десятая часть того, что выросло на земле, - это доля Всевышнего, мы должны помнить об этом, - сказал спикер. - Мы уже потихоньку приучаем наших мусульман более добросовестно соблюдать предписания религии: совершать пятикратный намаз, держать уразу, выполнять хадж. Теперь надо приучить людей отдавать гушр-садаку, это наш долг».

Джалиль хазрат напомнил также, что традиция сбора гушр-садаки по всему Татарстану была заложена покойным Валиуллой хазратом Якуповым. Тогда же, в 1990-х годах, он предложил проводить праздник, посвященный сбору садаки, в одной из деревень республики.

«Мы посоветовались с Готуф-абыем (отцом министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Ахметова - прим. Т-и), который был авторитетным имамом в селе Хасаншаех Арского района республики, и впервые провели такое мероприятие. Хотели, чтобы к акции присоединились и коллективные хозяйства районов. Были прочитаны проповеди в мечети, было много лошадей в частных хозяйствах, запрягли лошадей, украсили повозки, с молитвами стали обходить дома. Собрали больше одного "КАМАЗа" картофеля и отправили в Медресе имени 1000-летия принятия ислама. Следующий праздник прошел в селе Ядыгер Кукморского района, затем другой - в селе Алан Балтасинского района. В те годы сбор гушр-садаки проходил на высоком уровне, потому что как в частных хозяйствах, так и в колхозах картошки сажали много. А сейчас внимание к этой акции как-то угасло. Но это наш долг, мы должны выплачивать гушр-садаку», - резюмировал Джалиль хазрат Фазлыев.