Любовные истории печорина. Любовь и женщины в жизни Печорина в романе «Герой нашего времени»: отношение Печорина к женщинам

Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих…».
Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».
История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, - говорит Печорин, - любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
Княжна Мери, так же как и Бэла, - жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.
Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, - говорила Вера, - ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.
Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» - Печорина. В...

    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...

    Мери, княжна - героиня одноименной повести. Имя Мери образовано, как сказано в романе, на английский манер. Характер княжны М. в романе обрисован подробно и выписан тщательно. М. в романе - страдательное лицо: именно над ней Печорин ставит свой жестокий...

Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих…» .
Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?. . Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!» .
История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.» Я опять ошибся, - говорит Печорин, - любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой» .
Княжна Мери, так же как и Бэла, - жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью» . И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.
Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, - говорила Вера, - ты ничего мне не дал, кроме страданий» . И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.
Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился. Она была для него очередной игрушкой

Григорий Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Для полного раскрытия образа «лишнего человека» в произведение вводятся любовные линии. Любовь - одна из центральных тем в романе. Женщины в жизни главного героя играют особую роль. Всего во время повествования у Печорина было четыре женщины: Бэла, княжна Мери, Вера, Ундина. Каждая любовная линия отличается своей индивидуальностью.

Большинство возлюбленных Печорина - это светские женщины. Среди них выделяется черкешенка Бэла. Это жительница Кавказа, можно сказать, что она дикарка. Для Печорина она была всего лишь мимолетным увлечением. Хотя с самого начала он думал, что, наконец, встретил любовь всей своей жизни. Героиня привлекла его своей чистотой и искренностью. Когда Бэла уже не представляет жизни без героя, Печорин полностью теряет к ней интерес. Та простота, которая ему нравилась ранее, теперь ему попросту надоела. Вскоре Бэла умирает от рук черкеса, влюбленного в нее. А Печорин приходит к выводу: любовь дикарки ничем не отличается от любви знатной барыни. Он опять ошибся.

Вторым увлечением главного героя стала княжна Мери. Гордую и самолюбивую красавицу Печорин влюбляет в себя. История их взаимоотношений была чиста и искренна. Княжна признается герою в своих глубоких чувствах, но Печорин честно отвечает ей, что не любит ее и никогда не любил. Он понимает, что не готов отдать кому-то свою свободу. Для чести героини это большой удар. Оскорбленная Мери замыкается в себе.

Третьей женщиной стала Вера. Только ее Печорин смог полюбить по-настоящему. Это была длительная привязанность двух героев. С каждый разом они вновь и вновь возвращались друг к другу. И это приносило много страданий обоим героям. Вера замужем, но она готова принести себя в жертву ради любимого человека. Однако Печорин не хочет что-то делать для их любви. Поэтому Вера, хоть и продолжала любить героя, решает расстаться с ним. Это решение принесло огромную боль Печорину. Для него это катастрофа. А сама сцена расставания показывает, что эгоист Печорин все-таки умеет любить.

Следующими отношениями Печорина были встречи с ундиной. Для него это снова было приключением. Его привлекла экзотичность и необычность девушки. Та обстановка, в которой он находился, требовала у души героя таких таинственных отношений. После опасного свидания Печорин не может поверить в то, свидание с девушкой могло закончиться его смертью. Для нее это сама жизнь, в которой она привыкла бороться за свое дело.

Проанализировав все отношения Печорина, можно сказать, что герой умеет любить, но он не хочет этого делать. Он равнодушен ко всему в своей жизни, и он это признает. Всем женщинам, с которыми его связывали какие-то отношения, он приносит только боль и разочарование. Своим равнодушием он поломал ни одну судьбу. Он эгоист, и от его эгоизма страдают прекрасные девушки. Образы Бэлы, княжны Мери, Веры и ундины такие разные, но результат был у всех одинаковый. Никому не удалось связать себя крепкими отношениями с Печориным. Он до боли задел чувства каждой из них.

Вариант 2

Настоящий "герой" нашего времени Григорий Печорин - любимец светских дам, покоритель женских сердец и обольститель. Он избалован женским вниманием, не терпит женщин с характером и не собирается связывать свою жизнь узами брачных отношений.

Он молодой офицер с привлекательной внешностью - этого достаточно, чтобы светские дамы были от него без ума. Сам же Печорин хорошо разбирается в женщинах, знает, как привлечь внимание и заставить быстро влюбиться. Этим он умело пользуется то от скуки, то от желания быть любимым. Эгоцентричные черты личности не дают ему покоя. Именно поэтому Печорину так сложно представить, что он должен предложить руку и сердце одной из своих прекрасных особ. Ему требуется всеобщее обожание. Это тешит его самолюбие, не дает скучать и создает иллюзию, что он успешен. Но, увы, счастливая жизнь так и не светит.

Любит ли Григорий Печорин или только пользуется вниманием? Да, он любит, влюбляется, но эти чувства мимолетны. Он не позволяет им пустить корни, ведь это будет означать развитие глубокой привязанности и потребует определенных усилий, ответственности перед выбором.

Среди возлюбленных молодого офицера встречаются не только светские дамы. Бела - жительница Кавказа, "дикая" девчушка, не обученная манерам высшего света. Кажется, что Печорин от нее без ума, что решается на ее похищение. Но проходит всего 4 месяца их жизни вместе, и Григорию снова скучно, его душа жаждет проблеска новой страсти. Его кредо - страстно увлекаться и быстро остывать.

Молодой офицер понимает, что он развращен и испорчен. Он ищет любви, но находит только страсть. Ему требуется постоянное ощущение какого-то движения, атмосфера бури, всплески эмоций. Мысли об обыденной семейной жизни как о тихой гавани угнетают его молодой ум. Герой не готов к семейной жизни, об этом он честно говорит своим возлюбленным, чем окончательно разбивает девичьи сердца, а сам обрекает себя на одиночество.

Ему требуется провести глубокий самоанализ, чтобы понять, почему он так несчастен, несмотря на успех среди лиц женского пола. Его поверхностное отношение к жизни и в частности к отношениям ведут к череде потерь и неурядиц. Он думает только о себе, о своем благополучии и комфорте, но чувства любимых женщин его волнуют в меньшей степени, отсюда все проблемы эгоиста.

Женщины и любовь Печорина

Печорин - личность нестандартная и своеобразная. Он может казаться капризным, как дама, а через время - демонстрировать героизм во время сражения с врагом. Противоречивость его образа выражается как в облике героя, так и в его поступках. Его улыбка, словно у ребенка, лицо юное, но на нем заметны следы морщин. Когда он смеется, глаза серьезны. Он выглядит как меланхолик, разочарованный в жизни. Но так ли это на самом деле? В то время было модно надевать на себя эдакую «скучающую» маску. Возможно, так он привлекал женщин, влюблявшихся в него самозабвенно и преданно. В произведении герой встречает много девушек, которые увлекают его страстную натуру. Трудно сказать, настоящая ли это любовь или прихоть скучающего офицера. Совершенно разные женщины, разные судьбы, разное воспитание. Это и девушка-контрабандистка («Тамань»), Настя в «Фаталисте», и черкесская княжна («Бэла»), и сразу две женщины в «Княжне Мери».

Печорин быстро увлекался и быстро остывал. Предмет его любви становился забавой. И всех этих женщин он сделал несчастными, для некоторых отношения с Григорием и вовсе закончились трагически. Черкешенка Бэла погибла из-за равнодушия Печорина к ней. Увидев однажды эту девушку, Григорий, словно капризный ребенок, непременно захотел иметь у себя красивую «куклу». Кавказская княжна вначале не отвечала взаимностью, и ему было интересно заставить ее почувствовать страсть. Бэла находилась в русской крепости, очень тосковала по дому и не отвечала на ухаживания Печорина. Он дарил ей подарки, проводил вечера подле ее ног. А когда сердце Бэлы сердце оттаяло, и она полюбила его, он уже начал охладевать. Аристократка Мери Литовская тяжело заболела. Вера умерла чахотки, скорее всего, не пережив измен и периодического равнодушия Печорина. Но важно заменить, что его отношения с Верой отличались от отношений с другими девушками. Можно предположить, что любил он только ее. Образ Веры несколько неопределенный. Отсутствие чувства собственного достоинств, рабское поклонение предмету любви. Но в то же время вызывает сомнение искренность ее чувств. Вера любит Печорина, но дважды выходит замуж по расчету, что бы снова и снова изменять мужьям с Печориным. Что это? Любовь? А может, ее просто привлекает таинственность отношений и романтизм?

Печорин, неистово желает быть повелителем души любящей женщины, требуя от нее принести себя в жертву, но сам не способен на длительную, искреннюю любовь. Но одновременно с этим, герой является терзающим себя эгоистом, разбивая сердце другим, испытывает непритворную боль. Причиняя муки влюблённым в него героиням, сам мучительно страдает. Он уже готов был сделать предложение княжне Мери, потому что испытывает сострадание к ней. Когда получил от Веры последнее письмо, но не смог догнать ее, рыдает от безысходности, и в этот момент она становится для него «дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!». Печорин искренне скорбел и терзался, когда Бэла умерла на его руках.

Во всех историях любви вырисовываются не только мужественный характер героя, но и неполноценность его жизненной позиции. Он старается скрыть и замаскировать свой страх перед реалиями жизни. Печорин не нашел счастья в любви, несмотря на его многочисленные романы.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году от брака знатной дворянки и военного из обедневшего рода. Рано потеряв мать, воспитывался у бабушки. Получив начальное образование у домашних учителей, поступил в пансион при университете, затем окончил Московский университет, два года провел в школе гвардейских офицеров.

Свой первый в русской литературе психологический роман «Герой нашего времени» написал в 1838-1840 годах. Роман включает в себя несколько повестей, в которых описываются любовные приключения Печорина (кроме «Максим Максимович»). Главный герой – Григорий Печорин – интересный молодой офицер. Лермонтов описывает характер героя, что бы раскрыть его слабые и сильные черты, заставить задуматься читателя, отрицательный или положительный герой Печорин.

  • Характеристика и образ Варенуха в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Некоторые герои имеют непростое происхождение. Одним из таких героев является Варенуха Иван Савельевич. Варенуха относится к второстепенным героям эпопеи «Мастер и Маргарита».

  • Анализ романа Новь Тургенева

    Это произведение Тургенев напрямую связал с происшествием студенческого «хождения в народ», которые происходили в семидесятых годах восемнадцатого века. Пусть действие романа разворачиваются в шестидесятых годах

  • Образ и характеристика Иешуа в романе Мастер и Маргарита сочинение

    В роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером о Понтии Пилате. Иешуа Га-ноцри является главной фигурой в этом романе, наравне с Пилатом.

  • Как хитро в деве простодушной
    Я грёзы сердца возмущал!
    Любви невольной, бескорыстной
    Невинно предалась она...
    Что ж грудь теперь моя полна
    Тоской и скукой ненавистной?...
    А.С.Пушкин

    В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой задачу описать характер главного героя. Эту задачу автор открыто формулирует в предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой едва ли не интереснее истории целого народа». Раскрывая характер Печорина, Лермонтов сталкивает его с самыми разными людьми, которые должны оттенить сильные и слабые черты характера героя.

    В литературе XIX века герой чаще всего проверяется в чрезвычайных ситуациях (приключения Печорина в повестях «Тамань» и «Фаталист»), в дружбе (взаимоотношения Печорина с Грушницким и Максимом Максимовичем) или в любви (любовные истории есть в четырёх из пяти повестей, исключение составляет «Максим Максимович»), В романе герой встречает немало женщин, которые привлекают его скучающий взор. В «Тамани» это девушка-контрабандистка, в «Фаталисте» Настя — дочка сотника, в доме которого Печорин жил несколько дней, в «Бэле» черкесская княжна, в «Княжне Мери» Вера и Мери. Если две первые героини только мелькнули в жизни Печорина, то три другие станут его серьёзными увлечениями.

    Эти три женщины полюбят его по-настоящему и будут страдать от своего безответного чувства. Причём в истории несчастной любви каждая из них будет вести себя очень достойно: они не будут жаловаться окружающим на холодность Печорина, не будут устраивать ему скандалы, донимать преследованиями, хотя для каждой любовь к герою будет искренним, сильным чувством, которое перевернёт их жизнь. Черкешенка Бэла погибнет в конечном счёте из-за равнодушия Печорина к ней; аристократка Мери Литовская заболеет от расстроенных чувств; умная и проницательная Вера умирает от чахотки, причиной которой, возможно, была и несчастная любовь. Надо признать, что Печорин умел выбирать для своих любовных похождений замечательных женщин, что свидетельствует о его уме, вкусе, наблюдательности, опытности, хотя и противоречит его собственному признанию, что он не любит «женщин с характером: их ли это дело!» («Княжна Мери»). Однако заводить роман с пустой и глупой барышней для него невыносимо скучно.

    Таким образом, Печорина любят разные женщины, любят от всей души, самозабвенно, и все истории любви кончаются трагически. Почему? Потому что Печорин, желающий обладать душой влюблённой женщины, требующий у неё всяческих жертв и доказательств любви, сам не способен на долгую, преданную любовь. У него сложилась даже собственная философия на этот счёт: если любовь приносит страдание, она никогда не забывается, и, значит, женщина будет навек связана с человеком, который причинил ей эти любовные страдания. Парадоксально, но герой, для которого покорять женские сердца — одно из главных занятий в жизни, сам не верит в любовь. Вот его размышления перед дуэлью с Грушницким: знакомые дамы, узнав о смерти Печорина, в объятиях другого мужчины будут клеветать на мёртвого любовника, чтобы успокоить ревность теперешнего возлюбленного. В дневнике Печорин признаётся: «Как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даёт только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! (...) Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы своей не продам!» («Княжна Мери»). Иными словами, в любви Печорин демонстрирует крайний эгоизм, он говорит, что дорожит своей свободой. Но для чего она ему?

    Одновременно Лермонтов показывает, что герой является страдающим эгоистом, что все несчастливые истории любви он переживает глубоко и искренне. Он доставляет страдания влюблённым в него героиням, но и сам страдает тяжело. Получив прощальное письмо от Веры, он пытается догнать её карету, чтобы «одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку...». Во время погони он понял, что Вера стала для него «дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!». Когда же конь пал, не выдержав бешеной скачки, Печорин горько рыдает от отчаяния и бессилия. Во время последнего объяснения с княжной Мери ему до глубины души жаль её, он едва удерживается от порыва сделать ей предложение. После того как Бэла умирает на руках Печорина, Максим Максимович хочет утешить его, но Печорин так странно смеётся, что добрый штабс-капитан не на шутку пугается, не сошёл ли Печорин с ума.

    Итак, все истории любви в жизни Печорина кончаются трагично, потому что сам он не верит в любовь. Можно предположить, что герой боится ответственности за женщину, которая ему доверится, или не хочет поступаться ни в чём своей свободой, не хочет ничем ограничивать собственные желания. «Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озарённых южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утёса на утёс», — признаётся он сам себе в дневнике («Княжна Мери»). Наверное, в юности он испытал немало разочарований (об этом он туманно намекает в разговоре с Мери) и разуверился в настоящей любви. На место искреннего чувства он ставит зависть к счастливому сопернику (у колодца в Пятигорске княжна Мери ласково поглядела на Грушницкого, не обратив внимания на Печорина) или скуку, которую приятно развеять любовным приключением (история с девушкой-контрабандистской, а потом с Бэлой).

    Разуверившись в любви, Печорин делает свою жизнь ограниченной, лишает себя душевных переживаний, которые обогащают и украшают жизнь. Своим поведением он обрекает себя на одиночество, но сохраняет, как Евгений Онегин, «постылую свободу» (8, XXXII). Хотя искренние чувства переполняют его душу, он умеет логикой, доводами рассудка подавить их. Когда он плачет на дороге, не догнав карету Веры, его грудь разрывается от рыданий, его обычное хладнокровие исчезает как дым. Но вот его «мысли пришли в обычный порядок»: «Чего мне ещё надобно? — её видеть? — зачем? не всё ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться».

    Во всех историях любви проявляются не только сильные черты характера героя (знание жизни и людей), но и ущербность его жизненной позиции, страх перед окружающим миром, который Печорин успешно скрывает, но который явно заметен в его отношении к любви. Он умудряется пройти через многочисленные любовные приключения и остаться гордым, свободным и одиноким. Но не находит в этом счастья.

    Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».
    История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, - говорит Печорин, - любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
    Княжна Мери, так же как и Бэла, - жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.
    Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, - говорила Вера, - ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
    Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.
    Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.