Николай Асеев: Стихи. Конспекты уроков по литературному чтению на тему: Н. Н. Асеев "Илья", "На заставе богатырской" (4 класс) Н асеев илья читать сказку

Тема: Обобщающий урок в разделе «Былины»

Базовый учебник: Э.Э.Кац «Литературное чтение» 4 класс

Цели урока:

обучающие:

  • Провести сравнительный анализ произведений Н. Асеева «Илья», «Как Илья из Мурома богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», А.К.Толстой «Илья Муромец».
  • Определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения.
  • Формировать умение читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев.

развивающие:

воспитательные:

  • Воспитание любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны.
  • Обогащать знания о качествах национального героя.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работать над значением слов, будем работать с текстами, учиться выразительно читать, а в этом нам помогут произведения о былинных богатырях.

Как вы понимаете значение слов «былина», «богатырь».

III. Проверка домашнего задания.

2) Кому понравилось выразительное чтение своего соседа, и вы готовы прочитать это стихотворение? Выразительное чтение одной пары учащихся. Оцените чтение.

Дополнительные вопросы.

– Почему Илья ворчит:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживёшь?»
– «Не пиров держусь!»
«И старик лицом суровым просветлел опять»–
– Илья обижен на неуважительное отношение Владимира.
– Илье важны не пиры и увеселения, а свобода и воля.

IV. Освоение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением об Илье Муромце и сравним его с раннее изученными произведениями.

1) Словарная работа. Демонстрация на интерактивной доске словосочетаний из нового произведения. Фронтальная работа. Объяснение значение словосочетаний, проверка.

2) Первичное восприятие текста Н. Асеева «Илья».Чтение учителем нового произведения.Что заметили, что понравилось?

3) Самостоятельная работа учащихся. Чтение про себя.

V. Обобщение и систематизация знаний.

1) Работа над текстом стихотворения Н.Асеева «Илья», сравнительный анализ с произведениями:«Как Илья из Мурома богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», А.К.Толстой «Илья Муромец»

Демонстрация на интерактивной доске слайдов-иллюстраций к к произведениям об Илье Муромце. (Приложение 1) Подбор заголовка. Организация выборочного чтения.

Вы заметили, что содержание этого стихотворения сходно с содержанием былин об Илье Муромце? Давайте докажем это, прочитав одинаковые по смыслу отрывки, а помогут нам в этой работе иллюстрации.

Слайд 1 . Илья на воле.
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживёшь?»

Слайд 2. Болезнь Ильи.
Тридцать три он гола высидел,
Скудно ел и бедно жил;
Тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. Рванулся Илья – и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

Слайд 3. Калики перехожие.
Подходят к его избе три нищих странника.
Налил странник воды в кошечек.
– Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки.

Слайд 4 . Богатырь.
Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются.
В рост поднялся – крышу высадил,
Вширь раздался – стены сбил!

Слайд 5. Помощь родителям и их благословение.
Стал Илья лес расчищать – только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвёт.
– Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Слайд 6. Дорога в стольный Киев-град.
Из того ли то из города из Мурома,Из того села Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А к обедне поспеть хотел он в стольный Киев-град.

И подался к бору хмурому
На великие дела
Из-под горда с-под Мурома,
С Карачарова села.

Слайд 7. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
Как у той ли-то у Грязи-то у Чёрной, да у той ли у берёзы у покляпый,
Да у той ли речки у Смородины, у того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

2) Работа над выразительным чтением.

Прослушивание ауди отрывка из произведения «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

3) Контроль и самопроверка.

Индивидуальная работа учащегося на ПК учителя.

Организация фронтальной проверки выполненной работы, учитывая выразительность чтения отрывков.

4) Проблемная ситуация: вопрос – рассуждение.

Слайд 8. Памятник в городе Муроме.

Как вы считаете, Илья Муромец вымышленный персонаж или реально живший богатырь? В былинах, которые пересказывал народ много преувеличений, они приобретают черты сказки. Почему же народ обычного человека сделал сказочным, былинным героем?

Реально живший человек, храбро защищавший Родину.Он был очень мужественным, смелым, готов был отдать свою жизнь за свой народ.

Так проехал он по времени,
По стране во все концы;
У его стального стремени
Встали новые бойцы.

И, как вёсен свежих отклики,
В честь старинного Ильи
Продолжают снова подвиги
Богатырские свои.

Лучшие черты народного богатыря прошли сквозь время, остались близкими русскому народу, объединили его в готовности защищать Родину.

5) Выразительное чтение произведения Н.Асеева.

В стихотворении Асеева вся история об Илье Муромце. Прочитаем её полностью.Чтение цепочкой по четверостишиям.

Закрепить знание событий, отраженных в былинах об Илье Муромце, раскрывающих его "биографию".

VI. Итог урока.

Как вы считаете, какая главная мысль всех произведений, которые мы читали сегодня на уроке.

Гордость за свою Родину, за её былинных защитниках.

И весь русский народ считает также, именно поэтому мы знаем много поговорок о защитниках Родины.

Фронтальная работа с учащимися, в ходе которой выясняется главная мысль всех произведений, прочитанных на уроке. Организация работы в парах с пословицами.

Работа в парах. Карточки. Собери пословицу.

Кто за Родину горой…………..тому сила двойная даётся.

Смело иди в бой…………………тот и герой.

Если по-русски скроен……….Родина за тобой.

Кто за Родину дерётся……….то и один в поле воин.

Рефлексия. Кого заинтересовали былины, сказания о богатырях?

VII. Домашнее задание.

Кого заинтересовали былины, сказания о богатырях? Завтра мы будем читать ваши книги, которые вы подобрали по этой теме.


8. /Ivaneko i dr/metodika/Poslovicy, pogovorki 5/Poslovicy, pogovorki 5.docx
9. /Ivaneko i dr/metodika/Skazka kak ganr folklora 3/Skazka kak ganr folklora 3.docx
10. /Ivaneko i dr/metodika/Zagadki 6/Zagadki 6.docx
11. /Ivaneko i dr/opisaniey/Opisanie UMM.docx
12. /Ivaneko i dr/opisaniey/Psihologo-pedagogicheskoe obosnovanie.docx
13. /Ivaneko i dr/opisaniey/Spisok ispolzuemyh materialov.docx
14. /Ivaneko i dr/programm/Aprobaciya UMM.docx
15. /Ivaneko i dr/programm/Issledovatelskaya rabota .docx
16. /Ivaneko i dr/programm/Poiskovo-issledovatelskaya rabota.docx
17. /Ivaneko i dr/programm/Tvorcheskie raboty .docx Урок Тема: Анализ сказки «Царевна лягушка»
Урок Тема: Былина
Урок Тема: Что такое фольклор
Урок Тема: Детский фольклор
Литературное лото «Жанры детского фольклора». Игровое поле
Урок 8 Тема: Народная драма «Озорник Петрушка»
Урок 7 Тема: Песни. Частушки

Сказка как жанр фольклора

Фольклор

Список используемых материалов
Данный комплект умм был апробирован учителями моу «Нововаршавская гимназия» в двух пятых классах
«Собирал человек частушки…»

Творческие работы учащихся. Сказки. Кот – рыбак
Урок 2.

Тема: Былина.

Цели: формировать умение находить в произведении жанровые признаки былины; развивать умение делать выводы на основе сопоставления текстов, картин; воспитывать чувство патриотизма на примере былинных героев.

Оборудование урока : распечатка стихотворения Н. Асеева «Илья», опросный лист по теме «Былины», учебник, репродукции картин В. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Богатыри».

Методические приёмы : работа в паре, выразительное чтение, аналитическая беседа, словесное рисование.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока (1 мин.).

II. Проверка домашнего задания (7 мин.).

1). Взаимопроверка знаний теоретического материала.

Методические рекомендации : взаимоконтроль осуществляется через работу в парах с помощью опросных листов по теме домашнего задания. В целях экономии времени один ученик может отвечать на нечётные вопросы, другой – на чётные.

Опросный лист по теме «Былины».

1.Что такое былина? Как былины назывались раньше?

2. Когда начали создаваться былины? Какие мечты народа воплотились в них?

3. Какие события нашли своё отражение в былинах?

4. Кто герои былин? Перечислите старшее, младшее поколение былинных героев.

5. Как исполнялись былины, кем?

6. Каково строение былин?

7. Что называется гиперболой? Какова её роль в былинах?

8. В чём особенность эпитетов в былине? Как называются такие эпитеты?

Критерии оценивания ответа:

«5» - правильно и полно ответил на все вопросы;

«4» - ответил на все вопросы, но допустил неточности или не ответил на один вопрос;

«3» - не ответил на два вопроса;

«2» - не ответил на три и более вопросов.

2). Проверка практических заданий : №4 c.24 учебника (подбор постоянных эпитетов),

№5 с. 30 (употребление гипербол в речи). Один ученик читает, класс проверяет правильность выполнения.

III. Знакомство с былиной «Три поездки Ильи Муромца». Определение жанровых признаков былины в произведении.

1). Выразительное чтение и сопоставительный анализ текстов.

Задание: прослушайте два произведения, определите, какое из них является былиной, свой вывод вы должны аргументировать.

а). Выразительное чтение стихотворения Н. Асеева «Илья» (читает подготовленный ученик) (2 мин.).

Тридцать три он года высидел,

Скудно ел и бедно жил;

В рост поднялся – крышу высадил,

вширь раздался – стены сбил!

И подался к бору хмурому

На великие дела

Из-под города с-под Мурома,

С Карачарова села.

Он берёг коня саврасого,

Дальним скоком не моря,

А с плеча копьё забрасывал

Через горы и моря.

И до города до стольного,

Удалая голова,

Он донёс народа вольного

Заповедные права:

Чтоб боярам не потворствовать,

Не давать им всюду путь,

Лжи и злобе не покорствовать,

Биться с ними грудь о грудь!

Тем и любо, тем и дорого:

Он не князю угождал –

Он берёг страну от ворога,

От татар освобождал!

Так проехал он по времени,

По стране во все концы;

У его стального стремени

Встали новые бойцы.

И, как вёсен свежих отклики,

В честь старинного Ильи

Продолжают снова подвиги

Богатырские свои.

б). Выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» (читает учитель) (13 мин.).

Методические рекомендации : чтобы текст был понят пятиклассниками, перед чтением провести словарную работу, познакомиться со значением слов, данных в сносках; после чтения выяснить, встретились ли ещё незнакомые слова.

в). Самостоятельная работа, наблюдения учащихся (5 мин.).

Методические рекомендации : если ученики затрудняются самостоятельно выполнить задание, предложить им критерии, по которым можно сравнить произведения: как читается произведение, композиция, особенности языка (вставка частиц, повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами), художественные приёмы (постоянные эпитеты, гипербола).

г). Выводы учащихся, аргументация ответов (4 мин.).

д). Беседа по вопросам (4 мин.):

А в чём сходство былины и стихотворения Н.Асеева?

Каким показан в былине Илья Муромец? Ради чего он совершает свои подвиги?

В стихотворении Н. Асеева есть строчка «Так проехал он по времени…». Раскройте смысл этой строки.

Как вы объясните, что герои былин упоминаются в русских летописях, произведениях древнерусской литературы, почему к событиям прошлого, к образам былинных богатырей обращались писатели и поэты 19,20 веков.

2). Отражение былинных сюжетов в живописи (4 мин.).

В каких произведениях других искусств есть отклики былинных событий?

Задание: сравните изображения богатырей, созданные В.М. Васнецовым. Какое из них кажется вам более удачным? Ответ обоснуйте.

IV. Обобщение (2 мин.).

На сегодняшнем уроке вы познакомились с произведениями устной поэзии – былинами.

Как вы думаете, почему до наших дней дошло название произведений о богатырях былина, а не старина?

Былины рассказывают о событиях давно минувших дней. Как вы объясните, почему к былинным сюжетам, образам богатырей обращались как во времена Древней Руси, так и писатели, поэты, художники 19, 20 веков?

V. Итог урока. Рефлексия (2 мин.).

- Какие задания выполняли на уроке?

Чем познавателен был для вас урок?

Какие умения сформировали?

Какие качества былинных героев вы хотели бы перенять?

VI. Домашнее задание (1 мин.): нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке.

Литературное чтение 4 класс, ч.1, с. 89-93

Тема: Читальный зал. Н.Асеев «На заставе богатырской»

Педагогические цели:

Предметные : Выразительно читать текст, определять темп, интонацию чтения. Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее. Пересказывать фрагменты

Личностные: Оценивать поступки героев.

Регулятивные: Сопоставлять

Познавательные: Соотносить

Коммуникативные: Читать по ролям произведение.

Образовательные ресурсы:

Технологическая карта урока № 37

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Словарная разминка (найди пояснение)

Застава - Атаман-Есаул –

Дружинники - Степь Цисарская-

Бить челом – Платить пошлину -

    Постановка учебной задачи.

    Чтение сведений о Н.Н.Асееве

    Н.Н.Асеева «На заставе богатырской»

Где происходят события?

Дети рассказывают о Н.Н.Асееве

Слушают текст.

Отвечают на вопрос.

События происходят в Киевской Руси, объединившей славянские народы, до нашествия татаро-монголов.

    Первичное закрепление.

1. Работа по вопросам к тексту.

А) - «Почему собрались богатыри на заставе?», ответьте словами из текста.

Мы узнаем, что на заставе все едущие на Русь должны «бить челом атаману, платить пошлины есаулу».

Б) - Расскажите об индивидуальных качествах богатырей, стоящих на заставе, объясните, почему Илья Муромец отправил на битву Добрыню.

В)- «Какие качества Ильи проявились во время боя?»

Г) - Как изменилось отношение врага к Илье Муромцу?

- «Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного».

Понимание им своих товарищей, мужество, связь с родной природой (землей), великодушие.

Все начинается с презрения, чувства превосходства, а заканчивается, наверное (т. к. эти состояния не описаны в былине), удивлением, восхищением и благодарностью.

    Работа с текстом.

- Сравнить богатырей (Илья - Чуженин) по плану:

1.Поведение.2.Настроение.3. Сила.

Работают (в паре) с текстом отмечая реплики по плану.

Каким видят Илью Муромца народные сказатели?

    Каким способом?

    Какие получили результаты?

    Что нужно сделать еще?

    Над чем еще надо поработать?

    д\з

Подобрать книги, в которых напечатаны сказки А. С. Пушкина, готовят пересказ содержания и чтение любимых фрагментов наизусть или по тексту.

Литературное чтение 4 класс, ч.1, с. 88-89

Тема: Читальный зал. Н.Асеев «Илья»

Педагогические цели:

Планируемые результаты образования:

Предметные : Выразительно читать текст, определять темп, интонацию чтения. Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее. Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.

Личностные: Оценивать поступки героев.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Регулятивные: Сопоставлять фольклорных и литературных героев.

Познавательные: Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.

Коммуникативные: Читать по ролям произведение. внимательно слушают собеседника и оценивают его высказывание; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Образовательные ресурсы:

Технологическая карта урока № 36

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Словарная разминка (найди пояснение)

Саврасый –Стольный – Потворствовать -

Находят лексическое значение слов.

III Постановка учебной задачи.

На доске вы видите портрет писателя. Это Николай Николаевич Асеев

Тема урока: Н.Н.Асеева «Илья».

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте учебные задачи на данный урок:

1) Познакомиться … (со сведениями из биографии Н.Н.Асеева).

3) Проанализировать … (это произведение).

IV Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

    Чтение сведений о Н.Н.Асееве

    Первичное восприятие произведения Н.Н.Асеева «Илья»

Чем похож Илья Муромец, о котором написал Н.Н.Асеев, на былинного богатыря?

Дети рассказывают о Н.Н.Асееве , выделяя особенно заинтересовавшие их детали.

Слушают текст.

Отвечают на вопрос.

V Первичное закрепление.

    Работа по вопросам к тексту.

Объясните смысл выражения: «Так проехал он по времени».

Поразмышляем над шестой строфой стихотворения (с. 88):

Так проехал он по времени,

по стране во все концы;

у его стального стремени

встали новые бойцы.

Размышляют, отвечают на вопрос.

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

Работа с текстом.

- Сравнить Илью А.К.Толстого и Н.Н.Асеева

Работают (в паре) с текстом отмечая чем похожи и чем различаются персонажи.

VII Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Как вы думаете, что хотел показать автор этим произведением нам читателям?

Асеев утверждает, что лучшие черты народного богатыря прошли сквозь время, остались близкими русскому народу, объединили его в готовности защищать Родину.

VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    Какую задачу ставили на уроке?

    Удалось ли решить поставленную задачу?

    Каким способом?

    Какие получили результаты?

    Что нужно сделать еще?

    Где можно применить новые знания?

    Что на уроке у вас хорошо получилось?

    Над чем еще надо поработать?

IX д\з

С.82. задание внеклассного чтения. Прочитать былины о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Подумать, чем похожи эти богатыри на Илью Муромца и чем отличаются от него. Кто из богатырей понравился и почему.

Николай Николаевич Асеев - русский советский поэт.родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента из дворян. Мать поэта Елена Николаевна, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни.

Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1909 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1909-1912) и на филологических факултетах Московского и Харьковского университетов. Публиковался в журнале для детей «Проталинка» (1914-1915). В 1915 году призван в армию и попадает на австрийский фронт. В сентябре 1917 года он избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправляется в Иркутск. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете.

В 1922 году приехал в Москву. Хорошо знал В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака.

В годы войны, как невоеннобязанный по возрасту, находился в эвакуации в Чистополе.

Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Николай Николаевич Асеев