Учимся читать с нуля по английскому языку. Как научить ребенка читать по-английски – важные правила и частые ошибки при обучении

Гласные звуки в английском подразделяются на монофтонговые, дифтонговые или трифтонговые . Это звуки, которые состоят из 1, 2, 3 частей. Гласные звуки также подразделяются на коротко и долго звучащие. Они обозначаются вот так: [ i: ], [ ɔ: ].

Также они разделяются на артикуляционные . Так гласные звуки бывают переднеязычными, среднеязычными, заднеязычными, закрытыми, открытыми, полуоткрытыми. Соответственно их названия говорят непосредственно о позиции губ и языка при произношении.

Например, переднеязычные - звуки образуются посредством передней части языка и т. д.

Транскрипционные значки и их произношение

Произношение всех гласных

Возможно понять на следующих примерах:

[ i: ] — звук схож с нашим «и» в слове «спешИ» и т.д. Произносится уверенно и долго.

[ i ] — звук схож с нашим «и» в слове «при». Произносится кратко, не тянется.

[еi] — звук схож с нашим «э» в слове «жесть». Произносится долго.

[ æ ] — звук, схожий с предыдущим. Произносится также долго, но со ртом, который широко открыт.

[ a: ] — звук схож с нашим «а» в слове «балка» в первом случае.

[ ɔ ] — звук схож с нашим «о» в слове «сложно». Произносится кратко.

[ ɔ: ] — звук схож с нашим «о» в слове «школа». Произносится долго с широко открытым ртом.

[ u ] — звук схож с нашим «у» в слове «уха». Произносится кратко.

[ u: ] — звук, схожий с предыдущим. В слове «петух» можно увидеть, как именно он произносится.

[ Λ ] — звук схож с нашим «о» и «а» в словах «твои», «сады». Всегда стоит в словах с ударением.

[ ə ] — звук схож с нашим «ё» и «о» вместе в слове «йод».

[ iə ] — звук схож с нашим «и» и «э», звучащие вместе.

[ ai ] — звук схож с нашим «ай».

[ aiə ] -звук схож с нашим»ай», произносимый долго.

Согласные звуки в английском языке

Подразделяются:

  • на смычковые и шелевые;
  • на губные, зубные;
  • передние язычные, средние язычные, задние язычные.

Также согласные бывают звонкими и глухими.

Последние глухие согласные характеризуются мощной артикуляцией, существенное снижение артикуляции характерно звучным согласным.


Согласные звуки английского языка выговариваются наиболее активно, нежели соответственные звуки русского языка. Большая часть из них выговаривается с придыханием (процесс аспирации).

Основные типы чтения гласных

  1. Все гласные читаются так, как их принято читать в алфавите . Примеры: stake, state, cake.
  2. Все гласные читаются кратко. О кратких звуках можно прочесть выше . Примеры: tree, me, be.
  3. Все гласные читаются долго. О длительных звукам можно прочесть выше. Примеры: my, style, why.
  4. Все гласные могут удваиваться в произношении . Примеры: tune, Tuesday, music.

Основные правила чтения в английском языке

Чтение гласных

Больше всего звуков можно встретить у шести гласных. Именно с ними связаны главные правила английского чтения. Так, в зависимости от расположения, сочетания с другими буквами и от ударения зависит прочтение гласных в том или ином слове.


Рассмотрим правила чтения гласных в сочетании с другими буквами, ударения и расположения.

Гласная «А» подразделяется на звуки:

  • [еi] — слова pan, flat. Читается звук здесь через нашу букву «э»;
  • [ æ ] — слово take. Читается здесь наш звук «э» в краткой форме.
  • [ a: ] — слово far. Читается здесь наш звук «а» в краткой форме.

Гласная «Е» подразделяется на звуки:

  • [ i ] — слова meat. Читается кратко звук «и».
  • [е] — слово met. Читается как краткое «э».
  • [ ə ] — слово very. Читается как долгое «э».
  • [ iə ] — слова here, near. Читается долгий «и» и «а» вместе

Гласная I подразделяется на звуки:

  • [ ai ], [ i ], [ ə ] в соответственных словах mine, in, stir, fire

Гласная O подразделяется на звуки:

  • , [O], , [ ə ], в соответственных словах refuse, but, fur, lure.

Гласная Y подразделяется на звуки:

  • , [i], [ ə: ], в соответственных словах type, gym, myrtle, tyre.

Если Вы устали учить английский годами?

Те, кто посещают даже 1 урок узнают больше, чем за несколько лет! Удивлены?

Без домашки. Без зубрежек. Без учебников

Из курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» Вы:

  • Научитесь составлять грамотные предложения на английском без заучивания грамматики
  • Узнаете секрет прогрессивного подхода, благодаря которому Вы можете сократить освоение английского с 3 лет до 15 недель
  • Будете проверять свои ответы мгновенно + получите доскональный разбор каждого задания
  • Скачаете словарик в форматах PDF и MP3 , обучающие таблицы и аудиозапись всех фраз

Чтение согласных в английском

Особенности прочтения некоторых согласных

Есть особенности в прочтении у четырех согласных:

  • «с» (=k=ck) [k],
  • «qu» ,
  • «j»
  • «х» .

Все данные звуки имеют несколько вариантов прочтения в зависимости от местоположения и сочетания с другими буквами.

  • Согласная «с» читается как наш звук «к» и как наш «с». В обычных случаях «с» нужно прочесть как «к», но если стоят после согласной «е», «i», «у», то «с» читается как русская «с» в словах «сидеть».

К примеру, так читаются слова ice, cinema, cycle.

  • Согласная «g» обычно читается как наш звук «джи» или как звук «г». Обычно принято читать звук «г», но если стоят после согласной «е», «i», «у», то «g» читается как «джи».

К примеру, так читаются слова age, gigantic, fridge, inginear. Частные случаи произношения запоминаются при изучении алфавита.

  • Согласная c удвоенной формой «с» читается как наш звук «кс» после «e», «i», «y». Но следует помнить, что удвоенная форма в согласных не читается, читается только одна буква.
  • Согласная «s» читается как наш звук «с» и как звук «з» в зависимости от звонкости. Звонкость придают гласные буквы.

Кроме этих согласных особенностей у других нет.

Все остальные шестнадцать читаются как прописаны.

  • Согласная B читается как наша «б». Примеры: big, better, bet, biten, brother.
  • Согласная D читается как наша «д». Примеры: door, ded, dog, middle, red.
  • Согласная F читается как наша «ф». Примеры: foot, friend, folse.
  • Согласная G читается как наша «г». Примеры: get, egg, giggle, google, gazer.
  • Согласная H читается как наша «х». Примеры: him, help, hill, hot.
  • Согласная K читается как наша «k». Примеры: kiss, desk, kitten, kitchen.
  • Согласная L читается как наша «л». Примеры: live, leave, loosen, lost, little.
  • Согласная M читается как наша «м.» Примеры: milk, moon, simple, from.
  • Cогласная N читается как наша «н». Примеры: note, not, near, nonsense, on.
  • Согласная P читается как наша «п». Примеры: put, plump, pop, stop.
  • Согласная R читается как наша «р». Примеры: rest, roof, berry, bread, rock.
  • Согласная S читается как наша «с». Примеры: sit, west, miss, stress, soul.
  • Согласная T читается как наша «т». Примеры: ten, title, test, true, tree.
  • Согласная V читается как наша «в». Примеры: very, seven, give, vivid.
  • Согласная W читается как наша «в». Примеры: well, twelve, swim, winter.
  • Согласная Z читается как наша «з». Примеры: zip, drizzle, fiz, zigzag, zoom.

Немые согласные

Основные правила.

  • В буквах “g”, “k” не следует читать “n” в начале и в конце слова.

Примеры: gnat, foreign, knee, knaif, campaign.

  • В буквах “b”, “n” не следует читать после “m” в конце слова.

Примеры: bomb, autumn, thumb, column.

  • Букву “p” не следует читать в сочетаниях “pn”, “ps”.

Примеры: pneumatic, psychology.

  • Не следует читать букву “w» пред “r”.

Примеры: wrap, wrong.

Чтобы выучить английский, а именно уметь его применять в жизни, и кроме этого добиться такой речи, которая будет понятна иностранцам нужно знать как произносится то или иное слово.


Добиться такого уровня английского языка нужно с помощью:
  1. Книг и пособий по изучению английского языка . Но не тех, где написано «английский за три дня» или «английский за несколько месяцев», поскольку, естественно, невозможно выучить и уметь применять язык в жизни за такой короткий срок
  2. Аудио и видео по изучению английского языка . Больше слушая английскую речь и музыку можно быстро добиться нужного результата, даже за короткий срок. К тому же улучшится произношение и иностранцы будут относиться к человеку, будто говорит с человеком из одной и той же страны.
  3. Преподавателя или репетитора . Желательно, чтобы человек обучался за границей или находился за границей в течение нескольких лет.
  4. Иностранцев . Опыт в правильном произношении и чтении обретается непосредственно с практикой.

Обучение дошкольников (и детей 1-2 класса) чтению — это тема, вызывающая столько вопросов, что я решила не писать о ней в про дошкольников, а выделить это в отдельную статью. Итак, сегодня про самые актуальные вопросы обучения чтению на английском языке.

Очень часто родители, вспоминая как учили язык они когда-то, задают этот, уже почти классический, вопрос:

А как же транскрипция?

Во первых, транскрипция не учит читать . И никогда не учила. Те, кто изучал транскрипцию, признайтесь: читая текст на английском, представляете ли вы его, записанным транскрипционными значками? Конечно, нет. Для того, чтобы читать, транскрипция не нужна.

Транскрипция помогает узнать, как произносится незнакомое слово. Раньше чуть ли не единственным способом это узнать, когда рядом нет учителя, был бумажный словарь. Поэтому, изучая правила чтения (в пятом, кстати, классе) сразу брали и транскрипционные значки, чтобы дети могли дома воспользоваться словарем. Повторю, не для чтения, для пользования словарем! Но теперь то в нашем распоряжении очень много всевозможных ресурсов. Есть и учебник с аудиоприложением, где озвучены новые слова, тексты, песни и т.д; есть компьютер, смартфон или планшет с озвученными словарями, да в крайнем случае практически любой онлайн-словарь предоставляет возможность послушать новое слово. В бумажный словарь дети заглядывают все реже и реже. И это нормально. Это прогресс.

Во вторых, маленького ребенка транскрипция только запутает . Ее можно давать, начиная с младшего подросткового возраста. В том же пятом классе вполне можно, хотя теперь уже и не обязательно. А представьте, дошкольник или первоклассник, только недавно выучил русский алфавит, изучает английский алфавит — это уже две знаковые системы, которые он должен держать в голове. И тут некоторые вводят третью знаковую систему, которая нужна, чтобы расшифровать вторую. Правда, сложно звучит? А теперь представьте, как сложно ребенку. Нет, ребенок с хорошей памятью, конечно, и такое освоит. Но зачем? Всему свое время.

Почему нельзя подписывать слова русскими буквами?

Иногда вижу, что некоторые родители и даже (о ужас!) коллеги подписывают ребенку под словом как оно читается русскими буквами. Так делать нельзя. Никогда. Вообще.

Во первых , русскими буквами нельзя передать английские звуки. Записывая слова русскими буквами, вы сами портите ребенку произношение. Которое, кстати, в детском возрасте формируется наиболее естественно.

Во вторых , если слово подписано по-русски, что будет делать ребенок? Правильно, он будет его читать. Не запоминать как оно пишется по английски, а читать эти самые русские буквы. Как слово звучит, он запомнит, но, встретив это слово в новом тексте, скорее всего не узнает.

С дошкольниками и младшими школьниками обучение чтению начинается с алфавита и звуков . И главную роль играет не алфавит, а именно звуки. Запомнить алфавит очень легко — достаточно регулярно включать ребенку алфавитные песенки, которых на YouTube великое множество . А вот, чтобы начать читать, ребенок должен усвоить, какая буква алфавита какой звук дает. Для этого мы с учениками (используя игры с карточками, видео, TPR — о нем ) на каждую букву алфавита запоминаем ее звук и одно или два слова, которые с этого звука начинаются. Например, видя букву Bb, дети сразу вспоминают мяч — ball, а значит и звук /b/. Дома можно дополнительно послушать такие вот phonics songs .

Для обучения детей чтению существует два способа. И наилучший эффект будет, если использовать оба способа одновременно.

Метод целых слов.

Этот способ обучения чтению предлагают авторы большинства детских учебников. Согласно данному методу, новые слова даются следующим образом: картинка + слово. Дети смотрят в учебнике на картинки с подписанными к ним словами, слушают, повторяют за диктором, играют с карточками. Обычно, учитель использует два набора карточек: карточки с картинками и карточки со словами. В специальных учебных играх с этими карточками дети запоминают, какое слово подходит к какой картинке.

То есть механизм такой — ребенок не разбирает слово на звуки, он соотносит зрительный образ целого слова с его звучанием (благодаря этому, метод целых слов можно начинать использовать параллельно с изучением алфавита и звуков, не дожидаясь, пока все буквы будут изучены). Потом, видя изученное слово в тексте, ребенок вспоминает, как оно звучит и может его прочитать. Этот метод хорош тем, что в английском чуть ли не половина слов — исключения, которые читаются не по правилам и иного способа выучить эти слова как запомнить просто нет.

Метод обучения по фониксам.

Одного метода целых слов все же недостаточно. Чтобы ребенок действительно хорошо зачитал, лучше подкрепить учебник с его методом целых слов изучением чтения по правилам. Для этого с малышами лет с 6 используются фониксы — это такие пособия, где слова собраны группами, в зависимости от того, по какому правилу он читаются. Слушая и читая эти группы слов, ребенок выводит закономерности чтения. Например, прослушав, повторив за диктором и, возможно, обыграв в играх слова cat-fat-mat-bat, большинство детей сами смогут прочитать слово sat и ему подобные.

Обычно, фониксы — это красивые книги с картинками, аудио- и иногда видео-приложением (из тех, что мне нравятся — Oxford Phonics World для дошкольников и Sounds Great для началки, оба в 5 частях), есть также интерактивные программы (Starfall , Teach Your Monster to Read) и видеокурсы (например, потрясающий курс Hooked on Phonics ). Некоторые авторы дают фониксы прямо в учебнике, например, в учебнике Family and Friends фониксы есть, но они растянуты аж на несколько лет (!) изучения. На самом деле, для изучения всех правил чтения малышам достаточно одного учебного года.

Знание английского языка стало уже нормой и привычным делом в обществе, однако перед теми, кто только начинает изучать его, встает много вопросов, в том числе по поводу верного произношения не только слов, но даже букв. Их, к слову, в английском языке 26. Звуков же намного больше - сразу понять, как читается каждая из букв иногда не по силам даже носителям. Именно особенности произношения букв делают английским сложным для изучения и понимания. Но приложив усилия, всегда можно добиться хороших результатов.

Самостоятельное изучение английского языка и правил чтения в нем требует большой самодисциплины. Только приложив максимум усилий, вы сможете добиться результатов - тренироваться в чтении нужно ежедневно, уделяя этому хотя бы полчаса времени. Это лучше, чем если вы будете возвращаться к учебе один-два раза в неделю.

Правила чтения букв в английском языке

В английском языке есть ряд правил, без знания которых освоение грамотного чтения невозможно. Напомним, что звуков в английском целых 44 - это означает, что одна буква может читаться разными способами в зависимости от того, где она стоит и чем окружена.

Чтение согласных

Произношение большого количества английских согласных не вызывает затруднений, потому они читаются также, как и русские. К таким буквам относят m , n , l , b , f и z и другие. Согласные t и d тоже можно отнести в эту группу, но с небольшим уточнением - произносить их следует с некоторым придыханием: dantist, door , tape , talk .

С остальными буквами требуется освоить простые правила, без которых ориентироваться в правильном произношении будет трудно:

Буква c имеет два вида произношения. Если она стоит перед такими гласными, как i , e и y , то читается она как буква [ s ]: city , cite , spice, ice.

В остальных случаях перед гласными а , о , u и другими согласными она будет читаться как [ k ]: comfort , confuse , dictionary, clean .

С буквой g ситуация такая же - в сочетании с буквами i , e и y она читается как [ ]: gymnastics , Georgia , general, age . Но здесь есть слова-исключения, произношение которых надо запомнить: в get , give , forget , begin , girl согласная читается как [ g ]. Перед гласными а , о , u и другими согласными буква произносится как [ g ]: good, gold, galaxy, glad

Буква q в сочетаниях с гласными встречается только в виде qu и читается как [ kw ]: quality , queen , quake, equipment .

Произношение буквы j запомнить несложно: во всех случаях она читается как [ ]: june , jacket , jungle, jet .

Буква s читается как [ s ] в тех случаях, когда стоит в начале слова, в середине перед глухими согласными и в конце после глухих согласных: song , hipster , desk , mess . У буквы есть второй вариант прочтения - [ z ]. Он используется в случаях, когда буква стоит после гласных или между ними, а также после звонких согласных: rase , use , beds , is .

У x тоже есть свои особенности произношения. В некоторых случаях эта буква будет читаться как [ ks ] - когда стоит в конце слова, перед согласной или неударной гласной: fox , text , next , six . Буква также может читать как [ gz ], если стоит перед ударной гласной: exotic , exams , example .

Сочетания согласных букв в английском языке

Иногда рядом стоящие согласные буквы рождают новый звук, не похожий на те, что дают эти буквы по отдельности. Вот несколько таких примеров:

ch - [ ]: church , match , champion ;

ck - [ k ]: back , clock , black ;

gh - [-] (звук отсутствует): night , right , light ;

kn - [ n ]: knife , knock , knot ;

ng - [ ŋ ]: sing , thing , ring ;

nk - [ ŋk ]: prank , funk , drunk ;

ph - [ f ]: pharaoh , photographer , physics ;

sh - [ ʃ ]: shine , shape , show ;

tch - [ ]: match , watch , stretch ;

th - [ θ ] (в начале и конце знаменательных слов): tooth , thin , think ;

th - [ ð ] (между гласными и в начале служебных слов): with , they , father ;

wh - [ w ] (с гласными кроме o ): why , when , white ;

wh - [ h ] (с гласной o ): whose , who , whom ;

wr - [ r ]: wreck , wrong , wrath .

Чтение гласных

В зависимости от того, как оканчивается слово, гласные будут иметь различные типы чтения. Их всего четыре - все они для английских гласных в ударных слогах.

Открытый слог . Таким слогом называют тот, который оканчивается на гласную, в том числе в тех случаях, когда она не произносится:

A [ ei ] - fame ;

O [ ou ] - smoke ;

E [ i: ] - me ;

I [ ai ] - five ;

Y [ ai ] - try ;

U [ ju: ] - tube .

Все слова, указанные в примерах, кончаются на немую гласную, а произношение гласных в корне такое же, как в алфавите.

Закрытый слог . Он оканчивается на согласную:

A [ э ] - mad ;

O [ o ] - sport ;

E [ e ] - september ;

I [ i ] - flip ;

Y [ i ] - rhythm ;

U [ a ] - fun .

Глаcнaя + “r” . Эта согласная влияет на звучание гласной, которая стоит в корне - придает ее звучанию протяженности:

A [ a: ] - far ;

O [ o: ] - sort ;

E [ э: ] - term ;

I [ э: ] - fir ;

Y [ э: ] - byrd ;

U [ э: ] - turn .

Глacнaя + “r” + глacнaя . Согласная также, как и в вышеупомянутом случае не читается. Она лишь придает твердости той гласной, которая следует за ней:

A [ эa ] - care ;

O [ o: ] - more ;

E [ ] - where ;

I [ aiэ ] - fire ;

Y [ aiэ ] - tyre ;

U [ juэ ] - cure .

Чтение дифтонгов

Дифтонгами называют звуки, состоящие из двух гласных. Чтобы произнести дифтонг, язык должен сначала занять положение для первой из двух гласных, а затем двигаться в положение для второго гласного звука. Первый звук всегда сильнее и отчетливее второго. Все эти движения должны выполняться в пределах одного слога. Чтение этих звуков довольно затруднительно и не сразу дается тем людям, которые только начали изучать английский язык:

[ ee ] - и - free ;

[ ea ] - и - tear ;

[ oo ] - у - soon ;

[ all ] - ол - wall ;

[ ay ] - эй - day ;

[ oi ] - ой - joint .

На что обратить внимание при чтении

Акцент

Русский акцент идентифицируется иностранцами сразу же: нас отличает не слишком эмоциональный тон общения, сухое произношение звуков. Английский же язык нуждается в более “живом” подходе - здесь импульсивное произношение слов, понижение и повышение тона очень важны, потому что с помощью них англоговорящие люди показывают свое отношение к разговору, окрашивают его в нужные краски.

Интонация

Для каждого языка характерна своя мелодика речи, которая придает ему оригинальные особенности. В английском основными являются две интонации: нисходящая и восходящая. Эти тоны в языке обозначаются стрелочкой вниз для нисходящего и вверх для восходящего.

Пример:

I read a ↓ book.
Do you read a book?

Первый тон употребляется в вопросах, начинающихся с вопросительных слов, повелительных, восклицательных и утвердительных предложениях.

Пример:

This house is ↓ white - Этот дом белый ;

↓ Open the door - Открой дверь;

Where did he ↓ ride? - Где он катался?.

Восходящий используют для общих вопросов, перечислений, в просьбах.

Пример:

Do you know Sam? - Ты знаешь Сэма?;
May I ask you a question? - Могу я задать тебе вопрос?;
I have a hat, a shoes, a jacket and a ↓ socks - У меня есть шляпа, ботинки, куртка и носки.

Ударение

Оно играют большую роль в английском языке. Ударение здесь не фиксированы, а значит произносятся так, как вам хочется - в соответствии с фразой, которую вы произносите. Ударными в предложениях могут быть разные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия и некоторые местоимения.

Как усовершенствовать навыки чтения на английском?

Как было сказано ранее, в вопросе изучения основ английского языка главным остается постоянная практика. Есть ряд упражнений, советов и рекомендаций, которые смогут поднять ваши навыки чтения на новый уровень. Обращаться к ним необходимо как можно чаще, даже ежедневно.

Проговаривайте детские скороговорки

Подходят для людей, которые хотят обучиться чтению с нуля и тем, кто испытывает большие трудности в верном произношении звуков. Они составлены таким образом, чтобы отрабатывать каждый звук по отдельности. Выберете те буквы, произносить которые вам сложнее всего, и повторяйте как можно чаще скороговорки, специально для них созданные - сначала медленно и разборчиво, постепенно можно начинать ускоряться.

Межзубный th :

Whether the weather is warm, whether the weather is hot, we have to put up with the weather, whether we like it or not.

Red leather, yellow leather.

Thirty thousand thirsty thieves thundered through the thicket.

Свистящий s :

She sells seashells by the seashore.

Would the single singer sing the sad song about them?

I can think of six thin things, but I can think of six thick things too.

Звук sh , который зачастую путают с th :

We surely shall see the sun shine soon.

She sells sea shells on the seashore.

She slits the sheet she sits on.

Звук f :

The first fly flies forty-four feet,
The fourth fly flies forty-five feet,
The fifth fly flies fifty-four feet.
What fly flies fifty-five feet?

Fat frogs flying past fast.

Звук j :

US students are younger than UK junkers,

UK junkers are cuter than US students.

If US students weren’t younger than UK junkers,

Could UK junkers be cuter than US students?

Yankee yachtsmen’s yachts yaw for one yard,

Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards.

If Yankee yachtsmen’s yachts didn’t yaw for one yard,

Could Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards?

Слушайте грамотную английскую речь

Слуховая память очень вам пригодится: слушайте носителей языка как можно чаще: это могут быть фильмы на английском, радио, подкасты, аудиокниги, обучающие материалы и многое другое.

Для начала выбирайте для прослушивания небольшие легкие тексты, которые есть у вас в напечатанном виде. Одновременно с тем, как говорит диктор, повторяйте за ним - постепенно вы запомните, как он произносит сложные для вас звуки и начнете говорить намного грамотнее и красивее.

Работайте над произношением

Не забывайте общаться с людьми, у которых поставлена правильная английская речь - с иностранцами, преподавателями, людьми, для кого английский как второй родной. От произношение зависит то, насколько хорошо вас будут понимать собеседники и слушатели.

Слушайте людей, с которыми разговариваете, очень внимательно, пытаясь повторять их интонации и произношение. Разберитесь с тем, как произносятся те звуки английского языка, которых нет в русском: поработайте над положением губ и языка и постарайтесь запомнить методику произношения букв.

Например, большинство сложностей вызывает такой распространенный в английском звук как th. В попытках русских людей прочитать его правильно много ошибок: часто он звучит как что-то между буквами с и з - такое звучание не является правильным. В ряде слов, таких как this , that и there это сочетание букв следует произносить как звук между з и д, а в словах three , think и thief - как что-то среднее между с и ф.

Пользуйтесь транскрипциями

Транскрипция - это такая система знаков, где каждый из них передает свой определенный звук. С помощью них становится намного понятнее, как произносить сложные слова, из каких звуков они состоят. Обычно транскрипциями пользуются только школьники, и очень зря - такой метод запоминания и усвоения правильного произношения звуков подойдет любому человеку. Таблица со знаками транскрипции представлена ниже:

Сочетание букв в английском языке – это явление, которое тесно связано с фонетикой, поскольку зачастую чтение consonants или vowels изменяется, если рядом с ними появляется другая буква. Важно не только ориентироваться в различных вариантах таких сочетаний, но и разбираться в том, чем отличаются те или иные способы связи отдельных букв и какие при этом особенности произношения будут возникать. Поэтому требуется рассмотреть основные буквосочетания в английском языке и привести особую классификацию такого явления, чтобы понимать весь алгоритм действий было несколько проще.

Основные принципы сочетаний английских букв

Нормы английского языка допускают сочетание букв алфавита таким образом, чтобы впоследствии были образованы новые варианты звуков. Необходимо помнить, что иногда подобные комбинации произносятся совершенно не так, как кажется на первый взгляд, и фонетика обеих букв, использованных в том или ином сочетании, может теряться.

Способы буквосочетаний в английском языке допускают образование новых звуков путем соединения двух согласных букв, двух гласных, а также комбинированный вариант из гласных и согласных. При этом определенная комбинация может быть образована и при помощи соединения трех букв; они называются трифтонги и отличаются от дифтонгов тем, что состоят именно из трех, а не из двух элементов. Поэтому необходимо рассмотреть основные правила чтения английских буквосочетаний, и начать можно с вариантов гласные + гласные.

Буквосочетания гласные + гласные

При чтении английских сочетаний букв, включающих согласные буквы, необходимо учитывать обе буквы, входящие в состав конкретной конструкции. Варианты могут быть следующими:

ai – – pain, rain;
ay – – game, pay;
ei – – deceive, weight, height;
ea – [e] – head, read, break;
ey – – key, grey, eye;
ee – – tree, screen;
ew – – new, few;
eu – – neutral, feudalism;
oo – [u] [ɔ:] [ʌ] – wool, pool, door, blood;
oa – [əu] – road, soap;
ou – – house, mouse;
ie – [e] – friend, field, diet.

Все эти варианты с гласными довольно распространены и на английском языке читаются только в соответствии с указанными правилами чтения. Их звучание передает только гласные звуки, однако, важно не путать варианты соединения букв, иначе есть риск неправильного написания слов и конструкций.

Буквосочетания согласные + согласные

То, как читается тот или иной вариант сочетания согласных букв, необходимо помнить очень хорошо, так как таких типов сочетаний существенно больше, чем с гласными буквами. Ниже представлены наиболее распространенные способы того, как произносятся английские consonants в сочетании друг с другом:

ch – [k] [ʃ] – chair, character, machine;
ck – [k] – stock, shock;
tch – созвучным со звуком ch является сочетание tch – – match, catch; для звука ч в английском языке характерно два варианта сочетаний согласных;
bt в конце слова – [t] – doubt, debt;
gh – после сочетаний ou, au [f], [–] – cough, slight;
dg – – hedgehog, edge;
th – межзубный звук th читается двумя способами. В служебных частях речи и между гласными звуками звук th в английском языке дает [ð] – brother, the, а в начале или в конце слов, а также перед согласными он звучит как [θ] – throw, bath;
sh – звук sh можно читать как [ʃ] – shrimp, shell;
gn – [n] – sign, reign;
mb – в середине слова – remember, в конце слова [m] – thumb;
mn – в середине слова – insomnia, в конце слова [m] – column;
kn – в середине слова – sickness, в начале слова [n] – knock;
wh – [w] – what, wheel;
ng – в середине слова [ŋg] – singer, в конце слова [ŋ] – ring;
ph – [f] – philosopher, photo;
wr – [r] – write, wrong.

Важно обращать внимание на то, как читается th, kn и другие варианты сочетаний, которые имеют два варианта произношения и звучат по-особенному в зависимости от позиции в слове. Правило чтения всех вышеописанных сочетаний должно соблюдаться всегда, иначе ошибки в процессе чтения и, соответственно, произношения будут неизбежны.

Буквосочетания гласные + согласные

Еще один вариант сочетаний – это гласные и согласные. Некоторые буквы в алфавите могут образовывать определенные способы произношения, и данный фонетический вариант также весьма распространен. Вот какие способы встречаются:

er – в безударном положении [ə] – worker, looker;
or — в безударном положении [ə] – doctor, traitor;
an – перед согласными – swan, plant;
al [ɔ:] – chalk, talk. Еще один вариант чтения – – half, calf;
wa – – was, water;
wor – – word, work;
war – – war, ward;
igh – – right, night;
qu – – quiet, sequence;
ild – – wild, mild;
ind – – find, bind.

Все эти варианты, представленные с транскрипцией, обязательно должны учитываться при произношении и чтении соответствующих комбинаций. Для отображения сочетания букв в английском языке таблица может стать элементом, способным сгруппировать все основные варианты и представить информацию в максимально сжатом виде. Вот как это может выглядеть:

Все эти способы сочетаний букв английского алфавита весьма активно используются в языке и учитываются при изучении фонетики и правил чтения. Все возможные варианты должны запоминаться постепенно, но знать их необходимо, так как, судя по примерам, некоторые из них могут читаться по-разному. Ориентируясь во всех способах чтения, получится избежать множества ошибок, и собеседник сможет оценить уровень подготовки говорящего, который, в свою очередь, будет правильно пользоваться правилами буквосочетаний и не допускать вольностей в произношении.

Транскрипция и правила чтения в английском языке – два тесно связанных понятия. Правила чтения объясняют, как произносятся буквы и сочетания букв в разных случаях, а с помощью транскрипции мы записываем и читаем звуки речи.

Правила чтения могут поставить начинающего в тупик. Их много, они запутаны, а исключений больше, чем самих правил. На самом деле эти правила такие страшные, только если в них глубоко разбираться и пытаться выучить наизусть вместе с исключениями. На деле все куда проще: правила чтения не нужно помнить наизусть.

Занимаясь английским языком, вы постоянно будете что-то , и вскоре научитесь соотносить буквенные обозначения и звуки без раздумий, автоматически. На счет исключений беспокоиться тоже не стоит. Обычно произношение, написание и значение слова запоминаются как одно целое – вы просто знаете, что такое-то слово произносится так-то.

Особенность английской фонетики: пишем “Манчестер” – читаем “Ливерпуль”

У фонетики английского языка есть заметная особенность: слова часто читаются не так, как пишутся, то есть по написанию слова не всегда можно догадаться, как оно произносится. Как шутят лингвисты: “Пишем «Манчестер», а читаем «Ливерпуль»”.

В истории многих языков прослеживается такая закономерность: фонетический строй усложняется, а буквы и орфография остаются прежними или меняются с большим запозданием. Английский – не исключение. На заре его развития слова читались и произносились более-менее похоже, но со временем это расхождение становилось все больше и больше, ситуация усугублялась многообразием диалектов, и вот мы уже в словах though, thought и through читаем сочетание букв –ough совершенно по-разному, хотя сами слова отличаются на одну букву.

Реформировать английскую орфографию никто не торопится, на это есть множество причин. К примеру, у английского языка уже давно нет единого “центра управления”. Реформы, инициированные в Лондоне, могут быть прохладно приняты в Сиднее и отвергнуты в Вашингтоне. Да и вообще, реформа орфографии – всегда болезненный процесс, встречающий отпор среди значительной части носителей языка. Намного проще оставить как есть.

Что такое транскрипция и зачем она нужна?

Транскрипция в английском языке – это запись звуков речи с помощью специальных символов. Ее не следует бояться или избегать, ведь она очень хороший помощник в изучении языка, который будет здорово экономить время и помогать избежать ошибок. Вам хватит одного взгляда на транскрипцию английского слова, чтобы понять, как оно правильно читается.

Когда вы запоминаете или выписываете новое слово, попавшееся в тексте, обязательно нужно посмотреть его транскрипцию и\или послушать произношение (например, в ), иначе вы можете запомнить его неправильно, и вас потом не поймут.

Можно ли записывать английские слова русскими буквами?

Иногда на сайтах или даже в книгах можно увидеть “английскую транскрипцию на русском языке” или “произношение английских слов русскими буквами” – то есть запись английских слов русскими буквами. Мол, зачем учить мудреные значки, если можно передать звуки русскими буквами? Затем, что нельзя . Фонетика русского языка отличается от английской фонетики настолько сильно, что звучание удается передать только очень-очень приблизительно. Некоторых звуков английской речи у нас просто нет, равно как и наоборот.

Транскрипция и произношение всех звуков английского языка по отдельности (видео)

С помощью этой интересной видео-таблицы вы можете прослушать звучание всех звуков по отдельности и посмотреть, как записываются с помощью транскрипции. Нажмите на воспроизведение и дождитесь, когда видео загрузится полностью, затем нажимайте на нужный звук.

Обратите внимание, в транскрипции, помимо самих символов, обозначающих звуки, используются:

  • Квадратные скобки – традиционно транскрипция всегда записывается в [квадратных скобках]. Например: [z].
  • Значок долготы гласных – в английском языке гласные могут быть долгими и краткими, долгота обозначается двоеточием после гласного. Например: .
  • Значок ударения – если затранскрибировано слово, в котором более одного слога, обязательно обозначается ударение с помощью апострофа (запятая вверху). Он ставится перед ударным слогом. Например: – decision.

Всего в английском языке выделяют 44 звука, которые, как и в русском, делятся на согласные и гласные. Среди них есть как звуки, похожие на русские, например: [b] – [б], [n] – [н], так и звуки, не имеющие аналогов в русском языке: [ð ], [θ ].

В английской фонетике нет таких понятий как мягкость\твердость согласных, но есть долгота гласных (не свойственная русскому языку) – гласные могут быть краткими [a] и долгими . Также нужно отметить, что гласные звуки в английском языке могут быть:

  • одиночными (монофтонги): [ i: ], [ e ],
  • состоящими из двух звуков (дифтогни): [ ai ], [ ɔi ],
  • состоящими из трех звуков (трифтонги): [ aiə ].

Дифтонги и трифтогни читаются и воспринимаются как цельные звуки.

Таблица звуков английского языка c примерами и карточками

Изучив, как произносятся английские звуки по отдельности, обязательно послушайте, как читаются целые слова . Зачастую учащимся проще понять и расслышать произношение английских звуков, когда они звучат в составе слова, а не отдельно.

В таблицах ниже все звуки приведены со словами-примерами. С помощью электронных карточек вы можете прослушать произношение.

Согласные звуки в английском языке
[ f ] fox [ d ] date [ v ] vase [ k ] cat
[ θ ] think [ g ] go [ ð ] father [ ] change
[ s ] say [ ] age [ z ] zoo [ m ] mom
[ ʃ ] ship [ n ] nose [ ʒ ] pleasure [ ŋ ] sing
[ h ] hound [ l ] lazy [ p ] pen [ r ] red
[ b ] bro [ j ] yes [ t ] today [ w ] wine
Гласные звуки в английском языке
[ i: ] he, she [ ei ] name [ i ] his, it [ ai ] line
[ e ] ten [ au ] town [ æ ] hat [ ɔi ] toy
[ a: ] car [ ou ] go home [ ɔ ] not [ ] here
[ ʌ ] nut [ ɛə ] dare [ u ] good [ ] poor
[ u: ] food [ juə ] Europe [ ju: ] tune [ aiə ] fire
[ ɜ: ] turn [ auə ] our [ ə ] paper [ ɔ: ] all

Как научиться выговаривать английские звуки?

Есть два подхода:

  1. Теоретический – в учебниках обычно есть подробное описание, как нужно прижимать язык к небу, чтобы сформировать определенный звук. С иллюстрацией, где показана голова человека в разрезе. Способ научно правильный, но самостоятельно им пользоваться трудно: не каждый поймет, что значит “скользить верхними зубами по нижней губе” и сможет провернуть это действие.
  2. Практический – слушать, смотреть и повторять. Мне кажется, так намного проще. Вы просто повторяете за диктором, стараясь как можно точнее имитировать звук. Обращайте внимание на артикуляцию, старайтесь повторять все движения губ, языка. В идеале, конечно, кто-то должен проконтролировать, но можно просто записать себя на вебкамеру и посмотреть со стороны.

Если вы хотите повторять за диктором, имитируя его речь, рекомендую воспользоваться материалами на Puzzle English , а именно упражнениями “Видеопазлы”, которые направлены на развитие понимания на слух. В видеопазлах можно замедлить речь и, как в в Лингвалео, смотреть перевод слов, нажимая на них прямо в субтитрах.

В видеопазлах нужно сначала посмотреть ролик, а затем собрать предложения из слов.

Подробный обзор этого сервиса:

Кроме того, для практических занятий разными добрыми людьми снято немало роликов, доступных на YouTube. Например, в этих двух роликах подробно разбираются звуки английской речи в американском и британском вариантах:

Британское произношение

Американское произношение

Не стоит, начав заниматься английским языком, стремиться достичь “идеального” произношения. Во-первых, разновидностей произношения очень много (выше представлены как бы “обобщенные” британский и американский варианты), а во-вторых, даже носители языка, профессионально владеющие речью (например, актеры) нередко берут уроки у специальных тренеров, чтобы освоить особенности того или иного варианта произношения – отработка речи занятие непростое.

Просто старайтесь говорить так, чтобы 1) было понятно, 2) не сильно резало слух.

Правила чтения в английском языке: таблица и карточки

Правила чтения в английском языке – это, скорее, даже не правила, а обобщенные рекомендации, не отличающиеся особой точностью. Мало того, что, скажем, буква “o” в разных сочетаниях и типах слога может читаться девятью разными способами, так еще и бывают исключения. К примеру, в словах food, too она читается как , а в словах good, look – как [u]. Закономерности тут нет, это нужно просто запомнить.

Если поискать в разных книгах, окажется, что правила чтения, да и вообще фонетика, разными авторами могут рассказываться по-разному с разной степенью погружения в детали. Я думаю, что нет смысла углубляться в дебри фонетической науки (туда можно погружаться до бесконечности), а проще всего взять за основу наиболее упрощенный вариант правил чтения, то есть правила чтения в английском языке для детей.

Для этой статьи я взял за основу правила, приведенные в учебнике “Английский язык. 1 – 4 классы в схемах и таблицах” Н. Вакуленко . Поверьте, это более чем достаточно и для детей, и для взрослых!

Что такое открытый и закрытый слог?

В английском выделяют открытый слог и закрытый, также имеет значение заканчивается ли он на букву “r” и является ли ударным.

Слог называют открытым, если:

  • слог заканчивается на гласную и является последним в слове,
  • за гласным идет другой гласный,
  • за гласным идет согласный, а за ним – один или более гласных.

Слог закрытый, если:

  • он последний в слове, при этом заканчивается на согласный,
  • после гласного стоят два или более согласных.

В этих карточках и таблице под ними вы можете увидеть, как произносятся разные буквы в разных сочетаниях и типах слога.

Правила чтения
Чтение буквы “A”
A – в открытом слоге name, face, cake
A [æ] – в закрытом слоге hat, cat, man
A – в закрытом слоге на r far, car, park
A [εə] – в конце слова гласный + re dare, care, stare
A [ɔ:] – сочетания all, au all, wall, fall, autumn
Чтение буквы “О”
O [əu] – в открытом слоге no, go, home
O [ɒ] – в закрытом ударном слоге not, box, hot
O [ɜ:] – в некоторых словах с “wor” world, word
O [ɔ:] – в закрытом слоге на r form, fork, horse, door, floor
O – в сочетании “oo” too, food
O [u] – в сочетании “oo” book, look, good
O – в сочетании “ow” town, down
O [ɔɪ] – в сочетании “oy” toy, boy, enjoy
O [ʊə] – в сочетании “oo” poor
Чтение буквы “U”
U , – в открытом слоге pupil, blue, student
U [ʌ] – в закрытом слоге nut, bus, cup
U [u] – в закрытом слоге put, full
U [ɜ:] – в сочетании “ur” turn, hurt, burn
Чтение буквы “E”
E – в открытом слоге, сочетании “ee”, “ea” he, she, see, street, meat, sea
E [e] – в закрытом слоге, сочетании “ea” hen, ten, bed, head, bread
E [ɜ:] – в сочетаниях “er”, “ear” her, heard
E [ɪə] – в сочетаниях “ear” hear, near
Чтение буквы “I”
i – в открытом слоге five, line, night, light
i [ɪ] – в закрытом слоге his, it, pig
i [ɜ:] – в сочетании “ir” first, girl, bird
i – в сочетании “ire” fire, tired
Чтение буквы “Y”
Y – в конце слова try, my, cry
Y [ɪ] – в конце слова family, happy, lucky
Y [j] – в начале или середине слова yes, year, yellow
Чтение буквы “C”
C [s] – перед i, e, y pencil, bicycle
C [k] – кроме сочетаний ch, tch и не перед i, e, y cat, come
C – в сочетаниях ch, tch chair, change, match, catch
Чтение буквы “S”
S [s] – кроме: в конце слов после гл. и звонких согл. say, books, six
S [z] – в конце слов после гл. и звонких согл. days, beds
S [ʃ] – в сочетании sh shop, ship
Чтение буквы “T”
T [t] – кроме сочетаний th ten, teacher, today
T [ð] – в сочетании th then, mother, there
T [θ] – в сочетании th thin, sixth, thick
Чтение буквы “P”
P [p] – кроме сочетания ph pen, penalty, powder
P [f] – в сочетании ph photo
Чтение буквы “G”
G [g] – кроме сочетаний ng, не перед e, i, y go, big, dog
G – перед е, i, у age, engineer
G [ŋ] – в сочетании ng в конце слова sing, bring, king
G [ŋg] – в сочетании ng в середине слова strongest

Самые главные правила чтения

Таблица выше выглядит очень загруженной, даже устрашающей. Из нее можно выделить несколько наиболее важных правил, которые почти не имеют исключений.

Основные правила чтения согласных

  • Сочетание ph читается как [f]: photo, Morpheus.
  • Сочетание th читается как [ð] или [θ]: think there. Этих звуков нет в русском языке, их произношение требует некоторой тренировки. Не путайте их со звуками [s], [z].
  • Сочетание ng в конце слова читается как [ŋ] – это носовой (то есть произносится как бы в нос) вариант звука [n]. Распространенная ошибка – читать его как . Никакого “г” в этом звуке нет. Примеры: strong, King Kong, wrong.
  • Сочетание sh читается как [ʃ]: ship, show, shop.
  • Буква “c” перед i, e, y читается как [s]: celebrity, cent, pencil.
  • Буква “g” перед i, e, y читается как : age, magic, gym.
  • Сочетание ch читается как : match, catch.

Основные правила чтения гласных

  • В открытом ударном слоге гласные обычно читаются как в : no, go, name, face, pupil, he, five. Это могут быть монофтонги и дифтонги.
  • В закрытом слоге гласные читаются как краткие монофтонги: nut, got, ten.

Как запомнить правила чтения?

Большинство людей, хорошо владеющих английским языком как иностранным, не смогут сходу назвать даже несколько основных правил чтения. Правила чтения не нужно помнить наизусть, ими нужно уметь пользоваться. Но разве можно пользоваться тем, чего не знаешь? Еще как можно! Благодаря частой практике знания переходят в навыки и действия начинают выполняться автоматически, неосознанно.

Чтобы правила чтения побыстрее дошли до автоматической стадии, я рекомендую:

  • Изучить собственно сами правила – прочитать, осмыслить, проговорить вслух примеры.
  • Упражняться в чтении вслух – поможет развить навыки произношения, заодно и правила чтения закрепятся. Возьмите текст с аудио, видео с субтитрами, чтобы было с чем сверять.
  • Выполнять небольшие письменные работы – письменная практика полезна для развития словарного запаса, закрепления знаний грамматики и, разумеется, для улучшения правописания.