Красавицы-русалки на картинах известных художников. Крамской картина "русалки" или мистический сон Художники которые рисуют русалок

Поговорим еще немного о картинах, на которых художники изобразили русалок.
Иван Владимирович Космин.
Догадки о русалочках каждый раз встречаются в фольклере разных стран.

В большинстве случаев русалка это дух воды. Реже ужасными старухами.

Художники пытаются изобразить русалок с зелёными волосами.

В странах где русалок принимали за духов воды, там их представляли девушками с хвостами рыб.

Садко у морского царя. И.Репин.
В полнолуние выйдут русалочки на сушу и начнут причесывать гребнем свои струящиеся по

плечикам локоны с волос всегда струятся капельки водички.Лицом эти бледны, но они наделены

неземной красотой! Русалки завораживающе поют небывалым голосом сводя с толку

заплутавших путешественников. Горе тем попадёт под их чары! Попадёт тот под крепчайшие

объятия речной девы, и утянет она его на дно глубокого омута. Никто еще не спасался от неё в

водоеме, никто и не захотел бы уйти от такой красоты. В теплое время года выходят русалки из

рек и озер и идут рожь охранять да на ветвях березы кататься, а лунный свет становится для них

ещё ярче.

Виктор Корольков нарисовал русалок на русалочьей неделе.

Неделя русалок всегда начиналась с Троицына дня. Тогда ни одна уважающая себя девушка не

согласиться в одиночку без подружек уйти в лес, потому что боится на глаза русалкам попасться!

Они ведь могут увести за собою, задурманить до такой степени что не вернёшься назад, или даже

защекочет пока не умрёшь. А мужчинам и вовсе горе: русалки тоже хотят узнать, «что такое

любовь с человеком» и поэтому они на все способны! Они больше всего опасны в четверг-

русальичин велик день. В такие дни не в коем случае нельзя было купаться, а уж тем более

уходить из деревни, ну а если из деревни просто необходимо выйти то обязательно нужно было

взять с собой полынь, говоря русалки ненавидят его. Трудиться тоже запрещалось! Того кто

нарушит, русалки могли строго наказать, вытаптывая посевы и нанося порчу на домашний скот.

В троицкий четверг девушкам необходимо было сплести много веночков затем нужно было

отнести их в лес. Для того что сделать русалочек чуть добрее, вешали много пряжи на деревья.

Древнеславянский народ верил что Русалки

символизируют плодородие. А в XIX веке люди исполняли русалочки песни, то-есть хороводные.

Люди призывали дух русалки для того чтоб она помогла им на полях А когда в жизнь людей

попало христианство, то русалок начали принимать за нечистую силу. Люди начали сравнивать

русалок с вампирами! И даже находили сходства…

Выкладываю здесь свою коллецию картин с русалками. Те, которые особенно нравятся.)

Волны ласково что-то шепчут,
Как мне в детстве когда-то пели,
Обнимают меня за плечи
И качают, как в колыбели...

Мне бы броситься ввысь, как чайка,
Утонуть в океане неба,
Чтоб тебя не искать отчаянно
Среди волн бесконечных... Мне бы...

На щеках солёные капли,
Может, брызги, а может, слёзы...
Тонет сердце моё - кораблик,
Рваными парусами - грёзы...

Ночь раскинула звёздные сети,
Ловит души... Бери, не жалко!
Пусть никто не узнает на свете,
Как печальна любовь русалки...



Мне не важно, что скажут другие.
Я живу своим сердцем, умом.
Пусть пророчат завистники злые,
Что не быть нам с тобою вдвоем.

Если любишь, то чудо свершится:
Будет в ноги мой хвост превращен.
Как смогла я, русалка, влюбиться
В человека, что в мире земном?

Просто в море порой одиноко,
И коралловый холоден сад.
И когда же мне грустно немного,
Приплываю смотреть на закат.

Не узнали меня еще люди,
Лишь с тобой хочу видеть огни.
И я верю: мой хвост все же будет
Превращен в две земные ноги.


А что осталось от меня?
Я превращаюсь постепенно
В морскую кружевную пену
И высыхаю на камнях.
Русалка... Глупая амфибия
Тогда попалась в эту сеть,
Когда кричала каждой рыбе я
О том, что я умею петь...
Проглоченный крючок царапал
Неподготовленное горло,
Волшебный голос кровью капал,
И даже крики ветром стёрло.
Я помню: туповатый ножик,
И вкус питья на языке,
И боль, и отпечатки ножек
На окровавленном песке...
И ведьма в порванных колготках,
Танцуя на моих следах,
Лишь усмехнулась: "Идиотка!..
Ты умерла уже тогда!"






Не знаю, что стало со мною
Печалью душа смущена,
Мне все не дает покоя
Старинная сказка одна.
Прохладен воздух. Темнеет,
И Рейн уснул во мгле.
Последним лучом пламенеет
Закат на прибрежной скале.
Там девушка, песнь распевая,
Сидит на вершине крутой.
Одежда на ней золотая,
И гребень в руках золотой.
И кос ее золото вьется,
И чешет их гребнем она,
И песня волшебная льется,
Неведомой силы полна.
Охвачен безумной тоскою,
Гребец не глядит на волну,
Не видит скалы пред собою –
Он смотрит туда, в вышину.
Я знаю, река свирепея,
Навеки сомкнется над ним.
И это все Лорелея
Сделала пеньем своим.



Две русалки – он, она
В фиолетовой пучине
Достигали моря дна
По всего одной причине.

Слишком сильно их сжигала
Их любовь – язык огня!
Дно своей прохладой звало,
Песней призрачной маня.

И спустились две русалки –
Он, она – туда, где холод
На подводные полянки
Утолить любовный голод.

Всё прошло, когда стемнело,
Всё прошло и навсегда;
Остудила бездна тело,
Кровь разбавила вода.

И вернулись две русалки,
Но уже совсем иными;
Мне их было очень жалко,
А они смеялись злыми…



У кого на сердце свалка,
У кого наоборот,
А в моей душе русалка
Поселилась и живет.

То ли оказала милость,
То ли выместила злость,
То ли просто так случилось -
Поселилась, где пришлось,

И относится ко мне, как
К окружающей среде:
Взбаламутила, что реку,
Завертев хвостом в воде.

Ухватив меня за шею,
Тянет, чувствую, ко дну.
Утону в своей душе я,
Видя там ее одну.



Как приятна тишина,
Плеск воды и запах моря.
Где морская глубина,
Нет ни боли и ни горя.

Я хочу быть только с ним,
Разделять и жизнь, и счастье;
Но в бездонности глубин
Одинока. И опять я

Буду звать немой прибой,
Шелест трав и пенье ветра,
Потому что я покой
Обрету лишь с ним, наверно…

Нет. Точно знаю, что любить
Предначертано мне свыше,
И до дна мне не доплыть.
Но я верю, верю… Слышишь?






Вынырнула русалка
Ночью на берег-ложе,
Мокрыми волосами -
По раскалённой коже.

Чарами полнолунья
Правила безоглядно,
Выкрала поцелуи -
И уплыла обратно.









Я живу на дне морском
Во дворце из лилий
Вместе с сестрами, отцом,
Рыбами чудными.

У меня желанье есть -
Стать земной девчонкой:
Буду бегать, танцевать
И смеяться звонко













А раньше жили русалки
В укромных лесных озёрах
Под сводом воды хрустальной,
То - синей, то - чёрной-чёрной,

С глазами холодной стали
И лисьими волосами,
С коралловыми устами
И дивными голосами...

Скакали на белоснежных
Лошадках - единорогах,
Одеждами из омелы
Смущая друидов строгих...

Венки из цветов кувшинок
Плели на Иван Купалу,
Скрывали в лесных лощинах
Агат, бирюзу, опалы...







У лесного ручья вода
Серебристым огнем запылала:
Прокатилась по небу звезда
И на дно его ночью упала.

Но к ручью меж деревьев и скал,
С виду старый, невзрачный и жалкий
Шел волшебник. Звезду подобрал,
Вставил в перстень и отдал русалке.

А русалка его по любви
Подарила кому-то навечно
И сказала: "Со мною не рви,
Даже нечисть в любви человечна.

Если ты позабудешь меня,
То звезду в тот же миг потеряешь.
Будешь счастлив до смертного дня,
Обо мне ж ничего не узнаешь."

Пролетают и дни, и года,
Люди любят, не зная печали,
И сверкает на небе звезда,
И ручей словно плачет ночами.







Если в море вода соленая, значит, кто-то там слезы льет, -
То Русалочка сидит у берега и прекрасного принца ждет.

У Русалочки рыбий хвостик,
А на сердце тоска и лед,
Мне позвать бы ее к нам в гости,
Только как же она придет?

Опускаются слезы дивные жемчугами к морскому дну.
Так не хочется ей, но придется вновь вернуться на глубину.
Акваланг я достану маленький и спущусь к ней в подводный дом,
Посидим, как подружки, рядышком, и поплачем вовсю вдвоем.

На русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны,
Это странно-печальные сны
Мирового, больного похмелья.
На русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны.
У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд зоревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.










Оригинал записи и комментарии на

Тема русалок интересна тем, что каждому они представляются по-своему. Особенно приятно, когда твои представления совпадают с чужими. А если же еще их напишут на холсте… Хотелось познакомить вас с пятью известными художниками, чьи картины вы могли видеть в интернете.
1. Виктор Низовцев, художник-иллюстратор.
Виктор родился в 1965 году в Улан-Удэ. Там же он сначала окончил художественную академию, после поступил в столицу Молдовы, где закончил училище и наконец институт. На данный момент художник проживает в США вместе со своей женой и маленькой дочерью.
Отличительный чертой работ данного художника, является яркий контраст, который создает характерную сказочную атмосферу. Многие из его работ перекликаются между собой, как к примеру картина русалок и лягушек.

В наш век высоких технологий, большинство иллюстраций выполняется на компьютерах. Любителей традиционной живописи в данном направлении осталось совсем мало. Оттого работы Виктора Низовцева становятся более привлекательными, ведь здесь только холст, кисть и душа художника.
Еще фото работ Виктора Низовцева с русалками

Обратите внимание, как красиво и реалистично нарисованы чешуйки на у русалочки. Они блестят, переливаются всеми цветам и выглядят как настоящие. Русалочка предстает перед нами как сказочное существо с прекрасными длинными волосами.



2. Владимир Казак (Vladimir von Kozak)
Современный российский художник из Твери. О своих работах он говорит, что «больше всего любит писать женщин и самолеты. Даже наоборот, сначала самолеты, потом женщин».
Что совершенно не мешает ему развивать тему русалок в своем творчестве. Его сюжеты могут совершенно разными, от юмора до трагедии.
Фото работ Казака с русалками


3. Виктор Корольков
Виктора Королькова можно отнести к художникам-славянистам. Практически все его работы используют для раскрытия сюжета тему старой Руси, с ее мифологией и язычеством. Прежде чем начать новую картину, Виктор предпочитает досконально изучить выбранную тему, для того чтобы не допустить ошибок в истории. Именно поэтому его картины так хорошо отображают аспекты из прошлого.
Фото работ художника

Работы представляют собой сказочные образы русалочек на Руси.




4. Павел Оринянский
Изначально данный художник не планировал посвящать себя искусству, и даже закончил Суворовское военное училище, после поступив в Ленинградское военно-топографическое. Но природа взяла свое и художник перепоступил на художественную специальность в Муху, где окунулся с головой в творчество.
Павел работает в стиле Ар Нуво, работал иллюстратор в различных издательствах. Многие из читателей могут помнить его по работам к «Руслану и Людмиле» и «Мастеру и Маргарите».
Тема русалок не обошла стороной и его. Возможно потому что в ар нуво приветствуется пластика форм, которые мы часто можем наблюдать у волшебных полудев.
Фото работ

5. Борис Ольшанский
Борис Ольшанский — сторонник старой школы академизма. В начале своей творческой карьеры (как впрочем и сейчас) тренировался писать работы с натуры и по памяти. Его мастерство полностью разветривает теорию о том, что академизм убивает творчество.
В сюжетах своих картин Борис предпочитает славянское направление. Часто выполняет иллюстрации к русским народным сказкам.
Фото работ




Несмотря на то, что сейчас вы могли видеть множество работ сразу пяти художников, не стоит забывать, что именно их связывает. А именно — тема волшебных русалок

Многие художники посвящали свои картинам загадочным, удивительным, сказочным и мифологическим девам рек, морей и океанов. Русалки издревле занимали умы людей, потому нет ничего удивительного в том, что даже самые великие художники обращали на этих прекрасных и опасных созданий своё внимание.

Русалки - это мифологические и сказочные существа, которые присутствуют в мифологии многих народов мира. Удивительная особенность этих существ заключается в том, что они совмещают в себе такие вещи, которые вызывают искреннее любопытство у людей. И дело здесь даже не в том, что русалки - это жительницы подводного мира, который долгое время не был изучен людьми и представлял собой некий загадочный мир, населённый диковинными существами. Причина здесь кроется совсем в другом.

Русалки обладают двумя основными характеристиками, которые при этом прекрасно уживаются друг с другом.

Во-первых, русалки - это прекрасные девы. В разных культурах мира русалки представлялись или с рыбьим хвостом или полностью схожие с человеком, однако в первую очередь они были настоящими красавицами, равных которым просто нет. Пожалуй, любовь мужчины к русалке воспета во всех культурах мира.

Во-вторых, русалки - крайне опасные существа (если судить по тем же мифам и сказкам). Встреча с русалками, нимфами, нереидами и т. д., не сулит ничего хорошего человеку. Во многих преданиях говорится, что встреча с русалкой может быть очень опасной для человека, так как, несмотря на то, что они безумные красавицы, в первую очередь они остаются созданиями своего мира, который враждебен миру человека.


Именно эта двойственность и возбуждает интерес человека. Прекрасная дева, в которую можно влюбиться с первого взгляда, и которая всегда останется для человека неприступной, к которой нельзя приблизиться и к которой нельзя притронуться - это тот самый фактор, который вызывает интерес и любопытство к сказочным (а может быть и не сказочным) существам.





К. Васильев — Русалка

Дж. Уотерхаус — Русалка

В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки».


И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент
Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.


И. Крамской. Автопортрет, 1867
Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок.

М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951
Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.

А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы
Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,… что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.

В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946
На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.


П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.


О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*
Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*
Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.

И. Крамской. Русалки, 1871
Не меньшее количество вопросов было связано с еще одной картиной этого художника: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского. К подобным историям можно относиться по-разному: кто-то настроен скептически, а кто-то, даже если не верит, все же прислушивается.