Эрмитаж военная галерея 1812 года. Презентация к уроку на тему: Военная галерея Зимнего дворца

Военная галерея Зимнего дворца, Г. Г. Чернецов, 1827

Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике (нем. Wilhelm August Golike).

Посмертный портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Вильгельмом Голике (стоит) в окружении семьи Голике

Джордж Доу (англ. George Dawe; 8 февраля 1781, Лондон — 15 октября 1829, Кентиш-Таун) — английский художник. В 1819—1829 годах работал в Санкт-Петербурге, где написал (с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра Полякова) 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814, большие портреты Михаила Кутузова и Михаила Барклая де Толли (1829), 4 портрета солдат-ветеранов (1828), составивших Военную галерею в Зимнем дворце.

Джордж Доу пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I. Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.

Портрет Джорджа Доу. Деталь картины В. А. Голике. 1834 г.

Джордж Доу был упомянут в историческом романе Глинки В. М. "Судьба дворцового гренадера" и показан с крайне негативной стороны. Выходил он как эксплуататор молодого русского художника, выходца из деревни, талант которого сгубил заставляя юношу копировать чужие портреты; его работу выдавал за свою, с чего выходило, что большинство работ мастера исполнены его подчиненными.

Александр Васильевич Поляков (1801 — 7 января 1835) — русский художник. Крепостной генерaла П. Я. Корнилова был отдан в 1822 году в помощники Джорджу Доу. По договору Поляков поступaл «в ученье и рaботу» к Доу вплоть до его отъездa в Англию с условием отпускaть крепостного живописцa в вечерние клaссы в Акaдемию художеств. Жалованья ему было положено 800 рублей в год. «Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», - писал Комитет Общества поощрения художников. Доу писал портреты для Военной галереи героев Отечественной войны 1812 года. Некоторые из этих портретов писал Поляков, но подписывался под ними сам Доу. Многие десятилетия спустя специалисты пришли к выводу, что Поляков ещё и реставрировал большое число почерневших портретов, небрежно выполненных Доу.

В 1833 году, уже после освобождения Полякова от крепостной зависимости, президент Российской академии художеств А. Оленин подписал постановление о возведении Александра Полякова в ранг свободного художника. Из собственных работ известны: «Петр I на корабельной верфи с видом на Амстердам» (1819) и «Портрет Императора Николая I» (1829). Имеются его работы также в Государственном историческом музее в Москве и Костромском художественном музее: «Портрет близнецов Аркадия и Ивана Корниловых», «Портрет М. Ф. Корниловой и М. Л. Куломзиной», «Портрет Е. П. Корнилова».

Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем П. Крафтом.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер

Прусский король Фридрих-Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт

В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Э. П. Гау, 1862

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло Росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. Он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между Белым Тронным залом и Большим Тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви.

Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Дж. Скотти. Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова.

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (24 июля 1769, Москва — 24 августа 1848, Санкт-Петербург) — русский архитектор.

Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.

К. К. Пиратский, 1861

Великий князь Константин Павлович

Фельдмаршал М. И. Кутузов

Фельдмаршал Барклай де Толли

А. С. Пушкин в своём стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, в первых строках описывает Военную галерею:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху до низу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил


И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики...

С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были 349 участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны.

За 10 лет работы Джордж Доу и его русские помощники В. А. Голике и А. В. Поляков создали 333 портрета, которые размещены в пять рядов на стенах галереи. Тринадцать портретов по разным причинам так и остались невыполненными. Вместо них в галерее находятся рамы с именами генералов.

Вся Россия знала имена людей, чьи портреты были помещены в Военной галерее. О каждом из них можно было бы написать героическую оду.

Михаил Богданович Барклай де Толли и Михаил Илларионович Кутузов

Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) - главнокомандующий русскими войсками в начале войны. Он выработал план отступления русской армии в глубь страны и руководил операциями по отступлению до 17 августа 1812 г. После его отставки командование принял генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813), который был вынужден продолжать отступление и принял нелегкое решение об оставлении Москвы. Все последовавшие за этим победы - от Бородина до Березины - связаны с именем Кутузова, проявившего себя блестящим стратегом.

Николай Николаевич Раевский

Генерал Николай Николаевич Раевский (1771-1829) - талантливый и мужественный военачальник. Во время Бородинского сражения корпус Раевского оборонял Курганную высоту, расположенную в центре позиции русских войск. Там были установлены 18 орудий батареи, получившей имя Раевского и отразившей все атаки французов.

Петр Иванович Багратион

Генерал Петр Иванович Багратион (1765-1812) - "Бог рати он" - так произносили его фамилию современники. За 30 лет службы князь Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях. В Бородинском сражении он возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Французы дважды овладевали земляными укреплениями - Багратионовыми флешами и дважды были выбиты оттуда. Во время очередной атаки противника генерал Багратион поднял свои войска в контратаку и в этот момент был тяжело ранен.

Алексей Петрович Ермолов

Генерал Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) - выдающийся военный деятель и один из самых популярных людей своей эпохи. В Отечественной войне 1812 г. Ермолов участвовал во всех крупных сражениях. В разгар битвы на Бородинском поле М. И. Кутузов направил его на левый фланг, во 2-ю армию, заменить тяжело раненного Багратиона, и Ермолов помог преодолеть там смятение войск. Увидев, что центральная батарея Раевского взята французами, он организовал контратаку, отбил батарею и руководил ее обороной, пока не был контужен картечью.

Денис Васильевич Давыдов

Имя Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей партизанского движения. Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М. И. Кутузов и П. И. Багратион, а о его поэтическом даре поэт Н. М. Языков писал:

"Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой".

В 1949 г., к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта "Полководец":

"...Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной славою Двенадцатого года...".

    - (ныне в составе Эрмитажа), собрание портретов русских полководцев и военачальников участников Отечественной войны 1812 и Заграничных походов 1813 14 (написаны в 1819 28 английским портретистом Дж. Доу при участии русских художников В. А.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Санкт Петербурге экспозиция из 322 портретов русских военачальников периода Отечественной войны 1812 и участников заграничных походов русской армии 1813 14. Открыта 25.12.1826 (6.1.1827). Художники: Дж. Доу, А. В. Поляков, В. А. Голике … Большой Энциклопедический словарь

    В Санкт Петербурге, экспозиция из 322 портретов российских военачальников периода Отечественной войны 1812 и участников заграничных походов российской армии 1813 1814. Открыта 25 декабря 1826 (6 января 1827). Художники: Дж. Доу, А. В. Поляков,… … Энциклопедический словарь

    Во енная галер ея З имнего дворц а … Русский орфографический словарь

    Г. Чернецов, 1827 … Википедия

    Военная галерея Зимнего дворца, Э. П. Гау, 1862 Военная галерея одна из галерей Зимнего дворца в Санкт Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу… … Википедия

    Военная галерея - Зимнего дворца (ныне в составе Эрмитажа), собрание портретов русских полководцев и военачальников — участников Отечественной войны 1812 и Заграничных походов 1813—14 (написаны в 1819—28 английским портретистом Дж. Доу при участии… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний дворец (значения). Дворец Зимний дворец … Википедия

    Михаил Богданович Барклай де Толли Michael Andreas Barclay de Tolly Фрагмент портрета М. Б. Барклая де Толли работы … Википедия

Книги

  • Военная галерея Зимнего дворца , Ренне Е.П.. Издание приурочено к 200-летнему юбилею победы России в Отечественной войне 1812 г. В нем читатель найдет изображения всех 336 портретов, исполненных для Военной галереи в 1820-е гг. Дж. Доу…
  • Военная галерея Зимнего дворца , В. М. Глинка, А. В. Помарнацкий. Издание 1981 года. Сохранность хорошая. В Военной галерее Зимнего дворца находятся триста тридцать два портрета военачальников русской армии - участников кампаний 1812-1814 годов, начавшихся…

Публикации раздела Музеи

Генералы 1812 года и их милые жены

К годовщине Бородинской битвы вспоминаем героев Отечественной войны 1812 года, разглядываем их портреты из Военной галереи Эрмитажа, а также изучаем, какие прекрасные дамы были их спутницами жизни. Рассказывает Софья Багдасарова.

Кутузовы

Неизвестный художник. Михаил Илларионович Кутузов в молодости. 1777

Джордж Доу. Михаил Илларионович Кутузов.1829. Государственный Эрмитаж

Неизвестный художник. Екатерина Ильинична Голенищева-Кутузова. 1777. ГИМ

Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов на портрете кисти Доу из Военной галереи написан во весь рост. Таких больших полотен в зале немного - подобной чести удостоены император Александр I , его брат Константин, австрийский император и прусский король, а из полководцев еще лишь Барклай де Толли и британец лорд Веллингтон.

Жену Кутузова звали Екатерина Ильинична, в девичестве Бибикова. На парных портретах, заказанных в 1777 году в честь свадьбы, Кутузов узнается с трудом - он молод, у него оба глаза. Невеста напудрена и нарумянена по моде XVIII века. В семейной жизни супруги придерживались нравов того же фривольного столетия: Кутузов возил в обозе женщин сомнительного поведения, жена его веселилась в столице. Это не мешало им нежно любить друг друга и своих пятерых дочерей.

Багратионы

Джордж Доу (мастерская). Петр Иванович Багратион. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Жан Герен. Ранение Петра Ивановича Багратиона в Бородинском бою. 1816

Жан-Батист Изабе. Екатерина Павловна Багратион. 1810-е. Музей Армии, Париж

Знаменитый военачальник Петр Иванович Багратион на Бородинском поле был тяжело ранен: ядро раздробило ему ногу. Его на руках вынесли из битвы, но врачи не помогли - через 17 дней он скончался. Когда в 1819 году английский живописец Джордж Доу принялся за огромный заказ - создание Военной галереи, облик погибших героев, в том числе Багратиона, ему пришлось воссоздавать по работам других мастеров. В данном случае ему пригодились гравюры и карандашные портреты.

В семейной жизни Багратион был несчастлив. Император Павел, желая ему лишь добра, в 1800 году выдал за него замуж красавицу, наследницу потемкинских миллионов Екатерину Павловну Скавронскую. Легкомысленная блондинка мужа бросила и уехала в Европу, где ходила в полупрозрачном муслине, неприлично облегающем фигуру, тратила огромные суммы и блистала в свете. В числе ее любовников был австрийский канцлер Меттерних, которому она родила дочь. Смерть супруга не повлияла на ее образ жизни.

Раевские

Джордж Доу. Николай Николаевич Раевский. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Николай Самокиш-Судковский. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 1912

Владимир Боровиковский. Софья Алексеевна Раевская. 1813. Государственный музей А.С. Пушкина

Николай Николаевич Раевский, поднявший под деревней Салтановкой в наступление полк (по легенде, рядом с ним в бой пошли два его сына, 17 и 11 лет), в сражении выжил. Доу, скорее всего, писал его с натуры. Вообще, в Военной галерее - более 300 портретов, и хотя английский художник «подписал» их все, но основной массив с изображением простых генералов создавали его русские помощники - Александр Поляков и Вильгельм Голике. Однако самых важных генералов Доу все-таки портретировал сам.

У Раевского была большая любящая семья (Пушкин долго вспоминал путешествие с ними по Крыму). Женат он был на Софье Алексеевне Константиновой - внучке Ломоносова , вместе с обожаемой женой они пережили много несчастий, в том числе опалу и расследование декабристского восстания. Тогда сам Раевский и оба его сына оказались под подозрением, однако позже их имя было очищено. Его дочь Мария Волконская последовала за мужем в ссылку. Удивительно: все дети Раевских унаследовали огромный прадедушкин ломоносовский лоб - правда, девочки предпочитали прятать его за локонами.

Тучковы

Джордж Доу (мастерская). Александр Алексеевич Тучков. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Николай Матвеев. Вдова генерала Тучкова на Бородинском поле. Государственная Третьяковская галерея

Неизвестный художник. Маргарита Тучкова. 1-я половина XIX века. ГМЗ «Бородинское поле»

Александр Алексеевич Тучков - один из тех, кто вдохновил Цветаеву на стихи, которые потом превратились в прекрасный романс Настеньки в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» . Он погиб в Бородинском сражении, причем его тело так и не нашли. Доу, создавая его посмертный портрет, скопировал очень удачное изображение кисти Александра Варнека.

По картине видно, каким красавцем был Тучков. Его жена Маргарита Михайловна, урожденная Нарышкина, мужа обожала. Когда ей доставили известие о гибели мужа, она отправилась на поле битвы - примерное место смерти было известно. Маргарита долго искала Тучкова среди гор мертвых тел, но поиски оказались безрезультатными. Долгое время после этих ужасных поисков она была не в себе, родные опасались за ее разум. Позже она воздвигла на указанном месте церковь, затем - женский монастырь, первой игуменьей которого и стала, приняв постриг после новой трагедии - внезапной смерти подростка сына.

Военная галерея Зимнего дворца – пожалуй, один из выдающихся и грандиозных памятников, созданных в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года с Наполеоном.

Идея создания мемориальной галереи с портретами более чем 329 участников Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1812-1814 годов приписывается самому Александру I. Во всяком случае, именно он пригласил писать портреты английского художника Джорджа Доу (1781-1829). Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и В.А. Голике (нем. Wilhelm August Golike), а уже в 1830-х годах были дополнены большими конными портретами Александра I и его союзников - короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий - венским живописцем П. Крафтом.

Стены галереи, находящейся в самом сердце императорского дворца рядом с Тронным залом, покрыты пятью рядами погрудных портретов. Монотонность длинных рядов одинаковых по размеру изображений прерывается семью огромными портретами, обрамлёнными торжественными коринфскими колоннами и проходом в соседние залы. На трёх из них представлены конные изображения глав государств – союзников российского императора Александра I: прусского короля Фридриха-Вильгельма III и австрийского императора Франца I. На четырёх других – портреты в рост главнокомандующих: великого князя Константина Павловича, М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли, герцога Веллингтона.

Рис.1 Вид военной галереи Зимнего дворца.

Военные на погрудных портретах изображены в мундирах своих полков с полным набором орденов и знаков отличия. Запечатлённые в разных ракурсах генералы на фоне облаков или деревьев, на нейтральном тёмном или светлом фоне, с горным пейзажем или красной драпировкой не кажутся однообразными. Более того, они удивляют ярко выраженной индивидуальностью. Сохранились многочисленные свидетельства современников о поразительной схожести портретов с оригиналами.

Военная галерея в Зимнем дворце уникальна. Она даёт нам визуальное представление о целом срезе российского общества пушкинского времени. В отличие от других памятников, увековечивающих славные боевые победы, галерея не только прославляет нескольких военачальников, но демонстрирует понимание той роли, которую играла армия в целом, армия, опиравшаяся на народ, сплотившийся для отпора неприятелю. Длинные ряды портретов рождают ассоциации с выстроившимися плечом к плечу воинами, вставшими на защиту Отечества.

У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом: Но сверху донизу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Её разрисовал художник быстроокий. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, а всё плащи, да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью Двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики.

(А.С.Пушкин)

Галерея благополучно пережила революцию 1917 года и Великую Отечественную войну 1941–1945 годов, когда портреты вместе с другими произведениями искусства были эвакуированы за Урал, в город Свердловск. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга её отреставрировали, стенам возвратили первоначальный цвет, восстановили росписи потолка, старые стеклянные плафоны заменили на новые с современной подсветкой, все портреты прошли консервацию. Торжественное открытие состоялось в День рождения города 27 мая 2003 года, и теперь, как и прежде, галерея сохраняет для нас облик и имена тех, кто вписал одну из самых героических страниц в русскую историю.