Военная галерея зимнего дворца презентация к уроку на тему. Военная галерея зимнего дворца Парадный портрет героя войны 1812 года

В ряду парадных интерьеров Зимнего дворца, между Гербовым и Георгиевским залами, расположена Военная галерея 1812 года.

Это исключительный по своему историческому и художественному значению памятник великому подвигу русского народа, отстоявшего в грозном Двенадцатом году свою национальную независимость и освободившего народы Европы от ярма Наполеона.

Триста тридцать два портрета русских генералов, участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов, помещенные в галерее, отражают в своей совокупности одно из наиболее ярких событий военной истории нашей Родины.

Галерея производит неизгладимое впечатление на каждого, побывавшего в ней. Образы далекого героического прошлого, так знакомые и близкие нам по "Войне и миру", нашли здесь свое живописное воплощение, дополняющее бессмертные страницы Толстого.

Стоя в галерее, невольно вспоминаешь и другое великое русское имя - имя Пушкина, чей творческий расцвет, несомненно, обусловлен подъемом национального самосознания, вызванным славной эпопеей Двенадцатого года.

Пушкин нередко посещал галерею и в стихотворении "Полководец" дал ее поэтическое описание:

У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, а все плащи, да шпаги, Да лица полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью Двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики. Из них уж многих нет; другие, коих лики Еще так молоды на ярком полотне, Уже состарились и никнут в тишине Главою лавровой... 1835

Эти строки Пушкина вырезаны на мраморной доске, установленной в галерее 5 июня 1949 года к 150-летней годовщине со дня рождения поэта.

Заслуга создания грандиозной портретной галереи принадлежит группе художников, возглавлявшейся английским живописцем Джорджем Доу (1781-1829). Талантливый портретист, Доу в 1819 году был приглашен в Россию для работы над мемориальной портретной галереей Зимнего дворца, долженствовавшей увековечить победы России 1812-1814 годов. Десять последних лет своей жизни художник работал над выполнением поставленной перед ним обширной задачи, и созданная под его руководством портретная галерея явилась его высшим творческим достижением. Работая с быстротой, приводившей в изумление современников, обладая уверенной техникой и незаурядной способностью схватывать в своих портретах разительное сходство с натурой, Доу сумел избежать в галерее неминуемого, казалось бы, утомительного однообразия. Создав единый художественный комплекс, он в то же время проявил много свободы и разнообразия в изображении отдельных лиц. Самим Доу написано около ста пятидесяти портретов. Остальные портреты, вышедшие из его мастерской, помещавшейся в здании Эрмитажа, выполнены его помощниками молодыми русскими художниками А. В. Поляковым (1801-1835) и В. А. Голике (ум. в 1848), которых Доу, отличавшийся, наряду с талантом, редким корыстолюбием, жестоко эксплуатировал.

Следует отметить, что факт приглашения Александром I иностранного художника для работы над памятником Отечественной войны 1812 года уже тогда вызывал горькие чувства у людей, любивших национальное русское искусство и указывавших, что среди русских портретистов того времени были такие замечательные мастера, как А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин, А. Г. Варнек, которым, казалось бы, естественно было поручить работу по увековечению одного из наиболее славных событий военной истории нашей Родины. Однако из трех названных крупных русских портретистов того времени только один Тропинин был привлечен к косвенному участию в работе по созданию галереи: он написал в Москве ряд портретов живших там участников Отечественной войны. Его портреты были затем скопированы в мастерской Доу, где они были подогнаны под единый, избранный для галереи формат.

Торжественное открытие в Зимнем дворце грандиозной портретной галереи состоялось 25 декабря 1826 года, в день ежегодного празднования изгнания французов из России. Созданная на месте бывших здесь раньше шести небольших помещений, галерея была отделана одним из крупнейших русских зодчих начала XIX века К. И. Росси. Просуществовал этот интерьер в своем первоначальном виде недолго: он погиб во время большого пожара 1837 года, уничтожившего почти весь Зимний дворец. Все портреты, однако, были самоотверженно спасены от пламени солдатами гвардейских полков, и через полтора года архитектор В. П. Стасов восстановил помещение с некоторыми изменениями в его отделке. Эти изменения можно обнаружить при сопоставлении галереи с висящей между колоннами картиной художника Г. Г. Чернецова, изображающей ее до пожара.

На портретах воссозданы яркие образы участников Отечественной войны 1812 года во всем многообразии их индивидуальных характеров. Декоративность живописи и ее романтическая приподнятость, естественно вытекавшие из назначения галереи - парадного дворцового зала и памятника борьбы и победы русской армии, - своеобразно сочетаются в лучших портретах с острой наблюдательностью и убеждающим реализмом.

В кратком очерке невозможно даже вскользь коснуться всех портретов. Остановимся поэтому на изображениях только наиболее значительных участников эпопеи Двенадцатого года.

В центре галереи, по сторонам двери, ведущей в Георгиевский зал, расположены большие, в рост, портреты фельдмаршалов Кутузова и Барклая-де-Толли.

Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813) изображен стоящим у запорошенной снегом ели с обнаженной головой, в накинутой на плечи шинели. Фигура полководца, полного спокойствия и уверенности в своих силах, господствует над снежной равниной со сражающимися массами войск. Повелительный жест руки Кутузова, символизирующий изгнание неприятеля из пределов русской земли, полон естественной выразительности, внутренне оправданной и далекой от театральности. Портрет написан Доу в 1829 году; черты лица Кутузова взяты им с портрета, писанного Р. Волковым с натуры летом 1812 года перед отъездом Кутузова из Петербурга в действующую армию.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) изображен на фоне Парижа, в день взятия которого союзными войсками он был произведен в фельдмаршалы. Образ полководца проникнут сдержанным лиризмом. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура погруженного в задумчивость Барклая одиноко рисуется на фоне неба с тяжелой тучей - последним отзвуком отшумевшей грозы.

Этот портрет так же, как и портрет Кутузова, был написан Джорджем Доу в 1829 году - последний год жизни художника - и относится к числу лучших его произведений.

Вокруг больших портретов Кутузова и Барклая находятся меньшего размера, погрудные портреты ближайших их соратников.

На портретах, помещенных вокруг Кутузова, изображены:

Петр Иванович Багратион (1765-1812). Любимый ученик Суворова, герой всех войн и походов конца XVIII - начала XIX века. Под Бородином Багратион во главе 2-й армии героически отражал яростные, но тщетные усилия французских войск сломить сопротивление нашего левого фланга и был смертельно ранен в самый разгар сражения. На портрете передано выражение величавого спокойствия, свойственного Багратиону, по свидетельству современников, в обычной обстановке. Только в минуты крайнего напряжения боя лицо Багратиона принимало выражение неистового вдохновения.

Денис Васильевич Давыдов (1784-1839). Талантливый поэт пушкинской поры, на протяжении нескольких лет был адъютантом Багратиона. Блестящий кавалерийский начальник, он первый сформировал в Двенадцатом году партизанский отряд из регулярной конницы для действий против вторгшейся в Россию "великой армии".

Федор Петрович Уваров (1769-1824). Руководил под Бородином массированной кавалерийской атакой, предпринятой, по приказанию Кутузова, в разгар боя. Действия русской конницы, произведя замешательство на левом фланге противника, заставили Наполеона отсрочить решительную атаку его войск на центр наших позиций, что дало возможность Кутузову подготовиться к ее отражению.

Яков Петрович Кульнев (1764-1812). Прославился своими смелыми авангардными действиями в войну со Швецией в 1808-1809 годах и в начале кампании 1812 года. Погиб 20 июля в сражении под Клястицами, пресекшем попытку французов продвинуться на Петербург. После гибели Кульнева его имя, и ранее популярное, стало именем народного героя. Гравированные портреты "храброго Кульнева", занесенные в деревню разносчиками-офенями, появились даже в бедных крестьянских избах.

Александр Алексеевич Тучков (1777-1812). Погиб под Бородином в момент, когда со знаменем в руках вел в штыковую атаку свой подшефный Ревельский полк. Труп его, несмотря на все поиски молодой вдовы, не был найден. Лицо Тучкова овеяно поэтической грустью, характерной для романтических портретов того времени и так уместной и оправданной в данном портрете.

Александр Никитич Сеславин (1785-1858). Партизан, первым обнаруживший движение на Малоярославец уходившего из Москвы Наполеона и сообщивший об этом в Главную квартиру русских войск. Характерна порывистая поза Сеславина, как бы готового к стремительному движению, к лихому набегу на врага.

Дмитрий Сергеевич Дохтуров (1756-1816). Пользовался неизменным доверием и любовью Кутузова, отличался необыкновенно спокойным мужеством и большой скромностью. Под Бородином Дохтуров после ранения Багратиона руководил нашим левым флангом; под Малоярославцем, командуя корпусом, принял на себя удар всей армии Наполеона и задержал ее вплоть до подхода Кутузова с главными силами русской армии.

Алексей Петрович Ермолов (1777-1861). Один из наиболее одаренных и популярных русских генералов времени наполеоновских войн. На портрете Доу его резкий, волевой профиль эффектно выделяется на фоне темного неба и снежных гор Кавказа, где Ермолов с 1816 года командовал Отдельным Грузинским корпусом. Пушкин в 1829 году, по дороге на Кавказ, посетил проживавшего в Орле опального Ермолова. Описывая в "Путешествии в Арзрум" внешность генерала, поэт обратил внимание на его "голову тигра на геркулесовом торсе". "Когда он задумывается и хмурится,- писал Пушкин,- то становится прекрасен и разительно напоминает свой поэтический портрет, писанный Довом".

На портретах, помещенных по сторонам портрета Барклая-де-Толли, изображены:

Николай Николаевич Раевский (1771-1829). Он командовал корпусом в армии Багратиона. Под именем "батареи Раевского" вошел в историю редут, бывший в Бородинском бою, наряду с "Багратионовыми флешами", целью особенно яростных атак французов. Во время посещений галереи Пушкин, близко знавший Раевского, не раз, конечно, останавливал свой взгляд на этом портрете. По отзыву поэта, Раевский был "человеком с ясным умом, с простою, прекрасною душою", который "невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и оценить его высокие качества".

Дмитрий Петрович Неверовский (1771-1813). Командовал в 1812 году 27-й пехотной дивизией, сформированной им перед самой войной из новобранцев. В бою 2 августа под Красным дивизия Неверовского приняла на себя удар Мюрата, стремившегося прорваться с юга к незащищенному Смоленску. Героическое сопротивление "молодой" дивизии предотвратило выход французов в тыл наших войск. Отступление Неверовского от Красного сами враги назвали "отступлением львов". 16 октября 1813 года под Лейпцигом Неверовский был смертельно ранен.

Дмитрий Ефремович Кутейников (1766-1844). Боевой казачий генерал, в прошлом сподвижник Суворова, которому спас жизнь на Кинбурнской косе. В 1812 году командовал бригадой донских казаков. Портрет удачно сочетает реализм в передаче лица с эффектной воинственной позой.

Петр Петрович Коновницын (1764-1822). Командовал арьергардом при отходе русской армии от Смоленска до Бородина. Благодаря стойкости и искусным действиям Коновницына, сдерживавшего наступление неприятеля, русская армия двигалась спокойно, в полном порядке, не оставляя французам ни одной повозки, и без помех развернулась на избранных Кутузовым бородинских позициях. После оставления Москвы Коновницын состоял дежурным генералом при Кутузове и был одним из наиболее деятельных его помощников.

Портрет написан с натуры и хорошо передает твердый, открытый взгляд Коновницына, отличавшегося прямым характером и пользовавшегося большой любовью и уважением подчиненных.

Александр Иванович Остерман-Толстой (1770-1857). Один из храбрейших участников эпопеи Двенадцатого года, который, по выражению современника, "даже среди знаменитых сверстников своих умел себя выказать". 13 июля под деревней Островной он дал французам первое серьезное сражение; здесь неприятель в полной мере почувствовал, что значит сопротивление русских, дерущихся за родную землю. В бою под Кульмом 17-18 августа 1813 года Толстой, командуя гвардейской пехотой, разбил корпус Вандама, пытавшегося прорваться в тыл союзных русско-австрийских войск. Портрет его принадлежит к числу лучших в галерее. Небрежно наброшенная шинель маскирует отсутствие левой руки, потерянной Толстым в бою под Кульмом. Острый взгляд и чуть "разочарованная" складка рта отражают своеобразный и независимый характер героя Кульма, "не поладившего" с Николаем I и вышедшего при нем в отставку.

Валерьян Григорьевич Мадатов (1780-1829). Участник многих войн начала XIX века, пользовавшийся репутацией одного из самых лихих кавалеристов того времени. Портрет Мадатова живо передает его характерную наружность и бурный темперамент.

Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865). В 1812 году командовал партизанским отрядом. За участие в революционном заговоре декабристов был приговорен в 1826 году к каторге. Изображен Волконский в скромном, без золотого шитья, вицмундире; все внимание художник уделил передаче его характерного лица, написанного широко и свободно. После суда над Волконским этот портрет, датированный 1823 годом, был изъят, по приказанию Николая I, из числа работ,предназначенных к помещению в галерее, и только много лет спустя занял в ней подобающее место.

Кроме портретов Кутузова и Барклая-де-Толли, в галерее находятся еще два больших, в рост, портрета работы Доу - герцога Веллингтона, разбившего Наполеона в 1815 году при Ватерлоо, и вел. кн. Константина Павловича (последний - старинная копия с портрета, написанного Доу для одного из варшавских дворцов, помещен в галерее около 1830 г.). Конные портреты Александра I и его союзника по кампаниям 1813-1814 годов прусского короля Фридриха-Вильгельма III, находящиеся в конце галереи, написаны немецким живописцем Ф. Крюгером (1797-1859) около 1837 года и тогда же помещены в галерею. Один из любимых художников Николая I, Крюгер, приноравливаясь к вкусам заказчика, писал эффектные, холодные портреты, щеголяя в них виртуозной передачей "околичностей" - сукна военных мундиров, пуговиц, орденов, отворотов и т. д., изображая "не столько людей в одеждах, сколько одежды на людях". Характерно, что большой портрет Александра I работы Доу, находившийся первоначально в галерее, был забракован за "неуместный" в изображении монарха реализм и уступил место крюгеровскому портрету - очень нарядному, ловко написанному, но внутренне пустому и невыразительному.

Конный портрет другого союзника Александра I, австрийского императора Франца I, исполнен венским художником П. Краффтом (1780-1856) в 1832 году.

Тринадцать пустых рамок, затянутых зеленым шелком, находятся в галерее в таком виде с момента ее открытия; на них вырезаны имена тех генералов, участников войны 1812 года, портреты которых не были написаны вследствие их смерти или по другим причинам.

Галерея сохраняется в неизменном виде со времени ее восстановления после пожара 1837 года, поэтому, наряду с портретами чтимых народной памятью героев Двенадцатого года, мы видим, в ней портреты таких реакционеров, как Аракчеев, Бенкендорф, Чернышев и другие, сыгравших самую мрачную роль в последующей истории России.

Только в советские годы на торцовой стене галереи, а также между колоннами в противоположном ее конце помещены четыре написанных Доу портрета дворцовых гренадеров - ветеранов Двенадцатого года. Эти портреты имеют для нас особый интерес и значение как чрезвычайно редкие портретные изображения русских солдат - героев Отечественной войны, отстоявших под предводительством Кутузова и его соратников независимость нашей Родины.

При входе в галерею из предцерковной помещены две большие картины художника П. Хесса (1792-1871), исполнившего в 40-х годах прошлого века двенадцать картин для Зимнего дворца, изображающих сражения 1812 года. Прежде чем приступить к выполнению полученного заказа, Хесс тщательно изучил материалы по истории Отечественной войны, объездил в 1839 году все поля битв, которые ему предстояло изобразить, и создал своего рода батальные картины-панорамы, отличающиеся ясностью рассказа и обилием добросовестно переданных подробностей. Из написанной им серии в галерее находятся картины "Бородинское сражение" и "Отступление французов через Березину".

Газина Алина Дмитриевна

Творческая работа Газиной Алины высоко оценена жюри Всероссийского ежегодного фестиваля творчества кадет “ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ ОТЧИЗНЫ” в номинации "Журналистика".

(фестиваль проводился в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года». Творческой темой фестиваля

2012 года стало 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года) и Дипломом II степенина Пятом межрегиональном филологическом мегапроекте «Листая календарь. Война 1812 года»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Галерея героев 1812 года

Эссе

Выполнила воспитанница 31 взвода

МБОУ «Уваровский кадетский корпус

Им. Святого Георгия Победоносца»

ГАЗИНА АЛИНА ДМИТРИЕВНА

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Агеева Марина Викторовна

Уварово

2013

Галерея героев 1812 года

(Военная галерея Зимнего дворца)

Эссе

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

А.С.Пушкин

В 2012 году исполняется 200 лет Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Это было величайшее испытание для русского народа. И простые мужики, и армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив своё Отечество от иноземных захватчиков. Эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, любовь к Родине, мужество, самопожертвование. Отечественная война явила славную плеяду выдающихся полководцев и военачальников.

Мне захотелось посетить Галерею Героев Отечественной войны 1812 года, размещённую в Эрмитаже. Именно она является своеобразным отголоском тех героических дней. Военная галерея 1812 года стала памятником подвигу русской армии и военачальников. На стенах галереи – портреты участников войны с Наполеоном 1812-1814 годов, исполненные Джорджем Доу и его петербургскими помощниками А.В. Поляковым и В.А. Голике.

Вот передо мной, в средней части галереи, находятся два портрета в полный рост. На них изображены прославленные фельдмаршалы М. И. Кутузов и Барклай де Толли. Как величественен Кутузов в генеральском мундире и шинели, с лентой и орденами на груди - звездой ордена св. Андрея Первозванного, со звездами орденов св. Георгия, св. Владимира, Марии-Терезии и с портретом Александра I!

Портрет Барклая де Толли, как и портрет Кутузова, относится к числу лучших произведений художника. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура, одиноко вырисовывается на фоне лагеря русских войск под Парижем. А небо над ним ещё затемнено тяжелой тучей - последним отзвуком отшумевшей военной грозы.

А вот Багратион… Талантливый военачальник, отважный генерал, один из самых славных и любимых народом героев Отечественной войны. «Князь Петр» - так ласково называл Суворов Багратиона. На портрете Военной галереи Багратион изображен одетым в генеральский мундир с золотым шитьем в виде дубовых листьев на воротнике. Именно таким, каким изобразил его художник, - с голубой Андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами - видели Багратиона в Бородинском сражении. Его лицо выражает спокойствие и непреклонность, свойственные ему во время боя.

А это знаменитый гусар и поэт – Денис Васильевич Давыдов, герой Отечественной войны 1812 года, командир партизанского отряда из гусар и казаков. Он наводил ужас на врага. Слава о боевых подвигах Давыдова вышла за пределы России, о нем писали во многих европейских журналах и газетах. На портрете мы видим, что лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повёрнуты почти в профиль. Он уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо. Глаза Д. Давыдова широко раскрыты и внимательно смотрят вдаль. Чувствуется, что этот человек не только храбрый воин, но и глубоко чувствующий, умный человек. Ярким пятном на картине выделяется ментик героя, расшитый золотыми шнурками и опушённый чёрным батиком.

Только почему для Военной галереи выбрали именно этот портрет? Ведь многим известен портрет Давыдова кисти Ореста Кипренского: бравый гусар в красном ментике, расшитом золотыми галунами, в белых лосинах, стоит горделиво, опираясь на колонну. В его левой руке – сабля. Главное внимание ХУДОЖНИК уделяет лицу воина и мыслителя, в котором есть одухотворенность, мечтательная задумчивость, лирическая приподнятость. Подчеркнуто непринужденная поза Давыдова создает образ, полный энергии и личностного достоинства, слитого с чувством воинской чести. Подобная интерпретация образа полковника выражает сложившееся в русском обществе начала века представление об идеальном воине - защитнике отечества. Высоко оценивал этот портрет современный искусствовед М.В.Алпатов: «В фигуре его есть гусарская молодцеватость и русская удаль и вместе с тем угадывается, что он способен и к живому, страстному чувству, и к раздумьям. Давыдов стоит, чуть прислонившись к каменной плите, его спокойствия не нарушает быстрый взгляд черных глаз. Яркий луч падает на белые лосины гусара, и это светлое пятно в сочетании с красным цветом ментика смягчает блеск золотых позументов».

Может, есть какое-то объяснение тому, что в Эрмитаж помещена работа Джорджа Доу, а не Ореста Кипренского? Поиск по каталогам меня удивил! Оказывается, портрет нарядного гусара с задумчивым взором изображает не Дениса Давыдова, а его двоюродного брата – Евграфа Давыдова! И этой ошибке сто сорок лет! Судьба Евграфа Давыдова сложилась и счастливо и трагично. Вызывает восхищение военная карьера Евграфа Давыдова: в 1797 г. - корнет, а к 1807-му уже полковник! Лейб-гвардейский гусарский полк, в котором служил, Евграф снарядил на свои деньги. В 1805 г. он сражается под Аустерлицем, в 1812-м - под Островном пуля пробивает ему руку, и Евграфа отправляют на лечение: Бородинское сражение проходит без него. В 1813 г. полковник возвращается в строй и после сражения под Лютценом восхищенный его храбростью император Александр I дарит ему золотую шпагу с бриллиантами, на которой было высечены слова "За храбрость". Он отличается в боях под Баутценом и под Пирном, а в Богемии (Кульмское сражение) гусары Евграфа Давыдова полностью истребляют 1-й армейский корпус французского генерала Доминика Вандама. И 38-летний Евграф становится генералом! «Битва народов» под Лейпцигом в августе 1813 г. превратила Евграфа Давыдова в калеку: он лишился левой ноги и правой руки ниже локтя. За это сражение он получил орден Георгия 3-й степени, австрийский командорский крест ордена Леопольда и прусский орден Красного орла 2-го класса. При отставке его произвели в генерал-майоры. Евграф Давыдов умер на сорок восьмом году жизни, и только на портрете кисти Кипренского он навсегда остался красавцем гусаром, любимцем женщин и баловнем судьбы…

Вот портрет мужчины средних лет в генеральском мундире. Его мягкая улыбка и внимательный взгляд заставляют остановиться. Это Алексей Васильевич Воейков, генерал, поэт и переводчик. Воейков - потомственный дворянин, уроженец села Рассказово Тамбовской губернии. В Бородинском сражении он командовал бригадой в боях за деревню Шевардино, участвовал в сражениях под Тарутиным, Малоярославцем и Красным, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, награжден двумя золотыми шпагами «За храбрость». Полученные на войне раны подорвали здоровье героя. Он уходит в отставку и поселяется в имении жены Старая Ольшанка (ныне д. Красное Знамя Уваровского района). В память о муже Вера Николаевна Воейкова построила храм Воскресения Христова, который считался одной из ярчайших жемчужин тамбовского православия. Имение Старая Ольшанка разрушили время и люди, но храм сохранился. Этот архитектурный памятник хоть и медленно, но восстанавливается, и это, я думаю, будет замечательная дань памяти генералу Воейкову, чей портрет по праву занимает достойное место в Галерее героев Отечественной войны 1812 года…

К сожалению, я никогда не была в Санкт-Петербурге, воочию не любовалась шедеврами Эрмитажа, но виртуальная экскурсия в галерею Героев Отечественной войны 1812 года позволила мне познакомиться не только с портретной живописью, но и с несколькими яркими страницами славной военной истории нашего Отечества.

Во всем есть тот самый ключик, который проливает новый свет на уже известное - картинная галерея войны 1812 года вроде бы вещь обычная, но я почувствовал себя причастным к ней только прочитав то, что на последней картинке - спрятал ради интриги:

Военная галерея 1812 года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На её стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.











Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер.










Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт.




Прусский король Фридрих Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер.




Фельдмаршал М.И. Кутузов.



Фельдмаршал Барклай де Толли.



Великий князь Константин Павлович.



(http://gallerix.ru )" border="0">

Военная галерея Зимнего дворца, Г.Г. Чернецов, 1827



(

Военная галерея Зимнего дворца, Г. Г. Чернецов, 1827

Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике (нем. Wilhelm August Golike).

Посмертный портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Вильгельмом Голике (стоит) в окружении семьи Голике

Джордж Доу (англ. George Dawe; 8 февраля 1781, Лондон — 15 октября 1829, Кентиш-Таун) — английский художник. В 1819—1829 годах работал в Санкт-Петербурге, где написал (с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра Полякова) 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814, большие портреты Михаила Кутузова и Михаила Барклая де Толли (1829), 4 портрета солдат-ветеранов (1828), составивших Военную галерею в Зимнем дворце.

Джордж Доу пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I. Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.

Портрет Джорджа Доу. Деталь картины В. А. Голике. 1834 г.

Джордж Доу был упомянут в историческом романе Глинки В. М. "Судьба дворцового гренадера" и показан с крайне негативной стороны. Выходил он как эксплуататор молодого русского художника, выходца из деревни, талант которого сгубил заставляя юношу копировать чужие портреты; его работу выдавал за свою, с чего выходило, что большинство работ мастера исполнены его подчиненными.

Александр Васильевич Поляков (1801 — 7 января 1835) — русский художник. Крепостной генерaла П. Я. Корнилова был отдан в 1822 году в помощники Джорджу Доу. По договору Поляков поступaл «в ученье и рaботу» к Доу вплоть до его отъездa в Англию с условием отпускaть крепостного живописцa в вечерние клaссы в Акaдемию художеств. Жалованья ему было положено 800 рублей в год. «Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», - писал Комитет Общества поощрения художников. Доу писал портреты для Военной галереи героев Отечественной войны 1812 года. Некоторые из этих портретов писал Поляков, но подписывался под ними сам Доу. Многие десятилетия спустя специалисты пришли к выводу, что Поляков ещё и реставрировал большое число почерневших портретов, небрежно выполненных Доу.

В 1833 году, уже после освобождения Полякова от крепостной зависимости, президент Российской академии художеств А. Оленин подписал постановление о возведении Александра Полякова в ранг свободного художника. Из собственных работ известны: «Петр I на корабельной верфи с видом на Амстердам» (1819) и «Портрет Императора Николая I» (1829). Имеются его работы также в Государственном историческом музее в Москве и Костромском художественном музее: «Портрет близнецов Аркадия и Ивана Корниловых», «Портрет М. Ф. Корниловой и М. Л. Куломзиной», «Портрет Е. П. Корнилова».

Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем П. Крафтом.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер

Прусский король Фридрих-Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт

В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Э. П. Гау, 1862

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло Росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. Он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между Белым Тронным залом и Большим Тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви.

Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Дж. Скотти. Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова.

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (24 июля 1769, Москва — 24 августа 1848, Санкт-Петербург) — русский архитектор.

Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.

К. К. Пиратский, 1861

Великий князь Константин Павлович

Фельдмаршал М. И. Кутузов

Фельдмаршал Барклай де Толли

А. С. Пушкин в своём стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, в первых строках описывает Военную галерею:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху до низу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил


И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики...

С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были 349 участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны.

За 10 лет работы Джордж Доу и его русские помощники В. А. Голике и А. В. Поляков создали 333 портрета, которые размещены в пять рядов на стенах галереи. Тринадцать портретов по разным причинам так и остались невыполненными. Вместо них в галерее находятся рамы с именами генералов.

Вся Россия знала имена людей, чьи портреты были помещены в Военной галерее. О каждом из них можно было бы написать героическую оду.

Михаил Богданович Барклай де Толли и Михаил Илларионович Кутузов

Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) - главнокомандующий русскими войсками в начале войны. Он выработал план отступления русской армии в глубь страны и руководил операциями по отступлению до 17 августа 1812 г. После его отставки командование принял генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813), который был вынужден продолжать отступление и принял нелегкое решение об оставлении Москвы. Все последовавшие за этим победы - от Бородина до Березины - связаны с именем Кутузова, проявившего себя блестящим стратегом.

Николай Николаевич Раевский

Генерал Николай Николаевич Раевский (1771-1829) - талантливый и мужественный военачальник. Во время Бородинского сражения корпус Раевского оборонял Курганную высоту, расположенную в центре позиции русских войск. Там были установлены 18 орудий батареи, получившей имя Раевского и отразившей все атаки французов.

Петр Иванович Багратион

Генерал Петр Иванович Багратион (1765-1812) - "Бог рати он" - так произносили его фамилию современники. За 30 лет службы князь Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях. В Бородинском сражении он возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Французы дважды овладевали земляными укреплениями - Багратионовыми флешами и дважды были выбиты оттуда. Во время очередной атаки противника генерал Багратион поднял свои войска в контратаку и в этот момент был тяжело ранен.

Алексей Петрович Ермолов

Генерал Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) - выдающийся военный деятель и один из самых популярных людей своей эпохи. В Отечественной войне 1812 г. Ермолов участвовал во всех крупных сражениях. В разгар битвы на Бородинском поле М. И. Кутузов направил его на левый фланг, во 2-ю армию, заменить тяжело раненного Багратиона, и Ермолов помог преодолеть там смятение войск. Увидев, что центральная батарея Раевского взята французами, он организовал контратаку, отбил батарею и руководил ее обороной, пока не был контужен картечью.

Денис Васильевич Давыдов

Имя Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей партизанского движения. Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М. И. Кутузов и П. И. Багратион, а о его поэтическом даре поэт Н. М. Языков писал:

"Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой".

В 1949 г., к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта "Полководец":

"...Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной славою Двенадцатого года...".

Военная галерея Зимнего дворца Государственный Эрмитаж

Среди мемориальных сооружений, созданных в память 1812 года, своеобразным памятником является Военная галерея Зимнего дворца

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло России, строился с июня по ноябрь 1826 года. Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Джованни Скотти. Портрет Карла Ивановича Росси. Художник Б.Ш. Митуар 1820-е годы

Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года в годовщину изгнания армии Наполеона из России. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Рота Дворцовых Гренадер. Художник К. К. Пиратский

Картина Г.Г.Чернецова запечатлела вид галереи в 1827 году. Потолок с тремя световыми фонарями, по стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов в золоченых рамах, разделенных колоннами, портретами в рост и дверями в соседние помещения. По сторонам этих дверей вверху находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа. Военная галерея Зимнего дворца. Г. Чернецов. 1827 год.

Здесь поместили 332 портрета генералов русской армии, участников войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814 гг

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны. Портрет Александра I . Художник Ф.Крюгера, в торце галереи.

Портреты для Военной Галереи написаны Джорджем Доу и его ассистентами Александром Васильевичем Поляковым и Василием Александровичем Голике. Портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Василием Голике (стоит) в окружении семьи Голике. 1834 год.

В 1830-х годах в галерее были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий - венским живописцем П. Крафтом. Портрет Франца I Художник П.Крафт Портрет Фридриха-Вильгельма III Художник Ф.Крюгер

Еще позднее в галерею поместили две работы художника Петера фон Гесса, современника Джорджа Доу, - «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину». Бородинское сражение. Художник Петер фон Гесс. 1843 год

Отступление французов через реку Березину. Художник Петер фон Гесс. 1844 год.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года, уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова. Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 метров, а над карнизом разместились хоры – обходная галерея. Военная галерея Зимнего дворца. Художник П. Гау. 1862 год.

В 1949 г.оду, к 150-летию со дня рождения А.С.Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта «Полководец». В 1834-1836 годах А.С.Пушкин часто посещал Военную галерею. Ее вдохновенным и точным описанием начинается созданное в 1835 году стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли. «Толпою тесною художник поместил. Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года.» А.С.Пушкин

среди 15 командиров бригад гвардейской, полевой и резервной артиллерии, принявших участие в Бородинском сражении, 10 человек (66,6 процента) были воспитанниками кадетских корпусов из 47 командиров артиллерийских рот гвардейской, полевой, резервной и запасной артиллерии, сражавшихся на Бородинском поле, 34 человека, или 72,3 процента, окончили кадетские корпуса в конной артиллерии воспитанники кадетских корпусов - командиры конных рот - составили 72,7 процента

В Военной галерее представлено 56 портретов воспитанников кадетских корпусов