Жилин и костылин разные судьбы. Старт в науке Жилин и костылин 2 характера судьбы

Жилин и Костылин – главные герои рассказа-были «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого.

Тема рассказа

Во время войны на Кавказе (воюют русские с горцами за территории) два русских офицера, Жилин и Костылин, отправляются в отпуск домой. По пути герои попадают в плен к татарам; за них просят выкуп. Жилин, не желая просить у своей старой матери деньги, затевает побег, но из-за неповоротливости Костылина затея срывается. Тогда офицер снова пытается бежать, и на этот раз ему улыбается удача - он спасается. А Костылина из плена спасают выкупом только через месяц.

Как ведут себя в плену офицеры Жилин и Костылин

Костылин – полноватый и тучный мужчина. На протяжении всего времени нахождения в плену он только и делает, что спит и считает время до выкупа. При этом Костылин не стесняется просить у семьи выкуп в огромном размере (5000 рублей). Для него главное, чтобы его поскорее спасли, и чтобы он оказался снова в удобных и комфортных условиях.

Жилин же ведет себя с точностью до наоборот. Он отказывается писать письмо своей матери с просьбой о выкупе, ведь он не хочет, чтобы она переживала за него и чтобы отдавала последнее, что у нее есть. Когда же татары силой заставляют Жилина написать это письмо, он пишет, но адрес указывает заведомо неверный. Офицер решает для себя: либо он выбирается из плена своими силами, либо ему придется погибнуть или остаться там до конца жизни. С целью спастись, Жилин начинает делать подкоп.

Кроме того, во время нахождения в плену Жилин занимается разными полезными делами, тем самым заслуживая внимание и уважение местных татар.

Например, он отличается тем, что:

  • делает куколки из глины для местных детей;
  • чинит хозяину-татарину остановившиеся часы;
  • ремонтирует ружья и прочие принадлежности местных жителей.

И даже во время побега Жилин стоит до последнего, держится изо всех сил, при этом не бросает Костылина, хотя тот несколько раз подводит товарища и не желает брать себя в руки ради их общего спасения.

Благодаря стойкости и волевым качествам, Жилину все-таки удается вырваться из плена.

Урок 57. Литература 5 класс.

Л.Н. Толстой. Рассказ - быль «Кавказский пленник»,

Жилин и Костылин: два характера, две судьбы

Сегодня на уроке вы будете делать сравнительный анализ главных героев рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», т.е.составлять сравнительную характеристику главных героев. Это означает, что в процессе работы с текстом вы будете наблюдать,

    какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации;

    чем руководствуются, совершая поступки;

    каковы их мысли и чувства;

    как герои относятся к окружающим и природе;

    обратите внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. Результатом вашей работы станет решение следующего проблемного вопроса:

Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет ввиду автор?

    Выводы сравнительного анализа будете фиксировать в таблице (см. ниже).

Напоминаю, что «сравнить героев» - это значит установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях это обязательное условие сравнения .

Сравнительный анализ главных героев рассказа-были Л.Н. Толстого

«Кавказский пленник» (название в тетради обязательно!)

Критерии сравнения

Жилин

Костылин

1. Портрет.

2. Речь. Монолог.

3. Поведение героев.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношения героев.

6. Отношение к природе

Подсказки для работы.

1. В чём заключается сходство героев?

2. Какое отношение к героям возникло у читателя после прочтения их портретов? Почему?

Делаем вывод : Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания художественного образа.

3. Есть ли в тексте монологи героев? Зачитайте.

О каких чертах характера героя говорит сравнение в монологе Жилина? Как характеризует Костылина отсутствие монолога?

Делаем вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское отношение к героям.

4. Понаблюдаем за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях и сравним. Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?

    Жилин и Костылин в пути

    Пленение Жилина и Костылина;

  • Жизнь Жилина и Костылина в плену;

    Первый и второй побег из плена;

Анализ эпизода « Жилин и Костылин в пути ». Сравните поведение героев .

1) В чём заключалась опасность пути?
2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?
3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают?

: Сравнивая героев, автор подчёркивает, с одной стороны,__________________в поведении Костылина, который руководствуется _________________, _______________, и, с другой стороны, __________, ________________, ________________ Жилина который ведёт себя как ______________ русский офицер.

Анализ эпизода « Пленение Жилина и Костылина ». Вспомните, как герои попали в плен к татарам. Нарисуйте в воображении словесную картину или перечитайте.

Делаем вывод (поставьте на месте пропусков нужные слова, выражения, характеризующие героев; внесите их в таблицу) :

Сравнивая героев в критической ситуации, Лев Толстой подчёркивает ____________и _________ Жилина. Он восхищается Жилиным, видит в нём ___________________ офицера, умеющего постоять за свою _____________. Костылин совершает _______________ поступок – оставляет Жилина без ружья, не оказывая взаимовыручку, как подобает настоящему офицеру.

Перечитайте эпизод требования выкупа . Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

Делаем общий вывод : Поступки, мотивы поступков - это необходимое средство для сравнительной характеристики героев, именно они определяют характер героев, помогают нарисовать художественный образ в полной мере, выявить авторскую позицию.

Самостоятельная работа

В каких эпизодах особенно ярко проявляется характер героев?

    В плену и в эпизодах побега.

Самостоятельно проанализируйте поведение героев в этих эпизодах рассказа:

    Жизнь Жилина и Костылина в плену (3 глава).

    Подготовка и первый побег из плена (4 -5 главы)

    Второй побег (6 глава).

Отметьте, какие черты характера героев проявились, сравните их. Просьба обратить внимание на взаимоотношения героев, их отношение к окружающим и отношение окружающих к ним.

Карточки-подсказки

Вопросы для сравнения

Жилин

Костылин

Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

1.Чем герой занимался в плену?

Жилин на всякое рукоделье мастер был. …что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. Мастерит игрушечную карусель. Сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Прошла про Жилина слава, что он мастер: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Учится понимать татарский язык

Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.

По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.

Подготовка и первый побег из плена

2.Как герой готовился к побегу?

Днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает.

Ни в чём участия не принимает

Первый побег, поведение героя

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит: «Мы его боимся, а он нас боится». Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать».

Схватили их, повязали, посадили на лошадей, повезли.

Полез и Костылин под стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху» Как закричит Костылин: - Ой, больно! Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину: - Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

Второй побег. Почему Костылин отказался бежать?

Жилин и говорит:

Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.

Костылин и слышать не хочет.

Нет, - говорит, - уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?

Ну, так прощай, не поминай лихом. - Поцеловался с Костылиным.

Прошел с версту, выбился из сил - ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, - думает, - буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду». Всю ночь шел. Прошел тридцать шагов - видит: ружья блестят - казаки, солдаты. Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит: - Братцы! Братцы! Братцы! И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Прочитай выводы по сопоставлению материал в карточках-подсказках? Согласен (-а) ли ты с ними? Выпиши в тетрадь предложение, наиболее точно характеризующее героев, на твой взгляд. Занеси его в таблицу.

Итак, поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим – это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики героев.

Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя, предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. В эпизоде побега Жилин предстаёт наблюдательным человеком, понимающим природу. Терпеливо сносит трудности, несёт на себе Костылина - «не годится товарища в беде бросать». Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать. Когда Костылин отказывается, по-братски прощается с ним. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ, добрый человек. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. Умалчивает Толстой об отношении Костылина к людям – это тоже средство характеристики героя. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. Только страх, что его могут убить под горячую руку, заставляет Костылина согласиться на предложение товарища. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».

Домашнее задание.

Мини-сочинение по одной из тем на выбор ученика:

1. Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

2. Согласны ли Вы с мнением, что Л.Н. Толстой хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание?

3. О чем говорят «говорящие» фамилии героев?

«Кавказский пленник»
Глава І
1. Почему рассказ назван «Кавказский
пленник»?
2. Кого
назвали в рассказе «кавказским
пленником»?
3. Назовите причину, заставившую Жилина
отправиться в путь.
4. В чем заключалась опасность пути?

«Кавказский пленник»
Глава І
5.
Что заставило Жилина и Костылина
оторваться от охраны и уехать вперед?

«Кавказский пленник»
Глава І
6. Как договорились вести себя герои, уезжая
от обоза, и как себя вели, встретившись с
горцами?

«Кавказский пленник»
Глава І
7. Расскажите о том, как были захвачены в
плен Жилин и Костылин.

«Кавказский пленник»
Глава ІI
8.
Как
определилась
судьба Жилина, а затем
и Костылина в плену?
9. Что заставляет Жилина
торговаться,
дать
неправильный адрес?

«Кавказский пленник»
Глава ІІІ
1.
2.
3.
4.
5.
Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем
отличалась их жизнь в течение месяца плена
в стане врага?
С чьей помощью мы знакомимся с жизнью
горного аула?
Как относятся татары в первые дни плена к
Жилину и Костылину и почему?
Правы ли горцы, называя Жилина «джигит»
и
Костылина
«смирный»?
Объясните
причину такой разницы.
Почему к Жилину стали приезжать местные
жители из близлежащих аулов?

Сравнительная таблица

Качество
1. Смысл
фамилии
2. Внешность
Жилин
Костылин
Жилы - кровеносные Костыль - палка с
сосуды, сухожилия.
поперечиной,
закладываемой под
Жилистый -
мышку, служащая
сухощавый,
опорой при ходьбе
мускулистый, с
хромым людям или
выступающими
тем, у кого больные
жилами
ноги
«А Жилин хоть не «А
Костылин
велик ростом, да удал мужчина
грузный,
был».
толстый,
весь
красный, а пот с него
так и льет»

Сравнительная таблица

Качество
3. Место
жительства
героев
4. Чем питались
пленные?
Жилин
Костылин
Горный татарский аул, сарай
Лепешка
из
просяной муки или
тесто сырое да вода;
молоко,
сырные
лепешки,
кусок
баранины
Только лепешка из
просяной муки или
тесто сырое да вода

10. Сравнительная таблица

Качество
5. Чем
занимались
офицеры?
Жилин
Костылин
«Написал
Жилин
письмо, а на письме не
так написал, - чтобы не
дошло. Сам думает: „Я
уйду“
«Костылин еще раз
писал домой, все
ждал присылки денег
и скучал. По целым
дням сидит в сарае и
считает дни, когда
письмо придет; или
спит»
«А сам все высматривает,
выпытывает, как ему
бежать. Ходит по аулу,
насвистывает, а то сидит,
что-нибудь
рукодельничает - или из
глины кукол лепит, или
плетет
плетенки
из
прутьев. А Жилин на
всякое рукоделье был
мастер»

11. Сравнительная таблица

Качество
6. Мнение
татар о
пленниках
Жилин
Костылин
«Джигит»
«Смирный»

12. Сравнительная таблица

Жилин
Костылин
Делаем вывод
Даём характеристику Жилину и Костылину
Деятельный человек. В
трудной
ситуации
не
теряет силы духа. Все
старания прилагает к тому,
чтобы выбраться из аула,
совершить побег. Все его
поступки
и
дела
подчинены одной цели освобождению.
Пассивен,
ленив,
бездеятелен, скучал, ждал,
когда пришлют деньги; не
умеет приспособиться к
ситуации.

13.

«Кавказский пленник»
Глава ІV
Как прожил Жилин месяц?
Какую хитрость придумал герой,
чтобы взобраться на гору?
Что помешало ему в тот же вечер
совершить побег?
Почему Жилин предложил Костылину
бежать с ним?
Объясните
причину
колебаний
Костылина перед побегом?

14. «Жилин готовится к побегу»

Составление плана рассказа по
материалам III и IV глав
1. Знакомство с жизнью татарского аула.
2. Работа над подкопом.
3. Поиски дороги.
4. Путь побега - только на Север.
5. Внезапное возвращение татар.
6. Побег.

15. Делаем вывод

Посмотрите,
как
ярко,
сильно
может
проявиться характер одного человека и совсем
не проявиться характер другого в одинаковых
обстоятельствах.

16. Делаем вывод

Одного
выручает терпение, выносливость,
хитрость,
смелость,
желание
быть
свободным, вера в свою правоту; другой
не проявляет каких-либо усилий, действий
к тому, чтобы ценой собственных усилий
освободиться из плена, хотя ему тоже
хочется вернуться на Родину.

17. Домашнее задание

Подготовить
рассказ по плану «Жилин
готовится к побегу».

"Кавказский пленник" - рассказ, который называют иногда повестью. Написал его рассказывает нам о русском офицере, который находился в плену у горцев. Впервые рассказ был опубликован в журнале "Заря" в 1872 году. Он является одним из самых популярных произведений великого русского писателя, выдержавшим множество переизданий. Название рассказа - отсылка к одноименной поэме Пушкина. В этой статье мы произведем Жилина и Костылина. Это два главных героя, противопоставление личностей которых составляет основу произведения. Описание Жилина и Костылина смотрите ниже.

Завязка истории

Повествование основано отчасти на реальном событии, которое произошло во время службы Толстого на Кавказе (50-е годы XIX века).Он писал в своем дневнике в июне 1853 года, что едва не попал в плен, но вел себя хорошо в этом случае, хотя и чрезмерно чувствительно. Лев Николаевич вместе со своим другом однажды чудом ушел от погони. Поручику Толстому приходилось также вызволять своих боевых товарищей из плена.

Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

Действие рассказа происходит в период Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных "татар" (то есть горцев-мусульман).

Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. "Как встретились Жилин и Костылин после этого?" - спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

Жилин и Костылин в плену

Костылин и Жилин живут в сарае, им надевают на ноги днем колодки. Жилин полюбился местным ребятишкам, прежде всего Дине, 13-летней дочери Абдул-Мурата, которой делал кукол. Во время прогулок по окрестностям и аулу этот офицер прикидывает, как можно бежать в русскую крепость. Он ночами делает в сарае подкоп. Дина приносит ему иногда куски баранины или лепешки.

Побег двух офицеров

Когда Жилин узнает, что жители этого аула встревожены смертью односельчанина, погибшего в бою с русскими, он решается наконец на побег. Вместе с Костылиным офицер ночью пролезает в подкоп. Они хотят добраться до леса, а потом - в крепость. Но из-за того, что тучный Костылин был неповоротлив, они не успевают осуществить задуманное, татары замечают молодых людей и доставляют обратно. Их теперь сажают в яму и уже не снимают колодок на ночь. Дина иногда продолжает носить офицеру еду.

Второй побег Жилина

Понимая, что их поработители боятся того, что вскоре могут прийти русские, и потому могут убить своих пленников, Жилин с наступлением ночи однажды просит у Дины достать длинную палку. С ее помощью он вылезает из ямы. Раскисший и разболевшийся Костылин остается внутри. Он пытается, в том числе с помощью девочки, сбить с колодок замок, но ему это не удается. На рассвете, пробравшись через лес, Жилин выходит к русским войскам. Костылина впоследствии, с подорванным до крайности здоровьем, выкупают из неволи товарищи.

Характеристика главных героев ("Кавказский пленник", Толстой)

Жилин и Костылин - русские офицеры. Они оба участвуют в войне за Жилину приходит письмо от матери, в котором она просит сына перед смертью навестить ее, чтобы проститься. Он, недолго думая, отправляется в путь. Но одному ехать было опасно, так как в любое время его могли схватить и убить татары. Поехали группой, и поэтому очень медленно. Тогда Жилин с Костылиным решают одни отправиться вперед. Жилин был предусмотрительным и осторожным. Убедившись, что ружье Костылина заряжено, а в ножнах у него имеется шашка, Жилин решил посмотреть, не видно ли татар, поднявшись на гору. Взобравшись повыше, он заметил своих врагов. Татары находились совсем недалеко, и потому увидели Жилина.

Этот храбрый офицер подумал, что если ему удастся добежать до ружья (которое было у Костылина), то офицеры спасутся. Он закричал своему товарищу. Но трусливый Костылин убежал, испугавшись за свою шкуру. Он совершил подлый поступок. В том, как встретились Жилин и Костылин, можно увидеть насмешку судьбы над последним. Ведь в плен в итоге попали оба, здесь они и встретились вновь. Главный из горцев-мусульман сообщил, что необходимо заплатить выкуп 5000 рублей, и тогда их отпустят. Костылин тут же написал письмо домой с просьбой достать деньги. А Жилин ответил горцам, что если его убьют, они не получат совсем ничего, и велел им подождать. Отправил он свое письмо намеренно по другому адресу, поскольку офицеру было жалко свою мать, тяжело болевшую, да и денег таких в семье не водилось. Кроме матери у Жилина не было больше никого из родственников.

Сравнительные характеристики Жилина и Костылина можно дополнить, указав на то, как проводили в плену свое время эти герои. Жилин решил, что сможет и должен сбежать. Он рыл подкоп ночью, а днем делал для Дины кукол, которая взамен приносила еду.

Костылин же бездельничал весь день, а ночью спал. И вот настало время, когда приготовления к побегу были завершены. Офицеры вдвоем бежали. Они сильно истерли о камни ноги, и ослабевшего Костылина Жилину пришлось нести на себе. Из-за этого их и схватили. Офицеров на этот раз посадили в яму, но Дина достала палку и помогла своему другу бежать. Костылин же испугался бежать вторично и остался у горцев. Жилину удалось добраться до своих. Костылина лишь через месяц выкупили.

Как видно, Лев Николаевич Толстой показывает в своем рассказе "Кавказский пленник" храбрость и мужество Жилина и слабость, трусость и лень его товарища. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина являются противоположными, а построены на контрасте. Чтобы лучше передать свою мысль, автор использует ряд приемов. О них читайте дальше.

Анализ названия рассказа "Кавказский пленник"

Интересно проанализировать само название рассказа - "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - два героя, но название дано в единственном числе. Толстой, возможно, хотел этим показать, что истинным героем может быть лишь тот человек, который не сдается перед возникшими трудностями, а активно действует. Пассивные же люди становятся обузой для других по жизни, не стремясь ни к чему и никак не развиваясь. Автор показывает, таким образом, что не все в нашей жизни напрямую зависит от обстоятельств, и каждый человек сам творец своей судьбы.

Имена главных героев

Обратите внимание также на имена героев, которые взяты автором не случайно, что также следует отметить, составляя сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Начиная читать данное произведение, мы еще не знаем характеров главных действующих лиц, а лишь узнаем их фамилии. Но сразу же у нас возникает ощущение, что Лев Николаевич больше симпатизирует Жилину, чем Костылину. У последнего, как мы думаем, характер "хромает", а Жилин - мужчина крепкий, "жилистый", с твердым характером. Костылин же нуждается в помощи посторонних, он нерешительный, зависимый. Дальнейшие события подтверждают наши догадки. Значение этих рифмующихся фамилий совершенно разное. Так, Жилин описан как человек небольшого роста, подвижный и крепкий. Напротив, Костылин - грузный, тяжелый на подъем, пассивный. На протяжении всего произведения он только и делает, что мешает другу осуществить задуманное.

Заключение

Таким образом, эти два характера противоположны, о чем говорит описание Жилина и Костылина автором. Главное отличие двух этих офицеров в том, что один - человек работящий, деятельный, верящий, что можно найти выход из любого положения, а второй - трус, лентяй, увалень. Жилин сумел и во враждебной обстановке прижиться, что помогло этому офицеру выбраться из плена. Такой случай другого человека выбил бы из колеи, но этот офицер не таков. Он не уехал домой после окончания истории, а остался служить на Кавказе. А Костылин, еле живой, был отпущен из плена за выкуп. Толстой не сообщил, что было с ним дальше. Наверное, он не посчитал необходимым даже упомянуть о дальнейшей судьбе столь никчемного человека в своем произведении "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - разные люди, а потому и судьбы их отличаются, несмотря на одинаковые жизненные обстоятельства. Именно эту мысль Лев Толстой хотел донести до нас.

Самуил Маршак отметил, что произведение "Кавказский пленник" (Толстой) является венцом всех книг для чтения и сказал, что во всей мировой литературе нельзя отыскать более совершенный образец рассказа, маленькой повести для детского чтения. Описание Жилина и Костылина, их характеров помогает воспитанию молодого поколения, развитию личности, поскольку показывает, как следует себя вести в трудных ситуациях. Судьба Жилина и Костылина весьма поучительна.

Рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" повествует о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к горцам во время войны. Сюжет рассказа довольно простой. История одна на двоих, но судьбы разные.

Автор выбирает для героев фамилии, которые полностью им соответствуют. Такие фамилии в литературе называют говорящими, ведь они много могут поведать о своем носителе. Жилин ‒ небольшого роста, худой, но жилистый и подвижный. Костылин ‒ грузный, толстый, ленивый мужчина, очень тяжелый на подъем. Много может рассказать о героях момент, когда они только попадают в плен. Когда герои решили отбиться от каравана, Костылин настаивал, что ружье заряжено, кони верные. Поэтому убедил Жилина, что они смогут продолжить путь в одиночку. Хотя опасность осознавали оба. Но очень устали ехать медленно по такому зною.

Особенно Костылину было тяжело. Офицеры погнали коней вперед. Но очень быстро наткнулись на татарский отряд. Костылин струсил и, бросив товарища, припустил свою лошадь обратно. Вместе с Костылиным "уехало" и ружье. Жилин остался с горцам один на один, но продолжал бороться. Он не сдавался до последнего, даже когда ему уже скручивали руки. В доме татарина выяснилось, что Костылин также угодил в плен. У него лошадь встала и ружье перестало стрелять. То есть при наличии большого отрыва, резвого жеребца и ружья, ему не удалость отбиться. Его задержали после Жилина, времени было достаточно.

В плену Жилин ведет достаточно активный образ жизни. Он мастерит глиняные куклы для татарских детей, чинит часы и даже оружие. Все поселение горцев удивляется его мастерству и идеям. И даже жители соседних аулов приезжают к нему как к мастеру. Люди едут со сломанной утварью, чтобы он ее чинил. Таким образом он завоевывает доверие и симпатию хозяина. А хозяйская дочка Дина приносит ему вкусную пищу тайком. Он даже собаку сумел прикормить и приласкать. Жилин готовился к побегу. За них требовали выкуп. Он сторговался на пятьсот рублей. Но Иван понимал, что матери не собрать таких денег, жалел мать. И написал на конверте неверный адрес. Надеялся только на побег. Костылин же, попав в плен, все больше спал и лежал. Написал родным про выкуп в пять тысяч рублей. И только и ждал, когда за ним приедут. Побег Жилина провалился только потому, что он взял с собой Костылина. Он даже какое-то время нес его на руках, хотя ноги стер не меньше. Но и это не спасло их побег.

Когда их вернули обратно, Жилин находит способ бежать. Ему помогает Дина. А измученного Костылина потом выкупают за пять тысяч, собрав деньги. У этих героев разные судьбы, потому, что характеры разные. Даже не характеры, а разное отношение к жизни. Только активные люди, смело идущие вперед, всегда побеждают. Такие как Жилин.

5 класс. Литература

Несколько интересных сочинений

  • Образы градоначальников в романе История одного города Салтыкова-Щедрина сочинение характеристики Глупов

    Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

  • Тема повести Тарас Бульба Гоголя

    «Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха

  • Смысл, суть и идея рассказа Горького Старуха Изергиль

    Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа Старуха Изергиль. Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.

  • Русский солдат – это уникальная личность не только русской истории, но и всего мира. Русские показали свою стойкость и храбрость. Русских бояться, и уважают во всем мире. Даже на генетическом уровне понимают

  • Моргач в рассказе Певцы Тургенева сочинение

    Есть в обществе люди, которых мы не любим, которые нам не милы, но при этом мы их уважаем. Один из таких людей в Рассказе «Певцы» - это Моргач.