Конспект занятия рассказывание сказки снегурочка для дошкольников. НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка. Сказка по народны сюжетам «Снегурочка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 112 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Снегурочка».

Подготовила:

воспитатель ГБДОУ

«Детский сад № 112»

Ершова А.Ю.

Санкт-Петербург

2016

Цель: Знакомство детей с картиной русского художника В.М. Васнецова « Снегурочка » ; Учить выразительно передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста.

Образовательные задачи: познакомить детей с картиной русского художника В. М. Васнецова « Снегурочка » ; учить детей описывать картину; расширять кругозор детей; учить выразительно передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста; упражнять в употреблении сравнительной степени прилагательных.

Развивающие задачи: развивать словесно-логическое мышление, связную речь; формировать представление о живописи, как жанре искусства; воображение.

Воспитательные задачи: вызвать интерес к сказочным персонажам; воспитывать любовь к сказкам; вызвать интерес к творчеству В.М. Васнецова; помочь детям разглядеть и понять всю красоту картины; развивать умение видеть прекрасное; воспитывать эстетическое восприятие живописи.

Предварительная работа: рассматривание картин, наблюдение за зимней природой, чтение сказки А.Н. Островского «Снегурочка».

Оборудование демонстрационное: репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», фонограмма фрагмента одноименной оперы Н. Римского-Корсакова.

Ход НОД:

Воспитатель показывает репродукцию картины В. Васнецова «Снегурочка», звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Эту картину написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, много раз изображавший героев сказок. Она тоже написана на сюжет русской народной сказки. Вы уже догадались, какой?

Давайте рассмотрим эту картину и постараемся увидеть всё то, что хотел показать нам художник (по вопросам) :

Опишите Снегурочку, какая она?

Какое у нее лицо?

Какая поза, одежда?

Что окружает Снегурочку?

Вам нравится картина? Почему?

Мне она тоже понравилась. Обратите внимание: на первом плане героиня Снегурочка. Она в длинном пальто белого цвета, украшенном узорами, в светлых варежках и шапке. Фигура размещена не по центру картины, а сбоку. За спиной Снегурочки видны следы на снегу. Все это создает впечатление, что Снегурочка только что вышла навстречу зрителю и растерянно осматривает по сторонам. Как и все персонажи Васнецова, Снегурочка отражает красоту, чистоту заснеженной России. Таинственный лес, раскиданные елочки, мрачное лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Фигура Снегурочки освещена от снега. Все на картине создает впечатление волшебства и загадочности.

Представьте, что вы в этом сказочном лесу вместе со снегурочкой. Звучит музыка, медленно падает снег, и Снегурочка вместе с вами танцует вальс. (Дети плавно двигаются под музыку.)

Затем воспитатель предлагает вспомнить русскую народную сказку «Снегурочка», задает вопросы по содержанию, дополняя ответы детей фрагментом сказки.

Вопросы и задание:

Вспомните, как начинается сказка? (Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей у них не было».)

Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы? («Вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили».)

Представьте деревню, в которой жили дед и баба. Расскажите, сколько выпало снега, как выглядели дома и все вокруг, когда дед и баба пошли лепить себе дочку? («Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса».)

Какой получилась у стариков Снегурочка? Как она выглядела («И умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».)

Какими словами называют красивых девушек? (Краса-девица, девица-красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать.)

Скажите, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее?

Какое настроение было у Снегурочки зимой? Какая она была? (Радостная, приветливая, веселая, счастливая.)

Какая она стала летом? (Грустная, печальная, скучная.)

Как можно об этом сказать по-другому?

С кем Снегурочка пошла в лес?

Что произошло в лесу? («Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Побежала Снегурочка в свой черед за подружками, прыгнула над огнем и вдруг растаяла».)

Во что превратилась Снегурочка? («Обратилась в белое облачко».)

Закончите предложения:

  • Снегурочка весной была печальная, а летом стала еще … (печальнее).
  • Когда растаял снег, Снегурочка стала молчаливой, а когда расцвели цветы, она стала еще … (молчаливее).
  • Весной солнце светит ярко, а летом еще … (ярче).

Итог занятия:

Воспитатель предлагает нескольким детям пересказать сказку по частям, затем полностью, передать по ролям отрывки: как дед и баба решили вылепить себе дочку; как подружки звали Снегурочку в лес. При анализе рассказов и инсценировок обращает внимание на использование слов и выражений из текста.


Ускова Ольга Николаевна,

воспитатель

МАОУ Переваловская СОШ

Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.

Задачи: познакомить с творчеством русского народа, учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинных русских обычаях, воспитывать любовь к близким, закреплять умение правильно рисовать фигуру человека, оценивать свои работы, самостоятельно выбирать краски для рисования, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью.

Материалы и оборудование : выставка сборников русских народных сказок, иллюстрации к сказке «Снегурочка», ноутбук, проектор, CD-диск с записью арии из оперы «Снегурочка», альбомы, кисти, краски, салфетки.

  1. 1. Организационный момент

Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка )

Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская сказка «Снегурочка »).

Сегодня я вам покажу, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.

2. Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899)

Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я прочту вам эту сказку. Слушайте внимательно.

Чтение сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса «Снегурочка». ( Слайды с 11 по 17).

Дети, вы прослушали сказку. Скажите, какой эпизод вам запомнился? Почему? Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в лес? (Она хотела стать похожей на людей ). Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).

3. Игровая деятельность

- А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу. (Педагог читает стихи, а дети сопровождают движениями)

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.

Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.

4. Художественно-творческая деятельность детей

А сейчас мы с вами нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картину и послушав музыку. (Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат кисть (щёпоть), помогает советом (индивидуально).

5. Рефлексия

Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей.

6. Библиографический список.

1. Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой / Н.В.Лободина. -Волгоград:Учитель, 2011. – С. 104, 147, 162.

  1. Лаптева, О.И. Динамические минутки и физкультурные паузы в детском саду / О.И. Лаптева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2010.- С.28.
  2. Ссылка: http://mp3.classic- music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4).
  3. Ссылка: http://fanparty.ru/fanclubs/russkie-hudozhniki/pictures/1228017

Приложение 1

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:- Что, жена, призадумавшись, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу. А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку. Сказано - сделано. Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.
- Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. Ай, так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт. Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях... Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек. Дед да баба все ахают: - Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка. А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, алу земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят: - Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки: - Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула... Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки. Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка... (Толстой А.)

Серия А № 0000781

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

(подготовительная группа)

Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.

Задачи: познакомить с творчеством русского народа, учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинных русских обычаях, воспитывать любовь к близким, закреплять умение правильно рисовать фигуру человека, оценивать свои работы, самостоятельно выбирать краски для рисования, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью.

Материалы и оборудование : выставка сборников русских народных сказок, иллюстрации к сказке «Снегурочка», ноутбук, проектор, CD-диск с записью арии из оперы «Снегурочка», альбомы, кисти, краски, салфетки.

  • — Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка )

— Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская сказка «Снегурочка »).

  1. Сегодня я вам покажу, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.

Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899)

— Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я расскажу вам эту сказку. Слушайте внимательно.

  1. Рассказывание сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса «Снегурочка». (Слайды).
  2. — Дети, вы прослушали сказку. Скажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

— Какой получилась у стариков Снегурочка? Как она выглядела?

— Вспомните, какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (Краса- девица, девица- красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать)

— Почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее?

— Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой. Какая она была? (радостная, приветливая, веселая, счастливая, улыбающаяся)

— Какой стала Снегурочка летом? (грустная, печальная, скучная ). Как еще можно сказать?

— Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в лес? (Она хотела стать похожей на людей ).

— Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).

Почему мы говорим, что история о Снегурочке - сказка? Какие «сказочные» слова и выражения вы заметили?

  1. -А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу (чтение стихов с движениями)

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

— Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.

  1. — Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку

(Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.

  1. — А сейчас мы с вами нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картину и послушав музыку. (Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат кисть (щепоть), помогает советом (индивидуально).
  2. Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей.

Приложение

Снегурочка

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь — и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали — на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:- Что, жена, призадумавшись, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу. А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. — Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку. Сказано — сделано. Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки — роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой — не насмотрятся, любуются — не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе. Дед и баба точно ума лишились — к месту приросли.
— Дед, — баба кричит, — да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась… То-то радости было! Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день — Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка — как снежинка белая, глазки, что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет, как нет, да в губах ни кровиночки. Ай, так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады- радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт. Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях… Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек. Дед да баба все ахают: — Уж здорова ли ты, доченька? — Здорова я, бабушка. А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду — по малинку, черничку, алую земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать: — Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. — Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят: — Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке… Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру… Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась… Закричали подруженьки: — Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула… Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки. Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка… (Толстой А.)

Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: Художественная литература
Тема: Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Беседа по содержанию.
Цель: Учить детей внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки «Снегурочка». Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке «Снегурочка». Заместители: три кружочка разного цвета, треугольник – красного цвета, прямоугольник – желтого цвета.
Словарная работа: Снегурочка.
Билигвальный компонент: снег-қар, весна-көктем.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительныйЧитает присказку:
«Идет матушка зима,
Затворяй-ка ворота.
А вот март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай.
Идет матушка – весна
Отворяй-ка к сказке ворота…» Внимательно слушают присказку, и понимают о чем идет речь.
Организационно-поисковый Напоминает детям, что они много уже знают сказок. Спрашивает, какие русские народные сказки дети помнят?
Сообщает, что сегодня познакомит детей еще с одной русской народной сказкой, которая называется «Снегурочка».
- Как вы думаете, кто она?
Рассказывает русскую народную сказку «Снегурочка».
Беседует с детьми по прочитанному:
- Кто жил в деревне?
- С наступлением зимы, что сделали из снега старик со старухой?
- Какая была снегурочка?
- Что случилось, когда стал снег таять?
- В какое время года девушки собрались в лес на гулянье?
- Что сделали девушки в лесу?
- Что случилось со снегурочкой?
- Как кликали подружки Снегурочку, повторите все: «Ау, ау! Снегурушка».
ФизминуткаВетер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше.
Предлагает детям составить сказку, используя заместители. (Раздает кружочки, треугольники, прямоугольники – на каждого ребенка).
Объясняет, что дед – это синий кружок; баба – зеленый кружок; Снегурочка – белый кружок; девушки – прямоугольник желтого цвета; костер – треугольник красного цвета.Проводит пальчиковую игру:
«Раз, два, три, четыре, пять!
Мы пальчики идем искать.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел». Перечисляют сказки, которые знают.
Отвечают на вопрос.
Внимательно слушают сказку.
Беседуют с воспитателем по содержанию сказки.
Выполняют физминутку.
Раскладывают геометрические фигуры, которые заменяют персонажей сказки и рассказывают по наглядному материалу сказку (2 – детей).
Составляют сказку, используя в речи существительные с прилагательными, согласуя их, в роде и числе (… поднялось белое облачко высоко и пропало в небе …).
Выполнят упражнение, читая стихотворение.
Рефлексивно-корригирующий Спрашивает у детей, с какой сказкой они сегодня познакомились, что им больше всего понравилось.
Отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими мнениями.
Ожидаемый результат:
Знать:
. содержание русской народной сказки «Снегурочка»;
Иметь:
. представление о сказочных персонажах, о признаках времени года -весна;
Уметь:
. внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы воспитателя; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.


Приложенные файлы

Конспект нод по художественной литературе в подготовительной группе "Чтение сказки - страница №1/1

МАДОУ МО г. Нягань «Д/с №9 «Белоснежка».

Конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группе

"Чтение сказки «Снегурочка"

Подготовила воспитатель

группы № 10 Бедулева Н.Ю.


Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.

Задачи: познакомить с творчеством русского народа, учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинных русских обычаях, воспитывать любовь к близким, закреплять умение правильно рисовать фигуру человека, оценивать свои работы, самостоятельно выбирать краски для рисования, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью.

Материалы и оборудование : выставка сборников русских народных сказок, иллюстрации к сказке «Снегурочка», ноутбук, проектор, CD-диск с записью арии из оперы «Снегурочка», альбомы, кисти, краски, салфетки.

Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка )

Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская сказка «Снегурочка »).

Сегодня я вам покажу, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.

Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899)

Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я прочту вам эту сказку. Слушайте внимательно.

Чтение сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса «Снегурочка

Дети, вы прослушали сказку. Скажите, какой эпизод вам запомнился? Почему? Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в лес? (Она хотела стать похожей на людей ). Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).

Игровая деятельность

- А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу.

Физминутка.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.

Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.

Художественно-творческая деятельность детей

А сейчас мы с вами нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картину и послушав музыку. (Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат кисть (щёпоть), помогает советом (индивидуально).

5. Рефлексия

Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей.

6. Библиографический список.

1. Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой / Н.В.Лободина. -Волгоград:Учитель, 2011. – С. 104, 147, 162.


  1. Лаптева, О.И. Динамические минутки и физкультурные паузы в детском саду / О.И. Лаптева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2010.- С.28.
Сказка «Снегурочка».

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:- Что, жена, призадумавшись, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу. А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку. Сказано - сделано. Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.
- Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. Ай, так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт. Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях... Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек. Дед да баба все ахают: - Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка. А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, алу земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят: - Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки: - Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула... Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки. Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.


Растаяла Снегурочка... (Толстой А.)