Vr постановка клетка с попугаями. Максим диденко снял фильм-спектакль в формате виртуальной реальности. Максим Диденко представил VR-спектакль «Клетка с попугаями

Для полного погружения в мир виртуальной реальности на площади установили специальный зеркальный куб, благодаря которому зрители - участники постановки с максимальной точностью смогут оказаться на месте героя спектакля — в прямом и переносном смысле. В первые секунды просмотра кажется, что в окружающем мире ничего не изменилось — за исключением, может быть, времени суток и появления роскошного желтого автомобиля. Перед глазами по-прежнему Площадь Сити, вокруг все те же небоскребы.

Ничего нереального и фантастического — до того момента, пока не захочется посмотреть на небо, по которому прямо на зрителя надвигается переливающийся всеми оттенками красного планета Марс.

Зрелище само по себе завораживающее, однако происходящее справа и слева заставляет отвлечься от планеты, висящей прямо над головой. Желание скорее посмотреть каждый уголок этой реальности сопровождает на протяжении всей постановки, отчего виртуальные глаза прямо-таки разбегаются.

Замысел VR-спектакля реализовали две молодые, но заметные театральных фигуры, находящиеся сейчас в центре внимания: пьесу написал Валерий Печейкин, штатный драматург «Гоголь-центра» (среди прочего, написавший переложения «Метаморфоз» Овидия и Шекспира для «Сна в летнюю ночь»), а поставил ее режиссер Максим Диденко, сделавший «Конармию» в Центре Мейерхольда, «Пастернака» в «Гоголь-центре», а также «Идиота» и «Цирк» в Театре Наций.

Герой — космонавт, потенциальный покоритель просторов Марса. В ходе действия мы узнаем, что перед полетом ему было положено последнее испытание — попугаи в клетке: уделит ли он им внимание, когда оно потребуется. О том, насколько неравнодушен к судьбе птиц оказался персонаж, будет судить человек в белоснежном костюме, своим видом напоминающий то ли доктора, то ли ученого. Ему помогает блондинка в белом халате и модных туфлях. Разговаривают эти персонажи с героем сурово, смотря прямо в его, то есть наши с вами глаза.

Судить его будут тоже строго. В спектакле мы застаем героя на больничной каталке, у которой доктор и его помощница ждут ответа на вопрос —

почему он так и не подошел к клетке с попугаями, когда оттуда доносился птичий крик.

Ясно, что последнюю проверку перед отлетом герой провалил. Как и девушка, лежащая по соседству с ним, также связанная и пытающаяся освободиться — до тех пор, пока ее не успокаивают электрошоком и не увозят в железном контейнере. Происходящее пугает, монолог доктора, обращенный к герою, заставляет нервничать все больше, но именно в этом монологе и лежит ключ к понимаю, почему подойти к клетке с попугаями было так важно для будущего жителя Марса.

Главный герой спектакля, он же человек в белом, —

актер Риналь Мухаметов, игравший ранее в постановках Диденко в «Гоголь-центре», а также в фильме «Притяжение» и сериале «Оптимисты».

Роль его помощников исполнили актеры Мастерской Дмитрия Брусникина — Марина Васильева, известная по таким кинокартинам, как «Нелюбовь», «Как меня зовут», и актер Василий Буткевич, игравший в фильмах «Хороший мальчик» и «Тряпичный союз».

«Когда мы прочитали пьесу в первый раз, даже испугались: в пьесе много жестокости, неоднозначных действий, — рассказывает театральный продюсер Светлана Доля, — но через какое-то время мы поняли, что в ней содержится фундаментально важная для нашего времени и страны идея о том, что самое главное, чем должен обладать человек будущего, это не сила, и не ум и даже не здоровье. Для того чтобы полететь на Марс и начать покорять новые земли, человек в первую очередь должен остаться человеком. Внутренняя эмпатия к окружающим — это самое главное, что должно остаться у людей будущего».

Что такое VR?

Технология VR (англ. virtual reality - «виртуальная реальность») позволяет погрузить человека в искусственно сконструированный мир. Надеваете наушники, специальные очки или шлем виртуальной реальности — и обнаруживаете себя в альтернативной вселенной. Если вы когда-нибудь играли в Counter-Strike или другую компьютерную игру от первого лица, то почувствуете сходство: здесь также можно придется крутить головой во все стороны. Но в отличие от компьютерного экрана, очки создают ощущение полной иллюзии реальности, отключают вас от восприятия настоящего мира.

Совсем иное дело в дополненной реальности — AR (англ. augmented reality), которую часто путают с виртуальной. Здесь реальный мир никуда не девается, но в него встраиваются цифровые предметы, которые видно на экране смартфона.

Это новый тренд?

Да, и не просто тренд. Футурологи обещают, что VR/AR произведут революцию в способе общения с компьютером. Настоящий бум новых технологий ожидается ближайшей осенью с выходом iPhone 8 - его операционная система iOS 11 должна сделать дополненную реальность частью повседневной жизни. Впрочем, уже сейчас некоторые продавцы недвижимости с помощью виртуальной реальности показывают клиентам их будущие, но еще не построенные квартиры, а Sephora предлагает «примерить» макияж с помощью веб-камеры.

Искусство не отстает от бизнеса: на Каннском фестивале этого года оскароносный режиссер «Бердмена» и «Выжившего» Алехандро Гонсалес Иньярриту представил VR- фильм «Плоть и песок», в котором зритель оказывается в шкуре мексиканского беженца, пытающегося пересечь границу США. Там же в Каннах показали и российские опыты виртуальной реальности — фильмы учеников Московской школы нового кино. До Максима Диденко среди отечественных театральных режиссеров в VR уже отметился Юрий Квятковский, снявший для Сбербанка историю о том, как в один день 1916 года в одной сберкассе встречаются Станиславский, Шаляпин, Ахматова и Маяковский.

Так это фильм или спектакль?

В традиционном понимании — это, конечно, скорее фильм, ведь прямого контакта с актерами нет. И все же новый жанр к театру очень близок. В первую очередь, из-за эффекта присутствия, когда зритель оказывается внутри действия. Кроме того, если в кино нашим взглядом манипулируют оператор и монтажер, то в театре зритель сам решает, на что обратить свое внимание: на актеров, на декорации или на соседа. Та же свобода вам предоставлена и в VR-постановке: можете хоть весь спектакль игнорировать персонажей и разглядывать небо над головой. В более сложных постановках зрителей даже не ограничивают статичной позицией в кресле, а позволяют перемещаться по виртуальному миру — что уже близко к популярным сейчас .

«Клетка с попугаями» — это о чем?

Драматург Гоголь-центра Валерий Печейкин вдохновился планами Илона Маска о полете на Марс и сочинил небольшую антиутопию о том, как герой провалил последнее испытание перед отправкой на красную планету. Ему дали клетку с попугаями, а он, услышав крик птенца, лишь набросил на клетку ткань. Равнодушие оказывается непростительной чертой для человека будущего. Несмотря на 8-минутный формат, Печейкину и Диденко удается рассказать полноценную сюжетную историю с развитием, характерами и даже впечатляющей сменой декораций. При этом вы как зритель не просто оказываетесь в гуще событий, но становитесь центром истории. Ведь это вы не помогли попугаям, и именно вас обвиняет взвинченный человек в белом в исполнении Риналя Мухаметова. Оправдаться вы никак не сможете: вам ввели особый препарат и лишили голоса, так что остается только в страхе ожидать развязки. А она будет весьма жестокой, хотя и красивой в то же время.

Спектакль будут показывать на Площади Сити до конца сентября, а при благоприятной погоде, возможно, и дольше.

Что еще можно посмотреть?

Пока мода на виртуальные постановки только зарождается, но, например, уже в конце сентября в Тюмени представят спектакль «В поисках автора» — опыт совмещения спектакля традиционной формы и VR-технологий, в котором в виртуальной реальности сделана часть эпизодов. Что до столицы, то в Театре на Таганке недавно объявили, что запускают функцию VR-билетов и теперь можно будет смотреть спектакли, сидя дома в виртуальных очках.

5 июля в Москва-Сити состоится премьера нового проекта Максима Диденко «Клетка с попугаями». Это постановка в формате виртуальной реальности, в основе которой — история человека, которому предстоит пройти последнее испытание перед полетом на Марс.

Интерес к видео 360 градусов у Максима Диденко появился давно. «Все началось с «Черного русского» — для этого спектакля мы сделали проекцию 360 градусов, которая шла фоном параллельно с основным действом. Мне тогда стало интересно, как кино может существовать в театральной системе координат. Потом я поставил в Праге спектакль по «Процессу» Франца Кафки (The Trial. — Esquire), в котором тоже была проекция 360 градусов, а актеры ходили по сцене с камерами в руках и снимали друг друга. Получился такой киноспетакль. А потом Светлана Доля предложила мне сделать для Сити такую историю-аттракцион, и я согласился», — рассказал Esquire режиссер.

Сценарий написал драматург Валерий Печейкин, который вдохновился проектом экспедиции Илона Маска на Марс и придумал историю о человеке, который готовится к путешествию на красную планету.

«Конечно, это больше кино, чем театр. Но в нашей новой постановке есть элементы и от первого, и от второго. В кино вашим взглядом управляют режиссер и оператор, они решают, на что вы будете смотреть, и в этом смысле это более тоталитарное искусство. В театре выбираете вы — особенно, если это многофигурная постановка. Конечно, вашим вниманием пытаются манипулировать, но у вас есть какой-то выбор. А в случае с «Клеткой с попугаями» — получилось кино, в котором вы можете выбрать, на что будете смотреть», — поделился Диденко.

Режиссер считает, что использование технологии 360 градусов в кино имеет большую перспективу: «Мне кажется, это окно в будущее. Будущее того, каким будет кино и каким будет театр. Надо просто экспериментировать».


Главного героя сыграл актер «Гоголь-центра» Риналь Мухаметов («Оптимисты»), остальные роли исполнили актеры Мастерской Дмитрия Брусникина: Марина Васильева («Как меня зовут», «Нелюбовь»), Василий Буткевич («Хороший мальчик», «Тряпичный союз»), Игорь Титов, Юрий Межевич, Яна Енжаева, Гладстон Махиб. Композитором выступил постоянный соавтор режиссера — Иван Кушнир («Конармия», «Цирк», «Хармс. Мыр», «Черный русский» и др.), художником по костюмам — дизайнер Анна Чистова, («Зоология», «Духless 2», «Про любовь»). «Клетка с попугаями» была снята кинокомпаниями «Друг друга» и Life Is Short, известными по таким фильмам, как «Тряпичный союз» и «Как меня зовут».

Показы VR-постановки будут идти ежедневно на площади Сити с июня по конец октября 2017 года. Стоимость билета — от 450 рублей.