Памятник коням шолохов как доехать. Необычные места и памятники. Упормянутый Памятник Шолохову на Гоголевском бульваре

Адрес: Гоголевский бульвар

Как добраться до памятника М.А. Шолохову: ст. метро Кропоткинская

Памятник писателю Михаилу Александровичу Шолохову на Гоголевском бульваре был открыт 24 мая 2007 года. Это второй памятник Шолохову в столице, первый, установленный без согласования московской комиссии по монументальному искусству, располагается на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара.

Идея создания памятника появилась еще двадцать лет назад. Тогда конкурс выиграл Иулиан Рукавишников, который предполагал, что памятник будет находиться на Зубовской площади. По неизвестным причинам в то время проект так и не был реализован, но в 2000-е годы о нем вспомнили. На этот раз в конкурсе участвовал сын Иулиана Рукавишникова, Александр, который доработал проект своего отца, и выиграл очередной конкурс. В создании памятника принимали участие и родственники Михаила Шолохова, которые предоставили скульптору фоторгафии и необходимую информацию.

Как уже говорилось, первый памятник был "незаконным", поэтому комиссия по монументальному искусству с трудом смирилась с его существованием. Идея установить второй памятник Шолохову на фоне этой ситуации не вызвала понимания и одобрения. Причины назывались разные, и то, что композиция может перекрыть Гоголевский бульвар, и то, что устанавливать памятник Шолохову возле дома, в котором жил Тургенев — нелогично. На самом деле, место для памятника было выбрано неслучайно — фигура Шолохова обращена лицом к Сивцеву Вражеку, где Шолохов жил в Москве.

Скульптурная композиция представляет собой бронзовую фигуру Шолохова, сидящего в донской лодке. Постамент изображает вовсе не мель, а речную гладь — поэтому его и покрыли бронзой. Писатель одет в телогрейку, взгляд его устремлен вдаль. Позади лодки с обеих сторон располагаются лошади, плывущие в противоположном направлении. Две группы лошадей как бы расходятся клином, что символизирует раскол страны на "красных" и "белых" во время Гражданской войны. Плита с лошадями представляет собой фонтан. Вся композиция в целом наклонена в сторону пешеходной зоны.

Поскольку фонтан планировалось спроектировать таким образом, чтобы вода в нем подавалась все время, то и для образа плывущих лошадей были созданы только головы. На самом деле воду в фонтане часто отключают, и памятник в это время выглядит более чем странно. Вмурованные в плиты головы лошадей побуждают людей придумывать памятнику новые названия. Такие как "кладбище домашних животных" или "мясокомбинат". Зимой же шутники иногда лепят из снега зайцев, и сажают их в лодку к Шолохову, превращая его в Деда Мазая.

В Москве есть два памятника Шолохову. Первый находится на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара. Второй появился в российской столице в 2007 году. Он установлен на Гоголевском бульваре. О памятнике Шолохову, расположенном недалеко от Творческого союза художников, рассказано в этой статье.

Юлиан Рукавишников

Памятник Шолохову планировали установить еще в девяностые годы. Именно тогда Юлиан Рукавишников и начал работу над монументом, изображающим автора "Тихого Дона". Работы этого скульптора украшают не только столицу, но и другие города. Одна из них — памятник Чехову в Таганроге.

Изначально памятник Шолохову должен был располагаться на Зубовской площади. Однако проект не утвердили. Работу над монументом продолжил сын мастера, не менее известный скульптор Александр Рукавишников. Памятник Шолохову на Гоголевском бульваре вызвал неодобрение критиков. Впрочем, как и многие работы известного скульптора.

Александр Рукавишников

Скульптор является постоянным участником всероссийских и международных выставок. Его работы установлены в Москве, Владимирской области, Смоленске, Нижнем Новгороде и других городах России. Одна из работ Рукавишникова — памятник Ленину в Копенгагене.

В 2000 году на Цветном бульваре была установлена скульптурная композиция, изображающая великого клоуна и киноактера Юрия Никулина. В 2003-м в Донецке открыли памятник И. Кобзону. Рукавишников хорошо известен и в России, и за ее пределами.

В Москве, вблизи Государственной российской библиотеки, есть памятник Достоевскому, установленный в 1997 году. Эта работа Рукавишникова вызвала бурную критику. Русский писатель представлен в неестественной позе, за что москвичи прозвали это произведение скульптуры "На приеме у проктолога" . Не оценили жители столицы и монумент, установленный на могиле Владимира Высоцкого. Что же касается памятника Шолохову на Гоголевском бульваре, то у него тоже есть несколько неофициальных названий. Одно из них - "кладбище домашних животных". Как выглядит памятник Шолохову? Почему он вызвал бурю недовольства в среде критиков?

Памятник Шолохову

Итак, монумент открыт в 2007 году. Бронзовая статуя изображает писателя, облаченного в телогрейку, сидящего в лодке. Позади Шолохова - плывущие лошади. Гранитные кони условно делятся на две группы, расходятся клином в разные стороны.

Эта скульптурная композиция сегодня - главная достопримечательность Гоголевского бульвара, не считая монумента, изображающие автора "Мертвых душ", установленного здесь более шестидесяти лет назад.

Памятник Шолохову символичен. Лошади, по первоначальной задумке, должны были быть окрашены в белый и красный цвета. Они символизируют народ, разделенный после революции на два лагеря — красных и белых. Среди плывущих животных есть жеребенок, который не примкнул ни к одному из "лагерей".

Писатель обращен лицом к Сивцеву Вражеку, где он прожил много лет. При этом многие полагают, что место для установки монумента выбрано весьма неудачно. Памятник Шолохову находится совсем близко от дома Тургенева, что нелогично. Кроме того, как уже было сказано, в Москве это вторая скульптурная композиция, посвященная советскому прозаику. С Москвой у Шолохова не так много было связано, а потому, как полагают критики, одного памятника достаточно.

Работа на скульптурой

Рукавишникову огромную помощь оказывали родственники писателя. Они снабжали его фотографиями, консультировали. Скульптурную композицию помог гармонично вписать в ландшафт бульвара архитектор Вознесенский. Рядом с памятником - фонтан, откуда вода должна поступать на плиты с лошадиными головами. Это придает композиции реалистичность. Однако вода поступает крайне редко.

Критика

Монумент стал одним из популярных мест для любительских фотосессий. Здесь с удовольствием фотографируются гости столицы. Однако критики не умолкают. Монумент, конечно, не снесут. Но вопрос о переносе его в другое место не закрыт. Жители близлежащих районов привыкли к монументу, они нередко называют его и "скотобойней", и "мясокомбинатом".

Рукавишникова мнение простых москвичей мало беспокоит. Прозвища, которыми жители столицы наделили его произведения, по его мнению, иллюстрируют их культурный уровень.

Стоит несколько слов сказать и о бульваре, где установлен памятник, вызвавший более десяти лет назад бурю негодования.

Современное название эта легендарная московская улица получила в 1924 году. Ранее она называлась Пречистенским бульваром. Гоголевский бульвар имеет долгую историю. Здесь расположено несколько доходных домов, которые являются памятниками архитектуры.

Ближайшая станция метро - "Кропоткинская". Безусловно, главная достопримечательность бульвара - памятник Гоголю. Установлен монумент в 1952 году. Столичные шутники когда-то говорили, что писатель, изображенный скульптором, облачен не иначе, как в шинель Акакия Акакиевича. Сам же автор этого монумента признался, что это самая неудачная его работа. Открытие памятника было приурочено к юбилею русского классика.

Работа Александра Рукавишникова — это уже второй памятник Шолохову в Москве. Предыдущий был открыт на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара без ведома московской комиссии по монументальному искусству. Московская комиссия по монументальному искусству возмущалась, пыталась «засадить» незаконного Шолохова елочками, передвинуть его в какой-либо двор, но все же, демонтировать памятник не решилась. Потому и проект Рукавишникова, одобренный городскими властями, приняла в штыки. Мотивировала тем, что одного Шолохова Москве вполне достаточно, да и вообще: не так уж много этот самый Шолохов в этой самой Москве прожил, чтобы памятники ему устанавливать. Не устраивало членов комиссии и запланированное местоположение: скульптурная композиция с фонтаном грозилась перекрыть весь Гоголевский бульвар, к тому же, абсурдным казалось ставить Шолохова возле дома, в котором жил Тургенев.

Тем не менее, 24 мая 2007 года памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре был торжественно открыт.Сам памятник ждал этого момента 20 лет: в 1980-х годах конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл отец Александра Рукавишникова, Иулиан Рукавишников. Памятник должен был быть установлен на Зубовской площади, однако что-то тогда не срослось, и о проекте забыли, как тогда казалось, навсегда. Через 20 лет Александр Рукавишников, доделав проект отца, выиграл с ним конкурс во второй раз.

Монумент представляет собой сидящую в лодке бронзовую фигуру Михаила Шолохова. Камень, на котором эта лодка установлена вовсе не мель, а имитация водной глади — именно с этой целью он и был покрыт бронзой.


За спиной сидящего в лодке Нобелевского лауреата расплываются клином в разные стороны «трагичные» и «эмоционально нервные» (слова самого скульптора) белые и красные кони, которые символизируют раскол России. Как говорит автор монумента, и белые и красные кони плывут в никуда.

Стоит заметить, что вышеупомянутая комиссия по монументальному искусству Московской городской думы с проектом на Гоголевском бульваре вовсе не смирилась, благодушно оставив Шолохова на прежнем месте, однако, порекомендовав властям куда-нибудь его перенести. Например, на пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, где его уже дожидается нелюбимый комиссией предшественник.

Нельзя не сказать и о том, что, сколько бы лет не было потрачено на проектирование чего бы то ни было, городские власти всегда смогут внести в творение свою лепту. Данная работа Александра Рукавишникова не стала исключением. Как уже говорилось выше, монумент включает в себя фонтан. Говорят, предусматривалась даже специальная система, позволявшая “реке”, в которой плывут кони, течь и зимой, и летом. Самих животных при этом не должно быть видно — из воды выглядывают только их головы (потому-то только головы и были установлены на постаменте). Тем, кто видел все так, как и должно быть, памятник понравился. Некоторые даже предлагали “оставить только лошадей”.

Однако воду коням по какой-то причине отключили. В связи с этим, за сидящим в лодке Шолоховым стал красоваться клин отрубленных конских голов, что сразу начало рождать в головах москвичей и гостей столицы массу ассоциаций. Наиболее известными неофициальными названиям памятника Шолохову стали “мясокомбинат” и “кладбище домашних животных”.

Сам автор к подобной интерпретации своего творчества относится спокойно, замечая при этом, что «любители навешивать ярлыки» и так уже окрестили его монумент Достоевскому «памятником русскому геморрою», а монумент Булгакову - «веник в заднице». Оправдывая Михаила Афанасьевича, можно сказать, что он всего лишь сидит на сломанной скамейке. Но это уже “совсем другая история”…

SPRATO. Текст - Инна Ефимова.

Фото: Памятник М.А.Шолохову на Гоголевском бульваре

Фото и описание

В Москве можно увидеть два памятника Михаилу Шолохову, автору «Тихого Дона» и Нобелевскому лауреату. Первым был установлен в начале 2000-х годов монумент на Волжском бульваре, созданный скульптором Владимиром Глебовым и архитектором Юрием Дреминым. Этот Шолохов сидит на валуне, а рядом с ним как продолжение скульптурной композиции – фигуры казаков, стоящих в дозоре, в образе одного из них узнается герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.

Второй памятник Михаилу Шолохову был установлен в 2007 году на Гоголевском бульваре, и этот факт вызвал недоумение и даже неприятие со стороны городских властей – дескать, второй монумент этому писателю времен соцреализма не столь уж необходим Москве. Но, возможно, установка этой композиции стала весьма важной для скульптора Александра Рукавишникова. Создав памятник, он завершил дело своего отца, скульптора Иулиана Рукавишникова, который в 80-е годы выиграл конкурс, разработал проект монумента, но не смог его воплотить его в камне и бронзе. Его сын выиграл конкурс повторно, в работе ему помогал архитектор Игорь Воскресенский.

Произведение отца и сына Рукавишниковых представляет собой сложную скульптурную группу – сложную и композиционно, и по смыслу. В этой композиции бронзовый писатель сидит в лодке, которая находится на наклонном постаменте, напоминающем речную волну. За спиной писателя, словно в воде, плывут от лодки лошади, на каменной поверхности видны только их головы. Лошади, разделенные лодкой, символизируют жителей России, вынужденных стать «белыми» или «красными» после гражданской войны и революции. Памятник является еще и фонтаном, и когда подается вода, лошади словно плывут по настоящей реке.

Несмотря на заслуги писателя и на столь сложный замысел, памятник неоднократно хотели перенести, а вода в фонтане часто отсутствует.


После семи долгих лет подходит к концу строительство «Келпи» (The Kelpies) – двух колоссальных лошадиных голов, спроектированных скульптором Энди Скоттом (Andy Scott), которые теперь возвышаются над каналом Форт-Клайд (Forth and Clyde Canal) в шотландском городе Фолкерк. Тридцатиметровые скульптуры задуманы как напоминание о важной роли лошадей в истории Шотландии.

Две скульптуры высотой с десятиэтажное здание каждая станут визуальной доминантой для эко-парка Хеликс (The Helix project) - почти трехсот гектаров леса, прогулочных маршрутов и велосипедных дорожек неподалеку от Эдинбурга.

Скульптуры получили название «Келпи» в честь мифических водяных духов, живущих в шотландских реках и горных озерах. По легенде Келпи способны превращаться в разных животных и в человека, но, чаще всего, принимают обличье черного коня, силой превосходящего десять обычных лошадей.


Четырехсоттонные Келпи построены из металлических конструкций, покрытых нержавеющей сталью, по текстуре слегка напоминающих пластины средневековых доспехов. Один из них ржет, напряженно выгибая длинную шею, второй – расслабленно смотрит перед собой сквозь полуопущенные веки.


На стадии разработки проекта Энди Скотт делал наброски с двух настоящих тяжеловозов породы Клейдесдаль, привезенных к нему в мастерскую из Глазго. По словам скульптора, эти лошади могут служить символом болезненной трансформации Глазго из места, существующего в основном за счет тяжелой и обрабатывающей промышленности, в город, прежде всего знаменитый своими садовыми фестивалями, праздничными ярмарками и развитой инфраструктурой. «Когда-то Глазго был рабочей лошадкой, а сейчас он просто холеный скаковой жеребец», - развивает метафору Скотт.


Келпи часто сравнивают со знаменитым «Ангелом Севера» Энтони Гормли, еще одной исполинской скульптурой в Гейтсхеде, но в отличие от более скромного по габаритам английского предшественника, скульптурная композиция Скотта будет не только радовать взоры туристов и местных жителей, но и нести практическую функцию, принимая участие в работе одного из судоходных шлюзов канала Форт-Клайд.