Для чего создаются памятники. Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры? Необходимость и основные аспекты. Для чего нужно помнить прошлое? Для чего нужно знать историю? Аргумент из книги Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном"

В самом деле, для чего? Казалось бы, на такой вопрос ответить легко. С детства нас учили, что литература и искусство помогают понимать смысл жизни, делают нас умнее, восприимчивее, духовно богаче. Все это верно, конечно. Но бывает, что даже правильная мысль, став привычной, перестает тревожить и волновать человека, превращается в расхожую фразу. Поэтому прежде чем ответить на вопрос «Для чего?», и ответить на него по-взрослому, серьезно, надо о многом подумать и многое понять заново.

На берегу реки Нерль близ города Владимира стоит церковь Покрова. Совсем маленькая, легкая, одинокая на широкой зеленой равнине. Она входит в число тех зданий, которыми гордится страна и которые называют обычно «памятники архитектуры». В любой, даже самой краткой книге по истории русского искусства вы найдете упоминание о ней. Узнаете, что эта церковь была построена по приказу князя Андрея Боголюбского в честь победы над волжскими болгарами и в память погибшего в бою княжича Изяслава; что поставлена была она у слияния двух рек - Клязьмы и Нерли, у «ворот» владимиро-суздальской земли; что на фасадах здания - причудливая и великолепная каменная резьба.

Прекрасна и природа: древние темные дубы чаруют наш взгляд порой не меньше, чем произведения искусства. Пушкин не уставал любоваться «свободной стихией» моря. Но красота природы едва ли зависит от человека, она вечно обновляется, на смену умирающим деревьям растет новая веселая поросль, выпадает и сохнет роса, гаснут закаты. Мы любуемся природой и стараемся беречь ее по мере сил.

Однако столетний дуб, помнящий давно ушедшие времена, не создан человеком. В нем нет тепла его рук и трепета его мыслей, как в статуе, картине или каменном здании. А вот красота церкви Покрова - рукотворна, все это сделали люди, чьи имена давно забыты, люди, наверное, очень разные, знавшие горе, радость, тоску и веселье. Десятки рук, сильных, бережных и искусных, сложили, повинуясь мысли неведомого строителя, белокаменное стройное чудо. Между нами - восемь столетий. Войны и революции, гениальные открытия ученых, исторические потрясения, великие перемены в судьбах народов.

Но вот стоит маленький, хрупкий храм, чуть колышется его светлое отражение в спокойной воде Нерли, нежные тени обрисовывают очертания каменных зверей и птиц над узкими окнами - и исчезает время. Как и восемьсот лет назад, в человеческом сердце рождается волнение, радость - то, ради чего и работали люди.

На такое способно только искусство. Можно отлично знать сотни дат и фактов, понимать причины и следствия событий. Но ничто не может заменить живой встречи с историей. Разумеется, каменный наконечник стрелы - тоже реальность, но в нем нет главного - представления человека о добре, зле, гармонии и справедливости - о духовном мире человека. А в искусстве есть все это, и время не способно ему помешать.

Искусство - память сердца народа. Искусство не только не теряет своей красоты, оно хранит свидетельство того, как предки наши смотрели на мир. Птицы и львы, чуть угловатые человеческие головы на стенах церкви - это те образы, что жили в сказках, а потом и в воображении людей.

Нет, храм Покрова на Нерли, как и сотни других зданий, не просто памятник архитектуры, но сгусток чувств и мыслей, образов и идей, роднящих прошлое и настоящее. Именно роднящих в самом прямом смысле слова, ведь белокаменная церквушка под Владимиром вобрала в себя черты культуры русской, национальной, во всей ее неповторимости. Люди хотят понимать друг друга, стремятся постичь главное, самое существенное в духовной жизни каждой страны.

О многом может заставить задуматься одна - единственная церковь, выстроенная много веков назад, она может всколыхнуть тысячи мыслей, о которых человек и не подозревал прежде, может заставить каждого из нас ощутить свою нерасторжимую связь с историей и культурой Родины. В искусстве поколения передают Друг другу самое ценное, сокровенное и святое - жар души, волнение, веру в прекрасное.

Как же можно не беречь бесценное наследие прошлого! Тем более что среди всех видов искусств именно изобразительное искусство и архитектура уникальны и неповторимы. В самом деле, даже если из миллиона экземпляров «Войны и мира» уцелеет один, то роман останется жить, его напечатают снова. Единственную партитуру бетховенской симфонии перепишут и снова сыграют, стихи, поэмы и песни люди помнят наизусть. А картины, дворцы, соборы и статуи, увы, смертны. Их можно восстановить, и то не всегда, но повторить их такими же невозможно.

Отчасти поэтому они вызывают трепетное волнение, ощущение единственности. Работники музеев внимательно вглядываются в показания приборов - не сух ли воздух, не понизилась ли на градус температура; подводятся под древние здания новые фундаменты, заботливо расчищаются старинные фрески, обновляются статуи.

Читая книгу, вы имеете дело не с рукописью автора, да и не так важно, какими чернилами написан «Евгений Онегин». А перед холстом мы помним - его касалась кисть Леонардо. И для живописи или архитектуры не нужен перевод, мы всегда «читаем» картину в подлиннике. Более того - современному итальянцу язык Данте может показаться архаичным и не всегда понятным, для нас же он просто чужой язык, и мы должны пользоваться переводом. А вот улыбка «Мадонны Бенуа» трогает и нас, и соотечественников Леонардо, она дорога человеку любой нации. И все же мадонна, несомненно, итальянка - неуловимой легкостью жеста, золотистой кожей, веселой простотой. Она современница своего создателя, женщина эпохи Возрождения, с ясным взглядом, словно старающимся разглядеть таинственную суть вещей.

Эти удивительные качества делают живопись особенно драгоценным искусством. Народы и эпохи с ее помощью говорят друг с другом дружелюбно и просто, становятся ближе века и страны. Но это не значит, что искусство легко и без труда открывает свои тайны. Нередко старина оставляет зрителя равнодушным, взгляд его бесстрастно скользит по каменным лицам египетских фараонов, таким одинаково неподвижным, почти мертвым. И, быть может, у кого - то мелькнет мысль, что не так уж интересны шеренги темных изваяний, что вряд ли стоит увлекаться ими.

Может возникнуть и другая мысль - да, исторические ценности нужны науке, но зачем они мне? Почтительное равнодушие обедняет человека, он не поймет, во имя чего люди иногда спасают произведения искусства ценой жизни.

Нет, не проходите спокойно! Вглядитесь в гранитные лица жестоких, забытых деспотов, пусть не смущает вас их внешнее однообразие.

Подумайте о том, почему такими близнецами, словно спящими наяву людьми, изображали скульпторы древности своих царей. Ведь это интересно - люди, наверное, не так уж сильно изменились внешне с тех пор, что же заставляло скульпторов делать статуи именно такими: безучастные плоские глаза, налитое тяжелой силой тело, обреченное на вечную неподвижность.

Как удивительно сочетание совершенно конкретных, неповторимых черт лица, разреза глаз, рисунка губ с отрешенностью, с отсутствием всякого выражения, чувства, волнения. Вглядитесь в эти портреты, полистайте книги. И даже небольшие крупицы знания бросят новый свет на показавшиеся сначала скучными каменные изваяния. Оказывается, культ мертвых заставлял древних египтян видеть в статуях не просто изображения человека, но обитель его духовной сущности, его жизненной силы, того, что в Древнем Египте называли «ка» и что по их представлениям продолжало жить после физической смерти людей.

А если представить себе, что эти скульптуры существовали уже тогда, когда даже Древняя Греция была еще в будущем, что им не одна тысяча лет, а каменные их глаза видели Фивы, разливы Нила у подножия совсем еще новых пирамид, колесницы фараонов, солдат Наполеона... Тогда уже не станешь спрашивать себя, что интересного в этих гранитных фигурах.

Статуи, даже самые древние, далеко не всегда хранятся в музеях. Они «живут» на городских улицах и площадях, и тогда их судьбы тесно и навсегда сплетаются с судьбами города, с событиями, происходившими у их пьедесталов.

Вспомним памятник Петру I в Ленинграде, знаменитого «Медного всадника», созданного скульптором Фальконе. Разве слава этого монумента, одного из лучших памятников мира, только в художественных достоинствах? Для всех нас «гигант на скачущем коне»источник сложных и волнующих ассоциаций, мыслей, воспоминаний. Это и образ далекого прошлого, когда родина наша «мужала с гением Петра», и великолепный памятник политическому деятелю, который «поднял на дыбы» Россию. Этот монумент стал олицетворением старого Санкт-Петербурга, застроенного низкими домами, еще не имевшего гранитных набережных, не обретшего полного своего величия. Лишь один мост, временный, понтонный, соединял тогда берега Невы, как раз напротив «Медного всадника». И памятник стоял в самом центре города, наиболее оживленном его месте, где Адмиралтейская сторона соединялась с Васильевским островом. Мимо него текла толпа, с грохотом проносились кареты, вечерами бледный свет фонарей едва освещал грозный лик царя «ужасен он в окрестной мгле...». Скульптура стала единым целым с пушкинской поэмой и вместе с ней - символом города. Воспетое поэтом наводнение, грозный гул декабря 1825 года и многое, чем знаменита история Петербурга, происходило здесь - у Гром - камня, постамента статуи. И знаменитые белые ночи, когда туманные прозрачные облака медленно тянутся по светлому небу, словно повинуясь жесту властно простертой руки Петра,разве можно, думая о них, не вспоминать «Медного всадника», около которого много поколений прозрело столько поэтических и незабываемых часов!

Искусство аккумулирует в себе чувства сотен поколений, становится вместилищем и источником человеческих переживаний. В маленьком зале, что в первом этаже парижского Лувра, где благоговейная тишина царит у статуи Венеры Милосской, невольно думаешь о том, скольким людям дарило счастье созерцание совершенной красоты этого смуглого мрамора.

Кроме того, искусство, будь то статуя, собор или картина,это окно в незнакомый мир, отделенный от нас сотнями лет, сквозь которое можно разглядеть не только зримый облик эпохи, но и ее суть. То, как ощущали свое время люди.

Но можно заглянуть глубже: в тщательности мазка голландских живописцев, в их чуткости к прелести материального мира, к обаянию и красоте «неприметных» вещей - любовь к устоявшемуся быту. И это не мелкая обывательская любовь, а глубоко осмысленное, высокое чувство, и поэтическое и философское. Голландцам нелегко давалась жизнь, им приходилось отвоевывать у моря земли, а у испанских завоевателей - свободу. И потому солнечный квадратик на вощеном паркете, бархатистая кожица яблока, тонкая чеканка серебряного бокала в их картинах становятся свидетелями и выразителями этой любви.

Взгляните хотя бы на картины Яна ван Эйка, первого великого мастера нидерландского Возрождения, на то, как пишет он вещи, микроскопические подробности бытия. В каждом движении кисти - наивное и мудрое восхищение тем, что изображает художник; он показывает вещи в их изначальной и удивительно привлекательной сути, мы чувствуем ароматную упругость плодов, скользкую прохладу сухо шуршащего шелка, литую тяжесть бронзового шандала.

Так в искусстве проходит перед нами духовная история человечества, история открытия мира, его смысла, еще не полностью познанной красоты. Ведь каждое поколение отражает ее заново и по-своему.

На нашей планете существует множество вещей, не имеющих утилитарной ценности, не способных ни накормить, ни согреть людей, ни вылечить от болезни,это произведения искусства.

Люди, как могут, защищают их от беспощадного времени. И не только потому, что «бесполезные» произведения стоят миллионы. Дело не в этом.

Люди понимают: памятники культуры - общее достояние поколений, которое позволяет нам ощущать историю планеты как свое личное и дорогое.

Искусство прошлого - юность цивилизации, юность культуры. Не зная его или пренебрегая им, можно прожить жизнь, так и не став настоящим человеком, сознающим ответственность за прошлое и будущее Земли. Поэтому нас не удивляет, что тратят силы, время и средства на восстановление древних зданий, что картины, как людей, лечат, делают им уколы и просвечивают на рентгене.

Музей, старая церковь, потемневшая от времени картина - для нас это прошлое. Только ли прошлое?

Пройдут многие годы. Будут построены новые города; современные реактивные самолеты станут смешными и тихоходными, а поездка на поезде будет казаться столь же удивительной, как нам - путешествие в почтовой карете.

А вот церковь Покрова на Нерли останется такой же, как восемь веков назад. И . И статуя Венеры Милосской. Все это уже сегодня принадлежит будущему. Внукам наших внуков. Вот об этом и нельзя забывать. О том, что памятники культуры далеких эпох - это вечный факел, который передают друг другу разные поколения. И от нас зависит, чтобы пламя в нем не поколебалось ни на минуту.

Как ни парадоксально это звучит, но, именно встречаясь с культурой минувшего, мы можем ощутить дыхание будущего. Того будущего, когда для всех будет ясным и несомненным ценность искусства и человечности. Римляне говорили, что искусство вечно, а жизнь коротка. К счастью, это не совсем так, ведь бессмертное искусство создается людьми. И в наших с вами силах хранить бессмертие человечества.

Памятники культурного наследия играют в нашей жизни не последнюю роль. Именно посредством них мы можем более глубоко ознакомиться с историей, которую изучаем. Также у нас есть возможность оставить такое наследие нашим потомкам, что поможет им лучше вообразить наше время, культуры и нравы. Но немаловажно знать, какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры.

Классификация памятников

Духовная сфера нашего общества включает в себя много граней. Стоит упомянуть некоторые виды:

  • постройки (церкви, замки, усадьбы, монастыри, скульптуры, памятники, особняки);
  • предметы ;
  • (фрески, иконы, различные изделия из металлов, ткани, дерева).

Критерии памятника культурного наследия

Признаки для отнесения какого-либо предмета или объекта к памятникам культуры обычно определяются следующими моментами:

  1. Датой создания предмета. Это может быть год постройки или приблизительное определение временного промежутка с помощью специальных инструментов.
  2. Тем, кто автор объекта.
  3. Наличием связи с историческим событием.
  4. Экологической важностью.
  5. Наличием связи с каким-либо общественным деятелем.

Такой деятельностью, как оценка объекта и присуждение ему статуса, занимается общество охраны памятников культуры. И знать, какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры, необходимо каждому.

Важность сохранения культурного наследия

Стоит детально рассмотреть, почему необходимо защищать памятники культуры от разрушений как естественного (имеется в виду воздействие внешних и внутренних природных факторов, что не зависят от человека), так и искусственного характера (механические повреждения, связанные с человеческой деятельностью). Небрежность или намеренное разрушение памятников привело к потере многих О них было узнано только из книг, официальных документов и мифов, которые описывают реальные события, но слегка приукрашенные.

Охрана памятников культуры должна производиться повсеместно и в регулярном режиме. Но часто можно наблюдать, как какие-либо важные памятники канули в забвение, и лишь через несколько столетий специалисты признали, что утраченные предметы были величайшими достижениями того времени.

Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры?

Охрана культурного наследия стала популярна лишь в восемнадцатом веке. издал специальный указ, и только тогда начали оберегать значимые культурные памятники. Но в связи с подражанием европейской культуре многие старинные вещи не ценились, то же самое можно сказать и о церквях. Их сносили в большом количестве, например, для расширения города и постройки новых домов. Лишь при Николае I было запрещено разрушение зданий.

После были организованы специальные организации, которые оценивали и охраняли памятники культурного наследия. Но в период гражданской войны и во время атеистических настроений в политике много было уничтожено важных объектов. Некоторые усадьбы и церкви спасло только то, что в них были созданы различные музеи.

Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры сейчас? В данный момент количество таких организаций просто поражает воображение. Существует много реставрационных мастерских, институтов культурологии, научно-исследовательских институтов реставрации, разнообразные музеи и т.п.

Все эти организации в первую очередь сохраняют, реставрируют и оберегают то, что уже имеется на данный момент. Также такие учреждения постоянно ищут новые, точнее, хорошо забытые или потерянные памятники культурного наследия. В этом им помогают рукописи, официальные документы, фотографии, как личного характера, так и из архивов музеев, личные переписки, рассказы, книги, картины.

Увидев в новостях заметку о намечающемся в столице референдуме на тему возвращения памятника «Железному Феликсу» на Лубянку, решил порассуждать вместе с читателями о том, какие памятники нам нужны и почему.

Тема эта важная и актуальная, поскольку напрямую связана с сохранением в народе исторической памяти, а значит и с национальной самоидентификацией человека. А если заглянуть совсем глубоко, то и успехи будущего развития нашего Отечества связаны с тем, насколько хорошо мы умеем усваивать уроки прошлого.

Что есть памятник и какую роль он выполняет?

Если обратиться к «Яндексу» и набрать в поисковой строке слово «памятник», то создается полное впечатление того, что никаких памятников, кроме надгробных не существует... Поэтому, прежде чем начинать рассуждения, вспомним, какие виды памятников вообще есть и для чего памятники вообще нужны.

Итак, назначение памятника коренится в его названии. Памятники нужны для того чтобы помнить или, как говорит энциклопедия, для «увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кин матографических персонажей и др. Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды».

А выполнены памятники могут быть в виде не только скульптур, бюстов или скульптурных групп, но и в виде абстрактных композиций, барельефов, памятных досок, триумфальных арок, обелисков и колонн.

Таким образом, памятники могут выглядеть очень по-разному, и далеко не всегда посвящены конкретному человеку, но своим присутствием не дают нам забыть о чем-то или о ком-то важном.

Зачем памятник? Напишем книгу/снимем фильм!

Памятник, прежде всего, берет своей наглядностью.

Да, если мы смотрим кино об интересующем нас событии, явлении или человеке, то мы получаем более сильные впечатления. Зрительный образы, поставленные в правильном порядке, вызывают в нас бурю эмоций и запечатлеваются в сознании.

А если мы читаем книгу или статью о том, что нас заинтересовало, то получаем гораздо больше информации, чем нам могла бы дать скульптура - объемную картину с целым ворохом нюансов, дат, мнений.

Но памятник ценен другим. Тем, что он - здесь и сейчас. Про хороший фильм или книгу надо сначала узнать. А бюст заслуженному маршалу, если мы едем по городу в автобусе или гуляем с друзьями и вдруг натыкаемся на него взглядом, сразу заставляет нас вспомнить о войне, в которой он участвовал, эпохе в которую он жил. Довольно часто это подвигает нас получше изучить историю собственной страны.

Кроме того, памятник является произведением искусства. Благодаря вложенным скульпторам движениям и созданным им сопроводительным атрибутам, мы прочитываем в «Рюрике» ум, мужество и решительность, а в «Пирогове» - его человеколюбие и готовность к самопожертвованию.

А еще памятник, как правило, гораздо более долговечен, чем иные элементы культуры. Бронзовая или бетонная фигура может простоять века, а при благоприятном стечении обстоятельств и тысячелетия.

Кого будем помнить?

На этот вопрос существует несколько ответов. Некоторые люди считают, что увековечения достойны только личности, события и ценности, почитаемые ими, а то, что они считают неправильным, надо прочно забыть. Соответственно, если я монархист - ставим памятник Петру Великому, а всех вождей революции сносим и сдаем в переплавку, а если коммунист - громим скульптуры прихвостней царизма.

Правильно ли это? Считаю, что нет! Сегодня идеология одна. Завтра другая. А через сорок лет - пятнадцатая. И если мы, руководствуясь текущим моментом будем всех сносить, то делать новые мемориалы скульпторов не хватит. Проще тогда, как предлагал сатирик Задорнов, делать памятники с отвинчивающимися головами... Экономии ради.

Да и кого можно вырастить в таком непостоянстве? Приспособленцев? Иванов, не помнящих родства? Каким станет общество? Раздерганным на множество ненавидящих друг друга группировок?

Есть и те, кто выступает против любых общественных конфликтов. Эти люди призывают ставить памятники тем людям, личности которых не вызывают острых общественных дискуссий: защитникам Родины, таким как Суворов или Александр Невский, первопроходцам, таким как Федот Попов или Григорий Шелехов, докторам, ученым, поэтам.

По-своему неплохое предложение. Если не учитывать того, что таких однозначно бесспорных персон в истории не очень много и того, что помнить нужно не только хорошее, но и плохое. Иначе не получится извлекать из прошлого полноценные уроки и мы будем постоянно страдать «шапкозакидательством».

Кроме того, изучая деятельность личностей противоречивых, мы приобретаем навык рассуждения, который позволяет нам взять от них хорошее без плохого и лучше ориентироваться в делах наших власть имущих современников.

Наконец, есть и третья позиция. Ее занимают ученые-историки и те люди, которые наблюдают за общим мировым развитием. Они видят, что наиболее успешно развивающиеся ныне страны, такие как Великобритания, Франция, Япония или Китай, не воюют с прошлым.

В ситуации, когда памятники разнообразных прошлых эпох мирно соседствуют друг с другом, жители этих государств получают цельное представление о пути своей страны, начинают уважать ее многогранную культуру и не поджимают брезгливо губы, услышав о «традициях» и «народном».

Наверное, именно так стоит поступить и нам. Ставить памятники тем, кому они еще не установлены, оставлять те, что стоят и восстанавливать те, которые были кем-то разрушены.

Общественная дискуссия.

Вообще, традиция последних лет, согласно которой инициируется публичное обсуждение предлагаемых общественных инициатив - хорошая и нужная. Дискуссия позволяет учесть интересы большей части общества и избежать излишнего напряжения в нем.

В любом случае, народ является сюзереном нашего государства и именно его мнение относительно того, кому, где и какой н жно ставить памятник, и вообще, достойна ли памятника представленная персона, должно быть определяющим.

Поэтому, инициативу властей Москвы о местном референдуме по возможному возвращению памятника Дзержинскому на Лубянку можно только приветствовать. Пусть жители столицы решают - нужен ли он им там или нет.

Главное в деле увековечения тех или иных деятелей - это соблюдать пропорцию. В нашей стране действительно слишком много памятников, например, Ленину. Не в обиду коммунистам.

Но вместо того, чтобы их демонтировать, как поступают сейчас на Украине, лучше пойти по другому пути и поставить пропорциональное количество памятников русским царям, Сталину, летописцам, святым, дипломатам, первопечатникам, героям социалистического труда...

Наша страна достаточно велика для того, чтобы места под памятники хватило еще десяткам будущих поколений.

Какие памятники важнее именно сейчас?

Естественно, памятники основателям Русского государства. Так ответит любой разумный человек, если вспомнит о том, что памятник является еще и инструментом продвижения государственной идеологии, а также насущную необходимость в какой-то объединяющей платформе именно сейчас, когда Россия находится в состоянии серьезного внешнего давления.

Конечно же, можно вернуть и Феликса Эдмундовича на его историческое место, если этого всем так уж очень захочется. Ресурсы страны позволяют.

Но памятники князю Владимиру, который крестил Русь и определил ее цивилизационный выбор на тысячелетия, князьям Рюрику и Олегу, которые объединили разрозненные земли славян в единую державу, сейчас является гораздо более приоритетными и актуальными.

В последние годы устанавливается очень много памятников святым, героям войн, христианским и патриотическим символам. Памятники устанавливает народ. А значит, христианство и патриотизм - это те ценности, которые являются для него наиболее близкими. Государство должно учитывать и уважать этот выбор.


Данная проблема представляется мне исключительно актуальной, поскольку в наши дни это очень важная проблема на которую нужно обратить внимание потому, что многие памятники под разными предлогами демонтируют и на их месте строят магазины, стоянки и прочее.

Многие русские писатели затрагивали в своих произведениях эту важнейшую проблему. Стоит вспомнить стихотворение "Бородино" М.Ю. Лермонтова. В стихотворении "Бородино" Лермонтов обращается к одному из самых драматических моментов в русской истории- Бородинской битве. Все произведение проникнуто патриотическим пафосом, автор гордится героическим прошлым своей Родины, восхищается русскими солдатами, героями Бородинской битвы. Данный пример свидетельствует о героическом подвиге солдат, который заслуживает памяти.

Думаю и в реальной жизни есть немало примеров, иллюстрирующих данную проблему.

Например во вчерашнем выпуске новостей я услышал, что в Ростове-на-Дону установили памятник воевавшим в Донбассе добровольцам. Данное событие свидетельствует о том, что есть люди, которые готовы ценою собственных жизней отстоять мир и спокойствие граждан.

Таким образом, автор данного текста заставил меня задуматься над важнейшей проблемой сохранения памятников истории и культуры. Я пришел к выводу, что нужно сохранить памятники, ведь это историческое и культурное наследие нации, которое поможет не забыть подвиги отважных людей и знаменательные события произошедшие за все время.

Обновлено: 2018-01-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Еще на заре цивилизации. Ученые до сих пор находят древнейшие каменные изваяния, созданные первобытными скульптурами и до сих пор вызывающие вопросы и споры, что или кого они . Одно не вызывает полемики – все изображения выдуманных или реальных существ имели культовое значение. Первые памятники создавались как предметы поклонения, им приписывались магические сверхъестественные силы.Позже магической силой стали наделяться умершие вожди и уважаемые члены племен и древних сообществ. Люди стали создавать памятники для увековечивания и возвеличивания . Эта функция сохраняется и . Статуи, изображающие полководцев, правителей государств или великих писателей можно увидеть в любой стране. Благодарные отдают дань талантам или героизму своих великих соотечественников. Но в истории человечества памятники возводились не только умершим, но и живым людям. Культ живого человека и его обожествление особенно ярко проявлялись в Древнем Египте. Фараоны строили для себя гробницы и воздвигали свои рядом со статуями своих многочисленных . Эту традицию позже подхватили императоры в Древнем мире. Памятники им ставили еще при жизни, и императоры могли наслаждаться божескими почестями и прославлениями своих заслуг еще до неизбежного ухода в мир иной.Впрочем, страсть к возвеличиванию собственной персоны у великих мира сего можно наблюдать и сегодня. Прижизненные монументы устанавливались Ким Сер Ину, Сталину, Туркменбаши Ниязову, Мао и полный список этими именами не ограничивается. Как правило, инициатива сооружения памятников прославляемому лицу исходила от самого этого лица или его верных соратников. Наличие памятников здравствующим людям многие социологи рассматривают как одно из доказательств нездорового общества и тоталитарного строя в стране.С развитием общества, памятники становились все разнообразнее. Не только люди, но и животные стали удостаиваться чести быть увековеченными в бронзе и мраморе. Есть памятники животным-спасателям, погибшим на службе. Например, в Париже стоит памятник сенбернару Барри, спасавшему жизни людей, попавших под лавину. В Японии можно увидеть памятник собачей верности. Он воздвигнут в честь пса Хатико, который несколько лет ежедневно приходил на и ждал приезда своего умершего хозяина. Во многих европейских городах в последнее время появилась тенденция устанавливать необычные и забавные памятники. В Вашингтоне есть памятник людям, стоящим в очереди, в Братиславе можно увидеть памятник сантехнику, высовывающему голову из канализационного люка, а в Париже сфотографироваться рядом с памятником пальцу. Такие сооружения не несут какую-то важную социальную функцию, они сделаны для настроения, украшения города и привлечения к нему внимания туристов.Человеческая память коротка, жизнь идет своим чередом и постоянно появляются новые . Памятники не дают человечеству забыть о самых важных вехах в своей истории, о людях и событиях, которых хотелось бы помнить всегда.