Экология в произведениях детских писателей. Экология в произведениях современных писателей

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться,как друзья.

Взрослые и дети!

Природу берегите.

К её богатым недрам

Рук жадных не тяните.

Заботою и лаской

Её вы одарите

Она ответит тем же.

Вы только посмотрите:

Кругом поля бескрайние,

И родники холодные,

Леса дарами щедрые,

Озёра с гладью водною.

Всё это подарила нам

Матушка-природа.

Так будем же её беречь

За часом час,

И год за годом.

Храм природы Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)

***

О загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

***

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!

***

Как жить в XXI веке?

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма...

Внемлите, люди, слову моему

***

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Берегите природу

Берегите, ребята, природу, -

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг.

***

Мы поедем в лес

В воскресенье с мамой, с папой мы поедем в лес гулять.

Соберем грибов и ягод, будем бегать и играть,

А когда играть устанем - есть захочется немножко.

Все припасы мы достанем, напечем в костре картошки.

Мусор весь мы аккуратно соберем в большой кулек,

И в костре песком засыплем каждый-каждый уголек.

***

«Цветок земли»

Однажды, дочь спросила меня:

«Мама, откуда под нами земля,

Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»

Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.

И вновь, спросила малышка меня:

«А кто бережёт природу от зла?»

Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.

Тут вспомнила из жизни случай я…

Однажды в саду, у нас вырос цветок,

А Паша, сосед, оторвал лепесток.

Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.

Цветок наш не долго, в саду простоял.

Погиб от того что его лепестки,

Мальчишки сорвали и не сберегли.

Кузнечик не прыгает, не поет соловей.

В саду нет цветка, и нет там детей.

Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,

Когда на ней нет красоты никакой!

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

***

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ.

Учат крепкой дружбе.

***

Сама природа лечит

Сама природа лечит
На воздухе тебя,
Поедем на рыбалку,
Возьми с собой меня.
Какие там красоты,
Пером не описать,
Немного подучиться,
Художником бы стать.
Я посижу у речки,
И наловлю лещей,
Без всякого лекарства,
Я стану здоровей!

***

Человек
Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Но себя лишь он любил
И
природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа -
наша Мать!
Вырубаются
леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже
не нравится
Нет
теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой
дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все
меньше окружающей природы,
Все
больше окружающей среды.
(Виктория Киш, Наталья Осьмак)

***

Наша планета Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

***

Про рыбалку Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.

Витя выловил мочалку,
А Егор –
сковороду.
Коля –
корку мандаринки,
Саша –
старые ботинки,
А Сабина и Сосо –

От машины колесо.

Мне попались две подмётки,

Боре –
банка от селёдки,
А Серёжка на крючок

Пакли выудил клочок.

Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу –
пескаря.
Должен знать и помнить каждый:

Если мусор сыпать в пруд,

То в таком пруду однажды

Рыбы попросту помрут.

(А.
Ерошин)

***

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв)

***

Здравствуй, лес!

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!

(С. Погореловский)

***

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)

***

Как хороша была у нас вода,
И как легко у нас дышалось,

Но человек пришел - беда!
И вся природа испугалась.
И точно: потемнело все -
Дышать нам стало нечем,
А человек сказал: "Мое!" –

Настал природы вечер!
Но, человек, подумай сам,
Ты - царь природы,
Не сможешь жить ни тут, ни там
И не видать тебе свободы!
Жизнь превратится в сущий ад,
Не зацветет прекрасный сад,
И сам себе ты станешь враг!
И сам поймешь, что ты вредить "мастак"!

( Ефименко Ольга)

Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды …

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Звучит стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…».

И только ахает Природа …

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

- Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

- А что? Кислотные дожди…

Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

- Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее созданье – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

- Да сын ли ты мне, Человек?

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, –

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите…

М. Дудин.

Деревце согнулось,

Плачет по ветру.

Солнышко проснулось

Рано поутру.

Ручеек грохочет,

Песенку поет.

Старый жук хохочет,

Крылышками бьет.

Лучик прикоснулся

К деревцу рукой

Листик улыбнулся:

«Не горюй, друг мой!»

Кто же эту ветку

Деревцу сломал?

Может, здесь промчался

Трактор, самосвал?

Кто же мог нарушить

В тишине покой?

Поломать, разрушить

Может враг какой?

Нету адресата,

Только вот беда:

Деревце погибло,

Может, навсегда?!

Здесь, наверно, Вася

Вечером играл?

Веточку нечаянно

Мальчик поломал?

Ведь ломать – не строить!

Правда же, друзья?

По таким законам

Жить никак нельзя!

Помогу бедняге,

Рану завяжу.

А ребятам в классе

Правду расскажу:

Берегите, люди,

Луг, траву, цветы.

Жить нельзя на свете

Без этой красоты.

Непознанные океанические глубины, таинственные дали космоса, удивительные тропические леса, поражающие воображение горные массивы - удивительный, загадочный и таинственный мир окружает нас с незапамятных времен. Постоянное стремление человека к прогрессу, безусловно, дало свои результаты - вода течет для нас прямо из крана, а электричество и интернет стали настолько привычными, что сейчас нам трудно представить свое существование без этих благ цивилизации.

Огромные заводы, количество которых растет с каждым годом, обеспечивают современное человечество практически всеми необходимыми ресурсами. Мы освоили металл и научились использовать нефть, изобрели бумагу и порох, а огромные информационные ресурсы хранятся теперь на крошечных пластиковых носителях.

За все нужно платить

Казалось бы, жизнь современного человечества едва ли не идеальна - все под рукой, все можно купить или произвести, однако не все так гладко. В погоне за прогрессом мы упускаем из виду одну крайне важную деталь - ограниченность природных ресурсов. Ежегодно деятельность человека становится причиной вымирания огромного количества видов живых существ, не говоря уже об уничтожении лесов и существенных изменениях в климате, ведущих к катаклизмам глобального масштаба.

Одними из самых серьезных и требующих внимания вопросов являются проблемы экологии. Аргументы в пользу сохранения окружающей среды существуют самые разные, начиная от призывов к милосердию и заканчивая научными доказательствами существования угрозы планетарного масштаба.

О чем снимают кино

Если задуматься, на данный момент существует по-настоящему ошеломляющее количество кинолент, в которых раскрывается проблема необходимости В качестве примера можно привести знаменитый фильм-катастрофу «Послезавтра», в котором раскрывается тема глобального потепления, или нашумевшую в свое время картину с Джоном Кьюсаком в главной роли с минималистичным названием «2012».

По большому счету, одними из самых востребованных тем в современном (и не только) кинематографе являются именно проблемы экологии. Аргументы в пользу ограничения использования природных ресурсов буквально сыплются на зрителя прямо с экрана, однако до сих пор это не приносит существенных результатов.

Книжные страницы

Не реже встречается такого рода тематика и в литературе. Не только художественная, но и научная книжная продукция с самых разных сторон освещает всевозможные аргументы по проблеме экологии. В книге «Silent spring», к примеру, раскрывается опасность использования пестицидов, а Робин Мюррей в своей работе «Цель - Zero Waste» обращает внимание читателя на необходимость качественной утилизации отходов ради сохранения окружающей среды.

В любой классической или современной антиутопии так или иначе освещается тема иррационального использования естественных ресурсов и пагубного влияния человека на флору и фауну планеты.

По следам Рэя Брэдбери

Классическим примером художественной литературы на тему иррационального использования ресурсов и возможностей человеком можно назвать роман «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Не последнее место в произведении занимают и проблемы экологии. Аргументы автор приводит весьма впечатляющие - исчезновение крошечной бабочки может привести к по-настоящему необратимым последствиям, изменившим весь ход эволюции.

A Friend of the Earth

В данном романе описывается в не таком уж и далеком 2026 году, когда практически не осталось ни деревьев, ни диких животных. Казалось бы, какие еще требуются аргументы? К проблеме экологии в литературе обращаются многие писатели, вот и автор рассматриваемого нами произведения не скупится на масштабные сравнения былого и будущего и описание того, что Земля может потерять, если население планеты не пересмотрит свои взгляды на использование природных ресурсов.

Об этом говорил Оруэлл

Бесконечные здания всевозможных министерств, грязь, разруха, в которые погружен современный мир - вот классический пейзаж из романа «1984», в котором аргументы к проблеме экологии заключаются по большей части в сравнениях между естественностью природы и холодом камня, возведенного человеком.

«Облачный атлас»

И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии. Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.

Шумящие мегаполисы без единого следа растительности перекликаются в этом шедевре с бескрайними зелеными лесами и голубыми океанами, среди которых больше нет места человеку. Специальным мылом здесь заменяется еда, а общество обслуживается специально созданными для этого «фабрикатами», которых утилизируют и превращают в источник энергии по истечении срока годности.

Описание прекрасного

На сегодняшний день одной из самых насущных проблем считается именно проблема экологии. Аргументы из литературы на эту тему могут быть абсолютно научными и доказанными фактами, однако они не сравнятся с описаниями чистоты и красоты флоры и фауны, которыми изобилует мировая классика. Как можно не задуматься о сохранении окружающей среды, читая о девственных джунглях и океанических глубинах в «Робинзоне Крузо» Даниэля Дефо? Как можно оставаться равнодушным к спасению редких видов, держа в руках автобиографическую книгу Джой Адамсон «Рожденная свободной»?

Что для современного человечества проблема экологии? Аргументы из литературы, кинематографа и даже компьютерных игры из разряда Last of us более не способны его впечатлить. Порой кажется, что воображаемая кнопка «стоп», отвечающая за прекращение уничтожения окружающей среды, может быть нажата только в самой крайней, предельной ситуации, когда пути назад может уже не быть.

Огромное количество ведущих ученых всего мира непрерывно трубят о нависшей над человечеством угрозе, приводя все более и более весомые аргументы. На проблему экологии невозможно закрывать глаза. Все большие масштабы приобретают акции в пользу сохранения окружающей среды. Соответствующие петиции собирают миллионы и даже миллиарды подписей по всему миру, однако это не останавливает современного человека. И кто знает, к чему это впоследствии приведет…

Экология в произведениях современных писателей

"Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственноеуничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить".

Современный писатель В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении". К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Далее автор говорит о том, что "происходит постепенное привыкание к опасности", то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Вспомним проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих экспедиций.

В.Распутин в статье "В судьбе природы - наша судьба" размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. "Сегодня не надо гадать, "чей стон раздаётся над великой русской рекой". То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций", - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.

Академик Д.Лихачёв писал: "Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу". Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопли - вая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир... Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.

В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.

Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.

Центральная районная библиотека

Г. Еманжелинск

«Мы столь радикально изменяли нашу среду,

Что теперь для того, чтобы существовать в ней,

Мы должны изменить себя».

Норберт Винер.

Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели прошлых веков и современности. Слова тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» - понимались как призыв к подчинению природы человеком. Советскому человеку внушалось, что у нас много лесов, полей и рек. Так ли много – значит ли это, что природные богатства не надо беречь?

Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Так как в художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе.

Уважаемые читатели! Предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературой, поднимающей, так или иначе, вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе. Точное и емкое художественное слово заставит вас переживать за жизнь наших братьев меньших, за последствия безумной расправы со средой, окружающей человека. Вы сможете сравнить свои ощущения восприятия природы с ощущениями автора.

Художественные произведения, которые мы вам рекомендуем прочитать, находятся в фондах Центральной районной библиотеки. Произведения в списке распределены в алфавитном порядке по трем разделам:

1. классика экологической прозы

2. экологическая проза в литературно-художественных журналах

3. экологическая проза в научно-популярных журналах

К произведениям даны небольшие аннотации. Рекомендательный список литературы будет полезен старшеклассникам и читателям, интересующимся книгами о природе. Многие произведения, известные вам еще с детства, заиграют другими красками при сегодняшнем прочтении.

Приятного и полезного вам чтения!

КЛАССИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей»
Фрэнсис Бэкон

1. Айтматов, Ч.Т. Белый пароход [Текст] / Ч. Т. Айтматов: повесть. - М. : Сов. писатель, 1980. – 158 с.

Причудливо сплетаются в ранней повести Айтматова «Белый пароход» сказка и быль, и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные челове­ческие поступки. Легенда о Рогатой матери - оленихе, некогда вскормившей племя кир­гизов, осознается мальчиком как действительность, а действительность переходит в сказку, сочиненную им самим - сказку о Белом пароходе. Вера мальчика в реальность сказки подтверждается приходом на лес­ной кордон белых маралов. Мальчик знает из легенды, что люди и маралы дети одной матери - Рогатой оленихи, и потому рука человека не может подняться на своих младших братьев. Но в действительности происходит то же, что и в легенде: люди убивают маралов. Особенно страшно то, что убивает оленя самый добрый и мудрый из всех людей, окружающих мальчика, дед Момун, который и рассказал ему легенду о Рогатой матери-оленихе. Убийство марала оборвало легенду, оборвало оно и жизнь мальчика, он бросился в реку, чтобы превратиться в рыбу и навсегда уплыть от злых людей...

2. Айтматов, Ч.Т. Буранный полустанок [Текст] / Ч. Т. Айтматов: романы. - М. : Профиздат, 1989. – 605 с.

Роман «Буранный полустанок» несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из них - об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

Легенда о пастухе-манкурте становится эмоцио­нальным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность. Айтматов пишет, что гуманизация - залог эволюции мира, его проц­ветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют вос­торженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля - и мир будет уничтожен. Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт - свою мать.

3. Астафьев, В.П. Царь-рыба [Текст]: [повествование в рассказах] / В. П. Астафьев. - М. : Эксмо, 2005. – 509 с. - (Русская классика ХХ века).

В повести "Царь-рыба" не говорится впрямую о новых нормах "экологического поведения", но в споре между современным "естественным" челове­ком Акимом и циничным представителем "цивилизации" Гогой Герцевым, как в капле воды, отражается столкновение слепого, потребительского и гуманного, человеческого отношения к природе и приобретает особую убедительность, поскольку местом столкновения становятся не абстракт­ные размышления, а живые человеческие души. В книге показана "языческая" первородная свежесть ощущения природы. Поединок "царя природы" с царь-рыбой окончился поражением челове­ка. Рыба воспринимается у Астафьева как существо почти родственное человеку, льнущее к нему от боли, вызывая тем большее раскаяние в том зле, которое вносит человек в природу. В "Царь - рыбе" рыбак оказыва­ется вдруг в положении, когда приходит кара за убийство рыбы, и не просто рыбы, а воплощенного в ней женского начала природы и самой жиз­ни.

4. Васильев, Б.Л. Не стреляйте в белых лебедей [Текст] /: роман / Б. Л. Васильев; [худож. А.А. Ушин]. - Л. : Лениздат, 1981. - 167, с. : ил. - (Школьная библиотека).

Жил в селе Егор Полушкин, односельчане и жена звали его бедоносцем. Все, за что он не брался, любая работа или дело, - кончались недоразумением. Наделенный талантом истинного художника, со своим собственным взглядом на жизнь, Егор был совершенно не похож на односельчан, практичных и рассудительных. После долгих поисков он, наконец, находит свое призвание - работу лесничего. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью. Но однажды его счастье кончается - в лес приходят браконьеры…

5. Даррелл, Дж. Перегруженный ковчег [Текст] / Даррелл Джеральд; пер. с англ. И.М. Лившина. - М. : Полигран, 1992. - 159 с.

Вместе с известным английским зоологом и писателем Джералдом Дарреллом вы совершите увлекательную экскурсию в Западную Африку. В дороге вас ждут головокружительные приключения в тропическом лесу и интересные встречи с его экзотическими обитателями. Вы полюбуетесь причудливым танцем хамелеона, `сразитесь` с агрессивным вараном, посмеетесь над суевериями местных жителей...

6. Кервуд, Дж.О. Гризли; Казан; Бродяги Севера; В дебрях Севера [Текст] /Дж. О. Кервуд: [повести, роман: пер. с англ.]. - М. : Правда, 1988. - 640 с.

Действие повести «Гризли» происходит на канадском Севере. Там, в суровых и труднодоступных местах, встретились великан-медведь и маленький медвежонок, потерявший свою мать и вынужденный сам заботиться о себе. Судьба сводит вместе осиротевшего малыша и огромного раненного медведя. Их ждут увлекательные приключения, полные неожиданных открытий и подстерегающих на каждом шагу опасностей.

"Казан" - удивительная повесть, получившая название по имени главного героя... Если есть на свете существа, созданные, чтобы мы не забывали, что такое страх, то волк - один из них. Ненасытный, беспощадный хищник - вот что такое волк... А что получится, если волк наполовину собака? Но кто он, Казан: собака или волк? Преданный друг или свирепый враг?..

«Бродяги Севера» - повесть о дружбе медвежонка и щенка, которые волею судеб оказываются в суровом мире дикой и капризной природы. Животным суждено вместе пройти долгий и трудный путь. Книга, подобно яркому восточному ковру, усеяна картинами из повседневной лесной жизни.

7. Леонов Л. М. Русский лес [Текст] : роман // Собрание сочинений: в 9 т. / Л. М. Леонов; [примеч. Е. Стариковой]. - М. : Худож. лит., 1962. - Т. 9. – 823 с.

В романе «Русский лес» Леонид Леоновс патриотической страстностью поставил перед общественным мнением проб­лему разумного и бережного отношения к лесным богатствам, сохранения их для потомков. Лес в книге - это нечто большее, чем только то, из чего строят дома, что пишут на картину, где собирают землянику и о чем спорят спе­циалисты-лесоводы. Лес у Леонова - сияющий и мощный "храм жизни", меч­та о счастливых и чистых людях на прекрасной солнечной земле счастли­вых времен. Лес вместе с тем есть основа, из которой развивается обще­философская и моральная идея вечной новизны, возобновляемости жизни. Профессор Вихров - первый "экологический" герой нашей литературы. Для него лес - не просто запасы древесины, а нечто более значительное. Это летопись народное героизма от времен Киевской Руси до Ве­ликой Отечественной войны, это преемственность и будущее поколений, это - сама русская жизнь. Противостоит Вихрову профессор Грацианский, который играя в пере­довые идеи века, упрекает Вихрова в том, что тот хочет "осиротить кот­лованы пятилеток" и экстремистски заявляет: " Мы срубим все, когда придет пора, не пощадим ни Волги, ни столь любезной вам Мезени, выко­сим к чертовой матери Печору и Каму, Днепр и Двину, Ангару и Енисей и... что еще вы там под полой прячете?". В 1957 году Леонид Леонов стал первым лауреатом восстановленной Ленинской пре­мии за роман "Русский лес".

8. Лондон, Д. Белый Клык [Текст] /Д. Лондон: повести: [пер. с англ.] / Д. Лондон. - М. : АСТ, 2001. – С. 5-180. - (Библиотека приключений).

Отец Белого Клыка - волк, мать, Кичи, - наполовину волчица, наполовину собака. Пока еще у него нет имени. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. Однажды волчонок натыкается на незнакомые ему существа - людей. Злой человек делает из волка настоящего профессионального бойца для собачьих боев. Собаку спасает молодой человек, приезжий инженер с приисков, Уидон Скотт. Белый Клык довольно скоро приходит в себя и демонстрирует новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской, и это пробуждает в Белом Клыке все те чувства, которые дремали и уже наполовину заглохли в нем.

9. Паустовский, К.Г. Повесть о лесах [Текст] / К. Г. Паустовский: повесть: [худож. С. Бордюг]. - М. : Дет. лит., 1983. – 173 с. : ил. - (Школьная библиотека).

«Повесть о лесах» наиболее ярко выражает особенность творчества Паустовского. Писатель берет какой-либо подлинный случай или реального человека и, по его собственному признанию, окружает их «слабым сиянием вымысла», добиваясь этим возможности полного раскрытия человеческого характера и характера происходящих событий. В «Повести о лесах» Паустовский широко пользуется этим методом. Так в главе «Скрипучие половицы» о П.И. Чайковском есть подлинный биографический материал. Но основной задачей писателя было – передать с полной силой отношение Чайковского к лесам как к творческой лаборатории, как к тем явлениям природы, которые учат человека понимать прекрасное. Отдаленным прототипом писателя Леонтьева в повести является писатель И.Н. Соколов-Микитов – лесной человек, охотник и замечательный знаток и певец нашей русской природы.

10. Пришвин, М.М. Моя страна [Текст] / М.М. Пришвин; [послесл. П. Выходцева; худож. В. Лосин]. - М. : Современник, 1973. – 443 с. : ил. - (Классическая библиотека "Современника").

В сборнике можно найти произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца», «Царь природы». Их объединяет любовь к родной земле, стремление пробудить в читателях желание понять красоту природы, уметь разглядеть ее в обыкновенном, внешне неприметном. Наделяя животных и растения качествами, присущими человеку, одушевляя их, писатель тем самым приближает их к человеку, утверждая единство человека и природы.

11. Распутин В. Прощание с Матерой [Текст] /В. Распутин: повесть // Повести. Рассказы: в 2-х т. – М. : Дрофа, 2006. – Т. 2. – С. 5-184. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы)

В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре. Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что "край света", конец всему. Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчеза­ющей в водах времени.

12. Распутин В. Пожар [Текст] / В. Распутин: повесть // Повести. Рассказы: в 2-х т. / В. Распутин. – М. : Дрофа: Вече, 2006. – Т. 1. – С. 292-347. – (Библиотека отечественной классики)

Проблему взаимоотношений человека и природы по-своему разрешает В. Распутин в повести «Пожар». Орудием возмездия природы за нерадивое потребительское от­ношение к себе в повести выступает огонь - одна из могу­чих и неукротимых природных стихий.

13. Сетон-Томпсон, Э. Моя жизнь; Животные-герои; Судьба гонимых; Мои дикие друзья [Текст]: / Э. Сетон-Томпсон [повести, рассказы]; пер. с англ. Н. Чуковского и А. Макаровой; предисл. В. Пескова; рис. авт. - М. : Мысль, 1989. – 373 с. : ил. - (Зебра).

Книги Сетона-Томпсона «Мои дикие друзья», «Судьба гонимых» соединяют приключенческий сюжет и уроки природоведения. Научная точность в книгах Сетон-Томпсона сочетается с занимательностью изложения. Сетон-Томпсон не только рассказывает о жизни животных, об их повадках и особенностях, в каждом рассказе он восхищается силой, красотой, находчивостью и благородством своих героев. Он учит своих читателей любить и понимать живую природу, а значит беречь ее.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20