«Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих. И. С. Тургенев. Из писем

Страница 1
МБУК ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА МР БЛАГОВАРСКИЙ РАЙОН

МЕТОДИКО- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПАМЯТКА
«ОН ПРОПОВЕДОВАЛ ЛЮБОВЬ ВРАЖДЕБНЫМ СЛОВОМ

ОТРИЦАНЬЯ…»:
К 205- ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.В. ГОГОЛЯ (1809 – 1852),

РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ

с. ЯЗЫКОВО, 2014 г.

«Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих».

Из письма И.С. Тургенева Полине Виардо.1852.


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ:


Настоящая персональная памятка подготовлена к 205-летию со дня рождения Н.В. Гоголя (1809 -1852),русского писателя.

Исключительная оригинальность и самобытность творчества Гоголя определяется, в первую очередь, органической связью его поэтики с традициями народной культуры. Фольклорные образы и сюжеты, почерпнутые из преданий, народных песен и дум, сочетаются в произведениях Гоголя с жизненным реализмом, образуя неповторимый художественный синтез. Великий сатирик и обличитель, доподлинно знавший и понимавший, как неискоренимо зло в человеческой натуре, он был также гениальным лириком, тонко и проникновенно умевшим чувствовать красоту родной природы и величие человеческого духа. Гоголь объединил в своём творчестве гений двух братских народов -русского и украинского, -прочно связанных общностью происхождения, культуры и исторической судьбы и призванных к тому, чтобы составить «нечто совершеннейшее в человечестве». Он воспел героическое прошлое казачества, рыцарскую преданность отечеству и вместе с тем в песенно - поэтическом образе неудержимо несущейся птицы - тройки выразил уверенность в великом будущем своей страны и народа.

Пособие подготовлено на основе фонда и справочно-библиографического аппарата центральной библиотеки района. В памятке отражены издания за период с 1960 по 2013 годы, в пособие включена литература на русском языке. Персональная памятка подготовлена для молодёжи. Пособие может быть использовано в библиографической и справочной работе сельских библиотек района.
Гоголь Н.В. родился в 1809 году. Из малороссийских дворян. По окончании Гимназии высших наук в Нежине (1828) служил в Санкт- Петербурге. В 1831-1832 опубликовал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (8 повестей), принёсший ему литературную известность; в 1835 – «Миргород». В 1836 в пушкинском «Современнике» появились повести «Коляска» и «Нос». В том же году поставлена на сцене и напечатана комедия «Ревизор». Сокровенный смысл пьесы автор разъяснил в «Развязке ревизора» (1846): «Страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба». В 1836-48 Гоголь жил за границей (Швейцария, Париж, Рим). В 1842 выпустил 1-ый том «Мёртвых душ», задуманных как эпос в 3 томах, обнимающий собой «всю Русь» и «всё человечество в массе» (духовный смысл поэмы раскрыт в предсмертной записи Гоголя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…»). В том же году в Санкт – Петербурге вышло собрание сочинений Гоголя (Ч.1- 4), где впервые появились комедия «Женитьба», повесть «Шинель» и др. В 1843 году Гоголь приступил к работе над «Размышлениями о Божественной Литургии» (опубл. 1857), в которых выразил основы своего миросозерцания.

1840-е гг. прошли под знаком стремления Гоголя к иночеству, обеты которого он воплощал в своей жизни (главное его чтение в этот период- православная святоотеческая литература, в т.ч. «Лествица» Иоанна Синайского). Отражением духовной жизни Гоголя стала 2- ая редакция повести «Портрет» (1842): художник становится монахом (приуготовив себя жизнью отшельника, он создаёт картину, которая поражает зрителя исходящей из неё силой духа.) Путь к большому искусству, по Гоголю, лежит через личный подвиг художника. В «Портрете» он как бы наметил программу своей жизни: нужно умереть для мира, чтобы пересоздаться внутренне, а затем вернуться к творчеству.

Зимой 1843-44 в Ницце Гоголь написал духовно-нравственные сочинения («Правило жития в мире», «О тех душевных расположениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии», в которых открыл новый для себя жанр, близкий к святоотеческой традиции. К позднему творчеству Гоголя относятся составленные им молитвы и систематизированные выписки из творений Святых Отцов и Учителей Церкви, характерные скорее для писателя -аскета, чем для светского литератора. Молитвы Гоголя, написанные во 2-ой половине 1840-х годов, свидетельствуют о глубокой воцерковлённости его сознания. В 1845 Гоголь пережил творческий кризис, сжёг 1-ю ред. 2-го тома «Мёртвых душ», предпринял попытку оставить литературное творчество и поступить в монастырь.

По словам В.А. Жуковского, настоящим призванием Гоголя было монашество. Однако трагизм ситуации заключался в том, что монашеский склад не был главной стороной натуры Гоголя: в ней преобладало художническое начало. Кризис Гоголя - следствие внутреннего конфликта между духовными устремлениями и писательским даром. В начале 1847 г. Гоголь выпустил «Выбранные места из переписки с друзьями», где высказал свои взгляды на веру, Церковь, царскую власть, Россию и слово писателя. Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился к изменению общества через преобразование человека. Гоголь остро ощущал отклонение человека от христианских заповедей. В художественных произведениях он часто утверждал идеал через обличение пошлости (в смысле бездуховности), которая есть искажение образа Божия в человеке («В уроде вы почувствуете идеал того, чего карикатурой стал урод»). Единственным условием духовного возрождения России Гоголь считал воцерковление русской жизни. В феврале 1848 Гоголь совершил паломничество в Иерусалим; затем трижды посетил Оптину пустынь, где, по преданию, намеревался поселиться в скиту. В феврале 1852 сжёг бумаги, среди которых, как полагают, находилась беловая рукопись 2-го тома «Мёртвых душ». Перед кончиной соборовался, дважды исповедался и причастился. Похоронен в Свято- Даниловом монастыре в Москве. На надгробном памятнике Гоголя высечены надписи - из Апокалипсиса: «Ей, гряди, Господи Иисусе», и пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся». В 1931 останки Гоголя перенесены на Новодевичье кладбище. При жизни Гоголя ценили прежде всего как сатирика и юмориста. Многое в его творчестве стало понятно позднее. Гоголевская традиция определила не только явления в духе «натуральной школы»; но многие лирико-мистические, символические, фантастические и гротескные образы у писателей 20 в. Любое течение или направление в литературе могло по праву видеть в нём своего предтечу. Гоголь стал первым представителем глубокого и трагического религиозно-нравственного стремления, которым проникнута русская литература. Выдвинутый им идеал воцерковления русской жизни –идеал до сей поры глубоко значимый для России. Литературное значение Гоголя огромно. Его именем назван целый период русской литературы. И всё – таки в сознание современников и последующих поколений он вошёл как образец русского писателя, живущего мыслью о личной ответственности за то дело, к которому призван.


БИБЛИОГРАФИЯ:


ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.В. ГОГОЛЯ:
-Гоголь, Н.В.

Полное собрание сочинений в одном томе [ Текст] /Н.В. Гоголь.-М.:»Издательство АЛЬФА- КНИГА»,2009.-1231с.:ил. - (Полное собрание в одном томе)

Гоголь, Н.В.

Собрание сочинений [ Текст]:В 8 т.т.! /Н.В. Гоголь.-М.: «Правда»,1984.-384с.

Гоголь, Н.В.

Избранное [ Текст] /Н.В. Гоголь.-М.:Дет. лит.,2001.-523с.,ил.-(Б-ка мировой литературы для детей,т.38).

Гоголь, Н.В.

Избранное [ Текст] /Н.В. Гоголь.-М.:Профиздат,1995.-416с.- (Б-ка отечественной классики).

Гоголь, Н.В.

Вечера на хуторе близ Диканьки;Миргород; Повести; Ревизор:Комедия [ Текст] / Н.В. Гоголь.- М.:Мир книги,Литература,2008.-496с.- (Бриллиантовая коллекция).

Гоголь, Н.В.

Выбранные места из переписки с друзьями [ Текст] /Н.В.Гоголь.-М.:Сов.Россия,1990.-432с.

Гоголь, Н.В.

Миргород[ Текст] :Повести /Н.В. Гоголь.- М.: ООО «Издательство АСТ «Харьков: «Фолио»,2001.-384с.- (Мировая классика).

Гоголь, Н.В.

Повести,Пьесы, «Мёртвые души» [ Текст]:Серия вторая.т.75 /Н.В. Гоголь.-М.:Изд-во «Художественная литература»,1975.-655с.- (Библиотека Всемирной литературы).

Гоголь, Н.В.

Проза.Статьи [ Текст] /Н.В. Гоголь.- М.: «Сов.Россия»,1977.-384с.- (Российские повести и рассказы).

Гоголь, Н.В.

Пьесы [ Текст] /Н.В. Гоголь.- М.: «Молодая гвардия»,1977.-256с.- (Школьная библиотека).

О нём:
- Виноградов, И.А.

Гоголь- художник и мыслитель[ Текст]: Христианские основы миросозерцания /И.А. Виноградов.-М.: «Наследие»,2000.-448с.

- «В лета моей юности» Н.В. Гоголь на Полтавщине [ Текст]:Фотоальбом /Сост.-Н.А. Высоколова.-М.: «Планета»,1991.-288с.- (Памятные места).
- Воропаев, В.А.

Н.В. Гоголь:Жизнь и творчество [ Текст]:В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам /В.А. Воропаев.-М.:Изд-во МГУ,1998.-128с.- (Перечитывая классику).


- Гоголь, Н.В.

Повести.Мёртвые души [ Текст]:Критика и комментарии.Темы и развёрнутые планы сочинений.Материалы для подготовки к уроку /Н.В. Гоголь.-М.:ООО «Издательство АСТ»: «Олимп»,2002.-688с.-(Школа классики).


-История русской литературы XIX века [ Текст]:т.1 /Под ред. –Ф.М. Головенченко,С.М. Петрова.-М.:Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР,1960.-С.336-384.
- История русской литературы XI- XIX веков[ Текст]:Учебное пособие для вузов /Под ред.- В.И. Коровина, Н.И. Якушина.-М.:ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС»,2001.-С.266-296.
- Калашник, Е.Б.

Высокая мудрость простоты [ Текст]:О жизни и творчестве Н.В. Гоголя /Е.Б. Калашник //Читаем,учимся,играем.-2013.-№2.-С.42-48.


- Кто есть кто в мире [ Текст] /Гл.ред.- Г.П. Шалаева.- М.:СЛОВО,Эксмо,2007.-С.291-292.
- Кулешов, В.И.

История русской литературы XIX века[ Текст] :Учеб.пособие /В.И. Кулешов.-М.:Издательство МГУ,1997.-С.208-264.


- Манн, Ю.В.

Поэтика Гоголя [ Текст] :2-е изд.,доп /Ю.В. Манн.-М.:Худож.лит.,1988.-413с.


-Новая Российская энциклопедия [ Текст] :В 12 т.т.4(2):Гамбургская-Головин /Редкол.-А.Д.Некипелов,В.И. Данилов-Данильян и др.-М.:ООО «Издательство «Энциклопедия»:ИД «ИНФРА- М»,2003.-С.450-451.-(Энциклопедия).

Смирнова, Е.А.

Поэма Гоголя «Мёртвые души» [ Текст] /Е.А. Смирнова.-Ленинград:Издательство «Наука» Ленинградское отделение,1987.
- Энциклопедия литературных героев:Русская литература XVII- первой половины XIX века[ Текст] .-М.:Олимп:ООО «Издательство АСТ»,1997.-С. 126-206.
- История всемирной литературы [ Текст] :В 9 т.т.6.-М.:Издательство «Наука»,1989.-С.369-384.

Составила библиограф Ткачева И.Н.
страница 1

И. С. Тургенев. Из писем

…Нас поразило великое несчастие: Гоголь умер в Москве, - умер, предав все сожжению, - все - 2-й том «Мертвых душ», массу оконченных и начатых вещей, - одним словом, все. Вам трудно будет оценить, как велика эта столь жестокая, всеобъемлющая потеря. Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью в настоящую минуту. Для нас это был более, чем только писатель: он раскрыл нам себя самих. Он во многих отношениях был для нас продолжателем Петра Великого. Быть может, вам покажутся слова эти, - как написанные под влиянием горя, - преувеличением. Но вы не знаете его; вам известны только самые незначительные из его произведений; но если б даже вы знали их все, то и тогда вам трудно было бы понять, чем он был для нас. Надо быть русским, чтобы это чувствовать. Самые проницательные умы из иностранцев, как, например, Меримэ, видели в Гоголе только юмориста на английский манер. Его историческое значение совершенно ускользает от них. Повторяю, надо быть русским, чтобы понимать, кого мы лишились…

Из книги Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности автора Маяковский Владимир Владимирович

Адрес для писем Борису Федоровичу Малкину

Из книги Гоголь в русской критике автора Добролюбов Николай Александрович

Из писем И. С. Тургенева П. Виардо С.-Петербург. 21 февраля 1852 г.…Нас поразило великое несчастие: Гоголь умер в Москве, - умер, предав все сожжению, все - 2-й том «Мертвых душ», массу оконченных и начатых вещей, - одним словом, все. Вам трудно будет оценить, как велика эта

Из книги Гоголь в воспоминаниях современников автора Панаев Иван Иванович

В. Г. Белинский. Из статей и писем

Из книги Публицистика автора Платонов Андрей Платонович

Из книги Антиох Кантемир и развитие русского литературного языка автора Веселитский Владимир Владимирович

Из книги Избранная проза и переписка автора Головина Алла Сергеевна

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

Из писем к А.Л. Бему 1.Дорогой Альфред Людвигович, получила сегодня Ваше письмо и отвечаю сразу же. Конечно, я соглашаюсь со всеми условиями, хотя новое правописание для сборника (а не для себя лично) мне не особенно по душе - но раз ничего не поделаешь, то Бог с ним. Деньги -

Из книги Лермонтов. Исследования и находки автора Андроников Ираклий Луарсабович

Из книги На рубеже двух столетий [Сборник в честь 60-летия А. В. Лаврова] автора Багно Всеволод Евгеньевич

Из книги С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры автора Вацуро Вадим Эразмович

Из книги Избранные труды автора Вацуро Вадим Эразмович

Из книги Стихотворения. 1915-1940 Проза. Письма Собрание сочинений автора Барт Соломон Веньяминович

Строки из писем 1841 года Весть о том, что Лермонтов убит на дуэли Мартыновым, дошла до Москвы и до Петербурга в конце июля - начале августа с кавказской почтой и распространилась среди читающей публики только благодаря частным письмам. Напрасно тогдашний читатель

Из книги автора

«Из новейших одобрялся несомненно один Тургенев…» (К теме И. С. Тургенев и Н. С. Лесков)[*] Его стихи, конечно, мать Велела б дочери читать. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. 2, XII; вариант) 1«Таинственные» повести Тургенева быстро стали мишенью не только журнальной

Из книги автора

Из книги автора

А. Е. Измайлов Из писем к… Вы почиваете, а я давно не сплю; Об вас все думаю, все вами занимаюсь - Ах! С… Д…, как много вас люблю! Я в Царское Село сегодня собираюсь И тамо на коре дерев или древес Тем карандашиком, что вы мне подарили. Писать я буду букву: S. Ах! если

Из книги автора

ИЗ ПИСЕМ С. В. БАРТА Письма к А. Л. Бему 1Многоуважаемый Альфред Людвигович,Ваш неожиданный приезд в Варшаву был для меня событием, к которому я готовился с большим душевным напряжением. Какой соблазн иметь возможность лично Вас послушать, удостоиться беседы с Вами, узнать

Подобный материал:

  • Экзаменационный реферат по литературе система образов в поэме н. В. Гоголя «мёртвые , 378.08kb.
  • Николаю Васильевичу Гоголю не исполнилось еще и 20 лет, когда он принимает решение , 69.07kb.
  • Николая Васильевича Гоголя. Именно 2009 год был объявлен юнеско годом Гоголя, чьё творчество , 255.47kb.
  • «Народные костюмы Южного Урала» , 47.49kb.
  • Урок «Поэма…великих страстей» (В. Г. Белинский) , 167.56kb.
  • Экзаменационные билеты по литературе для 7 класса (углублённое изучение предмета) , 19.18kb.
  • Знаешь ли ты жизнь и творчество Н. В. Гоголя?1 , 21.68kb.
  • Урок литературы в 6 классе Творчество Н. В. Гоголя , 63.21kb.
  • Лекция по литературе в 9 классе Души мертвые и живые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые , 101.94kb.
  • М. Рощин муж и жена , 1024.74kb.
200 – летнему юбилею Н.В.Гоголя

Православное изучение творчества Н.В. Гоголя в школе

Для нас он был больше, чем писатель:

он раскрыл нам нас самих.

Из письма И.С.Тургенева Полине Виардо. 1852г.

Творчество Н.В.Гоголя изучается в средней образовательной школе, начиная с 5 класса. Образовательная программа Министерства образования РФ ставит следующие вопросы для изучения: «Н.В.Гоголь – великий сатирик»;

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: Близость повестей к народному творчеству;

«Майская ночь, или Утопленница»: Сказочное и реальное в повести; Поэтичность языка в описании бытовых сцен; Пейзаж майской ночи;

«Тарас Бульба»: Патриотический пафос повести; Боевое товарищество Запорожской Сечи; её нравы и обычаи; Любовь к Родинекак источник формирования необыкновенных характеров; Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

«Ревизор»: Жизненная основа комедии; Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия; Мастерство композиции и речевых характеристик; роль авторских ремарок; Общечеловеческое значение характеров в комедии; «Ревизор» в театре и в кино.

Нет в Образовательной программе МО РФ таких, например, тем, как «Н.В.Гоголь – христианин», или «Священное Писание в жизни Гоголя», «Пребывание Гоголя на Святой Земле», «Паломничество в жизни Гоголя», связанных с мировоззрением великого русского писателя, чей 200 – летний юбилей мы отмечаем в этом году.

Известно, что Гоголь ежедневно читал Евангелие, и «именно Евангелием проверял Гоголь все свои душевные движения…. И судил Гоголь свои произведения именно в свете Евангелия». 1 А «поездки Гоголя по святым местам можно с полным правом назвать паломничеством – они всегда были для него насущно необходимы как в литературном, так и в духовном отношении, а то и другое сливалось у Гоголя (и особенно в последнее десятилетие его жизни) воедино». 2

Попробуем взглянуть на творчество великого писателя с христианской точки зрения, отражающей суть его мировоззрения. Рассмотрим некоторые аспекты его произведений с точки зрения христианской морали.

«Ночь перед Рождеством». В этой повести, помимо поэтизации чистой, светлой любви, завораживающих ярких описаний природы, картин народной жизни, её поэзии и праздничности просматривается христианская мораль: таинственная помощь любящим. Анализируя образ Вакулы, отметим его христианский характер, который, прощаясь с парубками кричит: «Скажите отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе. Свечей к иконам Чудотворца и Божией Матери, грешен, не обмалювал за мирскими делами»; «Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь». Без специального комментария учителя учащимся вряд ли будет понятен смысл слов: панихида, грешная душа, церковные свечи, иконы Божией Матери (их много), Николая Чудотворца, жертва на церковь, которые использует писатель в своём произведении. Необходимо объяснить учащимся эти понятия, сказав, что значат они и для самого писателя. «В завещании Гоголь советовал сестрам открыть в своей деревне приют для бедных девиц, а по возможности превратить его в монастырь, и просил: «Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались». 3

«Малороссия христианская с еще не изжитыми языческими обрядами. Украинский вариант «Фауста»: кузнец Вакула обращается за помощью к ч…, но не губит свою душу бессметрную, а побеждает ч… крестным знамением», - отмечает С.Е.Шамаева. 4 На уроке можно объяснить учащимся понятия: бессмертная душа, сила крестного знамения; познакомить с молитвой «Да воскреснет Бог…».

Радостный финал повести: «Итак, вместо того, чтобы провесть, соблазнить, одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен». Свой грех (общение с лукавым) Вакула по-христиански отмолил (прочитаем вместе с детьми пример в тексте). Отметим, что человек испытывает чувство радости от того, что он не беззащитен под натиском зла. На уроках при изучении данного произведения идёт развитие понятия: защита от врага (невидимого) – крест, крестное знамение, молитва «Да воскреснет Бог…», жизнь по Христианским Заповедям!

В повести «Майская ночь, или Утопленница» отметим интерес писателя к народным обрядам, быту, близость к распространенным народным преданиям и повериям. Яркие картины природы, нарисованные писателем, убеждают в том, что Мир создан как творение Божие, как гармония. Трижды дает Гоголь прекрасное описание украинской ночи: «Знаете ли вы украинскую ночь?...», которые подводят к выводу: «Дивны дела Твои, Господи!». Эти слова, по праву, можно назвать лейтмотивом повести.

Евангельская заповедь любви для Гоголя была смыслом его жизни. Об этом сам писатель говорил в «Завещании», напечатанном в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Наверное, оттого так много поэтизации чистой, светлой любви в его произведениях. Вот и в повести «Майская ночь, или Утопленница» герои Левко и Ганна впитали в себя прекрасную христианскую мораль любви. Они говорят о Боге, о девственной ночи. Здесь народные предания сливаются с библейскими текстами: «У Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Ее ставят перед светлым Воскресением святые Архангелы, и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов Праздник ни одного духа не бывает на Земле» (текст, гл. I). Можно рассказать учащимся о том, что образ лестницы (в церковнославянском языке - «лествицы»), соединяющей землю с небом, - один из любимейших у Гоголя. Это мы и видим в данном эпизоде произведения. В православной святоотеческой литературе «лествица» - один из основных образов духовного возрастания. Он восходит к Библии, а именно, 28главе Книги Бытия (ст.10-17), где описывается видение Иакова: «И сон виде; и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаша до небесе, и ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней». Этот фрагмент входит в паремии (избранные места из Священного Писания), читаемые в церкви на Богородичные праздники, и встречается во многих акафистах Пресвятой Богородице: «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог», Николаю Чудотворцу, небесному покровителю Гоголя: «Радуйся, лествице, Богом утвержденная, еюже восходим к небеси» Примеры такого словоупотребления мы находим и в выписках Н.В.Гоголя. Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, и делал из неё подробные выписки.

А перед своей кончиной Гоголь дважды исповедовался и причастился Святых Тайн, а также соборовался. Предсмертными его словами были: « Лестницу, поскорее, давай лестницу!» Подобные же слова о лестнице сказал перед смертью святитель Тихон Задонский, один из любимых писателей Гоголя, сочинения которого он перечитывал неоднократно. 5

Находит отражение в повести и тема послушания родителям. Панночка

«… стала выполнять отцовскую волю» (текст, гл. I). Тема мачехи – ведьмы перекликается с моралью народных сказок: мачеха несет в себе черное начало. Зло коварно: оно маскируется под добро (мачеха превратилась в утопленницу. Левко увидел в ней «что-то черное» во время игры в ворона). Распознав зло, Левко спас панночку: «Дай Бог тебе Небесное Царство, добрая и прекрасная панночка…». 6 Отсюда – сказочность повести.

При анализе повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» много вопросов рассматривается с православной точки зрения. Это и верность своему Отечеству, православной вере, это – и тема материнского благословения… «Теперь благослови, мать, детей своих! - сказал Бульба. - Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то, пусть лучше пропадут... Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасет», - читаем с детьми в тексте (гл.1) очень важные слова о силе материнского благословения. Проводим беседу с детьми, выясняем, кого из детей мама благословляет перед школой, вообще, перед каждым добрым делом и начинанием. Разве может православный учитель пройти мимо этих слов, не акцентируя на них внимания? Также, как и мимо следующего эпизода в изображении Запорожской Сечи, являющейся нравственным идеалом Гоголя: «Пришедший являлся только к кошевому; который обыкновенно говорил:

Здравствуй! Что, во Христа веруешь?

Верую! – отвечал приходивший.

И в троицу Святую веруешь?

И в церковь ходишь?

А ну, перекрестись!

Пришедший крестился.

Ну, хорошо, - отвечал кошевой, ступай же в который сам знаешь курень. Этим оканчивалась вся церемония. И Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать её до последней капли крови…» Эпизод этот обязательно читаем вслух и анализируем, выясняем, какие качества, по мысли Гоголя, вырабатывала Сечь в запорожцах. Приходим к выводу о том, что «Сечь, по мысли Гоголя, вырабатывала в запорожцах инициативу, чувство ответственности за свободу родины. …Качества, которые вырабатывала в казаках Сечь и которые были для них высшей нравственно – этической нормой: будь честен и справедлив, смел и храбр, отважен и вынослив, метко стреляй и яростно руби саблей,… будь верен товариществу, береги козацкую честь, больше всего на свете люби мать – Отчизну». 7

Любовь к Родине, готовность отдать жизнь за Отечество рассматриваем на примере героической смерти Остапа. «Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу». Здесь вспоминаем Евангельские слова: «Испить чашу страданий», «Блажен, кто душу свою положит за други своя». Комментируя их, приходим к выводу о вере писателя в силу русского народа: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Учителю можно посоветовать познакомиться со статьёй «Жива вера – жив народ. Н.В.Гоголь и русско – украинский вопрос» Владимира Воропаева, профессора МГУ, в которой даётся комментарий произведения: «Читая «Тараса Бульбу», понимаешь, что нет на свете преступления более страшного и позорного, чем измена Родине. Младший сын Тараса, презрев священный долг, увлекся красивой полячкой и перешел на сторону врагов Сечи. Как грозное возмездие воспринимает Андрий своею последнюю встречу с отцом. На вопрос Тараса «Что сынку! Помогли тебе твои ляхи?» -Андрий «был безответен». «Так продать? продать веру? Продать своих?» Не чувствует жалости к сыну-изменнику Тарас. Без колебания вершит он свой суд: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Покорно принимает Андрий приговор отца, понимая, что нет у него и не может быть оправдания. Он не только предатель, но и богоборец, так как, отрекаясь от родины («Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны?»), он отрекается от Божьего установления: только Он указывает каждому место его рождения, и человек должен любить данную ему Богом родину.

А вслед за этим попадает в плен старший сын Тараса Остап. С риском для жизни пробирается в стан врагов отец, чтобы поддержать его в трудную минуту мучительной казни. Вскоре и сам Тарас мужественно погибает в огне, распятый на дереве. В последние минуты он думает не о себе, а о товарищах, о Родине. «…Уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана. «Прощайте товарищи!- кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы боялись казаки? Постойте же, придет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!... Гоголю важно показать, что запорожцы сражаются и умирают за православную веру». 8 Здесь можно и нужно с учащимися провести беседу о православной вере. Потому что об этом говорит Гоголь устами своих героев. И пройти мимо этого нельзя. Но кто из учителей общеобразовательной школы ведёт с учащимися беседу на эту тему? Тогда как же ученики смогут понять величие личности Гоголя?

При изучении комедии «Ревизор» обращаем внимание на роль эпиграфа, в котором сформулирована идея произведения: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Народная пословица подразумевает под зеркалом Евангелие. «Примечательно, что Гоголь сам обращался к этому образу. Так, в декабре 1844 года он писал М.П.Погодину: «Держи всегда у себя на столе книгу, которая бы тебе служила духовным зеркалом»; а спустя неделю – А.О.Смирновой: «Взгляните также на самих себя. Имейте для этого на столе духовное зеркало, т.е. какую-нибудь книгу, в которую может смотреть ваша душа.»…Но как всякий христианин обязан жить по Евангельским заповедям, подражая Христу (по мере своих человеческих сил), так и Гоголь–драматург по мере своего таланта устраивает на сцене свое зеркало.» 9

Попытаемся донести до детей мысль о том, что вся комедия – иллюстрация к словам Ф.М.Достоевского: «Без Бога все дозволено». В «Ревизоре» Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать. Но самое главное, они привыкли к беспечности в духовной жизни. Зрители смеются над героями, которые погибают духовно.

Главная идея «Ревизора» - идея неизбежного духовного возмездия, которого должен ожидать каждый человек. Заключительная сцена «Ревизора» есть символическая картина именно Страшного Суда 10 . Нужно объяснить учащимся понятие Страшного Суда – Суд Господень, напомнить Евангельские слова: «Берегитесь любостяжания» (Лк, 12, 15).

И, наконец, «Мёртвые души» - произведение, задуманное автором как отражение многообразия русской жизни.

С самого начала «Мертвые души» были задуманы в общерусском, общенациональном масштабе. «Начал писать «Мертвые души», - сообщал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года. – (…) Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». И это ему удалось в полной мере!

Талант, данный ему Богом, Гоголь хотел направить для прославления Бога и на пользу людям. И чтобы достичь этого, он должен был очистить себя молитвой и истинно христианской жизнью. Преображение русского человека, о котором мечтал Гоголь, совершалось в нем самом. Жизнью своей он продолжил свои писания. 11

Лариса Леонидовна Телегина,

Учитель русского языка и литературы

МОСШ №8 г.Нижневартовск.

Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих. И. С. Тургенев

Иванович § § § § § 1. Бекеша 2. Прекрасный дом 3. Сад: яблони, груши, черешня, подсолнечники, дыни 4. Очень любит дыни 5. Любит обедать в одной сорочке под окном 6. Больше 10 лет овдовел, детей нет 7. Богомольный человек 8. Сам никого не любил угощать, но подарки любил получать 9. Говорит всегда очень приятно 10. Худощав, высокого роста, голова похожа на редьку хвостом вниз § § § 11. Отдыхает после обеда, к вечеру идёт в гости 12. Очень сердится, если попадается ему в борщ муха 13. Бреет голову 2 раза в неделю 14. Чрезвычайно любопытен 15. Боязливого характера 16. Большие выразительные глаза табачного цвета, рот похож на букву ижицу 17. Не любит блох §

Иван Никифорович § 1. Не был женат § 2. Больше молчит § 3. Ниже Ивана Ивановича и толст, голова похожа на редьку хвостом вверх § 4. Весь день лежит на крыльце, никуда не хочет идти § 5. Чрезвычайно любил купаться, пить чай в прохладной воде § 6. Бреет бороду 1 раз в неделю § 7. Не покажет на лице: доволен или сердит § 8. Шаровары в широких складках, в которых можно было бы поместить двор с амбаром и строением § 9. Глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щёк, нос в виде спелой сливы § 10. Не любит блох

§ В “Повести о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем” реалистические и сатирические мотивы творчества Гоголя резко углубляются. Автор обличает историю глупой тяжбы двух миргородских обывателей. Чувство горечи и гнева – вот что вызывает у писателя поведение обоих героев. Благодаря резкой замене юмористической тональности смысл повести раскрывается особенно ярко. Весёлая история становится глубоко драматичной картиной реальной жизни. Люди, подобные Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу не вымышлены писателем. Они на самом деле существуют, они среди нас. § Характеры героев осмыслены автором очень обстоятельно. Это два закадычных приятеля. Но каждый из них себе на уме. Казалось, ничто не может помешать их дружбе. Но всего лишь нелепый случай заставил их ненавидеть друга, превратил приятелей в злейших врагов.

§ В этом произведении особенно ярко проявляется ироническая манера гоголевского письма. Его сатира никогда не раскрывается обнажено. Авторское отношение к миру на первый взгляд выглядит очень добродушным, беззлобным. Иванович называется “прекрасным человеком”, доброта так и бьёт из него ключом. Каждое воскресенье в своей знаменитой бекеше он отправляется в церковь. А после службы, побуждаемый добротой, непременно обойдёт нищих. Увидит нищенку и заведет с ней сердечный разговор. Но вместо того, чтобы подать ожидаемую милостыню, он поговорит-поговорит и уйдёт прочь. Доброта и сердобольность Ивана Ивановича оборачиваются лицемерием и жестокостью. Таков и его приятель. “Очень хороший также человек Иван Никифорович”.

Иван Никифорович Он не столько высок, сколько “распространяется в толщину”. Лежебока и ворчун, не следит за своей речью и порой допускает такие словечки, что его сосед Иванович, “эстет”, только говорит в ответ: “Довольно, довольно, Иван Никифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова”. Впрочем, заключает автор, несмотря на некоторые несходства, оба приятеля “прекрасные люди”.

средства внешнего комизма § Разнообразны средства внешнего комизма в произведении. Это нелепые фамилии и имена (“Пупопуз”, “Перепеленко”), смешные положения (“дверь затрещала и передняя половина Ивана Никифоровича высадилась в присутствие; остальная оставалась ещё в передней”), алогизмы (“Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением”).