Как ведет себя ребенок в первый месяц. Первый месяц жизни новорожденного: что важно знать

Первый месяц жизни ребенка длится 3-4 недели. Это время принято называть новорожденным периодом, который характеризуется рождением крохи на свет и его послеродовым развитием до появления первой в его жизни улыбки. В этот период важно понимать, какие задатки должны сформироваться у малыша и по каким показателям оценивать его развитие, чтобы не упустить отклонения от нормы.

Бодрствование в жизни крохи составляет полчаса в первые дни после рождения и 2,5-3 часа – к началу второго месяца жизни. Все остальное время малютка спит, периодически просыпаясь от дискомфорта или голода. Четкого времени, разделяющего отдых, уход и веселье, в первое время нет.

Поскольку органы и системы не развиты, все движения новорожденного осуществляются хаотично, верхние и нижние конечности находятся в согнутом положении из-за отсутствия разгибателей мышц. Ребенок не может еще полноценно смотреть двумя глазками на предметы, выражать эмоции, сообщать о чем-то окружающим.

Все что он может – плакать и слышать звуки. Еще в утробе плод привык к голосу матери. Теперь после рождения важно не прекращать свое общение с новорожденным. Идеально, если во время сна вы включите малышу классическую музыку или звуки природы либо же споете колыбельную. У младенца есть склонность отличать материнский голос среди разнообразия звуков. Услышав голос матери, у крохи одновременно активизируются слуховой и зрительный анализаторы.

Этапы развития

К концу первого месяца жизни малыш должен научиться:

  • Останавливать взгляд на предметах, сосредоточенно смотреть на них;
  • Менять направление взгляда при перемещении игрушек в разные стороны;
  • Реагировать на звуки;
  • Смотреть на родителей, когда они разговаривают и играют с ним;
  • Выражать улыбку в ответ на приятные эмоции, например, контакт с мамой (при этом важно различать осмысленную и физиологическую улыбки: вторая из них – рефлексная реакция, первая – показатель нормального психо-эмоционального развития).

Адаптирующий период

В период развития и адаптации младенца к окружающей среде важен не только уход, но и формирование у ребенка основных анализаторов, позволяющих заложить основы для дальнейшего развития.

Родители могут самостоятельно оценить эмоциональное и психическое состояние своего чада по наличию у него основных рефлексных движений. Среди рефлексов 1-месячного ребенка выделяют:

  • «Подошвенный» (оценивается по способности ребенка отдергивать ножку при касании рукой к пальчикам или пяточке);
  • «Сосательный» (проверяется умения захватить палец ртом при проведении его по губам крохи);
  • «Хватательный» (определяется способность сжатия кулачком малютки кончика пальца мамы).

В случае, если выше перечисленные рефлексы присутствуют, новорожденный развивается нормально. Если же один или несколько рефлексов отсутствуют, это плохой признак, свидетельствующий о торможении в послеродовой период. В этом случае нужно срочно показать новорожденного педиатру.

В первый месяц после рождения младенец может плакать по причине:

  • Мокрых пеленок;
  • Дискомфорта (ему может быть неудобно лежать, что-то давит);
  • Голода;
  • Болезни.

Проблема «мокроты» легко решается перепеленанием, дискомфорта — более удобной одеждой и мягкой постелью, голода — прикладыванием к груди, болезни — посещением педиатра.

Режим дня

Время Режим дня
05.00 Первое утреннее кормление. Объем питания в среднем 50 мл.
08.00-09.00 Второе кормление (около 50 мл)
09.00-12.00 Сон
12.30 Третье кормление (50 мл), сон, игры
16.00-16.30 Четвертое кормление (50 мл)
16.30-17.30 Бодрствование (игры, прогулка на улице)
18.00-19.00 Сон
19.00-20.00 Пятое кормление (50 мл), сон
20.00-21.00 Купание, сон
00.00 Шестое кормление (50мл), сон
03.00 Седьмое кормление (50 мл)

В первые 2-3 недели новорожденный большую часть дня спит, временами просыпаясь, чтобы поесть. Как правило, время сна составляет 18-20 часов в сутки. Режим дня в этот период формируется родителями, исходя из этапов питания. Обычно к началу второго месяца жизни у малыша вырабатывается стабильный дневной распорядок. Периоды между уходом и кормлениями должны соблюдаться в пределах 2-2,5 часов.

Прогулки

Выгуливать малыша лучше всего с 10-12 дня после выписки из роддома. Для прогулок подойдет как коляска, так и слинг либо конверт. Если вы остановили свой выбор на коляске, она должна быть максимально мягкой, удобной внутри, прочной и глубокой, чтобы малыш не выпал из нее.

Периодичность прогулок должна определяться погодными условиями и состоянием здоровья малыша. Если кроху ничего не беспокоит, а на улице стоит ясная сухая погода, знакомство ребенка с улицей должно осуществляться ежедневно, начиная с 10-15 минут в первые дни, и заканчивая 2 часами к концу первого месяца жизни.

Правила гигиены грудничка

Ежедневная гигиена и уход очень важны для крохи. Чтобы малыш рос крепким и здоровеньким, необходимо утром умывать его, прочищать ушки специальными ватными палочками, смазывать кожу гигиеническим детским кремом. В подмываниях младенец нуждается после каждого опорожнения кишечника.

Купания также важны для ребенка. Их следует проводить через день в специальной детской ванночке при температуре 37 градусов. В использовании каждый раз детского мыла нет особой необходимости. Им можно помыть ребенка 1 раз в 2 недели. Сразу же после принятия ванны нужно укутать новорожденного в теплое полотенце из натуральной ткани, пеленку или теплый махровый халат.

Во избежание попадания инфекции после каждого купания не забывайте обрабатывать область пупка крохи зеленкой.

Какие действия могут навредить ребенку?

По приезду из роддома родители боятся брать кроху на руки, боясь сделать это неправильно. А ведь уход за младенцем не исключает телесного контакта с ним. Чтобы не бояться контактировать с малышом, следует знать, как правильно брать его на руки. Учитывая, что кроха маленький, хрупкий и нежный, запрещается:

  • Дергать его за конечности;
  • Сажать;
  • Поднимать за руки;
  • Держать с запрокинутой назад головкой;
  • Резко переворачивать.

Правильно держать ребенка на своей левой руке, поддерживая при этом головку младенца локтем, а ножки правой рукой. В идеале положение малыша должно иметь опору в трех местах – области затылка, лопаток и таза.

Что может беспокоить 1-месячного младенца?

Не стоит паниковать при каждом плаче новорожденного. Младенческий крик – это своеобразное поведение, цель которого – привлечь внимание родителей при каком-либо дискомфорте. Услышав плач ребенка, нужно подойди и выяснить причину подаваемого сигнала, после чего указать необходимый уход.

У младенцев причинами плача могут быть:

  • Голод;
  • Мокрые пеленки;
  • Боль;
  • Просьба взять на руки.

Первая причина устраняется путем кормления, вторая — сменой подгузника, третья – выявлением причин боли и походом к доктору, четвертая – телесным контактом. Иногда бывает достаточно просто сменить подгузник, чтобы малыш успокоился.

Какие игрушки предложить младенцу?

У младенца еще не выработалась зрительная функция смотреть пристальным взглядом на игрушки. Поэтому лучше предлагать крохе какую-то одну погремушку без попадающих в поле зрения сторонних предметов. Такой подход позволит выделить яркость игрушки и ее лучшее запоминание. Специальные игровые модули и гирлянды можно будет использовать чуть позже, после того как закончится период новорожденности.

Для крохи в начале второго месяца жизни характерны:

  • Реакция на любые посторонние звуки (это может быть поворот головы, движения ножками); часто видно, как ребенок затихает и прислушивается;
  • Пристальное сосредоточивание взгляда на яркой игрушке;
  • Повороты головкой в сторону света;
  • Поднятия на несколько секунд головки из положения «на животике»;
  • Ответная улыбка на голос родителей;
  • Издание коротких хриплых звуков в ответ на колыбельные, сказки, стихи, которые произносят родные.

Что должно насторожить?

Уход за ребенком в 1 месяц жизни очень важен. Всегда до и после купания тщательно осматривайте тело крохи. Быть может, вы заметите какие-то пятнышки, высыпания, прыщики на коже. Это могут как аллергические реакции, так и признаки серьезных заболеваний. В таком случае, важно вовремя показать малыша педиатру.

Тревожными симптомами для беспокойства являются:

  • Гнойнички с красным ободком в виде пузырьков, заполненные жидкостью желтого цвета (свидетельствуют о гнойно-воспалительном процессе в организме);
  • Кровоточивость пупочной ранки (показатель заражения вследствие попадания инфекции);
  • Утрудненное дыхание, одышка (признак сердечной недостаточности);
  • Закись глаз (инфекционный процесс).

В педиатрии выделяют такое понятие как «входные ворота инфекции». Сюда относят все выше перечисленные состояния. Все, что должны сделать родители, — немедленно обратиться за консультацией к специалисту. Конечно, первые симптомы болезней до посещения врача можно устранить самостоятельно, обработав, например, пупок или прыщики перекисью водорода, чтобы не дать возможности инфекции развиться. Но запускать ситуацию ни в коем случае нельзя. В ином случае, есть риск абсцесса и летального исхода.

Тревожными симптомами также являются резкие перемены в поведении. Следует обращать внимание на питание, бодрствование, сон. Если вы заметили, что ранее охотно евший малыш отказывается от приема пищи, плачет, плохо спит, а также не успокаивается на руках после перепеленания, не реагирует на пустышку, срочно обращайтесь к врачу.

Может случиться так, что у ребенка при внутриутробном развитии не выявили патологию и спустя несколько недель после рождения она дает о себе знать. Лучше не тратить время на догадки и показать кроху врачу.

Дата родов: существуют ли точные методики ее определения? ДАТА РОДОВ – это основное, что волнует женщин, вынашивающих под сердцем ребенка...

Как зачать мальчика таблица

Находясь в поисках информации о том, как зачать девочку, я заодно узнала о том, что поможет в планировании сына. Надеюсь, кому-нибудь это пригодится...

Сколько спит ребенок 1 месяц

В возрасте 1 месяца ребенок спит 17-19 часов в сутки. Ночной сон длится восемь с половиной часов. Теперь он просыпается 2-3 раза на кормление, а в целом, ночь спит спокойно. Днем малыш спит 3-4 раза.

Распорядок дня, режим - ребенок 1 месяц

Если вы хотите всё успевать по дому – придется приучить малыша к примерному режиму. Все дети разные, но есть универсальные советы, которые помогут вам в определении режима дня ребенка 1 месяц. Зачем вообще нужен режим? Всё очень просто. У каждого человека есть биологические часы. И каждый знает, в какое время что нужно делать. Если ваш малыш привыкнет, что в 10 часов прогулка, в 11 кормление и спать – проблем не будет. А если малыш сам не знает, что от него хотят – он и будет постоянно капризничать.

А вот вам подробная статья про , очень надеемся, что она поможет вам приучить малыша к распорядку, тогда будет легче и ему и вам.

В 6-00 просыпаемся на первое кормление, бодрствуем час, затем снова спать (перед сном можете дать грудь)

В 9-30 – второе кормление. Перед кормлением положите малыша на животик примерно на 5 минут, сделайте все гигиенические процедуры, потом кормите. Перед сном можно сделать массаж.

11-00 сон. Опять же, перед сном дайте малышу грудь. В это время хорошо погулять с коляской, пусть малыш поспит на свежем воздухе!

13-00 кормление.

14-00 – сон.

В 16-30 кормим ребенка 1 месяц 4 раз

В 17-30 усыпляем

В 19-30 малыш просыпается. В это время вы можете сходить с ним поплавать.

В 20-00 пятое кормление, а в 21-00 усыпляем малыша.

До 23-30 ребенок будет спать, потом проснется один раз на кормление, и всё, до 6 утра он не потревожит ваш сон, если у вас молоко достаточно сытное, и его не тревожат колики.

Если ребенок на грудном вскармливании – кормить по требованию. Не вздумайте по 3 часа морить малыша голодом только потому, что литература советских времен так пишет. От таких редких кормлений может начаться , который при несвоевременном или неправильном лечении превратится в . Тогда ребенка вообще от груди отлучиться придется. Если кормление отнимает у вас слишком много времени - постарайтесь пересмотреть свой рацион питания. Возможно, что малыш не наедается.

Ребенок 1 месяц – как его развивать, как с ним заниматься

Сейчас ваш малыш уже намного меньше спит, чем в первый месяц жизни. Во время бодрствования постоянно разговаривайте с ним, как будто он уже совсем взрослый и все понимает. Если вы вместе пошли на кухню заваривать чай – обязательно расскажите взрослому человечку, что это заварник, а это настоящий индийский чай. Если малышу постоянно уделять внимание – он не будет капризным.

После 3 недели жизни ребенка, начинают развиваться условные рефлексы. Теперь пришло время воспитывать вашего ребенка. Нет, я не шучу! Малыш начинает приспосабливаться к миру, который его окружает. Если он очень громко кричит и только тогда мамочка к нему приходит – теперь он всегда будет вас звать именно так. А если он только закряхтел и вы сразу подошли к нему, улыбнулись и взяли на руки, малыш начинает понимать, что мамочка всегда рядом и не нужно кричать, когда хочешь с ней пообщаться. Хоть ребенку всего 1 месяц, но он уже многое понимает. Он понимает ваше настроение, отношение к нему, готовы ли вы дать ему то, что необходимо в данный момент.

Сейчас зрение ребенка только начинает формироваться, но он очень внимательно смотрит на лица, склоняющиеся над ним, слушает, что ему говорят. Обратите внимание – малыш начинает вас копировать. Вашу мимику, жесты. Если вы улыбаетесь – его лицо тоже расплывается в улыбке, нахмурьте брови – улыбка с лица малыша пропадет. Если показать малышу язык – он будет пытаться повторить за вами. Если начать хлопать в ладоши – малыш тоже начнет играть со своими ручками.

В конце 1 месяца жизни ребенка, начинается активная речевая деятельность. Если вы много разговаривали со своим ребенком – он уже практически полноценный собеседник. На любой ваш вопрос он даст ответ со всеми эмоциональными составляющими. Сейчас он уже умеет фыркать, радостно визжать. Вместе с самыми трогательными звуками, ребенок 1 месяц шевелит ручками и ножками, активно двигается. Это всё так прекрасно! Ребенок в 1 месяц ещё слишком мал, чтобы делать все это осознанно, но вы, как родители должны всячески поощрять малыша к дальнейшему развитию. Если ребенок поймет, что вам интересно, что он делает, что вам приносит удовольствие наблюдать за его успехами – он обязательно постарается, чтобы вас порадовать.

9 месяцев вы были единым целым – ваш малыш чувствует вас. Если у вас плохое настроение, вы раздражены – малыш тоже протестует. Если у вас появились , обязательно решите их если не самостоятельно, то при помощи специалистов. Иногда бывает, что у ребенка 1 месяца жизни болит животик – он плачет. Возможно, не спит даже ночью, занимает всё ваше время. Вы должны вытерпеть это с полным спокойствием. Если вы начнете раздражаться – малыш будет протестовать еще больше.

Нормальное развитие ребенка 1 месяца жизни

Самое главное, чтобы мама была рядом. В период грудного вскармливания – носите ребенка на руках. Не бойтесь, что вы его избалуете! Кормите малыша грудью как только он этого захочет. Если вы с ним разговариваете, играете, а он всё-равно плачет – дайте грудь.

Если вы будете быстро откликаться на зов малыша – он вырастет уверенным в себе, ведь с его мнением считаются! Он позвал – к нему пришли, он попросил кушать – ему дали. Как говорил Лев Толстой, «до пяти лет – вся жизнь, после пяти –один шаг». До пяти лет мы должны вложить своим детям всё, что мы хотим реализовать в будущем. Сейчас малыш как губка впитывает каждое словечко, каждое ваше движение оставляет отпечаток в его сознании. Малыш не будет терроризировать вас постоянными криками, если вы ВСЕГДА будете уделять ему внимание по первому требованию.

Бодрствует малыш очень мало, поэтому у вас полно времени, чтобы делать дела по дому. А во время бодрствования, нужно, чтобы малыш не просто лежал, а занимался полезным делом, чтобы вырасти умным и крепким.

Распределите время бодрствования таким образом, чтобы в ежедневный распорядок дня малыша входил массаж, купание, ползанье (далее объясню), обязательно разговаривать с малышом, носить его на руках и показывать, что у вас есть в доме.

Обязательно слушайте музыку, можете даже потанцевать. Малышу лучше слушать классику, а не современную попсу (ее можете послушать в плеере, когда малыш спит). Классическая музыка, может развить феноменальные способности у детей, нормализовать физиологические процессы. Пусть ребенок 1 месяц слушает Вивальди, Моцарта, Гайдна и других великих композиторов. Не нужно сильно переутомлять малыша музыкой. Она должна звучать негромко. Примерно 10 минут вы должны вместе слушать звуки классической музыки. Потом можете включить просто релаксационный диск. Но имейте ввиду, что малыш может уставать от музыки. Кто-то относится спокойно, а кто-то через некоторое время начинает капризничать.

Пока ещё ребенок не научился внимательно вас слушать. Его слух не фокусируется, но для того, чтобы слух развивался, должна присутствовать обращенная речь. Не нужно постоянно усю-сюкать, разговаривайте с малышом нормально, как со взрослым. Спокойным нежным голосом.

Игры и занятия с ребенком, которому исполнился 1 месяц

Купание малыша можно превратить в увлекательнейшую игру. Разговаривайте с малышом, объясните, что сейчас будете купаться, и потихонечку опустите его в воду. Сначала ножки, потом всё тельце. Главное – на напугать младенца. Прежде, проверьте, чтобы вода была 37 градусов.

Если у вас есть плотик для купания – можете взять за край и покатать ребенка вперед назад. Когда подплывете к краю ванны – подставьте ножки малыша к бортику. Он должен оттолкнуться – это его рефлекс. Если он не поймет, чего вы от него хотите – подставьте ладошку к ножкам малыша, чтобы он отпружинил. Когда он оттолкнется от бора ванны и проплывет на спинке или животике некоторое пространство – он будет счастлив! Его восторгу не будет предела! Если плотика нет – придерживайте головку и спинку ребенка и так же прокатите его по поверхности воды.

Если принимать ванну вы будете вместе с малышом – страхов перед водой будет меньше. Главное, перед принятием ванны хорошо помыться с мылом. Можно скатывать малыша с коленей как с горки – ему это очень понравится.

Теперь походите по ванне. Возьмите малыша под мышки, ножки поставьте на дно, а туловище чуть наклоните в перед. У ребенка 1 месяц есть рефлекс – он начнет шагать. После прогулки по дну – поплавайте на спине, покачайте малыша из стороны в сторону на руках – это прекрасно развивает вестибулярный аппарат ребенка 1 месяц, а в будущем предотвратит проблему укачивания в транспорте.

Ребенок 1 месяц – развиваем слух и зрение

Когда малыш лежит в кроватке – поиграйте с ним. На вытянутой руке, на расстоянии около 70 сантиметров от лица малыша, поместите яркую игрушку. Подождите, когда малыш зафиксирует на ней взгляд, затем, каждые две секунды перемещайте игрушку на 5 сантиметров влево, через 2 секунды – на 5 сантиметров вправо. Затем, приближайте на 30 сантиметров, отдаляйте, перемещайте игрушку вправо-влево, вверх-вниз с амплитудой 5 сантиметров. Следующее занятие проведите с негромкой погремушкой. Такие занятия стоит проводить 2 раза в день. Один раз с яркой игрушкой, а второй – с погремушкой. Длительность занятий с ребенком 1 месяц – 2 минуты.


Знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, поможет родителям заложить правильную основу физического и психологического развития малыша. Многие папы и мамы удивляются, что такой крохотный человечек уже обладает определенными навыками. Несмотря на то, что в первые недели после своего рождения грудничок много спит, с ним необходимо заниматься специальными упражнениями, чтобы развивать его умения. Короткие моменты активности ребенка можно провести с огромной для него пользой.

В этом возрасте малыш должен набираться сил, и делает он это в основном во сне, проводя в активном состоянии всего лишь около 4 часов в сутки

Физическое развитие

Большую часть времени первого месяца (около 20 часов в сутки) новорожденный спит. Чаще всего во сне младенец находится в позе «лягушки» – лежит на спине, подняв вверх ручки, согнув их в локтях и раздвинув в стороны согнутые ножки. Некоторые дети спят на животе, подтянув колени к груди и повернув голову набок. Педиатры рекомендуют именно так укладывать малышей, потому что в таком положении сон ребенка протекает значительно спокойней, а также реже возникают колики.
Во время бодрствования грудничок совершает ручками и ножками некоординированные движения. Это происходит потому, что мышцы младенца находятся в физиологическом гипертонусе, который обычно проходит к концу третьего месяца. Если малыша во время бодрствования положить на животик, он приподнимет головку и будет пытаться удерживать ее несколько секунд.


Зрение крохи еще несовершенно, но к концу первого месяца жизни он уже может различать лица, улыбки, следить взглядом за яркой игрушкой

Как развивается зрение, мимика, слух и речь?

Органы зрения новорожденного малыша являются незрелыми, поэтому он видит окружающий мир нечетким и не может сконцентрировать взгляд на конкретном предмете. Однако если вы на расстоянии 60 см от лица ребенка поместите яркую игрушку, то увидите, как взгляд малыша задержится на ней. К концу месяца грудничок научится следить глазками за медленно перемещаемым предметом. В этот период можно подвешивать над детской кроваткой яркие вращающиеся игрушки.

Специалисты выяснили, что больше всего малыша привлекают лица людей. Новорожденный любит рассматривать часто склоняющееся над ним мамино лицо и обращает при этом внимание на ее мимику. Вы можете заметить, что ребенок, которому исполнилось 2-3 недели, повторяет за вами активные движения: улыбается, высовывает язычок, вытягивает губки трубочкой.

Новорожденный обладает хорошим слухом. Уже в первый месяц своей жизни малыш пытается найти источник звука, поворачивая во все стороны голову. Ребенок умеет выделять знакомый и приятный ему мамин голос. Женщина может успокоить плачущего младенца, ласково заговорив с ним: малыш притихнет и станет прислушиваться. Месячный ребенок отлично различает и эмоции. Если мама раздражена или расстроена, ему тоже некомфортно.
Все свои желания грудничок выражает плачем. Со временем вы сможете понять, что именно «говорит» малыш. Ребенок по-разному плачет, когда голоден, требует сменить пеленки, испытывает холод или жару, чувствует боль или усталость. К концу первого месяца малыш начинает издавать различные звуки: пищать, фыркать и даже имитировать слоги. В этот период грудничок может порадовать родителей первой осознанной улыбкой, которая является эмоциональной реакцией на обращение к нему человека.


Так называемый хватательный рефлекс — один из показателей нормального развития вашего малыша

Важные рефлексы

Природа наделила новорожденного безусловными рефлексами, чтобы он мог адаптироваться к окружающему миру и подготовиться к осознанным движениям. Их оценка должна проводиться в теплой комнате, на ровной поверхности. При этом малыш не должен быть усталым, голодным или мокрым. У ребенка, имеющего здоровую нервную систему, на первом месяце жизни должны присутствовать следующие рефлексы:

  1. Сосательный . Если в ротовую полость младенца попадет какой-либо предмет (соска, сосок), он начнет совершать ритмичные сосательные движения. Доношенный малыш рождается с этим важным рефлексом и сохраняет его на протяжении первого года жизни.
  2. Поисковый . Если нежно коснуться уголка рта ребенка, он опустит нижнюю губу и станет активно искать материнскую грудь. При этом более грубое касание рта малыша может вызвать другую реакцию: ребенок почувствует раздражение и отвернет голову в противоположную сторону.
  3. Ладонно-ротовой . Если умеренно надавить на ладонь младенца, он откроет рот и наклонит голову вперед.
  4. Хватательный . Грудничок ухватывает и прочно удерживает пальцы взрослого, вложенные в его ладонь.
  5. Защитный . При выкладывании на живот малыш незамедлительно поворачивает головку набок. Этот рефлекс обеспечивает ребенку возможность дышать в этом положении. Именно поэтому во время сна на животике здоровый ребенок не задохнется.
  6. Ползания . Если выложить малыша на живот и прикоснуться к его стопам, он будет пытаться оттолкнуться от ладоней взрослого.
  7. Автоматической ходьбы . Если придать ребенку вертикальное положение таким образом, чтобы он «опирался» ножками о твердую поверхность, и немного наклонить вперед, младенец начнет «ходить».


Детки в первый месяц жизни любят спать на спине в позе лягушки и уже могут проснуться от резких звуков

Что должен делать месячный малыш?

Все дети развиваются по-разному. Однако к концу 4-й недели своей жизни они должны овладеть определенными навыками. Родителям необходимо не только правильно ухаживать за младенцем, но и следить за его развитием. , умеет:

  • В положении на животе приподнимать и непродолжительно удерживать голову
  • Прислушиваться к звукам, поворачиваться к их источнику, выделять голос мамы среди других голосов
  • Вздрагивать, услышав резкий звук
  • Захватывать легкую погремушку или палец взрослого
  • Следить взглядом за медленно перемещающимся ярким предметом
  • Издавать некоторые гласные звуки
  • Фиксировать взгляд на склоненном над ним лице
  • Улыбаться в ответ на улыбку или ласковые слова.


Чаще держите ваше сокровище на ручках, ведь ребенку это внушает спокойствие и помогает почувствовать себя лучше

Чтобы вся семья, в том числе новорожденный малыш, находилась в спокойной, благоприятной обстановке, при общении с ребенком нельзя проявлять нервозность. Грудничка первых недель жизни лучше всего чаще брать на руки: слыша биение сердца родителей, чувствуя запах маминого молока, малыш успокаивается. Дети любят качаться, поэтому покачивайте его на руках, в колыбели, детском шезлонге. Очень важно следить за температурой и влажностью в помещении, где находится новорожденный.

Чтобы развить слух и речь младенца, чаще рассказывайте ему стихи, потешки, сказки, пойте песни. Комментируйте все свои действия, называйте предметы вокруг. Малыш будет пытаться вступить с вами в «диалог», станет активнее произносить звуки и улыбаться. Разговаривая с грудничком, всегда сохраняйте хорошее настроение.

Для новорожденного очень важны тактильные ощущения. Чаще выкладывайте его на животик, поглаживая при этом спинку, ручки и ножки. Помещайте перед малышом яркие предметы, игрушки, побуждая его тем самым тянуться вперед. Включайте ребенку классическую музыку. Специалисты уверяют, что спокойные мелодии помогают детям лучше развиваться и чувствовать себя более уверенно.

Помните, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе. Если ваш малыш к концу 1-го месяца чему-то не научился, не расстраивайтесь. В ближайшие недели он обязательно догонит своих ровесников и приобретет необходимые навыки. Если вы все же чем-то обеспокоены, обратитесь к детскому врачу.

1. РАЗВИТИЕ ГРУДНОГО РЕБЕНКА В 1 МЕСЯЦ ЖИЗНИ

В первые 2-3 месяца жизни маленький человек развивается стремительно . Еще совсем недавно кроха не мог держать свою головку,а уже спустя несколько месяцев маленький исследователь легко поднимает верхнюю часть туловища, опираясь на крепкие ручки!

Рассмотрим особенности зрения 1 месячного крохи:

Несколько дней с момента рождения крохе еще тяжело фокусировать и удерживать взгляд на объекте. Но уже спустя неделю грудничок владеет этими навыками перфектно, хотя предметы, расположенные слишком близко или далеко от его глаз, не имеют ясных очертаний. Новорожденный малыш хорошо видит объекты, находящиеся на расстоянии около 30 сантиметров от него. Если вы демонстрируете игрушку ,то старайтесь приблизить её на это расстояние. Улыбаясь, наклоняйтесь поближе к личику крохи, чтобы он мог видеть вашу радость и положительные эмоции.

А теперь рассмотрим развитие слуха у грудного ребенка:

Слуховой нерв развивается очень постепенно и говорить о хорошем слухе у ребенка до 1 года преждевременно. В первые недели жизни малыш слышит звуки и разговорную речь не очень отчетливо, немного приглушенно, как будто он находится в утробе. Старайтесь почаще общаться с ребенком, почаще включайте в его комнате спокойную, мелодичную музыку.

Перед сном напевайте колыбельные песенки. Вовсе не обязательно вести себя очень тихо в присутствии спящего малыша и создавать кромешную тишину - если он будет чутко реагировать на каждый стук, то его нервная система будет неустойчивой. Развивайте слух крохи, окружая его разнообразными звуками (не слишком громкими и не резкими).

Какой будет ребёнок уже в 1 месяц после рождения:




ВАЖНО!

Уход за малышом:

Обязательно придерживайте головку ребенка, когда он находится у вас на руках! Голова крохи не должна быть запрокинута назад;

В этом возрасте нельзя поднимать грудничка , взяв его за ручки;

В первый месяц жизни ребенка желательно удерживать следующим образом: тельце лежит на одной руке, головка при этом покоится в области локтя, а второй рукой вы придерживаете ножки;

Массаж. Очень полезно массировать грудку и спинку малыша подушками пальцев круговыми движениями. Кроме этого, массируйте ножки и ручки ребеночка, а также каждый пальчик по отдельности;

Так как движения ребенка в 1 месяц во многом ограничены, в некоторых складках кожи часто появляется пот, который раздражает кожный покров,вызывая потницу в виде мелкой сыпи . Старайтесь почаще протирать вспотевшие складочки, чтобы избежать появления потницы , а в худшем случае и гнойничков на коже;

Прочищать ушки и носик, мыть глазки, ручки и между пальцами желательно утром, когда малыш проснется, поест и отдохнет.

Почему грудной ребёнок плачет. 3 распространенные причины:

Дискомфорт и раздражение кожи от грубой нижней одежды или от швов распашонки. Вам следует поменять одежду на более мягкую и надевать распашку на тельце крохи швами наружу;

Малыш "сходил в туалет по большому ". Поменяйте ему подгузники и он успокоится;

Плачет, потому что хочет пить или пришло время кормления. Предложите маленькому попить и попробуйте его покормить.

2. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 1 МЕСЯЦ ЖИЗНИ

фокусирует взгляд на объекте, находящимся рядом, а к концу первого месяца - отслеживает медленно движущийся объект;

к концу первого месяца может поднять головку,лежа на животике;

умеет различать узоры и контрастные цвета;

должен уметь сосать грудь продолжительное время (сосательный рефлекс);

если вложить в ручку игрушку , спонтанно сожмет её, но практически сразу разожмет (хватательный рефлекс);

ближе к 2 месяцам уже умеет гулить;

умеет поворачивается в сторону услышанного звука или на поглаживание по щечке (по правой стороне-повернется вправо);

должен опираться всей поверхностью стопы, если поставить его на ножки, придерживая за бока;

если надавить на подушечку большого пальца малыша, то он приоткроет рот и слегка наклонит голову (через несколько месяцев этот рефлекс утратится).


3. РЕЖИМ БОДРСТВОВАНИЯ И СНА ДЛЯ ОДНОМЕСЯЧНОГО МАЛЫША

Примерный распорядок дня для грудного малыша в первый месяц с момента рождения:

Режим дня для ребенка в 1 месяц жизни состоит из двух самых важных составляющих - питание и сон, между которыми надо выдерживать соответствующие интервалы.

Сколько спит маленький ребенок в этом возрасте?

До 3 месячного возраста он спит в среднем 18 часов ежедневно - длинный сон ночью до 9 часов с перерывом на кормление и 4 коротких дневных сна.


Как понять, что ребенку уже пора спать?

Малышу пора отправляться ко сну, если он трёт глазки ручками. Глазки становятся красными;

Кроха начинает зевать, интенсивнее двигать ручками и ножками,хныкать;

У некоторых деток движения становятся вялыми,он начинает закрывать глазки и совершать сосательные движения губами.

Что можно предпринять,если грудной ребенок плохо спит:

Включите спокойную, негромкую музыку или записанные на носитель звуки журчащей воды, другие монотонные звуки природы;

Чтобы у малыша был крепкий сон, можно проветрить и увлажнить детскую комнату;

Перед сном младенца сделайте его постель теплее - на холодной простыне малышу засыпать не комфортно;

Купание в теплой водичке с фиксацией головки в специальном круге - отличный способ быстро уложить ребенка после процедуры. В ванночку можно добавить расслабляющие травы - боярышник, ромашку или мяту;

Не включайте в его комнате яркий свет. Лучший вариант - небольшой ночник;

Если ребёнок постоянно плохо спит и регулярно не высыпается,то попробуйте скорректировать свой рацион питания . Некоторые продукты вызывают колики и вздутие животика, когда попадают в желудок ребенка с материнским молоком. Повышенное газообразование мешает ему нормально спать;

Всегда укладывайте младенца спать в одно и то же время с одинаковым ритуалом отхода ко сну.

4. ИСКУССТВЕННОЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ 1 МЕСЯЧНОГО РЕБЕНКА

Естественное кормление младенца

Идеальное питание для одномесячного крохи - мамино молоко,содержащее сбалансированное количество полезных веществ и регулирующее заселение кишечника микрофлорой . Кроме того, грудное молоко поддерживает иммунитет в детском организме. Если вы испытываете проблемы с лактацией или ваше молоко недостаточно питательное, то придется включать в рацион питания детские смеси. В крайнем случае (если лактация полностью прекратилась) надо полностью переводить младенца на искусственное питание.

Чтобы проблемы с лактацией вас не коснулись, старайтесь как можно чаще прикладывать кроху к груди. Когда он сосет грудное молоко , то стимулируется вырабатывание фермента лактаза и молочко выделяется в нужном для кормления объеме. Иногда грудной малыш начинает засыпать в процессе кормления. В этом случае желательно разбудить малыша,чтобы он продолжил кушать.

Если во время кормления малыш часто срыгивает ,то скорее всего он неправильно захватывает ротиком сосок,заглатывая при этом воздух.

Искусственное кормление младенца

Если вам все же пришлось перевести ребенка на вскармливание адаптационными смесями, то обязательно придерживайтесь инструкции приготовления порции для кормления. Если неправильно приготовить питание, то можно расстроить работу желудочно-кишечного тракта младенца,что может привести к набору лишнего веса ,обильному срыгиванию или вздутию животика.

Температура смеси не должна превышать 36 C

В среднем 1 месячный малыш съедает около 730 мл,если его вес составляет 3600 гр.

В первые десять дней после рождения количество кормлений может доходить до 10. В среднем ребенок в 1 месяц жизни кушает 7-8 раз, включая ночное кормление.

Если младенец обильно срыгивает во время искусственного кормления , то скорее всего неправильно подобрана бутылочка для наполнения смесью.




Консистенция стула у грудного ребенка в первый месяц жизни:

В первые несколько дней стул ребенка - 3-4 раза в день выделение макония темно-зеленого цвета

Затем - стул с творожистой консистенцией горчичного цвета со сладковатым запахом 4-6 раз в день.

В кале младенца могут быть прожилки красного цвета. Этот признак может указывать на наличие микротрещины в толстой кишке. Обычно в этом нет ничего опасного для здоровья ребенка, но если вы не уверены, то обязательно обратитесь к специалисту за консультацией.

5. ВЕС И РОСТ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

Известно,что грудные дети очень активно набирают вес в первый месяц жизни (за исключением 2-4 дней после рождения,когда кроха теряет около 7% собственного веса). Тем не менее,очень многие детки даже в этот период активного роста и развития прибавляют в весе очень медленно и эта характерная особенность обусловлена наследственностью - если и мама и папа не отличаются большими габаритами,то и малыш,как правило,не очень крупный с самого рождения. Но незначительная прибавка веса (или даже уменьшение) в 1 месяц жизни может говорить о том,что малыш не получает достаточное количество питательных веществ во время кормления или увеличение веса сдерживает какое-либо заболевание.

Норма веса 1 месячного мальчика - от 3,7 до 5,2 кг
Норма веса одномесячной девочки - от 3,5 до 4,8 кг


Рост мальчиков в этом возрасте составляет примерно 52-56,5 см
А рост девочек - 50-56 см

В среднем малыш набирает около 630 граммов собственного веса до 2 месяца жизни, а рост увеличивается на 3-4 см после рождения.

Обязательно обратитесь к педиатру,если вы обнаружили существенные отклонения от нормы увеличения веса и роста младенца.


6. ВИДЕО МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ДЕЛАЕМ МАССАЖ ГРУДНИЧКУ ПРАВИЛЬНО

Как правильно делать массаж ребенку в 1 месяц жизни? Наглядная демонстрация массажных движений для ручек,ножек,грудной клетки и спинки грудничка:

4 этапа выполнения комплексного массажа для новорожденного малыша в видео уроке:

Первый месяц жизни малыша. Развитие ребенка в первые месяцы жизни.

Первый месяц. Малышу месяц.
Занятия с ребенком 1 месяца.

* Один месяц *

Мир ребенка

Ранее мы говорили о том, как возникает общение между новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные образы и звуки. По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние покоя и бодрости, утихомириться перед сном. Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку, будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия вознаградятся -- с помощью соски ребенок научится самостоятельно успокаиваться и засыпать. Пустышка -это средство, которое и вы и ребенок в ближайшее время оцените по достоинству.

Двигательные навыки

Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так характерна для новорожденных, также пропадает. Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, -- это способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг. Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые, извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не оставлять одного на столе или на другом высоком месте. Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично перебирать руками и ногами.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот, беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден. В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12 -- 30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает "гукать". Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс называется "ознакомлением". Ребенок как будто бы говорит: "Да, теперь я знаю, что это такое". Если вы поменяете предмет или, не убирая первый, покажете малышу другой, он повторит свои действия. Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук, например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а свист или звон вызывает интерес.

Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от голода, а когда его крик означает: "Ничего страшного не случилось. Просто я хочу, чтобы меня приласкали". У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске. Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся, что нижеперечис- ленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша. 1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном спокойном состоянии. 2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом. 3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в течение пяти минут. 4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую музыку -- радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты. 5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам. Будьте уверены в себе и не забывайте, что занимаясь делами, нужно сохранять их обычную последовательность, спокойствие и равновесие. 6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом, обратитесь к детскому врачу. Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру "один на один": вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает "гулить". Хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить. Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд, лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что сейчас в разговоре наступит пауза. Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит взгляд в сторону. Через несколько секунд "собеседники" снова смотрят друг на друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие и малышу и родителям.