Интеллектуальное развитие детей 3 5 лет

Под интеллектом, как правило, понимается то, что принято называть «ум». Умный человек, интеллектуал, обладает развитым аналитическим мышлением, легко осваивает новые виды деятельности, демонстрирует хорошую память и развитое воображение, умеет управлять своим вниманием и находить эффективные решения для трудностей самого разного характера. Чтобы ваш ребёнок был успешен, легко заводил новые знакомства, уверенно расставлял приоритеты и упорно добивался своей цели, уделяйте внимание развитию его интеллектуальных способностей уже в раннем детстве.

Простые, но эффективные способы развития интеллекта дошкольника

Способ 1: Творите вместе

  • лепите;
  • рисуйте;
  • займитесь оригами;
  • плетите орнаменты из бисера;
  • создавайте простые и сложные аппликации;
  • пойте дуэтом или организуйте семейный ансамбль;
  • делайте оригинальные фигурки из воздушных шариков.

Вы можете выбрать любой приятный для вас вариант совместного досуга, но при этом обеспечить развитие творческого интеллекта ребёнка. Через творчество малыш получает мощный заряд для развития воображения, образного мышления, эмоциональной сферы.

Важно, чтобы творчество было совместным фактически, а не формально. Найдите возможность увлечься процессом. Не обязательно делать занятия ежедневными, но 2-3 часа в неделю на подобное глубокое погружение в совместное созидание можно выделить даже при напряжённом графике.

Способ 2: Читайте вслух

Чтение вслух, когда читает взрослый, а чадо, удобно устроившись рядом, внимательно слушает, вносит в интеллектуальное развитие ребёнка огромнейший вклад:

  • воспитание сопереживания;
  • обогащение словарного запаса;
  • повышение уровня общей эрудиции;
  • поощрение здоровой любознательности;
  • стимулирование мыслительного процесса.


Если ваш ребёнок уже вступил в старший дошкольный возраст (т. е. ему уже исполнилось 5 лет), вы можете подбирать для чтения произведения, интересные и взрослому читателю. Не ограничивайтесь исключительно простыми и увлекательными для ребёнка сюжетами. Расширяйте детский кругозор, обсуждайте с ним прочитанное, фантазируйте на темы «Что было бы, если бы герой поступил иначе» и «Почему герой оказался в такой ситуации».

Вы удивитесь, как быстро при таком подходе ваш кроха будет демонстрировать аналитический ум и способность мыслить критически. Ваш ребёнок станет достойным собеседником, если вы позволите его интеллекту раскрыться.

Способ 3: Настольные игры

  • пазлы;
  • домино;
  • пятнашки;
  • кубик Рубика;
  • конструктор;
  • лабиринты;
  • шахматы;
  • шашки.

Список настольных игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей и логического мышления можно продолжать и продолжать. Современным родителям есть из чего выбрать! Детские магазины пестрят красочными упаковками и привлекающими внимание названиями.

Идеально, если вы будете выбирать развивающие настольные игры, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.

Способ 4: Следите за эмоциональным благополучием ребёнка

Чтобы ваши усилия давали именно те результаты, на которые вы рассчитываете, обратите внимание на то, как ощущает себя ребёнок. Какие эмоции у него доминируют, формируя общий эмоциональный настрой:

  • спокойствие, комфорт;
  • уверенность в своих силах;
  • заинтересованность в занятиях;
  • ощущение себя любимым и желанным.

В старшем дошкольном возрасте ребёнку особенно важно получать образцы здоровых социальных взаимоотношений. Он должен видеть в собственной семье, что значит взаимное уважение и поддержка. Не стесняйтесь говорить ласковые слова, хвалить за успехи и подбадривать, когда что-то не удаётся с первого раза. Избегайте оценочной, негативной лексики. Не допускайте, чтобы ребёнок в 5-6 лет сомневался в своих интеллектуальных способностях.

Каждый ребёнок - потенциальный гений. Раскрыть этот потенциал - задача внимательных, любящих взрослых. Впрочем, не обязательно ставить целью воспитание гения, чтобы понимать, как важно развить интеллект у ребёнка перед школой. Развитый интеллект - это основа для успешности малыша в любых его начинаниях.

Развивайте интеллект ребёнка, получая удовольствие от процесса и испытывая гордость от результатов. Пусть ваше родительство будет наполнено счастьем!

Читайте в этой статье:

Умственное, физическое, психическое, эмоциональное развитие ребенка 5 лет — очень масштабный процесс. В этом возрасте происходит так называемый «скачок роста». Ребенок за год прибавляет около 6-8 сантиметров. Нервная система претерпевает изменения, формируется личность, происходит активная фаза социализации ребенка в человеческом окружении.

Дошкольники 5-летнего возраста отличаются не только любознательностью и активностью, но уже умеют концентрировать внимание на одном виде работы до 10-20 минут. В этот период очень важно дать ребенку стимул для всестороннего и полноценного развития, стимулировать его умственную деятельность, но и не перегружать излишне.

Физическое развитие

Говоря о физическом развитии малыша, в первую очередь имеется в виду рост и вес ребенка. Но эти показатели очень индивидуальны, и разрыв между значениями нормы может быть существенный. Например, принято считать, что рост среднестатистического ребенка 5 лет составляет от 104 до 112 см, но если в вашей семье есть родственники, чей рост достигает 2 метров, то и рост чада может превышать среднестатистические показатели.

В период активного «скачка роста» вся питательная энергия, потребляемая ребенком, уходит на рост и формирование мышц и костей, поэтому очень важно обеспечить сбалансированное и здоровое питание дошколенка. Фаст-фуд, чипсы, леденцы и лимонады — это не то, чем должен питаться пятилетний малыш, а вот 300 г фруктов и овощей, мясо или рыба должны быть в рационе ребенка каждый день.


В 5 лет дитя с радостью принимается за новые увлекательные занятия: самое время учить отпрыска плаванию, езде на роликах и велосипеде, катанию на лыжах. Пусть ребенок не только смотрит мультики и играет в компьютерные игры (это ведь вредно в таком возрасте!), но и проводит время за физическими упражнениями: гоняет мяч, занимается танцами, носится на коньках и пр. Чем больше дитя двигается, пребывает на свежем воздухе, тем более закаленным и выносливым будет его организм.

Умственное и психическое развитие

Психика пятилетнего малыша более устойчива, нежели четырехлетнего. В этом возрасте дошколенок уже четко различает грань между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», но между словами «хочу» и «надо» ребенок все еще отдает предпочтение первому. Его желание в этом возрасте все еще руководит поведением.

Речевое развитие ребенка 4 5 лет претерпевает существенные изменения:

словарный запас составляет 2-3 тысячи слов, дитя составляет сложные предложения, а произношение звуков к пяти годам должно полностью нормализоваться.

На этом этапе развития происходит формирование характера, общечеловеческих качеств, поэтому очень важно научить ребенка любви, доброте, состраданию, чувству справедливости, честности, порядочности, ответственности.

В воспитании пятилетнего чада только один метод дает наибольшую эффективность — метод собственного примера.

Ребенок никогда не научится заправлять постель и складывать игрушки, если его родители этого не делают, малыш никогда не уяснит, что курение — это плохо, если папа или мама имеют эту пагубную привычку, он никогда не поймет, почему нельзя врать, если родители будут его обманывать.

Научитесь быть примером собственному чаду, тогда вам не придется читать ему поучительные лекции, которые не будут иметь никакого успешного влияния.

Мультики для развития

Пятилетки очень хорошо воспринимают новое и интересное. Если ребенок услышит какую-то познавательную информацию, то запомнит ее примерно на 30%, если он ее увидит — на 50-60%, а если услышит, увидит и применит на практике — на 90-95%. Поэтому очень важно не просто включать ребенку мультики, дабы угомонить его на полчаса, но и подбирать информативные, полезные, развивающие мультики и телепередачи.

Пусть он смотрит не «стрелялки», а добрые и поучительные мультики. Старые и добрые советские мультфильмы, познавательные программы, такие как «Бэби Эйнштейн», «Профессор Карапуз», «Уроки тетушки Совы», научат ребенка доброте, хорошему и правильному поведению, познакомят его с основными природными явлениями, помогут освоить счет, азбуку, развить навык быстрого чтения.


«Мультики» можно показывать и вместе с ребенком: вырежьте из картона фигурки животных и устройте «театр теней». Дитя в такой деятельности усовершенствует речевые навыки, научится запоминать и воспроизводить информацию, постигнет нелегкое умение интонирования предложений и выступления «на публику». Пусть такие «мультики» посмотрят дедушки-бабушки, братья-сестры и, конечно, похвалят ребенка за отличное выступление в качестве «режиссера», «актера» и «мультипликатора».

Подготовка к школе

Подготовка пятилетнего малыша к школе является важной частью его повседневной жизни, но это вовсе не значит, что нужно научить ребенка читать, писать и считать. К школе готовым ребенок будет тогда, когда научится усидчивости, умению концентрировать внимание, слушать и воспринимать устную речь, взаимодействовать в детском коллективе. К концу пятого года жизни ребенок обязательно должен уметь одеваться (завязывать шнурки, шарф, застегивать-расстегивать пуговицы и молнии), знать домашний адрес, имена и фамилии близких родственников, номера телефонов экстренных служб.

Ребенок будет готов к школе не тогда, когда научится всем «премудростям» до того, как пойдет в школу, а когда будет уметь поддерживать диалог, принимать решение в той или иной ситуации, знать и выполнять свои элементарные обязанности.

Развитие пятилетнего ребенка требует много сил и умений от родителей, воспитателей, педагогов, но направить энергию ребенка в нужное русло в этом возрасте не так уж и сложно. Главное — заинтересовать его. Помните, что основным видом деятельности пятилетнего чада все еще остается игра, и все обучающие занятия должны проходить в игровой форме. Вам не придется заставлять ребенка делать что-либо, если вы сами покажите малышу, что это интересно. Дитя — это чистый «лист», на котором пишется и обрисовывается характер, умения, навыки. А чем будет заполнен этот лист, зависит только от людей, которые принимают участие в воспитании и становлении личности маленького человека.

Про детей в возрасте от года до полутора лет возможно отметить, что его умственные способности располагается на кончиках пальцев. Перемещения ручек и пальцев детей, с моей точки зрения, наиболее существенный толчок в формировании детского интеллекта.

При нехватке времени в обучения с ребенком, если приходится подбирать более результативные методы, безусловно, следует предоставить преимущество упражнениям на развитие ручек и пальцев. Это весьма немаловажно.

Какие же игры и игрушки следует иметь ребятам от года до полутора лет для умственного формирования? Это в основном игрушки, помогающие совершенствовать моторику ручек и мелкую моторику пальцев: деревянные конструкторы и кубики различной формы, кубики, из которых формируются разнообразные картинки; игрушки, которые необходимо составлять и разбирать, объединять или раскладывать, надевать и снимать со стержня. Это могут быть разнообразные пирамидки, бочонки, матрешки, разнообразные мозаики, пазлы, картина и т.д.

Игры с пирамидками постепенно усложняются. В первоначальный этапе ребенок обучается подбирать и разбирать матрешку либо пирамидку. В 2-ой стадии — обучается подбирать кольцо согласно убывающей величине. В 3-ем стадии — пирамидки могут быть разной величины и разнообразны по форме. В 4-ый стадии — ребенок, согласно просьбе отца с матерью показывая цвета, уже составляет пирамидку согласно цвету либо величине кругов.

Игры с разнородными предметами . Возьмите два неоднородных объекта, к примеру кружочки от пирамидки и квадратики 5 штук. Поясните, что он разной формы, дайте пощупать малышу, затем перемешайте. Разъясните малышу, что кружочки необходимо вложить в одну сторонку, а квадратики — в другую, продемонстрируйте, как это делается. Продемонстрируйте по одному объекту, дайте ребятам попробовать, продемонстрируйте ещё один раз, пока малыш не обучится.

Потом усложните задание, исполняя его с 3-мя неоднородными предметами. Задание усложняется, если разнородные предметы похожи друг на друга, к примеру овальные и круглые, квадратные и прямоугольные. Ближе к полутора годам возможно давать разнообразные пазлы, и кубики с рисунками, и доски с различными отверстиями, куда малыш помещает круглые, овальные и прямоугольные вкладыши величины.

Игры в кубики и строительные комплекты. В год малыш ещё слабо строит, по этой причине сперва вы обязаны ему оказать помощь, демонстрируя, как можно создавать башни. Установив куб на куб (сперва 3 кубика). В случае если малыш успешно повторит, то можно дополнить ещё куб либо закончить строительную конструкцию какой-нибудь крышей из комплекта. В случае если ребенок ещё не способен повторить за вами, берите его руку и вместе установите куб на куб при этом похвалите ребенка. К полутора годам присутствие повседневных занятиях он уже станет строить крупные башни и крепости.

Купите счетные палочки, рассыпьте их пред ребенком и сыграйте в «Собиралки» — это занятие весьма полезно для тренировки пальцев и мелкой моторики рук. Для этой же цели подойдет пластилин: совместно с ребенком валяйте шары, колобков, снеговиков, несложные цилиндры просто разминайте материал пальцами и делайте с него статуэтки.

ДУХОВНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В этом возрасте оно неразрывно связано с физическим и интеллектуальным развитием.

Основную роль в эстетическом воспитании избирательное отношение родителей и воспитателей играет к книгам, музыке и произведениям искусства. В этом возрасте Малыш впитывает любые впечатления: от звуков музыки, красок и т.д. Он способен достаточно тонко воспринимать эмоциональную сторону произведения. Начинайте приобщать его к несложным пьесам, показывайте картины художников музыкальным книги, учите сопереживать эмоционально, выразительно читайте пойте героям произведений, умеете вы петь или нет, все равно ребенку пoйте вместе, делайте это регулярно, детям нравится петь вы можете всегда перед дневным снов, во время прогулок и в другое время.

Песня помогает держать в тонусе семью, развивает у ребенка и слух, чувство такта, сопереживание. Вы можете петь любые песни, которые знаете, начиная с колыбельных и заканчивая теми песнями, которые вы учили в детстве. Можно вместе с ребенком сочинять музыку с помощью барабанов, кастрюль, деревянных ложек, ксилофона, бубна, дудки, губной гармошки любой посуды (емкости), наполненной горохом или камушками.