Сценарий музыкально-литературного вечера «Дети слушают классику. Защитникам Родины посвящается (сценарий театрализованного литературно-музыкального вечера) Музыкальные вечера для детей

Наверное, кому-то было нужно,
Наверное, так было Богу угодно,
Чтобы чествовать людей заслуженных
Не тайком, а вот так, принародно.
Чтобы с разных концов Армизона
Всех вот здесь вас собрать на встречу –
Вас, отзывчивых, в жизнь влюбленных,
Вас, по-разному жизнью отмеченных.
И назвать вас людьми пожилыми
Мой язык, поверьте, отказывается:
Вы активные, вы живые,
Вы красавцы все и красавицы!
Ни к чему вам в паспорте даты,
Коль глаза до сих пор лучатся.
Вы же запросто, как когда-то,
По весне способны влюбляться.
А уж дело свернуть какое –
Молодежи и не угнаться!
В общем, праздник, мои герои,
По-другому должен назваться:
День особенных, самых мудрых,
Самых-самых людей заслуженных,
Устоявших в заботах трудных,
Самых преданных и самых нужных.

Сегодня мы пригласили вас, чтобы поговорить о музыке, послушать красивые песни, поиграть в музыкальные игры, ну, даже, может быть, самим спеть…

По лесной тропинке узенькой,
Где несмятая трава,
Бродит ранним утром музыка,
Ищет нужные слова.
Ищет робкие и нежные,
А найдет – как цвет сорвёт
И в букет уложит бережно.
И тогда вдруг оживёт
Песня. Робко и доверчиво,
Удивленно вскинет бровь.
Радость утра, мудрость вечера,
Запах леса, ширь лугов,
Всё в той песне непридуманной
Словом за душу берёт,
Как гитара семиструнная
В небе радуга поёт!

Нашу музыкальную программу начинает Руслан Гагин песней __________________________________________________________________

Музыка окружает нас с самых первых дней нашего появления на земле. А что же мы слышим в первые дни, недели, месяцы жизни?

(Все отвечают: Колыбельные!)

Ну, конечно же, колыбельные песенки, которые поёт мама. Ну, вот вы сами стали мамами, а потом и бабушками. Какие колыбельные вы пели своим детям и внукам?

(Гости поют колыбельные песенки)

Спасибо, молодцы. А можете ли вы вспомнить какую-нибудь песенку из своего раннего дошкольного детства?

(Присутствующие отвечают)

Как здорово, что вы не забыли этих песен! Что ж, время идет вперёд, и вы вместе с ним. Вот вы уже и в школу пошли. А что пели в то время?

(Гости поют)

А хотите послушать, что и как поют сегодняшние школьники? Тогда послушайте песенку в исполнении Марины Антоновой.

(Исполняется песня)

Ну, что, вам понравилось? Думаю, исполнение следующего артиста вас так же тронет за душу. Для вас поёт Гульнара Антонова.

(Поёт Гульнара)

Все вы были воспитаны пионерской и комсомольской организацией. Вспомните песни этой тематики. Напойте хотя бы по одному куплету.

(Гости поют пионерские и комсомольские песни)

Современная молодёжь тоже знает хорошие задушевные песни. Думаю, стоит послушать песню в исполнении Руслана Гагина.

(Песня в исполнении Г. Антоновой и Г. Угрюмовой)

О бабушке, так же как и о маме сложено немало песен и стихов. Одно из них вы сейчас услышите. На сцене – Марина Антонова.

(Марина читает стихотворение «Бабушка»)

Песня «Нежность», которую для вас споет Гульнара Антонова, всегда вызывала трепет и волнение в сердцах людей. Поэтому, пожалуйста, не стесняйтесь, подпевайте, если вам хочется.

(Исполняется песня «Нежность»)

Ну, а какая же музыка без музыкальных инструментов? В этой шкатулке – музыкальные загадки. Кто первый правильно ответит ни загадку – получает жетон. Таким образом мы определим Лучшего Знатока Музыки. Начинаем отгадывать загадки:
1. Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. (Балалайка)

2. В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная! (Гармонь)

3. Не палочка, не трубочка,
А что же это? (Дудочка)

4. Ему покоя не дают,
Его в оркестре бьют и бьют!
Но плакать он не хочет,
Он знай себе грохочет. (Барабан)

5. У скрипки есть огромный брат,
Огромней он во много крат! (Контрабас)

6. У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это звонкий наш … (Рояль)

7. Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Поёт про вечер лунный. (Скрипка)

8. На нём клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать надо меха. (Аккордеон)

9. Какое музыкальное слово состоит из трёх одинаковых букв?
(Три-о)

10. На каком музыкальном инструменте играл Садко?
(На гуслях)

11. Какое растение вырастает из двух нот?
(Фа-соль)

12. Какой музыкальный инструмент чаще всего упоминается в сказках?
(Дудочка)

13. Назовите русскую плясовую имени насекомого.
(«Камаринская»)

14. Полет какого насекомого положен на ноты?
(Полет шмеля)

15. Название какой рыбы присутствует в песне «Вдоль по Питерской»?
(Судак)

16. Что в известной песне собирала смуглянка-молдаванка?
(Виноград)

17. Если он на крыше, то согласно известной песне, на земле будет мир. Кто он?
(Аист)

18. Четыре человека, поющих вместе – это … Что?
(Квартет)

19. Назовите музыкальную часть шляпки гриба.
(Пластинка)

20. Какие две весёлые птицы жили у бабуси?
(Гуси)

А сейчас проверим, знаете ли вы эстрадных певцов.

Проводится викторина «Звезды эстрады».

Молодцы! Давайте посчитаем жетоны. Итак, Лучшим Знатоком Музыки стал _________________________. Он получает приз.

(Вручение приза)

Ну, а всем остальным – музыкальный подарок в исполнении любимого всеми зрителями Руслана Гагина! Он споет для вас ________________________________

(Исполняется песня)

Предлагаю вам принять участие ещё в одной игре. Она называется «Аукцион музыкальных инструментов». Кто последний назовёт музыкальный инструмент – получит небольшой подарок.

(Проводится Аукцион музыкальных инструментов)

Для концовки:

Мы хотим, чтобы вы жили еще долго-долго, чтобы события в вашей жизни были только позитивными. Пусть история ваших семей будет написана только яркими радостными красками.
Желаем вам оптимизма и бодрости! Чтобы всю дальнейшую жизнь вы следовали старинному русскому рецепту:

Возьмите чашу терпения,
Влейте туда полное сердце любви,
Бросьте две пригоршни щедрости,
Плесните туда кружку юмора,
Присыпьте добротой.
Добавьте как можно больше надежды,
И всё это хорошо перемешайте,
Потом намажьте на кусочек отпущенной вам жизни
И принимайте ежедневно без ограничения!

Мы не хотели время торопить,
Но наступил час расставанья…
Мы не хотим «Прощайте» говорить,
А говорим вам «До свиданья!»
Удачи вам и искреннего смеха,
Здоровья вам на долгие года!
Желаем вам во всех делах успеха
И рады новой встрече мы всегда!

Составитель: Н. О. Жирякова, зав. информационно-правовым отделом Армизонской ЦБС

Пролог.

На экране – заключительные кадры х/ф “Офицеры”, на фоне которых звучит песня “От героев былых времен…”

Затем на сцену выходит юноша с гитарой, он перебирает струны гитары и читает стихи А. Макаревича.

Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

Гитара замолкает.

Я иногда думаю о том, что вот каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной.

Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто боролся за жизнь и смог выжить.

На сцену поднимаются ведущие в солдатских пилотках.

1-й ведущий.

Память, память за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих погибших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Память, память, ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть,
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

2-й ведущий.

Ты помнишь, солдат, много весен назад
Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: “Победа”.
Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший полнеба?
Ты помнишь друзей?
К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.
Мир помнит, солдат, много весен назад
Твое твердое слово: “Победа!”.

1-й ведущий. (обращаясь ко 2-му ведущему).

Ты помнишь этот день?

2-й ведущий. Нет, я не помню. Я родился в 1990 году.

1-й ведущий. И я не помню. Я родилась в 1991 году.

2-й ведущий. Мы никто не знаем войны, но (обращаясь к зрителям ) мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная война…

1-й ведущий. Война…

Звучит песня “Эх, дороги!..”

От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

1-й ведущий. Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: “Ни шагу назад, за нами Москва!”

2-й ведущий. Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это разгром Квантунской армии, это память сердца всего народа.

1-й ведущий. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

2-й ведущий. 27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается.

1-й ведущий. Славным ветеранам Великой Отечественной посвящается.

2-й ведущий. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.

Сцена 1. “Ах, война, что же ты подлая сделала.”

Выпускной вечер. Танцуют девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. 5 пар. Шутки. Смех. Звучит фокстрот “Рио-Рита” (слова Геннадия Шпаликова. муз. С.Никитина) или вальс “Брызги шампанского”.

Юноши и девушки:

Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.
- Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.
- Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.
- Может, кто и замуж выскочит.
- Ага, или женится.
- Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду.Романтика.
- А я вот хочу летчиком быть, испытателем.
- А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время военные профессии?
- А я врачом, у меня и начальная подготовка есть.
- А я мечтаю приносить людям добро.
- А я мечтаю о любви…
На сцене кружатся в вальсе выпускники. Появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают к нему, становятся для фотографирования .

Фотограф. Внимание! Внимание! Снимаю!

Десятиклассник. Исторический момент, запомним, 21 июня 1941 года. Школа № 2 г.Благовещенска, наш 10-й “А”.

Десятиклассница. Нас 35.

Десятиклассник. 17 девочек, 18 мальчиков.

Десятиклассница. Через 5 лет из нашего класса выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста.

Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов.

На фоне кадров военной кинохроники звучит голос Левитана (объявление войны).

Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов. Затем юноши и девушки разделяются на 2 группы, надевают пилотки и исполняют песню Б.О.Окуджавы “Ай, война, что же ты сделала, подлая…”.

На передний край сцены выходят 1 юноша и 1 девушка. Остальные уходят.

Девушка. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Юноша. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь!” Родина…

Девушка. Родина! Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Юноша. Просто был выбор у каждого – я или Родина.

Инсценировка по мотивам повести Э.Казакевича “Звезда”.
<Приложение1>
По окончании– кадры х/ф “Звезда” (гибель Травкина)
Звучит песня В.Высоцкого “Он не вернулся из боя…”.

Сцена 2.Женщина и война.

Выходит женщина-мать, вся в черном.
Звучит “Аве, Мария”.

Мать.

Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою,
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет немил, изболелась я,
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя, горюшко мое, где же ты?
Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки – только сына милого…
За лесами моя ластынька!
За горами – за громадами!
Если выплаканы глазыньки,
Сердцем плачут матери…
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Возвратись моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя, горюшко мое,
Где же ты?

Уходит под звуки “Аве, Мария” Дж. Верди.

На экране – кадры военной кинохроники о женщине в годы Великой Отечественной войны.

1-й ведущий. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины.

2-й ведущий. 800 тысяч девушек и женщин доблестно сражались в бою.

Звучит песня“Журавли”..

1-й ведущий.

Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Они прикрыли жизнь собою.
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

Девочка из 10 “А”. Новый 1942 год из нашего класса не встретили многие. Погибли Рома Веселов, Миша Смирнов, Толя Рожков, Гриша Троепольский. От голода умер Валерий Павлович, наш любимый учитель физики, умерла Тоня Куликова, Зина Редькина, Валя Тенина, скончался в госпитале Леша Сидоров. К лету не останется в живых еще шестеро.

2-й ведущий: Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.

1-й ведущий. Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах…

2-й ведущий: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…

1-й ведущий: Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

2-й ведущий: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

1-й ведущий: Об этом могут рассказать они сами.

Сцена 3. Дети войны.
Кинохроника заканчивается, на сцене зажигаются прожектора.
Инсценировка “ В блокадном Ленинграде”.

Девочка: (Закутанная в шарфы, платки выходит из зала с поленом на руке, имитируя сбор щепок, поднимается по ступеням на сцену во время хроники). Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И мама говорила…

Мама: (во время слов девочки выходит на сцену, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу) Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем.

Мама гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно разламывая кусочек хлеба и отщипывая от него. Девочка прижимается на миг к маме, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к зрителям.

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди).

Свет прожекторов гаснет. На экране хроника блокадного Ленинграда.
Звучит песня А.Розенбаума “Дорога жизни”.

1-й ведущий: Зимой по льду Ладожского озера удалось проложить дорогу. Дорогу жизни. По ней в осажденный город доставлялись продукты и оружие, а обратно вывозились истощенные дети, раненые. Но не всем удавалось преодолеть этот путь.

2-й ведущий: На выезде из Ленинграда, там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник – “Цветок жизни”. Это памятник всем прошедшим сквозь холод и голод блокадных ночей.

На экране продолжается хроника.

1-й ведущий: Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой.

Инсценировка по мотивам повести В.Катаева “Сын полка”.
<Приложение3>

Разрывы снарядов.

1-й ведущий:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные…
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Сцена 4. Смерть и воин (по поэме А.Т.Твардовского “Василий Тёркин”).
<Приложение 4>.

Сцена 5. “Жди меня…”

1-й ведущий: (На фоне мелодии песни “Темная ночь”.) Странное и суровое время… И в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, детям, женщине. Эта любовь помогла нам выстоять, выжить и победить.

2-й ведущий: Она жила в сердцах, звучала в песнях, читалась в строчках писем.

Юноша и девушка по разные стороны от сцены. Он в военной форме.
Читают письма. Звучит музыка “Эхо любви” (муз. Е.Птичкина, слова Р.Рождественского).

Она: Дорогой мой!

Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю.

Он: Я с тобой, мой друг! Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое, ласковое, хочу и не могу!

Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту, при лунном свете перечитал твое последнее письмо, знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки обогрелись.

Она: Какое это счастье – получить твое письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.

Он: Я не трушу, нет. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на изуродованные города, на убитых. Любочка! Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом!

Она: Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе!

Он читает стихотворение К.Симонова “Жди меня”.

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло…
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло!”
Не понять, неждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим ты
Спасла меня.

Она: Ты вернешься, и мы еще потанцуем с тобой под тот вальс из “Спящей красавицы”, под который мы любили с тобой кружиться по нашей комнате. Скорей бы кончилась эта проклятая война.

1-й ведущий: И придет май 45-го. Вздохнет усталая земля, и солдаты, что уцелеют, вернутся с той проклятой войны.

Звучит песня “День Победы” Д.Тухманова.

Она: Из 35 человек нашего 10 А осталась в живых одна я, только я.

Он: Из моего поколения в живых осталось менее 3 %. Нам в 41-ом году было 17 лет.

Он: Я должен был выжить, чтобы встретиться с тобой.

Она: Мы будем жить с тобой долго и счастливо и радоваться жизни за всех, кто не вернулся с войны.

Сцена 6. Позови меня, Родина!

Ведущий. Прошли годы. Отгремели тяжелые бои. Но, чтобы никогда на земле не повторились те жестокие битвы, Родина призывает под свои знамена молодых защитников, тех, кто сумеет достойно продолжить дело дедов и отцов.

На сцену поочередно выходят юноши в форме
воина Российской Армии.

На два года шинель.
На два года мундир.
На два года отца
Заменил командир.

Но вдали от родных,
От любимых вдали
Я теперь на виду
У родимой земли.

Раз доверил народ
Охранять свой покой,
Не гордиться нельзя
Мне судьбою такой.

Говорят – тяжело.
Говорят – далеко…
Ну, а что и кому
Достается легко?

Если в этом и долг,
И высокая честь,
Я всегда на приказ
Отвечаю лишь (все юноши, участники вечера, выходя на сцену, хором ): “Есть!”

Они поют песню “Русский парень”
На припев песни выходят и выстраиваются перед сценой и все девушки – участницы вечера.

ВЕЧЕР КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Звучит песня С.Никитина «Под музыку Вивальди»

ВБ. (говорит на фоне музыки А.Вивальди).

Музыка Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского… Нужна ли она сегодня в наш век нана- технологий, экономических кризисов, громыхающих современных шлягеров и яркой пестроты телевизионных программ? Можно услышать самые разноречивые суждения по этому поводу, но я отвечу: может быть, сейчас эта музыка нам нужнее, чем когда-нибудь. Ведь она, как глоток свежего воздуха, придает силы, снимает тяжесть с души, облагораживает, помогает жить.

АС.

И наш сегодняшний вечер для тех, кто любит классическую музыку или хочет ее полюбить. Для тех, кто хочет получить эмоциональный и нравственный заряд от невидимого явления , которое называется МУЗЫКОЙ.

Сегодня в этом зале собрались такие разные и незнакомые учащиеся школ, ваши учителя музыки, педагоги детских музыкальных школ. И классическая музыка, которая прозвучит сегодня в живом исполнении, обязательно, как говорил Лев Николаевич Толстой, «объединит» всех нас «в одном чувстве», поможет наладить душевный контакт между нами, а поэтические строки дополнят ее музыкальный язык.

ВБ.

Вот музыка та, под которую мен хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории,

Дробь барабанов и медь,

Возьмите себе их в союзники,

Любя до скончания дней.

Меня же оставьте с той музыкой –

Мы будем беседовать с ней. Б.Окуджава

Звучит «Романс» Г.Свиридова (камерный ансамбль «Отрада»)

АА.

Музыка - искусство очень древнее. «Это величайшая сила, - утверждали древние философы. - Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать». Из глубины веков пришли сказания о силе музыкального искусства. Как тут не вспомнить знаменитый миф об Орфее, былину о новгородском гусляре Садко, сказку о Крысолове.

ЛБ.

Но мы сегодня будем говорить о музыке классической. А что же это такое - классическая музыка ?

АС .

Это исторический опыт прошлых поколений. Во все времена она отражала изменения, происходящие в истории, в образе жизни людей, в том, как они чувствуют и действуют. Изящная музыка соответствовала времени придворного этикета, кружевных манжет и напудренных париков, страстная, торжественная – временам революции, эмоциональная, чувственная – эпохе романтизма.

ЛБ.

Классика – это музыка, написанная в то время, когда все искали равновесие и совершенную форму, - подобно форме прекрасной древнегреческой вазы. И именно в ней заложена та великая сила, которую можно назвать энергией красоты и гармонии.

На фоне музык

и Чтец.

Стихия музыки – могучая стихия,

Она, чем непонятней, тем сильней,

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и невидна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде растворена во всем.

Есть в музыке бездумное начало,

Призыв к свободе ото всех оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков.

Но и сейчас, когда оркестр играет

Свою неимоверную игру,

Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности толстую кору. Е.Винокуров

П.Чайковский «Вальс цветов»

АС

Чем же объяснить огромную силу воздействия музыкального искусства на духовный мир человека?

Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует человек - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки, скорбит - печальные звуки помогают выразить горе. «Стенографией чувств» назвал музыку Лев Толстой.

ЛБ

А компози­тор Александр Серов дал ей такое определение: «Это в звуках выраженная жизнь души».

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты...

И.Волобуева

АС

И нам не надо знать всё о диезах и бемолях, чтобы понимать музыку. Если она говорит нам что-то, то отнюдь не об историях или картинах, а о чувствах; если она заставляет нас внутренне меняться, значит, мы понимаем ее.

Чтец (читает на фоне музыки).

Что-то в музыке поминальное,

Что-то щемящее сверх понимания,

Что-то грустное, что-то печальное,

Что-то пустынное до одичания.

Что-то скифское и курганное,

Чернобыльное и полынное,

Первородное, первозданное,

Богатырское и былинное,

Что-то смелое и решительное,

И прямое, как высота,

Что-то самое значительное –

Человечность и доброта. Виктор Боков

Ф.Лист «Грезы любви»

АС.

То, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека – открытие не нашего времени. Еще в древнеегипетских папирусах написано, что жрецы лечили людей звуками. А крупный ученый Древнего Востока Аль-Хорезми сказал: «На моей родине с давних времен применяют для лечения слово, лекарство, нож и музыку. Я предпочитаю последнее».

ЛБ.

Знаменитый математик и философ Пифагор утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию.

АС.

Классическая музыка многозначна и на некоторых людей действует острее, чем слово: может умиротворять и активизировать, облегчать печаль и умножать радость. Исследования показали, что самым расслабляющим действием обладает флейта, а скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают.

Чтец. (читает на фоне музыки)

. Рыдает и плачет тоскливая скрипка,

И слышится в звуках мне голос родной,

И тихо, сквозь слезы, мерцает улыбка

Над юностью падшей, над жизнью больной.

Рыдайте и плачьте, печальные струны!

Рыдайте, мне сладок ваш трепетный плач.

Как первые грезы, вы страстны и юны,

Безжалостны вы, как жестокий палач.

Вы вновь пробудили певучие думы,

Вы вновь окрылили восторгом меня...

И грусть моя тает, как сумрак угрюмый

Пред алым сияньем веселого дня.

И вижу я снова из мрака забвенья,

Как бледный туман из глубоких лощин,

Встают и кивают былые виденья

Сквозь черную дымку угасших годин...

К.Фофанов

Ф.Шуберт «Аве Мария»

АС .

Музыка – это язык общения , понятный всем. Кто-нибудь из вас знает итальянский язык, а польский? Но любить музыку итальянца Антонио Вивальди, поляка Фридерика Шопена, австрийца Вольфганга Амадея Моцарта нам это не мешает.

ЛБ.

Немецкий писатель Бертольд Ауэрбах очень точно сказал: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою».

АС.

Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, которым мы передаем состо­яние своей души, свои чувства и пережи­вания. И если научиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык», произведения, наполненные глубоким содержанием, будут понятны без слов.

Чтец (читает на фоне музыки).

Понятны мне, понятны эти звуки:

Вот - вздох любви!

Вот тяжкий стон разлуки!

Вот - тихая молитва... вот - слеза...

Вот - звонкое надежды лепетанье!

Вот - ревности глухое клокотанье!

Вот - дикого отчаянья гроза

И бешеных проклятий скрежетанье,

И хохота безумного раскат,

И вот сверкнул кинжал самоубийцы.

Чу! - Божий гром!.. Конец! -

Трещат гробницы... Земля дрожит...

Архангелы трубят.

В.Бенедиктов

Ф.Манино Соната №

5

АС.

Сегодня уже звучали слова Льва Николаевича Толстого о музыке. А вы знаете, какое значение играла музыка в жизни нашего знаменитого земляка? Давайте еще раз побываем в доме писателя в Ясной Поляне и попробуем понять, какие чувства испытывал он, соприкасаясь с классической музыкой?

ЛБ.

Подъехав к знаменитым башням, мы идем по Прешпекту, любуемся стройными белыми березами, прудами, яблоневым садом. Дальше наш путь лежит к дому писателя.

Мы переступаем порог дома, и попадаем в переднюю с березовыми, желтыми шкафами, наполненными книгами на разных языках. Поднимаемся по лестнице на второй этаж и попадаем в зал, где ежедневно собиралась семья Толстого, гости. Остановимся здесь и мы.

АС.

Сразу привлекают к себе внимание рояли – свидетельство огромного значения музыки в жизни Толстого и его семьи. Сын Толстого писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец. Он увлекался музыкой до того, что играл по три-четыре часа в день. Впечатление от его игры – одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью».

ЛБ.

Толстой любил слушать музыку, сидя в глубоком вольтеровском кресле. Он имел собрание различных нот, многие из которых содержали его любимые музыкальные произведения, в том числе почти все фортепианные сочинения Шопена. Толстой говорил: «Шопен в музыке то же, что Пушкин в поэзии».

АС.

Давайте и мы сядем поудобнее, настроимся и послушаем любимую музыку Льва Николаевича Толстого так , как умел слушать он.

Ф.Шопен. Этюд№2

4

АС.

По вечерам в доме Толстого звучали романсы Глинки, Чайковского, Даргомыжского.

ЛБ.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился в селе Троицкое Тульской губернии. Он автор 4-х опер и около 100 романсов. Главным истоком его музыки стали интонации живой человеческой речи. Знаменитое творческое кредо Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» Именем нашего знаменитого земляка названо музыкальное училище (ныне колледж искусств) в городе Туле, которому в ноябре 2008 года исполнилось 100 лет.

АС.

И прежде, чем вы услышите романс Даргомыжского, прозвучат поэтические строки С.Городецкого

. Чтец.

Из пут пространства узкого

Обыденных невзгод

Людей уносит музыка

В дерзающий полет.

И звезд немых сияние,

И грозный гром войны,

И с морем рек сияние,

И смутный шум весны -

Всё, всё она торопится

В себе сроднить с людьми -

То бурей в сердце бросится,

То паузой томит,

То молниями вспенится,

Греметь заставит медь,

То арф и скрипок пленница

Ручьем начнет звенеть.

Ища в мгновеньях вечности,

Из звуков строит свод

И самым человеческим

С.Городецкий

А.С.Даргомыжский – А.С.Пушкин «Я Вас любил»

АС. Слово «композитор» происходит от латинского «сочинитель, составитель». Согласно словарю, это автор музыкального произведения, лицо, занимающееся сочинением музыки.

ЛБ.

Это сухое определение, на самом деле композиторы слышат на три сотни звуков больше нас, это люди, которые «иначе видят, больше чувствуют и потому больше страдают» (Антоний Кемпинский).

АС.

Великим композиторам есть что сказать, о чем поведать нам в своей музыке. Вот причина того, что их музыка будет жить всегда, может быть, вечно, и люди, когда бы они ее ни слушали, будут испытывать сильные эмоции. И это качество является самым важным определением слова «классика».

ЛБ.

Всё сказанное можно отнести и к русскому композитору Петру Ильи­чу Чайковскому. Он оставил огромное музыкальное наследство, суть которого очень точно выразил. Яков Полонский, посвятив Чайковско­му стихотворение «Музыка»:

На фоне музыки Чайковского.

И плывут, и растут эти чудные звуки,

Захватила меня их волна...

Поднялась, подняла, и неведомой муки

и блаженства полна...

Их божественный лик, на мгновенье

Неуловимой сверкнув красотой,

Всплыл, как живое виденье,

Над этой воздушной, кристальной волной.

И отразился,

И покачнулся,

Не то прослезился...

Не то улыбнулся...

АС.

Пожалуй, нет ни одного композитора, который бы работал в стольких музыкальных жанрах, как Чайковский, он писал симфонии, оперы, инструментальную музыку и вокальные произведения. Украшением мировой классической музыки являются его знаменитые ба­Леты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». И сейчас Деменина Екатерина исполнит «Русский танец» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

«Русский танец» из балета «Щелкунчик».

АС.

Музыка может перенести нас в другое пространство, другой мир, другую страну. И сейчас мы перенесемся в Аргентину и услышим музыку современного классика – аргентинского композитора Астора Пьяцолы, творческим кредо которого стало танго. Его произведения для бандонеона (инструмента, похожего на аккордеон/баян), гитары и струнного оркестра стоят в одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX века.

ЛБ.

Всю жизнь Пьяцола играл танго. Но какое это танго! В этой музыке чувствуется все: жизнь, боль, переживание, счастье, радость. Все это танго, но все оно такое разное. Как жизнь разных людей.

АС

Незадолго до смерти Астор Пьяццолла в одном из интервью сказал: "В Аргентине может измениться все: лицо городов, общество, политический режим - все, кроме танго, которое я понимал и умел играть".

Звучат произведения Астора Пьяцолы «Зима в Буэнос-Айросе» и «Медитанго»

Окончание.

ВБ .

Сегодня у нас была счастливая возможность соприкоснуться с живой звучащей классикой. Эту встречу мы организовали ради одного большого чувства: «любви» к вам, наши дорогие дети, ради одного большого желания – сделать все, чтобы вы были счастливы. Но, какое же может быть счастье без красоты, которую нужно учиться понимать?

АС .

Чарльз Дарвин говорил: «Если бы мне пришлось пережить свою жизнь вновь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю; быть может, путем постоянного упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья».

ВБ .

Чтец.

Печальна и чиста,

Как жизнь людьми любима,

Как жизнь ты непроста,

Как жизнь непостижима,

Музыка!..

Везде, в любом краю,

Летишь ты с губ и клавиш,

Свистящую змею

И ту застыть заставишь,

Музыка!..

На свете каждый миг

Мелодия родится,

Ты – сладостный язык

Дождя, ручья и птицы,

Музыка!..

Ты – и весенний гром,

И хлябь ночей ненастных,

Ты стала языком

Счастливых и несчастных,

Музыка!..

Пусть в мире прижилась

Лишь часть твоих мелодий,

Твоя безмерна власть

Над теми, кто свободен,

Музыка!

ЛБ .

Хочется поблагодарить всех собравшихся в этом зале и представить исполнителей:

Педагоги ДМШ№1 - Шишов Роман Вячеславович, Семенова Марина Валентиновна, Екатерина Харланова.

Педагоги ДМШ№2 – Молочникова Ирина Николаевна, Завадская Наталья Петровна, Сальникова Марина Анатольевна.

ВБ . А также директора школы Наталью Юрьевну…….

Вели концерт – педагог дополнительного образования Детской школы искусств Людмила Борисовна Синельникова

ЛБ

Заместитель директора по воспитательной работе Яснополянской гимназии №2 им.Л.Н.Толстого Александр Александрович Сухоруков

АС

и главный специалист методического отдела комитета по образованию Валентина Борисовна Буталова.

ЛБ .

Мы прощаемся с вами песней Ольги Юдахиной на стихи Владимира Степанова «Дарите музыку друг другу» в исполнении учителей музыки общеобразовательных школ района.

Звучит песня «Дарите музыку друг другу»

Сценарий составлен Буталовой В.Б., учителем музыки ГОУ ТО «ТОСКОШ-И ДВ с ОВЗ»