Что такое музыкальная литература в музыкальной школе. «Музыкальная литература» как предмет музыкально-теоретического цикла в учреждениях дополнительного образования. Русская музыкальная культура

В условиях преобразований различных сфер общественной жизни нашей страны возросла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения, которое способно понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности окружающий мир. Поэтому важно уделять огромное внимание каждому конкретному ребенку и формированию его творческой личности. Непосредственные занятия учащихся ДМШ и ДШИ музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития, но и формированию общих способностей ребёнка, становлению его индивидуальности. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы, ведь именно эта дисциплина занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в детской школе искусств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Музыкальная литература» как предмет музыкально-теоретического цикла в учреждениях дополнительного образования

В условиях преобразований различных сфер общественной жизни нашей страны возросла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения, которое способно понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности окружающий мир. Поэтому важно уделять огромное внимание каждому конкретному ребенку и формированию его творческой личности. Непосредственные занятия учащихся ДМШ и ДШИ музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития, но и формированию общих способностей ребёнка, становлению его индивидуальности. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы, ведь именно эта дисциплина занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в детской школе искусств.

Термин «музыкальная литература» окончательно закрепился в 30-е годы ХХ века. У истоков музыкальной литературы как предмета стояли Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский. С той поры курс музыкальной литературы претерпел значительные изменения: обогатилось его содержание, усовершенствовалась методология, появились специальные учебные пособия.

Современная программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».

Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки». Названная дисциплина также теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

  • формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
  • воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
  • овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
  • знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
  • знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
  • умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
  • умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс). Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс). Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов, что составляет 1 академический час в неделю в 4-7 (1-4) классах и 1,5 часа в неделю в выпускном 8 (5) классе, а также 9 (6) классе. (Приложение №1)

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

Обучение музыкальной литературе в ДШИ и ДМШ – это знакомство с творчеством композиторов. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 - 15 лет). И от того, какие методы и подходы будет использовать преподаватель на своих уроках, во многом зависит то впечатление, которое сложится у детей о музыкальной культуре и останется с ними возможно на всю жизнь.


Музыкальная литература (лат. musica litteris ) - предмет, изучающийся в средних и высших музыкальных учреждениях. Основа предмета - изучение творческой деятельности, а также биографии композиторов , являющихся классиками в мировой музыке.

История возникновения как учебного предмета

Предмет «музыкальная литература» - достояние исключительно отечественной системы музыкального образования. Система музыкального образования в России исторически сложилась как трехзвенная: музыкальная школа - училище - ВУЗ. Каждое звено выполняет определённую функцию: музыкальная школа обеспечивает общее музыкальное воспитание, училище и ВУЗ - профессиональное обучение.

Современная модель музыкального образования окончательно сформировалась к концу 30-х годов XX века, когда произошло расслоение на низшую, среднюю и высшую ступени. В дореволюционной же практике обучения музыке прочное место занимали частные уроки по игре, пению или композиции. При этом музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений учащиеся, как правило, не получали. Лишь отчасти восполнить этот пробел помогали публичные лекции, устраивавшиеся в Петербурге с 1830-х годов. Большую роль в распространении музыкальной культуры сыграли также музыкальные классы при средних и высших образовательных учреждениях, гимназиях, училищах, университетах. Особо необходимо отметить женские закрытые институты, система обучения которых включала не только игру на инструменте, но и сольфеджио, гармонию, педагогическую практику. Подобная схема впоследствии была положена в основу учебного плана консерваторий, где одним из важнейших предметов учебного плана стала история музыки.

Содержание же предмета «музыкальная литература» было разработано выдающимся историком музыки, профессором Московской консерватории Валентином Эдуардовичем Ферманом на рубеже 30 - 40-х годов XX века. Идея заключалась в том, чтобы предварить изучение курса истории музыки таким предметом, который обеспечил бы знание прежде всего музыки. Основную базу было решено сосредоточить в среднем звене системы музыкального образования.

Предмет изучения

Общая цель курса состоит в приобщении учащихся к сокровищнице наследия мировой музыкальной культуры. Если говорить конкретнее - это расширение музыкального кругозора, привитие интереса и любви к музыке, развитие художественного вкуса, развитие активного, осознанного восприятия музыкального произведения.

В отличие от музыкальных училищ и курсов истории музыки в ВУЗах, детских музыкальных школах и т.п, этот предмет направлен по большей части на эстетическое воспитание: научить слушать, воспринимать и понимать музыку; воспитать грамотного слушателя, любителя музыки. В курсе изучения важное место занимает предмет «слушание музыки», который направлен на решение основных задач музыкально-исторического образования в школе. Музыкальная школа предполагает общую музыкальную подготовку. Поэтому наиболее известные педагоги придерживаются мнения, что хронологический характер прохождения материала необязателен. Например, особенность программы Е. Б. Лисянской - слышим, затем говорим - идет от слухового восприятия. Накопление фактов и знаний - это вторичный материал, дополняющий слуховые впечатления.

Курс музыкальной литературы является одним из важнейших в системе музыкальной подготовки учащихся. Это предмет, занятия по которому, наряду со специальностью (фортепиано, гитара, баян, вокал и т. д.) и сольфеджио , проходят в течение всего периода обучения. Синтезирующий по своей природе, он объединяет в себе элементы музыкально-исторических, музыкально-теоретических, эстетических и общегуманитарных знаний. Приобретаемые в процессе занятий навыки необходимы для формирования как музыканта-любителя, так и музыканта-профессионала. Они связаны в первую очередь с воспитанием единства слухового, эмоционального восприятия и логического мышления. Особенностью предмета являются разносторонние связи с другими дисциплинами. На уроках музыкальной литературы происходит углубление и совершенствование знаний, полученных при изучении сольфеджио и специальных предметов. Так, например, на уроках одновременно происходит закрепление навыков: слухового анализа; анализа по нотам; умение на практике применять исполнительские навыки и по сольфеджио.

Литература

  • Бокщанина Е. Методика преподавания музыкальной литературы в училище. - М. : Музгиз, 1961. - 72 с.
  • Гейлиг М. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы в училище. - М. : Музыка, 1966. - 58 с.
  • Голубева Л. О новой концепции курса музыкальной литературы ДМШ // Музыкальное просвещение. - 2007. - № 1 . - С. 39−43 .
  • Лагутин А. Музыкальная литература как предмет школьного преподавания // Вопросы методики начального музыкального образования. - М. : Музыка, 1981.
  • Никифорова В. О преемственности в преподавании музыкально-исторических дисциплин при обучении музыковеда // Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин: Сб. тр. - М. : Гос. Муз. Пед. Ин-т им. Гнесиных, 1985. - С. 34-51.
  • Орлова Е. Методические записки о музыкально-историческом образовании в консерваториях. - М. : Музыка, 1983. - 43 с.

Как сходить на оперу и получить от этого одно лишь удовольствие, а не разочарование? Как не засыпать во время симфонических концертов, а после сожалеть лишь о том, что всё это быстро закончилось? Как вообще понимать музыку, которая, на первый взгляд, кажется совсем старомодной?

Оказывается, всему этому может научиться любой человек. Детей учат этому в музыкальной школе (и очень, надо сказать, успешно), ну а любой взрослый всеми тайнами может овладеть и сам. На помощь придёт учебник музыкальной литературы. И совсем не нужно пугаться слова «учебник». Что учебник для ребёнка, то для взрослого – «книжка сказок с картинками», которая интригует и завораживает своей «интересностью».

О предмете «музыкальная литература»

Пожалуй, один из самых интересных предметов, который проходится учениками музыкальной школы – музыкальная литература. По своему содержанию этот курс чем-то напоминает курс литературы, который изучается в обычной общеобразовательной школе: только вместо писателей – композиторы, вместо стихотворений и прозы – лучшие музыкальные произведения классики и современности.

Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы, развивают эрудицию и необычайно расширяют кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи. Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте).

Музыкальную литературу нужно изучать всем

Исходя из исключительной полезности, курс музыкальной литературы можно порекомендовать пройти и взрослым или начинающим музыкантам-самоучкам. Ни один другой музыкальный курс не даёт такой полноты и фундаментальности знаний о музыке, её истории, стилях, эпохах и композиторах, жанрах и формах, о музыкальных инструментах и певческих голосах, способах исполнения и сочинения, выразительных средствах и возможностях музыки и т.д.

Что именно проходят в курсе музыкальной литературы?

Музыкальная литература является обязательным для изучения предметом на всех отделениях музыкальной школы. Этот предмет проходят в течение четырёх лет, за время которых юные музыканты знакомятся с десятками самых разных художественно-музыкальных произведений.

Первый год – «Музыка, её формы и жанры»

Первый год, как правило, посвящается рассказам об основных музыкальных выразительных средствах, жанрах и формах, различных видах оркестров и ансамблей, о том, как правильно музыку слушать и понимать.

Второй год – «Зарубежная музыкальная литература»

Второй год обычно нацелен на то, чтобы освоить пласт зарубежной музыкальной культуры. Рассказ о ней начинается с самой древности, с момента зарождения, через Средние века к крупным композиторским личностям. Шесть композиторов выделяются в отдельные крупные темы и изучаются по несколько уроков. Это немецкий композитор эпохи барокко , три «венских классика» – Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен, романтики Ф. Шуберт и Ф. Шопен. Композиторов-романтиков довольно много, познакомиться с творчеством каждого из них на школьных уроках не хватит времени, но общее представление о музыке романтизма, конечно же, даётся.

Вольфганг Амадей Моцарт

Если судить по произведениям, то учебник музыкальной литературы зарубежных стран знакомит нас с внушительным списком разнообразных сочинений. Это и опера «Свадьба Фигаро» на сюжет французского драматурга Бомарше, и целых 4 симфонии – 103-я Гайдна (так называемая «С тремоло литавр»), 40-я знаменитая соль минорная симфония Моцарта, симфония №5 Бетховена с её «темой судьбы» и «Неоконченная симфония» Шуберта, из крупных симфонических произведений проходится и увертюра Бетховена «Эгмонт».

Кроме того изучаются фортепианные сонаты – 8-я «Патетическая» соната Бетховена,11-я соната Моцарта с её знаменитым «Турецким рондо» в финале и лучезарная ре мажорная соната Гайдна. Из других фортепианных сочинений книга знакомит с этюдами, ноктюрнами, полонезами и мазурками великого польского композитора Шопена. Изучаются и вокальные произведения – песни Шуберта, его гениальная песня-молитва «Ave Maria», баллада «Лесной царь» на текст Гёте, всеми любимая «Вечерняя серенада», ряд других песен, а также вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

Третий год «Русская музыкальная литература XIX века»

Третий год обучения целиком посвящён русской музыке с её древнейших времён и почти до конца XIX века. Каких только вопросов не затрагивают начальные главы, рассказывающие о народной музыке, о церковном певческом искусстве, о зарождении светского искусства, о крупных композиторах классической эпохи – Бортнянском и Березовском, о романсном творчестве Варламова, Гурилёва, Алябьева и Верстовского.

В качестве центральных снова выдвигаются фигуры шести крупных композиторов: , А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Каждый из них предстаёт не только как гениальный художник, но и как уникальная личность. Так, например, Глинку называют родоначальником русской классической музыки, Даргомыжского – учителем музыкальной правды. Бородин, будучи учёным-химиком, сочинял музыку только «по выходным», а Мусоргский с Чайковским, напротив, ради музыки в своё время оставили службу, Римский-Корсаков в юности отправлялся в кругосветное плавание.

М.И. Глинка опера “Руслан и Людмила”

Музыкальный материал, который осваивается на этом этапе, обширный и серьёзный. За год проходится целая серия больших русских : «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Снегурочка», «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского. Знакомясь с этими операми, учащиеся невольно соприкасаются с произведениями литературы, которые положены в их основу. Причём, если говорить именно о музыкальной школе, то эти классические сочинения литературы узнаются раньше, чем они проходятся в школе общеобразовательной – это ли не польза?

Кроме опер в этот же период изучается множество романсов (Глинки, Даргомыжского, Чайковского), среди которых снова находятся те, которые написаны на стихи великих русских поэтов. Ещё проходятся симфонии – «Богатырская» Бородина, «Зимние грёзы» и «Патетическая» , а также гениальная симфоническая сюита Римского-Корсакова – «Шехеразада» по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи». Из сочинений фортепианных можно назвать крупные циклы: «Картинки с выставки» Мусоргского и «Времена года» Чайковского.

Четвёртый год – «Отечественная музыка XX века»

Четвёртая книга по музыкальной литературе соответствует четвёртому году обучения предмета. На этот раз интересы учащихся сосредоточиваются в направлении отечественной музыки XX и XXI века. В отличие от предыдущих выпусков учебников по музыкальной литературе, этот последний обновляется с завидной регулярностью – материал для изучения полностью перекраивается, наполняется информацией о самых последних достижениях академической музыки.

С.С. Прокофьев балет “Ромео и Джульетта”

В четвёртом выпуске рассказывается о достижениях таких композиторов, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, а также целой плеяды композиторов самого недавнего времени или современности – В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина, Э.В. Тищенко и др.

Необычайно расширяется круг разбираемых произведений. Все их перечислять не обязательно, достаточно назвать лишь такие шедевры, как любимейший во всём мире Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, прославленные балеты Стравинского («Петрушка», «Жар-птица») и Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка»), «Ленинградская» симфония Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и много других гениальных сочинений.

Какие есть учебники по музыкальной литературе?

На сегодняшний день вариантов учебников по музыкальной литературе для школы не много, но всё же «разнообразие». Одни из самых первых учебников, по которым учились массово – книги из серии учебников по музыкальной литературе автора И.А. Прохоровой. Более современные популярные авторы – В.Е. Брянцева, О.И. Аверьянова.

Автор учебников музыкальной литературы, по которым почти вся страна занимается сейчас – Мария Шорникова. Ей принадлежат учебники для всех четырёх ступеней школьного обучения предмету. Приятно, что в последнем издании учебники снабжены также и диском с записью проходимых произведений в лучшем исполнении – так решается вопрос о поиске нужного музыкального материала для уроков, домашних работ или для самостоятельного изучения. За последнее время появилось множество других отличных книг по музыкальной литературе. Повторюсь, что такие учебники с большой для себя пользой могут читать и взрослые.

Учебники эти быстро разлетаются в магазинах, их не так-то просто достать. Все дело в том, что они издаются очень маленькими тиражами, и мгновенно превращаются в библиографическую редкость. Чтобы вам не тратить своё время на поиски, я предлагаю заказать всю серию этих учебников прямо с этой странички по ценам издателя : просто нажмите на кнопку «Купить» и оформите заказ в появившемся окне Интернет-магазина. Далее выберите способ оплаты и доставки. И вместо часовых обходов книжных магазинов в поисках этих книг, вы получите их всего за пару минут.

Напоминаю, сегодня как-то случайно мы завели разговор о той литературе, которая будет полезна любому начинающему музыканту или просто интересующемуся классической музыкой человека. Да, пусть это учебники, но попробуйте их открыть, а потом оторваться от чтения?

Учебники по музыкальной литературе – какие-то неправильные учебники, слишком интересные для того, чтобы называться просто учебниками. По ним будущие сумасшедшие музыканты занимаются в своих сумасшедших музыкальных школах, а по ночам, когда юные музыканты спят, эти учебники с упоением читают их родители, потому что интересно! Вот!

Что такое музыкальная литература?

Что такое литература? Это книги, написанные писателями. И не только писателями. К литературе относятся, например, народные сказки, записанные и обработанные собирателями народного творчества.

Наша литература — музыкальная. Что такое музыкальные книги? Это ноты. Но читать ноты, как книги, могут немногие опытные музыканты. А музыку, которая в этих нотах написана, слушают и любят почти все. Так вот:

Как? Ещё одна? А специальность? А сольфеджио?

На сольфеджио вы изучаете ноты, интервалы, тональности. Это ваша музыкальная грамота. А ещё и тренироака слуха. Ведь всё это надо не только выучить, но и уметь услышать. А на специальности вы осваиваете музыкальное исполнительство: учитесь правильно и ловко прикасаться к своему инструменту, чтобы красиво и выразительно играть, исполнять музыку.

А что значит красиво и выразительно? Вот на этот вопрос и отвечает музыкальная литература. Сегодня и мы приступаем к поискам ответа. И для этого начнём учиться слушать музыку.

— А разве нужно учиться слушать музыку? — возможно, удивитесь вы. И будете по-своему правы. Однажды знаменитый норвежский скрипач XIX века Уле Булль в результате кораблекрушения попал на остров, населённый дикими племенами. И дикари были зачарованы скрипкой великого артиста, хотя раньше никогда не слышали европейской музыки. А уже в XX веке французский путешественник и учёный Ален Геербран взял пластинки с музыкой Моцарта в путешествие к индейцам племени макиритаре, живущим в джунглях Амазонки и оторванным от остального мира. Эффект был поразительный, Геербран даже снял об этом фильм.

WWW

Как будто бы эти примеры говорят о том, что музыку можно почувствовать и без специальной подготовки. Но давайте представим, что мы слушаем красивое стихотворение на французском или английском языке, которого мы не знаем. Мы, вероятно, сможем почувствовать красоту стиха, мы даже сможем догадаться о его настроении. Но мы не поймём, о чём идёт речь, потому что не знаем языка .

А у музыки тоже существует свой, музыкальный язык . Но этот язык особенный. В нём нет слов, есть только звуки. Но это волшебные звуки, которые могут заставить смеяться и плакать, а могут даже рассказать целую историю.

Кое-что вы уже знаете. Про мажор и минор, например. Знаете, что весёлая музыка чаще бывает в мажоре, а грустная — в миноре. А медленная музыка отличается от быстрой — чем? Ну конечно же, темпом . А бывает грустная музыка в мажоре, а весёлая в миноре? Оказывается, бывает. Потому что характер музыки зависит не только от лада (а мажор и минор — это лады), но и от многих других вещей, которые называют средствами музыкальной выразительности . Они-то и составляют основу музыкального языка.



Краткий курс

музыкальной литературы

И.С. БАХ
1. Полифония – это многоголосие. В полифоническом произведении может быть от двух до пяти голосов, каждый из которых развивается самостоятельно, но все они сплетаются в одну музыкальную ткань. Полифония была распространена в период эпохи возрождения (XVI – XVII вв.) Выдающимися музыкантами полифонистами в 1-й половине XVII в. были: немецкие композиторы Георг Фридрих Гендель, Георг Филипп Телеман английский - Генри Пёрсел, французский композитор Жан Баттист Люлли.
В Италии выделялся Антонио Вивальди. Широко известны его скрипичные концерты и сюита «Времена года». Во Франции наиболее известны композиторы - клавесинисты: Жан Филипп Рамо, Франсуа Куперен, Луи Клод Дакен. Очень популярны сейчас сонаты для клавесина итальянского композитора Доменико Скарлатти.
Но «отцом» полифонии по праву считается великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750г.г.) Его творчество велико и многогранно.
Родился Бах в немецком городке Эйзенахе. Там прошло его детство, там он научился игре на органе, скрипке и клавесине. С 15-ти лет он жил самостоятельно: сначала в городе Люнебурге потом, в поисках работы, переезжает в город Веймар, где служил органистом в церкви и написал здесь самые лучшие свои органные произведения: «Токкату и фугу ре минор», органные хоральные прелюдии и фуги. Затем он переезжает в город Кётен.
В Кётене он служит придворным музыкантом у принца Кётенского и здесь написал лучшие клавирные произведения: 1-й том ХТК (хорошо темперированного клавира), 6 английских и 6 французских сюит, инвенции, «Хроматическую фантазию и фугу».
Последние годы Бах прожил в Лейпциге. Здесь он работал руководителем школы певчих (кантором) при церкви святого Фомы и написал много хоровых произведений: «Мессу си минор», «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» и другие лучшие образцы кантат и ораторий. Здесь же он написал 2-й том ХТК.

И.С. Бах стал создателем полифонической музыки. Лучше него полифонию не писал никто. Его трое сыновей стали тоже известными композиторами, но имя Иоганна Себастьяна Баха вошло в историю музыкального искусства на все времена! Его музыка вечна и понятна людям – она живая.
2. Венская классическая школа.
Это творческое направление в музыке конца XVIII – начала XIX веков, сложившаяся в г. Вена (столице Австрийской империи). К нему принадлежат три композитора:
Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. В их творчестве сформировался сонатно-симфонический цикл. Их произведения совершенны по форме и по содержанию (т.е. классические). Именно поэтому их назвали великими венскими классиками.
Музыка композиторов венской классической школы до сих пор остается непревзойденным образцом сочинения (классический – одно из значений слова – образцовый). Школа – здесь понятие приемственности, т.е. продолжение и совершенствование одним композитором традиций и идей своего предшественника.
Венские классики использовали новый музыкальный склад (способ изложения музыкальной мысли) – гомофоно-гармонический, где существует главный мелодический голос, а остальные голоса сопровождают мелодию (ему аккомпанируют). В их творчестве складывается 8-ми тактовый (квадратный) период. Это связано с использованием австрийских и немецких народных тем. В гармонии преобладают трезвучия главных ступеней T, S, D.

Йозеф Гайдн (1732-1809) был самым старшим из венских классиков. В его творчестве окончательно сформировались жанры сонаты, симфонии, концерта и квартета. Его называют «отцом» симфонии (их у него более 100). В основе его музыки лежат темы народных танцев и песен, которые он с величайшим мастерством разрабатывает. В его творчестве сформировался также состав симфонического оркестра, состоящий из трёх групп инструментов – струнных, духовых и ударных. Почти всю жизнь он прослужил придворным музыкантом у князя Эстергази, создав 104 симфонии, 52 сонаты, концерты и 83 квартета. Но вершиной стали его 12 Лондонских симфоний, оратории «Времена года» и «Сотворение мира», написанные в Лондоне в конце его жизни.

Последователем творчества Гайдна стал немецкий композитор В.А.Моцарт (1756-1791). Его светлая музыка до сих пор современна – яркий пример классицизма. С ранних лет он стал сочинять сонаты, симфонии и оперы. Используя сонатно-симфонический цикл Гайдна, Моцарт развил и обогатил его. Если у Гайдна контраст между главной и побочной партиями выражен не ярко, то у Моцарта главная партия по характеру сильно отличается от побочной и разработка (средний раздел) в связи с этим более насыщена. Музыка Моцарта с потрясающей силой передает и скорбные трагические настроения («Реквием»), и юморичсические образы, и прекрасную природу. Музыка Моцарта отличается красотой и изяществом. Моцарт автор многих опер, самыми известными из которых стали: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». У него около 50-ти симфоний (наиболее известны соль минор №40 и «Юпитер» №41), множество сонат, концертов для клавира, скрипки, гобоя, флейты, дивертисментов.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - третий венский классик.
Великий немецкий композитор родился в г. Бонне. Современник Великой французской революции, он воплотил в своей музыке мятежный пафос, мечту о свободе и счастье человечества. Им создано 9 симфоний (самые известные: до минор №5, №9), ряд увертюр («Кориолан», «Эгмонт», «Леонора»); 32 сонаты («Лунная».№14, «Патетическая» №8, «Аппассионата» №23 и др.) опера «Фиделио», 5 фортепианных концертов, скрипичный концерт и сонаты для скрипки, 16 струнных квартетов. Творчество Бетховена наполнено огромной энергией, контраст между темами очень яркий, музыка его драматична и в то же время жизнеутверждающая и доступна пониманию всех людей.
3. Эпоха романтизма в музыке.
Романтизм – это направление в искусстве, возникшее в начале XIX века, в пору реакции после французской буржуазной революции. Люди искусства не могли в это время правдиво отражать действительность и им приходилось либо уходить в мир фантастики либо отражать внутренний мир человека его чувства и эмоции.
В музыке первым композитором – романтиком стал
Франц Шуберт (1797-1828)– великий австрийский композитор – песенник (их у него более 600).
В юности ему пришлось испытать много потерь. Оказавшись в Вене один, он жил у друзей и знакомых и был полон надежд на прекрасное будущее. Его песни в этот период светлые по содержанию (цикл «Прекрасная мельничиха»). Но постепенно он начинает понимать, что жизнь не так уж безоблачна, как ему казалось, что судьба музыканта – это бедность и нужда. В песне «Шарманщик» он нарисовал свой портрет – певца, выброшенного обществом. Мрачные настроения отражены в цикле «Зимний путь», «Лебединая песня». На слова Гёте написаны такие шедевры, как баллада «Лесной царь», «Маргарита за прялкой». «Серенада» Шуберта прочно вошла в репертуар известных певцов. Кроме песен Шуберт написал также 8 симфоний (самая известная «Неоконченная» си минор №8 в двух частях). У него также много небольших фортепианных произведений: музыкальных моментов, экспромтов, экосезов, вальсов.
Умер Шуберт очень рано - в 31 год, но своими произведениями он успел подготовить появление последователей его творчества.
Одним из них стал польский композитор фортепианного жанра
Фридерик Шопен (1810 – 1849).
Музыка его гениальна. Несмотря на то, что писал он исключительно для фортепиано, тем не менее открыл целый мир – от тайных глубин человеческих чувств до простых сцен деревенской жизни.
Обращаясь к польским национальным жанрам – мазуркам, полонезам, вальсам он показал их с разных сторон. Например его мазурки могут быть бальными, а могут напоминать незатейливую деревенскую пляску. Полонезы – то блестящие, то трагичные.
Вальсы тоже очень разнообразны по характеру, а его этюды выходят за рамки чисто технического произведения – это уже концертные пьесы – картины. Прелюдии Шопена небольшие по размеру, но очень разные по оттенкам чувств, затронутых в них. Ноктюрны Шопена – это образцы мелодизма и гармонии. Шопен является создателем нового жанра фортепианной музыки – это жанр баллады. Есть у него и сонаты. Траурный марш Шопена знаком всем – это 3-я часть си минорной сонаты.
Фридерик Шопен – любимый композитор многих пианистов. С 1927 года в Варшаве регулярно проводятся всемирные конкурсы пианистов имени Шопена.
Третий романтик зарубежной музыки –
Роберт Шуман (1810 – 1856).
Это великий немецкий композитор – мечтатель и выдумщик. Он обладал удивительной способностью изображать в музыке портреты людей, причем часто с юмором. Фортепианный цикл «Карнавал» - наиболее известное его произведение. Он написал много мелких пьес для фортепиано, «Альбом для юношества», «Бабочки», 3 сонаты, «Симфонические этюды» и другие произведения.
4 . Творчество композиторов второй половины 19-начала 20 века.

Рихард Вагнер (1813-1883) - Вильгельм Рихард Вагнер – немецкий драматический композитор и теоретик, театральный директор, дирижер, полемист, ставший известным благодаря своим операм, которые оказали революционное влияние на западную музыку. Среди главных его работ – «Летучий голландец» (1843 г.), «Тангейзер» (1845 г.), «Лоэнгрин» (1850 г.), «Тристан и Изольда» (1865 г.), «Парсифаль» (1882 г.) и тетралогия «Кольцо Нибелунгов» (1869–1876 гг.).

Джузеппе Верди (1813-1901) - известный итальянский композитор, автор множества бессмертных произведений. Его творчество считается высшей точкой развития музыки 19 века в его родной стране. Более полувека охватила деятельность Верди в качестве композитора. Она была связана главным образом с жанром оперы. Первую из них Верди создал, когда ему было 26 лет ("Оберто, граф ди Сан-Бонифачо"), а последнюю он написал в 80 лет ("Фальстаф"). Автором 32 опер (с учетом новых редакций произведений, написанных ранее) является Верди Джузеппе. Биография его и по сей день вызывает большой интерес, а творения Верди и в наше время включаются в основной репертуар театров по всему миру . Наиболее известными его операми стали «Аида», «Риголетто», «Травиата».

Эдвард Григ (1843 – 1907) - периода , деятель, , . Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Среди самых известных произведений Грига - две сюиты из музыки к драме «», , скрипичные сонаты.

Основное внимание Григ уделял песням и , которых опубликовал более 600. Ещё около двадцати его пьес изданы посмертно. Вокальные сочинения Грига написаны на слова датских и норвежских, иногда немецких поэтов.

Клод Дебюсси (1862-1918) - Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Не случайно Дебюсси считается основным представителем . Излюбленный жанр композитора - программная сюита (оркестровая и фортепианная), как бы серия разнохарактерных картин, где статика пейзажей оттеняется стремительно-подвижными, часто танцевальными ритмами. Таковы сюиты для оркестра «» (1899), «» (1905) и «» (1912). Для фортепиано создаются «», , «», который Дебюсси посвятил своей дочери.

5. Русская музыкальная культура.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)
Великий русский композитор – родоначальник национальной классической музыки.
Закончив университетский благородный пансион, он много путешествовал по странам Европы, изучая музыку зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии). Вернувшись на Родину, Глинка задался целью создать русскую национальную музыкальную школу и ему удалось это сделать.
Глинка собирал и обрабатывал русские народные песни и свои произведения писал, используя их интонации, облачив их в строгие классические формы.
Глинка автор около 80 романсов и песен, среди которых такие шедевры, как «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок» и другие.
Первая его опера на исторический сюжет «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
От этой оперы пошла ветвь русской исторической оперы (она стала образцом этого жанра). Вторая опера Глинки написана на сюжет сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Она заложила основу для русской сказочной оперы.
Кроме того «Вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде». - писал П.И.Чайковский. Это действительно так. Кроме «Камаринской» Глинка написал две увертюры на испанские темы «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», а его «Вальс-фантазия» - это образец прекрасной лирики в инструментальной музыке.
Подытожив все, что было создано до него русскими композиторами, Глинка поднял отечественную музыку на качественно новую ступень и добился признания русской музыки на мировом уровне.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
Последователь и младший современник Глинки, он вошел в историю русской музыкальной культуры, как создатель социально – обличительных произведений. Среди них опера на сюжет одноименной трагедии Пушкина «Русалка», где композитор передал трагедию простой крестьянской девушки Наташи, брошенной князем, горе её отца. Еще одна опера положена на текст маленькой трагедии Пушкина «Каменный гость». Это тоже социально-психологическая драма. В своих операх Даргомыжский ввел новый принцип сквозного музыкального развития. Он заключался в том, что музыкальные номера: арии, ариозо, дуэты, хоры – плавно и без остановки переходят в речитатив и наоборот, а оркестровая партия часто досказывает то, что не выражено словами.
Даргомыжский автор около 100 романсов и песен. Среди них очень популярны: «Мне грустно», «Старый капрал», «Титулярный советник», «Червяк» и другие.
В своей музыке Даргомыжский опирался на народную песню, но вместе с тем и на интонации живой человеческой речи. «Хочу чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» - это творческое кредо Даргомыжского.

6. Музыкальная культура второй половины 19 века .
Во второй половине XIX века в России начался подъем национального искусства – литературы, живописи, музыки. В это время и возник кружок единомышленников – музыкантов, названный знаменитым музыкальным критиком Стасовым «Могучая кучка». Его также называют «Великая русская пятёрка» или «Новая русская школа».
В кружок вошли 5 композиторов.
Руководителем его был Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) – яркая фигура, музыкальный талант. Его заслуга в том, что он собирал и обрабатывал русские народные песни. Балакирев создал не очень много произведений. Наиболее интересные из них фантазия «Исламей», 8
русских народных песен в обработке для фортепиано, около 50 романсов.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
– выдающийся ученый химик, педагог, композитор. Автор оперы «Князь Игорь» на исторический сюжет древней русской летописи «Слово о полку Игореве», симфонической картины «В средней Азии», замечательных 2-х квартетов, 3-х симфоний (самая известная 2-я имеет название «Богатырская») и 18-ти романсов. Композитор воплотил в своем творчестве былинный эпос русского народа, а также осветил мир восточной Азии, с его прекрасными мелодиями.
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – композитор-трибун, отразивший жизнь и историю русого народа. Его оперы «Борис Годунов», «Хованщина» монументальные народные музыкальные драмы – вершина его творчества; музыкальная комедия по Гоголю «Сорочинская ярмарка» раскрывает живые яркие образы простых людей; цикл «Картинки с выставки», циклы песен «Детская», «Песни и пляски смерти», романсы входят в репертуар мировых театров.
Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) –композитор и музыкальный критик, автор опер-сказок «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка дурачок», романсы, песни, небольшие фортепианные пьесы. Его произведения не столь значительны, как произведения других композиторов «Могучей кучки», но и он внес вклад в копилку русской музыки.
Объединяло всех композиторов «Могучей кучки» то, что они трепетно относились к русской народной песне, стремились обогатить русскую классическую музыку, возвысить ее в мировом масштабе. Все они являются последователями великих русских композиторов-классиков М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния.
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы - 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора. Два основных направления отличают творчество композитора: первое - русская история, второе - мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище "сказочник".
Кроме творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей - Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Пётр Ильич Чайковский (1840 г. -1893) - русский композитор романтического периода. Некоторые из его композиций являются одними из самых популярных музыкальных произведений. Он был первым русским композитором, чьё творчество открыло музыкальный мир России на международном уровне. Фактором, который помог музыке Чайковского стать популярной, был сдвиг в отношении к российской аудитории. Публикация его песен с 1867 года и отличная фортепианная музыка для внутреннего рынка также способствовали росту популярности композитора. В конце 1860 годов Чайковский начал сочинять оперы. Среди его самых значительных сочинений - оперы: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Черевички» и другие, балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», симфония №1 «Зимние грезы», симфония №6 «Патетическая», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фортепианный цикл «Детский альбом»; симфонические, камерные, фортепианные, хоровые, вокальные произведения и обработки народных песен, а также множество других произведений.

7. Творчество композиторов конца 19- начала 20 века

Творчество русских композиторов конца 19-го - первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим изменилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.

Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 - 1915) - русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония ("Божественная поэма"), симфоническая "Поэма экстаза", "Трагическая" и "Сатаническая" фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. Ещё одним шедевром Скрябина является "Прометей" ("Поэма огня"), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
Последняя незаконченая "Мистерия" была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 - 1943) - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом "самый русский композитор", подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.

Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассицизм, - и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение - поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра.
В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США.

Интересный факт : во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971) - один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал "зеркалом" музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.

Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным - серия трёх балетов: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский - космополит, вынуждено сменив несколько стран - Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода - "русский", "неоклассический", американский "серийного производства", периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому "почерку".

Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891-1953) - один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных "вундеркиндов", с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков.

Одними из самых ярких произведений стали оперы "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке"; балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория "На страже мира"; музыка к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный"; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ ( 1906 - 1975) - один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения - это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы "Леди Макбет Мценского уезда", Шостакович творил как свободный художник - "авангардист", экспериментируя со стилями и жанрами. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки.