Симфоническая поэма шахерезада. Конспект занятия с презентацией в ДШИ по музыкальной литературе. Римский-Корсаков Симфоническая сюита "Шехеразада". Что такое симфоническая сюита

«Шехераза́да» - симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова , написанная в 1888 году . Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением от арабских сказок «Тысяча и одна ночь ». Произведение входит в рамки и традиции «Востока» в русской музыке, идущих от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю - симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Кроме того, форма «Шехеразады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шехеразада» как сюита в целом приобретала характер симфонии. В результате, Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шехеразада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.

В балете

Состоит из 4 частей:

1. Море и Синдбадов корабль - сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки).

2. Рассказ царевича Календера - сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой.

3. Царевич и царевна - сонатная форма с кодой без вступления и разработки.

4. Праздник в Багдаде - рондо (чередование всех тем из первых трех частей).

Обработки

Шехеразада - одно из самых популярных произведений Римского-Корсакова. Она не только исполняется академическими музыкантами, но и пережила много обработок эстрадными артистами.

  • Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехеразады» в виде электроорганной композиции «Prelude: Happiness/I’m So Glad », соло на органе Хаммонда исполнил Джон Лорд . Композиция вошла в альбом 1968 года Shades of Deep Purple .
  • Английская группа Renaissance записала в 1975 году заслуживающий внимания альбом Scheherazade and Other Stories , который не базируется полностью на произведении Римского-Корсакова, однако содержит основной мотив из шести нот, который является отсылкой к «Шехеразаде» .
  • Обработка сюиты входит в альбом Konvergencie 1971 года словацкой группы Collegium Musicum.
  • Симфонический духовой оркестр Мерлина Паттерсона (Хьюстон, Техас, США) создал необычную обработку «Шехеразады» для духовых инструментов, представленную в 2005 году.
  • Фрагмент «Шехеразады» использован в фильме «Кавказская пленница ».
  • Музыка из «Шехерезады» использована в мультфильме «Русалочка ».
  • Фрагмент из четвёртой части сюиты (тема Шахрияра) игрался оркестром на представлении в Варьете, устроенном Воландом и его свитой (роман «Мастер и Маргарита »).
  • Музыка из «Шехерезады» использовалась в церемонии закрытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году .
  • Является саундтрэком к телесериалу

Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.

В течение лета 1888 года Римским-Корсаковым была написана «Шехеразада» и впервые исполнена под управлением автора в сезоне 1888-1889 в одном из «Русских симфонических концертов», организованном музыкальным издателем и меценатом Митрофаном Беляевым. С тех пор это произведение приобрело большую популярность у слушателей.

Источником вдохновения для создания сюиты послужило литературное произведение «Сказки тысячи и одной ночи».

Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением:

Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика - Шехеразады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «Море и корабль Синдбада», «Фантастический рассказ Календера-царевича», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу». Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами.

А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой соло . В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.

В эпилоге сюиты тема Шахрияра становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён. В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шехеразады. Ею заканчивается сюита.

«Шехеразада» - одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального Востока. В ней использован принцип картинности, сопоставления разных по характеру эпизодов, объединённых проведением темы Шехеразады, напоминающей нам о том, что всё это - рассказ одного лица - очаровательной сказочницы Шехеразады. В программе сюиты нет последовательного сюжета, нет никаких пояснений и к содержанию сказок.

Эта сюита - один из образцов эпического симфонизма Римского-Корсакова. В ней проявляются те же принципы эпической музыкальной драматургии (контраст, сопоставление образов), что и в эпических операх композитора. Проявляются эти принципы и в строении сюиты в целом, и внутри отдельных частей произведения.

Восточные мотивы

Когда Сергей Дягилев продумывал программу для первых «Парижских сезонов» русского балета в 1910 году, он выбрал именно это произведение, наряду с «Половецкими плясками» А. Бородина и «Хованщиной» М. Мусоргского. Претворяя в жизнь свои планы, он хорошо понимал, что конкретно может понравиться публике и что французов очень привлекают восточные веяния. В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехеразада» с Вацлавом Нижинским и Идой Рубинштейн в главных ролях. Автором великолепных костюмов и декораций был Леон Бакст.

А в 1911 году В. А. Серов, увидев «Шехеразаду» в программе второго Русского балетного сезона Сергея Дягилева в Париже, был так восхищён красочной необычностью музыки и действа, что создал для балета огромный (12 на 12 метров) занавес.

Op. 35
Праздник в Багдаде
Помощь по воспроизведению

«Шехераза́да» - симфоническая сюита , одно из лучших симфонических произведений русского композитора Н. А. Римского-Корсакова , написанное в 1888 году . Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи ». Произведение входит в рамки и традиций «Востока» в русской музыки, идущая от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Создание восточного колорита с помощью цитирования восточных мелодий, создании тем в восточном духе, имитацией звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра . Также форма «Шехеразады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела свой собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шехеразада», как сюита в целом, приобретала всё более и более характер формы симфонии . В результате Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шехеразада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.

  • В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада » на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Бакста .

Состоит из 4 частей:

  1. Море и Синдбадов корабль (The sea and Sinbad’s ship) - Сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки).
  2. Рассказ царевича Календера (The story of the Kalandar prince) - Сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой.
  3. Царевич и царевна (The young prince and the young princess) - сонатная форма с кодой без вступления и разработки.
  4. Праздник в Багдаде (Festival at Baghdad) - Рондо (Чередование всех частей из первых трех частей).

Обработки

Шехеразада - одно из самых популярных произведений Римского-Корсакова. Она не только исполняется академическими музыкантами, но и пережила много обработок эстрадными артистами.

  • Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехеразады» в виде электроорганной композиции «Prelude: Happiness/I’m So Glad », соло на органе Хаммонда исполнил Джон Лорд . Композиция вошла в альбом 1968 года Shades of Deep Purple .
  • Обработка сюиты входит в альбом Konvergencie 1971 года словацкой группы Collegium Musicum
  • Симфонический духовой оркестр Мерлина Паттерсона (Хьюстон, Техас, США) создал необычную обработку «Шехеразады» для духовых инструментов, представленную в 2005 году.
  • Фрагмент «Шехеразады» использован в фильме «Кавказская пленница »
  • Музыка из «Шехерезады» использована в мультфильме «Русалочка (мультфильм, 1968) »

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шехеразада (сюита)" в других словарях:

    Музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы,… … Энциклопедия Кольера

    - (франц. suite, букв. ряд, последовательность) одна из осн. разновидностей многочастных циклич. форм инстр. музыки. Состоит из неск. самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художеств. замыслом. Части… … Музыкальная энциклопедия

    Ы; ж. [франц. suite] Музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. С. Грига. // Балетный цикл из ряда танцевальных номеров, объединённых одной темой. Балетная с. ◁ Сюитный, ая, ое. С ая … Энциклопедический словарь

    Сюита - СЮИ́ТА (франц. suite, букв. – ряд, последовательность, продолжение), 1) Циклическое муз. произведение, состоящее из неск. самостоятельных частей, объединённых общностью художеств. замысла и следующих одна за другой по принципу контраста. С.… … Балет. Энциклопедия

    - (франц. suite, буквально ряд, последовательность) одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. В отличие от… … Большая советская энциклопедия

    Сюита - (от франц. suite ряд, последовательность) инструмент. или реже вокально инструмент. жанр в форме нерегламентированного многочастного цикла. Целостная худож. композиция С. образуется на основе чередования танцевальных или нетанцевальных частей,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Реферат на тему:

Шехеразада (сюита)



Шехерезада рассказывает сказки Царю Шахрияру

Музыкальная тема Н. А. Римского-Корсакова Шехеразады

«Шахереза́да» - симфоническая сюита «Шахерезада», одно из лучших симфонических произведений русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, написанное в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шахерезаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Произведение входит в рамки и традиций «Востока» в русской музыки, идущая от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Создание восточного колорита с помощью цитирования восточных мелодий, создании тем в восточном духе, имитацией звучания восточных инструментов и тонов тонов «Шахерезада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Также форма «Шахерезады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела свой собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шахерезада», как сюита в целом, приобретала всё более и более характер формы симфонии. В результате Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шахерезада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.

  • В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Бакста.

Состоит из 4 частей:

1. Море и Синдбадов корабль (The sea and Sinbad’s ship) - Сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки).

2. Рассказ царевича Календера (The story of the Kalandar prince) - Сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой.

3. Царевич и царевна (The young prince and the young princess) - сонатная форма с кодой без вступления и разработки.

4. Праздник в Багдаде (Festival at Baghdad) - Рондо (Чередование всех частей из первых трех частей).


Обработки

Шехерезада - одно из самых популярных произведений Римского-Корсакова. Она не только исполняется академическими музыкантами, но и пережила много обработок эстрадными артистами.

  • Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехерезады» в виде электроорганной композиции «Medley: Prelude to Happiness », соло на органе Хаммонда исполнил Джон Лорд. Композиция вошла в альбом 1968 года Shades of Deep Purple .
  • Обработка сюиты входит в альбом Konvergencie 1971 года словацкой группы Collegium Musicum
  • Симфонический духовой оркестр Мерлина Паттерсона (Хьюстон, Техас, США) создал необычную обработку «Шехерезады» для духовых инструментов, представленную в 2005 году.

Фрагмент «Шехерезады» использован в фильме «Кавказская пленница»

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 09:35:24
Похожие рефераты: Шахерезада , Шахерезада (балет) , Шахерезада (фильм) , Н.А.Римский-Корсаков: Симфоническая сюита "Шахерезада"...Сегодня день памяти выдающегося русского композитора


Тангейзер: Мне очень нравится этот симфонический шедевр Николая Андреевича Римского-Корсакова...И я в этом не одинок...) Прошу сорри за излишнюю "девичью" эклектику при оформлении поста...))

Симфоническая сюита, соч. 35

Сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под
управлением автора.

«Шахерезада» - музыкальное воплощение отдельных эпизодов и картин
из знаменитого сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Вот
программа, приложенная к партитуре самим композитором: «Султан Шахриар,
убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих
жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла
его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый
любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил
своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов
и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ». Сюита «Шахерезада»
- одна из вершин русского программного симфонизма, она часто исполняется оркестрами.В
сюите четыре части.

I часть - «Море». Две темы в её вступлении - грозная тема Шахриара
и тема солирующей скрипки - Шахерезады. Первая часть - это морское путешествие.
Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля,
затем тревогу и смятение и картину сильнейшего шторма. Буря утихает, корабль
плавно скользит по морским просторам.


II часть - «Рассказ Календера-царевича» - это повествование о
битвах и скачках, рассказ о чудесах Востока. В музыке проходит тема Шахерезады
- как напоминание о рассказчице.


III часть - «Царевич и царевна», построенная на двух восточных
темах, - очень танцевальна. В середине вновь солирующая скрипка напоминает нам
о Шахерезаде.


IV часть объединяет две контрастные картины - «Багдадский праздник»
и «Корабль, разбивающийся о скалу».


В финале сюиты скрипка ещё раз исполняет тему Шахерезады, тема Шахриара идёт
в новом звучании - спокойно и умиротворённо.

От сказок моих, сладостных и нежных,
мужчины часто голову теряли...
Всегда я оставалась безмятежной -
Ведь сердце и душа моя молчали...

Но ты...Ты покорил Шехерезаду...
Я сказки про любовь слагать умею.
Способности такой не очень рада...
Мужчины - они просто столбенели.

Ты устоял...Ты рассказал мне сказку,
Такую, о которой не слыхали...
Ты растопил мне сердце тихой лаской
И я - твоя...Ты просто уникален...

Откуда ты пришёл? Какой дорогой?
Но, впрочем, мне до этого нет дела,
Я отпускаю беды и тревоги
И слушать бы тебя всегда хотела...