Легендарный архитектор анри ван де вельде - лидер бельгийского модерна. Биография Ван де вельде работы

Анри Клеманс Ван де Вельде (Henry van de Velde, 1863—1957) — бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн. Явился выдающимся пропагандистом Арт нуво как в своих проектах, отличающихся напряженной энергичностью дизайна, так и в общественной деятельности лектора, теоретика и писателя. Один из основателей Немецкого Веркбунда.

Биография

Анри Ван де Вельде родился в Антверпене 3 апреля 1863 года. Учился живописи с 1880 по 1882 год в Академии художеств. В 1884—1885 годах он продолжил учёбу в Париже у Карлоса Дюрана. Участвовал в организации художественных групп «Альз ин Кан» и «Независимого искусства». В 1888 году был принят в авангардистское общество «Ле Вингт», где познакомился с Гогеном и Моррисом.

Моррис оказал большое влияние на Ван де Вельде. Однако в круг источников, формировавших его взгляды, входили произведения философов и литераторов, непосредственно связанных с эстетикой символизма. Среди них называют Ницше, Липпса, Вундта, Ригля, Воррингера, Уайльда, Метерлинка, д’Аннунцио.

Творчество

Первый период творческой жизни Ван де Вельде — до 1900 года — период творческого самоопределения. Он начал с занятий живописью, отдав дань увлечения импрессионизму и пуантилизму. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную группировку «Группа двадцати», он активно участвовал в её выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени — Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.


Анри Ван де Вельде, Villaesche, Германия, фото

С начала 1890-х годов он выступал и в печати как художественный обозреватель. С 1893 года Ван де Вельде оставил живопись, увлекся книжной графикой, а затем и прикладным искусством, проектированием мебели. Ван де Вельде создал украшения и мебель для редакций журналов «Новое искусство» Бинга и «Современный дом» Мейера Грефе. На Дрезденской художественной выставке 1897 года он представил ткани, обои, мебель.


Анри Ван де Вельде, School of Arts and Crafts, фото

В 1894 году Ван де Вельде выполнил первый архитектурный заказ — дом Сете в Дивеге. В 1895—1896 годах он построил собственный особняк «Блуменверф» в Уккеле близ Брюсселя, где все детали тщательно прорисованы в «стиле модерн», одним из создателей которого он был. Вилла привлекла всеобщее внимание. Планы и фасад здания прорисованы мастером в соответствии с функциональным назначением, но, вопреки своему же протесту против подражания «стилям прежних эпох», Ван де Вельде много заимствовал от свободной планировки английского коттеджа. Уже в этом здании заметно тяготение Ван де Вельде к рационализму, не получившее, однако, последовательного выражения. Его образ мыслей был связан с немецким романтизмом, он был слишком зависим в своем творчестве от литературы и живописи.


Анри Ван де Вельде, особняк Bloemenwerf, фото

Ван де Вельде спроектировал все составляющие своего дома «Блуменверф». Интуитивно он пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры авангарда начала ХХ века: “изнутри - наружу”, наметив прежде всего связи между площадями определенного назначения и наиболее удобное расположение окон и дверей. Интерьер дома организован вокруг двусветного холла. Если сравнивать ван де Велде с другими архитекторами того времени, можно сказать, что его подход к декорации был функциональным. Он считал, что, есть “опасность в поисках красоты ради самой красоты”. Декоративные элементы, кроме орнаментальных решеток обрамления входа, отсутствуют. Но все приведено к соответствию с общим сценарием: для полноты единства ван де Велде не только разработал эскизы одежды - для жены и для себя, но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд.


Анри Ван де Вельде, фото

Зрелым мастером Ван де Вельде переехал в 1900 году в Германию. Он совершал длительные лекционные поездки по стране, пропагандируя свои художественные принципы. В 1900—1902 годах он выполнил внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума в Хагене, создав одно из типичнейших произведений «стиля модерн».


Анри Ван де Вельде, фото

В 1902 году Ван де Вельде переехал в Веймар в качестве советника по делам искусств Великого герцога. Он стал одним из организаторов Веркбунда и прославился как педагог, основав Высшее техническое училище прикладных искусств. В 1906 году Ван де Вельде построил новое здание школы, свидетельствующее о развитии рационалистической тенденции в его творчестве. Тогда же он построил и собственный дом в Веймаре.


Анри Ван де Вельде, Hоtel Otlet, фото

Покинув Германию в 1917 году, Ван де Вельде недолго работал в Швейцарии и Голландии, а затем вернулся на родину, где продолжал практическую деятельность. Он организовал и с 1926 по 1935 год возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре.


Анри Ван де Вельде, фото

Высоко ценя в искусстве современность, Ван де Вельде интуитивно, как тонкий художник, чувствовал веяние времени. Это помогло ему создать свое последнее сооружение, временное здание Музея Кроллер-Мюллер в Оттерло в Голландии (1937—1954). Простота сооружения функциональна: буквально ничего нет лишнего. Специальные устройства обеспечивают равномерность верхнего света в экспозиционных залах. Четкий график осмотра завершается у сплошь остекленного торца здания, образующего органичный переход к окружающему парку с озером, где продолжается экспозиция скульптур. Это делает Музей Кроллер-Мюллер образцом современного музейного здания. Противоречивость творчества Ван де Вельде отражает проект постоянного здания музея — монументальный, архаичный, в духе национально-романтического стиля, который, к счастью, не осуществился.


Анри Ван де Вельде, Villa Quisisana Chemnitz, фото

Творчество Ван де Вельде в основных произведениях демонстративно антитрадиционно и подчеркнуто космополично, что сразу отличает наследие мастера от неоромантического направления модерна. «Моя цель выше простых поисков нового; речь идет об основаниях, на которых мы строим свою работу и хотим утвердить новый стиль», — писал Ван де Вельде.


Анри Ван де Вельде, фото

То, что он соединял проблему стиля с проблемой синтеза искусств, было характерно для эстетики модерна в целом. Особенность позиции Ван де Вельде заключалась в отказе от антииндустриализма неоромантического толка.


Анри Ван де Вельде, Шкаф, фото

Ван де Вельде считал, что промышленность способна привести искусство к синтезу: «Если промышленности снова удастся сплавить стремящиеся разойтись искусства, то мы будем радоваться и благодарить ее за это. Обусловленные ею преобразования — не что иное, как естественное развитие материалов и средств выразительности различных областей искусства и приспособление к требованиям современности».


Анри Ван де Вельде, фото

Современность требовала, по его мнению, создания нового стиля — нового символистического языка художественных форм. «Я стараюсь изгнать из декоративного искусства все, что его унижает, делает бессмысленным; и вместо старой символики, утратившей всякую эффективность, я хочу утвердить новую и столь же непреходящую красоту», — писал Ван де Вельде.

С 1947 года Ван де Вельде поселился в Швейцарии, в коммуне Оберегери, где, спустя 10 лет, и скончался в возрасте 94 лет. Последним трудом Ван де Вельде являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию.

Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde) (1636 г., Амстердам - январь 1672 г., там же) - нидерландский художник и гравёр из известной нидерландской семьи художников ван де Вельде; сын Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Точная дата его рождения не известна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк - 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. По его протекции Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и Паулюса Поттера. Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена, а потом стал свободным художником.

В 21 год он женился на Марии Аудекерк. Адриан ван де Вельде работал совместно с другими художниками-пейзажистами, например писал животных и людей на картинах Яна Хаккерта, Яна ван дер Хейдена, Яна Винанта, Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы.

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме.

Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.

ТВОРЧЕСТВО АДРИАНА ВАН ДЕ ВЕЛЬДЕ

В своих ранних работах Адриан ван де Вельде ещё находится под влиянием харлемской школы живописи и её лидеров - Паулюса Поттера и Николаса Берхема.

Пейзажи Адриана ван де Вельде отличаются тщательным выполнением деталей, гармоничностью композиции и контрастными цветовыми решениями.

В пейзаже его наставником был Винантс, в изображении фигур Вуверман, а впоследствии он подвергся сильному влиянию П. Поттера.

Адриан ван де В. превосходно изображал тишину и спокойствие в природе; его картины полны света, даль чрезвычайно воздушна. Живопись его тонка и легка, и хотя во многих картинах краски очень изменились, тем не менее, цена им на распродажах, близких к нашему времени держалась очень высоко и доходила, напр., до 30 и 50 тыс. фр.

Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении.


Фигурки кисти Адриана ван де В. встречаются в пейзажах его учителя Винантса, Мушерона, Ван дер Гейде и даже у знаменитых Рюисдаля и Гоббемы; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де В. могут быть отнесены к разряду бытовых.

Адриан ван де В. писал иногда картины религиозного содержания, напр. «Снятие со креста» (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть.

The Annunciation 1667

Анри Ван де Вельде, один из основоположников бельгийской ветви "стиля модерн" - "Ар нуво", стоит в ряду крупнейших архитекторов-новаторов рубежа XIX-XX веков. Его творчество, отражая всю сложность этого переходного периода, полно противоречий. Богато одаренный - музыкант, художник, архитектор и литератор, - он соединил в себе талант теоретика, практика и педагога.

Анри Ван де Вельде родился в Антверпене 3 апреля 1863 года. Учился живописи с 1880 по 1882 год в Академии художеств. В 1884- 1885 годах он продолжил учебу в Париже у Карлоса Дюрана. Участвовал в организации художественных групп "Альз ин Кан" и "Независимого искусства". В 1888 году был принят в авангардистское общество "Ле Вингт", где познакомился с П. Гогеном и У. Моррисом.

Моррис оказал большое влияние на Ван де Вельде. Однако в круг источников, формировавших его взгляды, входили произведения философов и литераторов, непосредственно связанных с эстетикой символизма. Среди них называют Ницше, Липпса, Вундта, Ригля, Воррингера, Уайльда, Метерлинка, Д"Ан-нунцио. Не случайно поэтому Ван де Вельде интерпретирует доктрину Морриса в духе идеологии символизма. Это касается, например, важнейшего положения о народных источниках "нового искусства", которое от Морриса было воспринято неоромантическим направлением модерна. Ван де Вельде решительно изменил смысл этого положения. "Художники заблуждались, полагая, что новое искусство можно заимствовать у народа, в то время как его, напротив, надо создавать для народа", - писал он в одной из своих ранних работ.

Действительно, связь с народным творчеством ощущается в практической деятельности Ван де Вельде только через влияние английского "Движения искусств и ремесел". Однако если это влияние и чувствуется в ранних его постройках, то в зрелом творчестве Ван де Вельде оно менее заметно.

Первый период творческой жизни Ван де Вельде - до 1900 года - период творческого самоопределения. Он начал с занятий живописью, отдав дань увлечения импрессионизму и пуантилизму. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную группировку "Группа двадцати", он активно участвовал в ее выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени - Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.

С начала 1890-х годов он выступал и в печати как художественный обозреватель. С 1893 года Ван де Вельде оставил живопись, увлекся книжной графикой, а затем и прикладным искусством, проектированием мебели. Ван де Вельде создал украшения и мебель для редакций журналов "Новое искусство" Бинга и "Современный дом" Мейера Грефе. На Дрезденской художественной выставке 1897 года он представил ткани, обои, мебель.

В 1894 году Ван де Вельде выполнил первый архитектурный заказ - дом Сете в Дивеге. В 1895-1896 годах он построил собственный особняк "Блуменверф" в Эккле близ Брюсселя, где все детали тщательно прорисованы в "стиле модерн", одним из создателей которого он был. Вилла привлекла всеобщее внимание. Планы и фасад здания прорисованы мастером в соответствии с функциональным назначением, но, вопреки своему же протесту против подражания "стилям прежних эпох", Ван де Вельде много заимствовал от свободной планировки английского коттеджа. Уже в этом здании заметно тяготение Ван де Вельде к рационализму, не получившее, однако, последовательного выражения. Его образ мыслей был связан с немецким романтизмом, он был слишком зависим в своем творчестве от литературы и живописи.

Зрелым мастером Ван де Вельде переехал в 1900 году в Германию. Он совершал длительные лекционные поездки по стране, пропагандируя свои художественные принципы. В 1900-1902 годах он выполнил внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума в Хагене, создав одно из типичнейших произведений "стиля модерн".

В 1902 году Ван де Вельде переехал в Веймар в качестве советника по делам искусств Великого герцога. Он стал одним из организаторов Верк-бунда и прославился как педагог, основав Высшее техническое училище прикладных искусств. В 1906 году Ван де Вельде построил новое здание школы, свидетельствующее о развитии рационалистической тенденции в его творчестве. Тогда же он построил и собственный дом в Веймаре.

Метод преподавания в училище отличался от традиционного. Отрицалось изучение прежних стилей с целью подражания им. Ученики обучались технике рисунка, изучали цвет как самостоятельную дисциплину и главное внимание уделяли орнаменту, который должен был выражать функциональное назначение и свойства применяемого материала. Работы училища были показаны на выставке Веркбунда в Кельне в 1914 году.

Выступление Ван де Вельде на этом собрании Веркбунда является одним из важнейших документов истории архитектуры модерна. В нем по существу подведены итоги развития линии "ар нуво", которое фактически завершилось выставкой в Кельне. Выступая против типизации и стандартизации, необходимость которых доказывал Герман Мутезиус, Ван де Вельде заявил: "Каждый художник - пламенный индивидуалист, свободный, независимый творец; добровольно он никогда не подчинится дисциплине, которая навязывает ему какой-нибудь тип или канон". Здесь "пламенный индивидуализм", присущий многим представителям символизма, вступает в противоречие с дисциплиной формы - непременным атрибутом всякого стиля. Провозглашая "естественность", "стихийность" основой художественного творчества, Ван де Вельде, по существу, отказывался признать возможность достижения той цели, к которой стремился всю жизнь. Он признал только, что "нечто материально и морально обязательное" создает предпосылки формирования стиля, и отмечает, что "художник охотно подчиняется им и идея нового стиля вдохновляет его сама по себе. Вот уже двадцать лет многие из нас ищут такие формы и декор, которые соответствовали бы нашей эпохе". Однако Ван де Вельде не считал, что эти формы и декор уже найдены. "Мы знаем, - говорил он далее, - что еще многим поколениям предстоит работать над тем, что начали, прежде чем окончательно сформируется облик нового стиля, и что лишь после длительного периода усилий можно будет вести речь о типах и типизации".

Для этой же выставки Ван де Вельде построил театр, использовав новаторские приемы планировки и оборудования сцены в соответствии с поисками молодых режиссеров в области сценического искусства. Несмотря на мастерство прорисовки деталей и единство интерьера, внешнего облика здания и оформления прилегающей территории, Ван де Вельде, использовав мотивы "стиля модерн", уже изжившего себя, не сумел подняться до уровня принципиальной новизны решений лучших построек выставочного комплекса.

Ван де Вельде считал преждевременной коренную ломку архитектуры, которую в это время отстаивали его более радикально настроенные коллеги, так как считал, что еще не подготовлены кадры для воплощения этих идей. Он не примкнул к главному течению в развитии современной архитектуры и не занимался его главными проблемами - градостроительством, принципами формирования пространства и т.д. Он работал только для обеспеченных заказчиков, имевших средства на оплату квалифицированных мастеров-ремесленников.

Покинув Германию в 1917 году, Ван де Вельде недолго работал в Швейцарии и Голландии, а затем вернулся на родину, где продолжал практическую деятельность. Он организовал и с 1926 по 1935 год возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре.

Высоко ценя в искусстве современность, Ван де Вельде интуитивно, как тонкий художник, чувствовал веяние времени. Это помогло ему создать свое последнее сооружение, временное здание музея Кроллер-Мюллер в Оттерло в Голландии (1937-1954). Простота сооружения функциональна: буквально ничего нет лишнего. Специальные устройства обеспечивают равномерность верхнего света в экспозиционных залах. Четкий график осмотра завершается у сплошь остекленного торца здания, образующего органичный переход к окружающему парку с озером, где продолжается экспозиция скульптур. Это делает музей Кроллер-Мюллер образцом современного музейного здания. Противоречивость творчества Ван де Вельде отражает проект постоянного здания музея - монументальный, архаичный, в духе национально-романтического стиля, который, к счастью, не осуществился.

Творчество Ван де Вельде в основных произведениях демонстративно антитрадиционно и подчеркнуто космополично, что сразу отличает наследие мастера от неоромантического направления модерна. "Моя цель выше простых поисков нового; речь идет об основаниях, на которых мы строим свою работу и хотим утвердить новый стиль", - писал Ван де Вельде.

То, что он соединял проблему стиля с проблемой синтеза искусств, было характерно для эстетики модерна в целом. Особенность позиции Ван де Вельде заключалась в отказе от антииндустриализма неоромантического толка.

Ван де Вельде считал, что промышленность способна привести искусство к синтезу: "Если промышленности снова удастся сплавить стремящиеся разойтись искусства, то мы будем радоваться и благодарить ее за это. Обусловленные ею преобразования - не что иное, как естественное развитие материалов и средств выразительности различных областей искусства и приспособление к требованиям современности".

Современность требовала, по его мнению, создания нового стиля - нового символистического языка художественных форм. "Я стараюсь изгнать из декоративного искусства все, что его унижает, делает бессмысленным; и вместо старой символики, утратившей всякую эффективность, я хочу утвердить новую и столь же непреходящую красоту", - писал Ван де Вельде.

С 1947 года Ван де Вельде поселился в Швейцарии, в Оберегери, где и скончался 25 октября 1957 года в возрасте 94 лет. Последним трудом Ван де Вельде являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию.

Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde) (1636 г., Амстердам — январь 1672 г., там же) — нидерландский художник и гравёр, принадлежит к известной нидерландской семье художников ван де Вельде, сын Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего и Эсайаса ван де Велде.

В историю искусства Адриан ван де Велде вошел как яркий представитель голландской живописи XVII в. Творчество художника отличал универсализм. Он работал как офортист, писал пейзажи, портреты, картины на мифологические и религиозные темы, нередко писал фигуры в композициях других голландских мастеров. Однако известность Адриан ван де Велде приобрел прежде всего как пейзажист.

Adr. van den Velde. Illustration from Part 3 of Arnold Houbraken"s Schouburg (1721)

Точная дата его рождения неизвестна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк — 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. Он обнаружил способности к рисованию и живописи в годы первой молодости и на четырнадцатом году уже гравировал. Если эти первые его гравюры несовершенны, то впоследствии он выполнял их очень хорошо. По протекции отца Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и . Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман , но в его произведениях больше естественности и простоты, свободного демократизма образов.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена , а потом стал свободным художником. В 21 год он женился на Марии Аудекерк.

В пейзажах Велде главную роль играют дали, почва, облака — во всем воздушная перспектива; но он не изображал леса по преимуществу. Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении. Фигурки кисти Адриана ван де Велде встречаются в пейзажах его учителя Яна Вийнантса , у Яна Хаккерта , Яна ван дер Хейдена , Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы ; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де Велде могут быть отнесены к разряду бытовых.

Для его живописи также характерны свежесть и яркость цветовых решений. При этом пейзажи художника отличают изысканная нарядность, приукрашенность (облагороженность) изображаемого, придающие им своеобразную идилличность. Таковы его картины "Ферма", "Коровы на пастбище" (Картинная галерея, Дрезден), "Пейзаж со стадом коров" (1671. Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Романтичностью наполнены морские пейзажи А. ван де Велде. Среди них одно из самых известных произведений художника - "Берег моря в Схевенингене" (1658. Картинная галерея, Кассель). Другие известные произведения: "Аллегория". 1663. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва; "Охота". ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Адриан ван де Велде писал иногда картины религиозного содержания, напр. "Снятие со креста" (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме. Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.



Hilly landscape with high road (Rijksmuseum , Amsterdam)



Winter scene with a group of golfers on a frozen river (1654-1672, Manchester City Art Gallery)


Коза и козленок. (1655-72, National Gallery , London)


A Farm with a Dead Tree (1658, National Gallery , London)


Школа верховой езды (ок.1658, North Carolina Museum of Art , Raleigh)


Cattle and Goats in a Meadow (1658, Частная коллекция)


Опушка леса (1658, National Gallery , London)

Коровы на пастбище (1658, Berlin - Gemäldegalerie)


Песчаное побережье в Схевенинге. (1658, Картинная галерея. Кассель)


Дюны в Схевенингене (ок.1659, Indianapolis Museum of Art , Indiana)


Carriage on the Beach at Scheveningen (1660, Лувр , Париж)


Остановка в пути (1660, Эрмитаж , С.-Петербург)


A Landscape with a Farm by a Stream (1661, National Gallery , London)


Landscape in summer (ок.1661, Museum Bredius , Netherlands)


Peasants with Cattle fording a Stream (ок.1662, National Gallery , London)


Горный пейзаж с крупным рогатым скотом (1663, Rijksmuseum , Amsterdam)


Animals near a Building (1663, National Gallery , London)


Спящие пастухи Sleeping Shepherds (1663, Cleveland Museum of Art , Ohio)


Arcadian landscape with resting herdsmen and cattle (1664, Rijksmuseum , Amsterdam)


Pastoral Landscape with Ruins, (1664, Art Institute of Chicago)


Landschaft mit Herde und Hirten (1664, Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie)


Landscape with cattle and figures (1664, Fitzwilliam Museum at the University of Cambridge)


Animals by the River (1664, Лувр, Париж)


Strandgezicht (1665, Mauritshuis Royal Picture Gallery , The Hague)


Моление о чаше (1665, Частная коллекция)


Milking a Cow (1666, Частная коллекция)


Cattle in a field, a village beyond a wood (Norwich Museums , England)


Haymakers Resting in a Field


The Farm (1666, Staatliche Museen, Berlin)


Паром (1666, Rijksmuseum , Amsterdam)


Семейный портрет в пейзаже. (1667, Rijksmuseum Amsterdam)

Благовещение (1667, Rijksmuseum Amsterdam)


Св. Иероним (Pommersfelden, Schloss Weißenstein)


Frozen Canal with Skaters and Hockey Players (1668, Лувр, Париж)


Golfers on the Ice near Haarlem (1668, National Gallery , London)


Развлечения на льду (1669,Gemldegalerie,Dresden, Germany)


The hunting party (1669,

В Брюсселе в Королевском музее истории искусств открыта выставка, посвященная 150-летию со дня рождения бельгийского архитектора и художника, одного из основателей бельгийской ветви стиля модерн Анри ван де Вельде (Хенри Клеменс ван де Велде, 1863-1957), увлеченного первооткрывателя современного дизайна.

Анри Ван де Вельде. Фото 1904 г.

Ван де Вельде оставил впечатляющее творческое наследие, участвовал во многих международных проектах в Бельгии, Германии, Голландии и Франции.

Среди самых известных архитектурных сооружений можно назвать особняк «Блуменверф» (1895-1896) в Уккеле близ Брюсселя, несколько домов в стиле модерн в Веймаре и здание Музея Кроллер-Мюллера в Оттерло (1937-1954) в Голландии. Ван де Вельде столя у истоков модернистского художественного объединения Баухауз.

Он основал и возглавлял с 1926 по 1936 год Высший институт прикладного искусства в Брюсселе.

Выставка под названием «Хенри ван де Вельде. Предметы любви, функциональности и красоты» предлагает в хронологическом порядке проследить многогранный творческий путь художника с помощью более 500 произведений искусства, мебели, изделий из серебра, фарфора, драгоценных украшений, книжных переплетов, фотографий и личной переписки. Биография художника и его художественная карьера хорошо известна благодаря оставленным им подробным мемуарам.

В молодости Ван де Вельде был увлечен импрессионизмом. В 1889 году вошел в художественную группировку «Группа двадцать» и активно участвовал в ее выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени – Моне, Писсаро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.

Позже оставил живопись, увлекся книжной графикой, прикладным искусством, проектированием мебели, в которой ему удалось сочетать удобство с солидной элегантностью.

Он также создает архитектурные сооружения в стиле модерн, которые приносят ему заслуженную мировую известность.

Выставка не ограничивается показом творений мастера, но и представляет художественный контекст эпохи, в которой жил художник.

1. Дом Блюменверф в Уккеле. Арх. Анри Ван де Велде. 1895

2. Вилла Эше в Хемнице. Арх. Анри Ван де Велде. 1902-03

3. Школа искусств и ремесел в Веймаре. Арх. Анри Ван де Велде. 1907

4. Вилла Шуленберг в Гере. Арх. Анри Ван де Велде. 1913-14

5. Театр Веркбунда в Кёльне. Арх. Анри Ван де Велд. 1914. Не сохранился

6. Библиотека университета в Генте. Арх. Анри Ван де Велде. 1935-40

7. Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло. Арх. Анри Ван де Велде. 1937

8. Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло. Интерьер. Архитектура и дизайн Анри Ван де Велде. 1937

9. Анри Ван де Вельде. Дамское бюро. 1897. Красное дерево. Музей Орсе, Париж

10. Анри Ван де Вельде. Диван. 1896. Падук. Музей Орсе, Париж

11. Анри Вае де Вельде. Стул. 1896. Падук. Музей Орсе, Париж

12. Анри Ван де Вельде. Стул для дома Блюменверф. Около 1898. Красное дерево, кожа. 95 х 44 х 45 см

13. Анри Ван де Вельде. Письменный стол и кресло. 1898-99. Дуб, позолоченная бронза, кожа, медь. Музей Орсе, Париж

14. Анри Ван де Вельде. Соусник. После 1900. Мейсенский фарфор. 13,2 х 27,3 см. Британский музей, Лондон

15. Анри Ван де Вельде. Ваза. 1901. Мейсенский фарфор. Высота 33 см. Музей искусства, Индианополис

16. Анри Ван де Вельде. Жардиньерка. Около 1902. Серебро. 10,5 x 35,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк