Сильная личность людвиг ван бетховен. Историческая личность: Бетховен. Представитель венской классической школы

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор, пианист (годы его жизни 1770 – 1827).
Людвиг ван Бетховен крещен 17 декабря 1770 года в Бонне, точная дата его рождения не известна.

Биография Людвига ван Бетховена – молодые годы.
Людвиг ван Бетховен неслучайно стал композитором - его отец Иоганн Ван Бетховен и дед Людвиг имели непосредственное отношение к музыке. Отец был певцом, пел он в придворной капелле, а дед сначала тоже пел в придворной капелле, а затем был капельмейстером. Мать же Людвига, Мария-Магдалина, была из простого люда и не имела никакого к музыке – она работала обычной кухаркой. Отец Людвига Бетховина, Иоганн, мечтал, что его сын будет вторым Моцартом и с раннего детства обучал сына игре на клавесине и скрипке. В восемь лет Людвиг ван Бетховен впервые выступил на публике. Было это в Кельне. Но отец видел, что из приобщения ребенка к музыке ничего особого не получалось, и тогда Иоганн Ван Бетховен поручил своим коллегам заниматься с сыном музыкой, кто-то из них учил Людвига игре на органе, кто-то - на скрипке. Когда Людвигу было восемь лет в Бонн приехал композитор и органист – Кристиан Готлиб Нефе, который и распознал у маленького Людвига Бетховена музыкальный талант. Благодаря обучению музыке с Нефе, вышло в свет первое произведение будущего известного композитора - вариации на тему марша Дресслера Бетховену тогда только исполнилось двенадцать лет. Но в это время Людвиг Бетховен уже работал помощником придворного органиста.
Как и многие великие люди, Бетховен, в связи с тяжелым материальным положением, вынужден был оставить обучение в школе. Случилось это после смерти дедушки. Но, тем не менее, биография Бетховена остается как биография высокообразованного человека. Он знал латынь и несколько иностранных языков, в том числе итальянский и французский. Много времени Бетховен уделял чтению книг. Его любимыми авторами были - Гомер, Плутах, Гете, Шиллер, Шекспир. В это время будущий композитор стал сочинять музыку, но многое из его произведений осталось неопубликованным, и по прошествии многих лет было им самим переработано. Из ранних работ Бетховена известна соната «Сурок». Однажды Людвиг ван Бетховен посетил Вену, тогда ему было шестнадцать лет, Моцарт, прослушав его, поразил окружающих следующей фразой: «Он всех заставит говорить о себе!». Бетховен по семейным обстоятельствам (у него тяжело заболела мать и впоследствии умерла, и он был вынужден заботиться о братьях) не смог брать уроки у Моцарта и вернулся в Бонн. В 17 лет Бетховен поступил на работу в оркестр альтистом. Особенно ему нравились оперы Моцарта и Глюка.
В 1789 году Бетховен решил слушать лекции в университете. В это время началась революция во Франции, и Людвиг Бетховен пишет музыку на стихи одного из профессоров университета, восхваляющие революцию. В это время Бетховена заметил знаменитый композитор Гайдн, и Людвиг ван Бетховен решил брать у него уроки, и в 1792 году Бетховен направился в Вену. Уроки с Гайдном быстро разочаровал Бетховена. Да и Гайдн охладел к Бетховену, Музыка и душевный настрой Бетховена не был понят Гайдном: слишком мрачная, слишком смелые рассуждения и взгляды для тех времен. Затем биография Бетховена сложилась следующим образом: Гайдн был вынужден уехать в Англию, и с Бетховеном начали заниматься И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери. Людвиг ван Бетховен стал одним из самых модных пианистов Вены, настоящим виртуозом своего дела. Его дебют как пианиста состоялся в 1795 году. К 1802 году Бетховен был известен как создатель 20 фортепианных сонат, в их числе «Патетическая» (1798 год), «Лунная» (№2 из двух «сонат-фантазий» 1801 год), шесть 6 струнных квартетов, восемь сонат для скрипки и фортепиано, множество камерно-ансамблевых сочинений.
Но в конце 1790-х годов у Людвига Бетховена начал прогрессировать страшный для музыканта недуг - глухота. В это время Бетховена одолел пессимизм, и он даже направил своим братьям документ, известный в его биографии как «Гейлигенштадтское завещание». Но, будучи собранным и сильным человеком, Бетховен преодолел кризис в душе и продолжил свое творчество.

Биография Людвига ван Бетховена –зрелые годы.
Творческая биография Бетховена в период с 1803 года по 1812 год известна как новый средний период профессионального расцвета композитора. Этот период ознаменован героическими нотами в музыке Бетховена. К примеру, авторский подзаголовок Третьей симфонии - «Героическая» (1803 год), фортепианная соната «Аппассионата» (1805 год), цикл 32 вариаций до минор для фортепиано в 1806 году, симфония № пять (1808 год) с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио», увертюры «Кориолан» (1807 год), в 1810 году - «Эгмонт». Также наполнены героизмом, динамизмом, темпом Симфония номер 4 (1806год), симфонии №6 «Пасторальная», №7 и № 8, Концерты для фортепиано с оркестром №4, Концерт для скрипки с оркестром и многие другие музыкальные произведения. В средине 1800- х годов Бетховен добился всеобщего уважения и признания. В связи с проблемами со слухом, в 1808 году Бетховен дал свой последний концерт. К 1814 году Бетховен стал полностью глухим.
В 1813 -1814 году Бетховена постигла апатия, что, конечно же, сказалось на его творчестве, сочинял он очень мало. В 1815 году Бетховен взял на себя заботу о сыне умершего брата. Племянник к тому же имел сложный характер.
С 1815 года начался новый этап в биографии композитора, или как еще его называют поздний период творчества. В этот период вышли в свет одиннадцать произведений великого композитора, среди них: сонаты для фортепиано и виолончели, фортепианные Вариации на вальс Диабелли, Девятая симфония, Торжественная месса, струнные квартеты.
Творчество Бетховена позднего периода отличается контрастами, его музыка тех времен звала к экстремальным действиям, душевному переживанию и лиричности.
Умер Людвиг ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене в Австрии. Проститься с известным композитором пришло около двадцати тысяч человек

Смотрите все портреты

© Биография композитора Бетховена. Биография автора лунной сонаты Людвига Ван Бетховена. Биография великого австрийца Бетховена.

by Записки Дикой Хозяйки

Людвиг Бетховен родился в 1770 году в немецком городке Бонне. В домике с тремя комнатами на чердаке. В одной из комнат с узким слуховым окном, почти не пропускавшим света, часто хлопотала его матушка, его добрая, нежная, кроткая матушка, которую он обожал. Она умерла от чахотки, когда Людвигу едва исполнилось 16, и ее смерть стала первым сильнейшим потрясением в его жизни. Но всегда, когда он вспоминал о маме, его душу наполнял нежный теплый свет, словно ее касались руки ангела. «Ты была так добра ко мне, так достойна любви, ты была моим самым лучшим другом! О! Кто был счастливее меня, когда я еще мог произнести сладостное имя - мать, и оно было услышано! Кому я могу сказать его теперь?..»

Отец Людвига, бедный придворный музыкант, играл на скрипке и клавесине и имел очень красивый голос, но страдал самомнением и, опьяненный легкими успехами, пропадал в кабаках, вел весьма скандальную жизнь. Обнаружив у сына музыкальные способности, он задался целью во что бы то ни стало сделать из него виртуоза, второго Моцарта, дабы решить материальные проблемы семьи. Он заставлял пятилетнего Людвига по пять-шесть часов в день повторять скучные упражнения и нередко, придя домой пьяным, будил его даже ночью и полусонного, плачущего усаживал за клавесин. Но вопреки всему Людвиг любил отца, любил и жалел.

Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, в его жизни произошло очень важное событие - должно быть, сама судьба послала в Бонн Христиана Готлиба Нефе, придворного органиста, композитора, дирижера. Этот незаурядный человек, один из самых передовых и образованных людей того времени, сразу угадал в мальчике гениального музыканта и стал бесплатно учить его. Нефе познакомил Людвига с творчеством великих: Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. Он называл себя «врагом церемониала и этикета» и «ненавистником льстецов», эти черты потом ярко проявились и в характере Бетховена.

Во время частых прогулок мальчик жадно впитывал слова учителя, который декламировал произведения Гёте и Шиллера, рассказывал о Вольтере, Руссо, Монтескьё, об идеях свободы, равенства, братства, которыми жила в то время вольнолюбивая Франция. Идеи и мысли своего учителя Бетховен пронес через всю жизнь: «Дарование - это еще не всё, оно может погибнуть, если человек не обладает дьявольским упорством. Потерпишь неудачу, начни снова. Сто раз потерпишь неудачу, сто раз начни снова. Человек может одолеть любое препятствие. Дарования и щепотки достаточно, а упорства нужен океан. А кроме дарования и упорства нужна еще уверенность в себе, но не гордыня. Храни тебя Бог от нее».

Спустя много лет Людвиг в письме поблагодарит Нефе за мудрые советы, которые помогли ему в изучении музыки, этого «божественного искусства». На что тот скромно ответит: «Учителем Людвига Бетховена был сам Людвиг Бетховен».

Людвиг мечтал поехать в Вену, чтобы познакомиться с Моцартом, чью музыку он боготворил. В 16 лет его мечта осуществилась. Однако Моцарт отнесся к юноше с недоверием, решив, что тот исполнил для него пьесу, хорошо разученную. Тогда Людвиг попросил дать ему тему для свободной фантазии. Так вдохновенно он еще никогда не импровизировал! Моцарт был поражен. Он воскликнул, повернувшись к друзьям: «Обратите внимание на этого юношу, он заставит заговорить о себе весь мир!» К сожалению, больше они не встретились. Людвиг был вынужден вернуться в Бонн, к нежно любимой больной маме, а когда позже вернулся в Вену, то Моцарта уже не было в живых.

Вскоре отец Бетховена окончательно спился, и на плечи 17-летнего юноши легла забота о двух младших братьях. К счастью, судьба протянула ему руку помощи: у него появились друзья, у которых он нашел поддержку и утешение, - Елена фон Брейнинг заменила Людвигу мать, а брат и сестра Элеонора и Стефан стали его первыми друзьями. Только в их доме он чувствовал себя спокойно. Именно здесь Людвиг научился ценить людей и уважать человеческое достоинство. Здесь он узнал и на всю жизнь полюбил эпических героев «Одиссеи» и «Илиады», героев Шекспира и Плутарха. Здесь он встретился с Вегелером, будущим мужем Элеоноры Брейнинг, который стал его лучшим другом, другом на всю жизнь.

В 1789 году тяга к познанию привела Бетховена в Боннский университет на философский факультет. В этот же год во Франции случилась революция, и вести о ней быстро долетели до Бонна. Людвиг вместе с друзьями слушал лекции профессора литературы Евлогия Шнейдера, который вдохновенно читал студентам свои стихи, посвященные революции: «Сокрушать глупость на троне, сражаться за права человечества… О, на это не способен ни один из лакеев монархии. Это под силу только свободным душам, которые предпочитают смерть - лести, нищету - рабству».

Людвиг был в числе горячих поклонников Шнейдера. Полный светлых надежд, чувствуя в себе огромные силы, юноша вновь отправился в Вену. О, если бы друзья встретили его в то время, они не узнали бы его: Бетховен напоминал салонного льва! «Взгляд прямой и недоверчивый, словно искоса наблюдает за тем, какое впечатление он производит на окружающих. Бетховен танцует (о, грация в высшей степени скрытая), катается верхом (несчастная лошадь!), Бетховен, у которого хорошее расположение духа (смех во всю глотку)». (О, если бы старые друзья встретили его в то время, они не узнали бы его: Бетховен напоминал салонного льва! Он был весел, жизнерадостен, танцевал, катался верхом и искоса наблюдал за тем, какое впечатление производил на окружающих.) Иногда Людвиг бывал пугающе мрачен, и только близкие друзья знали, сколько доброты пряталось за внешней горделивостью. Стоило улыбке озарить его лицо, и оно освещалось такой детской чистотой, что в эти мгновения было нельзя не любить не только его, но и весь мир!

В это же время были изданы его первые фортепианные сочинения. Успех издания оказался грандиозным: на него подписались больше 100 любителей музыки. Особенно страстно ждали его фортепианных сонат молодые музыканты. Будущий известный пианист Игнац Мошелес, к примеру, тайком покупал и разбирал «Патетическую» сонату Бетховена, на которую его профессора наложили запрет. Позже Мошелес стал одним из любимых учеников маэстро. Слушатели, затаив дыхание, упивались его импровизациями на фортепиано, многих они трогали до слез: «Он вызывает духов и из глубин, и с высот». Но творил Бетховен не для денег и не для признания: «Что за бессмыслица! Я никогда не думал писать для известности или для славы. Нужно дать выход тому, что у меня накопилось на сердце, - вот почему я пишу».

Он был еще молод, и критерием собственной значимости для него являлось ощущение силы. Он не терпел слабости и невежества, относился свысока как к простому народу, так и к аристократии, даже к тем милым людям, которые любили его и им восхищались. С царской щедростью он помогал друзьям, когда они нуждались в этом, но в гневе бывал к ним безжалостным. В нем сталкивались огромная любовь и такой же силы презрение. Но вопреки всему в сердце Людвига, словно маяк, жила сильная, искренняя потребность быть нужным людям: «Никогда, с самого детства не ослабевало во мне рвение служить страдающему человечеству. Никогда я не взимал за это никакого вознаграждения. Мне не нужно ничего, кроме чувства довольства, которое всегда сопровождает доброе дело».

Юности свойственны подобные крайности, потому что она ищет выхода для своих внутренних сил. И рано или поздно человек оказывается перед выбором: куда направить эти силы, какой путь избрать? Бетховену сделать выбор помогла судьба, хотя ее способ может казаться слишком жестоким… Болезнь подступала к Людвигу постепенно, в течение шести лет, и обрушилась на него между 30 и 32 годами. Она поразила его в самое чувствительное место, в его гордость, силу - в его слух! Полная глухота отрезала Людвига ото всего, что ему было так дорого: от друзей, от общества, от любви и, самое страшное, от искусства!.. Но именно с этого момента он начал по-новому осознавать свой путь, с этого момента начал рождаться новый Бетховен.

Людвиг уехал в Гейлигенштадт, поместье близ Вены, и поселился в бедном крестьянском доме. Он оказался на грани жизни и смерти - крику отчаяния подобны слова его завещания, написанного 6 октября 1802 года: «О люди, вы, считающие меня бессердечным, упрямым, эгоистичным, - о, как вы несправедливы ко мне! Вы не знаете сокровенной причины того, что вам только кажется! С самого раннего детства мое сердце было склонно к нежному чувству любви и доброжелательству; но подумайте, что уже шесть лет я страдаю неизлечимым недугом, доведенным неумелыми врачами до ужасной степени…

При моем горячем, живом темпераменте, при моей любви к общению с людьми, я должен был рано уединиться, проводить мою жизнь одиноко... Для меня не существует отдыха среди людей, ни общения с ними, ни дружеских бесед. Я должен жить как изгнанник. Если иногда, увлеченный моей врожденной общительностью, я поддавался искушению, то какое унижение испытывал я, когда кто-нибудь рядом со мною слышал издали флейту, а я не слышал!.. Такие случаи повергали меня в страшное отчаяние, и мысль покончить с собою нередко приходила в голову. Только искусство удержало меня от этого; мне казалось, что я не имею права умереть, пока не совершу всего, к чему я чувствую себя призванным... И я решил ждать, пока неумолимым паркам угодно будет порвать нить моей жизни...

Я на все готов; на 28-м году я должен был сделаться философом. Это не так легко, а для художника труднее, чем для кого-нибудь. О божество, ты видишь мою душу, ты знаешь ее, знаешь, сколько в ней любви к людям и стремления делать добро. О, люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то вспомните, что были несправедливы ко мне; и пусть всякий, кто несчастен, утешится тем, что есть ему подобный, который, вопреки всем препятствиям, сделал все, что только мог, чтобы быть принятым в число достойных художников и людей».

Однако Бетховен не сдался! И не успел он дописать завещание, как в его душе, словно небесное напутствие, словно благословение судьбы, родилась Третья симфония - симфония, не похожая ни на одну из существовавших раньше. Именно ее он любил больше других своих творений. Людвиг посвятил эту симфонию Бонапарту, которого сравнивал с римским консулом и считал одним из величайших людей нового времени. Но, впоследствии узнав о его коронации, пришел в ярость и разорвал посвящение. С тех пор 3-я симфония носит название «Героическая».

После всего произошедшего с ним Бетховен понял, осознал самое главное - свою миссию: «Все, что есть жизнь, да будет посвящено великому и пусть будет святилищем искусства! Это твоя обязанность перед людьми и перед Ним, Всемогущим. Только так ты еще раз можешь явить то, что скрыто в тебе». Звездным дождем пролились на него идеи новых произведений - в это время родились соната для фортепиано «Аппассионата», отрывки из оперы «Фиделио», фрагменты Симфонии № 5, наброски многочисленных вариаций, багателей, маршей, месс, «Крейцеровой сонаты». Окончательно выбрав свой жизненный путь, маэстро словно получил новые силы. Так, с 1802 по 1805 годы на свет появились произведения, посвященные светлой радости: «Пасторальная симфония», фортепианная соната «Аврора», «Веселая симфония»…

Часто, сам этого не осознавая, Бетховен становился чистым родником, в котором люди черпали силу и утешение. Вот что вспоминает ученица Бетховена, баронесса Эртман: «Когда у меня умер последний ребенок, Бетховен долгое время не мог решиться прийти к нам. Наконец, однажды он позвал меня к себе, и, когда я вошла, он сел за фортепиано и сказал только: "Мы будем говорить с вами музыкой", после чего стал играть. Он все мне сказал, и я ушла от него облегченная». В другой раз Бетховен сделал все, чтобы помочь дочери великого Баха, после смерти отца оказавшейся на грани нищеты. Он часто любил повторять: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».

Теперь внутренний бог был единственным постоянным собеседником Бетховена. Никогда еще Людвиг не ощущал такую близость к Нему: «…ты уже не можешь жить для себя, ты должен жить только для других, нет больше счастья для тебя нигде, кроме как в искусстве твоем. О, Господи, помоги мне одолеть самого себя!» В его душе постоянно звучали два голоса, иногда они спорили и враждовали, но один из них всегда был голосом Владыки. Эти два голоса явственно слышны, например, в первой части «Патетической сонаты», в «Аппассионате», в симфонии № 5, во второй части Четвертого фортепианного концерта.

Когда идея внезапно озаряла Людвига во время прогулки или разговора, с ним случался, как он говорил, «восторженный столбняк». В этот миг он забывал самого себя и принадлежал только музыкальной идее, и он не отпускал ее до тех пор, пока целиком не овладевал ею. Так рождалось новое дерзкое, бунтарское искусство, не признававшее правила, «которого нельзя было бы нарушить ради более прекрасного». Бетховен отказывался верить канонам, провозглашенным учебниками гармонии, он верил только тому, что сам попробовал и испытал. Но им руководило не пустое тщеславие - он был вестником нового времени и нового искусства, и самым новым в этом искусстве был человек! Человек, отважившийся бросить вызов не только общепринятым стереотипам, но в первую очередь собственным ограничениям.

Людвиг отнюдь не гордился собой, он постоянно искал, неустанно изучал шедевры прошлого: творения Баха, Генделя, Глюка, Моцарта. Их портреты висели в его комнате, и он часто говорил, что они помогают ему преодолевать страдания. Бетховен зачитывался произведениями Софокла и Еврипида, своих современников Шиллера и Гетё. Одному Богу известно, сколько дней и бессонных ночей провел он, постигая великие истины. И даже незадолго до смерти он говорил: «Я начинаю познавать».

Но как же новую музыку принимала публика? Исполненная в первый раз перед избранными слушателями «Героическая симфония» была осуждена за «божественные длинноты». На открытом исполнении кто-то из зала произнес приговор: «Дам крейцер, чтобы кончили все это!» Журналисты и музыкальные критики не уставали наставлять Бетховена: «Произведение удручает, оно бесконечно и расшито». И маэстро, доведенный до отчаяния, обещал написать для них симфонию, которая будет длиться больше часа, чтобы они нашли короткой его «Героическую».

И он напишет ее спустя 20 лет, а сейчас Людвиг взялся за сочинение оперы «Леонора», которую позже переименовал в «Фиделио». Среди всех его творений она занимает исключительное место: «Из всех моих детей она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, - потому-то она мне дороже других». Он трижды переписал оперу заново, снабдил четырьмя увертюрами, каждая из которых была по-своему шедевром, написал пятую, но все не был доволен.

Это был неимоверный труд: кусочек арии или начало какой-нибудь сцены Бетховен переписывал 18 раз и все 18 по-разному. Для 22 строчек вокальной музыки - 16 пробных страниц! Едва «Фиделио» появилась на свет, как ее показали публике, но в зрительном зале температура была «ниже нуля», опера выдержала только три представления… Почему же Бетховен так отчаянно сражался за жизнь этого творения?

В основу сюжета оперы легла история, произошедшая во время Французской революции, ее главными героями стали любовь и супружеская верность - те идеалы, которыми всегда жило сердце Людвига. Как и любой человек, он мечтал о семейном счастье, о домашнем уюте. Он, который постоянно преодолевал болезни и недуги, как никто другой, нуждался в заботе любящего сердца. Друзья не помнили Бетховена иначе, как страстно влюбленным, но его увлечения всегда отличались необыкновенной чистотой. Он не мог творить, не испытывая любви, любовь была его святыней.

Несколько лет Людвиг был очень дружен с семьей Брунсвик. Сестры Жозефина и Тереза очень тепло относились к нему и заботились о нем, но кто из них стала той, которую он в своем письме назвал своим «всё», своим «ангелом»? Пусть это останется тайной Бетховена. Плодом же его небесной любви стали Четвертая симфония, Четвертый фортепианный концерт, квартеты, посвященные русскому князю Разумовскому, цикл песен «К далекой возлюбленной». До конца своих дней Бетховен нежно и трепетно хранил в своем сердце образ «бессмертной возлюбленной».

1822–1824 годы стали особенно трудными для маэстро. Он неустанно работал над Девятой симфонией, но нищета и голод заставляли его писать издателям унизительные записки. Он собственноручно рассылал письма «главным европейским дворам», тем, кто когда-то оказывал ему внимание. Но почти все его письма остались без ответа. Даже несмотря на феерический успех Девятой симфонии, сборы от нее оказались очень маленькими. И всю свою надежду композитор возложил на «великодушных англичан», не раз выказывавших ему свои восторги.

Он написал письмо в Лондон и вскоре получил от «Филармонического общества» 100 фунтов стерлингов в счет устраивавшейся в его пользу академии. «Это было душераздирающее зрелище, - вспоминал один из его друзей, - когда он, получив письмо, сжал руки и зарыдал от радости и благодарности… Он хотел еще раз продиктовать благодарственное письмо, он обещал посвятить им одно из своих произведений - Десятую симфонию или увертюру, одним словом, что они только пожелают». Несмотря на такое положение, Бетховен продолжал сочинять. Последними его произведениями стали струнные квартеты, опус 132, третий из них с его божественным адажио он озаглавил «Благодарственная песнь Божеству от выздоравливающего».

Людвиг словно предчувствовал близкую смерть - он переписал изречение из храма египетской богини Нейт: «Я - то, что есть. Я - всё, что было, что есть и что будет. Ни один смертный не поднимал моего покрова. - Он один происходит от самого себя, и этому единственному обязано бытием все существующее» - и любил перечитывать его.

В декабре 1826 года Бетховен поехал по делам своего племянника Карла к брату Иоганну. Эта поездка оказалась для него роковой: давнишнее заболевание печени осложнилось водянкой. Три месяца болезнь тяжко мучила его, а он говорил о новых произведениях: «Я хочу еще много написать, я хотел бы сочинить Десятую симфонию… музыку к "Фаусту"… Да, и школу фортепианной игры. Я мыслю ее себе совсем по-иному, чем это теперь принято…» Он до последней минуты не терял чувства юмора и сочинил канон «Доктор, закройте ворота, чтобы не пришла смерть». Преодолевая неимоверную боль, нашел в себе силы утешить старого друга, композитора Гуммеля, который разрыдался, видя его страдания. Когда Бетховена оперировали в четвертый раз и при прокалывании из его живота хлынула вода, он воскликнул со смехом, что доктор представляется ему Моисеем, ударившим жезлом в скалу, и тут же, в утешение себе, прибавил: «Лучше вода из живота, чем из-под пера».

26 марта 1827 года часы в виде пирамиды, стоявшие на рабочем столе Бетховена, внезапно остановились, это всегда предвещало грозу. В пять часов дня разразилась настоящая буря с ливнем и градом. Яркая молния осветила комнату, раздался страшный удар грома - и всё было кончено… Весенним утром 29 марта проводить маэстро пришли 20 000 человек. Как жаль, что люди часто забывают о тех, кто рядом, пока они живы, и вспоминают и восхищаются ими только после их смерти.

Все проходит. Солнца тоже умирают. Но тысячелетиями продолжают нести свой свет среди мрака. И тысячелетиями мы получаем свет этих угасших солнц. Спасибо вам, великий маэстро, за пример достойных побед, за того, что показали, как можно учиться слышать голос сердца и следовать за ним. Каждый человек стремится найти счастье, каждый преодолевает трудности и жаждет понять смысл своих усилий и побед.

И может быть, ваша жизнь, то, как вы искали и преодолевали, поможет обрести надежду ищущим и страдающим. И в их сердце загорится огонек веры в то, что они не одиноки, что все беды можно преодолеть, если ты не отчаиваешься и отдаешь все самое лучшее, что в тебе есть. Может, подобно вам, кто-то выберет служение и помощь другим. И, подобно вам, обретет в этом счастье, даже если путь к нему будет вести через страдания и слезы.

Анна Мироненко, Елена Молоткова, Татьяна Брыксина Электронное издание "Человек без границ"

Людвиг ван Бетховен. Жизнь и бессмертие гения

Людвиг Ван Бетховен родился в удивительную эпоху великих революционных преобразований в Европе. Это было время, когда люди пытались освободиться от гнёта, а научные открытия сулили большие изменения в жизни людей. Художники, писатели и музыканты, вдохновляемые этими переменами, начали привносить новые идеи в свое творчество. Так началась великая эпоха в Истории искусства - эпоха романтизма. Бетховен жил в самом сердце бурлящей Европы. Он не только был захвачен водоворотом, происходящим вокруг, но и сам явился основоположником некоторых из них. Он был революционным и музыкальным гением, после Бетховена музыка уже никогда не могла оставаться прежней.

Рождение нового мира

Передовые мыслители и писатели конца XVIII века, такие как Жан Жак Руссо и Томас Пейн, мечтали увидеть общество, в котором все люди будут равны и свободны. Но этого можно было добиться только насильственным свержением царствовавших правителей. 70-е годы были свидетелями жесточайшей войны за независимость Америки, а 1789 г. явил самое кровавое из всех известных до сих пор восстаний - Великую французскую революцию.

В то же самое время учёные и механики изобретали новые машины, которым суждено было изменить жизнь человека. Эта ненасильственная революция оказала влияние на судьбы людей сильнее любой войны. Промышленная революция, как её назвали, заложила основы тяжелой индустрии и положила тем самым, начало упадку деревни, так как люди из деревень стали переезжать в города и наниматься на работу на новых заводах и фабриках.

Художники и поэты отражали настроения своего времени. В Германии поэт Шиллер выражал свою ненависть к тирании, в это же время в Англии Вильям Блейк оплакивал бедственное положение простого люда. Художники в поисках вдохновения обратили свои взоры к пейзажам. Немецкий художник Каспар Давид Фридрих и английский поэт Вильям Водсворт в своих произведениях отразили своё восхищение силами природы. В такие беспокойные и поворотные моменты истории рождаются герои, особенно военные и политики. Одним из самых знаменитых был Наполеон. Тогда общество и даже знать восхищалась людьми новых идей и тем, что у них хватало мужества их отстаивать. Поэтому эти времена принесли великие реформы в жизнь общества, но они также ввели моду на людей искусства, которые уводили людей из реальной жизни в мир богемы: художников, поэтов и музыкантов-мыслителей.

Музыкальный ребёнок при дворе

В восемнадцатом веке люди становились профессиональными музыкантами в силу семейной традиции, как можно было стать пекарем или сапожником. Навыки мастерства передавались от отца к сыну и дальше. Существует множество примеров великих композиторов, которые принадлежали к музыкальным династиям. Это Моцарт, Бах и Пёрселл. Бетховен тоже принадлежал к такой семье.

В те времена, когда родился Бетховен (1770 г.), жизнь и благополучие музыкантов целиком зависели от богатых вельмож и правителей. Музыканты старались попасть на службу при дворе, сочинять и исполнять свою музыку в домовых храмах своих покровителей, в их театрах и картинных галереях.

Семья Бетховенов состояла на службе у курфюрста Кёльнского, который был правителем г. Бонна в Германии. Первым из семейства Бетховенов служил при дворе курфюрста дед музыканта, которого тоже звали Людвиг. Он начинал певцом-басистом, и со временем дослужился до капельмейстера, самого старшего музыкального чина при дворе курфюрста. Его сын, Иоганн, тоже был певцом в соборе и давал уроки игры на фортепиано и скрипке. В 1767 г. Иоганн женился на Марии Магдалене, 20-летней вдове, и у них потом родилось семеро детей. Но четверо из них умерли в младенчестве. Выжило только трое мальчиков, старшего из которых звали Людвиг.

Ещё в раннем детстве у Людвига проявились редкие музыкальные способности, и отец заставлял его много трудиться, занимаясь игрой на пианино и скрипке. Может быть, он надеялся, что маленький Людвиг произведёт такую же сенсацию, как юный Моцарт, который за десять лет до этого пропутешествовал по королевским дворам Европы, выступая со своим отцом и сестрой.

На одном концерте, где выступал Людвиг, даже было объявлено, что ему 6 лет, хотя ему фактически было уже 7, чтобы ещё больше удивить публику его способностями. Возможно, Иоганн был слишком строг и, говорят, что у Людвига не было счастливого детства. Положение ещё больше ухудшилось, когда его отец стал выпивать.

Уроки музыки

Когда Людвигу было около 8 лет, он стал брать уроки у другого придворного музыканта К. Г. Нефе. Вскоре он становится помощником органиста, которым был Нефе, а в возрасте 11 лет он даже руководит оркестром театра курфюрста, когда его учитель отсутствует по делам.

Благодаря Нефе, Бетховен овладел классическими принципами композиции и совершенствовал свою технику пианиста. Вскоре он уже получал заработанное жалованье и сочинял небольшие фортепианные пьесы, которые посвящал курфюрсту. Нефе решил, что его юный ученик должен получить возможность путешествовать, и в 1787 г. курфюрст разрешил Людвигу посетить Вену, столицу империи. Может быть, во время этого путешествия Людвиг встречался и брал уроки у самого Моцарта. Говорят, что, когда Бетховен играл на пианино, Моцарт заметил: «Следите за ним: однажды о нём заговорит мир».

Захватывающее пребывание в Вене было прервано всего через 2 недели, когда Людвигу сообщили, что его мать умирает от туберкулеза. Он вернулся домой, где царила безысходность: мать и новорожденная сестра умерли, отец стал пить ещё сильнее, дом приходил в упадок. Тем не менее, Людвиг начинал завоевывать себе имя прекрасного музыканта, и он уже заслужил покровительство некоторых богатых друзей, таких как граф Вальдштейн.

Известный композитор Джозеф Гайдн был в Бонне в 1790 и в 1792 г. проездам по пути в Лондон и обратно. Его представили придворному гению, подающему большие надежды. Когда он познакомился с произведениями Бетховена, то сказал, что уговорит курфюрста разрешить Людвигу опять покинуть его двор. Но теперь он должен будет поехать в Вену в качестве ученика Гайдна.

Вена – сердце империи

Дорога, по которой теперь ехал в Вену Бетховен, не была уже такой безопасной, как во время его первого путешествия. В 1792 г. последствия Великой французской революции чувствовались повсюду в Европе. Всё началось в тот самый день 14 июля 1789 г., когда парижане с оружием в руках поднялись против своих правителей. Король Людовик XVI был свергнут в 1792г. и была провозглашена Французская республика. Другие европейские страны, включая и Австрию, встали на сторону свергнутого короля и объявили войну Франции. Теперь по дорогам двигались караваны войск и продовольствия к местам боевых сражений. Спустя два года, как Бетховен уехал, Бонн был захвачен французами. Курфюрст бежал и уже никогда не возвратился.

Вена была столицей Австрийской империи и домом императорской династии Габсбургов. Дом Габсбургов пользовался репутацией большого покровителя искусств и сделал Вену самым главным центром музыкальной культуры в Европе. Помимо королевской семьи, несколько других знатных семей поддерживали музыкантов, то есть в Вене, как нигде в империи, было больше возможностей для молодого музыканта пробить себе дорогу.

Такие композиторы, как Моцарт и Гайдн, написали музыку, которая была популярна среди простого люда, и жители городов стали стекаться на городские уличные концерты. Теперь, наконец, великие композиторы могли быть услышаны и оценены не только горсткой аристократов, но и массовым слушателем. Когда Бетховен прибыл в Вену, о композиторах уже начинали думать не только как о слугах богачей, но как о выдающихся людях со своими собственными правами.

В l793 г. король Франции Людовик XVI и его жена Мария Антуанетта (которая была из династии Габсбургов) были публично обезглавлены повстанцами в Париже. Все королевские семьи Европы содрогнулись от ужаса.

Виртуоз

Гайдну теперь было за 60, и он был очень любимым композитором в Вене. Но Бетховен не очень был доволен им как учителем, и вскоре он стал искать, у кого бы ещё брать уроки. Ему не терпелось начать экспериментировать в музыке. Он считал Гайдна слишком старомодным, слишком «зацикленным» на правилах композиции, а также не слишком требовательным к исполнению. Не ставя в известность Гайдна, Бетховен обратился к трём другим учителям: Шенку, Альбрехтсбергеру и Сальери, придворному дирижёру.

Хотя курфюрст Бонна продолжал платить ему жалованье. Людвигу предстояло найти работу в Вене. Его отец скончался, поэтому Бетховену приходилось посылать деньги домой двум своим младшим братьям. В качестве ученика Гайдна он был представлен нескольким модным венским аристократам, многие из которых уже знали Людвига по его дружбе с графом Вальдштейном, и он сам начал создавать себе имя, играя на фортепиано на званых частных вечерах. Во время своей игры он часто импровизировал так, как этого никто не делал до него, сочиняя по ходу игры музыку, которую публика ещё никогда не слышала. Его обуревали страсти, и он так сокрушительно ударял по клавишам, что иногда рвались струны. Он хотел больше, чем просто развлекать публику, он хотел растрогать людей.

Бетховен завоевал себе репутацию самого удивительного пианиста в Вене как раз в то время, когда фортепиано начало вытеснять клавесин. Фортепиано больше подходило к манере исполнения Бетховена: на нём можно было исполнять и нежную и громкую музыку, что было невозможно на клавесине.

Бетховен проявил себя и как концертный пианист, исполняя иногда свою собственную музыку, иногда других композиторов. Он пользовался большой поддержкой Принца Лихновского, музыкального аристократа, который когда-то учился с Моцартом. Именно ему молодой композитор посвятил несколько своих ранних произведений, включая знаменитую «Патетическую» сонату для фортепиано.

Начало кошмаров

В возрасте 30 лет Бетховен уже был широко знаменит как пианист, дирижёр и композитор новой восхитительной музыки. Но в то же самое время он столкнулся с пугающей проблемой, которой суждено было переменить всю его жизнь. Он терял слух. Впервые он почувствовал это в 1798 г., но в следующие три года его слух неумолимо слабел. Ни одно из лечений, которые он перепробовал, не помогало.

Бетховену было очень трудно смириться с глухотой. Его успешная карьера пианиста, дирижёра и учителя становилась всё более и более несбыточной по мере того, как он терял слух. Поэтому ему пришлось бросить выступать на публике и преподавать. Он чувствовал себя очень одиноким, испуганным и тревожился за свое будущее.

Он стал избегать встреч с людьми, отчасти потому, что стеснялся своей глухоты и хотел скрыть её от людей. Ему мерещились враги, которые помешают его карьере, если узнают об этом. В 1802 г. он написал письмо своим братьям. По какой-то причине он его не отправил, и оно было найдено после его смерти среди сохранившихся рукописей. Письмо это известно под названием Хайлигенштадтского завещания, по имени деревни, расположенной к северу от Вены, где оно было написано. В этом послании он описывает свое угнетенное состояние души и даже говорит о самоубийстве. Но в то же время он пишет, что смирился со своей судьбой и твёрдо решил продолжать, несмотря на глухоту.

Одно очень важное обстоятельство, которое сопутствовало его тогдашнему состоянию, - это то, что он вынужден был всё больше времени проводить в одиночестве, сочиняя музыку. Хорошему музыканту не обязательно слышать звуки, чтобы сочинять музыку, потому что он может вообразить их, глядя на ноты. Бетховен продолжал борьбу в одиночку, и по мере этого менялась его музыка. Произошло так, как будто глухота открыла для него доступ к новому музыкальному языку.

«Героика»

Чем больше Бетховен отдалялся от светской жизни Вены, тем больше он углублялся в мир своих чувств. Его музыка становилась серьёзнее, глубже и мрачнее, чем дальше он проникал в мир собственных переживаний. Его музыка развивалась своим собственным путём, всё меньше и меньше придерживаясь традиции прошлого.

Одна из заветных мыслей, которая владела им тогда, была вера в свободу для всех людей. Хотя он вырос среди знати придворного общества и доставлял своей игрой удовольствие богатой аристократии Вены, Бетховен считал несправедливым то, что такая маленькая горстка богатых имеет столько власти и привилегий, в то время как большинство людей бедствует. Поэтому он разделял надежды французских революционеров. И случилось гак, что как раз в то время один выдающийся революционер поднялся на вершину своей славы и стал для многих героем своего времени – это Наполеон Бонапарт.

Именно с мыслью о Наполеоне Бетховен начал сочинять своё любимое произведение, третью симфонию, известную под названием «Героическая» («Героика»). Она совсем не похожа ни на одно произведение из написанных ранее и поэтому считается поворотным моментом в истории создания музыки. «Героика» длится в два раза дольше, чем обычные симфонии Моцарта или Гайдна. Это неистовое произведение, в котором есть и оглушающий гром, который завораживает слушателя и несёт его по волнам сильнейших душевных переживаний. Бетховен вступает в единоборство с этой музыкой, а не просто развлекает своих слушателей.

Когда в 1804 году Наполеон провозгласил себя императором Франции, Бетховен был так разочарован, что уничтожил посвящение «Бонапарту» со своего произведения. Наполеон стал тем, кого так ненавидел Бетховен - ещё одним тираном.

Бетховен продолжает развивать свои музыкальные идеи в квартетах, которые он написал для русского посла, графа Разумовского в 1806 г. И тут он был новатором. Сначала четыре музыканта сочли ту музыку такой сложной для понимания, что подумали, будто Бетховен над ними пошутил.

Фиделио

Бетховен написал только одну оперу, Фиделио, и она принесла ему кучу неприятностей. Поэтому он её называл своим «мученическим венцом», так долго он её правил.

Когда-то раньше Бетховен уже начинал писать оперу, но далеко в этом не продвинулся. Он даже в свои лучшие времена сочинял её очень медленно, так как сочинительство для театра было для него совершенно новым делом, и вскоре он это бросил. Пока однажды не наткнулся на сюжет, который его действительно взволновал, и он почувствовал себя готовым попытаться ещё раз.

История, которая ему попалась, имела в основе действительное событие, имевшее место во время французской революции. Один человек, несправедливо осужденный за свои убеждения, оказывается спасённым от смерти только благодаря действиям своей любящей и верной жены. Она переодевается мужчиной и спасает его в тот самый момент, когда его должен настичь убийца. Это была прекрасная тема для Бетховена, для которого, как мы видели, огромное значение имели свобода и справедливость. А если смотреть глубже, то он сам себя чувствовал узником, приговорённым к жизни в одиночестве в застенках собственной глухоты.

Один из самых трогательных моментов Фиделии - в первом акте, когда узников выпускают из камер вдохнуть свежего воздуха и на короткое время увидеть дневной свет. Все узники - жертвы несправедливости. Они все - невинно осужденные, но в этой магической сцене они все устремляются к свету, объединённые счастьем, надеждой и песней. Это и есть та революционная тема оперы, которую Бетховен находил такой трогательной - завоевание свободы для угнетённых людей.

В ноябре 1805 г., как раз перед премьерой «Фиделио», французская армия заняла Вену. Друзья и покровители Бетховена бежали из города, поэтому на премьере присутствовали в основном офицеры наполеоновской армии.

Опера в той постановке была недорепетирована и слишком длинной. Она провалилась после трёх спектаклей. Бетховен её немного изменил и попробовал поставить ещё раз в 1806 г., но в этот раз он поскандалил с руководителем театра, и её закрыли после двух спектаклей. Третья версия оперы, с новой увертюрой, новыми разговорными диалогами и большими изменениями музыки, была поставлена в 1814 г. На этот раз она имела успех, и с тех пор она любима во всём мире.

Упрямый человек

С 1806 по 1812 гг. Бетховен очень напряжённо работает; многие из его самых известных произведений приходятся на этот период. Это скрипичный концерт, пятая и шестая симфонии и Императорский фортепианный концерт. Но в эти значительные в его творчестве годы он был далёк от чувства удовлетворённости. Он был подозрителен к каждому, раздражителен и упрям. К сожалению, от этого в первую очередь страдали его близкие друзья, и он постоянно с ними ссорился. Он выплескивал своё презрение на музыкантов-исполнителей его произведений, а его отношение к домашним слугам было почти жестокое. Он был груб на публике, небрежно одет и несобран. И он действительно ощущал беспокойство и неустроенность такой силы, что даже не мог жить на одном месте дольше нескольких месяцев подряд. Хотя он и несколько раз влюблялся, но не смог найти женщину, которая разделила бы с ним его такой образ жизни.

Страдания от глухоты только усугубляли его состояние, он чувствовал себя ещё более одиноким, чем прежде. Кроме этого была и финансовая проблема. В 1808 г. он дал грандиозный концерт своих новых произведений, но программа была гораздо длиннее, чем это могло понравиться большинству публики, и его исполнение оставляло желать лучшего из-за его глухоты. Это был не совсем удачный вечер. И встал вопрос, как теперь зарабатывать на жизнь? Он чуть было не согласился на должность главного придворного музыканта короля Вестфалии, Жерома Бонапарта (брата Наполеона). Но три аристократа сговорились вместе и предложили платить ему приличное пособие, если он останется в Вене. Он согласился и остался.

Когда жизнь в городе надоедала Бетховену, он находил покой в деревне; и когда он прогуливался, углубившись в свои мысли, то проникался большой любовью и симпатией к природе. Это нашло отражение в его шестой симфонии, «Пасторальной», которая рассказывает о жизни простых крестьян.

Новые порядки в Вене

После почти двадцатилетнего периода войны в Европе Наполеон, в конце концов, потерпел крах. Его гибельное бегство из России в 1812 г., затем поражение при Ватерлоо в 1815 и ссылка на о. Св. Елены в тысячах миль от Парижа. Наконец в Европе установился мир. Вена, которая пострадала от обстрелов и вторжений французов, теперь стала местом мирных переговоров. Венский Конгресс, состоявшийся в 1814-15 гг. собрал вместе глав европейских государств с целью уничтожить революционные идеи, положить конец происходившим переменам и восстановить прежние порядки. И одним из результатов этого было восстановление власти французской династии Бурбонов.

Этим новым обустройством Европы руководил австрийский государственный деятель князь Клеменс Меттерних. В Вене Меттерних сделал всё для осуществления своего плана: учредил тайную полицию, сыщиков, и была установлена цензура, чтобы заставить замолчать любого, кто поддерживал идеи Французской революции.

Жителям Вены было сказано забыть о политике и жить в своё удовольствие. В городе устраивалось множество вечеров и танцев, люди стали охотно выезжать на прогулки за город.

Важное значение уделялось крепкому семейному очагу, особенно после того, как император Франциск I объявил, что он считает самым важным в жизни крепкую семью и хорошее домашнее хозяйство. Этот интерес к обустройству домашнего быта и побудил возникновение новой моды в венском изобразительном искусстве. Она концентрировала своё внимание на мелких, изящных предметах, которые не только выглядели красивыми, но и использовались в домах простых жителей. Появились новые интересные исполнения часов, посуды, кофейников, стульев и шкафов. Этот период часто называют Бидермейер.

Вена сильно изменилась с того момента, когда Бетховен впервые приехал сюда в 1792г. Тогда почти все произведения живописи были величественными и впечатляющими, потому что они делались специально для императора и небольшой горстки богатой знати.

Со всем миром в разладе

Бетховен был не тем человеком, который мог приспособиться к новому образу жизни в Вене. Он ненавидел званые вечера, у него не было ни жены, ни дома, а его либеральные взгляды считались вредными. Все соглашались, что он является самым великим из живущих композиторов, но его музыка считалась слишком сложной и серьёзной для настроений Вены того времени. Людей также смущал его неряшливый и диковатый вид. Поэтому Бетховен уединился и замолчал.

После завершения в 1812 г. седьмой и восьмой симфоний, у него, казалось, вдруг совсем пропало желание сочинять музыку. Он был в самом зените славы, но в течение 6 лет сочинил очень мало. Его последняя попытка исполнителя перед публикой в 1814 г. потерпела полную неудачу. В 1818 г. он полностью потерял слух. Если ему надо было что-то сказать, то это приходилось писать на бумаге. Он становился всё более замкнутым, угрюмым и подозрительным к людям. Его нередко можно было встретить на улице, когда он прогуливался в одиночку, бормоча что-то про себя, как будто в мечтах, и записывая ноты в записную книжку.

Ещё его жизнь изменилась после смерти брата Каспара в 1815 г. Бетховену пришлось взять на себя воспитание Карла, девятилетнего сына Каспара. Для этого он должен был выиграть длительные тяжбы в судах, чтобы отобрать мальчика у матери, и потому он несколько лет был занят только этим. Это одна из причин, почему он так мало сочинил в это время. Под конец эта затея стала для него одержимой настолько, что он даже забыл о счастье самого Карла.

Дядя и племянник не совсем понимали друг друга, и дело кончилось ужасной трагедией: Карл пытался застрелиться. Бетховен чувствовал свою вину в этом и по-настоящему уже никогда не оправился от этого удара. Со временем Карл поправился, пошел в армию и прожил до 1858 г.

Лицом к Богу

Последние три года жизни композитор работал над завершением трёх выдающихся произведений - это полномасштабная церковная месса, девятая симфония и цикл чрезвычайно сложных струнных квартетов. Эти заключительные произведения являются итогом музыкальных раздумий всей его жизни. Они писались медленно, тщательно обдумывалась каждая нота, так, чтобы эта музыка точно соответствовала Бетховенскому замыслу. В его подходе к этим работам есть что-то религиозное или духовное. Поэтому, когда один скрипач пожаловался, что в последних квартетах музыка слишком сложна для исполнения. Бетховен ответил: «Я не могу думать о вашей жалкой скрипке, когда говорю с Богом!»

Месса, известная как «Торжественная месса», была посвящена его старому другу и покровителю Эрцгерцогу Рудольфу, в честь его назначения кардиналом. На сочинение её ушло гораздо больше времени, чем ожидалось, и она опоздала к событию на целых три года!

Девятая симфония примечательна во многих отношениях. Это самое длинное произведение Бетховена, оно исполняется больше часа. В ней также есть огромный хор, и солирующие голоса в заключительной части, почему она и называется Хоральной симфонией. Исполняемые слова принадлежат немецкому поэту Шиллеру и названы «Ода к радости». Шиллер, как и Бетховен, верил в свободу и равноправие всех людей. Его тоже считали слишком революционным для правителей того времени. Бетховенское переложение на музыку этого радостного стихотворения является достойной данью их мечте о лучшей жизни.

Рассказывают, что Бетховен в конце первого представления этого произведения (1824) стоял очень грустный, думая, что публике оно не понравилось. Так продолжалось, пока его кто-то не хлопнул по плечу, и он, оглянувшись, увидел то, что не мог услышать: восторженные аплодисменты.

Пять струнных квартетов, первоначально заказанные Князем Голицыным, были последними, законченными произведениями Бетховена. Вскоре после попытки самоубийства Карла, он слёг в постель на три месяца, страдая от водянки, вызванной плохой работой печени. В это время он развлекал себя, изучая произведения Генделя, и его навещало большое количество поклонников, среди которых был и его молодой современник, композитор Франц Шуберт.

26 марта 1827 г. в 5 часов 45 минут вечера, рассказывают, над Веной сверкнула молния, и прокатился гром. Если легенда говорит правду, то Бетховен поднял глаза к небу и потряс кулаком, перед тем как упасть замертво на подушку.

20 тысяч жителей Вены пришли проститься с ним во время похорон. Они прощались с человеком, чьё влияние на музыку сказывается и по сей день.

Звуки музыки

Багатель ля минор «К Элизе»

Бетховен написал в общей сложности 24 багатели (в переводе с фр. – «безделицы») для фортепиано. Самая популярная среди этих миниатюрных пьес, обычно рассчитанных на музыкантов-любителей (а ещё в большей степени – на любительниц) имеет посвящение – «К Элизе». Есть предположение, что под этим именем на самом деле скрывается ученица Бетховена Тереза Малфати, в которую он был влюблен в 1810 году.

Фортепианная соната № 14 «Лунная»

Из огромного числа произведений Бетховена, написанных для фортепиано, пронизанная воспоминаниями Лунная соната, пожалуй, - одна из самых известных, захватывающих и удивительных по своей красоте. Бетховен посвятил её своей ученице и возлюбленной – Джульетте Гвиччарди. Вместе с прозрачным аккомпанементом звучит спокойная, тихая, но решительная, главная тема. Мягкая мелодия то осторожно восходит, то спускается, заканчивая первую часть сонаты в том же задумчивом настроении, как она и началась.

По материалам книги Роланда Вернона «Бетховен»

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 33 слайда, pptx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. «К Элизе», mp3
Бетховен. Романс для скрипки с оркестром фа мажор, соч. 50, № 2, mp3;
Бетховен. Симфония № 6, «Пасторальная», соч. 68, 1 ч., mp3;
Бетховен. Соната № 14, «Лунная», соч. 27 № 2, 1ч., mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

Людвиг Ван Бетховен – знаменитый глухой композитор, создавший 650 музыкальных произведений, которые признаны мировым достоянием классики. Жизнь талантливого музыканта ознаменована постоянной борьбой с трудностями и невзгодами.

Зимой 1770 года в бедном квартале Бонны родился Людвиг Ван Бетховен. Крещение младенца состоялось 17 декабря. Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. Детские годы малыша сложно назвать счастливыми, ведь постоянно пьяный отец и нищенское существование не содействуют развитию таланта.

Людвиг с горечью вспоминает собственную комнатку, расположенную на чердаке, где стояли старый клавесин и железная кровать. Иоганн (папа) часто напивался до беспамятства и избивал супругу, вымещая зло. Периодически побои доставались и сыну. Мама Мария нежно любила единственного выжившего ребенка, пела малышу песни и как могла скрашивала серые безрадостные будни.

У Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил Иоганн. Завидуя славе и таланту , имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из собственного ребенка похожего гения. Теперь жизнь малыша наполнилась изнуряющими занятиями игры на фортепиано и скрипке.


Отец, выясняя одаренность мальчика, заставил упражняться одновременно на 5 инструментах - органе, клавесине, альте, скрипке, флейте. Юный Луи часами корпел над музицированием. Малейшие ошибки карались поркой и побоями. Иоганн приглашал к сыну учителей, чьи уроки по большей части бездарны и бессистемны.

Мужчина стремился быстро обучить Людвига концертной деятельности в надежде на гонорары. Иоганн даже попросил увеличения жалования на работе, пообещав устроить в капеллу архиепископа одаренного сына. Но семья не зажила благополучнее, так как деньги уходили на спиртное. В шестилетнем возрасте Луи, понукаемый отцом, дает концерт в Кельне. Но полученный гонорар оказался крошечным.


Благодаря материнской поддержке юный гений начал импровизировать и конспектировать собственные произведения. Природа щедро одарила ребенка талантом, но развитие было сложным и мучительным. Людвиг так сильно погружался в мелодии, создающимися в сознании, что выйти из этого состояния самостоятельно не мог.

В 1782 году директором придворной капеллы назначают Кристиана Готлобу, который становится учителем Луи. Мужчина рассмотрел в юнце проблески одаренности и занялся его образованием. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. , становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.


Музыкальную столицу Европы, Вену, юноша впервые посетил в 1787 году, где познакомился с Вольфгангом Амадеем. Прославленный композитор, услышав импровизации Людвига, пришел в восторг. Изумленным присутствующим Моцарт сказал:

«Не отрывайте взора от этого мальчика. Однажды о нем заговорит мир».

Бетховен договорился с маэстро о нескольких уроках, которые пришлось прервать из-за болезни матери.

Вернувшись в Бонн и похоронив мать, юноша погрузился в отчаяние. Этот болезненный момент в биографии отрицательно сказался на творчестве музыканта. Юноша вынужден ухаживать за двумя младшими братьями и терпеть пьяные выходки отца. Молодой человек обратился за денежной помощью к принцу, который назначил семье довольствие в 200 талеров. Насмешки соседей и издевательства ребятни сильно ранили Людвига, который говорил, что выберется из нищеты и заработает деньги собственным трудом.


Талантливый юноша нашел в Бонне покровителей, которые обеспечили свободный доступ на музыкальные собрания и салоны. Семейство Бройнинг взяло опеку над Луи, который обучал музыке их дочь Лорхен. Девушка вышла замуж за доктора Вегелера. До конца жизни учитель поддерживал дружеские отношения с этой парой.

Музыка

В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к , которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.


Год спустя Людвиг Ван Бетховен создает музыку к «Оде Радости», написанной Шиллером в 1785 для масонской ложи. На протяжении жизни маэстро видоизменяет гимн, стремится к триумфальному звучанию композиции. Публика услышала симфонию, вызвавшую неистовый восторг, только в мае 1824.

Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.


Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.

В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку!». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.


«Пасторальная симфония» 1808 года состоит из пяти частей и занимает отдельное место в жизни мастера. Мужчина любил отдыхать в отдаленных деревушках, общался с природой и обдумывал новые шедевры. Четвертая часть симфонии называется «Гроза. Буря», где мастер передает разгул разбушевавшейся стихии, используя фортепиано, тромбоны и флейту-пикколо.

В 1809 от дирекции городского театра Людвигу поступило предложение о написании музыкального сопровождения к драме «Эгмонт» Гёте. В знак уважения к творчеству писателя пианист отказался от денежного вознаграждения. Мужчина писал музыку параллельно театральным репетициям. Актриса Антония Адамбергер пошутила над композитором, признавшись тому в отсутствии певческого таланта. В ответ на недоуменный взгляд умело исполнила арию. Бетховен не оценил юмора и сурово сказал:

«Вижу, исполнять увертюры Вы все-таки можете, пойду и напишу эти песни».

С 1813 по 1815 пишет уже меньше произведений, так как окончательно теряет слух. Блестящий ум находит выход из положения. Луи, чтобы «услышать» музыку, пользуется тонкой деревянной палочкой. Один кончик пластинки зажимает зубами, а другой прислоняет к передней панели инструмента. И благодаря передающейся вибрации чувствует звучание инструмента.


Композиции этого жизненного периода наполнены трагизмом, глубиной и философским смыслом. Произведения величайшего музыканта становятся классикой для современников и потомков.

Личная жизнь

История личной жизни одаренного пианиста на редкость трагична. Людвиг в кругу аристократической элиты считался простолюдином, поэтому не имел права претендовать на благородных девиц. В 1801 году влюбился в юную графиню Жюли Гвиччиарди. Чувства молодых людей не были обоюдными, так как девушка одновременно встречалась и с графом фон Галленбергом, за которого вышла замуж через два года после знакомства. Любовные терзания и горечь потери возлюбленной композитор выразил в «Лунной сонате», которая стала гимном неразделенной любви.

С 1804 по 1810 Бетховен страстно влюблен в Жозефину Брунсвик – вдову графа Йозефа Дейма. Женщина увлеченно отвечает на ухаживания и письма пылкого возлюбленного. Но роман закончился по настоянию родственников Жозефины, которые уверены, что простолюдин не станет стоящим кандидатом в супруги. После болезненного разрыва мужчина из принципа делает предложение Терезе Мальфатти. Получает отказ и пишет шедевральную сонату «К Элизе».

Пережитые душевные волнения настолько огорчили впечатлительного Бетховена, что он решил провести остаток жизни в гордом одиночестве. В 1815, после смерти брата, оказался втянутым в судебную тяжбу, связанную с опекой над племянником. Мать ребенка характеризуется репутацией гулящей женщины, поэтому суд удовлетворил требования музыканта. Вскоре выяснилось, что Карл (племянник) унаследовал вредные привычки матери.


Дядя воспитывает мальчика в строгости, пытается привить любовь к музыке и искоренить алкогольную и картежную зависимость. Не имея собственных детей, мужчина не опытен в наставлениях и не церемонится с избалованным юношей. Очередной скандал приводит парня к попытке суицида, которая оказалась неудачной. Людвиг отправляет Карла в армию.

Смерть

В 1826 году Луи простудился и заболел воспалением легких. К легочной болезни присоединились желудочные боли. Доктор неправильно рассчитал дозировку лекарства, поэтому недомогание ежедневно прогрессировало. 6 месяцев мужчина прикован к постели. В это время Бетховена навещали друзья, пытающиеся облегчить страдания умирающего.


Талантливый композитор умер на 57 году жизни – 26 марта 1827 года. В этот день за окнами бушевала гроза, а миг смерти ознаменован страшным громовым раскатом. При вскрытии выяснилось, что у мастера разложилась печень и повреждены слуховые и прилегающие нервы. В последний путь Бетховена провожает 20 000 горожан, похоронную процессию возглавляет . Музыканта погребли на Вэрингском кладбище Церкви Святой Троицы.

  • В 12-летнем возрасте опубликовал сборник вариаций для клавишных инструментов.
  • Считался первым музыкантом, которому городской совет назначил денежное пособие.
  • Написал 3 любовных письма к «Бессмертной Возлюбленной», найденных только после смерти.
  • Бетховеном написана единственная опера, названная «Фиделио». Больше подобных произведений в биографии мастера нет.
  • Величайшим заблуждением современников считается то, что Людвиг написал следующие произведения: «Музыка ангелов» и «Мелодия слез дождя». Эти композиции созданы другими пианистами.
  • Ценил дружбу и помогал нуждающимся.
  • Мог одновременно работать над 5 произведениями.
  • В 1809, когда бомбардировал город, переживал, что от взрывов снарядов потеряет слух. Поэтому прятался в подвале дома и закрывал уши подушками.
  • В 1845 в Боне открыли первый памятник, посвященный композитору.
  • В основу песни «Битлз» «Because» положена «Лунная соната», проигранная в обратном порядке.
  • Гимном Евросоюза назначена «Ода к Радости».
  • Умер от отравления организма свинцом из-за врачебной ошибки.
  • Современные психиатры считают, что страдал биполярным расстройством.
  • Фотографии Бетховена напечатаны на немецких почтовых марках.

Дискография

Симфонии

  • Первая C-dur op. 21 (1800)
  • Вторая D-dur op. 36 (1802)
  • Третья Es-dur «Героическая» op. 56 (1804)
  • Четвертая B-dur op. 60 (1806)
  • Пятая c-moll op. 67 (1805-1808)
  • Шестая F-dur «Пасторальная» op. 68 (1808)
  • Седьмая A-dur op. 92 (1812)
  • Восьмая F-dur op. 93 (1812)
  • Девятая d-moll op. 125 (с хором, 1822-1824)

Увертюры

  • «Прометей» из op. 43 (1800)
  • «Кориолан» ор. 62 (1806)
  • «Леонора» № 1 ор. 138 (1805)
  • «Леонора» № 2 ор. 72 (1805)
  • «Леонора» № 3 ор. 72а (1806)
  • «Фиделио» ор. 726 (1814)
  • «Эгмонт» из ор. 84 (1810)
  • «Развалины Афин» из ор. 113 (1811)
  • «Король Стефан» из ор. 117 (1811)
  • «Именинная» ор. 115 (18(4)
  • «Освящение Дома» ср. 124 (1822)

Более 40 танцев и маршей для симфонического и духового оркестра

Историк Сергей Цветков — о гордеце Бетховене: почему великому композитору было проще написать симфонию, чем научиться говорить «спасибо», и как он становился ярым мизантропом, но при этом обожал своих друзей, племянника и маму.


Людвиг ван Бетховен с юности привык вести аскетический образ жизни. Вставал в пять-шесть утра. Умывался, завтракал крутыми яйцами с вином, пил кофе, варить который надлежало обязательно из шестидесяти зерен. В течение дня маэстро давал уроки, концерты, изучал творчество Моцарта, Гайдна и — работал, работал, работал...

Принявшись за музыкальные композиции, он до такой степени становился нечувствительным к голоду, что бранил слуг, когда те приносили ему кушанья. Говорили, что он постоянно ходил небритым, считая, что бритье препятствует творческому вдохновению. А перед тем как садиться за написание музыки, композитор выливал себе на голову ведро холодной воды: это, по его мнению, должно было стимулировать работу мозга.

Один из ближайших друзей Бетховена Вегелер свидетельствует, что Бетховен «всегда бывал в кого-нибудь влюблен и большей частью в сильной степени», и даже что он редко видел Бетховена иначе, как в состоянии возбуждения, часто доходившего до пароксизма. Впрочем, это возбуждение почти не сказывалось на поведении и привычках композитора. Шиндлер, тоже близкий друг Бетховена, уверяет: «он прожил всю жизнь с девственной стыдливостью, не допустив ни малейшего приближения слабости». Даже намёк на непристойность в разговорах внушал ему отвращение

Бетховен заботился о друзьях, был очень нежен с племянником и питал глубокие чувства к матери. Единственное, чего ему не доставало — это смирения.

О том, что Бетховен — гордец, говорят все его привычки, в большинстве своем обусловленные нездоровым характером.

Его пример свидетельствует, что проще написать симфонию, чем научиться говорить «спасибо». Да, он часто говорил любезности (к чему обязывал век), но еще чаще — грубости и колкости. Вспыхивал по любому пустяку, давал гневу полную волю, был до крайности подозрителен. Его воображаемые враги были многочисленны: он ненавидел итальянскую музыку, австрийское правительство и квартиры, выходящие окнами на северную сторону. Прислушаемся, как он бранится: «Я не могу постигнуть, как только терпит правительство эту отвратительную, постыдную дымовую трубу!» Обнаружив ошибку в нумерации своих сочинений, он взрывался: «Что за мерзкое мошенничество!» Забравшись в какой-нибудь венский погребок, он устраивался за отдельным столиком, закуривал свою длинную трубку, приказывал подать себе газеты, копченых селедок и пиво. Но если случайный сосед ему не нравился, он, ворча, убегал. Однажды в минуту ярости маэстро попытался сломать стул об голову князя Лихновского. Сам Господь Бог, с точки зрения Бетховена, всячески мешал ему, посылая то материальные проблемы, то недуги, то нелюбящих женщин, то клеветников, то плохие инструменты и плохих музыкантов и т. д.

Конечно, многое можно списать на его болезни, которые предрасполагали к мизантропии — глухота, сильная близорукость. Глухота Бетховена, по словам доктора Маража, представляла ту особенность, что «она отделяла его от внешнего мира, то есть от всего, что могло бы повлиять на его музыкальную продукцию...» («Отчеты о заседаниях Академии Наук», том 186). Доктор Андреас Игнац Ваврух, профессор венской хирургической клиники, указывал, что для возбуждения слабеющего аппетита Бетховен на тридцатом году жизни стал злоупотреблять спиртными напитками, пить много пунша. «Это явилось, — писал он, — тем изменением в образе жизни, которое и привело его на край могилы» (Бетховен умер от цирроза печени).

Однако гордость не давала Бетховену покоя еще в большей степени, чем его недомогания. Следствием повышенного самомнения были частые переезды с квартиры на квартиру, недовольство хозяевами домов, соседями, ссоры с коллегами-исполнителями, с директорами театров, с издателями, с публикой. Доходило до того, что он мог вылить на голову кухарке не понравившийся ему суп.

И как знать, сколько великолепных мелодий не родилось в голове Бетховена из-за дурного расположения духа?

Использованы материалы:
Колунов К. В. «Бог в трех действиях»;
Стрельников
Н. «Бетховен. Опыт характеристики»;
Эррио Э. «Жизнь Бетховена».