Должность глинки в придворной певческой капелле. Певческая капелла

Придворная певческая капелла - первое профессиональное музыкальное учреждение в России .

"Капелией придворных певчих" или "придворной Капелией" хор стали называть во времена царствования Елизаветы Петровны. Это слепок с названия вокально-инструментальных коллективов, служивших при европейских дворах. Несколько позже, в году при Екатерине II , за ним закрепилось название "Придворная певческая Капелла".

При Екатерине II в Россию для руководства итальянской оперой были приглашены итальянские композиторы - Джузеппе Сарти и Бальтасере Галуппи , которые стали сочинять также произведения духовной музыки для православной церкви на славянские тексты в итальянском стиле. Обучение "итальянскому" пению заняло прочные позиции в Певческой Капелле. Мастерство придворных певчих, соединяющих традиционную церковную и итальянскую манеру пения, восхищала многих, особенно иностранцев.

В дальнейшем с историей Придворной Певческой Капеллы, в значительной степени определившей ее творческую судьбу, связана деятельность Дмитрия Бортнянского . Руководя Капеллой с по годы, он смог создать хор, ставший славой и гордостью отечественной музыкальной культуры.

Высокие традиции Певческой Капеллы, заложенные Бортнянским, были успешно продолжены впоследствии А.Ф. Львовым , М.И.Глинкой , проработавшим несколько лет капельмейстером хора и хормейстером Г.Я.Ломакиным .

При Н.И.Бахметеве по сути завершилось создание Придворной Певческой Капеллы, которая имела в своем составе большой хор, участвовавший в церковных службах, открытых концертах и оперных спектаклях, музыкальную школу, регентские курсы, оркестр и небольшой концертный зал.

В году переименована в Петроградскую хоровую Академию, а в году - в Ленинградскую Государственную Академическую Капеллу (позднее - имени Глинки).

Руководители

  • Бортнянский Дмитрий Степанович (1796 - 1825)
  • Львов Федор Петрович (1826 - 1836)
  • Львов Алексей Федорович (1837 - 1861)

Принадлежал вице-адмиралу Змаевичу. При нём у берега реки находился деревянный Комедиантский дом, простоявший всего несколько лет. Для Змаевича здесь также были возведены два глинобитных строения. После Змаевича этой землёй владел английский купец Д. Гарнер, живший в деревянном доме на каменном полуподвале.

Императрица Анна Иоанновна в 1730-х годах отдала территорию лейб-медику Х. Паульсену. При докторе здесь располагался деревянный двухэтажный усадебный дом, регулярный сад и аптекарский огород. К Мье выходила индивидуальная пристань, тогда как набережные реки полноценно ещё не были обустроены. К Большой Конюшенной улицы выходили одноэтажные служебные постройки. В 1747 году в этой усадьбе родился будущий архитектор Г. Х. Паульсен. В 1760-х годах он работал учеником архитектора Юрия Матвеевича Фельтена , с которым вероятно состоял в родстве (Фельтен был женат на Анне Паульсен).

15 мая 1773 года у вдовы и сына Паульсена участок купил архитектор Ю. М. Фельтен. Вместо деревянного дома в 1777 году он построил здесь трёхэтажный каменный особняк с флигелями, обрамляющими двор-курдонер. Главный фасад здания был снабжён портиком-лоджией. Семья Фельтена жила здесь до 1784 года, когда зодчий, ставший директором Академии художеств, переехал на служебную академическую квартиру. Свой особняк он продал за 500 000 рублей.

Следующими владельцами усадьбы были Неплюевы, Нарышкины, норвежский предприниматель Ф. Бух. В начале XIX века участок был выкуплен казной. О времени покупки участка казной у краеведов существуют разные мнения. В книге "Дворцовая площадь" историк Бузинов называет временем смены владельца 1808 год, тогда как краевед Б. М. Кириков в книге "Улица Большая Конюшенная" - 1810 год. Г. Зуев в книге "Течёт река Мойка" называет 1806 год временем покупки особняка в казну, а 1808 - время передачи его Александром I для нужд Придворной певческой капеллы. В любом случае, сразу после этого начались работы по реконструкции здания под руководством архитектора Л. Руска . В 1830-х годах Л. И. Шарлеманем к основному зданию был пристроен концертный зал. Боковые флигели были надстроены в 1834 году по проекту П. Л. Виллерса. К этому времени участок был застроен каменными зданиями и со стороны Большой Конюшенной улицы. Двор занимал обширный сад.

С 1796 года до своей смерти в 1825 году капеллу возглавлял Дмитрий Степанович Бортнянский. Жил он неподалёку, в доме №9 на Миллионной улице . В эти же годы в капелле служил певчим полковник Андрей Фёдорович Петров. Женат он был на Ксении Григорьевне, которую оставил вдовой, когда ей было 26 лет. С этого началась история одной из покровительниц Петербурга святой Ксении Блаженной.

После Бортнянского Придворной певческой капеллой управлял Фёдор Петрович Львов (двоюродный брат архитектора Н. А. Львова). В 1837 году его сменил сын Алексей Фёдорович Львов, автор музыки к гимну "Боже, царя храни". В 1837-1839 годах капельмейстером здесь служил композитор М. И. Глинка. В это время он жил здесь в одном из флигелей со стороны Мойки. Позже руководителями и преподавателями в капелле были М. А. Балакирев, А. К. Лядов, А. С. Аренский и Н. А. Римский-Корсаков.

В 1887-1889 годах проходила реконструкция всего комплекса зданий капеллы. Свои проекты на эту работу представляли архитекторы Н. В. Султанов, В. А. Шретер , Л. Н. Бенуа . Принят был проект последнего, который сохранил П-образный фасад главного здания. По проекту Бенуа перед главным входом была установлена ограда, к концертному залу пристроен царский павильон, изменена отделка фасадов. Их художественное оформление выполнили лепщик И. П. Дылев и слесарный мастер Е. А. Веберг. В центральной части фасада помещены памятные доски с именами музыкантов, чья деятельность была связана с капеллой. В концертном зале был размещён орган из Голландской церкви . Внутренняя территория участка была застроена жилыми домами. Архитектор вспоминал:

"Дворовые фасады боковых флигелей, по-моему, вышли хорошо, фасад же концертного зала - несколько куцый. Парапеты получились какими-то программно академическими. Царский павильон недурен, но сложен. Внутри, особенно вестибюль и лестница - удались. Я считаю, что они, а также круглое фойе - из удачных моих отделок" [Цит. по: 2, с. 156].

Тогда же Бенуа был возведён дом №11 по Большой Конюшенной улице. В нём жили певчие и преподаватели капеллы. Среди них был и помощник управляющего Сергей Михайлович Ляпунов (композитор, диржёр, биограф М. А. Балакирева). В 1889-1893 годах здесь жил композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, исполняющий тогда обязанности помощника управляющего капеллой. Семья Николая Андреевича композитора отмечала новоселье в квартире №66 на третьем этаже осенью 1889 года. У него в гостях часто бывали А. К. Глазунов, А. К. Лядов, П. И. Чайковский, В. В. Стасов.

На парадном фасаде Придворной певческой капеллы в 1892 году была укреплена памятная доска с фамилиями известных музыкантов. В 1890-х годах помещения дома №11 занимали редакции журналов "Зодчий" и "Неделя строителя". В начале ХХ века смотрителями домов капеллы были гражданские инженеры В. В. Чаплин, Б. Ф. Гуслистый, архитектор-художник А. С. Пронин. Все они жили в доме №11 по Большой Конюшенной улице.

В феврале 1918 года бывшая Придворная певческая капелла перешла в руки новой советской власти. Вместо обычных 3-4 выступлений в год тогда она дала около 50 концертов. Концертный зал капеллы часто использовался для проведения литературных вечеров. В 1920-х годах здесь читали свои произведения В. Маяковский, С. Есенин, К. Чуковский, О. Мандельштам и другие. Мандельштам выступал в зале Ленинградской хоровой капеллы после возвращения из ссылки в марте 1933 года.

Во время блокады Ленинграда здание капеллы сильно пострадало от бомбёжек. При реставрации здания в 1947 году был разобран царский павильон.

Незадолго до смерти в послевоенные годы здесь выступил Александр Николаевич Вертинский. Руководителями капеллы в советский период были М. Г. Климов, А. В. Свешников, Г. А. Дмириевский. С 1974 года её возглавляет В. А. Чернушенко.

Дворы между домом №11 по Большой Конюшенной улице и домом №20 по набережной Мойки давно служили пешеходным маршрутом. В 1999-2000 годах согласно программе "Дворы Капеллы" по проекту К. А. Шарлыгиной и А. Б. Петрова была проведена полная реконструкция дворовой территории. Пешеходная зона получила художественное оформление, воссоздан царский павильон. Во дворе со стороны улицы открыто летнее кафе.

История Придворной Певческой Капеллы и ее роль в музыкальном образовании России

Абашкина Ирина Игоревна, учитель музыки, лицей №623 им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург

С приходом к власти Петра Iи основанием им новой столицы российского государства Санкт-Петербурга в 1703 году центр музыкального образования переносится из Москвы на берега Невы. В 1713 году Петром был организован Придворный хор, в состав которого входили Государевы певчие дьяки. Хор Государевых певчих дьяков был личным хором русских царей, он участвовал в различных дворцовых церемониях и находился в Москве в резиденции русских государей. Петр переименовывает хор в Придворных певчих и переводит его в новую столицу. Будучи большим любителем церковного пения, он уделяет серьезное внимание своей капелле. Как пишет Локшин: «Многие певцы хора, обратившие на себя внимание качеством своих голосов, выходили в «знатные люди».

После смерти Петра значение Придворного хора возрастало, и 21 сентября 1738 года императрица Анна Иоанновна издала указ об организации в городе Глухове школы для подготовки певчих для Придворного хора. Вот как характеризовал значение школы генерал-аншеф Яков Кейт в своем донесении: «набирать со всей Малой России из церковников, также из казачьих и мещанских детей и прочих и содержать всегда в той школе до 20 человек, выбирая, чтобы самые лучшие голоса были, и велеть их регенту обучить киевскому и партесному пению, и которые пению обучены будут, из тех по вся году лучших присылать ко двору Е.И.В. человек по 10, на то место паки вновь набирать».

Такая же школа по указу Анны Иоанновны 1740 года была организована в Санкт-Петербурге. Указ гласит следующее: «повелеваем отныне впредь для придворной капеллы содержать при дворе нашем из малолетних малороссийского народа людей обученных нотного пения до двадцати человек, которых в удовольствие придворной копеллии на разных приличных той копеллии инструментах обучать».

К моменту восшествия на престол Екатерины IIхор Придворной Певческой капеллы насчитывал около 100 человек - 48 взрослых и 52 мальчика. Будучи поклонницей итальянского музыкального стиля императрица поручает надзор за капеллой итальянскому капельмейстеру Бальдазаре Галуппи, а директором капеллы в 1763 году становится Марк Федорович Полторацкий, заведующий школой в городе Глухове. В этот период капелла достигает высокого певческого мастерства. Однако, своими наивысшими достижениями она обязана деятельности замечательного русского музыканта, композитора и педагога Д.С. Бортнянского - выпускника глуховской школы. После обучения в Италии Бортнянский возвращается в Россию, и в 1769 назначается управляющим капеллой. Получив должность руководителя капеллы, Бортнянский проводит ряд прогрессивных мер, которые повышает профессиональные качества хора. В частности, он добивается отмены участия хора в оперных спектаклях, а также заботится о повышении материального уровня певцов. Известно большое количество отзывов современников Бортнянского, характеризующих его как замечательного педагога. Так, известный русский композитор Варламов - ученик Бортнянского пишет о нем следующее: «Семидесятилетний старичок возьмет фальцетом, и так нежно, с такою душою, что остановишься от удивления». А С.В. Смоленский характеризует хор капеллы под управлением Бортнянского следующим образом: «Хор…был приучен петь звучно, с тщательными оттенками и с отличным произношением слов. Крик и вычурные эффекты были совершенно изгнаны из исполнения капеллы, ставшей оттого петь умно и просто… Капелла стала руководительницей русского пения».

Помимо руководства хором Придворной Певческой капеллы Бортнянский работал и с другими хоровыми коллективами. В этой связи известны хор Сухопутного кадетского корпуса, Смольного института, хор графа А.К.Разумовского.

После смерти Д.С.Бортнянского в 1825году директором Придворной Певческой Капеллы становится Ф.П.Львов, который во многом продолжил традиции обучения певчих, заложенные Бортнянским. О том, что в это время мастерство певчих оставалось на достаточно высоком уровне, свидетельствуют донесения капитана 2-го ранга прусского гвардейского полка Эйнбека, хорошо знавшего хоровое дело, направленного прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III. Прусский король был восхищен звучанием хора капеллы и хотел по ее образцу создать хор берлинского протестантского собора (Dom-Chor). В своих донесениях Эйнбек пишет о том, что малолетние певчие получают достаточно серьезное образование. Они обучаются не только музыке, но и проходили общеобразовательные предметы, что позволяло им в случае потери голоса перейти на гражданскую службу или на военную в чине офицера.

Однако со временем, этот уровень значительно снижается. Вот, что пишет Ф.П.Львов в своем письме Николаю I: «Нет достаточных средств к приличному обучению малолетних певчих. Дети обучаются только пению, не получая никакого образования».

В 1836 году на должность директора капеллы назначается А.Ф.Львов. А в 1837 году руководителем хора капеллы становится М.И.Глинка. Несмотря на достаточно непродолжительный срок деятельности на этом посту Глинка старается изменить к лучшему существующую систему обучения. В своих записках он пишет следующее: «Я взялся учить их музыке, т.е. чтению нот, и исправить интонацию, по-русски - выверить голоса…Когда в первый раз явился я для преподавания с мелом в руке, мало нашлось охотников; большая часть больших певчих стояла поодаль с видом недоверчивым, и даже некоторые из них усмехались. Я, не обращая на то внимания, принялся за дело так усердно и скажу, даже ловко, что после нескольких уроков все почти большие певчие, даже и такие, у которых были частные и казенные уроки, приходили ко мне на лекции». В 1838 году Глинка отправляется на Украину для набора детей в хор капеллы. Также в период его деятельности на должности руководителя хора в капелле были организованы инструментальные классы. Однако обстановка, сложившаяся к этому времени в капелле не позволила Глинке максимально проявить свои педагогические идеи, что и стало причиной его ухода из этого заведения в 1838 году.

На смену Львову в 1861 году на должность директора Придворной Певческой Капеллы приходит Бахметев, его деятельность не имела какого-либо серьезного значения для развития этого заведения. Наоборот, при Бахметеве в капелле были закрыты инструментальные классы. В этот период капелла постепенно теряет прежний статус передового учебного заведения, так как ее значение ослабевает перед активно возрождающимся Синодальным хором и училищем в Москве. Лишь с приходом на пост директора капеллы в 1883 году графа С.Д. Шереметева, а на должность управляющего капеллой замечательного музыканта М.А.Балакирева эта ситуация несколько изменяется. Важные преобразования в учебном процессе капеллы были связаны также с деятельностью Н.А.Римского-Корсакова, которого Балакирев приглашает помощником управляющего капеллой. Вот как характеризует Римский-Корсаков состояние обучения в капелле на момент своего прихода: «Безграмотных… мальчиков забитых и невоспитанных, кое-как обучаемых скрипке, виолончели или фортепиано, при спадении с голоса большею частью постигала печальная участь…Из них выходили писцы, прислуга, провинциальные певчие, а в лучших случаях невежественные регенты или мелкие чиновники… Весь строй учебного дела как по инструментальному классу, так и по регентской специальности, установленный автором «Боже, царя храни», никуда не годился. Надо было все переделать или, лучше сказать, создать новое». Так, в капелле реформируется инструментальный класс, создается оркестровый класс, а также принимается новая программа обучения регентов. Руководители капеллы наряду со специальными предметами делают акцент на повышение общего уровня учащихся.

Однако, в 1893 году Римский-Корсаков оставляет капеллу, а вслед за ним - в 1895 году из капеллы уходит и М.А.Балакирев. На должность Балакирева заступает композитор А.С.Аренский, который не оставил какого-либо серьезного следа в деятельности этого заведения. В 1901 году в капеллу по личному настоянию императора Николая Iприходит С.В.Смоленский. Но его взгляды на церковное пение, активно развивавшиеся в Синодальном хоре и училище, не встретили поддержки в стенах Придворной Певческой Капеллы. И, как пишет Гарднер: «Его энергия и его воззрения на церковное пение, так ярко выявившиеся в стилистическом направлении московского Синодального хора и Синодального Училища разбились о твердую, установившуюся и ставшую господствующей музыкальную традицию Придворной певческой капеллы с ее равнением церковного пения на общеевропейскую музыку» .

Через два года Смоленский подает в отставку. Однако, несмотря на серьезные изменения в руководстве капеллы, она вплоть до революции остается крупнейшим учебным заведением в России, а также ее хор является одним из лучших. В 1917 году Придворная Певческая Капелла утрачивает свой статус духовного заведения, а в 1922году она переименовывается в Государственную Академическую капеллу имени М.И.Глинки.

Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта Зуев Георгий Иванович

Императорская придворная певческая капелла

Один из наиболее протяженных сквозных участков между Мойкой и Большой Конюшенной улицей с четырьмя проходными дворами выходит к излучине старого водоема к Певческому мосту. В этой точке русло реки Мьи располагалось на самом значительном расстоянии от улицы, получившей позднее наименование Большой Конюшенной.

История этого участка оказалась довольно сложной и интересной. По своей форме земельный надел не являлся исключением из ряда последующих участков, расположенных в промежутке от бывшей площади Гвардейского штаба до Невского проспекта. Он оказался не только клиновидным, но и весьма нешироким. Своей наиболее узкой оконечностью участок выходит на нынешнюю Большую Конюшенную улицу. Его история начинается с 20-х годов XVIII столетия. Вначале на участке по указу Петра I возвели два небольших глинобитных строения для командующего отрядом боевых кораблей Балтийского флота вице-адмирала Змаевича, несколько позже здесь в деревянном доме на каменном полуподвале расположился прибывший по приглашению русского царя английский предприниматель Д. Гарнер.

Возведенная на трон Верховным тайным советом племянница Петра I императрица Анна Иоанновна в 1730-х годах выделила этот земельный участок для строительства усадебного дома своему любимому штаб-лекарю из немцев Христиану Паульсену. Двухэтажный деревянный дом придворного хирурга построили в глубине разбитого садовниками аптекарского огорода и парадного двора, выходящего к персональной пристани царского эскулапа на реке Мье, набережные которой в то время еще не были надлежащим образом обустроены. Их тогда лишь успели укрепить деревянными щитами. За особняком обустроили сад с огородом и возвели одноэтажные хозяйственные флигели у границы с Большой Конюшенной улицей.

После смерти штаб-лекаря Христиана Паульсена участки земли «мерою с лица по Мьи реке 31 сажень с аршином» вкупе с обветшалыми строениями у вдовы и сына покойного придворного врача 15 мая 1773 года приобрел известный столичный архитектор Юрий Матвеевич Фельтен, представитель раннего классицизма и один из учеников мэтра столичного зодчества Варфоломея Варфоломеевича Растрелли – придворного архитектора трех российских императриц.

Ю.М. Фельтен

Творческая биография нового владельца приобретенного усадебного участка, как, впрочем, и его талантливого ученика зодчего Х.-Г. Паульсена (сына штаб-лекаря Анны Иоанновны), тесно связана со строительством Центрального района Северной столицы. Приобретя участок на Мойке, Юрий Матвеевич по собственному проекту вместо старого деревянного ветхого здания возвел в 1777 году прекрасный трехэтажный каменный дом с двумя представительными флигелями. Строения тогда выгодно отличались по своему внешнему виду от окружающей застройки. Предметом восхищения и зависти соседей являлся парадный двор усадебного дома талантливого зодчего, обрамленный величественным корпусом жилого особняка владельца и нарядными фасадами боковых флигелей.

В собственном доме Ю.М. Фельтен счастливо прожил около двенадцати лет. Эти годы стали периодом расцвета таланта знаменитого архитектора.

Академией художеств Юрий Матвеевич назначается ответственным за «архитектурный прожект для статуи конной Петра Великого». Ему же поручаются проектирование и авторский надзор за строительством Нового Эрмитажа, организация работ по отделке набережной Невы, строительство здания Ломбарда на Марсовом поле, перестроенного позже архитектором В.П. Стасовым под Павловские казармы. Зодчий Фельтен отвечал за работы по изготовлению и установке знаменитой ограды Летнего сада. Ему также пришлось в 1776 году достраивать здание Академии художеств, директором которой зодчий назначается в 1784 году. В связи с этой новой профессиональной деятельностью Юрию Матвеевичу пришлось перебраться в благоустроенные директорские апартаменты – казенную квартиру на Васильевском острове, а свой особняк на Мойке в августе 1784 года продать за пятьсот тысяч рублей. Правда, у новых владельцев участок вместе с его прекрасной застройкой в 1806 году выкупила казна.

Набережная Мойки, 20. Здание Придворной певческой капеллы

Последим владельцем этого участка оказался норвежский предприниматель Ф. Бух, основавший в российской столице солидное предприятие – фабрику золотых и серебряных изделий.

Указом Александра I выкупленный участок со всеми находящимися на нем постройками в 1808 году передали Придворной певческой капелле. На работы по приспособлению приобретенных зданий к размещению в них певческого придворного учреждения, входящего в пятерку основных центров музыкальной культуры России, выделили необходимые средства.

Латинское слово «капелла» (в переводе – часовня) в Средние века в Европе относилось обычно к небольшой часовне при храме. В ней размещался хор, певший без сопровождения музыки, породивший тогда среди музыкантов-профессионалов из стран Европы определение «пение а капелла». Кстати, в XVIII столетии именно этим термином в нотах, программах концертов и на афишах называли музыкантов, служивших при императорских дворах.

Свое происхождение Придворная певческая капелла ведет от исконно русского хора, существовавшего еще во второй половине XV столетия. Тогда замечательный хоровой коллектив официально именовался «Государевы певчие дьяки». Он пел во время праздничных и особых богослужений, выступал на светских пирах. Хор всегда сопровождал царя Ивана Грозного во время его военных походов.

По распоряжению царя Петра I в 1713 году Хор государевых певчих перевели из Москвы в новую столицу. Вместе с военным оркестром певчие регулярно участвовали в официальных государственных торжествах, исполняя в честь петровских побед и иных важных российских событий тех лет так называемые хоровые «приветственные» канты. Этот хоровой жанр родился в Северной столице в период царствования Петра Великого. В репертуаре Хора государевых певчих кроме «приветственных» и «хвалебных» («канонических») кантов появились уникальные религиозные, любовные, шуточные и даже сатирические канты. В музыке подобных произведений отчетливо слышались мелодии русских народных песен. Сам император Петр I неоднократно выступал в составе своего любимого государева хора, исполняя басовые партии в полном соответствии с нотной партитурой музыкального произведения. В 1717 году Хор государевой русской капеллы выезжал со свитой Петра Великого в Польшу, Германию, Голландию и Францию, покоряя своим искусством зарубежных знатоков пения.

Государь постоянно заботился о пополнении хора новыми «лучшими» певческими голосами и обязывал своих подданных посещать концерты Певческой капеллы в доме тайного советника Бассевича.

Преемники Петра I продолжали дело своего предшественника в подборе для Императорского придворного хора (позднее для Придворной капеллы) талантливых певцов, среди которых нередко оказывались представители самых различных сословных категорий, в том числе даже офицеры императорской гвардии.

Официальное название «Императорская придворная певческая капелла» хор получил в 1763 году на основании указа императрицы Екатерины II. Постепенно деятельность Певческой капеллы расширялась и выходила за пределы репертуара придворного учреждения. Ее выступления становились доступными для более широкой публики, а сама она прочно вошла в перечень знаменитых центров российской музыкальной культуры.

Первый руководитель и хормейстер придворной певческой капеллы Д.С. Бортнянский

Значительный вклад в развитие отечественного профессионального хорового искусства внес талантливый русский композитор и мастер хорового пения а капелла, хормейстер Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825). Он 30 лет возглавлял Певческую капеллу. Дмитрий Степанович стал практически первым русским профессиональным композитором, написавшим многие произведения многоголосых концертов для пения а капелла, автором замечательных отечественных опер, камерно-инструментальных произведений. Его изумительная мелодия «Коль славен наш Господь» многие годы вызванивалась знаменитыми курантами Петропавловского собора.

Д.С. Бортнянский как руководитель Придворной певческой капеллы по своей инициативе организовал при ней специальное отделение по подготовке церковных регентов и специалистов-консультантов, редактирующих произведения церковной музыки. Он успешно наладил работу Придворного церковного хора.

Дмитрий Степанович Бортнянский регулярно присутствовал на всех службах в соборе Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце. И каждый раз под сводами этого храма блистательно звучали голоса его подопечных – придворных певчих, глубоко почитающих и уважающих своего мэтра.

Именно они, его воспитанники, по просьбе Дмитрия Степановича Бортнянского пришли 28 сентября 1825 года к нему на Миллионную улицу в дом № 9 и пропели для своего учителя «Всякую прискорбиа еси душе моя». Под звучание хора, исполнившего последнюю волю композитора, Дмитрий Степанович тихо ушел из жизни.

На приобретенном в 1808 году для Придворной певческой капеллы новом участке произвели переделку особняка, возведенного ранее зодчим Ю.М. Фельтеном. Автором проекта перестройки здания стал архитектор Ф.И. Руска.

Л.Н. Бенуа

В 1822 году архитектор гофинтендантской конторы Л.И. Шарлемань разработал оригинальный проект перестройки корпусов Певческой капеллы на набережной Мойки, 20. Тогда же по его проекту к трехэтажному особняку пристроили вместительный концертный зал, декорированный пилястрами, лепными медальонами и живописными панно. В нем придворные певчие теперь устраивали для широкой столичной публики благотворительные концерты, пользующиеся огромным успехом у жителей города.

В 1834 году архитектор П.Л. Виллерс надстроил каменные боковые флигели Певческой капеллы дополнительными этажами. Однако самые значительные изменения в облике и внутренней структуре помещений Императорской придворной певческой капеллы на набережной Мойки, 20, произошли во второй половине XIX столетия. В 1887–1889 годах это сделал архитектор Леонтий Николаевич Бенуа.

Стройка была одной из первых крупных работ будущего знаменитого петербургского зодчего и ведущего профессора Академии художеств. Он сумел почти заново создать комплекс зданий Придворной певческой капеллы, возведенных по его проекту в стиле Людовика XVI, и одновременно почти полностью изменить отделку ее интерьеров. Зодчий практически не изменил объемы главного здания, но при этом удачно возвел изящную чугунную решетку, отделяющую парадный курдонер капеллы от улицы и с помощью лепщика И.К. Дылева оригинально украсил здание изысканными рельефными тематическими композициями музицирующих детей. На парадном фасаде Придворной певческой капеллы в 1892 году укрепили мемориальные доски с именами известных музыкантов.

Внутреннюю территорию Певческой капеллы от Мойки до Большой Конюшенной Л.Н. Бенуа застроил жилыми корпусами и привел в идеальный порядок облик сквозных проходов и внутренних дворов.

В хор Придворной певческой капеллы отбирались лучшие голоса со всех губерний Российской империи. Он всегда славился красотой и стройностью своего звучания, вызывая восхищение соотечественников и иностранцев. Певчие поступали в капеллу в детском возрасте. Они жили здесь, получая классическое музыкальное образование и хорошую общую подготовку. В XXI столетии завершили обширный объем капитального ремонта всего комплекса, вновь привели в образцовый порядок «сквозные» дворы Певческой капеллы от Мойки до Большой Конюшенной. Сегодня все здания здесь выглядят прекрасно.

Как и раньше, узкую западную границу участка Придворной певческой капеллы замыкает четырехэтажный дом № 11 по Большой Конюшенной улице, украшенный броской рустовкой, столь характерной для стиля Л.Н. Бенуа. Рустовка скромно дополнена фигурными наличниками и рельефными гирляндами. Дом в 1890-х годах предназначался для квартир певчих и преподавателей капеллы. В нем длительное время жил помощник управляющего Придворной певческой капеллы композитор, пианист, дирижер и биограф М.А. Балакирева – С.М. Ляпунов. Сергей Михайлович в своем фортепьянном творчестве и исполнительском искусстве развивал виртуозный стиль М.А. Балакирева. С 1910 года он состоял профессором Петербургской, а затем Петроградской консерватории.

Небезынтересно узнать, как иногда проходили назначения на руководящие должности в капелле в середине XIX века.

Успех оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» принес ее автору известность. Опера понравилась семейству императора Николая Павловича, и тот неожиданно для композитора сделал ему довольно лестное предложение. Встретив Михаила Ивановича за кулисами Большого театра во время представления его оперы в декабре 1836 года, царь предложил ему: «Глинка, я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны по всей Европе и, следовательно, стоят, чтобы ты занялся ими». М.И. Глинку назначили в Придворную капеллу, но не руководителем, поскольку его звание титулярного советника не соответствовало столь высокой сановной должности. Управляющим капеллы царь тогда назначил флигель-адъютанта А.Ф. Львова.

Князь А.Ф. Львов

После смерти Д.Я. Бортнянского Придворной певческой капеллой управлял Федор Петрович Львов, двоюродный брат известного столичного архитектора Н.А. Львова. В 1837 году пост управляющего Придворной певческой капеллы занял его сын – Алексей Федорович Львов, известный как автор музыки российского гимна «Боже, царя храни».

Незаслуженно забыты его заслуги в развитии русского национального искусства и культуры. Талантливый скрипач и искусный композитор, автор многих замечательных теоретических работ, он в 1850 году основал Санкт-Петербургское концертное общество и прекрасно руководил Придворной певческой капеллой. Его фамилия значится на памятной доске, укрепленной на главном фасаде здания Капеллы.

Еще задолго до прихода в Певческую капеллу у М.И. Глинки сложились прохладные отношения с этим музыкально одаренным человеком. Зная об этом, придворные сановники скрыли имя истинного претендента на пост управляющего капеллой (А.Ф. Львова), а при встречах с известными композиторами таинственно намекали им о возможности занятия этого места близким приятелем М.И. Глинки графом Михаил Юрьевичем Виельгорским – человеком необыкновенным во всех отношениях.

По мнению его зятя – В.А. Соллогуба, «Михаил Юрьевич являлся личностью разносторонних талантов и увлечений: философ, критик, лингвист, медик, теолог и герметик, почетный член всех масонских лож, душа всех обществ, семьянин, эпикуреец, царедворец, сановник, артист, музыкант, товарищ, судья, человек – образец искренних нежных чувств и самого игривого ума, живая энциклопедия и источник глубоких познаний».

М.И. Глинка

Слух о назначении М.Ю. Виельгорского дошел до Михаила Ивановича Глинки. В своих записках композитор отмечал, что приятное известие его очень обрадовало. Он полагал, что директор не будет вмешиваться в его дела, и даже сообщил матери, что «ему поручена музыкальная часть в „Певческом корпусе“».

Однако его надежды в одночасье рассыпались в прах, когда Глинка узнал, что указом Николая I директором капеллы «высочайше повелено» было назначить флигель-адъютанта А.Ф. Львова. Титулярному же советнику М.И. Глинке вверялась «музыкальная часть», а жалованье ему положили наравне с инспектором капеллы чиновником Беликовым. Однако идти на попятную было уже невозможно. «Судьба подшутила надо мною», – писал Михаил Иванович матери после официального царского указа от 1 января 1837 года, утверждавшего композитора в должности руководителя музыкальной частью Придворной певческой капеллы.

Ранней весной 1837 года Глинка с женой и тещей переехали на казенную квартиру в один из корпусов капеллы со стороны Мойки. Композитор серьезно занялся певчими, добиваясь от них высокой культуры исполнения и прививая им музыкальные знания. И за два года достиг ощутимых результатов. Он специально выезжал несколько раз на Украину, славившуюся хорошими голосами, для набора мальчиков-певчих.

Тяжелейшее положение и раздоры в семье – измена супруги и постоянные козни тещи, заставили М.И. Глинку разорвать ненавистный брак и в 1839 году подать прошение об отставке из капеллы.

К этому решению Михаила Ивановича принудила обстановка в капелле и натянутые отношения с А.Ф. Львовым, а также недовольство Николая I недостатками в работе музыкальной службы. Претензии, естественно, высказывались управляющему, а тот доводил их до М.И. Глинки: «Государь император изволил быть совершенно недоволен пением, бывших сего числа… при утреннем служении, и высочайше повелел сделать о том строгое замечание кому следует… прошу ваше благородие, призвав к себе управляющего, сделать ему от меня строгое замечание и объявить, что будет впредь что-нибудь подобное случится, в таком случае я найдусь необходимым принять строгие меры». Обстановка в капелле не только раздражала, но и мешала композиторской работе М.И. Глинки.

Н.А. Римский-Корсаков

После его ухода руководителями и педагогами Придворной певческой капеллы были композиторы М.А. Балакирев, А.К. Лядов, А.С. Аренский и Н.А. Римский-Корсаков.

Весной 1883 года Николай Андреевич Римский-Корсаков приступил к работе в Императорской придворной певческой капелле. О предложении работать в ней ему еще в 1881 году писал М.А. Балакирев: «Ожидаю Вашего ответа насчет капеллы. Я, во всяком случае, отказываюсь от этого дела, и потому жаль будет, если и Вы откажетесь, потому что дело перейдет в чужие и, вероятно, невежественные руки, а Вы, помимо художественных соображений, упустите прочно устроиться. Ваше же морское капельмейстерство при нынешних условиях мне представляется весьма непрочным…» Балакирев собирался уходить из капеллы, но произошло по-иному. Балакирева назначили управляющим Придворной певческой капеллой, а Римского-Корсакова – его помощником по музыкальной части.

К 1881 году Придворная певческая капелла стала уважаемой и солидной музыкальной организацией – своеобразным центром музыкального искусства высокого уровня. Капелла систематически выступала в концертах Филармонического и Концертного обществ. Известный французский композитор Гектор Берлиоз искренне восхищался выступлениями хора Придворной капеллы и ставил мастерство хористов выше уровня исполнения певцов Сикстинской капеллы в Риме.

Поглощенный деятельностью в классах капеллы Римский-Корсаков признавался, что ослабил свою композиторскую деятельность, но он хотел выработать здесь оптимальную систему преподавания, полезную капелле и одаренным ученикам. Ему удалось написать и даже издать учебник, один экземпляр которого Николай Андреевич подарил П.И. Чайковскому, с просьбой высказать мнение о нем.

Петр Ильич, несмотря на резкость своего отзыва, высоко оценил педагогические качества Римского-Корсакова. Учебник Николая Андреевича впоследствии многократно переиздавался в России и в странах Европы. Педагогическая деятельность композитора принесла ему в конечном счете огромное удовлетворение. Его ученики становились известными композиторами и педагогами. Это прежде всего А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.А. Соколов, А.С. Аренский и М.М. Ипполитов-Иванов (по его «Практическому учебнику гармонии» и сегодня занимаются студенты).

Осенью 1889 года в жилом доме капеллы на Большой Конюшенной улице, 11, в квартире № 66, отмечала новоселье семья Н.А. Римского-Корсакова, тогда помощника управляющего капеллой. В большой удобной казенной квартире на третьем этаже с балконом у композитора и его супруги Надежды Николаевны, пианистки и композитора, часто бывали композиторы А.К. Лядов, А.К. Глазунов, П.И. Чайковский и музыкальный и художественный критик В.В. Стасов.

Приближалось 25-летие композиторской деятельности Н.А. Римского-Корсакова. Друзья решили отметить юбилей исполнением его Первой симфонии. 19 декабря 1865 года в день юбилея «спевочный» зал капеллы украсили тропическими растениями. Балакирев сам заказывал юбилейный подарок: серебряную, местами золоченую чернильницу с часами на массивном мраморном пьедестале в виде колодца в русском стиле, укрепленного на серебряной подставке с изображением партитуры его произведений и музыкальных инструментов.

На чествовании в Дворянском собрании Николаю Андреевичу вручили адрес «Золотой лист» в виде древнего свитка с текстом, написанным славянской вязью.

В конце 90-х годов XIX столетия в доме капеллы (№ 11) на Большой Конюшенной улице размещались редакции двух журналов «Зодчий» и «Неделя строительства».

Журнал «Зодчий» начал издавался с 1872 года. Его редактором в 1893–1898 годах был инженер-строитель М.Ф. Гейсслер, принимавший участие в создании комплекса Придворной певческой капеллы под руководством Л.Н. Бенуа, а позже ставший его своеобразным комендантом.

В феврале 1918 года бывшая Придворная певческая капелла на набережной Мойки «перешла в ведение советского народа». Газета «Известия» тогда с восторгом писала «о значительном расширении ее теперешней концертной деятельности. Вместо 3–4-х выступлений в год в старые времена, в 1918–1919 годах в капелле состоялось около 50 концертов». При Хоровом училище капеллы в 1937 году организовали замечательный хор мальчиков, завоевавший своими концертными выступлениями огромную популярность не только в нашей стране, но и за рубежом.

В Концертном зале капеллы регулярно устраивались литературные вечера. В 1920-х годах здесь читали свои произведения Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Корней Чуковский, Осип Мандельштам и другие.

Планируя поездки по стране, Владимир Маяковский не забывал Ленинград, который подарил ему великую радость общения со многими представителями русской культуры. Он встречался со студентами Ленинградского университета, а на вечере в Академической капелле у поэта возникла довольно смешная ситуация.

Писатель Д.С. Бабкин, вспоминая об этом, писал: «Обычно Маяковский выступал один, но тут слово перед его чтением взял Корней Чуковский. Пока Чуковский говорил с кафедры на сцене Капеллы, Маяковский за кулисами готовился к своему выступлению. Он шагал из угла в угол по закулисной площадке и бормотал стихи. Увлеченный этим, он не заметил, что пролетел уже целый час, а между тем вступительное слово Чуковского, на которое ему было отведено 15–20 минут, все еще продолжалось. Чуковский пересыпал свою речь анекдотами, рассказывал, как познакомился с молодым Маяковским в Куоккало, о быте чудаковатых обитателей этого поселка, о том, как жена Репина Нордман-Северова готовила для мужа обеды из различных трав. Критиковать поэта ему не хотелось. Он даже пытался покровительствовать Маяковскому, но прекрасно понимал, что он из тех, кому боятся покровительствовать даже самые заносчивые люди. Он продолжал болтать с трибуны всякую чепуху, пока одна из дам не выкрикнула ему из зала: „Почитайте «Муху-Цокотуху»!“ Услышав об этом, Маяковский помрачнел и передал докладчику записку: „Корней, закругляйся“, но тот, не читая текста, автоматически отложил ее в сторону и беспечно продолжал свои „веселые“ рассказы о супах из сена и бедном Илье Ефимовиче Репине, питающемся ежедневно подобной растительной пищей. Потеряв наконец терпение, Маяковский, меряя сцену своими гигантскими шагами, подошел к трибуне, на которой беззаботно ораторствовал Корней Чуковский, резким движением развернул ее и под громкий хохот и аплодисменты зрителей выкатил трибуну вместе с докладчиком за кулисы, где громко рявкнул своим басом: „Слазь! Довольно болтать!“, и выкатил освобожденную от автора „Мойдодыра“ кафедру обратно на сцену Капеллы. Перепуганный администратор, объявив выступление Владимира Маяковского, заверил любителей „романа в стихах“ – „Муха-цокотуха“, что для поэта Чуковского в Капелле будет организован специальный творческий вечер.

В этот же вечер Владимир Маяковский прочитал собравшимся в старинном концертном зале бывшей Придворной певческой капеллы свою новую поэму „Хорошо!“ Слушали все внимательно, а по завершению чтения зал дружно встал со своих мест и громко пропел „Интернационал“».

В марте 1933 года в Ленинград самовольно вернулся из ссылки поэт Осип Мандельштам, давший в родном городе два последних своих публичных выступления: первое – в Доме печати на Фонтанке, 7, и второе – в зале Ленинградской хоровой капеллы на Мойке, 20.

Концертный зал Ленинградской хоровой капеллы был набит до отказа. Молодежь теснилась в дверях, толпилась в проходах. Свидетели последнего творческого вечера поэта в Ленинграде впоследствии вспоминали: «Он стоял с закинутой головой, весь вытягиваясь, как будто налетевший вихрь сейчас оторвет его от земли. А по залу шныряли какие-то молодые люди в штатском с военной выправкой и недобрым взглядом, периодически переговариваясь друг с другом.

Мандельштам вдохновенно читал стихи об Армении, о своей творческой петербургской юности и друзьях той замечательной поры его жизни. Один из молодых людей внезапно подошел к рампе и, иронически улыбнувшись, передал на эстраду записку. Осип Эмильевич, прервав свое выступление, развернул послание и прочитал его. Сотни зрительских глаз из зала увидели, как Мандельштам побледнел. Ему предлагали высказаться о советской поэзии. Однако после некоторого периода безмолвия Мандельштам в обстановке мертвой тишины, возникшей в концертном зале, вдруг выпрямился и смело шагнул на край эстрады. В зале, с его изумительной звуковой акустикой, четко прозвучал голос опального поэта: „Чего вы ждете? Какого ответа? Я – друг моих друзей! Я – современник Ахматовой!“».

О.Э. Мандельштам

Его фразы растворились в оглушительном шквале, буре аплодисментов зрительного зала. Мандельштама неудержимо тянуло в Ленинград, родной город звал и постоянно притягивал его к себе.

Однако когда в начале 1930-х годов поэт захотел вернуться в Ленинград, то категорический отказ в его просьбе поступил не от властей (те предусмотрительно уклонились от ответа), а от собрата по перу. Секретарь союза писателей поэт Николай Тихонов отказал супругам Мандельштамам выделить комнату в Доме литераторов, а затем пришедшей к нему на прием жене поэта со вторичной просьбой о жилье и прописке для беспризорного Осипа Эмильевича заявил: «Мандельштам в Ленинграде жить не будет!»

В послевоенные годы незадолго до своей кончины в Концертном зале капеллы с огромным успехом выступил перед ленинградцами Александр Вертинский.

Его так называемые (самим автором) «песенки» в действительности являли собой замечательные миниатюрные сюжетные новеллы в стихах, переложенные на музыку. В них четко просматривалась гражданская позиция А.Н. Вертинского, не скрывавшего преемственности своего творчества с песенками Беранже. Его песни так же ироничны, эксцентричны, насмешливы и грустны.

А. Вертинский

Немногие из эмигрантов имели тогда мужество вернуться в Россию. Возвратились те, кто оказались неспособны продолжать жить на чужбине. А.Н. Вертин ский сумел вернуться. Приехав в Ленинград, с присущим ему шармом выступил в Концертном зале Певческой капеллы с последним, как оказалось предсмертным, концертом. Зал капеллы был переполнен, и ленинградцы вновь услышали своего любимого «барда» Александра Вертинского. Сколько чужих городов перевидел певец за годы эмиграции, но Петербург – Петроград, где он неоднократно бывал до 1917 года и выступал с успехом, Александр Николаевич всегда помнил и пел о нем в разных странах, завораживая восторженных слушателей ностальгически звучащими строками:

Принесла случайная молва

Милые, ненужные слова:

Летний сад, Фонтанка и Нева...

Вы, слова залетные, куда?

И вот он вернулся и снова здесь, и перед ним реальные Летний сад, Фонтанка и Нева. Как же долго ждал он этой встречи!

Концерт начался, и в капелле зазвучали замечательные песни, своеобразные микропьесы Александра Николаевича, его моноспектакли с драматическими, лирическими и даже комическими сюжетами. Звучало:

А когда засыпают березы

И поля затихают ко сну, -

О, как сладко, как больно сквозь слезы

Хоть взглянуть на родную страну!

Скитаясь по миру, Вертинский упорно добивался разрешения вернуться на родину, и он его получил. Родина простила беглеца, и в конце Великой Отечественной войны он вернулся в Россию.

В наши дни Санкт-Петербургская государственная академическая капелла им. М.И. Глинки с ее аудиториями, учебными классами и знаменитым Концертным залом по-прежнему остается уникальным певческим коллективом, продолжающим давние традиции Придворной певческой капеллы.

Здесь уместно рассказать о Ксении Блаженной, так как опосредованно (через мужа) ее судьба связана с капеллой.

В середине XVIII столетия среди певчих капеллы славился своим замечательным голосом полковник русской армии Андрей Федорович Петров, страстный любитель хорового пения и ведущий солист столичного «певческого корпуса». Выйдя в отставку, он женился на девице Ксении Григорьевне, урожденной Григорьевой. Молодые счастливо зажили в собственном доме на Петроградской стороне. Правда, семейное счастье супругов длилось сравнительно недолго – Андрей Федорович скоропостижно умирает, оставив в глубоком горе 26-летнюю вдову Ксению Григорьевну.

С этого трагического момента начинается история Петербургской Ксении Блаженной, столичной святой, жившей в XVIII – начале XIX столетия и считающейся одной из покровительниц града Петрова. Во вдовстве она прожила 45 лет, посвятив себя и свою жизнь служению Богу, скитаясь все эти годы бездомной странницей и истово молясь за людей.

После неожиданной кончины супруга Ксения раздала все нажитое в браке с Андреем Федоровичем имущество бедным людям, а особняк на Петроградской стороне подарила своей знакомой.

Надев на себя одежду покойного мужа, она стала скитаться, уверяя всех, что она вовсе не Ксения, а Андрей Федорович, превратившийся после своей кончины в нее. Ее признавали безумной с ниспосланным Господом Богом даром предвидения. Одежда супруга вскоре превратилась в лохмотья. Странствуя по столице, Ксения находила временный приют, молилась, предсказывала обывателям их судьбы. Родители всегда радовались, если Ксения целовала их детей, обычно после этого их отпрысков ожидала удача. Торговцы буквально упрашивали ее взять от них что-нибудь в подарок, позже торговля в их лавках и магазинах заметно оживлялась, а прибыль росла на глазах. По этой же причине петербургские извозчики умоляли Ксению проехать в их экипажах хотя бы несколько метров, ибо знали, что она приносила людям счастье.

Часовня Святой Ксении Петербургской на Смоленском православном кладбище

Ксения никогда не просила подаяния. В своем отрешении от реального мира она ощущала себя счастливой и приносила это чевство окружающим.

Полагают, что она скончалась в возрасте 71 года, в конце первого десятилетия XIX века. Ее похоронили на столичном Смоленском кладбище, неподалеку от церкви Смоленской Божией Матери, в строительстве которой она, по легенде, принимала участие. На могильной плите Ксении было написано: «Звалась именем „Андрей Федорович“. Кто меня знал, да помянет душу мою для спасения души своей».

Могила Ксении стала привлекать к себе множество богомольцев. В середине XIX столетия над местом ее захоронения соорудили небольшую каменную часовню, позже замененную новой, более представительной, построенной в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. Всеславина и освященной в 1902 году. Ее закрыли в 1940 году «как место сбора „суеверных элементов“». Тогда же ее наглухо забили досками, но не могли при этом закрыть дорогу к ней для тех, кто со слезами оставлял у ее стен записки-просьбы к Ксении «помочь в бедах».

В 1947 году часовню Ксении Блаженной вновь открыли, а в 1960 году в ней разместили скульптурную мастерскую. В 1985 году часовню наконец-то возвратили верующим и провели в ней капитальные ремонтно-восстановительные работы.

В 1988 году Ксению Петербургскую причислили к лику святых, но еще раньше, в 1977 году, ее канонизировала Русская православная зарубежная церковь. Ксения Блаженная наравне с Александром Невским и Иоанном Кронштадтским считается небесной покровительницей нашего многострадального города.

И сегодня на старинном петербургском Смоленском кладбище у часовни-усыпальницы Ксении Блаженной вы всегда увидите людей, пришедших к ее могиле, чтобы попросить помощи и заступничества.

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Придворная культура Ришер оставил нам отчет, причем, возможно, стенографический, об одном диспуте, который Герберт вел с ученым Отрихом в присутствии Оттона II. Речь шла о том, чтобы решить, являются ли математика и физика равными по значимости дисциплинами или вторая

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Государственная академическая Капелла Это жёлтое здание на берегу реки Мойки как бы скромно отступило от красной линии домов набережной. Словно осознавая и поэтому не желая кичиться своим местом в истории музыкальной культуры Петербурга. Государственная академическая

Из книги Главная тайна ГРУ автора Максимов Анатолий Борисович

«Красная капелла» Ярким примером совместной работы разведки госбезопасности и военной разведки стала преемственность в создании и работе в Германии с антифашистской группой «Красная капелла» (1935–1942).Начало в создании группы (выход на ее первого руководителя) положил

Из книги Советские разведчики в нацистской Германии автора Жданов Михаил Михайлович

Говорит «Красная капелла» Арвид Харнак тоже получал информацию о готовящемся нападении на Советский Союз. Уже 16 сентября 1940 года в Москву ушло донесение Кобулова: «Корсиканцу» со слов «Албанца», беседовавшего по нижеследующему вопросу с офицером верховного

Из книги Охотничье оружие. От Средних веков до двадцатого столетия автора Блэкмор Говард Л.

Из книги Людовик XIV. Слава и испытания автора Птифис Жан-Кристиан

Двор и придворная система С окончательным водворением королевского правительства в Версале исчезает та легкая, галантная, игривая, богемная и даже немного безумная атмосфера, что царила при французском дворе в шестидесятых годах XVII века, когда придворное общество

Из книги Загадки древности. Белые пятна в истории цивилизации автора Бурганский Гарий Еремеевич

"СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА" КАМЕННОГО ВЕКА Открытие палеолитических пещерных рисунков в Западной Европе в свое время стало сенсацией. Тогда, в середине XIX столетия, наидревнейшими считались древнеегипетское и кельтское искусство, а все то, что могли создать люди в более

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

"Красная капелла" (Rote Kapelle), немецкая подпольная организация движения Сопротивления, созданная с помощью советской разведки. Насчитывала около 100 членов и имела широкую агентурную сеть в Германии. Среди ее руководителей было много известных в Германии людей, в том числе

автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Искусство Древнего Мира автора Любимов Лев Дмитриевич

"Сикстинская капелла» доисторической живописи. В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра,

Из книги Крупнейшие шпионы мира автора Уайтон Чарльз

ГЛАВА 9 «КРАСНАЯ КАПЕЛЛА» Во второй половине 1937 года в Западной Европе практически не существовало каких-либо советских секретных служб. За время великих чисток 1936 года и в последующие месяцы Сталин нанес смертельный удар по сетям тайной агентуры, с таким трудом

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Придворная поэзия Царь Алексей Михайлович помимо любви к чинной красоте отличался еще и любознательностью. Увидев однажды нечто новое и интересное, он тотчас же загорался желанием иметь при своем дворе нечто подобное. Во время русско-польской войны, в 1656 году, царю, во

Из книги Поздний Рим: пять портретов автора Уколова Виктория Ивановна

Глава V. Брак Филологии и Меркурия: Марциан Капелла Влияние культуры на общественную жизнь в качестве важнейшего компонента включает воспитание человека, члена общества, и передачу социальных, моральных и интеллектуальных ценностей от поколения к поколению. Во все

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

5.1. Придворная культура Во времена, когда король Сигизмунд вступал на венгерский трон, главным центром культуры, как и при Анжуйской династии, все еще был королевский двор. В первой половине XV в. культура по-прежнему находилась под весьма сильным влиянием христианского

    - (см. Капелла имени М. И. Глинки). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Придворная Певческая Капелла - Придворная Певческая Капелла, см. Капелла имени М. И. Глинки … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    См. Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки … Большая советская энциклопедия

    См. Ленинградская академическая капелла … Музыкальная энциклопедия

    См. Санкт Петербургская академическая капелла … Энциклопедический словарь

    Капелла придворная певческая - – это хор певчих в дворцовых церквах Царского дома. Скудные сведения не дают в точности установить подробно начало и первоначальный период ее существования. Но установлено, что начало свое Кап. придв. певч. берет от государевых певчих дьяков … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА, ПРИДВОРНАЯ - См. Капелла … Музыкальный словарь Римана

    Здание Капеллы в 2004 Государственная академическая капелла Санкт Петербурга концертная организация Санкт Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр и имеющая свой… … Википедия

    Здание Капеллы в 2004 Государственная академическая капелла Санкт Петербурга концертная организация Санкт Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр и имеющая свой… … Википедия