Культура руси периода феодальной раздробленности в истории россии период с конца xii до середины xy времени церковь. Особенности развития культуры руси в период феодальной раздробленности

Культура Руси в период раздробленности

Для русской духовной культуры середины XII — XIII в. характерно становление «полицентризма» — появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI — начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на «областной» характер летописания, летописцы XII — первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной — Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы — «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств — сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена — были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме «Слова» им посвящены две пространные летописные повести).

«Слово о полку Игореве» в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей «Слова» (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати — боярству.

Основная идея «Слова» — необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, — княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор «Слова» — не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. «Нынешнее» время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью — обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма «Слова» является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор «Слова» широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка » предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы «Слово Даниила Заточника». Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. «Слово» насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая «Молением Даниила Заточника». Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции — дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой «Моления» является негативное отношение к высшей знати — боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы — «Слово о погибели Русской земли» — было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава — Юрия.

Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о «болезни» — усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору «Слова о полку Игореве», автор «Слова о погибели» обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII — начало XIII в. — время появления таких былинных сюжетов, как «Саур Леванидович», «Сухман», новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя — князь Роман Мстиславич Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII — начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси — Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

КУЛЬТУРА РУСИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

В истории России период с конца XII до середины XY века называется периодом феодальной раздробленности, межкняжеских усобиц, экономического и политического ослабления Руси. Монголо-татарское нашествие и века татарского ига (1238-1480 гг.) затормозили развитие русской культуры почти повсюду, кроме Новгорода и Пскова, которые не были должниками Золотой Орды и к тому же успешно отразили натиск западных врагов - ливонских рыцарей. В тоже время 1240 г. на русские земли вторглись шведские завоеватели, которых разгромил на реке Неве новгородский князь Александр Ярославич. Это была его первая крупная победа, за которую он получил титул «Невский». В 1242 г. он дал сражение меченосцам на льду Чудского озера. Эта битва была названа Ледовым побоищем, после которой Александр Невский торжественно вошел Новгород, ведя скованных пленников. Это время, когда Русь оказалась завоеванной, обескровленной, разоренной. Центром объединения и возрождения стала Москва. Основанная в 1147 г., она уже в 1276 г. стала центром небольшого княжества при младшем сыне Александра Невского Данииле, а в XIY - XY вв. стала центром возрождения русского государства.

В домонгольский период русский народ отличался высокой степенью грамотности, являвшейся фундаментом общей культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники XII – н. XIII вв.

С разорением Руси монголо-татарами, массовым истреблением населения, разрушения культурных центров грамотность населения и уровень культуры в целом резко упали. Надолго сохранение и развитие образования, грамотности, духовной культуры переместилось в монастыри, религиозные центры. Восстановление прежнего уровня грамотности началось со второй половины XIY века, особенно после победы русского войска под предводительством Дмитрия Донского над татаро-монголами на Куликовом поле (1380). Говоря о героической борьбе Русского народа, в этой битве, которая возвестила приближающее освобождение и вошедшая во многие исторические, культурные памятники Руси, в былины, поэмы, песни, сказания и т.п.

Предание гласит, что неподалеку от Москвы, откуда князь вел свои войска против Мамая, ему явилась икона Николая Чудотворца. И князь воскликнул: «Сия все утеша сердце мое!…» (на этом месте и основали Николо-Угрешский монастырь. До наших дней сохранились многие сооружения в монастыре: Спасо-Преображенский собор, Патриаршие палаты, уникальная Иерусалимская стена, стилизованная под иконописный город…)

Развитие литературы в XII – сер. XY вв. продолжает тесно переплетаться с подъемом устного народного творчества. Наиболее выдающимся литературным памятником отечественной культуры к XII в является «Слово о полку Игореве». Оно восхищает масштабностью мышления, образностью языка, ярко выраженным патриотизмом, тонким лиризмом. Его центральная идея – призыв единению Руси перед общим врагом. Из других литературных произведений XII – середины XY вв. можно отметить «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщину», Киевско-Печорский патерик. Все эти произведения, написанные в форме летописей, составляют нашу национальную гордость и являются неотъемлемой частью мировой средневековой культуры. Наряду с ними возникли и новые легенды, например «Сказание о граде Китеже » - городе, ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, не сдавшимися врагам. Создавалось много задушевных, грустных песен, отразивших тоску русских людей по свободе, печаль о судьбе родной земли.

Одним из литературных жанров в XIY – XY вв. были жития. Это повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей.

Талантливые церковные писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописание крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря. Особую известность приобрели «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича» и «Житие Сергия Радонежского», названного так по местечку Радонеж, недалеко от которого он основал монастырь. «Житие Дмитрия Донского», где рисуется яркий образ мужественного полководца, в нем раскрываются глубокий патриотизм и единство русского народа.

Одним из самых распространенных литературных жанров того времени были исторические повести, в которых описывались как «хождения» (путешествия), так и крупные исторические события. Выдающимся памятником русской культуры XY в явилось «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, содержащее много точных и ценных наблюдений об Индии и др. стран. Ценные географические описания других территорий представлены в «хожениях» новгородца Стефана (1348-1349) и Смолянина Игнатия (13489-1405) в Царьград, в дневнике поездки русского посольства на церковный собор в Феррару и Флоренцию (1439).

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове – городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусства отметил академик И.Э. Грабарь (1871-1960): «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы».

Результат новых исканий и традиций старого зодчества – церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). Образцы нового стиля – церковь Федора Стратилата (1360-1361) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374) церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой части Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым, в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Это Грановитая палата (1433) для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль (до XIY в. назывался детинец), который впоследствии неоднократно перестраивался.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий – суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого кремля составляла почти девять километров. Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIY в. К этому времени относится сооружение белокаменной крепости Московского Кремля.

Московский Кремль – древнейшая, центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу Москвы. В 1366-1367 гг. были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у Юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время не территории Московского кремля были построены новые храмовые и гражданские строения. Была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор. В Конце XY в. была построена Грановитая палата, которая являлась частью царского дворца, его бронным залом.

Велось строительство и в других городах – Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне – шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей.

Древнейшие сохранившиеся памятники Московского зодчества – Успенский собор в Звенигороде (ок.1400), собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиево монастыря (1422).

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и создание новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIY - XY вв. так же, как и зодчества стало естественным продолжением истории живописи домонгольского периода. Древнерусская икона – действительно создание гения, коллективного многоликого гения народной традиции. Примерно в XIY в. Иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь. Иконостас это чисто русское изображение. Византия не знала его. «Житейская» поэзия иконы сливалась воедино с поэзией сказки. В иконе много от русского сказочного фольклора, особенно это ощутимо в ранних иконах новгородской школы с их ярко-красными фонами, простыми цельными силуэтами.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к «золотому веку». Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIY в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата (1360) и церкви Успения на Волотовом поле (1352).

Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культуре этого пе­риода были достижения и успехи. Ока стала более демократичной: в куль­турную жизнь активно вовлекались новые территории, города, новые слои общества. К примеру, заказчиками культовых сооружений, монументальных росписей и драгоценных ювелирных изделий были не только князья и бояре, а и зажиточные представители городского населения, которые имели свои взгляды, вкусы, представления.

Происходили изменения в древнерусской архитектуре. Русские зодчие начали отходить от традиционных византийских архитектурных канонов и форм и под воздействием местных условий стали искать новые решения. В удельных княжествах возникли архитектурные школы, которые отличались своими особенностями. Известны киевская, черниговская и переяславская ар­хитектурные школы, которые были объединены единой стилистикой. На Ру­си стали строить меньшие по размеру храмы упрощенной конструкции. Из­менилось внутреннее и внешнее убранство храмов. Более характерной стала новая декорация фасадов: их стали украшать пилястрами, полуколоннами, аркатурными поясами и так называемым поребриком.

Рост и усиление городов - политических и культурных центров от­дельных княжеств - сопровождалось строительством большого количества культовых и гражданских строений в Киеве, Чернигове, Галиче, Переяславе и многих других городах. Некоторые т них сохранились до наших дней.

Наиболее известными из них являются: церковь Богородицы Пирогощи (1132 год) в Киеве на Подоле, Борисоглебский и Успенский собором Елецкого монастыря в Чернигове и др.

Интерьер древнерусских дворцов и храмов, как и раньше, украшали мозаикой, фресками, мозаичными полами и разнообразными изделиями при­кладного искусства. Последние использовались не только в качестве украше­ний, но часто выполняли и роль амулетов-оберегов и призваны были защи­тить своих владельцев от злых сил природы. Роль оберегов исполняли и ма­гические орнаменты, которыми украшали многие свои изделия мастера-ювелиры и ремесленники, создававшие предметы быта. В период раздроб­ленности продолжалось написание летописей. Появились новые центры ле­тописания в Чернигове, Переяславе, Холме, Владимире-Волынском. При не­которых монастырях имелись целые библиотеки, которые состояли исклю­чительно из летописей. Этими летописями пользовались последующие поко­ления летописцев, которые создавали целые летописные своды, изображая события прошлых лет с разных точек зрения, и стараясь дать этим событиям максимально объективную оценку.


Появились новые оригинальные формы исторических произведений; семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописания князей и др. К со­жалению, большая часть этих произведений не сохранилась.

Шедевром древнерусской, художественной литературы является «Слово о полку Игореве». Это произведение было написано в трудное для Руси время, когда она страдала от набегов половцев, и повествует о неудач­ном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Слово пронизано идеей объединения всех сил Руси для борьбы с врагами. На примере поражения князя Игоря автор «Слова» стремился пока­зать, к чему могут привести споры и враждебность князей.

Центром культурной жизни украинских княжеств периода раздроблен­ности, стала Галицко-Волынская земля. Так, как и везде в то время, важную роль в развитии культуры играла церковь. В монастырях создавались летопи­си. Наиболее известна Галицко-Волынская летопись, в которой освещаются события Галицкой и Волынской земель с 1201 по 1292 год. Особенностью данной летописи является ее светский характер. Автор летописи образно по­вествует о времени княжения Романа и Данилы, о жизни князей и бояр, о во­енных походах русских дружин, об их борьбе с татарами, венграми, поляка­ми и другими завоевателями.

Ярким свидетельством высокого уровня культуры была архитектура края. Там строили преимущественно из дерева, долгое время каменными строениями оставались храмы, в отдельных случаях палаты.

Храмы строили, в основном, из белого камня с использованием резных
орнаментов. Археологи установили, что в Галичи в XII веке было около 30
монументальных каменных строений, однако только небольшая их часть
изучена на сегодняшний день. Интересными архитектурными памятниками
Галицкой земли является княжеский дворец и церковь Пантелеймона в Гали­че.

Галицкое и Волынское княжества, на рубеже XII и XIII вв. слившиеся в единое Галицко-Волынское княжество, во второй половине XII в. и в XIII в., в пору упадка Киевского княжества, достигают значительного политического могущества и культурного расцвета. Княжения Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, его сыновей Даниила и Василька Романовичей и внука Владимира Васильковича связаны с наиболее славными страницами галицко-волынской истории. Но с начала XIV в. Галицко-Волынская земля политически слабеет и в половине этого же столетия она входит в состав Польско-Литовского государства.

Галицко-волынская книжность, развивавшаяся на основе киевской литературной традиции, если не количественно, то качественно стояла на значительной высоте. До нас дошел ряд списков евангельского текста, в том числе Галицкое четвероевангелие 1144 г., Добрилово евангелие 1164 г. и др., жития Нифонта и Федора Студита в выголексинском сборнике XII-XIII вв Пандекты Антиоха 1307 г. и другие рукописные книги XII- XIII вв. Князя Владимира Васильковича летописец характеризует как «великого книжника» и философа, какого не было на всей земле». В один из монастырей он пожертвовал евангелие, переписанное его рукой, а также «Соборник великий», принадлежавший его отцу. Нескольким церквам он разослал богослужебные книги, в том числе в Чернигов апракосное евангелие, писанное золотом и богато украшенное. По его инициативе были списаны полное житие Дмитрия Солунского, Кормчая книга и, вероятно, Беседы Григория Двоеслова. У него были сотрудники так же, как и он, книголюбы, занимавшиеся перепиской богослужебных и четьих книг. В числе галицко-волынских деятелей той поры должен быть упомянут митрополит Петр.

Во второй половине XIII в. в Галицко-Волынской земле был, видимо, составлен сборник (использованный в так называемом Архивском сборнике XV в. и в Виленской рукописи), в состав которого входили Толковый апокалипсис, Хронограф, заключавший в себе библейские книги, хроники Георгия Амартола и Иоанна Малалы, Александрию и Историю Иудейской войны Иосифа Флавия; далее - под заглавием «Русский летописец» - Повесть временных лет и сборник типа Изборника Святослава 1073 г.

Таким образом, Галицко-Волынская земля в XII-XIII вв. владела лучшими произведениями переводной и русской исторической литературы Киевского периода.

Книжная деятельность в Галицко-Волынской земле продолжалась, хотя и не столь интенсивно и после утраты ею политической самостоятельности.

Не может быть сомнения в том, что немало памятников литературы погибло в той беспокойной исторической обстановке, какая выпала на долю Галицко-Волынского княжества.

Летописание в Галиции началось видимо, в ХI в. судя по отдельным рассказам, вошедшим, несомненно, из Галицкой летописи в «Повесть временных лет» и в Киевскую летопись (описание ослепления князя Василька и последовавших событий 1098-1100 гг., изложенное под 1097 г.). Сохранившаяся именно в русских списках, основанная на источниках, вошедших и в русский oбиxoд Галицко- Волынская летопись XIII в. поддерживала в северо-восточной Руси традиции той дружинной поэзии, высшим достижением которой в конце XII в. было Слово о полку Игореве,

Искусство Галицко-Волынской земли XII-XIII вв. нельзя разделить гранью монгольского завоевания на две половины. Более высокая военная подготовка галицких вооруженных сил, крепкие оборонительные стены городских центров затруднили быстроту татарского завоевания, а последующая международная политика Даниила Галицкого смягчила тяготы татарского ига и обеспечила почти нормальное течение общественной жизни, а вместе с ней и развитие искусства. Здесь, как и в Новгороде, избегнувшем непосредственного разгрома земли монгольскими полчищами, роковые 1238-1240 гг. не прервали культурного развития.

Своими истоками искусство Галицко-Волынской Руси связано с общей для всех с древнерусских княжеств сокровищницей художественной культуры - искусством Киевской земли. Судить о галицко-волынском искусстве мы можем лишь по памятникам зодчества, которые к тому же плохо изучены и представлены почти исключительно археологически вскрытыми развалинами храмов.

В киевском зодчестве XI-XII вв. было положено начало решению ряда новых задач - городского собора удельной столицы, дворцового княжеского храма и ансамбля княжеской или вообще феодальной резиденции в целом; они были даны в соборе Киево-Печерского монастыря, в церкви Спаса на Берестове - загородном дворце Мономаха, а затем много раз повторившиеся с различными модификациями, как в строительстве самого Киева, так и других феодальных центров XII в.; Галич и Владимир-Волынский были в их числе.

Весьма существенно отметить черты своеобразия, отличающие архитектуру Волыни и Галичины. Памятники Владимира-Волынского - Мстиславов Успенский собор (1157-1160) и находящиеся в урочище «Старая катедра» развалины храма, относящегося, по-видимому, к тому же времени, представляют исключительную близость к киево-черниговским памятникам.

Волынь в искусстве, как и в литературе, была прямой наследницей Киевской земли и довольно ревностно следовала ее традициям.

Искусство Галича шло несколько иным путем и более критично воспринимало художественное наследие и канонические образцы. Своеобразию галицкого зодчества способствовало само международное положение Галича, облегчавшее непосредственную связь с Западной Европой и прямое воздействие западной художественной культуры. Обилие естественного строительного камня позволило заменить им обычный кирпич и обогатило возможности декоративной обработки зданий - резьбой, игрой различных тонов облицовочного камня и пр.(Еще в середине XII в) в Галиче был создан сложный архитектурный ансамбль княжеского дворца. Рассказ летописи об обстоятельствах смерти князя Владимира Галицкого рисует нам эту постройку в виде совокупности ряда зданий: жилой части дворца, «сеней» и дворцового храма, объединенных между собою системой переходов; в основе этой композиции лежит получившая здесь значительное развитие (система богатого деревянного жилья - «хором», установившаяся еще в условиях быта княжеско-дружинных верхов Киевской Руси. Открытые раскопками фундаменты белокаменной дворцовой церкви Спаса дают типичный пример зданий этого рода. Галицкий дворец обнаруживает много общих черт с композицией Боголюбовского замка XII в.

Построенная на рубеже XII-XIII вв. церковь Пантелеймона в Галиче с ее порталами и резьбой романского характера показывает, как в галицком зодчестве переоформляется киевское наследие, как на общерусскую киево-византийскую основу ложатся романские черты, создающие своеобразный облик зодчества.

Особо пышное развитие оно получает с 40-х годов ХIII в. Этот факт нельзя не связать также и с отмеченным выше обстоятельством, что Галицко-Волынская земля была тем уголком Русской земли, где и в первые годы монгольского владычества продолжалось культурное развитие, где общественная жизнь не оборвалась. Сюда, несомненно, устремлялись все избежавшие плена и гибели культурные силы; Летопись, рассказывая о застройке Холма, рисует красочную картину заселения нового княжеского города; на зов князя «прихожаа Немце и Русь иноязычники и Ляхы идяху день и в день и уноты и мастери всяции бежэху_ис Татар, седелници и лучници и тулници и кузнице железу и меди и сребру, и бе жизнь, и наполниша дворы окрест града, поле и села».

Именно в связи с этим рассказом о многочисленности стекавшихся в Галицкую землю мастеров разнообразных профессий и сообщает Галицко-Волынская летопись о прекрасных постройках, созданных в 40-50-х годах князем Даниилом в Холме, вызвавших неподдельный восторг и удивление современников.

Особенное внимание и восхищение летописца заслужила церковь Ивана: ее своды опирались на резные четырехсторонние капители с изображением человеческих голов. «изваянных от некоего хытреца», «римские стекла», т. е. цветные витражи на окнах храма, создавали причудливое освещение его внутреннего пространства; в алтаре над престолом вздымалась на двух колоннах из целого камня прекрасная сень А киворий украшенный по лазурному фону вызолоченными звездами; пол был слит из меди и олова и блестел подобно зеркалу.

Другая постройка Холма - церковь Марии (1260) не уступала, по словам летописца, своей красотой и размерами другим храмам. Для этой церкви была изготовлена прекрасная водосвятная чаша из красного мрамора, по краям она была украшена змеиными головами. Чаша была поставлена перед главными церковными дверями, как это делалось у храмов того времени на Западе.

Эти характеристики, посвященные летописцем Холмским постройкам, раскрывают перед нами исключительно сложную и своеобразную по составу слагающих ее элементов. Облик Холмских храмов позволяет увидеть своеобразное переплетение черт, рожденных в процессе развития древнерусского зодчества XII в., с явно заимствованными приемами-романского искусства. Этими же чертами характеризуется второй половины XII в. во Владимирском княжестве; более того, отдельные подробности убранства и оформления зданий Боголюбовского замка (1158-1165) настолько поразительно повторяются столетием позже в Холме, что возникает мысль о возможности непосредственной работы у князя Даниила владимирских зодчих и резчиков, бежавших от татарской неволи, и, вместе с другими мастерами, строивших и украшавших Холмские храмы.

Для галицко-волынской культуры характерно отсутствие резко выраженного и непримиримого вероисповедного и национального отвращения от «латинского» мира, и эта ее черта способствовала также и обогащению искусства знакомством с Западом. Обращение к романскому искусству было вполне понятным для Владимира XII в. и для Галицкой Руси XIII в., так как это искусство более полно, нежели византийское, выражало идеи и вкусы феодального мира, передовыми представителями которого на Руси в XII в. были владимирские «самовластцы», а в XIII в. - галицко-волынский «король» Даниил.

С другой стороны, обращение к западной культуре было своеобразной формой утверждения своих собственных путей художественного и вообще культурного развития и отхода от традиций.

Этим объясняется также и тот знаменательный факт, что в галицко-волынском искусстве, в отличие от других княжеств, получило значительное развитие искусство ваяния, отрицавшееся православной византийской церковью в применении к религиозным сюжетам. Оно выразилось здесь не только в декоративной пластике Холмских храмов, но развилось в самостоятельную ветвь искусства, носящую даже светский характер. Летопись рассказывает об интересном изваянии, поставленном князем Даниилом вне города Холма, вероятно, на пути к нему.

То же влияние романского искусства ощущается и в галицко-волынской живописи, о которой можно судить лишь по нескольким миниатюрам.

В них прослеживаются приемы романо-готической живописи, как в отношении красочной гаммы, так и в самом построении живописного образа.

Итак, галицко-волынское искусство XIII в. является одной из наиболее ярких и значительных страниц истории древнерусского искусства. Начав свой путь вместе с литературой от общего для всей древней Руси истока - киево-византийской художественной культуры, оно обогатилось общением с искусством западных соседей. Эти привнесения были органически освоены галицкими мастерами, создавшими вполне своеобразные и высококачественные памятники искусства Галицко-Волынской Руси.

Княжество стало наследницей К. Руси, боролось за воссоединение й консолидацию земель, способствовало развитию хозяйства, городов, ре­месла, торговли, культуры; способствовало защите населения юго-запад­ных земель от физического уничтожения монголо-татарами; подняло авторитет украинских земель на международной арене, особенно в усло­виях феодальной раздробленности.

Галицко-Волынское княжество после упадка Киева продолжило на целое столетие существование государственного образования на славян­ских землях и стало главным политическим центром будущей Украины.

Слово «украинский» впервые употребляется в «Проповедях» теолога Григория еще середины XI века. Термин «Украина» упомянут в Киевской летописи в 1187 г. как синоним понятия «краша», то есть - край, род­ная земля (для сравнения: Сербия. по сербо-хорватски - Сербска Краша). С 1335 года для Галиции стало употребляться заимствованное у греков понятие «Мала Русь», позднее превратившееся в понятие «Малороссия». Однако в различные периоды оно обозначало различные регионы Украины.

Вторжения захватчиков и стихийные бедствия привели к гибели множества драгоценных произведений зодчества, живописи, прикладного искусства и литературы. Почти не сохранились и имена простых людей, создававших для светских и духовных феодалов «измечтанные разною хитростью» шедевры стенной живописи и каменной резьбы, тончайшей серебряной чеканки и монументальной архитектуры. Лишь немногие из русских мастеров упомянуты в дошедших до нас летописях.

Русский язык и культура обогащались в результате взаимодействия с культурой ряда народов. Такое взаимодействие нашло отражение в суздальском зодчестве (в котором прослеживаются связи с грузинской и армянской архитектурой), в новгородской живописи (в которой встречаются общие мотивы с армянской фресковой живописью), в народном фольклоре и литературе , где имеются многочисленные упоминания о других народах, об их культуре и быте.

Несмотря на господство богословия, по мере роста опыта, накапливаемого в производстве и развития просвещения (хотя оно затpaгивало лишь незначительную часть общества) на Руси распространялись начатки знаний в области изучения природы и истории . Заметно росла грамотность среди феодальной знати, дворянства и горожан. Развитие исторических знаний получило яркое отражение в летописании. Во всех крупных городах, от Новгорода до Холма, от Новгородка до Рязани, велись исторические хроники-летописи и составлялись летописные своды (целостные исторические произведения, представлявшие собой обработку летописных записей). До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, волынские и новгородские.

На Руси, так же как и в других странах, существовала тесная связь между развитием ремесла, прикладного народного искусства и зодчества . Поскольку в обществе господствовала религиозная идеология, лучшие образцы зодчества были связаны с церковью, бывшей к тому же богатым заказчиком. С переходом к феодальной раздробленности для памятников архитектуры стали характерны уменьшенные размеры храмов, упрощенность их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжелой главой. Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры.

В изобразительном искусстве возросло стилистическое разнообразие, причем местное народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией.

Прикладное искусство и скульптура , менее чем живопись связанные с церковными канонами, нередко отражали в своих сюжетах народные игры и пляски, сцены борьбы и т. п. Значительного подъёма достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы (убранство соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы народного творчества нашли богатое отражение в вышивке, а также в украшениях книг - заставках, концовках, заглавных буквах и т. д., где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного быта и труда.

В памятниках литературы периода феодальной раздробленности проводились идеи господствующего класса. В лучших её творениях, призывавших князей к миру и защите независимости родины, отражены и чаяния широких народных масс.

Церковная проповедническая литература, идейная направленность которой заключалась в призыве населения к повиновению властям небесным и земным, представлена произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др.

В составе летописных сводов сохранились повести о князьях (об Андрее Боголюбском, Изяславе Мстиславиче Волынском и др.), о крупных исторических событиях - о взятии крестоносцами Константинополя и т. д. В этих повестях имеется много деталей, свидетельствующих о возрастании интереса к человеческой личности, к действиям и переживаниям отдельных людей.

Величайшим памятником русской культуры XII в. является «Слово о полку Игореве».

Развитие русской культуры в XII-XIII вв. происходило в тесной связи с дальнейшим развитием русской народности.

В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.

Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культуре этого пе­риода были достижения и успехи. Ока стала более демократичной: в куль­турную жизнь активно вовлекались новые территории, города, новые слои общества. К примеру, заказчиками культовых сооружений, монументальных росписей и драгоценных ювелирных изделий были не только князья и бояре, а и зажиточные представители городского населения, которые имели свои взгляды, вкусы, представления.

Происходили изменения в древнерусской архитектуре. Русские зодчие начали отходить от традиционных византийских архитектурных канонов и форм и под воздействием местных условий стали искать новые решения. В удельных княжествах возникли архитектурные школы, которые отличались своими особенностями. Известны киевская, черниговская и переяславская ар­хитектурные школы, которые были объединены единой стилистикой. На Ру­си стали строить меньшие по размеру храмы упрощенной конструкции. Из­менилось внутреннее и внешнее убранство храмов. Более характерной стала новая декорация фасадов: их стали украшать пилястрами, полуколоннами, аркатурными поясами и так называемым поребриком.

Рост и усиление городов - политических и культурных центров от­дельных княжеств - сопровождалось строительством большого количества культовых и гражданских строений в Киеве, Чернигове, Галиче, Переяславе и многих других городах. Некоторые т них сохранились до наших дней.

Наиболее известными из них являются: церковь Богородицы Пирогощи (1132 год) в Киеве на Подоле, Борисоглебский и Успенский собором Елецкого монастыря в Чернигове и др.

Интерьер древнерусских дворцов и храмов, как и раньше, украшали мозаикой, фресками, мозаичными полами и разнообразными изделиями при­кладного искусства. Последние использовались не только в качестве украше­ний, но часто выполняли и роль амулетов-оберегов и призваны были защи­тить своих владельцев от злых сил природы. Роль оберегов исполняли и ма­гические орнаменты, которыми украшали многие свои изделия мастера-ювелиры и ремесленники, создававшие предметы быта. В период раздроб­ленности продолжалось написание летописей. Появились новые центры ле­тописания в Чернигове, Переяславе, Холме, Владимире-Волынском. При не­которых монастырях имелись целые библиотеки, которые состояли исклю­чительно из летописей. Этими летописями пользовались последующие поко­ления летописцев, которые создавали целые летописные своды, изображая события прошлых лет с разных точек зрения, и стараясь дать этим событиям максимально объективную оценку.

Появились новые оригинальные формы исторических произведений; семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописания князей и др. К со­жалению, большая часть этих произведений не сохранилась.

Шедевром древнерусской, художественной литературы является «Слово о полку Игореве». Это произведение было написано в трудное для Руси время, когда она страдала от набегов половцев, и повествует о неудач­ном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Слово пронизано идеей объединения всех сил Руси для борьбы с врагами. На примере поражения князя Игоря автор «Слова» стремился пока­зать, к чему могут привести споры и враждебность князей.

Центром культурной жизни украинских княжеств периода раздроблен­ности, стала Галицко-Волынская земля. Так, как и везде в то время, важную роль в развитии культуры играла церковь. В монастырях создавались летопи­си. Наиболее известна Галицко-Волынская летопись, в которой освещаются события Галицкой и Волынской земель с 1201 по 1292 год. Особенностью данной летописи является ее светский характер. Автор летописи образно по­вествует о времени княжения Романа и Данилы, о жизни князей и бояр, о во­енных походах русских дружин, об их борьбе с татарами, венграми, поляка­ми и другими завоевателями.

Ярким свидетельством высокого уровня культуры была архитектура края. Там строили преимущественно из дерева, долгое время каменными строениями оставались храмы, в отдельных случаях палаты.

Храмы строили, в основном, из белого камня с использованием резных
орнаментов. Археологи установили, что в Галичи в XII веке было около 30
монументальных каменных строений, однако только небольшая их часть
изучена на сегодняшний день. Интересными архитектурными памятниками
Галицкой земли является княжеский дворец и церковь Пантелеймона в Гали­че.

Галицкое и Волынское княжества, на рубеже XII и XIII вв. слившиеся в единое Галицко-Волынское княжество, во второй половине XII в. и в XIII в., в пору упадка Киевского княжества, достигают значительного политического могущества и культурного расцвета. Княжения Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, его сыновей Даниила и Василька Романовичей и внука Владимира Васильковича связаны с наиболее славными страницами галицко-волынской истории. Но с начала XIV в. Галицко-Волынская земля политически слабеет и в половине этого же столетия она входит в состав Польско-Литовского государства.

Галицко-волынская книжность, развивавшаяся на основе киевской литературной традиции, если не количественно, то качественно стояла на значительной высоте. До нас дошел ряд списков евангельского текста, в том числе Галицкое четвероевангелие 1144 г., Добрилово евангелие 1164 г. и др., жития Нифонта и Федора Студита в выголексинском сборнике XII-XIII вв Пандекты Антиоха 1307 г. и другие рукописные книги XII- XIII вв. Князя Владимира Васильковича летописец характеризует как «великого книжника» и философа, какого не было на всей земле». В один из монастырей он пожертвовал евангелие, переписанное его рукой, а также «Соборник великий», принадлежавший его отцу. Нескольким церквам он разослал богослужебные книги, в том числе в Чернигов апракосное евангелие, писанное золотом и богато украшенное. По его инициативе были списаны полное житие Дмитрия Солунского, Кормчая книга и, вероятно, Беседы Григория Двоеслова. У него были сотрудники так же, как и он, книголюбы, занимавшиеся перепиской богослужебных и четьих книг. В числе галицко-волынских деятелей той поры должен быть упомянут митрополит Петр.

Во второй половине XIII в. в Галицко-Волынской земле был, видимо, составлен сборник (использованный в так называемом Архивском сборнике XV в. и в Виленской рукописи), в состав которого входили Толковый апокалипсис, Хронограф, заключавший в себе библейские книги, хроники Георгия Амартола и Иоанна Малалы, Александрию и Историю Иудейской войны Иосифа Флавия; далее - под заглавием «Русский летописец» - Повесть временных лет и сборник типа Изборника Святослава 1073 г.

Таким образом, Галицко-Волынская земля в XII-XIII вв. владела лучшими произведениями переводной и русской исторической литературы Киевского периода.

Книжная деятельность в Галицко-Волынской земле продолжалась, хотя и не столь интенсивно и после утраты ею политической самостоятельности.

Не может быть сомнения в том, что немало памятников литературы погибло в той беспокойной исторической обстановке, какая выпала на долю Галицко-Волынского княжества.

Летописание в Галиции началось видимо, в ХI в. судя по отдельным рассказам, вошедшим, несомненно, из Галицкой летописи в «Повесть временных лет» и в Киевскую летопись (описание ослепления князя Василька и последовавших событий 1098-1100 гг., изложенное под 1097 г.). Сохранившаяся именно в русских списках, основанная на источниках, вошедших и в русский oбиxoд Галицко- Волынская летопись XIII в. поддерживала в северо-восточной Руси традиции той дружинной поэзии, высшим достижением которой в конце XII в. было Слово о полку Игореве,

Искусство Галицко-Волынской земли XII-XIII вв. нельзя разделить гранью монгольского завоевания на две половины. Более высокая военная подготовка галицких вооруженных сил, крепкие оборонительные стены городских центров затруднили быстроту татарского завоевания, а последующая международная политика Даниила Галицкого смягчила тяготы татарского ига и обеспечила почти нормальное течение общественной жизни, а вместе с ней и развитие искусства. Здесь, как и в Новгороде, избегнувшем непосредственного разгрома земли монгольскими полчищами, роковые 1238-1240 гг. не прервали культурного развития.

Своими истоками искусство Галицко-Волынской Руси связано с общей для всех с древнерусских княжеств сокровищницей художественной культуры - искусством Киевской земли. Судить о галицко-волынском искусстве мы можем лишь по памятникам зодчества, которые к тому же плохо изучены и представлены почти исключительно археологически вскрытыми развалинами храмов.

В киевском зодчестве XI-XII вв. было положено начало решению ряда новых задач - городского собора удельной столицы, дворцового княжеского храма и ансамбля княжеской или вообще феодальной резиденции в целом; они были даны в соборе Киево-Печерского монастыря, в церкви Спаса на Берестове - загородном дворце Мономаха, а затем много раз повторившиеся с различными модификациями, как в строительстве самого Киева, так и других феодальных центров XII в.; Галич и Владимир-Волынский были в их числе.

Весьма существенно отметить черты своеобразия, отличающие архитектуру Волыни и Галичины. Памятники Владимира-Волынского - Мстиславов Успенский собор (1157-1160) и находящиеся в урочище «Старая катедра» развалины храма, относящегося, по-видимому, к тому же времени, представляют исключительную близость к киево-черниговским памятникам.

Волынь в искусстве, как и в литературе, была прямой наследницей Киевской земли и довольно ревностно следовала ее традициям.

Искусство Галича шло несколько иным путем и более критично воспринимало художественное наследие и канонические образцы. Своеобразию галицкого зодчества способствовало само международное положение Галича, облегчавшее непосредственную связь с Западной Европой и прямое воздействие западной художественной культуры. Обилие естественного строительного камня позволило заменить им обычный кирпич и обогатило возможности декоративной обработки зданий - резьбой, игрой различных тонов облицовочного камня и пр.(Еще в середине XII в) в Галиче был создан сложный архитектурный ансамбль княжеского дворца. Рассказ летописи об обстоятельствах смерти князя Владимира Галицкого рисует нам эту постройку в виде совокупности ряда зданий: жилой части дворца, «сеней» и дворцового храма, объединенных между собою системой переходов; в основе этой композиции лежит получившая здесь значительное развитие (система богатого деревянного жилья - «хором», установившаяся еще в условиях быта княжеско-дружинных верхов Киевской Руси. Открытые раскопками фундаменты белокаменной дворцовой церкви Спаса дают типичный пример зданий этого рода. Галицкий дворец обнаруживает много общих черт с композицией Боголюбовского замка XII в.

Построенная на рубеже XII-XIII вв. церковь Пантелеймона в Галиче с ее порталами и резьбой романского характера показывает, как в галицком зодчестве переоформляется киевское наследие, как на общерусскую киево-византийскую основу ложатся романские черты, создающие своеобразный облик зодчества.

Особо пышное развитие оно получает с 40-х годов ХIII в. Этот факт нельзя не связать также и с отмеченным выше обстоятельством, что Галицко-Волынская земля была тем уголком Русской земли, где и в первые годы монгольского владычества продолжалось культурное развитие, где общественная жизнь не оборвалась. Сюда, несомненно, устремлялись все избежавшие плена и гибели культурные силы; Летопись, рассказывая о застройке Холма, рисует красочную картину заселения нового княжеского города; на зов князя «прихожаа Немце и Русь иноязычники и Ляхы идяху день и в день и уноты и мастери всяции бежэху_ис Татар, седелници и лучници и тулници и кузнице железу и меди и сребру, и бе жизнь, и наполниша дворы окрест града, поле и села».

Именно в связи с этим рассказом о многочисленности стекавшихся в Галицкую землю мастеров разнообразных профессий и сообщает Галицко-Волынская летопись о прекрасных постройках, созданных в 40-50-х годах князем Даниилом в Холме, вызвавших неподдельный восторг и удивление современников.

Особенное внимание и восхищение летописца заслужила церковь Ивана: ее своды опирались на резные четырехсторонние капители с изображением человеческих голов. «изваянных от некоего хытреца», «римские стекла», т. е. цветные витражи на окнах храма, создавали причудливое освещение его внутреннего пространства; в алтаре над престолом вздымалась на двух колоннах из целого камня прекрасная сень А киворий украшенный по лазурному фону вызолоченными звездами; пол был слит из меди и олова и блестел подобно зеркалу.

Другая постройка Холма - церковь Марии (1260) не уступала, по словам летописца, своей красотой и размерами другим храмам. Для этой церкви была изготовлена прекрасная водосвятная чаша из красного мрамора, по краям она была украшена змеиными головами. Чаша была поставлена перед главными церковными дверями, как это делалось у храмов того времени на Западе.

Эти характеристики, посвященные летописцем Холмским постройкам, раскрывают перед нами исключительно сложную и своеобразную по составу слагающих ее элементов. Облик Холмских храмов позволяет увидеть своеобразное переплетение черт, рожденных в процессе развития древнерусского зодчества XII в., с явно заимствованными приемами-романского искусства. Этими же чертами характеризуется второй половины XII в. во Владимирском княжестве; более того, отдельные подробности убранства и оформления зданий Боголюбовского замка (1158-1165) настолько поразительно повторяются столетием позже в Холме, что возникает мысль о возможности непосредственной работы у князя Даниила владимирских зодчих и резчиков, бежавших от татарской неволи, и, вместе с другими мастерами, строивших и украшавших Холмские храмы.

Для галицко-волынской культуры характерно отсутствие резко выраженного и непримиримого вероисповедного и национального отвращения от «латинского» мира, и эта ее черта способствовала также и обогащению искусства знакомством с Западом. Обращение к романскому искусству было вполне понятным для Владимира XII в. и для Галицкой Руси XIII в., так как это искусство более полно, нежели византийское, выражало идеи и вкусы феодального мира, передовыми представителями которого на Руси в XII в. были владимирские «самовластцы», а в XIII в. - галицко-волынский «король» Даниил.

С другой стороны, обращение к западной культуре было своеобразной формой утверждения своих собственных путей художественного и вообще культурного развития и отхода от традиций.

Этим объясняется также и тот знаменательный факт, что в галицко-волынском искусстве, в отличие от других княжеств, получило значительное развитие искусство ваяния, отрицавшееся православной византийской церковью в применении к религиозным сюжетам. Оно выразилось здесь не только в декоративной пластике Холмских храмов, но развилось в самостоятельную ветвь искусства, носящую даже светский характер. Летопись рассказывает об интересном изваянии, поставленном князем Даниилом вне города Холма, вероятно, на пути к нему.

То же влияние романского искусства ощущается и в галицко-волынской живописи, о которой можно судить лишь по нескольким миниатюрам.

В них прослеживаются приемы романо-готической живописи, как в отношении красочной гаммы, так и в самом построении живописного образа.

Итак, галицко-волынское искусство XIII в. является одной из наиболее ярких и значительных страниц истории древнерусского искусства. Начав свой путь вместе с литературой от общего для всей древней Руси истока - киево-византийской художественной культуры, оно обогатилось общением с искусством западных соседей. Эти привнесения были органически освоены галицкими мастерами, создавшими вполне своеобразные и высококачественные памятники искусства Галицко-Волынской Руси.

Княжество стало наследницей К. Руси, боролось за воссоединение й консолидацию земель, способствовало развитию хозяйства, городов, ре­месла, торговли, культуры; способствовало защите населения юго-запад­ных земель от физического уничтожения монголо-татарами; подняло авторитет украинских земель на международной арене, особенно в усло­виях феодальной раздробленности.

Галицко-Волынское княжество после упадка Киева продолжило на целое столетие существование государственного образования на славян­ских землях и стало главным политическим центром будущей Украины.

Слово «украинский» впервые употребляется в «Проповедях» теолога Григория еще середины XI века. Термин «Украина» упомянут в Киевской летописи в 1187 г. как синоним понятия «краша», то есть - край, род­ная земля (для сравнения: Сербия. по сербо-хорватски - Сербска Краша). С 1335 года для Галиции стало употребляться заимствованное у греков понятие «Мала Русь», позднее превратившееся в понятие «Малороссия». Однако в различные периоды оно обозначало различные регионы Украины.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-практическое пособие по дисциплине история культуры и искусств Украины

Гоу впо белгородский государственный университет.. кафедра украиноведения.. учебно практическое пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели и задачи изучения темы
­Ознакомить студентов с предметом истории культуры Украины, ее научно-методологической базой, методикой и порядком ее изучения, структурой построения учебного курса. Изучить преемственност

Понятие культуры. Виды и функции
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего те

Типология культур
Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вар

Численность и географическое размещение украинцев
По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем

Мифологические истоки народной художественной культуры
В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исто­рические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией. Миф - это древ

Цели и задачи изучения темы
Изучить древнейшие времена на территориях современной Украины, феномен трипольской культуры, характер жизни людей первобытного общества их мировосприятие, мифология и различные верования, культ при

Древние люди и государства на территории Украины
Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.

Особенности художественной жизни Киевской Руси
Основной особенностью художественной культуры той эпохи была её тесная связь со всеми видами повседневной деятельности. Вся жизнь строилась по законам красоты и на основе прекрасного. Каждый челове

Дискуссии по истории зарождения письменности на Руси
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно к

Развитие письменности в Киевской Руси
Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, пропове

Музыкальная культура киевской руси
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была состав­ной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инстру

Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси
В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она пред­ставлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных па­мятников, часть к

Цели и задачи изучения темы
Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы. Рассмотреть характерис

Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века. Исторические условия развития культуры
Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыч

Быт и обычай украинского народа
Жилье - у феодалов - каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян - дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб с

Православная культура Украины в первой половине XVII в. (образование, центры просвещения и книгопечатания)
Специально устроенных приходских школ в православной среде почти не существовало. Это было связано с близостью церковнославянского языка разговорному, что делало язык высокой культуры, в отличие от

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов. Изучить характер культурных процессов, цент

Греко-католическая (униатская) культура Украины во второй половине XVII века и трансформация ее культуры в XVIII веке
Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического. В униатской церкви

Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв
В присоединенной к России части Украины сложились совершенно иные условия для развития культуры. С одной стороны, сама украинская культура в новом контексте переживала быстрый подъем, а с другой -

Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков
Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократи­ческий облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народ­ные черты. Очевидно, сказалась близость барочн

Культура Украины в эпоху Просвещения
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще остава­лась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православ­ном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд

Цели и задачи изучения темы
Изучить духовную культуру Слободской Украины – органичной составной части украинской духовной культуры. Проанализировать художественные центры, деятелей культуры Слобожанщины, их творчески

Образование и наука
Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходца

Развитие духовной жизни на Слобожанщине
На территории Слободской Украины еще с начала ее заселения имела место попытка создания литературных, музыкальных и театральных коллективов. В 60-х годах XVIII ст. известный архитектор Слобожанщины

Архитектура и строительство на Слободской Украине
Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные

Искусство Слобожанщины
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый орга

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)
Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая вхо

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть духовные потребности человека. Изучить идею возрождения национальной культуры. Сущность художественных идеалов. Социальную направленность искусства. Творца, как выразителя наци

Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины ос­тавалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились свет­ская школа, пресса, интеллигентские просветительские движ

Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях
В первой трети XIX в. главными очагами «высокой культуры» были Харь­ков в российской части Украины и Львов - в ее западной части. Харьков приобрел особое значение для украинской культуры, поскольку

Школа, грамотность и национально-культурное движение в Галиции
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включе­ния в состав Австрийской империи в результате политики ве

Национально-освободительное движение на украине в 60-90-е годы XIX века
Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали к

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть вопрос судьбы украинской культуры в ХХ веке. Изучить духовное состояние украинской нации. Человека в контексте исторических событий. Особенности развития украинской культуры, е

Общественно-политическое и национальное движение на украине в начале XX века
В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъе­мом либерального, национального и демократического движения. В начале XX в. происходит рост политической активности либераль­

Украинская культура конца XIX - начала XX ст. (литературная жизнь)
Конец XIX и начало XX ст. ознаменовались необычайным ростом промышленности на Украине. В сельском хозяйстве шла усиленная дифференциация, концентрация земель в руках кулачества, пов

Наука и образование
В связи с возрастанием потребности г. грамотных людях и специа­листах увеличивается число учебных заведений и учащихся, студентов, обучающихся в них. В 1914-1915 гг. на Украине насчитывается 26 тыс

Художественные процессы в Украине в 30-е – 50-е годы
Украинская советская литература. Советская У. л. развивалась в обстановке напряженной классовой борьбы. В результате гражданской войны на Украине, р

Культура Украины в 1940-1950-х годах
В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жи

Вхождение крыма в состав украины
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При

Наука и культура украины (80-90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.

Цели и задачи изучения темы
Ознакомить с местом и ролью города Харькова в истории украинской культуры. Рассмотреть Харьков, как один из культурных центров Слободской Украины. Духовную жизнь Харькова, ее значение для

История развития архитектуры города харькова и харьковской архитектурной школы
Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пу

Развитие изобразительного искусства в городе Харькове
Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине,

Жизнь и быт города XVII – XX веков
Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 11

Харьков театральный
Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий

Литературная жизнь Харькова
Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывалис

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры. Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными

Реорганизация системы образования
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ной подгото