«Балетное дело». Экс-солист Большого Дмитриченко вышел на свободу. Экс-солист Большого театра Павел Дмитриченко: "Я знаю, кто и почему меня посадил" Где сидел павел дмитриченко

По словам экс-артистки театра, балерин труппы заставляли оказывать эскорт-услуги. Вместе с тем появились новости и о сидящем солисте Большого – Павле Дмитриченко: артисты выбрали его своим лидером - главой профсоюза

Артисты Большого театра выбрали лидером своего профсоюза арестованного Павла Дмитриченко, которого следствие считает организатором нападения на худрука Сергея Филина. Об этом заявил солист Большого театра Николай Цискаридзе в программе «Железные леди» на НТВ.

В администрации театра уточнили, что это произошло еще несколько месяцев назад и никак не связано с нападением на худрука Филина и последующим арестом Дмитриченко.

Вот что заявила Business FM руководитель пресс-службы Большого театра Екатерина Новикова: «Это событие имело место быть и такое решение профсоюзом Большого театра было принято, только оно было принято за несколько месяцев до той ситуации, которая всех взбудоражила, и до тех трагических событий, которые произошли с Сергеем Филиным. Вызвана она была тем, что Филин, будучи худруком балета Большого театра, не может совмещать эту должность с руководителем профсоюзной организации чисто юридически. Сейчас на то время, что Павел находится под следствием, выбран какой-то исполняющий обязанности на эту должность, но я пока также не знаю, кто».

Вместе с тем, по словам Цискаридзе, худрук театра Сергей Филин постоянно провоцировал конфликты с коллективом театра: «У Сергея с Павлом было очень много конфликтов. Эти конфликты были на виду у всей труппы. Во время прогона говорили на повышенных тонах. В основном все эти конфликты сводились исключительно с несправедливостями, которые себе позволял Сергей по отношению к артистам. Дело в том, что Павел много лет является профсоюзным лидером, несмотря на то, что Сергей возглавляет профсоюз. Будучи руководителем коллектива, он возглавляет профсоюз. Два года артисты Большого театра бьются за то, чтобы это отменить. Каждый раз нам это не давали. И неделю назад было профсоюзное собрание, на котором присутствовали и артисты балета и артисты хора, и все единогласно выбрали Павла, который находится под следствием. Так как они хотели эти два года».

По словам Цискаридзе, когда Дмитриченко показали по телевидению после задержания, «он был с огромными синяками под глазами, и артисты, которые видели его накануне, считают, что человек не мог за один день так измениться».

Сам Сергей Филин заявил, что никаких конфликтов не было, но ему угрожал танцор Павел Дмитриченко, которого следствие считает организатором нападения. Худрук рассказал это в интервью телеканалу «Россия»: «Никакого конфликта, который был бы открыто и ярко выражен с моей стороны в адрес Павла Дмитриченко, никогда не было. И неприязни с моей стороны к Дмитриченко тоже никогда не было. Но, видимо, кто-то очень хорошо работал над этим, и кто-то подталкивал к этому. Потому что каждый раз, каждый момент, каждая встреча с Павлом Дмитриченко для меня была очередная угроза, очередная демонстрация неприязни, и скрывать я этого сейчас не хочу, потому что это было именно так».

Балерин Большого могли заставлять заниматься эскортом

Известная балерина, бывшая солистка Большого театра Анастасия Волочкова в интервью НТВ обвинила руководство Большого театра в том, что администрация заставляет артисток труппы оказывать эскорт-услуги: «Мне звонили девочки, когда меня уже уволили, и рассказывали мне просто чудовищные вещи. Это тогда - 10 лет назад все начиналось. Сейчас все гораздо хуже. Девочек просто по списочку приглашает администратор и объясняет каждой, что ты идешь на эту тусовку, на банкет, с продолжением, с постелью, с определенными олигархами, с людьми, которые являются - кто-то член попечительского совета, кто-то человек, который просто попал в эту тусовку. Тусовки, где Иксанов, Швыдкой и олигархи организовывали. Если они ехали в Париж, то они не в ночном клубе организовывали, а Версаль снимали. И девочки, когда задавали вопрос администратору, «а если мы не согласимся»? Ответ был такой - «тогда у вас будут проблемы в Большом театре».

В Большом театре ответили, что посоветуют своим артисткам, как защитить свою честь и достоинство, намекая на возможные иски против Волочковой. По данным «Известий», худрук Большого Сергей Филин на первом же допросе назвал Цискаридзе возможным организатором нападения и заявил, что тот шантажировал его.

Трудовой кодекс предлагает всем россиянам законный способ разрешения любых трудовых конфликтов ─ обращение в представительную организацию по месту работы, рассмотрение вопроса на комиссии по трудовым спорам, а далее суд. Вполне цивилизованно, но Россия особая страна. «Черный» дух витает и пропитывает сознание даже далеких от криминала людей, влияя на их решения и поступки.

В январе 2013 года в столице произошло шокирующее преступление. Вечером около своего дома в лицо художественному руководителю Государственного академического Большого театра Сергею Филину плеснули в лицо кислотой. Нанесенные повреждения оказались не смертельными, но пострадавший получил серьезный химический ожог сетчатки глаз.

У полиции, принявшейся распутывать дело, версии оказались самые разные ─ от хулиганства до личной мести на бытовой почве. Как оказалось, виной всему стал обычный производственный конфликт. Артисты ГАБТ также являются наемными работниками, и трудовые споры не минуют их. Только в этом случае в его решение вмешались эксцентричность участников и фон творческих разногласий.

Менее, чем через 2 месяца наряд полицейских прибыл на квартиру к артисту балета ГАБТ Павлу Дмитриченко, где произвел обыск и арестовала хозяина, препроводив его в СИЗО. Он был обвинен в организации знакового преступления.

Павел Дмитриченко ─ потомственный танцор. Его родители работали в Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева. Правила быта и поведения в артистической среде он впитал с молоком матери, но, став взрослым, предпочел, иной способ решения проблем во взаимоотношениях с руководителями. Впрочем, проблемы возникли не у него самого, а у его гражданской жены молодой балерины Анжелины Воронцовой.

Прежде, чем попасть в труппу ГАБТ, Павел Дмитриченко прошел вполне стандартный путь для артиста балета ─ обучение в Московской академии хореографии. В Большом театре он появился в 2002 году и стал одним из самых перспективных артистов. В 2004 году Дмитриченко получил диплом Международного балетного конкурса в Риме. Он танцевал партии в классических балетных постановках «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Спартак». Самой яркой страницей его творческой биографии стала главная роль в возобновленном после большого перерыва спектакле «Иван Грозный».

Еще на первом курсе академии он женился на выпускнице того же учебного заведения Ольге Клыпиной. Удачное начало артистической карьеры неизменно вызывает зависть у коллег, не познавших столь яркий старт. Впрочем, злобный шепот всегда был присущ творческой среде. Злопыхатели сетовали на помощь, которую могли оказать его продвижению родственники жены-балерины ─ достаточно авторитетные и влиятельные люди в ГАБТ. При любом раскладе, несомненно, талантом и трудолюбием природа Павла Дмитриченко не обделила. Не замыкаясь на одной работе на сцене, молодой человек пробовал себя за стенами ГАБТ в бизнесе и не отказывался от общественной нагрузки.

Он торговал акциями на бирже, организовал интернет-магазин по продаже пищевых добавок, специальных кремов и аксессуаров для «балетных», открыл салон красоты. Еще он подрабатывал на подиуме в качестве модели. Несмотря на молодость, более опытные по жизни артисты театра доверили ему заниматься хозяйством дачного кооператива, в котором у них были нарезаны участки, назначив его председателем. Павел Дмитриченко явно зарекомендовал себя весьма деятельным человеком.

В стенах театра произошла роковая встреча, так круто изменившая его судьбу. В балетную труппу приняли юную балерину Анжелину Воронцову. Первым делом приказал долго жить его брак с Ольгой Клыпиной. Свой союз Павел Дмитриченко и Анжелина Воронцова предпочли официально не регистрировать, но своих близких отношений ни от кого не скрывали.

Своим появлением в ГАБТ балерина из Воронежа была обязана худруку Сергею Филину, который пригласил ее в Москву. В скором времени список ролей Воронцовой в балетных постановках достиг несчастливого числа 13 и застопорился. Дух конкуренции всегда витал над Большим театром, ранее приводя только к творческим конфликтам, раскалывавшим артистов на враждующие лагеря. Анжелина Воронцова считалась воспитанницей Николая Цискаридзе, одно время претендовавшего на роль худрука балетной труппы ГАБТ, но тогдашний директор Большого театра рассудил иначе. В театр он пригласил Сергея Филина и поручил ему заниматься балетной частью.

Цискаридзе и Филин прекрасно знакомы. Ранее никогда не были замечены в неприязненных отношениях друг к другу. Во всяком случае, на публике, но решение администрации театра привело к тому, что в труппе появились сторонники и противники обоих грандов балетной сцены. Павел Дмитриченко и Анжелина Воронцова оказались в лагере Цискаридзе.

В 2012 году, находясь с гастролями в Италии, Анжелина дала интервью британскому журналу Time. В нем она пожаловалась на тяжелую жизнь таланта в стенах ГАБТ ─ крошечная заработная плата, изнурительные гастроли, тяжелая закулисная борьба с «примами» за главные роли. Нечто подобное описывала в своих мемуарах Майя Плисецкая, вспоминая жизнь в Большом театре в 50-х годах. Ничто не изменилось. Время как бы замерло. Такие же разговоры велись Воронцовой дома на кухне. Только вместо журналистов ее внимательно слушал Павел Дмитриченко. Побудил его к решительным действиям очередной отказ администрации в предоставлении Воронцовой главной роли в балете «Баядерка». Несправедливое отношение к подруге Дмитриченко решил устранить радикальным способом.

Соседом по даче у него был ранее судимый Юрий Заруцкий. Именно он взялся устранить надолго, но не навсегда, Сергея Филина. В качестве орудия возмездия Заруцкий выбрал электролит для аккумуляторов. За свое участие в акции он попросил с артиста балета $1500. На место встречи с жертвой его подвез знакомый Андрей Липатов, зарабатывающий на жизнь «извозом». Дмитриченко оплатил поездку водителю курительными смесями, для чего занял 3000 рублей у одного из своих коллег. Следователям не заставило труда и времени довольно быстро распутать всю цепочку. Организатор и все участники нападения оказались в их руках.

Приговор Павлу Дмитриченко

Павел Дмитриченко и его подельники не удосужились договориться между собой о своих действиях на случай провала. Уже на суде, наученные адвокатами, они попытались изменить показания, но попытка оказалась неудачной. Суд им не поверил. Павел Дмитриченко вину в организации нападения на Сергея Филина, повлекшего нанесение тяжкого вреда его здоровью, не признал. По его словам, он много рассказывал своему другу о творимом администрацией ГАБТ «беспределе» ─ злоупотреблениями с выдаваемыми грантами, «откатами» от исполнителей главных ролей и прочих коррупционных деяниях, творимых Филином. Воспитанный на «понятиях», Заруцкий по своей инициативе предложил «грохнуть» зарвавшегося балетного администратора. Дмитриченко не возражал.

Прокуратура попросила у суда для него 9 лет колонии. Таганский районный суд вынес вердикт ─ 6 лет строгого режима. В марте 2014 года Московский городской суд «скостил» бывшему артисту балета 6 месяцев. После вынесения обвинительного приговора его уволили из театра. Отбывал наказание Павел Дмитриченко в колонии Рязанской области. В мае 2016 года он вышел за ее ворота, будучи условно-досрочно освобожденным. Казалось бы, история на этом закончилась, но…

Павел Дмитриченко — последние новости

Судьба развела всех участников конфликта по разные стороны. Причем, оставив им шанс вновь собраться вместе в ГАБТ. Директор театра Владимир Урин допустил появление в списке артистов труппы фамилии Павла Дмитриченко только после стандартного прохождения конкурсного отбора. Бывшая звезда балета после освобождения быстро набрал требуемую форму, упорно занимаясь у станка. Ему, как приглашенному артисту, даже предоставили возможность разок станцевать на сцене.

Сергей Филин долго лечился за границей, перенес массу операций. Полностью зрение ему восстановить не удалось. Администрация ГАБТ в лице нового директора Владимира Урина не стала продлевать с ним контракт. В 2016 году он стал художественным руководителем Молодежной программы Большого театра. После покушения на Филина, балерина Анжелина Воронцова летом 2013 года переехала в Санкт-Петербург, где приступила к репетициям в Михайловском театре. Ее карьера и личная жизнь сложилась вполне удачно. Ей регулярно дают главные роли. Она вышла замуж за дирижера Михаила Татаринова.

Павел Дмитриченко все же оказался ближе всех участников прошлого конфликта к ГАБТ. Летом этого года артисты театра выбрали его председателем своей первичной профсоюзной организации. Это его не первое появление в лице руководителя представительного органа творческих тружеников ГАБТ. Пока он находился в СИЗО весной 2013 года коллеги из балетной труппы также избрали его своим профсоюзным лидером, выдав ему мандат своего доверия. До сих пор многие коллеги считают обвинения в организации нападения сфальсифицированными и Дмитриченко невинно осужденным.

Конфликт между артистами и администрацией в действительности существовал. Решительность балетного мстителя было высоко оценена коллективом. Они посчитали его надежным способом противодействия действиям руководства. Тогда осуществить полномочия Дмитриченко помешал тюремный срок. Сегодня ему дан шанс по настоящему проявить себя на общественном поприще. Проблем накопилось не мало. Оперная труппа недовольна политикой администрации, постоянно приглашающих исполнителей со стороны, тем самым оставляя артистов, находящихся в штате, без работы и достойной их талантам зарплаты. Павел Дмитриченко уверен, что в его силах разрешить этот конфликт. Все надеются, что в этот раз он найдет способ, предложенный Трудовым кодексом.

"На сегодняшний день я уже танцую, а значит, я в хорошей физической форме, ибо без хорошей подготовки танцевать один из сложнейших балетов - “Лебединое Озеро” - невозможно. Каких усилий и трудов мне стоило вернуться в профессию - это отдельная история", - подчеркнул он.

По словам балетного критика, Большой нуждается в таком артисте, как Дмитриченко. "С точки зрения художественной, а не моральной возможность возвращения возникает только потому, что на роли, которые он танцевал, очень мало исполнителей. В этом смысле он реально нужен театру. Однако, может ли он физически исполнять эти роли, должны смотреть специалисты-практики", - отметила Гордеева. Напомним, бывший солист известен по ролям Злого гения в "Лебедином озере", Спартака и Ивана Грозного.

Она добавила, что в тренировках Павла на площадках театра нет ничего экстраординарного. Дело в том, что большие театры с огромными залами разрешают людям, не состоящим в труппе, ходить на свои занятия, если те об этом просят. Например, профессиональным танцовщикам, которые по воле случая оказываются в чужом городе. С Дмитриченко, конечно, ситуация немного другая - он находится в родном городе, но из общего потока выброшен, пояснила она.

Коллективная расстановка

Четыре года назад, когда Дмитриченко обвинили в организации покушения на Филина, коллектив Большого во мнениях разошелся. Более 300 человек подписали тогда письмо в поддержку коллеги. По словам Анны Гордеевой, это большинство.

В мае 2016 года Дмитриченко освободили из колонии по УДО. Своей вины в кислотной атаке на Сергея Филина он не признал, а дело назвал сфабрикованным. Версия, что Павел мстил худруку балета за притеснения своей девушки Анжелины Воронцовой, в суде не сыграла.

Вскоре после освобождения в интервью BBC Павел Дмитриченко не исключил возможности вернуться в Большой театр.

У меня очень много предложений, но я все равно считаю своим домом Большой театр, и господин директор официально сказал, что я могу спокойно вернуться в Большой театр. Это не было официальным приглашением, но я могу поступить на общих основаниях. Я в форме, у меня большой опыт, я 10 лет работал на сцене Большого театра, - сказал танцовщик.
По его словам, он активно поддерживал физическую форму в колонии. А в конце сентября, сообщает МК, Дмитриченко приступил к занятиям у педагога Владимира Никонова, к которому он ходит на утренние классы в Большой театр.


Получить постоянный пропуск в театр невозможно без ведома генерального директор Владимира Урина. В недавнем интервью британскому журналу Dancing Times Урин сказал: «Ходят слухи о том, что Павел Дмитриченко возвращается в Большой, и это будет непростой ситуацией. Однако после 3 лет, проведенных в тюрьме, он уже не является тем же самым танцовщиком, в физическом и эмоциональном плане. Поэтому главным вопросом является то, сможет ли он вернуть форму, которая необходима для танцовщика Большого? Большой - это работа, и она должна строиться на профессиональных принципах».

В труппе к появлению Дмитриченко в стенах театра отнеслись, скорее, благожелательно. Но профи прекрасно понимают, насколько трудно будет танцовщику вернуть былую форму. Тот же Николай Цискаридзе не так давно выразил большие сомнения в счастливом сценарии для Павла Дмитриченко. А вдруг? Характер у Павла бойцовский. В профессию он в любом случае вернётся. Сцены множества театров для него открыты. Но он нацелен на Большой.


P.S. 21 сентября 2015 года Анжелина Воронцова вышла замуж за Михаила Татарникова, главного дирижёра и музыкального руководителя Михайловского театра. Там она сейчас в штате в качестве ведущей балерины.

Павел Дмитриченко. Сцена из балета “Иван Грозный” в постановке Юрия Григоровича

Оперная часть труппы Большого театра позвала танцовщика Павла Дмитриченко (напомним, он провел три года в заключении по обвинению в организации покушения на прежнего худрука балетной труппы Сергея Филина) возглавить творческий профсоюз работников БТ.

О своих планах в новом качестве, а также о взглядах на нынешний театр Павел рассказал нам в эксклюзивном интервью.

- Итак, Павел, вас избрали главой профсоюза, если я правильно называю должность…

Председателем творческого профсоюза работников Большого театра.

- Несколько слов - что будет входить в ваши обязанности?

Это важно для самих артистов: видимо, назрели внутренние проблемы, если обратились ко мне за помощью… Я сейчас далек от каких-то внутренних их проблем, но встреча была две недели назад, мне об этих проблемах рассказали, и сейчас им нужна моя помощь именно с юридической точки зрения.

Потому что руководство театра, порою, не соблюдает свои же принятые правила, которые прописывались в коллективном договоре. И сейчас много проблем именно в оперной труппе. А я всегда открыт для помощи, люди меня в трудную минуту поддерживали, также и я готов поддержать коллег в качестве председателя.

- А вы всё это время продолжали оставаться сотрудником Большого театра? Эта линия не прерывалась?

Прерывалась. Профсоюз - это другая структура, она независимая, и является в большей степени надзорным органом над работодателем. Что до театра - я не стал возвращаться в него по одной простой причине: такого хамского отношения к артистам я не видел давно. Я дал себе слово, что в профессию вернусь только под руководством Николая Цискаридзе.

Да, но вы выходили в Большом еще летом на концерте, в номере из «Лебединого озера» с партией принца Зигфрида…

То, что я выходил на эту сцену, можно назвать возвращением в профессию. Но в театр, повторяю, я вернусь только под руководством Цискаридзе, так как только он имеет опыт общения с коллективом, имеет прекрасный вкус - кого приглашать из балетных и оперных постановщиков…

Только с ним возможен расцвет Большого театра. Это мое мнение.

- Так, а что конкретно произошло, что вас позвали?

Стали ущемляться права артистов. Я лежал с температурой, сам не знал, но артистами было инициировано собрание, и буквально вчера мне сообщили о том, что меня избрали. И вот сейчас я готов им помогать.

Профсоюзы в нашей стране исторически не столь сильны, как, скажем, на Западе. Это больше всегда было декорацией. А вот ваш профсоюз будет иметь реальную силу?

Да, наши профсоюзы совсем не те, что европейские. Но если обычно профсоюзы возглавляли зависимые от работодателя люди, то я как раз являюсь независимым лицом. У меня нет никаких интересов и страхов, относительно руководства Большого театра. Поэтому я буду строго действовать в рамках закона, строго в рамках коллективного договора, который сами работодатели и принимали. Недочетов очень много. Я о них знаю. Сейчас мы подбиваем статистику и будем требовать исполнения законодательных актов по линии трудового законодательства.

- Так какого характера проблемы?

Основная проблема в том, что работники оперного коллектива на основании договора не дополучают той работы, которую им обязан предоставлять работодатель. То есть руководству Большого проще пригласить на контракт кого-то со стороны, нежели задействовать своих сотрудников. И мы будем добиваться того, чтобы люди имели работу. Шутка ли: штатные сотрудники оперной труппы сидят без работы!

- Есть ли такая же проблема у балетной труппы?

Я еще не встречался с членами профсоюза, но, думаю, что проблема есть везде. Поэтому в ближайшие две недели я встречусь с балетной труппой и обсужу с ними их проблемы. В любом случае, я готов встать на их защиту. С удовольствием помогу.

Помните, МХАТ в свое время делился на Чехова и Горького как раз из-за того, что была слишком раздутая труппа. В Большом нет такого?

Нет, в Большом труппа не преувеличена. Более того, прописано самим работодателем, сколько он обязан давать работы своим сотрудникам, а сколько не обязан. И наша задача - ни воевать, ни какие-то там баррикады строить, а просто добиваться законности. Потому что в данный момент нарушается коллективный договор. Это нарушение закона. Будем вести диалог с…

- …с гендиректором Уриным?

Да. Диалог о том, чтобы он соблюдал трудовые нормы. На имя Урина будут обращения по наболевшим проблемам. Если руководство пойдет на диалог - услышит, признает свои нарушения, то проблема быстро решится.

- А если нет?

Если нет - дальше собирается комиссия, если и через нее не решаем - будем обращаться в суд. Почему ребята позвали меня: естественно у людей существует страх перед работодателем. А у меня нет никакого страха, и никогда не было. Поэтому я и стал председателем.

- То есть в ближайшее время вы выздоровеете, и проведете встречи?

Сначала мы уведомим вышестоящую организацию - профсоюз работников культуры о том, что я избран. Дальше мы уведомим работодателя, то есть гендиректора Урина официально (думаю, что он уже знает). А далее начнем работу, вот и всё…

- А вы с Уриным последнее время вообще общались? Нормально всё?

Последний раз мы общались прошлым летом, это было обычное общение, никаких контр, проблем не было…

- А можете ли вы - это многих интересует - выходить на сцену в качестве танцора?

Ну вот прошлым летом я выходил на сцену, потом случилась травма - я долго лечил колено. Сейчас лечение еще в процессе, и моя профессия танцовщика пока мною поставлена на паузу. Но карьеру я официально не закончил.

- Пауза, но временная?

На сей день - да, временная.

- Сколь сложно было себя удержать в форме в момент заключения и после? Это возможно теоретически?

Теоретически это невозможно. И я себя в форме и не удержал. Было сложно потом в эту форму войти. Силы духа хватало. Но организм не обманешь. Когда это вхождение в форму происходило, конечно, была дикая боль в связках, в суставах. Сидел на обезболивающих. Но цель была поставлена, и цель достигнута.

- Но вернемся: по вашему прогнозу проблему оперной труппы можно будет решить?

По моему прогнозу, любую проблему можно решить с помощью диалога. Если садятся два человека - один неглупый и второй неглупый – к единому решению они придут. Всегда найдут выход. А если у собеседника будет преобладать какой-то гонор, какая-то значимость, желание показать, что ты мне никто, а я сам всё могу, - то, конечно, будет сложно о чем-то договориться.

Но, надеюсь, люди все умные, выход найдут… потому что, когда недоволен коллектив, это может вылиться уже за рамки театра. Будем стараться решать это внутри. Спокойно. Тихо. Юридически грамотно.

Последний вопрос - в каком качестве Большой театр пребывает сейчас? Он на взлете, он стабилен, что вообще с ним?

Если брать двенадцать лет моей работы, то могу сказать коротко: бывало лучше. Мне есть, с чем сравнивать. Это если не вдаваться в подробности. То, что я видел за годы моей работы в Большом (имея ввиду и оперный репертуар, и балетный), - было лучше. То, что сейчас, это не самый лучший период жизни Большого.

- А «Нуреева» вы не видели?

Видел отрывками. Коротко: балет, созданный на скандале. Хотя ребята все работали на 100%, они молодцы, в любой ситуации так работают, труппа Большого считается лучшей во всем мире. И всегда такой будет. А что по сути спектакля - на вкус и цвет… кому-то нравится на сцене Большого театра голый мужик, кто-то это считает феерическим искусством. Кто-то считает, что Большой - это чистая классика.

А я считаю, что сцена Большого - это не экспериментальная сцена, это утвердившиеся каноны… сам танцовщик Нуриев прославился не тем, что пытались показать постановщики, а своим талантом. А личная жизнь каждого из нас - это наша личная жизнь, не нужно это на сцене показывать.