«Михайловскому театру нужен молодой русский дирижер. «Мариинский театр — машина, которая поедет и без меня Что вам дает театр, кроме зарплаты

театр

Михаил Татарников

За те полтора года, которые Михаил Татарников является музыкальным руководителем и главным дирижером Михайловского театра, здесь поставили провокационного «Евгения Онегина», никогда не шедшего в России «Билли Бадда» и подготовили концертное исполнение «Дон Жуана» и «Манон Леско».

Какие изменения почувствовали в себе после того, как стали главным дирижером театра?

Скорее, это не меня надо спрашивать, а окружающих. Первый год я воспринимаю как аванс: набирался опыта, присматривался к труппе, ну, и «уважать себя заставил». Сейчас у меня больше возможностей действительно быть во главе, принимать решения, в меня уже верят и публика, и коллектив.

Много ли пришлось менять в оркестре?

Если вы о новой метле, то ее не было, никого не уволил. И хотел бы увеличить состав оркестра. Мой предшественник Петер Феранец проделал огромную работу, коллектив не узнать, много молодых, которые рвутся в бой. Мы выступаем с концертными программами, в следующем сезоне будем делать вечера камерной музыки, а это отличный способ разнообразить репертуар.

Как музыкальный руководитель вмешиваетесь ли вы в работу режиссеров-постановщиков, хореографов или ваша вотчина - партитура?

Я стараюсь не влезать в дела балета, это область Начо Дуато и Михаила Мессерера, они сами решают, что ставить и как, из балетных спектаклей дирижирую лишь «Ромео и Джульеттой». Что же касается постановок опер - теперь я буду «вмешиваться» уже на этапе замысла. Например, с Андреем Могучим мы уже полгода обсуждаем «Царскую невесту» Римского-Корсакова: встречались с музыковедами, ходили в Этнографический музей, это первый раз в моей жизни, когда режиссер, дирижер и художник (Максим Исаев из «Ахе») вместе генерируют идеи. Премьера состоится 25 октября, и для театра это будет очень важной, принципиальной постановкой. Другие приоритеты - Моцарт и Россини.

Знаю, что ваши родители - художники. Что у вас дома висело на стенах?

Моя бабушка Вера Ивановна Раздольская - профессор Академии художеств, очень деятельна, только что закончила очередную книгу. Родители тоже из Академии, ученики Андрея Мыльникова, экспрессивного советского монументалиста. Дома у нас картины родителей не висели, как-то неприлично казалось, все было в мастерской, квартиру же украшали полотна армянских классиков Сарьяна (бабушка написала о нем книгу), Минаса Аветисяна и картины, подаренные друзьями. У себя, когда будет свое жилье, я повешу натюрморт Аркадия Рылова. Не могу сказать, что мой художественный вкус воспитали родители, но маленького они меня, конечно, таскали по выставкам. Вместо детских книжек я листал музейные каталоги и художественные альбомы. Теперь, оказываясь в музеях, в том же парижском Орсе, узнаю картины, как своих старых знакомых.


Было ли ваше обращение к «Билли Бадду» данью семейной традиции? Ведь ваш дед - дирижер Джемал Далгат - провел многие бриттеновские премьеры в Ленинграде в 1960–1970-х?

Конечно! Я с детства слышал о Бриттене. Дедушка переписывался с ним, когда готовил в Кировском театре оперу «Питер Граймс», а потом балет «Зачарованный принц». Они виделись, когда Бриттен приезжал в Ленинград. Что же касается «Билли Бадда» - мы перенесли отличную постановку, сделанную Вилли Деккером для Венской оперы. На прошлом спектакле присутствовали президент Международного фонда Бриттена - Пирса Ричард Джармен. Слышал, он был впечатлен, что очень лестно.

Вас воспитывали как продолжателя династии?

По первому образованию я скрипач. Но близкие меня все время подталкивали к дирижированию. Моим кумиром в юности был Караян, из отечественных дирижеров очень влияли на меня Светланов и Темирканов. Конечно, Валерий Гергиев - я очень благодарен ему и считаю своим учителем. Момент, когда я вдруг понял, что действительно хочу попробовать себя в качестве дирижера, случился году в 2001-м, когда я послушал запись «Богемы» с Караяном.

Никогда не хотелось перед концертом рассказывать о программе, как Геннадий Рождественский или Владимир Юровский?

С некоторых пор я открыл, какой колоссальный эффект дают разговоры о музыке. В Консерватории нас учили, что дирижер должен все показать руками. Но за последний год я понял, что и с певцами, и с оркестром надо беседовать. Как-то я дирижировал Первой симфонией Брамса. Там в финале есть соло флейты, которое флейтистка играла, на мой взгляд, отстраненно, мне не хватало экспрессии. Я рассказал, что эта тема-песня была для Брамса автобиографической, она связана с его чувством к Кларе Шуман, привел стихи, которыми можно подтекстовать этот наигрыш, - и все изменилось. Дирижер отвечает за то, чтобы музыка для оркестра оживала в образах. Последний лабух в оркестре должен понимать, что, для чего и как мы делаем. А то под тяжестью знаний по гармонии, полифонии и анализу форм исполнитель порой не может сделать простых вещей.

Интервью: Анна Петрова
Коллаж: Игорь Скалецкий
Визаж: Юлия Точилова

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.сайт.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.сайт.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.

3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

Доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

Приобретение электронных билетов;

Предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

Получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

Доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

Доступ к средствам поиска и навигации;

Предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

Иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.

7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

Сбор и накопление;

Хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления администрации Сайта;

Уточнение (обновление, изменение);

Уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

Исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Продолжая следить за кадровыми перестановками в Михайловском театре , OPENSPACE.RU дает слово Михаилу Татарникову, который с 1 января займет пост музыкального руководителя и главного дирижера, и генеральному директору Владимиру Кехману .

Михаил Татарников: «Моя задача - поднять оркестр на сцену»

- Как все срослось?

Я провел в Мариинском театре замечательные 12 лет, сначала как скрипач, с 2006 года как дирижер, он стал для меня великолепной школой, я люблю этот театр и буду любить до конца жизни. В каждом спектакле я всегда старался сделать свою работу как можно лучше, но все-таки главный дирижер - совсем другая ответственность. Когда ты отвечаешь за весь театр, по-другому работает голова. В определенном возрасте возникает потребность принимать самостоятельные решения. И у меня уже как-то подыскивались варианты стать главным, были большие предложения на Западе, так что приглашение в Михайловский театр поступило, когда я уже стоял на подножке поезда в Европу. Но стать главным в своей стране, в родном городе, в котором вырос, - по-моему, мечта любого дирижера. Во всяком случае, я о таком всегда мечтал.

- Каковы ваши и Михайловского театра взаимные обязательства?

В наших разговорах с Владимиром Абрамовичем не ставились задачи побить какой-то рекорд, в таком-то году провести Олимпиаду. Просто, думаю, он увидел во мне жажду работать, причем работать в одном месте. Ради этой работы я сейчас отказался от контракта на постановку «Мадам Баттерфлай» в Лидсе. Когда Давида Ойстраха спросили, почему он всегда так мощно начинает Концерт Чайковского, он ответил: «Люблю сразу взять быка за рога». Я тоже люблю.

- Что вам дает театр, кроме зарплаты?

Доверие. Во многих вопросах мне предоставлен карт-бланш. Я могу предлагать постановки, выбирать певцов. Я уже пригласил молодого дирижера Алексея Ньягу, чтобы он мне помогал, он отличный музыкант, и я ему доверяю.

- У вас есть целостная художественная программа?

Да, но мы пока не хотим ее озвучивать. Безусловно, репертуарные направления оговорены. Могу сказать, что они простираются от белькантовых опер до Бриттена, от Чайковского до одного из наших современников. Мы обсудили все до мельчайших подробностей, вплоть до фамилий артистов, которые будут приглашены в оркестр.

- То есть вы не удовлетворены его нынешним составом?

Удовлетворен, он находится в хорошей форме для театрального оркестра. Но моя задача, и я считаю ее очень важной, - поднять его на сцену. Хочу сделать из него то же, что в свое время сделал Валерий Гергиев в Мариинском театре, - универсальный оперно-симфонический оркестр. На сцене установили акустическую раковину, можно проводить симфонический цикл - его программу мы буквально сейчас определяем.

И по возможности надо поднимать уровень уже имеющихся спектаклей. Мне всегда нравилась фраза Валерия Абисаловича: не важно, как пройдет премьера, важно, как 25-й спектакль. Кое-чем из текущего репертуара буду дирижировать сам.

- Какие еще уроки Гергиева вы примените в своей новой должности?

Конечно, работа с ним не могла не наложить отпечаток, его влияние на меня очень велико. Но мы все разные, каждый дирижер уникален. Например, одна и та же фраза на репетиции из уст одного прозвучит весомо и убедительно, а у другого, тоже, может быть, очень талантливого, - просто смешно. Я никогда никого не копировал и не копирую.

Михайловский театр обещал своим новым солистам балета Наталье Осиповой и Ивану Васильеву, перешедшим из Большого, свободу работать на стороне. Вам такие гарантии даны?

Да. Кстати, с Осиповой и Васильевым мы встретимся в сентябре в Ла Скала на «Евгении Онегине» Джона Кранко. Мариинский театр - мой родной дом, если меня будут звать и я смогу, всегда с удовольствием продирижирую своими спектаклями, в феврале поеду в Норвегию с «Путешествием в Реймс». В отличие от Васильева и Осиповой у меня такой… очень бархатный переход. Филармония, конечно, остается среди моих планов. В апреле дебют в Большом театре в «Евгении Онегине» Дмитрия Чернякова. «Русалка» в Баварской опере, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» в Опере Бордо. Хорошие театры, а все остальное мне и самому неинтересно.

Мы обо всем договаривались с Владимиром Абрамовичем, но контракт заключен с участием моего агентства Askonas Holt , благодаря чему агенты будут знать все мои спектакли в театре, а театр - появляющиеся предложения на Западе.

В 2006 году он дебютировал в Мариинском театре как дирижер: под его руководством прозвучал балет «Метафизика» на музыку Второй симфонии Прокофьева.


Михаил Татарников получил образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории на факультете симфонического и оперного дирижирования (класс Александра Полищука).

В 2006 году он дебютировал в Мариинском театре как дирижер: под его руководством прозвучал балет «Метафизика» на музыку Второй симфонии Прокофьева. В 2007 году он продирижировал первым оперным спектаклем – новой постановкой оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Впоследствии под его управлением прозвучало большое количество оперных спектаклей и концертов.

Кроме того, Михаил Татарников выступал как дирижер с оркестрами туринского Театро Реджио, Музыкального фестиваля в Стресе, Новосибирской филармонии, Санкт-Петербургской государственной консерватории и Филармоническим оркестром Осло; руководил гала-концертом с участием Дженнифер Лэрмор, дебютировал с Российским национальным оркестром в Москве, а также был ассистентом Валерия Гергиева во время исполнении тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» в Метрополитен-опера.

В сезоне 2009–2010 гг. Михаил Татарников активно выступал в Мариинском театре, дирижируя оперными спектаклями и концертами, а также руководил Симфоническим оркестром Гевле (Швеция), Роттердамским филармоническим оркестром, дебютировал в Германии на открытии Музыкального фестиваля в Дрездене с Российским национальным оркестром, а затем руководил спектаклем «Сказки Гофмана» в Комической опере Берлина.

Среди ангажементов сезона 2010–2011 гг. – выступления с Симфоническим оркестром Токио, Филармоническим оркестром Йены, гала-концерт в Ферхавене (Голландия) в рамках Гергиев-фестиваля, а также новая постановка оперы «Евгений Онегин» в Рижской опере.

Российский дирижёр, музыкальный руководитель Михайловского театра.

Михаил Татарников. Биография

Михаил Петрович Татарников родился в семье петербургских художников 21 сентября 1978 года. В родном городе окончил факультет симфонического и оперного дирижирования Санкт-Петербургской консерватории. В 2006 году дебютировал в качестве дирижера в Мариинском театре - балет «Метафизика» на музыку Второй симфонии Прокофьева.

В 2007 году проявил себя как оперный дирижёр - постановка «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева. В дальнейшем под управлением Татарникова в Мариинке прозвучало свыше четырех десятков произведений, включая такие, как «Летучий голландец», «Тристан и Изольда» Р. Вагнера; «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта; «Псковитянка», «Садко» Н. А. Римского-Корсакова; «Атилла» Дж. Верди.

Михаил работал c оркестрами Йены, Турина, Осло, Токио, Дрездена, Евле, Роттердама, Стрезы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Он ассистировал Валерию Гергиеву в рамках исполнения тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» в Метрополитан-опере.

Дирижировал в «Комической опере» Берлина («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), «Ла Скала» (балет Дж. Кранко «Онегин» на музыку П. И. Чайковского), Опере Бордо («Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта), Баварской госопере («Русалка» А. Дворжака), Национальной опере Бергена («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова), австрийском театре «Ан дер Вин» («Чародейка» П. И. Чайковского), Польской национальной опере («Троянцы» Г. Берлиоза), Рижской опере («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), брюссельском театре «Ла Монне» (одноактные оперы «Алеко», «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова).

В 2012 году Михаил Татарников получил должность музыкального руководителя и главного дирижёра Михайловского театра.

Он также музыкальный руководитель российской премьеры оперы Бенджамина Бриттена «Билли Бадд». Являлся приглашённым членом жюри проекта «Большой балет» телеканала «Россия-К». Стоял за дирижёрским пультом в Большом театре на гала-концерте в честь пятидесятилетия творческой деятельности Елены Образцовой .

2014 год: специальный приз высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за «театральную выразительность дирижёрских решений». 2016 год: Памятный знак «Чайковский» за вклад в развитие музыкальной культуры России.

Михаил Татарников. Личная жизнь

Михаил Петрович - внук советского дирижёра и переводчика либретто Джемала Далгата . В сентябре 2015 года Татарников женился на балерине Анжелине Воронцовой .