Изобразить настроение человека на выбор. Используем цвет для создания настроения в Adobe Photoshop

Рисование осеннего пейзажа поэтапно

Мастер-класс по рисованию. Пейзаж-настроение «Поздняя осень»


Кокорина Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства, МОУ Славнинская средняя общеобразовательная школа, Тверская область, Торжокский район.

Назначение работы: мастер-класс по рисованию предназначен для детей от 10 лет, учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования. Рисунок можно использовать для участия в конкурсах, выставках, украшения интерьера или в качестве подарка.

Цель: выполнение пейзажа на тему «Поздняя осень»

Задачи:
развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени;
формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью;
воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.

Для работы нам понадобятся: альбомный лист, акварель, стаканчик для воды, кисточки различной толщины и жесткости (белка или пони № 4, №2; щетина № 8), восковые карандаши.


Все дождь и дождь. Повсюду лужи,
На землю с крыш потоки льют.
Что день, то пасмурней и хуже,
И от осенней острой стужи
Не знаешь, где найти приют.
Все дождь и дождь… увяли розы,
Цветы озябли, не цветут,
И на деревьях только слезы…
Еще неделька – и морозы
К нам грозно с севера придут.
(М. П. Чехов)

Поздняя осень. Многие считают это время скучным, грустным и печальным. Наверное, так и есть. Обычно в этот период льют бесконечные дожди, почти не выходит солнце, не поют птицы, дни выглядят серыми, начинает раньше темнеть. Деревья стоят уже совсем голые, листья облетели. Небо нависает низко серыми тучами. Но и поздней осенью бывают очень приятные дни. Вдруг прекращается дождь и немного теплеет, над землей клубится туман. Дышится легко…

Сегодня я предлагаю нарисовать пейзаж, который передает настроение поздней осени, о которой нам поведал в своих стихах Александр Сергеевич Пушкин:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет…

Для рисунка возьмем тонированный картон серо-голубого оттенка. Черным восковым карандашом нарисуем основу нашего пейзажа.

Начнем с дерева. Нарисуем ствол и ветки.


Наметим линию горизонта.


Нарисуем дом.


Вокруг дома, забор.


Прорисуем детали дома: окна, крышу.


На ветках деревьев нарисуем несколько крупных листочков.



Нам земле также добавим несколько листочков, а на переднем плане – небольшую лужу.


На небе прорисуем тучи.


Этап второй: акварельными красками закрашиваем рисунок.
Начнем с заливки фона. Чтобы получить размытые тона используем прием тонирования бумаги по-сырому.
Хочу напомнить вам прием тонирования по-сырому. Лист бумаги смачиваем водой широкими мазками широкой кисточкой. Потом по мокрому листу наносим краску нужного нам цвета и подходящую данному колориту рисунка. Наносим так, чтобы границы краски соприкасались, даже слегка заходили друг на друга. Так одним цветом можно выделить землю, а другим небо, и граница между ними, получается размыта.
При рисовании хмурой, дождливой, пасмурной погоды будем использовать серую, черную, фиолетовую, коричневую, темно-синюю… гамму красок.
Для заливки неба будем использовать фиолетовую акварель, лазурь железную и ультрамарин.




Закрашиваем ствол дерева. Для этого берем черную акварель, умбру натуральную и сепию.


Заливаем нижнюю часть рисунка. Для осенней пожухлой травы используем умбру натуральную и сиену жженную.



Закрашиваем дом. Для стен используем охру золотистую и сиену натуральную; для крыши – краплак красный темный и сепию.





Делаем прорисовку заднего плана. Для этого возьмем кисть с жесткой щетиной и методом «тычка» нарисуем деревья.



Короткими штрихами задаем текстуру травинок на переднем плане.



Охрой золотистой закрасим листья на дереве и на траве.


Черной краской оттеним листву деревьев и подчеркнем текстуру ствола ближнего дерева.


Для лужи возьмем те же краски, что и для неба: фиолетовую акварель, лазурь железную и ультрамарин.



На этом можно и закончить рисунок, но я предлагаю третий этап: прорисовать детали рисунка восковыми карандашами.
Черным восковым карандашом подчеркнем серые тучи.


Вводим черный, темно-синий и фиолетовый карандаши в верхней части неба. Штрихи кладем горизонтально, легко. Подчеркивая, а не перекрывая текстуру краски.



Черным карандашом подчеркнем ствол и ветви дерева.



Введем темно-зеленый карандаш в траву.


Желтым карандашом подчеркнем тени на стенах дома.



Посмотрев внимательно на рисунок, видим, что не хватает листвы на дереве. Поэтому берем кисть с жесткой щетиной и охру золотистую и, методом «тычка» наносим краску на крону дерева и под деревом.



Теперь работа закончена, можно вставить ее в рамку.

БЛОК III. «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ»

Занятие 1
Упражнение «Цветочное имя»

Цель: установление благоприятного эмоционального климата в группе.

Ведущий. Добрый день, уважаемые участники группы! Сегодня мы попробуем представиться друг другу новым способом при помощи названия цветов. Например: Татьяна - тюльпан. Все участники должны запомнить цветочные имена друг друга, а затем попробовать их воспроизвести. Итак, кто хочет начать игру?

Упражнение «Заверши предложение»

Цель: изучение характера эмоциональных переживаний детей.

Участникам группы предлагается бланк с неоконченными предложениями (см. приложение 1).

Ведущий. Мы все вместе возвращаемся за стол, и я предлагаю выполнить следующее упражнение. Каждый из вас получил листок, где написаны предложения. Однако, как вы заметили, эти предложения еще не окончательно оформлены. Ваша задача: завершить их так, как считаете нужным. Каждый участник группы должен завершить его самостоятельно и сдать ведущему.

При желании участников ответы обсуждаются.

Упражнение «Нарисуй свое настроение»

Цель: развитие навыка распознавания собственного эмоционального состояния.

Ведущий. Перед вами чистый лист бумаги и цветные карандаши. Подумайте, при помощи каких цветов вы смогли бы передать свое настроение. Давайте попробуем его изобразить, а затем другие участники попробуют угадать, какое настроение у его друзей.

Рисунки обсуждаются с участниками группы.

Упражнение «Времена года»

Цель: развитие внимания, координации слуховых и двигательных анализаторов.

Ведущий. А теперь я приглашаю вас встать в круг. Попробуйте запомнить следующие обозначения. Если я говорю «зима», вы должны скрестить руки на груди, «весна» - вытянуть руки вперед, «лето» - поднять руки вверх, «осень» - развести руки в стороны. Будьте очень внимательны! Начинаем!

Упражнение «Я скажу вам «До свидания!»

Цель: создание атмосферы доверия, возможности высказаться.

Ведущий. Постарайтесь запомнить своих соседей слева и справа. Подумайте, какое пожелание вы могли бы им высказать, чтобы у них весь день было хорошее настроение. Лучше начать с фразы: «Я говорю тебе «До свидания, Саша» и желаю тебе счастья и радости!» Обращаться друг к другу надо обязательно по имени.

Занятие 2
Упражнение «Характеры»

Цель: знакомство детей с качествами людей, изучение самооценочных представлений.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем наш день со следующего упражнения. Вы, наверное, знаете, что каждый человек имеет свой характер, свои вкусы и привычки, внешность, манеру поведения, особенности характера отличающие его от других людей. Каждый из нас имеет качества, которые могут не встречаться у другого человека. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и ручка. Предлагаю вам следующее задание: я буду называть какую-либо черту человека, ваша задача - назвать противоположную черту, но записать в свой листок надо ту черту, которая, как вы считаете, вам подходит.

Итак, начинаем:

Трудолюбивый - ленивый

Щедрый - жадный

Отзывчивый - безучастный

Добрый - честный

Внимательный - рассеянный

Дисциплинированный - шаловливый

Вежливый - грубый

Общительный - замкнутый

Простодушный - хитрый

Целеустремленный - легкомысленный

Полученные результаты можно обсудить.

Упражнение «Ситуация»

Цель: ориентировка детей в ситуациях, где требуется принятие решений.

Ведущий. Нам необходимо разделиться на 4 команды. А теперь слушаем внимательно задание. В течение жизни мы все сталкиваемся с какими-либо ситуациями. Одни из них нам приятны и радостны, другие заставляют задуматься, третьи же кажутся просто неразрешимыми. Но тем не менее любая требует принятия решения и ответа на вопрос: «Как лучше поступить?» Сейчас я предложу вам различные ситуации, с которыми вы можете встретиться в жизни. Ваша задача - найти выход из ситуации и объяснить, почему именно этот вариант вам кажется наиболее удачным.

На каждую группу дается одна ситуация, которую дети обсуждают в течение 5–10 минут. Затем каждая группа представляет свою ситуацию и способ ее решения для других участников занятия, которые могут задавать вопросы. Ведущий стимулирует работу групп, руководит процессом обсуждения.

1. ЧТО ПРОИЗОШЛО: ты нечаянно разбил мамину красивую чашку.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

Убрать осколки и ждать пока мама сама обнаружит пропажу, а затем все объяснять;

Срочно бежать в магазин и искать такую же чашку;

Рассказать маме о том, что произошло, как только она придет домой;

Звонить маме на работу и, громко плача в трубку, рассказать о случившемся;

Сказать, что чашку разбил мамин любимый кот.

2. ЧТО ПРОИЗОШЛО: проспал в школу и жутко опаздываешь на контрольную работу к строгому учителю.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

Прогулять урок и прийти на следующий;

Ворваться в класс, поздороваться, сказать, что застрял в лифте;

Постучаться в класс, извиниться и попросить разрешения войти;

Не пойти в школу вообще, повеселиться дома, пока никто не знает;

Срочно искать у себя признаки заболевания, звонить маме на работу, хрипеть и кашлять в трубку.

3. ЧТО ПРОИЗОШЛО: родители попросили тебя посидеть дома с младшей сестрой (братом), а ты собирался пойти погулять.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

Запереть младшего в комнате и побежать на прогулку;

Лечь спать от обиды, а он пусть сам себя веселит;

Устроить родителям истерику - ведь у тебя были свои планы;

Попробовать придумать какие-нибудь отговорки: «мне уроки надо делать!», «мне на секцию!» и др.

4. ЧТО ПРОИЗОШЛО: классный руководитель предлагает организовать концерт для детей-инвалидов.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

Сославшись на занятость, не принимать участия в подготовке;

Включиться в работу, постараться придумать что-то новое и необычное;

Спросить, чем можно помочь, но, взяв какое-либо поручение, ничего не делать;

Подойти с предложением помочь в подготовке концерта, но на выступление не ехать;

Просто сидеть и молчать: обратят внимание - помогу, не заметят - высовываться не стану.

После каждого выбора задается вопрос «почему?». Итоги работы обсуждаются.

Упражнение «Лесенка настроения»

Цель: изучение эмоционального состояния ребенка (см. приложение 2).

Ведущий. Возвращаемся в общий круг и рассаживаемся вокруг стола. Вы успешно справились с предыдущим заданием, и мы движемся дальше. Перед вами лежат листы бумаги, на них - лестница, она необычная. Это лесенка вашего настроения. Вспомните, какой у вас вчера был день, а самое главное - какое у вас было настроение в те моменты, которые написаны на ступеньках. Ваша задача: раскрасить эти ступеньки соответственно вашему настроению. Внизу можно подписать, какое это было настроение .

Результаты можно обсудить.

Упражнение «Ловушки»

Цель: развитие внимания.

Ведущий. Следующее упражнение потребует от вас внимания. Вначале я прочитаю текст, который вы должны внимательно выслушать. Если даже что-то вам покажется странным, не надо об этом говорить, а просто запомните. До окончания чтения говорить нельзя. Слушайте внимательно!

Текст

В один из солнечных летних морозных дней я сидел на берегу замерзшего озера. Небо над головой было высоким и безоблачным, только изредка с него срывались огромные снежинки. Вокруг меня кружились пушинки от отцветших одуванчиков. Над полем летали стрижи, ласточки, дикие утки и куры. «Может, к дождю?» - подумал я и порадовался, что взял с собой солнечные очки. Далеко, на том берегу реки, где я сидел, раскинулся высокий и мохнатый еловый лес. Ах, каких только берез там не было! «Какая красота!» - подумал я и повернул к дому.

Дети называют те неточности, которые им удалось подметить в тексте. Результаты обсуждаются.

Упражнение «Как говорить «да» и «нет»

Цель: обучение коммуникативным навыкам, изучение особенностей межличностного взаимодействия.

Ведущий. Часто нам приходится выбирать, что ответить человеку в той или иной ситуации. И если ответить «да» легко, то с отказом всегда возникают сложности. Давайте попробуем рассмотреть несколько ситуаций, которые могут встретиться или уже встречались в жизни, и выбрать ту форму ответа, которая вам больше понравится. Отвечать будем все по очереди. Кто хочет начать?

1. Меня приглашают на день рождения к другу (подруге), я говорю ____, потому что ___________

2. Когда мне предлагают попробовать сигарету на вкус, я говорю ____, потому что __________

3. Когда мама просит меня отвести бабушке сладкий пирог к чаю, я говорю ____, потому что _________

4. Когда знакомые предлагают мне подурачиться по телефону, например позвонить в пожарную часть, я говорю ____, потому что _______

Выбранные варианты обсуждаются.

Ведущий. Наше сегодняшнее занятие подошло к концу, я благодарю всех за работу. До встречи!

БЛОК IV. «ЧТО МЕНЯ ОКРУЖАЕТ»

Занятие 1
Упражнение «Цвета»

Цель: повышение положительного эмоционального настроя в группе.

Ведущий. Мы продолжаем работу в нашей творческой группе. Тема нашего занятия сегодня звучит так - «Что меня окружает». Как вы считаете, что окружает нас в жизни? Можете назвать это?

(Дети отвечают.)

Спасибо, хорошо. Теперь мы приступаем к следующему заданию. Сейчас я раздам карточки, где написано название цвета (см. приложение 3). На каждый цвет могут быть две карточки. Друг другу их показывать нельзя. Затем я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те, у кого в карточках соответствующие цвета. Иногда я буду называть несъедобные вещи, тогда все участники группы должны сидеть. По ходу игры будьте внимательны - постарайтесь понять, у кого из участников какой цвет. Начинаем игру!

Упражнение «Игра с воображением»

Цель: развитие творческого воображение, снижение эмоционального напряжения.

Ведущий. Вы молодцы. Мы двигаемся дальше, и я предлагаю перейти к следующему заданию. Перед вами лист с заготовками (см. приложение 4).

Это еще не картина, но может ей стать. Ваша задача - добавить все, что нужно, на ваш взгляд, всякие детали, чтобы изображение приобрело законченный вид.

Полученные варианты представляются на доске. Можно предложить детям внимательно рассмотреть полученные картины, выбрать наиболее интересные варианты. Важно отметить успех каждого ребенка, выполнявшего задание.

Упражнение «Две бабочки»

Цель: тренировка эмоционального состояния ребенка, переключения и устойчивости этого состояния.

Ведущий. Перед вами на листе изображены две бабочки - одна веселая, а другая грустная. Раскрасьте их так, чтобы было понятно, у какой из них веселое, а у какой грустное настроение. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали именно эти цвета.

Упражнение «Тень»

Цель: развитие наблюдательности и внимания, снижение мышечного напряжения.

Ведущий предлагает участникам группы разбиться по парам. Один будет путником, а другой - его тенью. Путник должен выполнять те действия, которые называет ведущий, а тень их точно копирует.

Ведущий. Путник идет по пустыне, скачет на одной ноге по полю, видит цветок, останавливается, наклоняется, нюхает его, срывает и дарит его своей тени.

Упражнение «Что я узнал»

Цель: подведение итогов работы.

Ведущий. Подводя итог нашей сегодняшней встречи, я хочу, чтобы каждый участник нашей группы высказал свое мнение, что лично он узнал из наших встреч. Я буду передавать мяч участнику группы, а он - высказывать свое мнение.

Спасибо, наше занятие подошло к концу. Всего доброго!

Занятие 2
Упражнение «Приветствие жестами»

Цель: повышение работоспособности группы, создание благоприятного эмоционального фона.

Ведущий. Сегодня наша заключительная встреча в комнате друзей. Первое упражнение называется «Приветствие жестами». Например, я, чтобы поприветствовать вас, могу помахать рукой. Вот так! А все участники группы должны повторить мой жест. Каждый по очереди будет выходить в центр. Он становится ведущим и начинает здороваться с нами с помощью какого-нибудь жеста, а мы все вместе будем повторять предложенное приветствие. Условие - нельзя повторять приветствие предыдущего участника.

После завершения упражнения можно обратиться с вопросом к группе, какое приветствие вам особенно понравилось и почему.

Упражнение «Что можно, а что нельзя»

Цель: развитие навыков общения, обсуждение правил взаимодействия с окружающими.

Ведущий. Нам предстоит подвести итог нашей работы. Давайте в течение одной минуты подумаем, что помогает нам общаться друг с другом, а что мешает, чему мы научились здесь, а о чем еще хотелось бы узнать. Тот, у кого находится мяч, имеет право задать вопрос любому участнику группы о том, что именно помогает ему общаться с другими людьми.

Упражнение «Радуга»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий. А теперь предлагаю вам расположиться на своих местах как можно удобнее. Слушайте меня внимательно. Закройте глаза и представьте, что вы стоите на берегу и перед вами высоко раскинулась радуга. Для каждого цвета есть свое настроение и чувство. Попробуйте увидеть то, что я говорю.

Первый цвет - красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного цвета нас раздражает, а порой он напоминает нам о доброте.

Следующий цвет - оранжевый. Он, как веселый апельсин, играет своими яркими боками и поднимает нам настроение.

Желтый цвет приносит радость, он согревает нас, как солнце, мы улыбаемся. Если нам почему-то грустно, то теплые солнечные лучи трогают нас за щеки, и нам становится чуточку теплее и веселее.

Зеленый цвет - цвет природы. Если нам не по себе или нездоровится, то зеленый цвет помогает почувствовать себя лучше.

Голубой цвет может быть приятным и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаза в жару.

Синий цвет - как глубокое море, раскинувшееся до самого горизонта. Мы слышим его шум, чувствуем соленый запах морских волн. Синий цвет сильный, он помогает нам справиться со всякими неприятностями.

И наконец, фиолетовый цвет - переливающийся, как хвост павлина. Он яркий и непостоянный, часто искрится и считается строгим цветом.

А теперь открываем глаза. Какие цвета улучшили вам настроение?

Каждый участник группы высказывает свое мнение. Ведущий стимулирует дискуссию.

Упражнение «Пальчики-мордашки»

Цель: изучение эмоционального состояния, умение распознавать характер эмоциональных переживаний.

Ведущий. Вновь возвращаемся за столы и внимательно слушаем задание. Положите руку на лист и обведите ее простым карандашом. А теперь напишите над каждым пальцем, какой это день недели, начиная с большого пальца (понедельник). Затем раскрасьте каждый пальчик таким цветом, какое у вас в этот день было настроение. Нарисуйте там лицо. Передайте рисунок своему соседу справа. Пусть каждый попытается угадать настроение своего соседа.

Результаты обсуждаются.

Упражнение «Как ходит…»

Цель: снижение эмоционального напряжения, завершающее упражнение.

Ведущий. Переходим к заключительному упражнению. Давайте встанем в круг. Вы ведь знаете, что каждый человек имеет собственную походку, характерную для него. Я буду вызывать кого-то из вас, и этот участник станет ведущим. Он будет изображать различные походки, а задача других участников группы - повторять в точности движения ведущего.

Походка, которую будут изображать участники:

Грустного человека;

Веселой девочки;

Маленького ребенка;

Клоуна в цирке;

Человека, который опаздывает;

Манекенщицы на подиуме.

Ведущий. Ребята! Я благодарю вас за участие в работе нашей группы. Мне хотелось бы пожелать вам всего самого наилучшего и услышать от вас мнение о том, что больше всего запомнилось и понравилось вам на наших встречах.

Заключительное слово участников группы и ведущего.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Заверши предложения

1. Обычно мне нравится…

2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую…

3. Больше всего на свете мне хочется…

4. Я очень переживаю, если мне…

5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека…

6. Я очень злюсь, когда…

7. Я волнуюсь, если мои…

8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую…

Приложение 2

Лесенка настроения

Приложение 3

Цвета

Красный
Зеленый
Фиолетовый
Желтый
Оранжевый
Белый

Многообразие функций рисунка.

Педагог - психолог: Иванова-Кружкова Е.А.

Из всех психодиагностических методик рисунок, пожалуй, легче и шире развивает индивидуальную экспрессию и способность к коммуникации.

Рисунок применяется как в процессе установления контакта и последующего изучения клиента, так и существенно помогает во время самой психотерапии. Иначе говоря, три основных функции рисунка можно охарактеризовать кратко следующим образом: установление контакта с клиентом, диагностика состояния, собственно психотерапевтический эффект.

Более того, следует отметить и другие привлекательные стороны использования рисунков в работе, а именно:

· рисунок не отнимает много времени;

· рисунок дает обширный материал для интерпретации;

· рисунок на начальных этапах терапии улучшает коммуникацию и экспрессию, снимает напряжение, способствует снижению тревоги и в целом оказывает благоприятное воздействие;

· рисунок – это форма, в которой находят свое проявление страхи, желания, фантазии и т.п. клиента;

· рисунок хорош уже тем, что инициируется и контролируется самим клиентом;

· «рисунок способен вызвать катарсис: агрессивные и враждебные чувства обращаются в более приемлемые способы самовыражения» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.10);

· рисунок – это всегда неповторимая, личностная экспрессия внутреннего опыта;

· рисунок – «долговременная и полезная запись, к которой можно возвращаться во время терапевтического процесса, чтобы проверить, достигнуты ли цели» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.20-21).

На первых этапах индивидуальной работы с детьми особую важность приобретает установление непосредственного контакта с ребенком. Практика показывает, что создание конкретной работы – рисунка - на первых консультациях (как с детьми, так и со взрослыми, но в особенности с детьми) может являться более легким способом коммуникации, нежели вербальное описание личных чувств, особенно если эти чувства вызывают страх, напряжение и другие негативные переживания.

Наиболее часто используемыми, давно ставшими традиционными психодиагностическими методиками являются:

· рисуночный тест Гуденау-Харриса («Нарисуй Человека»),

· тест «Нарисуй человека (К. Маховер),

· тест «Нарисуй человека под дождем» (А. Абрамс, А. Эмчин),

· «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук),

· «Рисунок семьи»,

· «Рисунок несуществующего животного» и др.

Однако на практике часто случается так, что их применение требует предварительной работы по установлению контакта. Именно установление контакта с ребенком является едва ли не главным залогом успеха и вообще условием эффективности всех последующих встреч. Именно поэтому в настоящей работе мы сосредоточим ваше внимание на двух проективных техниках, которые направлены, в частности, на установление контакта с ребенком и могут быть смело использованы психологом на первых встречах с клиентом.

Опыт использования рисуночных упражнений «Нарисуй свое настроение» и «Маска» в индивидуальной консультативной работе с детьми.

Работа с Машей (имя девочки изменено) началась с обращения мамы, которая была обеспокоена тем, что ее дочку обижают другие девочки в классе.

Родители Маши (10лет) развелись, когда ей было три года. Сейчас девочка живет с мамой (41) в Москве, папа(44) со своей молодой женой(27) и их сыном(6) живет в Праге, куда Маша приезжает на летние каникулы. Сама Маша описывает взаимоотношения своих родителей (которые уже около 6-7 лет не живут вместе) как «дружеские, хорошие». Говорит, что очень любит своего братика (единокровного по отцу), и что «жена у папы хорошая, очень добрая. Но молодая еще».

Сама девочка очень приветлива, любезна, на контакт идет легко, охотно выполняет задания. Однако при всем этом на вопросы отвечает поверхностно, уклончиво. Особенно ярко это проявлялось, когда вопросы касались эмоционально значимых для ребенка тем (в частности взаимоотношений в семье).

На первой консультации Маше были предложены два рисуночных упражнений. С целью познакомиться была использована методика «Нарисуй свое настроение».

Описание методики «Нарисуй свое настроение».

Это упражнение можно применять на первых встречах с целью установления контакта, знакомства, снятия напряжения.

Цели: осознание актуального настроения; погружение в себя; самопознание; обнаружение проблемы; отреагирование.

Возраст: методика может применяться для любого возраста (в зависимости от возраста моделируется инструкция).

Форма проведения : индивидуальная, групповая.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, мелки.

Инструкция : «Сядь поудобнее, попробуй почувствовать в каком ты настроении. На что похоже твое настроение? Какого оно цвета? Возьми и нарисуй свое настроение. Это может быть реальный предмет или объект, это могут быть цветовые пятна, каракули. Как тебе хочется.

Придумай пожалуйста метафору, которая отражала бы ваше состояние-настроение и подходила бы к рисунку.

Пожалуйста положи на пол свой рисунок, посмотри на него со стороны. Нравится тебе он или нет? Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в нем? Если хочешь – измени. Если ты ничего не хочешь менять – определи для себя, почему ты не хочешь этого делать».

Важно понимать, что объектное содержание рисунка ровным счетом не имеет никакого значения, важно – настроение.

Из беседы с Машей по ее рисунку:

ЕА – Расскажи, пожалуйста, твое настроение, какое оно сейчас?

М – Хорошее. Веселое.

ЕА – А обычно какое твое настроение?

М – Ну, обычно хорошее тоже, радостное.

ЕА – А плохое настроение у тебя бывает?

М – Бывает, но редко. Когда мама ругается.

Собственно почти вся последующая беседа о настроении строилась по заданному типу. Маша улыбалась и говорила только о «хорошем», отрицала какие-либо негативные тональности настроение.

Рисунок Маши «Настроение» можно посмотреть ниже.


Описание методики «Маска» («Портрет снаружи и изнутри»).

Цели: снятие тревоги, напряжения; самопознание; принятие собственной теневой стороны.

Возраст: с младшего подросткового возраста.

Форма проведение: как индивидуальная, так и групповая работа.

Оборудование: карандаши, мелки; два круглых листа бумаги (можно вырезать круги на обычном альбомном листе).

Инструкция - 1: «Сейчас мы с тобой будем рисовать ваши качества. Подумай, что ты обычно показываете окружающим, что ты позволяешь увидеть в тебе чаще всего. Представил? Попробуй нарисовать это теперь.

Теперь посмотрите на рисунок со стороны, дорисуйте, если вы что-то не дорисовали».

Инструкция – 2 . «Переверни лист, представь теперь свои качества, которые ты не показываешь окружающим, прячешь, скрываешь. Представил? Теперь попробуй нарисовать их».

1. Видишь ли ты разницу между двумя сторонами рисунка? Большая ли разница?

2. Что тебя останавливает, чтобы продемонстрировать эти качества?

3. Что будет, если кто-нибудь увидит эти качества?

После обсуждение еще раз дается инструкция: «Посмотри на рисунок еще раз. Хочется ли тебе что-нибудь изменить? Если хочется – то измени».

Из беседы с Машей по ее рисункам:

ЕА – Расскажи, пожалуйста, какой видят тебя другие люди?

М – Общительной, веселой, доброй. Любопытной (смеется).

ЕА – А как ты чувствуешь себя изнутри?

М – Ну, не слишком веселой, не слишком грустной.

ЕА – Как ты думаешь, твой внутренний образ отличается от того, что видят другие?

ЕА – Ты нарисовала один глаз закрытым, что это значит?

М – Ну, это я подмигиваю.

ЕА – То есть ты игривая на самом деле?

М – Ну да.

Рисунок Маши «Маска» можно посмотреть ниже (Рисунок –1. Портрет снаружи. Рисунок –2, Портрет изнутри)


Рисунок - 1. Портрет снаружи.


Рисунок – 2. Портрет изнутри.

Несколько слов об анализе рисунков.

Сами рисунки Маши формально демонстрируют благополучие, позитивные эмоции. Однако следует обратить внимание на использование сверх яркой цветовой гаммы. Так, например, обильное использование оранжевого цвета может свидетельствовать о сильном внутреннем напряжении. Об этом же говорит штриховка. Часто прерываемые линии свидетельствуют о нерешительности, даже робости, колеблющемся характере.

Во всех трех рисунках ребенок особо тщательно прорисовывает голову человека и особенно лицо. Как пишет К. Тейлор, особое внимание к голове свидетельствует об отсутствие проблем адаптации к социальной среде, в некоторых случаях о демонстрации социально желательного поведения.

Лицо – символ сферы общения, «важнейший центр коммуникации» (Тейлор К., 2003, С.99). Сосредоточенность на чертах лица (какую мы наблюдаем в рисунках Маши) могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного человека, дабы компенсировать свою слабость самоутверждения.

Хочется особенно остановится на прорисовке глаз и рта. Так, большие глаза с прорисованными зрачками – символ страха и тревоги (Тейлор К., 2003). Выделение рта, его смещение, попытки стирания – часто являются признаками зависимости, несамостоятельности.

Вот такой небогатый, и даже поверхностный анализ рисунков дает нам такой богатый и глубокий материал. По результатам первичной диагностической работы с Машей было отмечено следующее: обращает на себя внимание тотальная демонстрация позитивных чувств, как по отношению к себе, так по отношению к членам семьи, так и по отношению к одноклассникам. Кроме того. Девочка активно демонстрирует социально желательное поведение, при этом имеет место быть сильное напряжение, внутренний конфликт.

В заключении хочется отметить, что рисунок сам по себе отчасти теряет свою ценность, если он не сопровождается беседой.

Также, следует отметить, что рисунки не всегда валидны в качестве самостоятельного диагностического материала. Их рекомендуется использовать в комплексе с другими методиками (тестами, опросниками и пр.). Вместе с тем рисунок нередко служит единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в каждом рисунке содержатся обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Что особенно важно в работе с детьми. Можно без преувеличения сказать, что детский рисунок – это отражение его личности, чувств, переживаний, показатель уровня зрелости и развития.

Библиография.

  1. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 272с.
  2. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. – М., 2001. С.184.
  3. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Астрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.- 224с.

Любую эмоцию, чувство, состояние, которые мешают нам жить, можно прорисовать…

Рисование это не только процесс изображения на бумаге предметов или людей. Рисование – это также процесс перенесения на бумагу своих чувств, мыслей которые еще непроявлены. Этот процесс доступен любому человеку, который может держать в руке ручку или карандаш. И этот процесс помогает нам освободиться от своих эмоций, переживаний, лишних мыслей за счет выполнения физического действия, т.е. рисования. Хороший графолог расскажет о характере человека по его почерку, потому что почерк отражает внтуреннее состояние. Точно так же мы передаем свое состояние листу бумаги, когда рисуем. Когда мы в процессе рисования настраиваемся на свое чувство или состояние, это состояние переходит в изображение и мы от него освобождаемся. Умение рисовать здесь абсолютно не обязательно, и не нужно рисовать что-то красивое или понятное.

Если у вас стресс или не очень хорошее настроение, или просто хочется отпустить какую-то мысль или эмоцию – это можно прорисовать. Для этого нужно раскрыть чистый лист в тетради, взять ручку и создать хаос, зарисовать весь лист линиями в абсолютно произвольном порядке, рисуя так, как идет рука. Желательно зарисовать все чистые места, заполнить весь лист, достаточно плотно. Это займет 5-7 минут.

Рисуйте «от души» и из тела. Пусть движение руки будет продолжением Ваших эмоций, переживаний, состояний. Чем больше линий, тем лучше.

Если будет мало одного листа, берите следующий, потом еще один, и так до тех пор, пока неприятное чувство не ослабеет или не уйдет. Хаос должен быть качественным, т.е. абсолютно беспорядочным, не стоит рисовать знакомые предметы, ведь это хаос. Когда мы рисуем таким образом, вы материализум свое состояние в рисунке и освобождаем сознание от мыслей, чувств и эмоций.

Хаос может выглядеть так.

Но это только первая часть процесса. Когда один или несколько листов заполнены хаосом линий и ваши эмоции или негативные мысли переданы бумаге, и сознание немного от них немного освободилось, нужно заполнить образовавшуюся пустоту (в сознании) чем-то красивым и приятным. Нужно нарисовать новый рисунок, который уже будет более красивым и совершенным.

Для этого я предлагаю один из шаблонов, который можно распечатать и по нему рисовать по нему. Наведите серые линии гелевой ручкой, так чтобы нажим был равомерным, а линии были четкими


Для тех, у кого больше времени и кто любит рисовать – есть шаблоны посложнее. Желающим вышлю по почте.

Если вы не хотите рисовать по шаблону, то придумайте картину сами. В любом случае картина должна Вам нравиться. В картине должно быть много мелких деталей, т.е. примероно столько, как в моем примере, а линии не должны иметь лишних разрывов и заусениц. Рисуя четкие линии, красивые формы, настраиваясь на положительный результат, вы программируете себя на хорошее настроение и на созидание. Рисунок лучше закончить, т.к. завершенная работа придает уверенности в своих силах. Раскрашивать картину тоже можно, если Вы любите цветное изображение!

Хорошего Вам рисования и настроения!

P.S. Таким способом можно не только прорисовывать свои эмоции, но и учиться рисовать. Скоро будет готов сборник шаблонов для обучения рисованию гелевой ручкой.

© Дмитрий Рыбин, http://rybin-studio.narod.ru .
При перепечатке указание ссылки на сайт автора обязательно.

В отличие от последующих примеров это занятие является неструктурированным, состоящим из отдельных упражнений.

«Цвет моего настроения». Упражнение подходит для получения диагностической информации. Его можно применять при создании малых групп из участников, сходных по эмоциональному состоянию в ситуации «здесь и сейчас».

Пространство кабинета условно делится на 8 «люшеровских» цветовых зон. В центре каждой зоны располагается цветной куб или стул, задрапированный куском однотонной ткани соответствующей окраски.

Каждому участнику предлагается погулять по стилизованному лабиринту и остановиться в зоне, цвет которой соответствует его настроению. В итоге участники образуют группы, различные по численности и эмоциональному фону.

После обмена впечатлениями в общем круге упражнение повторяется. Вполне вероятно, что некоторые изменят «цвет своего настроения». Важно корректно выяснить причины произошедших перемен, а также предложить этим участникам создать еще один знак (символ), отражающий их новое эмоциональное состояние. Выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией (Собчик, 2003).

Для получения дополнительной информации желательно заранее заготовить шаблоны круга, квадрата, треугольника из бумаги восьми цветов. В этом случае участник выбирает и цвет настроения, и соответствующую фигуру. Такой знак прикрепляется к одежде и служит для психолога своеобразным индикатором. Изменения в эмоциональном состоянии фиксируются посредством добавления новых знаков другого цвета и/или формы к уже имеющимся.

«Образ и пластика настроения». Для выполнения этого упражнения потребуется запасти достаточное количество пластилина или цветного теста. Тесто – более подходящий и безопасный материал для маленьких детей, которые все проверяют «на вкус», а также для детей с нарушениями развития. Упражнение полезно в терапии агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов.

Вначале предлагается выбрать кусок пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую форму. Варианты тем: «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый город»,

«Пластилиновый рай» и т. п. Лучше, если тему, сюжет и название скульптуры участники придумают самостоятельно.

Участники объединяются в группы по цвету настроения, и каждый рассказывает историю о своей скульптуре. Затем из индивидуальных работ создается одноцветная коллективная композиция.

Пластичность материалов позволяет многократно изменять свое произведение и, соответственно, «подправлять» эмоциональное самочувствие. Образно говоря, негативные эмоции могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной атмосфере группы. С этой целью занятие завершается коллективной лепкой – созданием единого разноцветного «Шара настроений» из отдельных пластилиновых фрагментов.

В другом варианте упражнения инструкция может быть более конкретной:

1. изобразите какое-либо настроение (или свои фантазии, представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т. п.);

2. создайте образы своего «Я» (или субличности);

3. с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые составляющие своей личности;

4. используя любые формы выражения чувств, опишите свои переживания, воплощенные в пластическом образе. Лепка из пластилина, теста, глины – созидательные изменения формы и символического смысла художественных образов – является эффективным средством моделирования в иной системе координат нового образа «Я», продуктивных взаимоотношений, конструктивных способов поведения, ценностей личности.

«Раскрашиваем чувства». Упражнение желательно провести в два этапа. Сначала участникам предлагается на листах бумаги формата А4 абстрактно, посредством линии и формы, изобразить простым карандашом самые яркие чувства, которые им наиболее известны из собственного опыта. В работе с тревожными и замкнутыми детьми лучше использовать больший формат (A3) и художественный уголь или сангину. Название изображенного чувства записывается на обратной стороне листа. Потом участники раскрашивают рисунки, выбрав для каждого образа соответствующий цвет.

Это упражнение позволяет в художественной форме выразить глубоко лежащие чувства, а значит, получить внутреннюю разрядку. Оно особенно полезно в работе с детьми, которые плохо справляются со своими сильными эмоциями, склонными к агрессии или деструктивному поведению.

Задача психолога – побуждать участников искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Важно, чтобы ребенок понимал: допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни (Фопель, 1998).

Модификации упражнения «Раскрашиваем чувства». Для упражнения потребуется плотная бумага в рулонах (например, обратная сторона обоев), мелки, гуашь. Работа выполняется индивидуально каждым участником.

В самом простом варианте детям предлагается нарисовать силуэт человека в полный рост. Правдоподобность изображения человеческой фигуры обычно рассматривается как признак, связанный с самоидентификацией, ощущением схемы собственного тела.

Можно использовать пример Остапа Бендера и Кисы Воро-бьянинова. Участники группы разделяются на пары и, расположившись на устланном бумагой полу, по очереди обводят контуры головы, тела, рук и ног друг друга. Такое занятие обычно сопровождается яркой эмоциональной экспрессией, двигательной активностью и, в итоге, превращается в увлекательную, веселую, шумную игру.

С одной стороны, это способствует снятию мышечных зажимов, побуждает к спонтанности, приводит к ослаблению сознательного контроля.

С другой стороны, такая игра может стать трудноуправляемой, особенно в работе с расторможенными, гиперактивными детьми. К тому же искаженные, карикатурные контуры тела могут вызвать у «натурщика» чувства обиды, неловкости, агрессии и стать причиной внутреннего и внешнего протеста, существенным препятствием для самораскрытия на следующих этапах работы.

Чтобы избежать нежелательных эффектов упражнения, можно использовать шаблоны, изготовленные заранее. В этом случае основной акцент занятия смещается на самопознание, самоисследование.

После того как силуэт человека нарисован, в нем размещают различные чувства и раскрашивают их в соответствующие цвета.

Каждый сам выбирает содержание и способы воплощения замысла.

«Рисуем символами и абстракциями». Упражнение продолжает тему работы с определенным чувством. Варианты инструкций:

1. Используя любой стиль изображения и любые художественные средства, создайте образ вины (горя, утраты, любви, счастья и др.).

2. Используйте краски, линии, формы, чтобы создать образы, которые выразят ваше понимание чувства вины (горя, счастья и др.).

3. Расскажите о своем чувстве вины (злости, ревности и др.) языком символов.

4. С помощью символов и абстракций нарисуйте, что вы испытываете, когда чувствуете себя виноватым (покинутым, любимым и т. д.). Затем нарисуйте картину, отражающую ваше состояние, когда вы счастливы (огорчены, обижены). Далее предлагается проанализировать полученный опыт.

Распространенная в арт-терапии процедура «Что ты видишь?» – обдумывание и обсуждение ответа на вопрос «Что ты видишь на своем рисунке?» – поможет выяснить собственные ассоциации и представления автора рисунка. Интересно обсудить авторскую аргументацию цвета, формы, композиции в изображении того или иного чувства. Какие признаки свидетельствуют, что создан образ радости или, напротив, печали? Какой сюжет картины соответствует вашему пониманию радости (печали, чувства вины, обиды)? Какой эпизод вы представляете себе, когда рисуете чувство счастья (горя, ненависти)?

Подобные тематические задания располагают к высокой степени открытости в группе. Поэтому психологу особенно важно помнить о бережном отношении к индивидуальности каждого участника занятия и проявлять заботу о его психологическом состоянии.

Техника 2. «Рисуем круги»

Это занятие подходит для начала и завершения курса арт-те-рапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, способствует формированию групповой сплоченности.

Оптимальное число участников – 14–16 человек (две малые группы). Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья, и стол психолога.

Материалы: листы бумаги формата А4; два рулона – по одному на каждый стол – обоев или плотной оберточной бумаги длиной около двух метров каждый, без соединительных швов; достаточное количество разнообразных изобразительных материалов: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Каждый участник сам выбирает изобразительные средства.) Для младших школьников желательны нарукавники, фартуки, халаты.

Настройка – упражнение «Рисунок по кругу». Каждая группа получает по одному листу бумаги (А4); первый участник рисует на листе незатейливую картинку или просто цветовые пятна и передает эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к первому автору.

После выполнения упражнения обсуждается первоначальный замысел, участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».

Это упражнение может выявить сильные противоречия в группе, вызвать агрессивные чувства, обиду. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

Индивидуальная работа. Займите место за одним из столов. При желании вы можете пересесть на другое место, свободно передвигаться вокруг стола и рисовать на любой части бумажного полотна.

Нарисуйте на большом полотне кружок такого размера и цвета, какой вам хочется. Нарисуйте рядом с ним еще один-два круга, любого размера и цвета. Отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Те, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, положение своих кругов в пространстве бумажного полотна, могут сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите нарисованные вами группы кругов контурами. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами – придайте им индивидуальность.

Коллективная работа. Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам хочется дорисовать что-нибудь в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и т. д. Перед этим договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

Этап вербализации и рефлексивного анализа. Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, при желании зачитывает вслух то, что ему написали другие участники.

Техника 3. «Рисуем деревья»

Это занятие позволяет развить чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.

Оптимальное число участников – 8-12 человек.

Пространство арт-терапевтического взаимодействия следует организовать так, чтобы в помещении получились три условных круга: свободная от мебели территория, на которой можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (по числу присутствующих на занятии); расположенные по кругу столы для работы. Для младших детей при работе с красками необходимо предусмотреть спецодежду.

Материалы: масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь, бумага формата А4, большой лист ватмана (больший терапевтический эффект достигается в случае, если лист имеет форму круга или эллипса). Аудиозаписи музыкальных композиций и проигрыватель.

Настройка. Участникам предлагается занять удобное для себя положение (встать, присесть, сесть на пол, если есть соответствующие условия, – по желанию). Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было бы выразить собственное состояние «здесь и сейчас». Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения.