Спасо хаус история. По следам Воланда: Весенний бал полнолуния в резиденции американского посла. Дипломатическая дача США

Отношения с США у нас всегда колебались от дружелюбных до враждебных, отразилось это и на облике Москвы. Прогуливаясь по американским местам российской столицы, можно собрать по кусочкам сложную историю взаимоотношений двух стран.

Самое популярное "американское" место в Москве

Спасо-Хаус

Спасопесковская площадь, 10

Главное американское здание в Москве — так называемый Спасо-Хаус , официальная резиденция американского посла на Спасопесковской площадке недалеко от Арбата. Послы США занимают этот дом с 1933 года, после установления дипломатических отношений между СССР и Америкой. Изначально особняк принадлежал Николаю Второву , банкиру и золотопромышленнику по прозвищу «русский Морган» .

Дом был построен в 1913-1914 годах в неоклассическом стиле по заказу Николая Александровича. Вскоре после большевистского переворота сам Второв погиб, по одной из версий был застрелен, его наследники эмигрировали из России, а особняк был национализирован и передан в ведение Наркомата иностранных дел.

В 1933 году дом Второва передали под резиденцию американского посла. Первым дипломатом, поселившимся в Спасо-Хаусе, стал Уильям Буллит . В эти же годы со стороны главного входа в сад к особняку был пристроен большой зал для приемов и танцев. Именно здесь на одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трем апельсинам» дирижировал Сергей Прокофьев . В посольстве часто выступали известные музыканты и певцы, выставлялись работы американских художников, даже устраивались вечера с участием дрессированных животных.

Считается, что один из светских приемов - «Весенний праздник» 1935 года послужил для Михаила Булгакова , присутствовавшего среди гостей, прообразом Бала Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

С особняком связано множество «шпионских» историй. Самая известная из них — установка подслушивающего устройства в деревянный герб США, преподнесенный в подарок от пионеров в Артеке по наущению тайных агентов Лубянки послу США. Герб провисел в его кабинете с 1946 по 1952 год, успешно выполняя свою функцию. Теперь герб находится в музее шпионажа ЦРУ.

Во время государственных визитов в СССР в Спасо-Хаусе останавливались американские президенты Дуайт Эйзенхауэр , Ричард Никсон , Рональд Рейган . Сегодня резиденцию занимает нынешний посол США в РФ Джон Теффт .

Спасо-Хаус

Посольские здания США

Новинский бульвар, 21; пер. Большой Девятинский, 8.

Если резиденция посла США в Москве бессменна и стала символом российско-американских отношений на долгие годы, то с размещением остальной дипмиссии пришлось повозиться.

Изначально советское руководство обещало американской стороне здание в районе Ленинских гор, но переговоры об аренде оказались неудачными. И в 1934 году сотрудники посольства въехали в помещение на Моховую . В нем представительство находилась до 1953 года, после чего перебралось в здание на улице Чайковского (теперь Новинский бульвар), представляющее собой многоквартирный дом. Но дипломатам стало там тесновато, к тому же здание не обеспечивало необходимой безопасности.

Тогда между двумя сверхдержавами начался затяжной торг, в результате которого было подписано «соглашение об обмене участками земли для размещения посольств». Наша сторона получила право 85-летней бесплатной аренды 12,5 акров земли в районе Маунт Алто в Вашингтоне, американцы на этот же срок — 10 дополнительных акров в нынешнем Большом Девятинском переулке , сразу за зданием действующего посольства на Новинском бульваре .

К возведению нового пристанища для американских дипломатов приступили в 1979 году. Но в 1985 году работы пришлось заморозить. Так как в строящемся здании было обнаружено множество «жучков». Стройку вела советская сторона, американцы только разработали проект и осуществляли контроль. Строительство возобновили лишь после того, как в декабре 1991 года глава КГБ СССР Вадим Бакатин передал американскому послу схемы установки подслушивающих устройств. Оказалось, что уже на стадии производства стройматериалов в бетонные блоки и стеновые панели монтировались едва заметные «прослушки», внешне похожие на обычный строительный мусор.

В 1996 году американцы снесли два верхних этажа здания и возвели вместо них четыре новых. В нижней же части дома разместили службы, чья деятельность не требует режима секретности.

Здание посольства США

Окончательно в новое здание по адресу пер. Большой Девятинский, 8 посольство переехало в 2000 году. А в доме на Новинском бульваре 21 разместились консульский и отдел прессы.

Только после этого американские дипломаты почувствовали себя в обстановке полной конфиденциальности.

Старое здание посольства США на Новинском бульваре

Дипломатическая дача США

Таманская, 10 7А.

«Дом отдыха» американских послов находится в живописном Серебряном бору , со времен СССР ставшим уголком летних резиденций высокопоставленных госслужащих и иностранных дипломатов.

Дача американцев никак не обозначена и расположена за невысоким деревянным забором, в отдалении от городских магистралей. Она была дарована США после установления прочных дипотношений между странами в середине 1930-х. Здесь даже бывал президент Ричард Никсон и предложил превратить Серебряный бор в «Рашн Кони-Айленд». Нынешний американский посол часто собирает своих сотрудников на даче на корпоративное барбекю.

Пруд в Серебряном Бору

Англо-Американская школа

Береговая, 1

В 1949 году в здании на улице Береговая была открыта международная школа для детей членов англоязычного сообщества в Москве. В основном здесь обучаются дети дипломатов из США, Великобритании, Канады. Правда, есть и небольшой процент русских учеников, примерно одна пятая. Но попасть российскому школьнику сюда довольно сложно. Занятия в школе проходят по американской программе, все предметы ведутся только на английском языке, а педагогический штат состоит из американцев и канадцев.

Англо-Американская школа в Москве

Американская Православная церковь

Большая Ордынка, 60/2

Немногие знают, что в старинной церкви св. Екатерины на Большой Ордынке действует подворье Православной церкви в Америке . В храме проводятся богослужения не только на русском, но и на английском языке.

США — преимущественно протестантская страна. Протестантизм исповедует свыше 50% американских граждан. Православие же было «завезено» на Аляску в конце XVIII века в ходе мессианской поездки Русской Православной Церкви.

Официально поместная православная церковь в Америке действует с 1970 года. А ее подворье в Москве было открыто в 1994 году, после того, как наша страна сама очнулась от безбожия, и храмы были возвращены верующим.

Екатерининский храм на Большой Ордынке

Хаммеровский центр

Краснопресненская набережная, 12

Центр международной торговли на Красной Пресне был построен в 1980 году. Среди инициаторов и спонсоров строительства был американский предприниматель Арманд Хаммер , за что здание в Москве сразу прозвали «хаммеровским».

Необходимость создания подобного центра возникла в начале 1970-х годов, в период роста внешнеэкономической активности СССР и увеличения числа контрактов с зарубежными организациями. Проект комплекса был разработан под руководством главного архитектора Москвы Михаила Посохина совместно с американской компанией Welton Becket.

Отношения же Арманда Хаммера с СССР начались еще задолго до этого, в 1921 году, когда он еще 23-летним молодым человеком приезжал в Россию во время Гражданской войны и улаживал вопросы долгов за поставки лекарств. Ему приписывают и дружеские отношения с самим Лениным.

"Хаммеровский" центр

Путеводитель по архитектурным стилям

Этого промышленника, банкира, основателя завода МЭЛЗ и владельца пассажей называли «русским Морганом». В начале ХХ века он обладал самым большим состоянием в России. Поэтому интерьеры особняка Второва были роскошными: мебель во французском стиле, большой зал с мраморными колоннами и великолепной люстрой работы Я. Мишукова, а также изготовленные фирмой Бирмингем специально для Второва напольные часы.

Но хозяин недолго любовался этим великолепием: в 1918 году вскоре после того, как Второв выразил желание сотрудничать с буржуазией, его нашли мертвым в кабинете дома на Спасопесковской площади.

Спасо-хаус превратился в дом приемов ВЦИК. Здесь жил нарком иностранных дел Чичерин. А в 1933 году первый американский посол Уильям Буллит устроил тут свою резиденцию.

Тогда в доме Второва появились американская отопительная система, новая ванная и морозильные камеры в подвале для хранения продуктов. Кстати, еду доставляли сначала из США, затем из Финляндии.

В 1934 году здесь состоялся рождественский прием, куда из московского цирка доставили трех тюленей. Они устроили умопомрачительное шоу. Правда, дрессировщик выпил лишнего, и почувствовавших свободу животных долго не могли загнать в клетки.

В 1935 американский посол Буллит вновь устроил в Спасо-Хаусе бал. На этот раз маленький медвежонок танцевал на специальной платформе, в зале росли березы и живые цветы, комнаты утопали в свечах, играл выписанный из Стокгольма оркестр, столы ломились от экзотической еды, лились реки шампанского, а по дому летали птицы. Веселье продолжалось до рассвета.

На бал пригласили видных деятелей культуры и искусства. Был в их числе и Михаил Булгаков. После этого приема он переписал сцену бала у Сатаны, списав многое с мероприятия в американском посольстве. А резиденция посла США остается в Спасо-Хаусе до сих пор.

Говорят, что... ...Второв заключил сделку с Временным правительством. Он хотел обменять особняк на право выехать из России. Но перед отъездом его застрелили.
Говорят также, что Второва убил некий Гутков, которому миллионер отказал в оплате обучения в Чите.
Но более популярна легенда о безответной любви. Говорят, что приемный сын Второва полюбил молодую красавицу. Но она не обращала на это внимания. И однажды, возвращаясь домой, юноша встретил на пороге свою возлюбленную. Она вновь расхохоталась ему в лицо. Не выдержав, юноша задушил девушку, затем застрелил выбежавшего на звуки отца и застрелился сам.

October 26th, 2012

Вот и дошли у меня руки написать про Спасо-Хаус - резиденцию американского посла, в которой Воланд давал свой Весенний Бал. Объект это закрытый, практически режимный, поэтому простому смертному посмотреть вживую на его интерьеры мало реально. Но к большому счастью, пара моих знакомых получили туда приглашение на какой-то прием, а вместе с ним мои настоятельные просьбы "сфотографировать ну-что-нибудь-ну-как-получится". Получилось по-разному - вы сами увидите:)



Считается, что в описании Великого бала у Сатаны М.А. Булгаков использовал впечатления от приема, который был дан американским послом в Москве в апреле 1935 г. Это мероприятие проходило в резиденции американского посла, расположенной по адресу Спасопесковская площадь, 10. Особняк этот сегодня, даже в официальных документах, называют Спасо-Хаусом - по названию площади и расположенной рядом церкви Спаса на Песках.

Вывод о посольском приеме как прообразе Бала Сатаны делается в первую очередь на основе воспоминание Е.С. Шиловской, третьей жены Булгакова. И у исследователей есть все основания ей верить:
- Советская наглядная пропаганда тех лет часто изображала "американский империализм" в облике дьявола.
- Для полуопального литератора, каковым был Булгаков, прием в американском посольстве - событие почти невероятное, сравнимое с балом у сатаны. Особенно прием такого размаха: «Весенний Фестиваль», так назывался апрельский бал 1935 г., был одним из самых громких приемов Москвы эпохи СССР.

Это было самое начало дипломатических отношений СССР и США. Американский посол просто обязан был устроить что-то невероятно фееричное для достойного позиционирования своей страны и себя в московских дипломатических кругах. Первой ласточкой был рождественский прием 1934 года по случаю Рождества. Тогда из московского цирка выписали трех тюленей, которые выносили гостям елку и подносы с шампанским. Но в полном объеме цель была достигнута весной 1935 года. Не пускаясь в описание мероприятия (об этом ниже, упомяну только, что на «Весеннем Фестивале» американского посольства присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный.

Фасад Спасо-Хауса. Впрочем, ни Маргарита, ни Воланд никогда его не видели - Весенний Бал Воланд давал все в той же многострадальной квартире Степы Лиходеева.

Но вернемся к описанию Бала Сатаны Булгаковым и постараемся соотнести их с реалиями резиденции американского посла.

Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: «Я восхищен!» Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах.

Для «Весеннего фестиваля» в Спасо-Хаус из Московского зоопарка привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка.

Большой зал Спасо-Хауса, в котором обычно проходят приемы. Колонны есть, хоть и мраморные, а не "из искрящегося камня".

Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках…

Обеденный стол на весеннем приеме был украшен тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку. Жена Булгакова также вспоминала о «Массе тюльпанов, роз - из Голландии».

Оркестр человек в полтораста играл полонез. …
- … Здесь только мировые знаменитости.
— Кто дирижер? — отлетая, спросила Маргарита.
— Иоганн Штраус …

В Москву специально для этого бала был выписан оркестр из Праги.

За люстрой виден балкончик, на котором могли располагаться музыканты. Кстати, висящая здесь люстра - одна из претенденток на звание "той самой люстры, на которой раскачивался Бегемот".

В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой — стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый — прозрачно-фиолетовый, второй — рубиновый, третий — хрустальный. Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши.

В центре большого зала во время приема был установлен фонтан с шампанским. А вот как вспоминает Е.С. Шиловская: «В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское, сигареты».

Примерно под люстрой и стоял фонтан с шампанским.

Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром.

Лестницы в Спасо-Хаусе две: одна поднимается от вестибюля на уровень главного зала, а другая - от главного зала наверх в жилые помещения (она называется главной лестницей). Причем эти лестницы располагаются "друг за другом", так что стоя на вершине второй ты можешь видеть начало первой.

Лестница ведущая из вестибюля в главный зал.

А вот это вид примерно с той же самой точки, но в другую сторону - на лестницу, ведущую в жилые помещения (слева располагается главны зал).

Главная лестница.

Внизу, так далеко, как будто бы Маргарита смотрела обратным способом в бинокль, она видела громаднейшую швейцарскую с совершенно необъятным камином, в холодную и черную пасть которого мог свободно въехать пятитонный грузовик.

Камин в вестибюле Спасо-Хауса действительно есть. И его даже можно рассмотреть с лестницы.

Только вот две проблемы: камин этот маленький, электрический и установлен совсем недавно. В булгаковские времена его на этом месте не было.

Так что Спасо-Хаусу пришлось претерпеть значительные перестройки в воображении писателя, чтобы разместить под своими сводами Весенний Бал Полнолуния.

И, напоследок, несколько фотографий библиотеки Спасо-Хауса. К Мастеру и Маргарите она никакого отношения не имеет, но, мне кажется, их просто любопытно посмотреть.

При подготовке использовались следующие ресурсы:
http://russian.moscow.usembassy.gov/spasohistory.html
http://www.bulgakov.ru/v/bal/
http://www.youtube.com/watch?v=36FHGka2hEs
http://moscowwalks.ru/2012/01/18/spaso-house/

Другие мои заметки о Булгаковской Москве читайте

Начиная с 1933 года, когда были установлены дипломатические отношения между США и CCCР, резиденцией американских послов в Москве является особняк Спасо-Хаус. Он расположен в одной миле к западу от Кремля по адресу: Спасопесковская площадь, 10. Это недалеко от Садового кольца и Арбата, одного из старинных районов Москвы.

В XVII веке здесь жили царские псари и сокольничьи. В память о тех временах сохранилось название Кречетниковской улицы, позднее переименованной в улицу Композиторов. Название Спасо-Хауса и площади, на которой он расположен, происходит от великолепной русской православной церкви, расположенной на одной из сторон площади. Церковь «Спаса на песках», построенная в 1711 году, была изображена художником В.Д. Поленовым в 1870-х годах на картине «Московский дворик», ныне украшающей московскую Третьяковскую галерею.

Сооружение Спасо-Хауса велось по заказу Николая Александровича Второва, богатого купца и промышленника, и было завершено в 1914 году. Хотя здание построено в стиле новый ампир в эпоху господства помпезного стиля в архитектуре, оно не лишено достоинства и изящества. Интерьер сделан с размахом: главный зал длиною около 25 метров венчает высокий сводчатый потолок, с которого свисает громадная люстра. Считается, что эта люстра из российского хрусталя, которая выглядела впечатляющей даже по меркам Москвы 1914 года, была сработана знаменитым серебряных дел мастером Мишаковым и является самой большой домашней люстрой в Москве.

Жилые помещения, хотя и уступают по размеру залу на первом этаже, все же впечатляют простором и тщательной проработкой деталей — великолепной лепниной потолков, резными дверями и роскошными люстрами. В 1930-х годах был пристроен одноэтажный флигель, предназначенный для танцев. В остальном особняк мало изменился.

Спасо-Хаус строился на рубеже эпох. Участие России в Первой мировой войне послужило началом политических и общественных волнений, которые коснулись непосредственно хозяина дома. Судьба Второва породила множество легенд и версий. По свидетельству одних, он был убит в своем кабинете революционером в 1917 году. По другой версии Второв заключил сделку с Временным правительством Керенского: он отдал свой особняк в обмен на разрешение выехать из России. По третьей версии, Второв был убит собственным сыном в парадном вестибюле Спасо-Хауса. Доподлинно известно только то, что Второв умер в 1917 году и что в начале 1950-х годов одна из его дочерей жила в Париже.

После Октябрьской революции 1917 года вновь сформированное Советское правительство экспроприировало все московские особняки, включая Спасо-Хаус, в пользу государства. Советский министр иностранных дел Вышинский во время одного из приемов в Спасо-Хаусе обмолвился, что его предшественник Георгий Васильевич Чичерин, бывший наркомом иностранных дел в 1918-1930 годах, жил в Спасо- Хаусе в 1920-е годы.

В конце 1933 года, когда первый американский посол Уильям Буллитт приехал в Москву для вручения верительных грамот, ему показали три здания, отведенные для американского посольства. Выбор пал на два здания: Спасо-Хаус был избран в качестве резиденции посла. Другое здание, в то время еще только строившееся, расположенное на Моховой улице по соседству с гостиницей «Националь», предполагалось временно использовать для служебных помещений и квартир персонала до тех пор, пока не будет построен комплекс посольства на Воробьевых горах. Этот план так и не был осуществлен. Когда Соединенные Штаты установили дипломатические отношения с Советским Союзом, Спасо-Хаус использовался в качестве дома приемов Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК). На втором этаже располагались квартиры советских государственных служащих, которые они вынуждены были оставить. Среди них — И.М. Карахан, заместитель наркома иностранных дел, Михайлов, американист из газеты «Известия», и Флоринский, начальник протокольного отдела. После того, как они освободили жилые помещения, рабочие приступили к строительству «бального» флигеля. В связи со сложностями, возникшими при настиле полов, строительство было завершено лишь в 1935 году.

Посол Буллит впервые прибыл в Спасо-Хаус в марте 1934 года. В течение нескольких месяцев резиденция использовалась в качестве канцелярии Посольства, и в ней также размещалась некоторая часть сотрудников, пока не было завершено строительство нового здания на Моховой улице.

Лето 1934 года часто называют «медовым месяцем» советско-американских связей. Установление дипломатических отношений вызвало прилив теплых чувств, побудивший десятки тысяч американских туристов посетить СССР. Одним из них была сестра Чарлза У. Тейера, автора ряда книг, в том числе «Медведи в икре», описывающих жизнь в московском посольстве. Сестра затем жила в Спасо-Хаусе в качестве секретаря посла. В это время мисс Тейер познакомилась с третьим секретарем Чарльзом Е. Боуленом, возник роман, закончившийся браком, и 20 лет спустя посол Боулен и г-жа Боулен возвратились в Москву. Они были хозяевами Спасо-Хауса с 1953 по 1957 год.

В начале «медового» периода произошли два примечательных события в Спасо-Хаусе: встреча Рождества 1934 года, описанная в книге «Медведи в икре», во время которой три дрессированных морских льва устроили настоящий погром в танцзале, и праздник весны 1935 года, который Крена Уайли в своей книге «Вокруг земного шара за 20 лет» назвала «единственным достойным внимания приемом в Москве эпохи СССР». На бале присутствовал знаменитый писатель Михаил Булгаков, который затем использовал увиденное при написании сцены маскарада в романе «Мастер и Маргарита». Животные, позаимствованные из Московского зоопарка для празднования Рождества, создали целый ряд неожиданных проблем: не приученный к дому медвежонок попортил форму советскому генералу, а сотни зябликов, также не приученных к домашним условиям, шумно летали под сводами комнат с высокими потолками во время празднества и в течение многих дней после него. Еще одним знаменательным событием стал музыкальный вечер, организованный послом Буллиттом летом 1935 года. Как впоследствии вспоминал тогдашний глава консульского отдела Ангус Уорд, в только что отстроенном новом танцевальном зале в присутствии гостей была исполнена опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», при этом в качестве дирижера выступал сам автор.

Начало второй мировой войны и германское вторжение в 1941 году принесли новые страдания России, а также дальнейшие изменения в Спасо-Хаусе. Часть здания стала использоваться в административных целях, чтобы справиться с увеличившимся объемом работы в связи с ростом численности американского официального персонала. В подвале здания было даже устроено бомбоубежище. В течение всего этого периода резиденция в целом нисколько не пострадала, за исключением нескольких разбитых оконных стекол, в отличие от находившегося поблизости театра им. Вахтангова, который был сильно разрушен. Поздней осенью 1941 года, когда немецкие войска приближались к Москве, Советское правительство было эвакуировано на восток, в город Куйбышев (Самара) на Волге. Иностранные посольства, естественно, последовали за ним. Спасо-Хаус стал пунктом эвакуации для американцев; штатные сотрудники и журналисты собирались в Спасо-Хаусе и отправлялись на вокзал, где, под отдаленный аккомпанемент огня советских зенитных орудий, садились в поезда, идущие до Куйбышева. После отъезда в Куйбышев Лоренса А. Стейнхардта второй секретарь Льюллин Е. Томпсон, который позднее работал послом в Москве в 50-60-х годах, принял на себя ответственность за американскую собственность и оставшийся в Москве штат сотрудников. Томпсон был одним из тех нескольких послов, которые впервые оказались в Спасо-Хаусе в качестве младших сотрудников посольства.

Несколько месяцев спустя после переезда правительства и дипломатов в Куйбышев немцы, которые так и не вошли в столицу, были отброшены от Москвы. И новый посол адмирал Уильям X. Стэндли и его штат смогли возобновить деятельность посольства в Москве. В послевоенные годы Спасо-Хаус продолжал служить резиденцией посла и его посетило большое число высокопоставленных гостей, включая пятерых президентов, троих вице-президентов и восьмерых госсекретарей.

В последние годы были предприняты шаги по возрождению Спасо-Хауса в его былом великолепии 1914 года. Посол Томас Дж. Уотсон осуществил реставрацию внешнего веерообразного окна, разрушенного во время второй мировой войны, с использованием стекла яркого ультрамаринового цвета, какое и было установлено в самом начале. В 1983 году, когда послом являлся Артур А. Хартман, была предпринята смелая программа реставрации резиденции, приуроченная к 50-ой годовщине установления дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Восстановление парадного зала в 1988 году приблизило Спасо-Хаус к духу стиля новый ампир, в котором он был спроектирован первоначально.

В течение всех этих лет в Спасо-Хаусе выставлялись разнообразные коллекции выдающихся произведений американского искусства — традиция, которая ныне продолжается в рамках программы Государственного департамента «Искусство в посольствах». В рамках этой программы музеи и картинные галереи предоставляют произведения живописи и скульптуры посольствам США по всему миру. Гости Спасо-Хауса имеют возможность познакомиться с богатством и разнообразием американского искусства. Программа «Искусство в посольствах» была задумана и разработана супругой Льюллина Томпсона Джейн, художницей-любителем, жившей в Спасо-Хаусе. Она основала эту программу, исходя из убеждения в том, что белые стены Спасо будут выглядеть приветливее, увешанные американскими произведениями искусства.

Спасо-Хаус в течение длительного времени ассоциируется с американским присутствием в России и в этом качестве является весьма подходящим местом для резиденции американского посла в Москве.Ниже приводится список послов США в Москве, живших в Спасо-Хаусе, с указанием даты прибытия:

  • Уильям С. Буллит - ноябрь 1933
  • Джозеф Е. Дэвис - ноябрь 1936
  • Лоренс А. Стейнхардт - март 1939
  • Уильям X. Стэндли - февраль 1942
  • У. Аверелл Гарриман - октябрь 1943
  • Уолтер Беделл Смит - март 1946
  • Элан Дж. Керн - май 1949
  • Джордж Ф. Кеннан - март 1952
  • Чарльз Е. Боулен - март 1953
  • Льюллин Е. Томпсон - июнь 1957
  • Фой Д. Копер - август 1962
  • Льюллин Е. Томпсон - декабрь 1967
  • Джекоб Д. Ким - апрель 1969
  • Уолтер Дж. Стессел, мл. февраль 1974
  • Малкольм Туи - январь 1977
  • Томас Дж. Уотсон, мл. - октябрь 1979
  • Артур А. Хартман - октябрь 1981
  • Джек Ф. Метлок - апрель 1987
  • Роберт С. Страус - август 1991
  • Томас Р. Пикеринг - май 1993
  • Джеймс Ф. Коллинз - сентябрь 1997
  • Александр Р. Вершбоу - июль 2001
  • Уильям Бернс - июль 2005
  • Джон Байерли - июль 2008

Кризис в российско-американских отношениях и арест российской дипломатической собственности в США заставляет Россию готовиться к применению «зеркальных» мер.

В списке американских дипломатических объектов, которые потенциально могут быть арестованы, фигурирует и Спасо-Хаус — особняк посла США в Москве. Правда, источники в российском МИДе утверждают, что Спасо-Хаус пока арестовывать не планируется. Уж больно символическое это место с очень богатой историей.

Дом, который построил Второв

Имя Николая Александровича Второва сегодня мало кому известно. А между тем, этот человек с прозвищем «русский Морган» считался обладателем одного из крупнейших состояний в Российской империи.

Николай Второв. Фото: Public Domain

«Владелец заводов, газет, пароходов», Второв имел состояние, которое по версии журнала Forbes, составляло 60 миллионов золотых рублей.

В 1913 году в Спасопесковском переулке, в районе Арбата, по заказу Второва началось строительство особняка. Авторами проекта стали архитекторы Владимир Адамович и Владимир Маят . Сегодня особняк считается памятником неоклассической архитектуры предреволюционного времени.

Строительство было завершено в 1915 году, в разгар Первой Мировой войны, которая, к слову, для Второва стала периодом приобретения новых предприятий и роста прибылей.

Дом Второва был оборудован по последнему слову техники того времени, а люстра в здании по размеру уступала только тем, что висят в крупнейших театрах.

Надо сказать, что ни Февральская, ни Октябрьская революции Второва не напугали. Он продолжал свою деятельность даже в условиях кризиса, пока в мае 1918 года не был застрелен. Вопреки логичному предположению, с капиталистом расправились вовсе не чекисты или революционные матросы. Погиб «русский Морган» из-за личной истории — по одной из версии, убийцей был его внебрачный сын.

Spaso House

После гибели Николая Второва его родные уехали за границу, обосновавшись в Париже, а особняк был национализирован.

Передали здание Народному комиссариату иностранных дел во главе с наркомом Георгием Чичериным . На протяжении 15 лет здесь размещались рабочие помещения и квартиры первых советских дипломатов.

В 1933 году Советский Союз установил дипломатические отношения с США. За то время, пока между двумя государствами не было контактов, столица страны из Петербурга вернулась в Москву. В связи с этим для размещения посла и всей дипломатической миссии США нужны были новые помещения.

Но построить подобные объекты быстро невозможно. Поэтому в качестве временного места размещения для посла США Наркомат иностранных дел выделил свое здание в Спасопесковском переулке.

Первому послу США в СССР Уильяму Буллиту особняк очень понравился. Отталкиваясь от переулка, где находится здание, американцы дали ему более короткое название Spaso House. Термин «Спасо-Хаус» прижился, и сегодня используется как официальное наименование резиденции посла.

Как американцы вдохновили Михаила Булгакова

Американцам на новом месте хотелось устроить что-нибудь сногсшибательное, поражающее воображение. Решили, что было бы здорово устроить рождественский прием 1934 года с участием... зверей. Руководство Московского зоопарка, когда к ним пришли представители посольства США с просьбой об аренде питомцев, посчитало гостей из океана не вполне адекватными, и ответило отказом. Уговорить удалось Московский цирк, который выделил трех дрессированных тюленей.

Поначалу трюки животных привели всех в восторг, но затем приключилась беда. Щедрые хозяева угощали дрессировщика шампанским и не только, и вскоре он уснул пьяным сном. Оставшиеся без руководителя тюлени, жалобно урча, расползлись по особняку, и американцам самостоятельно пришлось заманивать их в клетку.

Как ни странно, но на этом американцы не успокоились. В апреле 1935 года был организован новый большой прием под названием «Весенний фестиваль». На сей раз освоившиеся в Москве дипломаты уговорили-таки зоопарк, и гостей приема в Спасо-Хаусе встречали горные козы, петухи, фазаны и другая живность, включая медвежонка. Создали даже искусственный березовый лес, а оформление обеденного стола имитировало лужайку. К услугам гостей были фонтаны из шампанского и вина.

На «Весенний фестиваль» в Спасо-Хаус были приглашены советские руководители, а также представители творческой интеллигенции. Среди последних был и писатель Михаил Булгаков . По воспоминаниям супруги писателя, описание бала у Воланда в «Мастере и Маргарите» было создано под впечатлением от приема в Спасо-Хаусе.

Вопрос со строительством нового здания для американского посла затянулся, и резиденция в Спасопесковском переулке из временной стала постоянной.

Место, где легко

Надо отдать должное американцам — к особняку они относятся бережно, и внутреннее его убранство стараются сохранять в историческом виде. В то же время еще в 1930-х годах специально для новых функций Спасо-Хауса к нему пристроили большой зал для приемов и танцев.

Традицией, появившейся в Спасо-Хаусе при американцах, стали музыкальные вечера. На одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трём апельсинам» дирижировал композитор Сергей Прокофьев . Также в Спасо-Хаусе проходили и другие культурные мероприятия, например, выставки американских художников.

Во время государственных визитов СССР здесь останавливались американские президенты Эйзенхауэр, Никсон, Рейган . Интересно, что во время визита Никсона из интерьера на время убрали бюст Джона Кеннеди , зная о сложном отношении Никсона к этому политику.

В отличие от основного здания посольства США, Спасо-Хаус всегда был более неформальным местом, где даже в самые сложные годы советско-американских отношений обстановка была менее напряженной, а разговоры более доверительными.

Невероятные приключения итальянца в России

Если дипломаты меняются часто, то американский персонал Спасо-Хауса работает в Москве гораздо дольше, порой по несколько десятков лет.

Настоящая легенда Спасо-Хауса — итальянский шеф-повар Пьетро Валот , проработавший в Москве более 40 лет. В Москву Пьетро попал почти случайно — в Венеции ресторан, где он работал, находился неподалеку от базы НАТО. Его блюда так понравились американцам, что его пригласили на работу. А затем вместе с дипломатами из США Пьетро, который, по его собственному признанию, не знал ни английского, ни русского языков, оказался в Москве. 27-летний итальянец, однако, не растерялся, быстро освоился, причем не только в Спасо-Хаусе, но и в стране в целом. Американские дипломаты со стажем рассказывают, что во времена дефицита в СССР, когда с продуктами было сложно, Валот мог утром отправиться из Спасо-Хауса с парой бутылок водки и несколькими пачками американских сигарет, а вернуться с деликатесами, необходимыми для приема.

Пьетро влюбился в русскую, женился на ней, обзавелся детьми, а потом и внуками, и Россия стала для него второй Родиной. Неудивительно, что одним из коронных блюд итальянца, которые обожают американские дипломаты, стали настоящие русские пельмени.

Спасо-Хаус десятилетиями служит символом дружеских отношений между нашей страной и Соединенными Штатами. Хочется, чтобы особняк, сто лет назад построенный «русским Морганом» Николаем Второвым, оставался этим символом и дальше.