Какие народы считаются коренными в кузбассе. Многонациональный кузбасс. Коренное население Кемеровской области

Почти три века назад телеуты - коренные жители Кузбасса - кочевали из края в край, промышляли скотоводством и охотой, жили в юртах. Сейчас на территории Кемеровской области всего их проживает чуть более 2 тысячи человек.

Телеуты ведут своё происхождение от тюркоязычного населения. Своё название они получили от слова «тёль», что в переводе означает «семя». Для этого народа огромное значение имела семья, род, предки.

Хотелось бы верить, что на улицах Беково до сих пор можно встретить женщину в длинном цветастом платье, выходящую из юрты, или удалого телеута, летящего на коне. Но современный быт этого народа теперь практически не отличается от «нашего» - от быта пришлых людей.

Живут они в обычных домах, ухаживают за огородами, работают трактористами, инженерами, музыкантами - всё почти как у нас. Но всё же современные телеуты стараются не забывать своих традиционных промыслов. Пытаются возродить валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Это работа не только взрослых, но и детей, которые с удовольствием посещают кружки в доме культуры: «Золотые ручки», «Рукодельницы», кружки изобразительного искусства.

Национальный костюм некоторые до сих пор носят в повседневной жизни. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

И хотя национальный костюм теперь по большей части - наряд для праздников и выступлений со сцены, некоторые бабушки носят его и в повседневной жизни. «После моего поколения вряд ли кто-то наденет кунек (платье), кроме как на праздник. Поэтому я чувствую ответственность. Ведь должна же наша молодёжь знать, что носили их предки!», - говорит жительница Беково пенсионерка Валентина Егоровна Шадеева .

Сила рода

По древней телеутской традиции, гостей встречать нужно песней. С её помощью ты открываешь своё сердце. И гость в ответ должен тоже спеть - сердце своё тебе открыть. Тогда вы оба - гость и хозяин - обязательно найдёте общий язык. Но из обихода песенная традиция уже давно вышла. Сохранилась лишь чайная церемония - горячий чай на травах и национальные блюда.

Телеуты считают, что с помощью огня можно очистить душу. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Многие традиции уже забыты. Вряд ли встретишь традиционную телеутскую семью, которая живёт по строгим правилам домостроя. Как и русские, телеуты давно отошли от них. Оно и понятно - время другое, условия жизни другие. Раньше телеуты вели бесконечные войны, поэтому безусловным хозяином дома был мужчина, он занимался воспитанием сына, готовил его к битвам, тяжёлому труду. Воспитанием дочери занималась мать: учила девочку вести хозяйство и заботиться о муже. С изменением условий жизни потребность в домострое исчезла. Хотя некоторые видят в этом плохой знак, мол, слабеет род.

Интерьер юрты в деревне Шанда. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Раньше его силу защищали небольшие деревянные куклы-обереги, но теперь их нет. А вообще телеутские куклы особенные. В отличие от других народов, телеуты оживляли своих хранительниц, вырезая им лица. Занимались этим исключительно люди посвящённые, обладающие сильной энергией. С куклами проводились целые обряды. Старший в роду раз в год кормил их саламатом из муки и масла при помощи огня, арчины и молока. Куклы передавались из поколения в поколение, оберегая род. Телеуты верят, что работать с энергиями - опасно, ведь можно попасть и к злым духам, поэтому-то сейчас вряд ли кто-то вырезает такие куклы.

Прошлое перед глазами

Иногда в Беково на площади дома культуры появляется хан со своей свитой, князь, вернувшийся с охоты, шаман, проводящий обряды с огнём. Так встречает своих гостей телеутский музей «Чолкой». Основал его Владимир Ильич Челухоев. Благодаря его стараниям, история народа и многовековые традиции не канут в Лету, а будут передаваться из поколения в поколение.

«Мы не имеем права забывать традиции своих предков, их законы чести и совести. Наши дети всегда с удовольствием приходят на экскурсии, разглядывают экспонаты, задают вопросы о традициях, анализируют свои поступки и оценивают их, оглядываясь на далёкое прошлое. Некоторые, увидев юрту, воодушевлённо восклицают: «Если наши предки так жили, то и мы сможем!» В такие моменты я понимаю, что всё было не зря!», - говорит Владимир Ильич.

Юрта. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

«Чолкой» - музей необыкновенный. Кроме нескольких залов на втором этаже дома культуры у него есть площадка под открытым небом, где стоят традиционные чадыр (в котором жили телеуты в тёплое время года), обо (каменная куча, украшенная ленточками) и другие строения XVII-XX вв., убранные внутри по всем правилам.

Экскурсия по музею превращается в увлекательнейшее путешествие! Хранители демонстрируют традиционный обряд очищения огнём. По поверью телеутов, он очищает душу. Посетители за считанные часы могут познакомиться с историей и традициями телеутского народа, увидеть, чем они ежедневно пользовались. На улице расположен целый посёлок. Можно войти в бревенчатую шестиугольную юрту, в которой телеут выживал в сибирские морозы.

Свои традиции телеуты хранят в коллективном творчестве. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Гостей у музеев всегда много. Отправиться в путешествие желают не только кузбассовцы, но и туристы из соседних Томской и Новосибирской областей и даже иностранцы. Свои традиции телеуты хранят и в коллективном творчестве. Беково и Шанда славятся своими коллективами: фольклорный ансамбль «Солоны», который отметил своё семидесятилетие, танцевальные коллективы «Телекей» и «Аяс» и многие другие. Ежегодно они участвуют в районных и областных конкурсах. В мае 2011 года Шандинский дом культуры занял I место в номинации «Тяраен кыс» и II место в номинации «Лучший телеутский стан» в областном национальном празднике «Святой Никола».

Не забывает народ и о национальных праздниках. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Помогают хранить культурные традиции ежегодные национальные праздники: зимний «Колодо», весенний «Табыр» и летний «Пайрам». «В моей семье праздники отмечаются традиционно. Мы поём национальные песни, готовим национальные блюда. Например, есть у нас праздник «Пельменей». К этому дню мы всей семьей лепим много-много пельменей в форме полумесяца. Пельмешки не простые, а с сюрпризом - с монеткой внутри. Монетка как символ удачи большой.

По традиции в этот день мы принимаем гостей и сами ходим в гости. Правда, сейчас больше ребятишки в гости бегают, а мы - взрослые - их встречаем. Сами в гости приходим только к родственникам. Я с молоком матери впитала и традиции, и родной язык и детям передала. Сейчас пытаюсь внуков научить. Они хоть и не могут говорить на родном языке пока, но многое понимают», - говорит жительница Шанды пенсионерка, постоянная участница праздничных выступлений Зоя Ивановна Торзунова.

Испокон веков телеуты не расставались с лошадьми. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Без языка нет народа

На фестивалях и праздниках всегда звучат телеутские песни, смысл слов которых сегодня ясен далеко не всем. Ведь в основном только старшее поколение свободно общается на родном языке. «Главная задача любого народа - сохранить свой язык. Ведь пока он жив, есть надежда, что будет жить и народ. Поэтому мне больно видеть, когда дети не могут изъясняться по-телеутски. Конечно, в большинстве своём они знают некоторые слова и фразы, но нет целостного знания», - говорит Владимир Сатин , директор дома культуры в Шанде.

Но старшее поколение не позволяет мальчишкам и девчонкам совсем забыть свой язык. В школе и библиотеке есть книжки на телеутском, телеутские буквари. Да и сами дети не потеряли интерес к родному языку и к своей культуре, они с радостью участвуют в праздниках, разучивая национальные стихотворения. «Языка, к сожалению, не знаю, - говорит смущенно семнадцатилетний Владимир Тен . - Лишь несколько слов, услышанных на улице. И в традициях плохо разбираюсь, хотя считаю, что знать их нужно. В будущем обязательно выучу язык и изучу свою историю. Ведь от нас самих зависит возрождение национальной культуры

Старшее поколение не даёт младшему забыть о своих корнях и традициях. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Звенящая гора

Есть у телеутов священное место - гора Шаанту в Шанде, или Звенящая гора. В 70-е годы прошлого века на ней поставили памятник матери, ждущей сыновей с войны. По легендам, здесь живут духи предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. «Здесь бывают не только пожилые люди, но и молодёжь. Правда, молодые ещё не совсем осознают великое значение этого места и частенько устраивают здесь свои гуляния. Но всё же и они гордятся своей горой. Это важно. Быть может, со временем мы вернёмся к предкам и будем все без исключения чтить это место», - надеется Владимир Сатин.

Памятник матери, ждущей сыновей с войны. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Телеутский народ приходит сюда молиться и медитировать. Они верят, что гора - это место их силы. Верят, что если вести себя на ней правильно, не шуметь и облагораживать её, наступит благодать. А если вести себя кощунственно, то гора заплачет. И не будет будущего у народа.

На Шаанту есть небольшая впадина. По поверью, если в неё встать и загадать желание, то можно услышать звон, означающий, что боги тебя услышали. Владимир Сатин говорит, что не раз слышал его, но некоторые слышат и гром.

  • © АиФ / Наталья Исаева
  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © Архив газеты "Знамёнка"

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © Архив газеты "Знамёнка"

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • ©

Население

Численность населения области – 2992 тыс. чел., 85 % проживает в городах. В области 20 городов, 7 из них с численностью населения свыше 100 тыс. жителей (Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Белово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск).

Народные промыслы

В Кемерово на фабрике художественных промыслов «Весна» выпускают металлические подносы с ручной росписью. Здесь работают такие замечательные мастера, как В. Пантелеева, Л. Лучнина, О. Бачурина, М. Макулик, А. Захарова, М. Большанина. Их изделия выставлялись на всероссийских выставках и аукционах. У мастеров появились свои ученики, которые расписывают подносы в собственной «сибирской» манере письма, ее не спутаешь с жостовской или нижнетагильской.

А лучший сувенир из Мариинска – художественные изделия из бересты. Группа Мариинских мастеров – Ю. Михайлов, В. Кривоногов, А. Волков – возродила древний сибирский промысел – изготовление берестяных туесов. Мариинские мастера работают в совершенно уникальном стиле, совершенствуя старинные приемы и используя новые технологии. Один из мастеров – Ю. Михайлов за работу по возрождению промысла даже удостоен звания почетного жителя Мариинска.

Изделия народных мастеров можно приобрести в художественной лавке на первом этаже гостиницы «Кузбасс» (ул. Весенняя, 20, тел. 25 18 78).

Национальный характер Шорцы

Одним из самых многочисленных коренных народов Кузбасса считаются шорцы (самоназв. – шор). Они населяют юг области, Горную Шорию. Всего в России насчитывается 16,6 тыс. шорцев, из них 11,5 тыс. чел. проживают в Кемеровской области. Общим самоназванием всех групп шорцев было «татар-кижи». Кроме того, различные группы исторических предков шорцев именовались по местообитанию – черневые татары, мрасцы, кондомцы, верхотомцы, или по названиям родов – абинцы, шорцы, каларцы, каргинцы.

В русских документах XVII–XVIII вв. шорцами назывались кузнецкие, кондомские и мрасские татары. В XVII в. с образованием Кузнецкого уезда – новой этнической территории, с усилением в ее пределах экономических, языковых и этнокультурных контактов, начался первый этап формирования нового этноса, названного в XX в. «шорским».

Знаменитые люди

Леонов Алексей Архипович, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Родился 30 мая 1934 г. в с. Листвянка Тиссульского р-на. Через три года семья переехала в Кемерово. Первый полет в космос совершил 18–19 марта 1965 г. совместно с П. Беляевым. Впервые в мире вышел из космического корабля в открытый космос и парил 12 минут, удалившись при этом от корабл, на пять метров. Второй космический полет совершил 15–21 июля 1975 г. совместно с В. Кубасовым на космическом корабле «Союз-19» (первый совместный полет «Союза» и американского «Аполлона»). Произошла стыковка кораблей на орбите, и 44 часа корабли находились в состыкованном состоянии. Экипажи совершили взаимные переходы из одного корабля в другой и в течение полета выполнили ряд крупных научных экспериментов.

Машков Владимир Львович , актер и режиссер. Родился в 1963 г. В середине 1960-х семья переехала в Новокузнецк. (Его мама – Наталья Ивановна Машкова была главный режиссер Новокузнецкого театра кукол, отец – Машков Лев Петрович – актер этого же театра.) Учился в Новосибирском театральном училище. Окончил школу-студию МХАТ. Учился у Олега Табакова, потом работал в его театре-студии. Самые известные фильмы с его участием: «Лимита», «Подмосковные вечера», «Американская дочь», «Вор», «Мама», «Олигарх», «Идиот». Поставил фильмы «Сирота казанская», «Папа», с премьерой которого приезжал в Новокузнецк.

Макарова Инна Владимировна , актриса, народная артистка СССР. Родилась 28 июня 1926 г. в городе Тайга. Окончила ВГИК (1948, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). С 1948 г. – актриса Театра-студии киноактера. Лауреат Госпремии СССР (1949 – за исполнение роли Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия»). Старшее поколение помнит ее роли в фильмах «Высота» (Катя), «Дело Румянцева» (Нонна), «Девчата» (Надя).

Раздаев Виталий Александрович , футболист, живая легенда кемеровского футбола. Родился в 1946 г. в г. Анжеро-Судженске. Самый результативный игрок второго дивизиона, забил более 200 мячей в ворота противника. Более 25 лет Раздаев посвятил футбольной команде «Кузбасс». Играл также в командах СКА (Новосибирск) и ЦСКА. Неоднократно признавался лучшим спортсменом года в Кузбассе. Почетный гражданин Кемерова.

Тулеев Аман-Гельды Молдагазыевич (Аман Гумирович), глава администрации Кемеровской области. Родился 13 мая 1944 г. В 1964 г. после окончания с отличием Тихорецкого железнодорожного техникума переехал в Сибирь в маленький железнодорожный поселок Мундыбаш Кемеровской области, где работал дежурным по станции, а с 1969 г. – начальником этой станции. После окончания НИИЖТа работал начальником станции Междуреченск, начальником Новокузнецкого отделения Кемеровской ж/д. В 1988 г. назначен начальником Кемеровской железной дороги. В 1990 г. избран в Верховный Совет РСФСР от Кузбасса. В марте 1990 г. был избран председателем Кемеровского областного Совета, а затем и председателем облисполкома. В начале 1992 г. подал в отставку с поста председателя облсовета в знак протеста против политики Е.Т. Гайдара, но депутаты отставку не приняли. В октябре 1993 г. А.Г. Тулеев был на стороне защитников Белого дома. После трагических октябрьских событий вслед за съездом народных депутатов РСФСР и советами других областей был распущен и Кемеровский областной Совет народных депутатов.

В декабре 1993 г. подавляющим большинством кузбассцев Тулеев был избран в состав нового российского парламента, а в феврале 1994 г. победил на выборах в Законодательное собрание области, стал его председателем. В августе 1996 г. А.Г. Тулеев назначен министром Российской Федерации по сотрудничеству со странами СНГ. На первых выборах губернатора Кемеровской области в октябре 1997 г. одержал победу, набрав 94,5 % голосов избирателей. Трижды баллотировался на пост Президента России. Доктор политических наук.

Говорят шорцы на шорском языке, относящемся к хакасской подгруппе тюркских языков. В языке два диалекта: мрасский и кондомский. С 1927 г. письменность у шорцев имела в основе русский, а затем в 1929–1938 гг. – латинский алфавит. В 1938 г. был создан новый алфавит на основе русской графики.

В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранились шаманство и промысловые культы. Высшее божество – Ульгень, властитель подземного мира – Эрлик, духи – хозяева гор, рек, озер, тайги.

Национальные праздники – Ольгудек-Пайрам (июнь, праздник богатыря Ольгудека), Чал-пажи (день весеннего равноденствия, начало нового года).

Шорцы сформировались в ходе длительного смешения угорских, самодийских, кетоязычных и тюркских племен. По культуре и происхождению они близки северным алтайцам и некоторым этническим группам хакасов. Вплоть до начала XX в. у шорцев оставались значительные пережитки родовых отношений. Основными занятиями были охота, рыболовство, примитивное земледелие. Большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (откуда наименование кузнецкие татары). Железными изделиями они платили дань еще джунгарам и енисейским кыргызам, а затем русскому царю. Именно благодаря шорским кузнецам, земля, на которой они жили, была названа Кузнецкой, а первый острог на ней – Кузнецким.

Интенсивное освоение природных богатств Горной Шории и, как следствие этого, резкое падение доли шорцев в общей численности населения привело к упразднению в 1938 г. Горно-Шорского района и разделению его на Таштагольский, Кузедеевский и Мысковский. С одной стороны, это улучшило управление и экономическое развитие районов, а с другой – замедлило этническое развитие шорцев. Все активнее стали протекать процессы ассимиляции, урбанизации. После решения Кемеровского облисполкома от 20 июня 1960 г. «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных» начались массовые миграции в города и крупные поселки. Только в трех национальных сельских администрациях – Устъ-Анзасском, Челису-Анзасском, Чувашенском они составляют ощутимое большинство и имеют перспективы национального развития.

Сейчас шорцы дают своим детям только русские имена. А вот фамилии у них остались исключительно исконного происхождения, насыщенные шипящими звуками. От русских шорцы переняли православие, но все же этому народу удается сохранять свои обычаи, культуру, язык.

Телеуты

Бачатские телеуты – второй тюркоязычный народ Кузбасса. Они проживают только в Кемеровской области и включены в число малочисленных народов Севера, хотя исконные их земли всегда располагались в южно-сибирских степях и предгорьях Алтая. До 1991 г. телеуты официально считались этнографической группой южных алтайцев, затем были выделены в разряд самостоятельных народов. У них сохранилось пять уровней самосознания: родовое (меркит, юты, торт-ас, чорос и др.), территориальное (пачаттар, томдор), основное (теленгет), историческое (татарлар), этническое (телеут).

Этническая история телеутов уходит в глубь веков, а сами телеуты ведут свое происхождение частью от местных «притомских» кыпчакско-кузнецких тюрок, частью от средневековых кочевников-скотоводов «теле». В начале XVII в. телеуты составляли раннефеодальное объединение «оток» или «княжество» различных телеутских родов – «Телеутскую землицу» по русским историческим документам. Основные кочевья телеутских князей находились в Верхнем Приобье по р. Иртышу и предгорьям Алтая, сезонные – в Притомских степях по р. Ускат, Бачат, Иня, Чумыш, вплоть до Томского и Кузнецкого острогов. Политическая история самостоятельной «Телеутской землицы» закончилась в начале XVIII в., когда около 20 тыс. телеутов было переселено джунгарами на р. Или. Оставшаяся часть продолжала кочевать по договору с русскими властями по р. Ускат и составляла отдельный улус во главе с князьями Мамрачевыми.

После его разделения на три мелких улуса – Давыда Торгаева, Сартаева, Васьки Поросенкова и переселения части телеутов на р. Бачат постепенно сложилось ядро современного телеутского народа.

В Кемеровской области проживает 2530 телеутов, из них в Беловском р-не – 1135.

В поселке Беково Беловского района работает экомузей «Чолкой», где представлены экспонаты, отражающие быт и культуру телеутского народа.

Из книги Цифровая фотография в простых примерах автора Биржаков Никита Михайлович

Население Численность населения страны превышает 60 млн человек. Почти 99% из них проживают в долине Нила и его дельте. В связи с этим Египет, несмотря на небольшую в среднем плотность населения, является одним из самых густонаселенных регионов мира. 90% проживающих в стране

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Население Численность населения области – 2156 тыс. чел., из которых две трети – городское. На территории области расположен один мегаполис – Омск (1159 тыс. чел.), и пять городов – Тара, Калачинск, Тюкалинск, Называевск и Исилькуль – с населением от 12 до 27 тыс.

Из книги Алтай (Алтайский край и Республика Алтай) автора Юдин Александр Васильевич

Население Численность населения округа – 18,5 тыс. чел. Плотность населения – самая низкая в России – 0,03 чел. на 1 км?. Большинство населения – русские. Эвенки, самая крупная коренная национальность – всего 14 %.Наряду с эвенками проживают 4122 чел. представителей коренных

Из книги Бразилия автора Сигалова Мария

Население Население – 44,1 тыс. чел. (без учета Норильского промышленного района, число жителей которого достигает 250 тыс. чел.), в том числе городского – 28,6 тыс., сельского – 15,5 тыс. чел. Население на территории округа распределено крайне неравномерно и проживает

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Население Население Хакасии 538,2 тыс. чел. Из них русские – 80,2 %, хакасы – 12 %, немцы – 1,7 %, шорцы – 0,2 %, проживают также украинцы, татары, чуваши, мордва.Хакасы – коренное население Минусинской котловины. Известны до установления этнонима «хакасы» (нач. XX в.) под именами

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Население Численность – 306 тыс. чел. Этнический состав: 67,1 % тувинцев, 30,2 % русских и 2,7 % других национальностей. Городское население – 51,7 % от общего числа жителей. Основное занятие населения – работа в учреждениях Кызыла (здесь живет треть населения Тувы, в основном

Из книги автора

Население Население: 2786,2 тыс. чел. Состав: русские (89,8 %), буряты (3,1 %), украинцы (2,8 %) и малочисленные народы Сибири. Самая малочисленная народность: тофы (630 чел., проживают в Восточном Саяне).Административное деление – 33 района, 22 города.Наиболее крупные города области:

Из книги автора

Население Население округа 143,8 тыс. чел. Коренные жители-буряты составляют около трети населения, русские – немногим более 50 %. Плотность проживания – 6,4 чел. на

Из книги автора

Население Население Бурятии 970 тыс. чел. Городское население составляет около 60 %. Коренное население республики – буряты, эвенки и сойоты.Государственные языки – русский и бурятский. В республике распространены буддизм и православие.В Бурятии находится Традиционная

Из книги автора

Население В области проживает 1237,2 тыс. чел., в том числе в Агинском Бурятском автономном округе – 79,4 тыс. чел. Городское население – 62,1 %. Национальная структура: русские – 88,4 %; буряты – 4,8; украинцы – 2,8; другие национальности – 4,0.Население распределено по территории

Из книги автора

Население Численность населения округа 72,2 тыс. чел. Городское население 32,2 %. Этнический состав: буряты (55 %), русские (41 %), эвены (0,2 %), украинцы, татары, башкиры и представители других национальностей.Официальный язык – русский, около 60 % жителей владеют бурятским. Органы

Из книги автора

Население Население Алтайского края – 2686 тыс. чел., в том числе городское 1,3 млн чел. Крупные города: Барнаул, Бийск и Рубцовск. В крае проживают: русские (около 91,4 %), немцы (3,9 %), украинцы (2,9 %), белорусы, казахи, мордва, татары, чуваши. Знаменитые люди Бианки Виталий

Из книги автора

Население Численность населения края – 202,9 тыс. чел. Национальный состав: русские – 60 %, алтайцы – ок. 30 % (в основном в Улаганском, Усть-Канском, Онгудайском р-нах), казахи – ок. 6 % (в основном в Кош-Агачском р-не), а также староверы, признанные в республике коренным

Из книги автора

Население На территории Бразилии проживает около 188078 млн чел. (данные 2006 г.). По численности населения страна занимает 4-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии.Современный бразильский народ (порт. povo brasiliero) отличается пестрым этническим составом. Нация

Из книги автора

Население Население Индии – многообразие рас и народов, отличающихся друг от друга внешним обликом, языком и обычаями. Народы Индии говорят на 17 основных языках и 844 диалектах. Самый распространенный язык – хинди, на нем общаются 35 % населения, проживающего

Из книги автора

Население В 2009 г. население Италии достигло 59,6 млн чел., по плотности населения (около 197 чел./км2) Италия занимает 4-е место в Европе. Постоянный приток иммигрантов из Марокко, бывшей Югославии, Албании, Филиппин, Соединенных Штатов, Туниса, Китая, Сенегала и Германии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КУЗБАСС

Зимина Елена Олеговна,

Стрекалова Светлана Александровна

Аннотация

Данная статья посвящена народам Кузбасса и их численности. Особое внимание уделяется национальным организациям.

Ключевые слова: Кемеровская область, народы, национальные объединения, русские, телеуты, численность населения, шорцы

В мире нет одинаковых людей. Да, мы все разные. Да, мы можем быть не похожими внешне, у нас могут быть разные взгляды на некоторые вещи, но есть то, что нас объединяет. Это - Наша Родина - Россия. Наш Кузбасс. Широки его просторы. Но главное его богатство - люди. Он объединяет в себе более 100 народов (наций, народностей, этнических групп) . Поэтому вопрос о толерантности и единстве национальностей Кузбасса актуален и волнует многих. Структура населения Кузбасса по национальностям представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура населения Кузбасса по национальностям

Национальность

Численность, чел.

Национальность

Численность, чел.

Украинцы

Белорусы

Азербайджанцы

Молдаване

население кузбасс национальность диаспора традиция

По числу проживающих национальностей область занимает 13 место среди 83 регионов Российской Федерации и 4 место среди 12 регионов Сибирского федерального округа (после Красноярского края, Новосибирской и Иркутской областей) .

Сколько знаменитых людей разных национальностей - ученых, поэтов, писателей, композиторов, архитекторов - стали гордостью Кузбасса. Нужно бережно и толерантно относиться не только к своей национальности, но и уважать другие и всячески поддерживать и сохранять особенность нашего Кузбасса, которая заключается в многонациональности.

По данным Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области на 10.08.2014 г., на территории Кемеровской области зарегистрированы 48 национальных общественных объединений.

Самые многочисленные организации - немецкие, татарские, армянские, шорские, азербайджанские, таджикские .

Русским языком владеют 99,95% жителей области. В меньшей степени им владеют уроженцы Кавказа (97-98%) и Средней Азии (95- 96%). Владеют языком своей национальности 95% населения области. Самый низкий уровень этого показателя у немцев, белорусов, удмуртов (16 - 19%), самый высокий (кроме русских) - у армян, таджиков, азербайджанцев, киргизов, узбеков, чеченцев (51 - 60%). Язык, соответствующий национальности, назвали родным 95,4% населения: это около 100% русских, 77 - 87% киргизов, таджиков, армян, азербайджанцев, цыган, узбеков, чеченцев, а 65% представителей различных национальностей (кроме русских) указали родным русский язык: это более двух третей немцев, белорусов, украинцев, удмуртов, мордвы, чувашей, марийцев. Гражданами России являлись 99,7% населения, других государств - 0,2% и 0,1% - лица без гражданства. Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в области, большинство (93,6%) - граждане стран СНГ. Среди городских округов наибольшее число национальностей зафиксировано в Новокузнецком (109) и Кемеровском (107) городских округах, наименьшее - в Краснобродском (33), среди муниципальных районов - в Кемеровском (62) и Тяжинском (34) соответственно .

За период 2013 - 2014 гг. зарегистрированы новые национальные организации - местная еврейская национально-культурная автономия г. Прокопьевск, региональная общественная организация Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области, региональная еврейская национально - культурная автономия Кемеровской области, Кемеровская региональная общественная организация «Болгаро-Русская община в Кузбассе», Кемеровская региональная ассоциация общественный объединений «Координационный совет немцев», Новокузнецкая городская общественная организация «Телеутская землица», региональная общественная организация «Федерация сохранения культуры малых народностей Кемеровской области и национальных видов спорта», Кемеровская городская общественная организация Национально-культурная автономия украинцев «Злато» .

Все организации ставят своей задачей сохранение родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев народов Российской Федерации. Национальные объединения и диаспоры активно участвуют в социально-экономической, общественной и культурной жизни области, оказывают благотворительную помощь малоимущим и престарелым, работают с детьми и молодежью.

Подводя итоги, мы можем отметить, что сегодня в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций.

Библиографический список

1. Департамент культуры и национальной политики Кемероской области// URL: http://www.depcult.ru/national

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Выпуск 3 (часть I). Стат. сб. / Кемеровостат. - Кемерово, апрель 2012. - 146 с.

3. Литература, культура, история Кузбасса// URL: http://lik-kuzbassa.narod.ru/Mnogonacionalny-kuzbass.htm

4. Федеральная служба государственной статистики. Население [сайт] URL: http://kemerovostat.gks.ru/

5. Администрация Кемеровской области. Демография [сайт] URL: http://www.ako.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место экомузеев в системе сохранения и использования этнокультурного наследия. Состояние экомузеев Кузбасса, исторические этапы развития данного региона и культуры его народностей. Особенности этнографических экспозиций экомузеев Кемеровской области.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2012

    Характеристика Кемеровской области, ее климат и ландшафт, административные границы, ресурсный и промышленный потенциал. Социально-экономическое положение региона и его стратегические объекты, значение в российской экономике. Стратегия развития Кузбасса.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

    Хакрактеристика Кемеровской области. Географическое расположение, рельеф, климат, экономика, история. Угольная промышленность Кузбасса - проблемы и перспективы. О развитии угольного машиностроения. Отраслевая наука. Экология.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Исследование современного состояния природных, социальных и отраслевых составляющих экономики Кемеровской области. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. Хозяйственный и транспортный комплексы области. Анализ экологических проблем территории.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Сущность понятия "реструктуризация". Причины неудач первого периода реформирования угольной промышленности Кузбасса. Ликвидация нерентабельных угольных предприятий как один из факторов, повлиявших на повышение эффективности работы угольной отрасли.

    реферат , добавлен 18.09.2011

    Теоретические основы и основные методы геодемографического исследования. Численность и динамика численности населения, его демографические структуры. Концепция демографического перехода. Трансформация возрастной структуры населения Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2017

    Численность и размещение населения. Воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Расселение и урбанизация. Национальный и религиозный состав населения. Граждане великой страны. Разнообразие национальных культур.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Основные категории особо охраняемых территорий. Предпосылки развития сети национальных парков. Общий обзор природы Северной Америки. Национальный резерват дикой природы и рефугиумов. "Долина Смерти", Денали, Гранд-Каньон, Йеллоустоун, Гавайские вулканы.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2016

    Реки Японии, омывающие ее моря и океаны. Полезные ископаемые, отрасли промышленности, разнообразие флоры и фауны Японии. Самые большие города государства, численность и структура населения. Национальные особенности японской кухни, культуры, образования.

    презентация , добавлен 05.09.2013

    Особенности бытовых традиций современной Франции. Наглядные примеры дизайна жилища. Брачные и семейные традиции, медицина и здравоохранение. Основные суеверия и приметы населения Франции. Языки, распространенные на территории современного государства.

Одним из самых многочисленных из так называемых «коренных» народов Кузбасса считаются шорцы, хотя во всех официальных документах проходят как «малочисленные народы Севера». Шорцы - тюркоязычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в горнотаежной местности, получившей в начале XX в. название Горная Шория. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по р.Мрассу и ее левому притоку Пызасу (административная территория Усть-Анзаса и Чилису-Анзаса). Часть шорцев проживает в Республике Хакасия, где они ассимилируются местным населением. Общим самоназванием всех групп шорцев было «татар-кижи». Кроме того, различные группы исторических предков шорцев именовались по местообитанию - черневые татары, мрасцы, кондомцы, верхотомцы, или по названиям родов - абинцы, шорцы, каларцы, каргинцы.

В конце XIX - начале XX вв. шорцы представляли собой две этнографические группы: северную лесостепную «абинскую» и южную горнотаежную «шорско-бирюсинскую». Эти группы различались уровнем социально-экономического развития, особенностями хозяйства и материальной культуры. В истории шорского этноса этнографами принято выделять три этапа: 1) формирование этнографических групп (XVII - нач. XX вв.); 2) формирование шорского этноса в условиях советского национально-культурного строительства (сер. 1920 гг. - конец 1930 гг.); 3) ослабление этнической специфики и ассимиляция шорского этноса (1940 гг. - настоящее время). К приходу русских в верховья Томи процессы межэтнической интеграции различных по происхождению групп местного населения были в основном завершены. С образованием в XVII в. Кузнецкого уезда - новой этнической территории, с усилением в ее пределах экономических, языковых и этнокультурных контактов, начался первый этап формирования нового этноса, названного в XX в. «шорским».

В новой исторической обстановке, после создания в 1926 г. Горно-Шорского национального района, начался завершающий этап консолидации территориальных групп в единый народ. Сами названия национально-административного района - «Шорский» и тюркоязычного населения - «шорцы» были закреплены властями во всех официальных документах с учетом высказывания академика В. Радлова об этнокультурном единстве «мрасских» и «кондомских» татар. В эти годы начался и процесс национального самоопределения шорцев. 22 июня 1924 г. в с. Кузедеево состоялся первый Татаро-Шорцевский горный районный съезд Кузнецкого уезда с представительством волостных исполкомов, сельсоветов и немногочисленной шорской интеллигенции из числа выпускников миссионерских школ. По решению съезда в 1925 г. создается Татаро-Шорцевский горный район и ревком во главе с председателем Ф.К. Тельгерековым, членами ревкома - Л.А. Ивановым и Ф.Н. Токмашевым. Под их руководством с 1 по 8 октября 1925 г. в улусе Мыски проводится Первый съезд Советов Горной Шории, где была выработана программа национального строительства шорцев (Кимеев, 1982, с. 86).

Декретом ВЦИК «Об образовании в составе Кузнецкого округа Сибкрая национального Горно-Шорцевского района» от 12 апреля 1926 г. законодательно закрепляется национальное самоопределение шорского народа. Важнейшую роль в формировании единого самосознания и основ общешорской культуры сыграло всеобщее распространение грамотности на основе созданной письменности и единого литературного языка с середины 1920 гг. Однако, до конца этот процесс так и не был завершен. Последовавшее в дальнейшем интенсивное освоение природных богатств Горной Шории и, как следствие этого, резкое падение доли шорцев в общей численности населения привело к упразднению в 1938 г. Горно-Шорского района и разделению его на три административных - Таштагольский, Кузедеевский и Мысковский.

С одной стороны, это улучшило управление и экономическое развитие районов, а с другой - замедлило этническое развитие шорцев. Все активнее стали протекать процессы ассимиляции, урбанизации. После непродуманного решения Кемеровского облисполкома № 22 от 20 июня 1960 г. «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных» начались массовые миграции в города и крупные поселки. Так, в 1989 г. там проживало уже 73,8% всех шорцев (в пп. Таштагол - 1392 чел., Шерегеш - 900 чел., Чугунаш - 220 чел., Каз - 140 чел., Мысках - 1849 чел., Междуреченске - 1594 чел., Осинниках - 249 чел., Новокузнецке - 1763 чел., Кемерово - 217 чел. (см. табл. динамики численности).

Бачатские телеуты

Вторым тюркоязычным некогда многочисленным народом Кузбасса являются бачатские телеуты, сохранившие свое этническое самосознание только в пределах нескольких населенных пунктов Беловского района (пп. Беково, Заречное, Новобачаты, Черта), Новокузнецкого района (п. Телеут в районе Запсиба) Кемеровской области. Как и шорцы, телеуты включены в состав народов Севера, хотя исконные их земли всегда располагались в южно-сибирских степях и предгорьях Алтая. В паспортах телеутов в графе «национальность» встречаются записи - преобладающие «телеут», а также «татарин», «алтаец» и «русский». До 1991 г. телеуты официально считались этнографической группой южных алтайцев, затем были выделены в разряд самостоятельных народов. У них сохранилось пять уровней этнического самосознания: 1) родовое (меркит, юты, торт-ас, чорос и др.), 2) территориальное (пачаттар, томдор), 3) основное (теленгет), 4) историческое (татарлар), 5) этническое (телеут) (Функ, 1992, с. 21).

Этническая история телеутов уходит в глубь веков, а сами телеуты ведут свое происхождение частью от местных «притомских» кыпчакско-кузнецких тюрок, частью от средневековых кочевников-скотоводов «теле». В начале XVII в. телеуты составляли раннефеодальное объединение «оток» или «княжество» различных телеутских родов - «Телеутскую землицу» по русским историческим документам. Основные кочевья телеутских князей находились в верхнем Приобье по р. Иртышу и предгорьям Алтая, сезонные - в Притомских степях по pp. Ускат, Бачат, Иня, Чумыш, вплоть до Томского и Кузнецкого острогов. Большая часть телеутов и их кыштымов была подвластна удельному князю-зайсану с наследственной властью - Абаку, ставка которого находилась в лесостепных предгорьях Алтая. С его смертью в 1635 г. единый Большой Улус разделился на две части.

В русских исторических документах встречается много сведений о столкновениях между русскими и телеутами в «порубежных волостях» из-за коварства и непоследовательной политики телеутских князей и русских воевод. Периоды относительно мирных отношений и взаимовыгодных связей сменялись набегами на ясачные волости и разорением острогов. Политическая история самостоятельной «Телеутской землицы» закончилась в начале XVIII в., когда около 20 тысяч телеутов было переселено джунгарами на р. Или. Оставшаяся часть продолжала кочевать по договору с русскими властями по р. Ускат и составляла отдельный улус во главе с князьями Мамрачевыми (Уманский, 1980, с. 19).

После его разделения на три мелких улуса - Давыда Торгаева, Сартаева, Васьки Поросенкова и переселения части телеутов на р. Бачат постепенно стало складываться ядро современного телеутского народа. Основу его составили пять крупных этнических общностей:

  1. Собственно телеуты «теленгет» - сеоки: Меркит, Мундус, Толос, Чалма, Тодош, Торо, Очу, Найман, Мерет, Чорос, Тумат, Пурут.
  2. Чедыберы (чедверы) - сеок Тетпер.
  3. Тогулы - сеок Тогул.
  4. Ач-кыштымы (ашкештым) - сеоки: Юты, Чынзан, Тортас (в начале XX в. в состав этих сеоков влились переселенцы из степного Алтая).
  5. Тюльберы - сеоки: Меркит, Керген.

Вошли в состав телеутов отдельные группы соседних тюркоязычных абинцев, камларов, ячинцев, керетцев. Последняя группа «джунгарских беглецов»-керетцев прикочевала к границам России после разгрома китайцами Джунгарии в 1750 гг. (Функ, 1993, с. 48, 51 и др.).

В административном отношении бачатские телеуты входили до 1812 г. в единую Телеутскую волость, а с 1812 г. в три Телеутские волости. После 1822 г. составили три Телеутских оседлых инородческих управы 1-й и 2-й половины и 3-й части, а также Ашкымсиымскую оседлую инородческую управу 1-й половины. После реформы нач. XX в. (1909-1916 гг.) бачатских телеутов вновь объединяют в одну Телеутскую волость Кузнецкого уезда с центром в с. Челухоевском. По постановлению Сибревкома от 4сентября 1924 г. Телеутская волость была упразднена, а Бековский сельсовет передан вначале в Бачатский укрупненный район, а с мая 1931 г. в Беловский район Сибкрая (Административно-территориальное деление, 1966).


С конца XIX в. регулятором поземельных отношений становится сельская община. С началом коллективизации хозяйства бековских телеутов объединились в четыре колхоза - «Крачи» в с. Челухоево, «им. Энгельса» в д. Верховская, «им. Карла Маркса» и «Красный партизан» в с. Беково. С 1950 г. все колхозы объединены в единый колхоз «Сибирь», разделенный в 1992 г. на ТОО «Баят» и ТОО «Сибирь». Кроме того, телеутские колхозы были в улусе Среднетелеутском, п. Телеут на окраине г. Белово и в п. Новобачаты.

Калмаки сохранились только в нескольких населенных пунктах Юргинского (пп.Зимник, Сарсаз, Логовой) и Яшкинского (д. Юрты-Константиновы) районов. Предки современных калмаков - небольшая группа выезжих телеутов в количестве 150 чел., возглавляемая князем Иркой Уделековым и братьями Кожановыми, откочевавшая в 1662г. из-за междоусобиц из Приобских степей на р. Искитим под Томский острог. Там они за верную «караульную службу в порубежных волостях» в качестве конных казаков получили в 1673 г. в вечное пользование покосы и обширные пастбища. Первым укрепленным улусом стал Зимник (зимовье), остальные поселения - Улус, Сарсаз, Шалай, Усть-Искитим - бывшие летние стойбища. После ревизии 1763-64 гг. все калмацкие улусы отошли к Томскому уезду, а сами калмаки переведены в разряд «ясачных с оплачиванием ясака и прочих повинностей». По реформе 1912-14 гг. калмаки причислены к пашенным оседлым крестьянам и обложены налогом.

Теснимые русскими переселенцами, несколько калмацких семей в начале XVIII в. отселились по р. Томи на ее правый берег против широкой Томской Курьи вблизи Сосновского острога, где уже многие столетия проживали их тюркоязычные кыштымы «горных порубежных волостей». Вскоре калмаки оценили выгоды своего соседства с г. Томском и Московским трактом. Более продуктивным стало их стойловое скотоводство, успешно развивалась торговля сеном, рыбой, мясом, многие занялись извозом на тракте. Быстро разбогатели, срубили с помощью русских плотников двухэтажные дома, мечети, торговые лавки, хозяйственные постройки. Небольшая часть калмаков дд. Шалай и Усть-Искитим, оказавшись в тесном соседстве с русскими крестьянами-переселенцами, приняла православие и полностью обрусела, основная же масса под влиянием казанских татар и «бухарцев» стала мусульманами-суннитами.

Тесные брачные и религиозные связи калмаков с сибирскими и казанскими татарами настолько сблизили эти народы, что привели к сложению своеобразной этнотерриториальной группы искитимских татар-калмаков. В 1994 г. из 500 чел. нижнетомских татар-калмаков по происхождению сохранили свое калмацкое самосознание только 300. Потомки калмаков в 1960 гг. проживали только в трех населенных пунктах - Зимнике (31% татар имеют калмацкие фамилии, из них только 32,5% считают сами себя калмаками), Юртах-Константиновых (соответственно 48% - 41,7%), в Большом Улусе (85% - 66,1%). В целом же калмаки составляли в своих исконных поселках 48%, тогда как к 1897 г. их было 53,9%.


В дд. Шалай, Бобрышева, Усть-Искитим калмаки к началу XX в. полностью ассимилировались среди русских, хотя некоторые из пожилых людей помнят отдельные слова калмацкого говора. Зимниковские калмаки в значительной степени ассимилировались татарами-мишарями, в Юртах-Константиновых существует относительное равновесие татар и калмаков, и только в Большом Улусе калмаки всегда были преобладающей группой. В 1970-80 гг. в процессе всеобщей кампании укрупнения деревень в Большом Улусе было закрыто производство, а жители переселены в поселки - Логовой, Сарсаз, Зимник и г. Юргу. Можно утверждать, что это стало переломным моментом в истории калмаков как самостоятельного народа. Ассимиляционные процессы, особенно активизировавшиеся после этого, стали необратимыми. В последнее десятилетие продолжаются активные миграции молодежи в гг. Юргу и Томск (Кимеев, Кривоногов, 1996, с. 69).

Несмотря на эти процессы, часть потомков калмаков продолжает уверенно относить себя к калмацкой общности, считая ее отдельным народом. Наблюдавшийся в прошлом процесс консолидации калмаков с другими группами сибирских татар и, прежде всего, с томскими, так и не завершившись до конца, был «перебит» этнокультурным взаимодействием с поволжскими татарами-переселенцами, влияние которых оказалось значительно сильнее. Отсутствие эндогамных барьеров привело к тому, что более половины современных калмаков имеют этнически смешанное происхождение.

Остальная часть многотысячного татарского населения Кемеровской области - потомки поволжских (казанских, башкирских татар и мишарей) - проживают в основном в городах. Заселяли они территорию Кузбасса в три этапа. Первый связан со столыпинской реформой (1907-10 гг.), второй - с бегством от голода в Поволжье и коллективизацией в 1920 гг., третий - с переездом татар на стройки коммунизма в 1930-60 гг. Этнокультурные контакты поддерживаются в пределах отдельных кровнородственных или земляческих городских групп, например: прокопьевских, анжерских, кемеровских, юргинских и др. По этому же принципу создаются НКЦ.

Обособленно существуют и группы сельских татар - сел: Нижегородка, Теплая Речка, Серебряково, Тундинка и др., переселившихся сюда в начале XX века из различных районов Поволжья и смешавшихся между собой. В советское время здесь были организованы зажиточные колхозы, как, например, «Азат-Себер» в Теплой Речке. В 1960-80 гг. активно протекал процесс миграций татарской молодежи в гг. Мариинск, Анжерка, Томск и Кемерово.


География поселений
В области нет поселений исключительно шорских или телеутских, как правило, это посёлки со смешанным населением. Посёлков и поселений, где преобладают жители шорской и телеутской национальностей (более 50 %) в области около 90.
Шорцы традиционно проживают в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском районах и пригородных поселках г. Мыски, все более оседая в крупных населенных пунктах, постепенно превращаясь в обычных горожан со своими специфическими проблемами.
По данным переписи населения 2010 года в Кемеровской области проживает 10672 шорцев, из них более 90% сосредоточено в следующих районах, городах и подчиненных их администрациям населенных пунктах: г.Таштагол и Таштагольский район -4500 человек, г.Мыски - 1753, г.Новокузнецк - 1504, г.Междуреченск и Междуреченский район - 1992 человек.
Телеуты проживают в сельской местности - на территории Бековского национального сельского Совета Беловского района - дд. Челухоево, Беково, Верховская и в д. Шанда Гурьевского района.
По данным переписи населения 2010 года в Кемеровской области проживает 2520 телеутов, из них 96% сосредоточено в следующих районах, городах и подчиненных их администрациям населенных пунктах: Беловский район - 1067, г.Белово - 792, г.Новокузнецк - 327, Гурьевский район - 233 человек.
Татары как сибирские, так и смешавшиеся с ними казанские, включая татар-мишарей, проживают в гг.: Прокопьевск, Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Юрга и др., в основном, интегрируясь в общую массу городского населения (79%), нигде не образуя этнокварталов. Немногочисленные компактные группы татар есть в д. Серебряково Тисульского; дд. Нижегородка, Теплая Речка Ижморского; дд. Куркули, Тундинка, Туйла Мариинского районов. Особую группу татар-аборигенов составляют татары-калмаки в д. Юрты-Константиновы Яшкинского; пп. Зимник, Сар-Саз Юргинского районов Кемеровской области. По данным переписи населения 2010 года в Кемеровской области проживает 40229 татар, из них 83% сосредоточено в следующих районах, городах и подчиненных их администрациям населенных пунктах:
г.Прокопьевск - 7412, г.Кемерово - 6731, г.Новокузнецк - 4926, г.Анжеро-Судженск - 3258, г.Юрга - 1925, г.Киселевск - 1784, г.Ленинск-Кузнецкий - 1317, г.Белово - 1483, г.Междуреченск - 1558, г.Осинники - 1405 г.Мариинск и Мариинский район - 898, Ижморский район - 728, Юргинский район - 908 человек.
В 4 школах области детей обучают шорскому языку рамках факультативных занятий.
Этим народам удаётся не только сохранять свои обычаи, культуру, язык, среди них есть известные в области и России люди: основоположник шорской литературы Ф. Чиспияков, автор телеутского словаря Л. Рюмина, члены Союза писателей России Л. Чульжанова, В. Борискин, С. Тотыш, шорский кайчы и поэт С. Торбоков, самобытный шорский поэт Н. Бельчегешев, профессор, создатель кафедры шорского языка в Новокузнецком государственном педагогическом институте фольклорист А.И. Чудояков. В городе Таштаголе работает единственный в своем роде музей этнографии и природы горной шории. В поселке Беково Беловского района работает экомузей «Чолкой», где представлены экспонаты отражающие быт и культуру телеутского народа.

В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род "Шор" по их имени стали называть всех жителей верховья Томи и ее притоков Кондомы и Мрассу. Шорцы не относятся к алтайским племенам. Это лесные оседлые племена, но своего государства у них не сложилось. Вплоть до Октябрьской революции у них было родовое деление, во главе рода стояли князья. По религии они были шаманисты. Своей письменности у них не было. Каждый род имел свои охотничьи угодья и пахотные земли. Оседлые шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой и земледелием. На расчищенных от леса землях шорцы сеяли пшеницу, коноплю, ячмень, которого делали крупу любимое блюдо до наших дней. Землю обрабатывали сохой и "абылом" – особой лопатой, которая передавалась по наследству. Весной занимались собирательством. Собирали орехи, ягоды, корни Пиона, сараны и др. Животноводство было развито слабо.
Умели добывать руду и из нее выплавляли металл, из которого делали казаны, стрелы, ножи и другие примитивные поделки. Основным занятием шорцев была охота. Орудие охоты: лук, самострелы, капканы. Уже с 12 лет мальчики ходили на лыжах. Жили в Тайге и считались зрелыми охотниками. В древности охотились на крупного зверя: марала, оленя, лося, медведя из-за мяса. Позже начали охотиться на пушного зверя: соболя, колонка, выдру, белку. Охотились зимой на лыжах и нартах.
Для одежды ткали ткань из конопли и крапивы. Охота является основным занятием шорцев и в настоящее время.
Телеуты . Кочевники кочевали от Томи до Иртыша, от Томска до Алтайских гор.
Телеутские князьки притесняли свой народ, поэтому телеуты уходили от своих племен и принимали оседлый образ жизни, селились в основном по реке Бачаты в долине Ини. Телеуты кочевники занимались в основном скотоводством, разводили: лошадей, овец, коров и верблюдов. Заготовкой кормов на зиму не занимались, поэтому скот часто погибал. Земледелием не занимались. Занимались собирательством, заготавливали ягоды, коренья, орехи, яйца диких птиц. Из кожи животных делали поделки: колчаны, мешки, шили одежду, обувь, колчаны.
Телеуты не имели своей письменности. По религии – шаманисты. В 17в. Телеуты установили с русскими военно-политический союз о ненападение и торговые отношения.
Вторым занятием телеутов была охота. Орудие лук и стрелы.
Рыболовство играло вспомогательную роль в хозяйстве. Умели хорошо обрабатывать дерево. Телеуты достигли более высокого уровня развития и экономического, и социального. Сейчас они приняли христианство или мусульманство, "обрусели" и больше занимаются земледелием.