Французский театр 17 века корнель расин мольер. Театр и церковь во Франции в первой половине XVII в. Менеджмент. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы

Французский классицизм создал новый тип театра на основе великой драматургии; соединил театральность с идейной и общественной значимостью сценического искусства; потребовал виртуозной актерской выразительности и актера интеллектуальных возможностей; заложил основы национальной исполнительской школы, распространившей свое влияние за пределами Франции - школы представления; сделал спектакль явлением законченной формы - с понятиями структуры, гармонии, условного языка, ритма действия, механизмом которого становится александрийский стих; наконец, предложил организационный модуль, не утративший своей прочности до сих пор. Этот рациональный по духу и выражению театр - одна из вершин мирового театра.

Статус комедии – второго по значению и популярности театрального жанра XVII в. после трагедии – изменил Мольер (Жан Батист Поклен; 1622-1673), великий актер, драматург и руководитель театра. Поначалу Мольер стремился к славе трагического актера, хотя его природные данные не давали ему почти никаких шансов. Как выразился его современник, «природа, столь благосклонная к нему в том, что касается до таланта и остроумия, отказала ему в наружных достоинствах». Однако главного своего таланта Мольер до поры до времени не мог распознать сам. Его увлекали лавры Корнеля, величие и авторитет трагедии. В 1644 г., объединившись с несколькими любителями и профессиональными актерами, позаимствовав необходимую сумму денег из семейного бюджета, Мольер открывает в зале для игры в мяч Блистательный театр. В репертуаре - трагедии Корнеля и других трагических авторов. Новый театр, однако, вскоре терпит полный творческий и финансовый крах. С несколькими близкими ему товарищами, среди которых брат и сестры семейства Бежар - Мадлена, Жозеф и Женевьева, - Мольер отправляется в провинцию. Невзгоды закаляют его. За тринадцать лет странствия по стране из группы неудачливых дилетантов формируется профессиональный коллектив. Мольер собирает и воспитывает актеров и актрис разных жанров. К нему приходит опыт театрального директора, а в поисках репертуара, который понравился бы публике, он начинает обрабатывать чужие пьесы и сочинять сам. Настоящий успех начинается в провинции с постановки «Шалого», первой большой комедии, написанной Мольером. К 1658 г. во Франции уже знают о труппе Мольера, об актерах, во многих городах показавших себя мастерами. Известность помогает Мольеру вернуться в Париж, сыграть спектакль перед молодым королем Людовиком XIV и двором водном из залов Лувра. Взыскательной публике, в которой немалую долю составляли актеры Бургундского отеля, провинциалы показывают трагедию Корнеля «Никомед» и фарс «Летающий доктор». Обе главные роли сыграл Мольер с неравным успехом: трагедия не понравилась, фарс восхитил; и такого признания было достаточно, чтобы обосноваться в столице. Получив покровительство брата короля, герцога Орлеанского (что было необходимой и общепринятой для театров формальностью), труппа Мольера (она же актеры Месье, единственного брата короля) начинает регулярные выступления в Пти-Бурбоне. Эту площадку Мольер делит с актерами итальянской комедии дель арте. Та и другая труппа имеет для выступлений четко закрепленные дни недели. Соседство с итальянскими актерами нисколько не мешает французским: ведь еще до отъезда в провинцию Мольер брал уроки у самого знаменитого из них Скарамуша (Тиберио Фиорелли), высоко ценил технику и мастерство комедиантов из Италии, следы влияния которых явны и в актерском искусстве Мольера, и в его драматургии.

Начинается самый плодотворный и трудный период жизни Мольера. Из постановщика чужих трагедий и фарсов он превращается в автора и главу театра, каждая премьера которого вызывала успех или скандал, а порой то и другое одновременно. Таким событием в театральной жизни Парижа стала премьера «Смешных жеманниц» в 1659 г., показавшая, что Мольер - драматург нового типа. В «Смешных жеманницах» он высмеял претензии модничающих посетителей светских салонов, прециозников и жеманниц. Злободневная сатира, подлинная веселость и новое качество комедийного, найденного в повседневной жизни, привлекли в Пти-Бурбон толпы зрителей. Вместе с тем отныне Мольер - мишень для врагов, которых с каждой премьерой у него становилось все больше. Первым ударом для театра стала неожиданная перестройка здания Пти-Бурбона для королевских балетов, из-за этого труппа осталась и без сцены, и без декораций. Благодаря вмешательству короля Мольер получает другую постоянную и последнюю сценическую площадку - Пале-Рояль (и снова вместе с итальянцами). Здесь состоялись премьеры большинства произведений Мольера. Общее число созданных им сочинений для театра - более тридцати. Самые значительные и популярные в истории мировой сцены - «Школа мужей», «Школа жен», «Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой», «Мизантроп», «Проделки Скапена». Премьера «Школы жен» навлекла на Мольера обвинения в ереси и безнравственности. Последовали пародии на нее в Бургундском отеле. Мольер отвечал в предисловии к изданию пьесы, что вполне отмщен успехом у публики и спорами вокруг спектакля. Тем не менее он решил ответить обвинителям еще и со сцены Пале-Рояля. Так возникли «Критика „Школы жен"» и «Версальский экспромт», между прочим положивший начало традиции французских драматургов писать пьесы о злободневных театральных проблемах.

Режиссура Мольера. Театральная деятельность Мольера не ограничивалась сценой Пале-Рояля. Труппа давала спектакли в королевских дворцах и домах знатных особ. Некоторые спектакли автор потом переносил на сцену своего театра. Вскоре по прибытии в Париж Мольер становится устроителем грандиозных праздников в Версале и других пригородах Парижа. Всякое значительное событие во внешней политике или внутренней жизни Франции - брак короля, рождение наследника, прибытие в Париж турецкого посольства, и пр. - отмечалось многодневными развернутыми зрелищами, включающими в себя шествия, балы, дрессированных животных, живые картины, пиршества, спектакли. В эти праздники по заказу короля и его приближенных, с учетом вкусов времени, Мольер включает балет. Хотя балет уже был любимым развлечением двора и светской публики, Мольер сближает его с драматическим театром и, что очень важно с комедийным. Так в репертуаре Пале-Рояля и на открытых площадках в садах, парках, на островах, во дворцах появляются двенадцать комедий-балетов, среди них «Докучные», «Психея», «Брак поневоле» и самые знаменитые - «Мещанин во дворянстве» и «Мнимый больной». Балет в эпоху Людовика XIV не является еще в полном смысле искусством. Это в значительной мере дилетантские развлечения, в которых принимал участие и сам король, исполняя в разных балетах десятки ролей. Мольер идет дальше и создает синтетический жанр в сотрудничестве с композитором Жан-Батистом Люлли (1632-1687), начинавшим свою придворную карьеру в качестве танцора. При этом некоторые музыкальные темы и мелодии сочинял сам Мольер, а Люлли их обрабатывал и включал в партитуру. Позднее балетные дивертисменты не игрались вместе с пьесами, хотя замысел автора накрепко связывал сюжет с балетными интермедиями и финалами, особенно в «Мещанине во дворянстве» и «Мнимом больном».

С1665 г. мольеровская труппа стала называться «Актерами короля», что приносило директору больше осложнений, чем выгоды, ибо необходимость обеспечивать двор зрелища-ми возросла. К этому времени организация театра закончилась. В нем на службе состояли двенадцать актеров, а паев, то есть частей дохода, получаемых от спектаклей, было тринадцать - Мольер как автор имел два пая. Все расходы распределялись между пайщиками поровну, только костюмы актеры делали за свой счет. В 1670 г. актеры прибавили к договору еще один пункт: о выплате пенсии тем, кто по старости или по болезни уходил со сцены. Мольер долго и кропотливо работал, чтобы собрать актеров в единое художественное целое, в ансамбль. Общий стаж его режиссерской работы - двадцать девять лет.

Мольер-актер. Мольер мог стать академиком - как Корнель или Расин, если бы бросил «позорное ремесло» актера. Но он был, по свидетельству современников, актером с головы до ног. Мольер был, что теперь называется, синтетическим актером: танцевал, в том числе в балетах, пел куплеты и песенки. Усвоив уроки итальянской актерской школы, Мольер блестяще импровизировал, играл по несколько ролей в одном спектакле. У него была замечательная мимика, он был мастером пантомимы. В молодости, осознав, что во многих отношениях он уступает актерам Бургундского отеля, Мольер начинает бороться с собственными недостатками. Скороговорку он в конце концов превратил в особые приемы сценической речи, смягчил жесткие интонации голоса, научился правильно артикулировать. Наблюдательность и способность к подражанию (за которую его иногда дразнили обезьяной) привносили в его игру множество неожиданных и точных деталей, взятых из жизни. Некоторые из его пьес имели успех только в его исполнении. Мольер актерски их обогащал так, как не удавалось его преемникам по сцене.

Театр Комеди Франсез. Этот знаменитый доныне театр был открыт еще при жизни Людовика XIV, по его инициативе, в 1680 г. Труппа Мольера и Бургундский отель стали единым целым. Последнее театральное событие XVII в. - организация Комеди Франсез - закрепило достижения великой театральной эпохи. Театр был основан на паях, и полпая себе оставил король. Это было не только символом участия власти в делах искусства, отныне Комеди Франсез - привилегированный театр, то есть имеющий право на монопольное исполнение серьезной (литературной) драмы, театр, субсидируемый двором и управляемый им же. Монополия Комеди Франсез сохраняется до 1864 г. Главный театр французской истории вскоре получает второе, неофициальное название - Дом Мольера.

Пастораль - это идиллия пастухов и пастушек, действие которой разворачивается на лоне природы. Их любви постоянно мешают, но конец неизменно счастлив. Образцами для французских пасторалей являются итальянские пьесы, например "Аминта" Тассо (1582) и "Пастор Фидо" Гварини (1587). Пасторали кажутся сегодня довольно вялыми пьесами, в которых очень мало действия.
Таким образом, начиная с конца XVI века, французский театр интересуется все больше фантазией, воображением и романтизмом. Эти качества характеризуют барочный театр не только во Франции, но везде в Западной Европе. Принято считать, что Мэре первым сочинил классическую трагедию ("Софонизба" ), построенную по правилам греков и римлян.

АКТЕРЫ И ТЕАТРЫ

Театр Hotel de Bourgogne (первый постоянный театр Парижа)

Средневековое общество Confreres de la passion , сохранявшая за собой с 1518 года монополию на театральные представления (религиозные пьесы, фарсы, и т.д.), обосновалась в 1548 г. в части Hotel de Bourgogne, где была оборудована театральная сцена. Этот театр часто сдавался труппам бродячих актеров, лучшей из которых стала труппа, получившая позже имя "Grands Comediens" (Великие актеры). В 1680 г. эта труппа слилась с труппой Мольера и театр стал зваться Comedie-Francaise , который существует и ныне.
Театр посещали сначала простолюдины, но начиная с 1630 г., публика становится более изысканной и элегантной
Самыми знаменитыми актерами этого театра в XVII веке были: Бельроз (1600-1670), игравший как в комедиях, так и в трагедиях; Монфлери (1600-1667), игравший великих трагиков и покорявший публику своим мощным голосом (он играл расиновского Ореста); наконец, Шамесле (1642-1698), которая была величайшей трагической актрисой труппы и любимой актрисой Расина (она играла Гермиону, Беренику, Федру, и т.д.).

Театр Марэ (соперник предыдущего)

В 1634 г. другая труппа открыла постоянную театральную залу в районе Марэ. В 1644 году театр был полностью разрушен пожаром; актеры призвали на помощь архитекторов, которые и построили новый театр (ложи, амфитеатр, более обширная сцена).
Финансируемые королем и кардиналом Ришелье, актеры Марэ способствовали развитию театра своим талантом, богатством и славой, приобретенной благодаря постановкам пьес Корнеля. Звездой труппы был Мондори (1594-1631), ставший кумиром публики после того, как он сыграл роль Родриго в пьесе Корнеля "Сид" ; знаменит был также Флоридор (1608-1672), "наследник" Мондори, игравший с достоинством и величественной серьезностью роли в таких пьесах, как "Гораций" и "Цинна" .

Труппа Мольера

Мольер с труппой вернулся в Париж в 1658 году после продолжительной поездки по провинции. Вскоре его труппа переходит под покровительство брата короля и располагается (с 1661 г.) в Палэ Рояле, чьи залы она делит с итальянскими труппами. Мольер окружен Армандой Бежар , своей женой, Ла Гранж , Дю Круази , Бароном , Дю Парк и ее мужем. После смерти Мольера труппа сливается с труппой Марэ и с труппой отеля Бургундия.

Итальянская комедия

Вызванные во Францию Екатериной Медичи, итальянские актеры пользовались большой популярностью в Париже, несмотря на то, что играли на итальянском языке, вплоть до конца XVII века. Их мимика была очень экспрессивной и часто актеры импровизировали (commedia dell"arte). Постоянными персонажами были Тривлин, Скарамуш, Арлекен, Пьерро, Полишинель и Панталоне .

Опера

Из Италии также приходит в XVII веке опера. В 1669 была создана "оперная академия или музыкальные представления". Музыку для опер сочинял Люлли, либретто - Кино (Quinault).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В 17 веке родились шедевры французской национальной литературы. Век обусловлен множеством революций, что не могло не сказаться на литературе. Характеристика фр.лит-ры:

  • формы распр-я: книги, театр, представления
  • салонная культура – вечера в домах знатных аристократов (самый известный салон Маркизы де Рамбуйе)
  • прециозная культура («изысканная», «драгоценная», «жеманная») – высмеивал Мольер «Смешные жеманницы»
  • Оноре д"Юрфе «Астрея» - самая популярная книга в ту эпоху
  • Во Франции, как не в одной другой стране восторжествовал классицизм.

ü Классицизм достиг здесь своего высшего совершенства: сочетание опыта античной литературы с национальными традициями своего народа.

ü Историю фр. Классицизма делят на 2 периода:

o 1 половина века «героический»

o 2 половина века «трагический» - после «Фронды»

ü Основателем поэтики классицизма является француз Франсуа Малерб (1555-1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны.

ü Классицизм во Франции 17 столетия стал официальным художественным методом.

ü Классицисты поощрялись государством, им выплачивали пенсии. Ришелье (первый министр короля) требовал от искусства строжайшей дисциплины слова:

o Отметался принцип художественного вдохновения.

o Франция создавала нацию, т. е. ей нужен общепонятный единый язык. Язык несколько побледнел, утратил свои яркие самобытные краски. Но приобрёл силу общенационального звучания .

ü Второй причинной обусловившей расцвет во Франции классицизма, является материалистическая основа научных трудов Декарта, накладывала на всю их философскую мысль печать трезвости.

Рационализм стал главенствующим качеством классицистического искусства. Искали истину в разуме. Мысль, а не эмоция стала господствующим элементом искусства (заимствовали у Аристотеля). Классицизм отражал большой прогресс в деле укрепления нац. единства, отражал прогрессивную роль абсолютной монархии в формировании нации. Классицизм породил Корнеля, Расина и Мольера.

Краеугольным камнем теории классицизма является учение о вечности, абсолютности идеала прекрасного. Необходимость подражания. Классицизм должен обладать учением о воспитательной роли искусства.

Театр.

17 век для Франции воистину век театра. Во второй половине столетия театр стал не только ярким литературным, но и важным социальным явлением.

  • Начальный период развития французского театра отмечен вполне отчётливым вкусом к барокко и преобладанием барочной драматическая пастораль и трагикомедией.
  • Появляется должность актера: придворные и бродяги, актеры импровизировали
  • 3 стационарных помещения:

ü Бургундский отель – особняк, принадлеж.Бургундскому графу (Жан Расин)

ü Марэ – на заболоч.землях р.Сены

ü Самый важный – Пале Рояль «Королевский дворец». Единственный сохр. До наших дней.

  • Самые дешевые билеты – в партере (стоячие), самые дорогие – на сцене (традиция с постановки «Сида» до сер. 18 в.)
  • При Генрихе IV с 12 часов спектакль, при Людовике с 4-5
  • Считалось, что актеры без души и их отлучали от церкви, не хоронили по христианскому обычаю
  • Театрализация жизни привела к переоценке актеров. Профессия актеров начинает дифференцироваться
  • Создан романтичный вид (пастухи и пастушки).
  • Часто сцены носили барочно-натуралистический жестокий кровавый характер.
  • Драмы стремились эмоционально потрясти воображение зрителя. Часто на сцену выводили диких животных что является характерной чертой барочной зрелищности .
  • Самый популярный драматург Александр Арди .Арди показывал убийства на сцене,он рисовал гиперболические напряженные страсти.Это часто выражалось в заглавиях (смерть ахила и т.д)

1630х годов во Франции набирает силу классицистическая тенденция.Они опирались на правило Аристотеля.Качественное изменение драматургии произойдет в творчестве Корнеля.

Пьер Корнель(1606 – 1684)

  • Родился в Руане в семье адвоката.
  • окончил Иезуитский колледж, откуда вынес хорошее знание латыни, римской истории и литературы, получил должность адвоката.
  • Первыми литературными опытами Корнеля были мелкие галантные стихи, эпиграммы и другие незначительные поэтические произведения.
  • В начале творческого пути писал комедии :

ü носили нравоописательный характер .

ü Противопоставлял их трагикомедиям.

ü Сюжеты условные, но комедии богаты наблюдениями за нравами.

ü Характеры типичные .

ü Карьера Корнеля началась с комедии «Мелита» (1629). (Однажды, как рассказывает предание, один из друзей Корнеля познакомил его со своей возлюбленной, но она предпочла Пьера своему прежнему воздыхателю. Эта история побудила Корнеля написать комедию. Так появилась его «Мелита») .Комедия прошла успешно. Успех комедии вдохновил в 1631-1634-е года на создание ещё нескольких произведений в данном жанре.

ü Комедии Корнеля-это не смешные пьесы , эти произведения связаны с приятным - «весёлого романтичного».

ü Комедия устремлена на большую ясность, упорядоченность и простоту комедийного конфликта.

ü В комедии «Комическая иллюзия» - смешение жанров от комедии до трагедии, барокко.

ü Драматические сюжеты во многих комедиях заглушали комедийное начало.

  • Прославился трагедиями. Творчество Корнеля складывалось в атмосфере напряженной политической борьбы 1620-1640-х годов, когда французский абсолютизм стремился к утверждению своего авторитета , когда кардинал Ришелье, всесильный министр при слабом короле, беспощадно расправлялся с любыми проявлениями своеволия и оппозиции. Трагедия Корнеля выросла на этой основе, и он сохранил верность избранному им кругу проблем на всем протяжении своей творческой жизни.

ü 23 пьесы относят к героическим трагедиям, отмечая, что трагическое начало приглушенно.

ü Он первый связал трагедию с борьбой за ценности, предписываемые общественным порядком.

ü Он создал тип героико-политической трагедии .

ü Настоящая слава к нему пришла в 1637 году. После премьеры пьесы «Сид». Оно закрепилось в истории с определением, как героическая классицистическая трагедия. Корнель упростил и сконцентрировал действие, акцентировал своё внимание не на внешних перипетиях, а на нравственно-психологическом конфликте , на чувствах и переживаниях персонажей . Фабула произведения взята из романической истории средневековой Испании . Обычно конфликт классицистической трагедии обозначают как конфликт чувства и долга. Любовь корнелевских героев – это всегда разумная страсть . Оттого любовь и честь должны совпадать, и они совпадают. Выбор - высшее мгновение для трагического героя Корнеля .

  • Своеобразие корнелевской трагедии – в герое . Он не является жертвой богов или судьбы , его отличает «величие смелости», он обладает стойкостью, способной вызвать восхищение. Герои способны на самопожертвование, они могут преодолеть любые испытания во имя возвышенных принципов и общественного блага. Воспроизводя драматические конфликты, с которыми сталкиваются и которые призваны разрешать его герои, Корнель обнажал глубокие жизненные противоречия.
  • С 1633 года входил в общество пяти авторов. Его драматические сочинения связаны не столько с его биографией. Сколько с его личностью - независимой и исполненной достоинства, с духом времени, ещё нуждающегося в героизме.
  • Помимо Сида Корнели написал ещё трагедии: «Гораций», «Цинна или милосердие Августа», «Полиевкт», «Никомед».
  • В 1644-57 гг. обостряется противоречие в его творчестве: большое разочарование внутри династии Людовика 14 из-за эгоистичности; осознание никчемности чел-й жизни, возникает тема бессилия человека над его судьбой. 60-80-е гг.: жесткая критика деспотии.
  • В 1660-70-х годах историки отмечают упадок популярности и угасания Корнеля, как драматического гения. В это время героический этап становление французского абсолютистского государства ушёл в прошлое.

Драматические принципы Корнеля .

ü Нарушал иногда правило трех единств (времени, действия и места). Говорил, что отступает не потому, что не знает их. Иногда оспаривал их.

ü Все трагедии построены на использовании исторических фактов.

ü Психологические конфликты, история чувств, перипетии любви в его трагедии отходили на второй план. Основные его персонажи всегда короли или выдающиеся героические личности.

ü Основной драматургический конфликт К. – конфликт рассудка и чувства, воли и влечения, долга и страсти.

Абсолютная монархия как цивилизующий центр, основоположник национального единства - конец XV (царствование Людовика XI) - XVI вв. (Карл VIII, Людовик XII, Франциск I). Начало французского Возрождения. Французские рыцари и культура итальянских городов. Величайшие писатели Возрождения - Бонавентура Деперье, Франсуа Рабле, Мишель Монтень. 30-е годы XVII в. Расцвет абсолютизма и формирование общенациональной культуры и искусства классицизма. Пьер Ронсар и поэты Плеяды. Франсуа де Малерб - выдающийся поэт и теоретик нового художественного направления.

Театр “Маре” (1629) в Париже (1634), его руководитель Гильом Мондори (1594-1651) - постановщик драматургии Корнеля, выдающийся актер. Трагический актер театра “Маре” (с 1640) Флоридор (1608-1671) - исполнитель главных ролей в трагедиях П. Корнеля после ухода со сцены Г. Мондори. Новая манера исполнения трагедии, привнесенная им в стиль “Бургундского отеля” (с 1643) и противостоящая жеманности и напыщенности Монфлёри, Бельроза и других. Покровительство кардинала Ришелье театру “Маре”. Формирование классицизма как ведущего направления во французском искусстве XVII в. Классицизм и рационализм Декарта. Отказ от ренессансных принципов свободы личности. Сознательное подчинение личности законам разума и долга, выражающим интересы абсолютизма. Эстетика классицизма, ее нормативный и сословный характер. Ориентация на вечные ценности и античные образцы. “Облагороженная природа”, истина, разум - эстетические критерии нового направления. Поэтика классицизма. Теория жанров. Закон трех единств. Концентрация действия во времени и пространстве драматического произведения. Классицистский театр как театр мысли и слова, как интеллектуальный театр. Основные этапы классицизма, его общеевропейское значение.

Пьер Корнель (1606-1684) - основоположник классицистской трагедии во Франции. Биография.

Дебют: комедия в стихах “Мелита” (1629, Париж, труппа Мондори), одобренная кардиналом Ришелье. Цикл стихотворных комедий (“Субретка”, 1633; “Королевская площадь”, 1634); обращение к античным сюжетам (“Медея”, 1634); размышления об актерской профессии (“Иллюзия”, 1636). Формирование классицизма как творческого метода Корнеля. Трагедия “Сид” (1636, театр “Маре” в Париже) - первая национальная классицистская трагедия, изображающая основной конфликт классицизма как борьбу между чувством и долгом, как столкновение частного и общественного, интересов личности и государства.

Трагедии “Гораций” и “Цинна, или милосердие Августа” (обе в 1640, театр “Маре”) как последовательное воплощение классицистской доктрины, произведения “первой манеры” Корнеля. Обращение автора к политической, общественной проблематике на материале римской истории - разных периодов. Изображение борьбы за централизацию государственной власти, отрешение человека от индивидуалистических побуждений и страстей во имя общего блага, во имя разума.

Изменение общественно-политических взглядов Корнеля под воздействием движения Фронды (1648-1653), их отражение в трагедиях Корнеля “второй манеры” - “Родогюна” (1647) и “Никомед” (1651).

Кризис картезианства. Черты стиля барокко в творчестве Корнеля: усложненность фабулы, гиперболика и неистовство страстей, витиеватость психологических характеристик. Новое освещение активных героев как честолюбцев и тиранов. Борьба за власть, перевороты, интриги, заговоры, преступления, смерть - основные мотивы трагедий. Нарастающий пессимизм взглядов Корнеля на разумные начала жизни и человека.

Неудачи и упадок творчества последнего периода. Теоретические взгляды Корнеля - “Рассуждения о драматической поэзии” и послесловия к пьесам. “Строгая муза старого Корнеля” в оценке А. С. Пушкина. Корнель в России.

Жан Расин (1639-1699) - создатель любовно-психологической трагедии как совершенного произведения классицистской драматургии. Изображение внутренней жизни человека, сильной и цельной страсти в творчестве Расина как новая ступень классицизма в развитии, противостоящая суровой героике и величавости Корнеля. Биография Расина. Соединение глубокой учености и религиозности (янсенистское образование в Пор-Рояль) с мироощущением жизнерадостной, страстной натуры.

Склонность Расина к поэтическому творчеству, любовь к театру и античной литературе. Первые произведения: трагедии “Фиваида” (1664) и “Александр Великий” (1665) для труппы Мольера. “Андромаха” (1667, “Бургундский отель”) - типично расиновская трагедия на античный сюжет (Гомер, Еврипид, Вергилий). Неприятие Расином деспотизма и гнета. Образ Андромахи. Верность долгу, нравственная стойкость героини высший критерий человека. Столкновение человека долга и разума с героями воли и эгоистических стремлений (Пирр), роковых страстей (Орест). Образы невинной страдалицы (Андромаха) и тиранической женщины (Гермиона) в их контрастном противопоставлении как два основных типа расиновских героинь. Одни из них влекомы к безумию, преступлению, гибели; другие - к нравственной победе.

"Британик” (1669), первая трагедия из римской истории. Проблема идеального монарха и его обязанностей перед подданными.

"Береника” (1670), высокий гуманизм самой лирической трагедии Расина. Борьба между чувством любви римского императора Тита к иудейской царице Беренике и необходимостью разлуки с нею, необходимостью отрешения от страсти.

Нарастающий успех произведений Расина: “Баязет” (1672), трагедия гаремных страстей, “Митридат” (1673), любимая пьеса Людовика XIV; “Ифигения в Авлиде” (1674), оригинальная версия мифа как чисто семейной драмы с образами Клитемнестры и Ифигении в центре трагедии.

"Федра” (1677), вершинное создание Расина. Источники трагедии. Очеловечивание античного сюжета. Оригинальность истолкования образа Федры. Гибельность слепой страсти к пасынку Ипполиту, овладевающей героиней, - конфликт между страстью и совестью. Совмещение в образе Федры двух типов “расиновских женщин”. Изощренный психологизм Расина в обрисовке трагической смятенности мира героев, в показе внутренней дисгармонии, владеющей их душами.

Основные принципы расиновского творчества. Элементы рассудочности, придворной галантности, сословных приличий.

Стихотворный трактат Никола Буало (1636-1711) “Поэтическое искусство” (1674) - “коран” французского классицизма (А. С. Пушкин). Основные принципы и требования искусства классицизма к драматическому писателю, поэту, актеру.

Расин - режиссер и воспитатель актеров. Новый метод трагической декламации. Расин и Мольер. Расин в “Бургундском отеле”. Художественный канон классицистского исполнения трагедии. Трагические актеры и актрисы XVII в. Первая ученица Расина Тереза Дюпарк (ок. 1635-1668) в роли Андромахи. Мари Шанмеле (1641-1698) в расиновских трагедиях (Гермиона, Береника, Ифигения, Федра и др.). Флоридор (1608-1671). Монфлери (1610-1667).

Мольер (Поклен) Жан-Батист (1622-1673), создатель жанра высокой комедии на фундаменте традиций французского народного театра и ренессансного искусства. Своеобразие нового жанра - “…высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров … нередко она близко подходит к трагедии” (А. С. Пушкин). Современное содержание новой комедии. Ирония Мольера в адрес аристократической “прециозности”. Язвительный смех над семейным деспотизмом и патриархальной моралью буржуа. Сатира на пороки современного общества. Создание человеческих характеров, воплощающих ум, энергию, жизнерадостность. Классицизм Мольера. Преодоление сословной ограниченности и, частично, нормативной эстетики.

Путь к высокой комедии (“Смешные жеманницы”, 1659; “Школа мужей”, 1661; “Школа жен”, 1662). Полемическое утверждение программы нового направления в драматургии и театре (“Критика “Школы жен”, “Версальский экспромт” (1663) как “смешение приятного с полезным” (Вергилий). Творческий поединок с актерами “Бургундского отеля”, индивидуализация персонажей, философская глубина и веселые издевки, интеллектуальность творчества и яркая театральность сценической формы. Мольер - актер и методы его режиссуры. Широта диапазона. Роли. Актерская техника. Искусство актерской импровизации, склонность к переодеванию, техника сценической речи. Сценический костюм. Синтетизм приемов драматического, музыкального, танцевально-пантомимического театра.

Великие комедии Мольера: “Тартюф”, “Дон Жуан”, “Мизантроп”, “Скупой” - вершина творчества Мольера.

"Тартюф” (1664-1669) - сатирическая фреска “кабалы святош” (М. А. Булгаков). Модный порок лицемерия и “ядовитая гидра ханжества” (В. Г. Белинский) в образе Тартюфа, открытые Мольером через смех, как страшное социальное зло. Идеологическая набожность и показные добродетели как неуязвимый “костюм” Тартюфа. Трагические гримасы комедии и ее финала. Нарицательность Тартюфа. Тяжкая борьба Мольера с церковными властями за постановку “Тартюфа” (три редакции пьесы).

"Дон Жуан” (1665). Превращение ходового сюжета о севильском соблазнителе в сюжет о французском “злом вельможе”. Сложность истолкования Мольером центрального образа комедии. Соединение блестящего ума, дерзости, неотразимой привлекательности героя с его “волчьей хваткой”. Черный порок аристократической вседозволенности (как оборотная сторона безверия Дон Жуана) в сверкающей, манящей “упаковке” - аристократической избранности - новая и грозная мишень Мольера. Смешение комического и трагического, отклонения от классицистского канона. Склонность к шекспировским методам в построении композиции пьесы, характеров Дон Жуана и Сганареля. Близость структуре испанской комедии.

"Мизантроп” (1665) - образец высокой комедии. Столкновение “естественного” человека с “искусственными” людьми и испорченным обществом, единственными и главными ценностями которого почитаются обогащение, карьера. Образ Альцеста, его донкихотство, непримиримость, вера в благородство и любовь - исток собственных несчастий, постепенного разуверения во всем человечестве. Горечь комизма, мрачноватый интеллектуальный юмор пьесы. Философия “золотой середины” - образ покладистого Филинта как противоположность Альцесту, его мизантропии.

"Скупой” (1668). Фанатизм накопительства как основа комического у Мольера. Жизнелюбие Гарпагона, его ужасающая скаредность. “Отцы и дети”, юмор и бред взаимоотношений человека с собственными детьми, домочадцами, слугами, когда скупердяйство достигает апофеоза, формы легкого сумасшествия. Столкновение высокого и низкого, грубоватого юмора и зловещих предостережений. Мольеровские насмешки, шутки, парадоксы.

"Мещанин во дворянстве” (1670, королевский замок Шамбор и Версаль). Комедия-балет на музыку Ж. Б. Люлли. Связь музыки и драматического действия, речитатива и слова, танца и арии (“Жорж Данден, или Одураченный муж”, 1668; “Мнимый больной”, 1673) в комедиях-балетах Мольера, подготовивших появление жанра оперного спектакля в музыкальном театре Франции.

Фарс “Плутни Скалена” (1671) - наиболее часто исполняемая пьеса Мольера. Приемы французского фарса и итальянской комедии дель арте в ее разработке. Источник сюжета - комедия Теренция “Формион”. Сочетание “Теренция с Табареном”. Образ Скалена - жизнерадостного пройдохи, ловкого, умного слуги. Образы слуг и служанок в других комедиях Мольера. Мировое значение Мольера.

Основание театра “Комеди Франсез” (1680) в Париже. Мишель Барон и Адриенна Лекуврер.

Тема 7. Театр XVIII в.

Парламентский указ (1672) о закрытии театра. Замирание театральной жизни почти на 60 лет. Попытки возрождения театра (Девенант). Английский театр периода Реставрации. В 1682 году по приказу Карла II Стюарта выдается патент на открытие королевского театра. “Дрюри-Лейн” - первый театр, вновь организованный после прихода к власти Стюартов.

Трактат Дж. Кольера “Краткий обзор безнравственности и непристойности английской сцены” (1698). Идеи реформирования театра.

"Слезная” комедия и мещанская драма Джорджа Лилло (1693-1739). “Лондонский купец” - тема взаимоотношений хозяина и приказчика. Апология торговли, английской буржуазии. Морализаторство. Кара за отступление от нравственных норм и интересов буржуа.

Антипуританское просветительское направление. Джон Гей (1685-1732). Сатирическая комедия “Опера нищих” (1728). Пародия на оперу как выражение аристократического искусства. Использование жаргона и уличных песенок. Аллюзионность и точная социальная направленность.

Драматургия Генри Филдинга (1707-1754). Обращение к фарсу. Антиморализаторские тенденции. Утверждение права на гротеск. Стремление к политической сатире (“Дон-Кихот в Англии”, “Пасквин”, “Исторический комментарий на 1736 год”). Постановление о цензуре (1737). Фактический запрет на сатирическую драматургию. Уход Филдинга из театра. Театры “Дрюри-Лейн”, “Ковент-Гарден”.

Драматургия Оливера Голдсмита (1728-1774). Издание журнала “Пчела”, книг по истории искусства, литературе. Отражение в творчестве Голдсмита кризиса просветительства. Подмена культа разума культом пользы. Критика просветительской концепции естественного человека (комедия “Добродушный человек”). Критика буржуазного прогресса, идеализация патриархального быта. Пристрастие к сочному юмору. Отрицание буржуазного ханжества, показной добродетели. Комедия “Ночь ошибок” (“Она унижается, чтобы победить, или Ошибки одной ночи”, 1773). Одна из самых веселых английских комедий этого периода. Антипуританское начало. Идеализация “старой доброй Англии”. Тема английского Митрофанушки (Тонни Ломкенс). Отсутствие сатирических нот, социальной критики. Тема защиты свободного чувства.

Драматургия и театральная деятельность Ричарда Принсли Шеридана (1751-1816). Первые пьесы, принесшие успех: “День святого Патрика”, “Дуэнья”, “Соперники”. Выступления против сентиментально-пуританского искусства. “Школа злословия” (1777) - вершина драматургии Шеридана.

Десятилетняя деятельность Шеридана в качестве директора театра “Дрюри-Лейн”, когда он получает патент из рук великого Гаррика.

Дэвид Гаррик (1717-1779) - английский актер, театральный деятель, драматург и критик-реформатор английской сцены, один из основоположников сценического реализма в Европе. Начало деятельности как драматурга и критика (1770): комедия “Воды Леты”, поставленная в “Дрюри-Лейн”.

Выдвижение Д. Гаррика в ряды лучших актеров Англии (исполнение роли Ричарда III в 1741 году). Главные роли в пьесах Шекспира: “Король Лир”, “Гамлет” (1742), “Макбет” (1744), “Отелло” (1745), “Много шума из ничего” (1748), “Ромео и Джульетта” (1750). Роль Абеля Дреггера в пьесе “Алхимик” Бена Джонсона.

Гаррик - один из великих актеров, способствовавших распространению творчества Шекспира в Европе, организатор шекспировского праздника, посвященного 200-летию со дня рождения поэта-драматурга.

Гаррик - антрепренер и художественный руководитель театра “Дрюри-Лейн”. Проблема труппы. Борьба с узостью амплуа. Продолжительность репетиционного процесса. Новшества в театре: отказ от зрителя на сцене, замена люстр рампой, стремление к психологически обоснованному костюму, хотя и лишенному исторической достоверности.

Два этапа в развитии просветительства (первая половина XVIII в. - до 1751 г.; середина XVIII в.). Драматургия Жана Франсуа Реньяра (1655-1709). Комедия “Единственный наследник” - стремление слуги не только заниматься делами хозяина, но и самому стать господином.

Ален Рене Лесаж (1668-1744). Комедия “Криспен - соперник своего господина”. Разоблачение хищнического практицизма в лице нарождающегося слоя откупщиков, финансистов (“Тюркаре”). Деятельность Лесажа в ярмарочных театрах.

Драматургия Пьера Мериво (1688-1763). Комедия “Игра любви и случая”.

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ, 1694-1778) - писатель, драматург и общественный деятель, крупнейший мыслитель XVIII века, называемого “веком Вольтера”, борец против феодальных порядков и пережитков, клерикализма, религиозного фанатизма, сторонник деизма. С одной стороны, один из последних представителей французского классицизма в театре, а с другой - один из основоположников просветительного реализма. Вольтер - продолжатель традиций П. Корнеля и Ж. Расина, автор пятидесяти двух пьес (из них двадцать две - трагедии).

Трагедия “Эдип” (1718). Антиклерикальная направленность. Премьера в “Комеди Франсез”.

Создание домашних театров. Деятельность Вольтера в качестве драматурга, актера и режиссера. Опора в своем творчестве на крупнейших французских актеров XVIII века (М. Дюмениль, Клерон, А. Л. Лекен). Лучшие трагедии 30-40-х годов: “Брут” (1730), “Заира” (1732), “Смерть Цезаря” (1731), “Альзира” (1736), “Магомет” (1742), “Меропа” (1743).

Поиски сюжета народно-исторической трагедии, посвященной религиозно-политическим конфликтам. Использование средневековых и экзотических сюжетов наряду с античными. “Заира” (1732) - один из шедевров Вольтера. Просветительский характер. Влияние пьесы Шекспира “Отелло” на драматургию Вольтера.

Поиски жанра философской трагедии (“Китайская стена”), осмысление конфуцианской морали, ее близость к просветительству.

Пьесы “смешанного жанра” (“Блудный сын”, “Нанина”). Проблемы свободного выбора в любви, браке, семье. Приближение к жанру мещанской драмы. Поиски комедийного жанра. Изображение нравов и характеров с элементами эксцентрики. “Нескромный” (1724), “Завистник” (1738), “Чудак, или Господин с Зеленого Мыса” (1732).

Влияние трагедий Вольтера на В. Альфьери (Италия), И. Ф. Шиллера, И. В. Гете (Германия), Дж. Г. Байрона (Англия).

Дени Дидро (1713-1784). Теоретические и практические обоснования жанра “мещанской драмы” (серьезной комедии). “Побочный сын” (1757). Предисловие - беседы о “Побочном сыне”, о драматической поэзии.

Понимание театра как трибуны для борьбы с пороками. Утверждение добрых нравственных начал личности. Природа - первая модель искусства. Единство морали и эстетики. Требование естественности речи актера на сцене. Теория актерского творчества (“Парадокс об актере”, 1770-1778).

Полемика вокруг работы “Гаррик - английский актер”. Выступление против обыденного правдоподобия на сцене. Гипербола в поэтическом образе. Значение открытия Д. Дидро в области природы чувств актера на сцене. Требование к актеру - соблюдение партитуры спектакля. Ограниченность в понимании исследователями Дидро как основоположника теоретического обоснования школы представления. Значение положений Дидро в утверждении интеллектуального начала в работе актера.

Роль Жан-Жака Руссо (1712-1778) в развитии эстетики просветительства, имевшей большое значение для театра. Отрицание рационалистической поэтики классицизма, отстаивание отражения в искусстве жизненной правды, свободы чувств. Руссо - основоположник течения сентиментализма в западноевропейской литературе. Критика современного состояния театра, отражающего моральное вырождение представителей господствующего класса (“Письмо к д"Аламберу о зрелищах”, 1758; “Новая Элоиза”).

Неприемлемость отрыва театра от реальной действительности, условности в изображении героев, ходульности и манерности актерской игры, отличающейся классицистскими штампами.

Отрицание риторики и декламационности французской трагедии и “аморальности” комедии, которая не выполняет основной функции - утверждения добродетели.

Поиски положительного начала, носителем которого является народ. Народ - герой и основной зритель театра. Ставка на общенародный самодеятельный, монументальный театр. Необходимость коренной перестройки театра.

Судьба Бомарше (Пьер Огюстен Карон, 1732-1799), его становление как человека и драматурга - отражение новой типологии личности кануна буржуазной революции. Путь от человека незнатного происхождения, сына часовщика, освоившего профессию отца, до хозяина жизни (добился дворянского звания, придворных должностей, став финансистом и дипломатом).

Первые драмы Бомарше “Евгения” (1767), “Два друга” (1770), написанные в духе чувствительной мещанской драмы. Влияние Дидро. Предисловие к “Евгении” - “Опыт о жанре серьезной драмы”. Отказ от жанров комедии и трагедии в пользу драмы, цель которой - убеждать при помощи чувства и сострадания. Критика классицизма. Бомарше - продолжатель разработанной Дидро теории реалистического театра для третьего сословия (“Купец ближе нам, чем развенчанный венценосец”).

Резкий поворот (после судебного процесса) в судьбе и творчестве Бомарше, сумевшего свое личное дело сделать делом Франции. “Мемуары против советника Гезмана” - выступление против существующего режима, разоблачение судопроизводства. Дар сатирического острословия, динамика письма.

Замысел “Севильского цирюльника”. Премьера в “Комеди Франсез” (1775). Огромный успех постановки. Появление уверенного в себе нового героя. Его нежелание оставаться в положении слуги. Цель - добиться состояния и выйти в люди. В основе действий - личные убеждения и личная выгода (“моя выгода - вам порука”). Проявление дарований, ума “талантливого плебея”. Темы взяточничества, разоблачения клеветничества. Субъективная честность Фигаро. Полнота ликующего оптимизма. Искажение содержания первоисточника в опере Дж. Россини.

Раскрытие сатирического дарования во второй части трилогии “Безумный день, или Женитьба Фигаро” (1779), принесшей Бомарше мировую славу.

Социальная подоплека и острота основного конфликта. Разрушение классицистических канонов. Реалистические элементы в отражении быта. Объемность психологических характеристик образов, индивидуализация речи. Положительный герой - представитель третьего сословия, помогающий осознать непрочность феодально-абсолютисткого строя. Сатира на феодальный суд. “Женитьба Фигаро” - революция в действии (Наполеон).

Появление во второй половине XVIII в. актеров-просветителей, чье творчество отличается идейностью и новаторством. Образование театра “Комеди Франсез” (1680). Основные тенденции актерского искусства (пережитки пафосной манеры в духе штампов классицизма, стремление к естественному поведению на сцене в духе Мольера).

Ученик Мольера - Мишель Барон (1653-1729) и его роли в трагедиях. Поиски психологической обоснованности роли. Попытки создания образа благородного идеального героя. Стремление к эмоциональной насыщенности в передаче трагических ситуаций.

Адриена Лекуврер (1692-1730). Дебют в дуэте с Бароном. Борьба за психологический ансамбль и правду чувств на сцене. Барон и Лекуврер - реформаторы сценического искусства первого этапа Просвещения.

Творчество Марии Дюмениль (1713-1802). Актриса огромного стихийного дарования, не прошедшая классицистической школы. Дебют в роли Клитемнестры (“Ифигения в Авлиде” Расина). Огромный успех в роли Федры (трагедия Расина). Ведущее положение в театре. Вольтер: “Барон - благороден и только. Лекуврер - грация, простота, правдивость, но великую патетику действия мы увидели только у Дюмениль”.

Творчество Клерон (1723-1803). По творческой индивидуальности - противоположность Дюмениль. Интеллектуальный подход к творчеству. Сознательное подчинение просветительской реформе в театре. Особый интерес к внешней технике актера (работа над голосом, дикцией, движением, развитие музыкальных способностей). Связывает характер страстей героя с сутью его натуры. Черты реализма в сценическом поведении. Лучшие создания актрисы: Родогюна (“Родогюна” Корнеля), Гермиона, Роксана, Монима (“Андромаха”, “Баязет”, “Митридат” Расина), Электра (“Орест” Вольтера). Стремление привнести идеи обновления в классицистическую роль.

Творчество Анри Луи Лекена (1729-1778). Объединение черт рационального творчества Клерон и интуиции Дюмениль. Обновление тенденций классицизма в театре. Тенденциозность и публицистичность в творчестве Лекена. Знакомство и творческий союз с Вольтером. Магомет (“Магомет” Вольтера). Стремление к действенной партитуре спектакля и роли. Пути разработки характера, ориентация на идеальную природу. Героизация личности.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) - один из основоположников немецкой классической литературы, публицист, идеолог немецкого Просвещения, литературный критик, драматург. Первые опыты в драматургии. Комедии для театра К. Нейбер: “Дамон”, “Женоненавистник” (1747), “Старая дева” (1778), “Молодой ученый” (1748).

Следование образцам античности и французской “слезной комедии”. Комедии: “Евреи”, “Вольнодумец”, “Клад”. Деятельность в области театральной критики. Журналы: “Материалы по истории и восприятию театра” (1749-1750), “Театральная библиотека” (1754-1758), приложение к “Берлинской газете” - “Последние новости из страны остроумия” (1751). Высмеивание классицистических штампов (И. Готшеда).

Ориентация на театр, народный по языку и духу, доступный широким демократическим слоям общества. Идея “художественного общедоступного” театра, способствующего национальному объединению Германии. Выступление против пережитков феодализма. Программа нравственного и эстетического воспитания народа. Борьба за национальную самобытность и реалистическое отражение действительности в театре. Выступление против французского классицизма, возвеличивающего монархическую власть.

Основание третьего вида драматического искусства - драмы. “Рассуждения о слезной или трогательной комедии”. Критика сентиментальности и пошлости, свойственных немецкой комедии. Создание первой немецкой социальной драмы “Мисс Сара Сампсон” (1755), повествующей о драматической судьбе девушки из бюргерской семьи, обольщенной и покинутой дворянином.

Завершение книги “Лаокоон, или О границах живописи и поэзии” (1766). Масштабность работы, ее влияние на последующую критико-эстетическую литературу, сопоставимое с “Поэтикой” Аристотеля.

Комедия Лессинга “Минна фон Барнхельм” (1767) - первая немецкая бытовая комедия. Народность ее героев. Приглашение Лессинга в 1767 году в Гамбургский национальный театр в качестве постоянного драматурга и критика. “Гамбургская драматургия” (1767-1769) - театральный манифест немецкого Просвещения (104 статьи по драматургии, актерскому искусству и общим эстетическим проблемам).

Трагедия “Эмилия Галотти” (1772). Тираноборческая направленность проблематики. Черты просветительской бюргерской трагедии. “Натан Мудрый” (1779) - последнее драматическое произведение, близкое по жанру драматической поэме. Философско-религиозная проблематика. Утверждение идей веротерпимости и гуманизма, осуждение христианского догматизма. Постановка в Берлине (1842). В роли Натана - Зейдельман. Постановка в Камерном театре М. Рейнхарда (1911). Значение творчества Лессинга для его последователей - И. В. Гете и Ф. Шиллера.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) - выдающийся представитель эпохи Просвещения в Германии, великий национальный поэт, драматург, мыслитель, разносторонний ученый, один из основоположников немецкой литературы нового времени.

Выступление против ограниченности и условности французского классицизма. Влияние на философские и эстетические взгляды Гете французских просветителей - Вольтера, Ж. Руссо. Д. Дидро. Высокая оценка творчества Мольера. Утверждение народного творчества основой всякого искусства, а правды жизни - главной целью искусства.

Творчество Гете в период “Бури и натиска”. Сближение с И. Гердером, Р. Вагнером, утверждающими в театре жанр тираноборческой трагедии, в центре которой - сильная, бунтующая против законов общества личность. Гуманистический пафос “Прометея”. Драма “Клавиго” (1774). “Гец фон Берлихинген” (1771-1773) - первая немецкая социально-историческая драма. Идеи просветительского гуманизма и картины народного бесправия и протеста. “Рыцарь свободы” Гец как олицетворение идеи “штюрмерства” о праве личности на свободу и независимость. Мотивы развенчания “сильной личности”.

"Эгмонт” (1775-1787) - тема любви к свободе, неприятие национального угнетения. Образы Эгмонта и его возлюбленной Клары - воплощение благородства и любви к народу. Утверждение национального самосознания, гражданских свобод, неприятие революционного насилия.

Разочарование в индивидуалистическом бунтарстве. Веймарский период в жизни и творчестве Гете. Обращение к античности, идеям просветительского классицизма.

Идея создания художественного театра, обращенного к народу. Театр - школа нравственности. Высокие требования к идейно-художественным качествам драматургии. Руководство веймарским театром. Традиции античности в режиссуре и работе с актерами. “Правила для актеров” (1803).

Утверждение на сцене возвышенного и изящного. Требования поэтического начала в драме. Введение “застольного периода” в работе над пьесой. Необходимость этического воспитания актера, его культурного развития.

"Ифигения в Тавриде” (1787) - попытка ухода от современности в гармонический мир античности. Гуманистические мотивы. Тема социального неравенства.

"Фауст” (1771-1832) - величайшее творение Гете. Отражение философских, эстетических, политических и общественных идей рубежа двух столетий. Сюжет трагедии - сказание о маге и волшебнике Фаусте, реально существовавшем в XVI веке и оставившем в национальной памяти глубокий след. “Народная книга” о докторе Фаусте (1587), где герой осужден на вечные муки за попытку превзойти человеческую меру познания и наслаждения. Противопоставление идее разума.

Стремление соединить в произведении философский и художественный типы мышления. Попытка отразить двойственность человеческой натуры (божественное и физическое). Кантианские мотивы человека - создание двух миров: мира “явлений”, эмпирической необходимости и мира “вещей самих в себе”, мира свободы, понимаемой как следование нравственному закону. Тема исторического деяния и опасности его непредвиденных последствий.

Основная тема трагедии - суд над Человеком. Восхождение к вечным ценностям через преодоление греховного. Победа божественного начала над дьявольским в человеке.

Фридрих Шиллер (1759-1805) - великий немецкий поэт и драматург, теоретик искусства. Театральная деятельность Ф. Шиллера в период “Бури и натиска”. Выражение идей свободолюбия, ненависти к феодальному беззаконию, тирании, защиты угнетенных. Раскрытие противостояния естественных страстей бездушной рассудочности, культ неограниченной свободы личности.

Три драмы Шиллера периода “Бури и натиска”: “Разбойники” (1781), “Коварство и любовь” (1784), “Заговор Фиеско” (1783). Стремление драматурга расширить рамки общественной и нравственной проблематики в этих драмах, близость к идеям “Бури и натиска”. Осмысление общечеловеческих, вечных проблем. “Разбойники” в Мангеймском театре. Второе издание драмы под девизом “In tyrannos” (“На тиранов!”).

Противопоставление в драме образов двух братьев. Карл Моор - защитник и освободитель гонимых, борец с социальной несправедливостью, беззаконием, носитель идей “штюрмерства” в его демократическом варианте. Франц Моор - антипод Карла, олицетворение идей бессмысленной жестокости и угнетения.

Тема неуверенности в этической правоте восстания, неизбежность появления и участия в нем сомнительных людей (Шуферм, Шпильберг). Соотношение цели и средств. Проблема выбора: мораль без борьбы либо борьба без морали. Отказ Карла Моора от борьбы. Отражение в его судьбе исторических предчувствий, приближения мирового переворота (эпохи Великой французской революции) с его неминуемыми противоречиями и драматическими коллизиями.

Стиль драмы. Элементы “формирования” языка драмы. Склонность к гиперболам.

"Заговор Фиеско” - “республиканская трагедия”, по замыслу Шиллера. Тема вождя восстания, не чуждого властолюбия. Пурпурный плащ, в котором Фиеско убивает жену, - знак власти, несущей разрушение.

Артистичность, небрежение к собственному деловому успеху, своеобразный героизм Фиеско. Фиеско - предшественник героев В. Гюго (Эрнани, Дона Карлоса). Конфликт между “эллинством” и “назарейством” (аскетической, уравнительной демократией).

"Коварство и любовь” (первоначальное название “Луиза Миллер”). Постановка в Мангеймском театре (1784). Тема столкновения истинной любви, чуждой сословных предрассудков, с “коварством” бездушных честолюбцев, придворных карьеристов, разрушающих любовь молодого аристократа и девушки из бедной семьи. Традиционное “штюрмерское” противопоставление благородной чувствительности бесчеловечному прагматизму.

Перевод “мещанской драмы” в ранг “государственного действа” (особенно подчеркнуто в постановке Е. Вахтангова в 30-х годах). Необыкновенная популярность драмы и зрительский отклик. Продолжение линии Карла Моора - образ Луизы Миллер. Темы примирения, уступок в финале драмы. Любовь немецких “Ромео и Джульетты” принесена в жертву.

"Луиза Миллер - лицо национальное, воспитанное на бездолье, на рабстве, которыми была полна жизнь Германии на все двести лет…” (Н. Б. Терковский). Тема душевной чистоты и героической честности, жертвенности - другая сторона образа Луизы Миллер.

Фердинанд - человек из высшего общества. Идеи мятежа. Высокие моральные качества. “Трагическая вина” Луизы. Тема морального возмездия, трагедии страны (жажда освобождения и его невозможность).

Издание в 1783 году журнала “Рейнская Талия”. Текст речи “Театр как нравственное учреждение”. Постановка “Дона Карлоса” в Мангеймском театре (1787). Первая пьеса, написанная в стихах. В окончательном варианте - поэтическая и политическая трагедия.

Отказ от “штюрмерской” свободы в языке и композиции. Следы прежних драм в сюжете “Истории маркиза Позы”, его планы действовать в пользу Нидерландов через наследного принца и самого короля. Поиски личных методов борьбы со старым миром. Противоречивость замысла и образа положительного героя, маркиза Позы.

Сложность в постановке Шиллера - сочетания конкретности стиля с обобщенной основой (графика, а не живопись). Поэтическая природа художественности драмы.

Шиллер - профессор Йенского университета (1789). Восприятие событий французской буржуазной революции как исторически обусловленного факта. Успех “Разбойников” во Франции. Присуждение Конвентом звания “почетного гражданина французской Республики” (1782). Неоднозначное отношение к революции, понимание бесплодности террора. Предсказание наступления военной диктатуры во Франции.

Трагедия “Мария Стюарт” (1800) - одно из самых глубоких и стройных произведений Шиллера. Противопоставление духовно богатой личности государству. Чуждость Марии лицемерию и лицедейству, губительная доверчивость. Противостояние Марии и Елизаветы - в центре трагедии. Противостояние государственной законности человеческому праву.

Стремление Шиллера в драме о Марии Стюарт, написанной в классическом стиле, добиться эмоционального воздействия, не прибегая к натуралистическому изображению кровавой казни Марии (отличие от драматургов “Бури и натиска”). Осмысление исторического прогресса с его капиталистическими формами, протестантизмом, прозаическим духом буржуазного общества и буржуазной культуры, но вместе с тем “Мария Стюарт” - критика буржуазного мира.

Трилогия “Валленштейн” (1796-1799). Валленштейн и война. Отражение упадка старой Германии, утратившей последние демократические традиции. Бонапартизм Валленштейна - порождение общественной и нравственной деградации, пособником и инициатором которой он является.

Трактат “О наивной и сентиментальной поэзии”. Два типа духовной жизни (“реалисты” и “идеалисты”). Поклонение “реалистов” косной силе жизни. “Идеалисты” - носители идеалов духовной активности, человечности, бескорыстия. Валленштейн - “реалист”, Мека и Текла - “идеалисты”, заканчивающие свою жизнь трагически.


Классическая французская трагедия достигла своего пика развития в начале 70-х годов XVII ст. , когда мир узнал неповторимые трагедии Корнеля, Расини и других великих драматургов. Театральный классицизм имел свои школы трагедийной игры с особой манерой актерского поведения и декламационной игры на сцене.

Основные принципы классического театрального стиля были изложены Франсуа д"Обиньяк (1604-1676) в его работе «Практика театра». Закон трех единств идеального спектакля включал в себя следующие элементы:

1) единство места, когда смена декораций не приветствовалась. Для трагедий обычно выбирались залы дворцов, для комедий – обычная комната или площадь города;

2) единство времени, когда события разворачивались в реальном времени, без всевозможных переносов. В большинстве случаев действия спектакля не выходили за пределы одних суток;

3) единство действия – самое сложно выполнимое требование. Сюжет пьесы должен был иметь одну основную линию без побочных эпизодов.
По таким правилам драматургии были написаны, к примеру, пьесы Расини «Андромаха», «Британник», «Береника». Только спустя много лет Французская Академия разработала новые драматургические нормы.

Помимо трагедий придворный репертуар содержал и пьесы комедийного жанра. Родоначальниками классических комедий по праву можно считать драматургов Корнеля, Сирано де Бержерака и Скаррона. На вершине же пьедестала утвердился знаменитый Мольер (Жан-Батист Поклен,1622-1673).

Мольер был сыном придворного обойщика-декоратора и самым любимым драматургом французского короля Людовика XIV. Только благодаря покровительству высокопоставленной особы драматург смог избежать травли и интриг окружения. Спектакли Мольера славились своей находчивостью, великолепием и профессиональной импровизацией.

Именно Мольер стал родоначальником нового театрального жанра – комедии-балета. В Париже он написал тринадцать пьес, которые сопровождались великолепнейшей музыкой. Современники Мольера высоко оценили старания автора, который смог соединить в одно целое и музыку, и танец, и драматургию. Практические все музыкальные композиции к комедиям-балетам были написаны Жаном Батистом Люлли.

Все комедии-балеты Мольера можно условно разделить на две группы: лирические пьесы («Принцесса Элиды» и «Психея») и бытовые комедии («Жорж Данден» и «Мнимый больной») . Большинство пьес Мольера были не просто высококультурными произведениями, они также имели важное общественное значение.

Конечно, в современном мире комедии-балеты Мольера не так популярны, как раньше. За то сейчас база артистов Trec Studio исполняет куда более зрелищные постановки, чем во Франции XVII. В их программу входит огненное и песочное шоу, итальянские и тирольские танцы, шоу со сменой костюмов и многое другое.