Идейно-художественное своеобразие комедии "Недоросль" Фонвизина Д.И. "Недоросль": жанровые особенности, классицизм и реализм (подробный анализ) Мастерская построения знаний и творческого письма

Комедия «Недоросль» была весьма популярной у современников Д. И. Фонвизина, так как она отражала злободневную тему крепостничества в России. Но прошло столетие, и главной проблемой, интересующей зрителя в этой пьесе, стала проблема воспитания подростков-«недорослей». Спектакль по этой пьесе предназначался главным образом молодой аудитории, которая с удовольствием его смотрела и от души смеялась над комедийными ситуациями и характерами героев.
Что же смешного в «Недоросле»? Над чем смеется взрослый зритель, а над чем - подросток? Понятно, что молодых людей смешит Митрофанушка, его обжорство, глупость, невежество. Смешно даже само его звание «недоросль» - древнерусское название подростка до 15 лет. Но так ли смешон Митрофанушка? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть его слова, мысли и отдельно чувства, поступки.
Высказывания Митрофанушки смешны, но по-своему забавны и находчивы. Чего стоит только его рассуждение о прилагательной двери и существительной, пока она «у чулана шеста неделя... стоит не навешена...». Ему все время приходится выкручиваться из затруднений, в которые ставит его чрезмерная опека матери. Отсюда его лживость, хитрость, лицемерие и недобросовестность. Комизм образа состоит и в том, что Митрофанушка, выворачиваясь из одной неприятной ситуации, попадает в другую. Не желая учиться, он демонстрирует плохое самочувствие по причине вечернего и ночного обжорства, но тут же подвергается другой опасности - осмотру врача. И снова приходится изворачиваться, что удается ему без особого труда: «Нет, нет, матушка, я уж лучше сам выздоровлю», и убегает на голубятню.
Чувства и поступки Митрофана не смешны, а отвратительны. Мы видим эгоистичного, лицемерного и безжалостного бездельника. Он хорошо знает, кто в доме хозяин, и заискивает перед матерью. Он рассказывает о жалости во сне к ней, уставшей «колотить батюшку». Ничего смешного нет и в том, что он в своем возрасте гоняет голубей и в то же время готов жениться. Митрофанушка, чувствуя одобрение матери, позволяет себе наказывать и ругать слуг. Если современному подростку смешно читать о том, как Митрофанушка ругает своих учителей, то это является сигналом о болезни школьной системы. Еще хуже, если над этим эпизодом смеются взрослые, родители или даже учителя. Может так случиться, что со временем они будут наказаны за этот легкомысленный смех горьким разочарованием в своих детях и воспитанниках. Не секрет, что Митрофанушки здравствуют и процветают по сей день.
Не смешон Простаков - «женин муж», как он представился Стародуму. Этот добрый, но глупый, невежественный, безвольный и трусливый человек вызывает только жалость. Тарас Скотинин - «сестрин брат», как в свою очередь он себя отрекомендовал Стародуму, также не смешон, а отвратителен со своей страстью к свиньям. Даже Простакова говорит брату, что хорошая свинья ему нужнее жены.
Не смешна и сама Простакова - глупая, трусливая и одновременно подлая и жестокая баба-самодур, в свою пользу толкующая законы. Слишком часто в реальной жизни встречаются подобные женщины, поэтому она, скорее, вызывает страх и желание держаться от нее подальше.
Смешным может показаться образ недоучившегося семинариста Кутейкина или рассказ Скотинина о генеалогии своего рода. Нужно обратить внимание на то, что Фонвизин осудил и высмеял предков Скотинина за то, что они не оправдали дворянского звания, жили мелкими интересами в полном невежестве. Кутейкина, который «убоялся бездны премудрости» и отказался продолжать обучение в семинарии, Фонвизин презирает за те же невежество и скудность мысли. Он ни в коем случае не смеется над священными текстами, на которые ссылается Кутейкин.
Фонвизин обнажил души своих отрицательных героев совсем не для смеха, а для «назидания». Для убедительности образов автор не побоялся выставить в комичном свете и положительных героев. Они просто «смакуют» свою добродетель, забывая, с кем имеют дело, и оттого иногда попадают в неловкое положение. Например, образованному Стародуму, объясняющему Про- стаковой практическую пользу географии: «На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь», - невежественная Простакова резонно отвечает: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж?» Положительные герои - умные, благородные люди, но они не гнушаются потешаться над дураками, причем находясь у них в гостях. Даже благородный Стародум не прочь посмеяться, наблюдая за дракой брата и сестры. Он даже заявляет Простаковой: «Я на роду ничего смешнее не видывал». Обиженная Простакова справедливо замечает: «Это, сударь, ничего не смешно». Имея в виду бестактность Софьина жениха Милона, Скотинин спрашивает: «Кто ж из нас смешон? Ха, ха, ха!»
Биограф Д. И. Фонвизина писал, что автор «Недоросля» «не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных».
Глупость, коварство, злость, преступление смешны только на сцене, но в реальной жизни они угрожают нам на каждом шагу. Поэтому после прочтения или просмотра пьесы улыбка сходит с лица мыслящего человека.

Введение. 3

1. Общая характеристика творчества Д. И. Фонвизина. 4

2. Художественные особенности. 8

3. Значение творчества Д. И. Фонвизина. 11

Заключение. 15

Литература. 16


Введение

Денис Иванович Фонвизин – это особенное имя в русской литературе. Он стар родоначальником русской комедии. «Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его Бригадир и Недоросль наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, как одно из примечательнейших явлений» - писал Белинский .

Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», - отмечал А. И. Герцен .

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества» .


Общая характеристика творчества Д. И. Фонвизина

Фонвизин дал очень живо типы современного ему дворянского общества, дал яркие картины быта, хотя построена комедия «Бригадир» по старым классическим образцам (соблюдены единство места, времени, резкое деление героев на положительных и отрицательных, 5-актный состав пьесы).

В развитии действия Фонвизин следовал французской классической теории, обрисовке характеров учился у Мольера, Гольберга, Детуша, Скаррона; толчок к созданию комедии на национальные темы был дан Лукиным (его комедией «Мот, любовью исправленный» и его критическими замечаниями о том, что нужно писать комедии «в наших нравах»).

В 1882 написана, а в 1883 напечатана вторая комедия Фонвизин «Недоросль» - кульминационный пункт в развитии творчества Фонвизина - «произведение ума сильного, острого, человека даровитого» (Белинский). В своей комедии Фонвизин отозвался на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых людей того времени. Государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей - вот круг вопросов, поставленных в «Недоросле». На эти вопросы Фонвизин дал ответ с наиболее передовых позиций для своего времени.

Реалистической обрисовке действующих лиц в значительной степени содействовала четко выраженная индивидуализация языка персонажей. Положительные герои «Недоросля», резонеры - схематичны, они мало индивидуализированы. Однако в репликах резонеров мы слышим голос наиболее передовых людей XVIII в. В резонерах и добродетельных людях слышится для нас голос умных и благонамеренных людей того времени, - их понятия и образ мыслей.

При создании своей комедии Ф. использовал огромное количество источников: и статьи лучших сатирических журналов 70-х годов, и произведения современной ему русской литературы (произведения Лукина, Чулкова, Эмина и др.), и произведения английской и французской литератур XVII-XVIII вв. (Вольтер, Руссо, Дюкло, Лябрюйер и др.), но вместе с тем Фонвизин остался вполне самостоятельным .

Лучшие произведения Ф. ярко и правдиво отражали жизнь, будили умы и помогали народу бороться за изменение своего тяжелого положения.

Перу Д. И. Фонвизина принадлежат – наиболее известные современному читателю комедии "Недоросль" и "Бригадир", "Всеобщая придворная грамматика", автобиография "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях", "Выбор гувернера", «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, Фонвизин служил переводчиком в иностранной коллегии, поэтому весьма охотно переводил зарубежных авторов, например, Вольтера. Составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей», где критиковал картину деспотического режима Екатерины. Из публицистики можно назвать «Рассуждение о непременных государственных законах», где он предлагал не искоренить крепостное право полностью, а просто облегчить участь крестьян.

В числе предшественников для Фонвизина был Лукин Владимир Игнатьевич. Это драматург, подготовивший комедиями обличительного характера появление "Недоросля". Надо заметит, что Лукина обвиняли в том, что он не хвалит "славных русских сочинителей", даже самого "Российского Вольтера" Сумарокова, и находили дурным то, что было самое оригинальное в его творчестве, - "новые выражения", стремление к самостоятельности, к простоте русской речи и т. д. В последнем отношении Лукин может считаться не только предшественником Фонвизина - который, как к сопернику, относился к нему неприязненно, несмотря на огромную разницу их дарований, - но даже предтечей так называемой "натуральной школы". Являясь в тогдашней подражательной литературе ревнителем народности, Лукин требовал от комедии русского содержания и понимал ложность направления, принятого русской драмой.

Особый вклад Фонвизин внес и в литературный язык своей эпохи, который был взят на вооружение последователями и активно использовался в дальнейшем в литературных произведениях. В языке его прозы широко используется народно-разговорная лексика и фразеология; в качестве строительного материала предложений выступают различные несвободные и полусвободные разговорные словосочетания и устойчивые обороты; происходит столь важное для последующего развития русского литературного языка объединение “простых российских” и “славянских” языковых ресурсов.

Им разрабатывались языковые приемы отражения действительности в ее самых разнообразных проявлениях; намечались принципы построения языковых структур, характеризующих “образ рассказчика”. Наметились и получили первоначальное развитие многие важные свойства и тенденции, которые нашли свое дальнейшее развитие и получили полное завершение в пушкинской реформе русского литературного языка.

Фонвизин был первым из русских писателей, который понял, описав сложные взаимоотношения и сильные чувства людей просто, но точно, можно достичь большего эффекта, чем с помощью тех или иных словесных ухищрений. Нельзя не отметить заслуг Фонвизина в разработке приемов реалистического изображения сложных человеческих чувств и жизненных конфликтов.

В комедии “Недоросль” использованы инверсии: “раба гнусных страстей его”; риторические вопросы и восклицания: “как ей учить их благонравию?”; усложненный синтаксис: обилие придаточных предложений, распространенных определений, причастных и деепричастных оборотов и других характерный средств книжной речи .

Использует слова эмоционально-оценочного значения: душевный, сердечный, развращенный тиран. Фонвизин избегает натуралистических крайностей низкого стиля, которых не могли преодолеть многие современные выдающиеся комедиографы. Он отказывается от грубых, нелитературных речевых средств. При этом постоянно сохраняет и в лексике, и в синтаксисе черты разговорности. Об использовании приемов реалистической типизации свидетельствуют и колоритные речевые характеристики, созданные путем привлечения слов и выражений, употреблявшихся в военном быту; и архаическая лексика, цитаты из духовных книг; и ломанная русская лексика.

Между тем язык комедий Фонвизина, несмотря на свое совершенство, все же не выходил за рамки традиций классицизма и не представлял собой принципиально нового этапа в развитии русского литературного языка. В комедиях Фонвизина сохранялось четкое разграничение языка отрицательных и положительных персонажей. И если в построении языковых характеристик отрицательных персонажей на традиционной основе использования просторечия писатель достигал большой живости и выразительности, то языковые характеристики положительных персонажей оставались бледными, холодно-риторичными, оторванными от живой стихии разговорного языка.

В отличие от языка комедии язык прозы Фонвизина представляет собой значительный шаг вперед в развитии русского литературного языка, здесь укрепляются и получают дальнейшее развитие тенденции, наметившиеся в прозе Новикова. Произведением, ознаменовавшим решительный переход от традиций классицизма к новым принципам построения языка прозы в творчестве Фонвизина, явились знаменитые “Письма из Франции”.

В “Письмах из Франции” Довольно богато представлена народно-разговорная лексика и фразеология, особенно те ее группы и категории, которые лишены резкой экспрессивности и в большей или меньшей степени близки к “нейтральному” лексико-фразеологическому слою: “С приезда моего сюда я ног не слышу…”; “Мы изрядно поживаем”; “Куда не поди, везде полнешенько” .

Есть также слова и выражения, отличные от приведенных выше, они наделены той специфической экспрессивностью, которая позволяет квалифицировать их как просторечные: “Оба сии местечка я даром не возьму”; “При въезде в город сшибла нас мерзкая вонь” .

Выработанные в “Письмах из Франции” черты литературного языка получили дальнейшее развитие в художественной, научной, публицистической и мемуарной прозе Фонвизина. Но два момента все же заслуживают внимания. Во-первых, следует подчеркнуть синтаксическое совершенство прозы Фонвизина. У Фонвизина мы находим не отдельные удачно построенные фразы, а обширные контексты, отличающиеся разнообразием, гибкостью, стройностью, логической последовательностью и ясностью синтаксических конструкций. Во-вторых, в художественной прозе Фонвизина получает дальнейшее развитие прием повествования от лица рассказчика, прием создания языковых структур, служащих средством раскрытия образа. Анализ различных произведений Д. И. Фонвизина позволяют говорить о, безусловно, важной роли его в становлении и усовершенствовании русского литературного языка.

Татьяна Ерёмина

Татьяна Яковлевна Ерёмина - учитель литературы гимназии № 406 СанктПетербурга, отличник просвещения РФ.

«Недоросль» Д.И. Фонвизина

Мастерская построения знаний и творческого письма

Перед чтением этого материала советуем обратиться к статье Т.Я. Ерёминой, которую мы печатаем в этом же номере в рубрике «Методика». Она посвящена особенностям жанра урока­мастерской. Мастерская по комедии Фонвизина становится хорошей иллюстрацией к общим положениям, высказанным в методической статье.

Предложенный материал ценен ещё и потому, что даёт в руки конкретный алгоритм работы над письменной речью учащихся. Создание сочинения - непростое испытание для ученика, а если оно даётся по такому “далёкому” от современного подростка произведению, как «Недо­росль», то становится и вовсе непосильным. Т.Ерёмина показывает, как можно работать над сочинением целенаправленно и одновременно увлекательно.

М астерская занимает два последних урока при изучении комедии. Что сделано до этого? Учителем и учениками прочитаны в классе или разыграны по ролям и прокомментированы несколько наиболее важных сцен, осмыслены особенности жанра. Если уже читался «Ревизор», то ребята вспомнили гоголев­ских героев и мысль писателя о том, что смех в его «Ревизоре» - единственный положительный герой. На уроках шёл разговор о том, почему не смеётся зритель над Софьей, Милоном, Правдиным, Стародумом, что смешно и почему смешно в облике, поведении, речи других героев. Особое внимание было уделено вопросу, где и как открывается читателю позиция автора.

Предметом обсуждения были и отношения, в которых находятся между собой действующие лица. Почему терпит оскорбления Еремеевна, вынужден оправдываться Тришка, смиренно ждут Цыфиркин и Кутейкин: может быть, с ними рассчитаются за их труд?.. Современные дети далеко не сразу понимают эти отношения, несмотря на все знания по истории и чтение произведений русской классики. (“Да как она смеет так обращаться с няней своего сына?!” - спросила одна школьница.)

Если всем этим на уроках занимались, то будем считать, что ребята способны выполнить задание к мастерской и отчасти готовы к работе над будущим сочинением.

Итак, готовимся писать сочинение по трём темам на выбор. Они будут объявлены только в самом конце занятия. Одна из них вполне классическая, две - особого жанра. На подготовку последних в мастерской сделан акцент, хотя обычная тема тоже отрабатывалась в группах, в том числе - при осмыслении вопросов.

Запись заданий ведётся с их нумерацией по этапам занятия, чтобы удобно было ориентироваться при переходе от одного задания к другим.

Часть первая (урок 1)

Ход мастерской

I. А. Запишите в тетрадь, за что вы хотите, чтобы вас похвалили (мама, родители, учитель, друг, сосед…). Если не хотите говорить о себе, можно сказать о вашем друге.

Б. Прочитайте свои записи друг другу в группах по четыре человека.

При наличии времени самые интересные похвалы можно предложить от группы прочитать всем (или сразу выслушивать всех, а не в группах).

Примеры записей

(Вместе - о себе и другом человеке, товарище.)

За успехи в учёбе, за помощь маме, за трудолюбие, доброжелательность, за бескорыстие, за скромность, за добрый поступок, за незлопамятность, за усердие, за верность слову, за дружескую поддержку, за чувство юмора, за весёлый характер, за преодоление лени, за целеустремлённость, за то, что стал лучше учиться, за хороший вид, за богатый внутренний мир, за трудолюбие, за доброту, за отсутствие эгоизма, за ответ­ственность, за честность, за хорошо сделанное дело, за мужество, за понимание другого человека, за успехи в спорте, за любовь к чтению, за красоту, за стремление узнать новое.

II. А. Послушайте фрагменты из книги Эразма Роттердамского «Похвала Глупости». Она хвалит себя сама (аллегорический образ). По мере слушания выпишите, за что хвалит.

Б. Прочитайте вслух, что получилось, и дополните свои записи.

Эразм Роттердамский (XV–XVI вв.). «Похвала Глупости»

(Говорит богиня Глупость.)

Моё божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей.

Мне же всегда особенно приятно было говорить то, что в голову взбредёт.

Итак, мужи... каким бы эпитетом вас почтить? Ах да, конечно: мужи глупейшие! Ибо какое более почётное прозвище может даровать богиня Глупость сопричастникам её таинств?

Родителем моим был… Плутос... - единственный и подлинный отец богов и людей. По его мановению в древности, как и ныне, свершалось и свершается всё - и священное и мирское.

Дабы не подумал никто, будто я без должного права присвоила себе звание богини, внимайте, навострив уши, какими благами одаряю я богов и людей и как широко простирается моя божественная сила.

…Я щедрее всех…

…Всё, что есть в жизни приятного, - тоже мой дар, и я берусь вам это доказать.

…Стать дураком по моей милости… - это избавит… от тяжких забот, которые терзают мудреца…

Почему, например, Вакх вечно юн и кудряв? Да потому, что он кутила и пьяница, проводит жизнь свою в пирах, плясках, пении и играх и никогда не связывается с Палладой.

Почему Купидон - вечно дитя? Почему? Не потому ли, что он, неисправимый повеса, ни о чём серьёзном и не помышляет?

Почему златоликая Венера вечно цветёт красотою? Потому только, что она мне сродни и золотистым цветом лица недаром напоминает моего родителя…

В глупости женщины - высшее блаженство мужчины… Теперь вы видите, из какого источника проистекает любовь - первое и величайшее наслаждение в жизни.

По моему глупому суждению, всех счастливее тот, кто всех безумнее…

III. А. Напомните друг другу, какие виды смеха (комического) в искусстве вы знаете.

(Для справки - открыть на доске или раздать на парты: юмор - это… сатира - это… ирония - это… сарказм - это…)

Б. Напишите самостоятельно, в паре или в группе поздравление Митрофанушке с 16летием. Учтите рекомендации на доске.

Выберите и укажите:

1 - адресата (от чьего лица?);

2 - несомненные достоинства именинника;

3 - пожелания.

Не нарисуете ли в подарок портрет новорождённого?

В. Прочитаем вслух все поздравления. (Дополняйте свои “открытки”!)

Примеры созданных в группах текстов

  • Друг мой сердечный! Поздравляю тебя с 16летием! Ты такой умный, сообразительный, красивый, и телото деликатного сложения! Ты молодец во всём - вперёд шагать не любишь. О других и думать не думай, заботься только о себе. Обмануть при случае не стесняйся и никому не доверяй.
  • Тебе желаю, нашедши деньги, ни с кем не делиться, а лететь себе в чины, ни труда, ни горя не зная. Желаю взрослеть да добра наживать и всегда помнить твою любящую матушку.
  • Дражайший племянник! Поздравляю! Оставайся такой же смышлёный, будь ещё больше похож на меня и не вздумай со своим дядюшкой ссориться. Желаю тебе иметь много свиней, много денег и невесту, которая будет тебя содержать.

Твой любящий дядя Тарас Скотинин.

IV. В группе из четырёх человек (можно из шести):

А. Составьте перечень форм смеха по его глубине, настроению, другим особенностям.

Б. Подберите примеры из текста комедии. Используйте домашние заготовки в тетради.

Формы смеха в комедии:

Примеры из текста читаются вразброс, с коротким объяснением, почему смешно. В более слабом классе предложим привести хотя бы один пример от группы.

Из записей в тетрадях

Действие 1, явл. 5. О сходстве героев со свиньями.

Действие 3, явл. 3. Ирония Стародума по отношению к Прос­таковой.

Действие 3, явл. 9. Цыфиркин, Кутейкин - и Вральман.

Действие 4, явл. 7. Смех Скотинина над Милоном - а смешон Скотинин.

Действие 3, явл. 8. Конец урока Митрофана. Кутейкин диктует.

Действие 4, явл. 2. Софья шутит над Милоном…

V. Запишите темы сочинений. (Откроем записи на доске.)

1. Похвальное слово Митрофану.

(От Софьи? От матушки или батюшки? От Еремеевны - кто запишет? От Кутейкина?.. От соседа?..)

2. Размышления Насмеяна Усмехаевича о пребывании в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

3. Два мира дворян в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Домашнее задание. Написать черновик сочинения, выбрав тему из трёх данных. Имя “положительного героя” из второй темы можно по желанию переменить. Следующий урок - это консультация к сочинению.

Часть вторая (урок 2)

Спрошу у тебя - спроси у меня

(Консультация к сочинению)

Занятие проводится на следующем уроке - через 1–3 дня.

Ход мастерской

I. Мои проблемы и вопросы при написании черновика сочинения.

Посмотрите на свой черновик и запишите на листы - продолжение мастерской - свои вопросы.

Выписки из тетрадей

Иногда непонятно, как объяснить, что смешно.

Трудновато разобраться в мыслях Стародума.

Иногда трудно определить вид смеха - где какой.

Мне трудно искать доказательства к моим мыслям.

Трудно было разделить, где смешное, а где нет.

Мне сложно ориентироваться в тексте.

Трудно не повторяться, когда пишешь.

Сложно согласовать всё, что я сама поняла, с тем, что услышала от других.

Когда пишу, я забываю работать с текстом, ухожу от темы и начинаю пересказывать сюжет.

Трудно поставить себя на место другого героя (Несмеяна) и писать от его имени.

Осмеивается ли где­нибудь Еремеевна?

Почему у двух миров дворян так много противоречий?

Простакова - главная, кого осмеивает Фонвизин?

На самом ли деле Простаковы так злы к другим людям? (Недоумение!)

Как Правдин относится к Митрофану?

Что утверждает смех в каждом случае?

По каким ещё признакам нужно сравнивать два мира дворян?

Нужно ли использовать цитаты в «Похвальном слове…»?

Есть ли хорошие качества у Митрофана?

С кем из героев «Недоросля» могла бы сравнить себя я?

Легко ли было Фонвизину смеяться сквозь стон России?

II. Пересядьте в группы по темам - по 4–6 человек. (Всего 5–6 групп. Возможны пары, но как исключение.)

Прочитайте вслух свои проблемы. Допишите чужие вопросы, если они важны и для вас.

Прочитайте свои черновики и дайте друг другу советы. Попробуйте ответить на записанные вопросы и запишите ответы. (Ответы пишите только к себе в тетрадь - не на листок мастерской!)

Выберите и запишите вопрос, который вы хотели бы всё же адресовать учителю.

Прочитайте вслух выбранные в группах тексты и вопросы для учителя. При слушании записывайте интересные и спорные замечания.

(III.) Слово учителя (если будут вопросы): ответыподсказки на заданные 1–3 вопроса (по выбору учителя).

IV. Рефлексия.

1. Выберите себе начало предложения (глагол) и продолжите его.

На мастерской я догадался (понял, узнал, обнаружил, смог)…

2. Похвалите себя или когонибудь другого за что­либо в мастерской.

3. (По желанию) Мои размышления после мастерской.

Из записей на рефлексии

На мастерской я поняла, что смех - это живой герой, который участвует во всех действиях комедии, обличает её героев. Хотела бы похвалить М. за хорошие вопросы

Я смогла понять свои ошибки и постараюсь их избегать. Похвалю всех за хорошую работу в группах и за старание.

Смогла лучше понять героев «Недоросля»…

Смогла понять, что ошибки героев могут быть и в нашей жизни.

Я благодарен К. за то, что объяснила мне некоторые детали…

Я смогла исправить свои речевые и пунктуационные ошибки. Похвалю всех авторов прочитанных в классе сочинений за глубину понимания темы.

Догадался, в чём смысл комедии. Похвалю подругу за хорошую память

Я догадался, что работа в команде лучше, чем в одиночестве. Все молодцы, потому что было много идей и все разные.

Я смогла научиться работать в команде, помогать другим. Похвалю товарищей за серьёзное отношение к работе.

Хвалю себя за хорошие вопросы…

Хвалю себя за трудоспособность. Хорошо работали разные группы, дополняя то, что я сказал.

Я похвалил бы тех, кто внимательно слушал других.

Себя сам похвалить не могу, могу - двух девочек…

Поняла, что смех в комедии проникает в каждого читателя, и тогда он понимает, что хотел сказать автор.

Домашнее сочинение

Приведём две работы, написанные на нестандартные темы.

Размышления Насмеяна Усмехаевича о пребывании в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Мне очень понравилось находиться в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Я смог проявить себя с разных сторон. Очень часто я ходил за Митрофаном, его матушкой госпожой Простаковой и за Скотининым. Многие сцены смешили не только меня, но и читателей, и самого автора, ведь я очень старался обличить и высмеять глупость, да и не только её.

Вот я показываю глупость и низость Скотинина, его большую любовь к свиньям, чем к людям: “…Коли у меня теперь… для каждой свинки клевок особый, то жене найду светёлку”… Здесь “скотское” сравнение Софьи и свиньи. В этой сцене я - усмешка автора.

Во время драки Скотинина и г­жи Простаковой Стародуму стало смешно на них глядеть (“Я отроду ничего смешнее не видывал”). Тут я выступаю в иронической маске.

Есть ещё много сцен, где проявляю себя со своей саркастической стороны, хотя считаю эту сторону не самой лучшей в себе. Например, когда г­жа Простакова набрасывается на Еремеевну за то, что она не расцарапала Скотинину “харю”: “…Ты не раздёрнула ему рыла по уши?”

Я очень часто появляюсь тогда, когда персонаж проявляет свой истинный характер: люблю обличать недостойных героев! Забавно смотреть на то, как они ругаются и дерутся впустую!

А вот пример, когда мать учит сына, что он должен говорить важному гостю Стародуму, а сын ничего не понимает и всё забывает: “Ты мой отец… (к матери)… Какой бишь?..”

Ну а когда Митрофан хвастается, что выучил предметы, но не знает, что такое география, и Простакова не знает, то зрители вообще готовы от хохота кататься - это мне истинное удовольствие. “…Конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка!”

Но понятно, что без автора не было бы меня в комедии. Я понимаю, что присутствую почти в каждой сцене благодаря автору. Все действия и сцены мы придумывали вместе. Я горжусь, что помог Д.И. Фонвизину. И потом мне всё очень понравилось. Но всётаки жаль, что здесь, в комедии «Недоросль», моей юмористической, доброй стороны почти нет…

Марина Батерук

Похвальное слово Митрофану

Пишу тебе похвальные слова, Митрофанушка!

Хоть тебе и шестнадцать лет, но ты резвый, беззаботный “затейник”. Ты любишь гонять голубей по крышам, и тебя с малолетнего возраста опекает няня Еремеевна. Она на шаг от тебя не отступает, выполняя все прихоти, и любит тебя, как родного сына (“Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь…”). Ты предпочитаешь всему сладко поесть, вволю поспать и повеселиться (“Побегу­тка теперь на голубятню, так авось­либо…”).

Не утруждай себя, Митрофанушка, учением и заботой о ближнем. Для тебя самое главное - здоровье, как говорит твой учитель Адам Адамыч Вральман: “Сынок, какоф ест, да тал Бог старовье, или сынок премудрый, так скасать, Аристотелис, та в могилу”. Твои учителя стараются научить тебя разным наукам, чтобы ты был культурным, развитым человеком. Но ты выше этого! Ведь ты не случайно всё время сопротивляешься. Они же тебя не понимают, где им! И ты уверен в себе, убеждён, что самый мудрый. Как правильно говоришь матери: “Я те потешу. Поучусь, только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня быть сговору”; “Не хочу учиться, хочу жениться”.

Ты знаешь, что окружающие обязательно помогут тебе и дадут советы. Тебе повезло, что рядом с тобой Еремеевна, ведь, не получая ни копейки, она занимается твоим воспитанием. Крепостная няня защищает тебя от дяди: “…Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмыто выцарапаю”. Она не обижается, когда ты называешь её “старой хрычовкой”…

Ты имеешь свободу слова в доме, все тебя слушаются и подчиняются тебе. Как решительно ты обходишься со Скотининым: “…Что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.

Ты - любимый сын матушкин. А знаешь, почему? Ведь ты её опора и надежда: “Вот сынок, одно моё утешение… Поди, порезвись, Митрофанушка”. Кроме тебя, она не любит никого из родных. Простакова прощает и разрешает тебе всё, жалеет, говоря: “Не трудись попустому… без наук люди живут и жили”.

Ты знаешь, что не ум важен в людях и не душа, а общественное положение, и ты правильно делаешь при встрече со Стародумом, что льстишь ему и лицемеришь: “Как не целовать, дядюшка, твои ручки”.

Хорошо, что все увидели тебя во всей твоей красе. Но, отправляясь на государственную службу, ты будешь решать судьбу народа и страны, править людьми. И ты с этим согласен: “По мне куда велят”. И не важно, что ты циничный, жестокий и равнодушный человек!

Надежда Третьякова

Из наблюдений учителя за работой в мастерской

В более эмоциональном, но менее “учебно” настроенном классе легче разыгрываются сценки, но труднее осмысляется причина комизма. Заметно, что не сразу, не всеми, не полностью понимается ирония, особенно если она в тексте - не в устной речи, то есть интонацию надо вообразить. Это “узкое место” в обучении. Поэтому поиски и объяснение смешного становятся настоящим трудом, хотя и вполне увлекательным.

Довольно трудным оказывается сформулировать свои собственные проблемы при создании черновика. Совместная работа в группе при доброжелательном отношении в ней вызывает желание даже более длительной работы. Так поощряется действительная взаимопомощь, потому что дети помогают друг другу всерьёз. Тут же выясняется то, что действительно трудно.

Почему учитель может не отвечать на все вопросы? Большая часть ответов появляется при работе в группах и при чтении получающихся текстов вслух.

Отметим размышление ученицы о своих проблемах: трудно ориентироваться в тексте. Это, конечно, не грех мастерской, а самоосмысление, которое, возможно, послужит развитию более усердного чтения в дальнейшем.

Какие вопросы задают учителю? По каким признакам сопоставлять героев? Можно ли использовать старинную или разговорную форму речи?.. На часть вопросов легко ответить по ходу работы групп. Но эти ответы - “можно”, “пожалуйста”. Вообще же по ходу мастерской не положено давать текущих ответов: учащиеся должны побиться, попробовать, сотворить своё. Но в предлагаемом занятии выделен раздел ответов педагога. Можно также подсесть к более слабой группе и помочь, работая вместе с детьми.

Основная часть учеников с сочинением справляется, притом лучше - с “оригинальным” жанром. Трудности остаются всё те же: умение анализировать текст, делать выводы на основе анализа. По этому пути идём дальше.

Фонвизин сочинение

Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. М. Ю. Лермонтов Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, слабости. Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции класси-цизма. "На всю жизнь, - указывал Г. А. Гуковский, - его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток школы". Однако пьеса Фонвизина - явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина - классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной Драмой подсказан образ благородного резонера в лице Ста-Родума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои - Софья, Стародум и Правдин, - сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: "Вот злонравия достойные плоды" _ т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм. Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к "благородному" сословию далеко от взгляда стороннего человека: "Я видел, - писал он, - от почтеннейших предков презренных потомков... Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Комедия Фонвизина - чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней - "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, - писал Гоголь, - перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума"... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая - от дурно понятого просвещения".

Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. С большой тщательностью и широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Еремеевны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в каждом из них какую-то новую сторону действительности, нигде не повторяясь. Все герои его комедии нарисованы не равнодушным созерцателем жизни, а писателем-гражданином, который явно показывает своё отношение к изображаемым им людям. Одних он казнит гневным негодованием и язвительным, убивающим смехом, к другим относится с весёлой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией. Фонвизин показал себя глубоким знатоком человеческого сердца, характера человека. Он умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действия. Этой же цели служат в комедии и ремарки, т. е. авторские указания актёрам. Например: «от робости запинаясь», «с досадой», «испугавшись, с злобою», «в восторге», «с нетерпением», «задрожав и грозя» и т. д. Такие ремарки были новостью в русских драматических произведениях XVIII века.

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т. е. стремление к возможно более правдивому изображению жизни. Первое явно на стороне реализма.

Это проявляется главным образом в изображении действующих лиц, особенно отрицательных. Они - типичные представители своего класса, широко и разносторонне показанные. Это живые люди, а не олицетворение какого-либо одного качества, что было характерно для произведений классицизма. Даже положительные образы не лишены жизненности. А Простакова, Скотинин, особенно Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена превратились в нарицательные.

Правила классицизма нарушаются и в самом построении комедии. Эти правила запрещали смешение в пьесе комического и драматического, весёлого и печального. В комедии полагалось смехом исправлять нравы. В «Недоросле», кроме смешных (комических), есть и драматические сцены (драма Простаковой в конце произведения). Наряду с комическими картинами имеются сцены, раскрывающие тяжёлые стороны крепостнического быта. Кроме того, в комедии введены сцены, имеющие лишь косвенное отношение к основному действию (например, сцена с Тришкой и ряд других), но они понадобились автору для широкой и правдивой зарисовки картин быта.

Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выражения перешли из неё в жизнь на правах пословиц: «Не хочу учиться - хочу жениться»; «Глупому сыну не в помощь богатство», «Вот злонравия достойные плоды» и др.

Эта победа реализма на самом важном участке - в изображении человека - составляет ценнейшую сторону Фонвизина - художника слова. Правдивость в изображении жизни тесно связана с передовыми взглядами Фонвизина, с его борьбой против основных зол его времени, так ярко раскрытых им в комедии «Недоросль».

Те важные вопросы, которые Фонвизин поставил и осветил в комедии «Недоросль», обусловили её большое общественное значение прежде всего в современную ему эпоху. Со страниц комедии, со сцены театра прозвучал смелый голос передового писателя, который гневно обличал язвы и недостатки жизни того времени, призывал к борьбе с ними. Комедия рисовала подлинные картины жизни; показывала живых людей, хороших и дурных, призывала подражать первым и бороться с последними. Она просвещала сознание, воспитывала гражданские чувства, звала к действию.

Велико значение «Недоросля» и в истории развития русской драмы. Недаром Пушкин назвал «Недоросль» «народной комедией». Комедия Фонвизина удержалась на сцене театра вплоть до наших дней. Жизненность образов, исторически верное изображение людей и быта XVIII века, естественный разговорный язык, искусное построение сюжета - всё это объясняет тот живой интерес, который комедия вызывает и в наши дни.

«Недоросль» Фонвизина является родоначальником русской (по выражению Горького) «обличительно-реалистической» комедии, комедии социально-политической. Продолжая эту линию, в XIX веке появляются такие замечательные комедии, как «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя.

37. Проблема воспитания и ее художественное выражение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», безусловно, на первый план выходит критика невежественного дворянства, жестоких крепостников, развращенных указом Екатерины II «О вольности дворянства» (1765). В связи с этой темой в комедии поднимается и другая – проблема воспитания. Как сделать так, чтобы исправить ситуацию, чтобы молодое поколение в лице Митрофанушки и других недорослей превратилось в истинную опору государству? Фонвизин видел один лишь выход – в воспитании юношества в духе просветительских идеалов, во взращивании идей добра, чести, долга в молодых умах.

Таким образом, тема воспитания становится одной из ведущих в комедии. Она, во многих своих аспектах, развивается на протяжении всего произведения. Так, сначала мы видим сцены «воспитания» Митрофанушки. Это и то, что внушается и демонстрируется недорослю его родителями, прежде всего матерью - госпожой Простаковой. Она, привыкшая руководствоваться лишь одним законом – своего желания, бесчеловечно обращается с крепостными, будто это не люди, а бездушные предметы. Простакова считает совершенно нормальным опускаться до ругательств и побоев, причем для нее это норма общения не только со слугами, но и с членами семьи, с мужем. Лишь для сына, которого она обожает, героиня делает исключение.



Простакова не понимает, что, общаясь с окружающими таким образом, она унижает в первую очередь себя, лишается человеческого достоинства и уважения. Фонвизин показывает, что тот образ жизни, который вело русское провинциальное дворянство благодаря, в том числе, и государственной политике, разрушительно, в корне неверно.

Драматург указывает, что Митрофанушка перенял у матери манеру обращения с людьми, недаром его имя переводится как «являющий свою мать». Мы видим, как этот герой издевается со своей нянькой Еремеевной, другими крепостными, пренебрегает своими родителями:

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».

Митрофан растет избалованным, невежественным, ленивым и эгоистичным увальнем, думающим лишь о собственных развлечениях. Он не привык трудиться ни умственно, ни, конечно, физически.

По необходимости мать нанимает Митрофану учителей – согласно новому указу государыни дворяне должны иметь образование, иначе они не смогут служить. И вот, скрепя сердце, юный герой занимается «науками». Важно, что у него даже не возникает мысли о пользе собственного просвещения. Одну лишь выгоду ищет он в образовании, которое дается этому герою с превеликим трудом.

Да и учителя у недоросля под стать ему. Семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман - все они не имеют в настоящим знаниям никакого отношения. Эти псевдопреподаватели дают Митрофану убогие обрывочные знания, но и те он запомнить не в состоянии. Фонвизин рисует комичные картины обучения молодого Простакова, но за этим смехом стоит горькое негодование драматурга - такие недоросли будут определять будущее России!

В противовес такому воспитанию Фонвизин представляет свой идеал воспитания. Его основные постулаты мы находим в речах Стародума, который во многом является резонером самого автора. Стародум делится своим опытом, взглядами на жизнь с племянницей Софьей – и это преподносится в пьесе как еще один способ воспитания: передачи жизненно мудрости от старшего поколения к младшему.

Из беседы этих героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить «доброго о себе мнения от людей достойных». Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум, зная это, наставляет девушку на «путь истинный». Его жизненные «законы» касаются государственной, общественной деятельности дворянина: «степени знатности «рассчитываются по числу дел, которые большой господин сделал для отечества»; «не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»; «честный человек должен быть совершенно честный человек».

Кроме того, Стародум дает советы и относительно «дел сердечных», семейной жизни благонравного человека: иметь к мужу «дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее», «надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу». И, наконец, как завершающий аккорд, – самое главное наставление: «…есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Я думаю, что наставления Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут положительные результаты – Софья и Милон будут руководствоваться ими и воспитывать по ним своих детей.

Таким образом, проблема воспитания является центральной в комедии Фонвизина «Недоросль». Здесь драматург ставит вопрос о будущем России, в связи с ним возникает и проблема воспитания. Реальное положение дел в этой области не устраивает писателя, он считает, что дворянство деградирует, превращается в невежественную толпу скотининых и простаковых. Это происходит во многом из-за попустительства Екатерины II.

Фонвизин считает, что только воспитание в духе просветительских идей может спасти положение. Носителями этих идей в комедии являются Стародум, Софья, Милон, Правдин.