Сценарий обзорной экскурсии в школьном музее. Сценарий обзорной экскурсии по школьному краеведческому музею Темы экскурсий и их сценарии

Ирина Хомякова

Сценарий экскурсии в музей-диораму «Русская изба »

Цель :

русского народа русского народа экскурсии по «Русской избе » .

Задачи :

русской избы ;

русских людей в старину , их бытом и занятиями;

Отметить такие черты русских людей

русском народном костюме .

Здесь издавна русские люди живут ,

Раздольные русские песни поют…

избами . И все-то в избе сделано из дерева

видеть

внимание

Без печи хата – не хата.

Не красна изба углами , а красна пирогами.

(зыбка)

Прелесть русской

В конце экскурсии

Сценарий экскурсии в музей-диораму «Русская изба »

«Милости просим, гости дорогие»

Цель :

приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа , знакомство с жизнью и бытом русского народа , его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями. Привлечение детей подготовительной группы к проведению экскурсии по «Русской избе » .

Задачи :

Рассказать детям об устройстве русской избы ;

Познакомить с особенностями проживания русских людей в старину , их бытом и занятиями;

Обогатить знания детей пословицами и поговорками;

Отметить такие черты русских людей , как гостеприимство, трудолюбие, мастерство, умение весело отдыхать;

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

У входа в избу детей встречает воспитатель в русском народном костюме .

Милости просим, гости дорогие. Сегодня я – хозяюшка, а вы мои гости.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут ,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами . И все-то в избе сделано из дерева : и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Стол тоже изготавливался из дерева, вдоль стола стояли лавки и скамьи. На стенах – расшитые белые полотенца. На полу стелили дорожки. В каждом доме была своя прялка. И эту прялку нельзя никому давать взаймы.

Важную роль в доме играли окна.

Над окнами крепились козырьки-наличники. Позже появились накладные наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Для этого же были придуманы ставни.

Ставни выполняли ещё одну функцию. С улицы каждый мог видеть : открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит ещё спят или куда-то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был свой облик.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание : она занимала центральное место.

Без печи хата – не хата.

Когда в печи жарко – тогда и варко.

Что есть в печи – всё на стол мечи.

Не красна изба углами , а красна пирогами.

В старину люди считали, что за печкой жил домовой. Это маленький лохматый мужичок. Мало кто его видел. Днём он спал. А по ночам мог и пошалить. Если ему нравилось в доме, то он служил верой и правдой хозяевам. Ну а если ему не нравилось, то он проказничал.

В доме имелись сундуки. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки - обязательная принадлежность избы.

В доме стояла колыбель, которую подвешивали к потолку (зыбка) . Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и корзины – всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

Прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. Желаем вам мира в вашем доме, тепла и уюта.

В конце экскурсии воспитатель преподносит гостям на рушнике каравай с солью.

Публикации по теме:

Фотоотчёт. Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба» Сегодня поспешу в музей, Чтоб встретиться с прекрасным, Он открывает свою дверь В свой.

Конспект занятия в младшей группе (Экскурсия в мини-музей «Русская Матрёшка») Людмила Легошина Конспект занятия в младшей группе (Экскурсия в мини-музей «Русская Матрёшка» Интеграция образовательных областей: «Художественно.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому.





(номинация «Лучшие экскурсии»)

Работу выполнила:

ученица 11 класса Токарь Елена

E -mail bezimeno @yandex .ru

Тел.(8-261) 4-77-93

309381 Белгородская область

Грайворонский район

с. Безымено, ул. Октябрьская 77-а

Руководитель: Березовская О.Ю.

2012 г

Сценарий музейной экскурсии

К нам гости пришли, дорогие пришли;

Мы не зря квас варили, каравай пекли;

Отведайте наши хлеб, соль.

Русская изба.

Слово «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».

Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или два ряда- «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.

Избы в старой России обычно строились, или, по народной этимологии, рубились из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в южных безлесных районах европейской части страны, а также в сёлах, располагавшихся около крупных городов.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу- обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или стояла баня.

Русская печь

А сейчас я хочу загадать вам загадку: «Чего из избы не вытащишь?» Конечно, речь идет о печи.

Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи. Дым выходит устье-отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход.

В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища. По народным поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других.

Красный угол (УГОЛ БОЛЬШОЙ, УГОЛ ПЕРЕДНИЙ, УГОЛ СВЯТОЙ)

Парадная часть крестьянской избы. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Наш красный угол располагается не по правилам просто потому, что в нашем музее нет того места, где он должен быть.

Красный угол- пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым».

Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника; отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища) Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более крупную монету. Зачастую под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа- шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол, по народным представлениям, предназначался для домового.

Во многих местах на территории России красный угол называли ещё «большим» или «передним».

Женские и мужские углы (или «кут») - напротив печного чела.

Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок (у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка), прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала века. В музее представлены праздничные женские рубахи, расшитые пояса и понева.

В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.

Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения.

Моталки. На них сматывали пряжу, делали полумотки, которые потом мыли и красили.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

Был в избе и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или «коник» - у входа. Закут - за печью.

Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А при помощи вот этого приспособления делали крахмал.

А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку:

Стоит толстячок

Подбочинивши бочек,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит”.

Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

Особое место в избе занимали жернова, при их помощи мололи муку. А это ступка с пестом.

Все вещи хранились в сундуках. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати.

Далее попрошу обратить ваше внимание на детский уголок. Он в первую очередь представлен зыбкой. Зыбка - крестьянская детская колыбель. Делалась из луба, привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название).

По народным представлениям, ребенку будут сниться плохие сны, он перестанет расти или его может подменить нечистая сила, если он посмотрится в зеркало.

Здесь же представлена кукла-обережка. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.

А теперь я прошу пройти в класс где мы с вами сделаем такую куклу –обережку.

Экскурсия в школьном краеведческом музее «Возрождение»

Цель экскурсии:

Ознакомить учащихся с экспозициями школьного музея;

Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к школе;

Способствовать развитию коммуникативных компетентностей.

Продолжительность экскурсии: 20-25 минут.

В школьном коридоре у входа в музей собирается группа экскурсантов.

Перед нами разыгрывается действие:

За столом сидит Петя, он читает и постепенно засыпает. Появляется Янус. Петя просыпается. В изумлении смотрит на Януса.

Янус: Ты испугался? Не ожидал меня увидеть? Не узнал?

Петя: Почему не узнал? Узнал. Пап, а уроки все равно учить не буду.

Янус: (ошарашено) Я не пап. Я - Янус, Бог времени.

Петя: Да нет, маски я твои вижу. Но мне интересно пап, зачем ты их надел?

Янус: Да не папа я, не папа.

Петя: А кто?

Янус: Я Янус, древнеримский Бог, Бог Времени.

Петя: Значит, ты из компьютерной игры.

Янус: Какая игра? Ну, подожди, я тебе сейчас покажу «игра»

(Разворачивается, дает Пете подзатыльник. Петя падает на пол).

Петя: Ого, похоже, не игра. А мой папа, кажется, не дерется.

Янус. Я же говорил, а ты мне не верил.

Петя: Значит ты и вправду Янус?

Янус: И вправду.

Петя: Вот здорово! И ты можешь меня во времени покатать?

Янус: Могу.

Петя: А как мы поедем?

Янус: Как захочешь.

Петя: На машине времени?

Янус: Давай на машине.

Петя: А на волчке можешь?

Янус: Можно и на волчке.

Петя: А если в шкафу?

Янус: Как захочешь.

Петя: А куда мы отправимся? Давай полетим назад в прошлое.

Янус: Это понятно. А куда именно?

Петя: Не знаю. Куда-нибудь.

Янус: Хорошо! Чтобы полететь, ты должен вставить в дверь (дверь школьного музея) ключ, повернуть два раза и сказать: » В глубь готов назад. Вперед! Машина времени, полный ход» Все запомнил?

Петя: Да.

Янус: Еще не передумал лететь?

Петя: Нет. (берет ключ, говорит слова,! Машина времени, полный ход, Вперед!» открывает дверь музея).

Звучит таинственная музыка. Петя вместе со зрителями входит в школьный музей. Их встречают в русских народных костюмах экскурсоводы – краеведы.

Руководитель музея: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы -Буянова Анастасия, Егин Иван.

Краевед 1: Настя

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!

Краевед 2 : Иван говорит, Настя подносит, вручает хлеб соль.

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Ведь не зря хлеба растили,

Собирали урожай.

Вы примите, дорогие,

Гамалеевский наш каравай.

С караваем соль подносим.

Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Ведущие вручают Пеннер Н.В. Хлеб, соль.

Краевед 1: Сегодня во время экскурсии, мы с вами узнаем много интересного и нового из жизни наших предков, об их быте, культуре, занятиях и многом другом. Об этом нам расскажут экспонаты-предметы быта, документы, альбомы, экспозиции, фотографии, и многое другое, что находится в нашем музее.

Кто был самым внимательным , я узнаю в конце нашей экскурсии.

Краевед2:

Школьный краеведческий музей в Гамалеевской школе был создан в сентябре 2002 года и получил название «Возрождение».

Инициатор создания музея, бывший учитель истории и краеведения Решетова Валентина Ивановна. Под ее руководством работала поисковая группа ребят. Они собирали экспонаты и исторические справки для музея у местного населения и в районном краеведческом музее.

Краевед2 : С 2011 года руководителем музея - является Коренькова Е.Н. Создано объединение «Музейное дело». В музее на данный момент собрано 85 экспонатов. Среди основного фонда 6 разделов:1 раздел «Моя малая Родина – Гамалеевка» раскрывает достопримечательности села, 2 раздел «Оренбургу -270 лет», «Сорочинск» знакомит нас с историческими местами города Оренбурга и города Сорочинска. Следующий раздел раскрывает возникновение и развитие села Гамалеевки становление колхоза «Победа». Раздел «Они сражались за Родину» знакомит нас с односельчанами – участниками Великой Отечественной войны». «Летопись Гамалеевской школы рассказывает нам об истории возникновения и развития школы, с педагогическими работниками, осуществляющими свою деятельность в разные годы.

Краевед1:

А следующий раздел для меня очень интересен, знакомит нас с предметами быта, кухонной утварью, и другими вещами деревенского дома.

Выходят Аня и Юля в русских народных сарафанах со словами.

Под русско – народную музыку выходят.

Контяева Анна и Иванова Юлия рассказывают и показывают экспонаты.
Сегодня Аня и Юля
Показывают друг на друга рукой, якобы представляя, друг джруга.

Поведут рассказ,
Как жили наши предки,
Всего лишь век назад.
Аня:
Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.

(Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге и
раздували для того, чтобы утюг нагрелся.)

Юля:

Вот старинные кувшины.
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Аня:
А вот это лопаточки.
Прыгали в них через кочки.
Плели их из лыка,
Не обходилось здесь без кочедыка.

Юля:

Умывались ключевой водицей
Утирались рушником.
Изо льна его соткали,
Украсив вышивкой потом.

(Полотно сделано из удивительного растения – льна, оно «дышит»,
пропускает воздух, в отличие от современных синтетических тканей.
Эта ткань очень прочная. Полотенца берегли и передавали по наследству.)
Аня:

У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты,
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.

Юля:

Вот рубель – в названье чуден,
В примененье легок он.
Гладит с легкостью лен,
Из дерева рублён.

(С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажнённые холсты).

Аня:
Это тяпка – мастерица,
Рубит мясо, овощи.
Заменили в этом веке,
На процессор стоящий.

Юля:

А это вот старинный самовар,
Дед с него чаёк пивал.
Сделан он был в Туле,
И стоял у бабушки на стуле.

Аня:

В музее есть старинные монеты,
Но на них уже не купишь конфеты.
Все они из тех времен,
Место здесь мы им найдем.

Наш рассказ мы закрываем.
Память предкам продлеваем.
Время поворачиваем вспять.
Скоро встретимся опять.

Краевед2 : Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Краевед 1 :

Тут порой такое диво,
Попадётся средь вещей…
Позавидует любой
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Краевед 2 :

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея,
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб гордиться мог музеем
Юный краевед!

Настя говорит, Иван показывает указкой на столе экспонаты – документацию.

Краевед 1: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение .

Примерные вопросы викторины.

    Когда был открыт наш музей?(сентябрь 2002г.)

    Какой материал использовали для изготовления посуды? Почему?(из глины)

    Для чего служил рубель? (разглаживали льняные холсты)

    Почему утюг называли угольным? (накладывали угли)

    Какую роль в хозяйстве выполнял ухват? (из печки горшки тянули)

    В каком городе был сделан самовар? (в Туле)

После викторины ведущие краеведы раздают самым активным участникам викторины медальки, на которых написано друг музея, и благодарят детей.

Петя: Как красиво!

Янус: Ну вот, и подходит к концу наше путешествие. А теперь скажи, доволен ли ты, что побывал в прошлом.

Петя:

Да, я очень доволен,

Я даже сочинил стихи.

Музей – живое воплощение

Былых веков и дней былых,

Души и сердца отраженье

В вещах знакомых и родных.

Храня прошедшее живое,

Он тянет в будущее нить.

Его служение святое –

Собой века соединить.

Янус:

Ну а теперь прощайся.

Мы возвращаемся назад.

(в этот момент открываются двери музея и Петя вместе со всеми радостно выходит в коридор)

(Все выходят на поклон)

Руководитель музея: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

ЧАХАЛЯН ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ МУЗЕЙ

«РУССКАЯ ИЗБА"
Экскурсоводы дети от 6-7 лет (экскурсию проводит один ребенок или текст можно разделить на несколько детей) Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Это комната русской избы, она еще называется –
изба.
Такая раньше была у наших прабабушек в деревне. Центральное место в доме занимала
печь
, её топили дровами и чтоб они хорошо горели их помешивали вот такой
кочергой
.
Печь обогревала дом и в ней готовили еду в
чугунных горшках
. Горшок ставили в печь, а из неё доставали
ухватом
, чтоб хозяйка не обожгла свои руки. Главной едой была каша. Есть русская пословица; "Щи да каша - еда наша. Еду ели деревянными ложками. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

Стол
– одна из основных частей избы. Его делали большим, чтобы за ним сразу могла разместиться вся семья на деревянных лавках. На столе стоял большой
самовар
и вся крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Рядом с лавками стояли сундуки и в них хранили не только вещи, но и все ценности. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой - пряжу отдает?» (
прялка
Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки, а из ниток вязали половики, ткали полотно, шили одежду, а из лоскутков собирали покрывала на кровать. Гладили белье деревянным утюгом, который называется -рубель. Возле прялки всегда стояла детская колыбель - маленькая кроватка для грудных детей. Первой колыбелью ребенка была люлька или ещё её называли зыбка. Люльку подвешивали к потолку. Положит мама ребенка в люльку, качнет, а сама в это время прядет пряжу и напевает колыбельные песенки. Воды в доме не было и женщины с коромыслом ходили по воду к колодцу. Стирали белье в деревянном корыте, на такой вот стиральной доске. Живы традиции на Руси, какого б не было пути, От старины нельзя нам отступать, традиции России, нам надо соблюдать! Все эти предметы собраны родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.
Прощайте, гости дорогие! (поклон)