Шоу, Бернард – краткая биография. Бернард шоу - биография, информация, личная жизнь Литературный деятель джордж бернард шоу

Биография

Рано увлёкся социал-демократическими идеями; обратил на себя внимание меткими театральными и музыкальными рецензиями; позже выступил сам в роли драматурга и тотчас же вызвал резкие нападки лиц, возмущавшихся их мнимой безнравственностью и чрезмерной смелостью; за последние годы становится всё более популярным у английской публики и находит почитателей на континенте благодаря появлению критических статей о нём и переводов его избранных пьес (например, на немецком языке - Требича). Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью , всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества . Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма .

В пьесе «The Philanderer» отразилось довольно отрицательное, ироническое отношение автора к институту брака , каким он являлся в то время; в «Widower’s Houses» Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика , беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно - быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).

Библиография

1885-1896

  • «Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году)
    • «Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885-1892)
    • «Сердцеед» (The Philanderer, 1893)
    • «Профессия миссис Уоррен» (Mrs Warren’s Profession, 1893-1894)
  • «Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году)
    • «Оружие и человек» (Arms and the Man, 1894)
    • «Кандида» (Candida, 1894-1895)
    • «Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
    • «Поживем - увидим» (You Never Can Tell, 1895-1896)
  • «Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans)
    • «Ученик дьявола» (The Devil’s Disciple, 1896-1897)
    • «Цезарь и Клеопатра» (Caesar and Cleopatra, 1898)
    • «Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)
  • «Великолепный Бэшвил, или невознагражденное постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
  • «Человек и сверхчеловек» (Man and Superman, 1901-1903)
  • «Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)

1904-1910

  • «Как он лгал ее мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
  • «Майор Барбара» (Major Barbara, 1906)
  • «Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
  • «Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
  • «Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
  • «Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)
  • «Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries)
    • «Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген» (Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene, 1905)
    • «Газетные вырезки» (Press Cuttings, 1909)
    • «Очаровательный найденыш» (The Fascinating Foundling, 1909)
    • «Немного реальности» (The Glimps of Reality, 1909)
  • «Неравный брак» (Misalliance, 1910)

1910-1919

  • «Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
  • «Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
  • «Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
  • «Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
  • «Пигмалион» (Pygmalion, 1912-1913)
  • «Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
  • «Лечение музыкой» (The Music-сure, 1913)
  • «О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
  • «Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
  • «Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
  • «Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
  • «Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak House, 1913-1919)

1918-1931

  • «Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918-1920)
    • Часть I. «В начале» (In the Beginning)
    • Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas)
    • Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens)
    • Часть IV. «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman)
    • Часть V. «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach)
  • «Святая Иоанна» (Saint Joan, 1923)
  • «Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
  • «Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)

Ссылки

  • Джордж Бернард Шоу: фотографии, биография, произведения
  • Шоу, Джордж Бернард в библиотеке Максима Мошкова

Примечания

Сюлли-Прюдом (1901) Теодор Моммзен (1902) Бьёрнстьерне Бьёрнсон (1903) Фредерик Мистраль / Хосе Эчегерай-и-Эйсагирре (1904) Генрик Сенкевич (1905) Джозуэ Кардуччи (1906) Редьярд Киплинг (1907) Рудольф Кристоф Эйкен (1908) Сельма Лагерлёф (1909) Пауль Хейзе (1910) Морис Метерлинк (1911) Герхарт Гауптман (1912) Рабиндранат Тагор (1913) Ромен Роллан (1915) К.Г. Вернер фон Хейденстам (1916) Карл Гьеллеруп / Хенрик Понтоппидан (1917) Карл Шпиттелер (1919) Кнут Гамсун (1920) Анатоль Франс (1921) Хасинто Бенавенте-и-Мартинес (1922) Уильям Батлер Йейтс (1923) Владислав Реймонт (1924) Бернард Шоу (1925)

Полный список | (1901-1925) | (1926-1950) | (1951-1975) | (1976-2000) | (2001-2025)


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бернард де Нефмарш
  • Бернард Фрэнсис Лоу

Смотреть что такое "Бернард Шоу" в других словарях:

    Джордж Бернард Шоу

    Джордж Бернард Шоу - (1856 1950 гг.) драматург А почему женщинам всегда нужны мужья других женщин? А почему конокрады всегда предпочитают объезженную лошадь дикой? Алкоголь это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь. Алкоголь очень полезен. Он… …

    Шоу Джордж Бернард (Shaw G. B.) - биография. - Шоу Джордж Бернард (Shaw G. B.) биография. Шоу, Джордж Бернард (Shaw G. B.) (1856 1950) Шоу Джордж Бернард (Shaw G. B.) Биография Английский писатель. Бернард Шоу родился 26 июля 1856 в Дублине. По происхождению ирландец. Ранние годы провел в… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Шоу, Бернард - Бернард Шоу Bernard Shaw Дата рождения: 26 июля 1856 Место рождения: Дублин, Ирландия Дата смерти: 2 ноября 1950 Род деятельности: романист … Википедия

    Шоу Джордж Бернард - Бернард Шоу Bernard Shaw Дата рождения: 26 июля 1856 Место рождения: Дублин, Ирландия Дата смерти: 2 ноября 1950 Род деятельности: романист … Википедия

    Шоу Д. - Бернард Шоу Bernard Shaw Дата рождения: 26 июля 1856 Место рождения: Дублин, Ирландия Дата смерти: 2 ноября 1950 Род деятельности: романист … Википедия

    Шоу Д. Б. - Бернард Шоу Bernard Shaw Дата рождения: 26 июля 1856 Место рождения: Дублин, Ирландия Дата смерти: 2 ноября 1950 Род деятельности: романист … Википедия

    Шоу Джордж Бернард - Шоу (Shaw) Джордж Бернард (26.7.1856, Дублин, ‒ 2.11.1950, Эйот Сент Лоренс), английский драматург. По происхождению ирландец. Ранние годы провёл в Дублине, по окончании школы (1871) служил клерком. В 1876 переехал в Лондон, занимался… … Большая советская энциклопедия

    Бернард - Бернард (Bernard) мужское имя германского происхождения. Другие формы: Бернар (в основном, французская) Бернарт Бернардус (лат. Bernardus) Бернардо испанские Бернардино итальянские Бернхард Бернгард скандинавское Бернхарт немецкое … Википедия

    Шоу, Джордж Бернард - Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Книги

  • Бернард Шоу. Полное собрание пьес в шести томах. Том 1 , Бернард Шоу , Первый том Полного собрания пьес Бернарда Шоу включает в себя семь произведений драматурга, созданных им в период с 1885 по 1896 г.: "Дома вдовца", "Серцеед", "Профессия миссис Уоррен",… Категория:

англ. George Bernard Shaw

выдающийся ирландский драматург и романист, общественный деятель

Бернард Шоу

Краткая биография

– английский драматург ирландского происхождения, один из основоположников «драмы идей», писатель, эссеист, один из реформаторов театрального искусства XX ст., после Шекспира второй в рейтинге популярности автор пьес в английском театре, лауреат Нобелевской премии по литературе, обладатель премии «Оскар».

Родился в ирландском Дублине 26 июля 1856 г. Детские годы будущего писателя были омрачены пристрастием отца к спиртному, раздорами между родителями. Как и все дети, Бернард ходил в школу, но главные жизненные уроки вынес из прочитанных книг, прослушанной музыки. В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон: там жила его мать, разведясь с отцом. С юных лет Шоу видел себя литератором, однако посылаемые им во всевозможные редакции статьи не печатали. За 9 лет лишь 15 шиллингов - гонорар за единственную статью - было заработано им сочинительством, хотя за этот период он сочинил целых 5 романов.

В 1884 г. Б. Шоу примкнул к Фабианскому обществу и уже через короткое время снискал славу талантливого оратора. Посещая читальный зал Британского музея в целях самообразования, он познакомился с У. Арчером и благодаря ему стал заниматься журналистикой. Поработав для начала внештатным корреспондентом, Шоу в течение шести лет работал музыкальным критиком, а затем три с половиной года трудился в «Сатердей ревью» в качестве театрального критика. Написанные им рецензии составили трехтомный сборник «Наш театр девяностых», изданный в 1932 г. В 1891 г. вышел своеобразный творческий манифест Шоу – пространная статья «Квинтэссенция ибсенизма», автор которой обнаруживал критическое отношение к современной ему эстетике и симпатию к драме, которая освещала бы конфликты общественного характера.

Его дебютом на поприще драматургии стали пьесы «Дома вдовца» и «Профессия миссис Уоррен» (1892 и 1893 соответственно). Они предназначались для постановки в независимом театре, представлявшем собой закрытый клуб, поэтому Шоу мог позволить себе смелость в отображении сторон жизни, которые обычно обходило современное ему искусство. Эти и другие сочинения вошли в цикл «Неприятные пьесы». В этом же году увидели свет и «Приятные пьесы», и «представители» этого цикла стали в конце 90-ых проникать на подмостки больших столичных театров. Первый огромный успех принес написанный в 1897 г. «Ученик дьявола», входивший в третий цикл - «Пьесы для пуритан».

Звездный час драматурга наступил в 1904 г., когда сменилось руководство театра «Корд» и включило в репертуар ряд его пьес - в частности, «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек» и др. После успешных постановок за Шоу окончательно закрепилась репутация автора, который смело обходится с общественной моралью и традиционными представлениями об истории, ниспровергает то, что считалось аксимой. Вкладом в золотую сокровищницу драматургии стал имевший оглушительный успех «Пигмалион» (1913).

В годы Первой мировой войны Бернарду Шоу пришлось выслушать в свой адрес немало нелестных слов и прямых оскорблений, высказанных зрителями, коллегами по перу, газетами и журналами. Тем не менее он продолжал писать, и в 1917 г. начинается новый этап в его творческой биографии. Трагедия «Святая Иоанна», поставленная в 1924 г., возвратила Б. Шоу былую славу, а в 1925 г. он становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, причем отказывается от денежной ее составляющей.

В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу отправляется в путешествие по миру, наведывается в Индию, Южную Африку, Новую Зеландию, США. Побывал он и в СССР в 1931 г., в июле этого года лично встречался со Сталиным. Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране Советов перемены и превратился в сторонника сталинизма. После прихода к власти лейбористской партии Б. Шоу были предложены титул пэра и дворянство, однако он ответил отказом. Позднее он дал согласие на присвоение статуса почетного гражданина Дублина и одного из лондонских округов.

Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г. Оставаясь в полностью здравом уме, 2 ноября 1950 г. знаменитый драматург скончался.

Биография из Википедии

Родился в Дублине 26 июля 1856 года в семье Джорджа Шоу, торговца зерном, и Люсинды Шоу, профессиональной певицы. У него было две сестры: Люсинда Франсес, театральная певица, и Элинор Агнес, умершая от туберкулёза на 21 году жизни.

Шоу посещал Wesley College в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине.В одиннадцать лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования:«Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу - учителю».Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе.В пятнадцать лет он стал клерком. У семьи не было средств для того, чтобы послать его в университет, но дядины связи помогли ему устроиться в довольно известное агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца». Он был, по всей вероятности, довольно способным клерком, хотя однообразие этой работы надоедало ему. Он научился аккуратно вести книги учета, а также писать вполне разборчивым почерком. Все написанное почерком Шоу (даже в преклонные годы) было легко и приятно читать. Это сослужило Шоу хорошую службу впоследствии, когда он стал профессиональным писателем: наборщики горя не знали с его рукописями.Когда Шоу было 16 лет, его мать убежала из дома с любовником и дочерьми. Бернард решил остаться с отцом в Дублине. Он получил образование и поступил служащим в контору недвижимости. Этой работой он занимался несколько лет, хотя она ему не нравилась.

В 1876 году Шоу уехал к матери в Лондон. Семья встретила его очень тепло. В это время он посещал публичные библиотеки и музеи. В библиотеках начал усиленно заниматься и создал свои первые произведения, а позже вёл газетную колонку, посвящённую музыке. Однако его ранние романы не имели успеха до 1885 года, когда он стал известен как творческий критик.

В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс.

В это же время увлёкся социал-демократическими идеями и вступил в Фабианское общество, цель которого - установить социализм с помощью мирных средств. В этом обществе он встретил свою будущую жену Шарлотту Пейн-Таунсхенд, на которой он женился в 1898 году. Бернард Шоу имел связи на стороне.

В последние годы драматург жил в собственном доме и умер в 94 года от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

Творчество

Первая пьеса Бернарда Шоу была представлена в 1892 г. В конце десятилетия он стал уже известным драматургом. Он написал шестьдесят три пьесы, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.

Романы

Шоу написал пять безуспешных романов в начале своей карьеры между 1879 и 1883 гг. Позднее они все были опубликованы.

Первый напечатанный роман Шоу был «Профессия Кашеля Байрона » (1886), написанный в 1882 году. Главный герой романа - своенравный школьник, который вместе с матерью эмигрирует в Австралию, где участвует в боях за деньги. Он возвращается в Англию на боксерский матч. Здесь он влюбляется в умную и богатую женщину Лидию Карью. Эта женщина, привлеченная животным магнетизмом, соглашается на замужество, несмотря на их разное социальное положение. Потом выясняется, что главный герой благородного происхождения и наследник большого состояния. Таким образом, он становится депутатом в Парламенте и семейная пара становится обычной буржуазной семьей.

Роман «Не социальный социалист» опубликован в 1887 году. В начале описывается школа для девочек, но затем сосредотачивается на бедном рабочем, который на самом деле скрывает свои состояния от жены. Также он активный борец за продвижение социализма. С этого момента весь роман сосредотачивается на социалистических темах.

Роман «Love Among the Artists» написан в 1881 году, опубликован в 1900 году в Соединенных Штатах и в 1914 году в Англии. В этом романе на примере викторианского общества Шоу показывает свои взгляды на искусство, романтическую любовь и брак.

«The Irrational Knot» - роман, написанный в 1880 году и опубликованный в 1905 году. В этом романе автор осуждает наследственный статус и настаивает на благородстве рабочих. Институт брака ставится под вопрос на примере благородной женщины и рабочего, который разбогател на изобретении электрического мотора. Их брак распадается из-за неспособности членов семьи найти общие интересы.

Первый роман Шоу «Immaturity», написанный в 1879 году, стал последним опубликованным романом. Он описывает жизнь и карьеру Роберта Смитта, энергичного молодого жителя Лондона. Осуждение алкоголизма - это первый посыл в книге, основанной на семейных воспоминаниях автора.

Пьесы

Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма.

Шоу начал работать над первой пьесой «Дома вдовца» в 1885. Через некоторое время автор отказался от продолжения работы над ней и доделал её только в 1892 году. Пьеса была представлена в Лондонском Королевском Театре 9 декабря 1892 года. В этой пьесе Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Пьеса начинается с того, что молодой человек собирается жениться на девушке, отец которой сдаёт трущобы беднякам, которые платят за них последние деньги. Молодой хочет отказаться и от брака и приданого, которое получили через адский труд бедняков, но потом узнаёт, что и его доходы основаны на труде бедных. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика, беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно - быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).

В пьесе «Профессия миссис Уоррен» (1893) молодая девушка узнаёт, что её мать получает доходы от публичных домов, а потому покидает дом, чтобы самой зарабатывать деньги честным трудом.

Пьесы Бернарда Шоу, как и пьесы Оскара Уайльда , включают острый юмор, исключительный для драматургов викторианской эпохи. Шоу начал реформировать театр, предлагая новые темы и приглашая публику к обдумыванию моральных, политических и экономических проблем. В этом он близок к драматургии Ибсена с его реалистической драмой, которую он использовал для решения социальных проблем.

Когда опыт и популярность Шоу возросла, его пьесы стали менее сосредоточены на реформах, которые он отстаивал, но их развлекательная роль не уменьшалась. Такие работы, как «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Человек и сверхчеловек» (1903), «Майор Барбара» (1905) и «Врач перед дилеммой» (1906), показывают зрелые взгляды автора, которому было уже 50 лет.

До 1910-х Шоу был полностью сформированным драматургом. Новые работы, такие как «Первая пьеса Фанни» (1911) и «Пигмалион» (1912), были хорошо известны лондонской публике.

В наиболее популярной пьесе «Пигмалион», основанной на сюжете древнегреческого мифа, в которой скульптор просит богов, чтобы они оживили статую, Пигмалион предстает в виде профессора фонетики Хиггинса. Его Галатея - это уличная торговка цветами Элиза Дулитл. Профессор пытается исправить язык девушки, которая говорит на кокни. Таким образом, девушка становится похожей на благородную женщину. Этим Шоу пытается сказать, что люди отличаются только внешне.

Взгляды Шоу изменились после Первой мировой войны, которую он не одобрял. Его первой работой, написанной после войны, была пьеса «Дом, где разбиваются сердца» (1919). В этой пьесе появился новый Шоу - юмор остался прежним, но его вера в гуманизм поколебалась.

Ранее Шоу поддерживал постепенный переход к социализму, но сейчас он видел правительство под руководством сильного человека. Для него диктаторство было очевидным. Под конец жизни его надежды также умирали. Так, в пьесе «Миллиарды Буянта» (Buoyant Billions , 1946-48), его последней пьесе, он говорит, что не стоит надеяться на массы, которые выступают, как слепая толпа, и могут выбирать себе в правители таких людей, как Гитлер.

В 1921 году Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу», в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем. В этих пьесах утверждается, что жизнь совершенствуется с помощью попыток и ошибок. Сам Шоу считал эти пьесы шедевром, но критики были другого мнения.

После «Мафусаила» была написана пьеса «Святая Иоанна» (1923), которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и её канонизации появилась в 1920 году. Пьеса получила мировую известность и приблизила автора к Нобелевской премии (1925 год).

У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Кандида» и др.).

Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели» (1933), «Миллионерша» (1935) и «Женева» (1935), не получили широкого признания публики.

Поездка в СССР

С 21 по 31 июля 1931 года Бернард Шоу посетил СССР, где 29 июля у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным. Помимо столицы, Шоу побывал в глубинке - коммуне им. Ленина Тамбовской области, считавшейся образцовой. Возвращаясь из Советского Союза, Шоу говорил:

«Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны - страны отчаяния… Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена… Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

В интервью, предоставленном в Берлине по дороге на родину, Шоу дал высокую оценку Сталину как политику:

«Сталин - очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса… Сталин - гигант, а все западные деятели - пигмеи».

«В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дураки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное моральное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство».

Будучи социалистом по своим политическим взглядам, Бернард Шоу стал также сторонником сталинизма и «другого СССР». Так, в предисловии к своей пьесе «На мели» (1933) он подводит теоретическую базу под репрессии ОГПУ против врагов народа. В открытом письме в редакцию газеты Manchester Guardian Бернард Шоу называет появившиеся в прессе сведения о голоде в СССР (1932-1933) фальшивкой.

В письме в газету Labour Monthly Бернард Шоу также открыто выступил на стороне Сталина и Лысенко в кампании против ученых-генетиков.

George Bernard Shaw

Ирландский драматург. лауреат Нобелевской премии по литературе Джорджа Бернарда Шоу. автор полусотни пьес, многочисленных критических статей, эссе и публицистических книг. За Бернардом Шоу закрепилась репутация острослова и юмориста. Его пьесы разошлись на афоризмы и многочисленные цитаты, которые до сих пор публикуются в газетах и журналах.

Реформатор современного театра, человек яркий, эксцентричный, Шоу всегда вызывал огромный интерес публики. Его прижизненная слава могла поспорить популярностью самого Шекспира.

Великий писатель был еще и великим мудрецом, надежным другом, пылким любовником, верным супругом и просто очень хорошим человеком.

Именно Дубин, столица Ирландии подарил миру выдающихся писателей, поэтов и драматургов. В их числе Уильям Батлер Йейтс, лауреат Нобелевской премии 1923 года, Оскар Уайльд. Джонатан Свифт, Брем Стокер. В Дублине родились Джеймс Джойс и Сэмюэл Беккет, лауреат Нобелевской премии 1969 года. Здесь и родился Шоу.

26 июля 1856 года в семье Джорджа и Элизабет Шо появился на свет третий и последний ребенок мальчик, получивший имя Джордж Бернард.

Уже ко времени появления на свет Бернарда, отец Джордж Карри Шоу был глубоко пьющим человеком. Пьянство разрушило семью Шоу.

Джордж Бернард Шоу смотря на отца так и не пристрастился ни к курению, ни к алкоголю.

Матушка Бернарда дала своим деткам превосходное начальное образование. Благодаря ей Бернард Шоу очень неплохо играл на фортепиано и пел. А сестры замечательно танцевали и тоже владели искусством игры на фортепиано.

Сама матушка Элизабет искусству нигде не училась – брала частные уроки и музицировала дома. Однако вскоре достигла определенного мастерства. что позже позволило ей давать частные уроки музыки самой и тем зарабатывать на жизнь, избавившись от опека мужа.

А пока, в раннем детстве, мальчик жил на правах всеобщего любимца и баловника.

В девять лет Бернарда отдали в школу. Это время драматург вспоминал с тоской. “В школе я не выучил ничего и забыл многое”.

За шесть лет обучения в средней школе Шоу сменил четыре учебных заведения. Недостающие знания он добывал сам читая Диккенса, Шекспира, Беньяна.

В школьные годы Шоу был завсегдатаем Ирландской национальной картинной галереи. Он часами рассматривал полотна классиков европейской живописи, а вечерами слушал арии из опер в исполнении матушки.

Одной из любимых книг будущего драматурга была Библия.

Самый интересный факт из жизни Шоу – он вырос в протестантской семье, посещал религиозные протестантские и католические дневные школы, но вырос абсолютным атеистом.

В 1871 году, пятнадцати лет от роду, Шоу бросил школу и устроился клерком в фирму по торговле землей…

Он учился всего лишь 6 лет, но в глазах современников это был не просто хорошо, а блестяще образованный человек. Энциклопедист, мудрец, необыкновенный дока.

Спустя год Бернарда заслужил повышение – его назначили кассиром. Целый день он сидел у окошка, принимая деньги и выдавая наличность.

На деньги, которые зарабатывал Шоу жила матушка, сестры, и немного оставалось на выпивку папеньке.

Став великим драматургом, Шоу никогда не жаловался на трудное детство.

Семья остро нуждалась в деньгах. И матушка решила сдать одну из пяти комнат внаем. Комнату взял Джон Ванделер Ли. По профессии Ли был музыкантом и дирижером. Человек легкий, веселы и общительный.

Ли занимался с матушкой музыкой. И скоро она свободно играла на фортепьяно.

Вскоре Ли стала брать Бернарда в филармонию на свои репетиции. И Шоу стал разбираться в таких непростых вещах, как бесчисленные и до невозможности виртуозные оперы Моцарта.

О том, что Джордж Бернард Шоу великий драматург, знают все. Но он был не только драматургом, но и выдающимся, лучшим из лучших, музыкальным критиком. Главными увеличениями его жизни были музыка и театр.

Шоу хорошо играл на фортепьяно. Он владел инструментом в совершенстве и сохранил исполнительское мастерство до глубокой старости.

Пьянство папаши привело к тому, что матушка решила развестись. В семейном совете было решено, что после развода в Лондон уедут матушка Элизабет и сестры Бернарда, а сам Шоу останется с отцом.

В 1875 году Элизабет получила развод и уехала с детьми на пароходе в Лондон.

В Лондоне матушка хотела вылечить дочку Агнес – девушка страдала от туберкулеза.

в 1876 году в Дублин пришло письмо. Матушка Элизабет со слезами сообщала, что Агнес очень очень плохо. Что дни девочки сочтены. И что Бернарду следует поторопиться, чтобы попрощаться с сестренкой.

Бернард уволился из фирмы, в которой проработал пять лет. Из Дублина он уезжал в твердом убеждении, что сюда уже не вернется никогда.

Он едва успел. Агнес умерла на следующий день после его приезда. Девушке было всего 22 года…

Это врем оставило в сердце Шоу глубокую рану. Старшая сестра Анна после смерти Агнес замкнулась и отдалилась и от матери, и от брата.

Элизабет в Лондоне открыла частные уроки музыки. Плата была установлена очень небольшой. Скоро квартира превратилась в настоящий музыкальный салон. Слава об ее частной школе музыки разнеслась по всему Лондону.

В это время и Бернард писал и писал. Статьи он рассылал по редакциям, романы – по издательствам. Но ему всегда приходили отказы.Он прекрасно знал причины отказа, ведь в его багаже шесть классов средней школы и Шоу с завидным упорством берется за саморазвитие.

Пока матушка его содержит, он полностью сосредотачивается на книгах и учебниках. Он много читает и проводит много времени в библиотеке.

А вот удача. Одна из лондонских газет берет статью молодого автора. Гонорар – пятнадцать шиллингов. Какое начало…

Его оптимизму можно лишь позавидовать. С 1879 по 1883 годы Шоу написал пять романов. Каждый из них – более года упорного труда. И каждый – ужасное разочарование.

В 1879 году Шоу закончил первый роман “Незрелость”.

В 1880 завершен следующий роман “Неразумный брак”.

В 1881 написал роман “Любовь артиста”.

В 1882 – роман “Профессия Кэшеля Байрона”.

Наконец, в 1883 году Шоу написал последний роман – “Неуживчивый социалист”.

На этом его карьера романиста была завершена. Это были неудачи.

Жизнь Бернард Шоу сама по себе рекорд. Пятьдесят всемирно известных и необыкновенно популярных пьес. Нобелевская премия в области литературы. В 75 лет кругосветное путешествие. Наконец, 94 года насыщенной событиями жизни. Активная старость. Ясный ум до самой последней минуты.

Но самое главное, что он ни когда не сдавался. Из разных редакций издательств приходили разные ответы. Часто – обидные.

Шоу исполнилось 28 лет, когда его последний роман “Неуживчивый социалист” был принят к изданию крошечным журналом “Тудей”. Это случилось в 1884 году.

Как бы ни было человеку тяжело, но он смог преодолеть все, если способен улыбаться. Шоу обладал удивительной способностью смотреть на мир улыбкой.

В эти года он экономил на всем. По Лондону передвигался пешком. чтобы не тратиться на транспорт. Ходил лишь в бесплатные публичные библиотеки и музеи.

В 1884 году в руки Шоу попал фундаментальный труд Карла Маркса “Капитал”. Эта книга, по признанию самого Шоу, стала для него откровением. Прочитав книгу, молодой Бернард сказал о себе – я социалист.

Бернард ходил на лекции. И однажды познакомился с молодым писателем. Это был Уильям Арчер. Арчер убедил Шоу написать статей для газет. На следующий день они отправились в редакцию лондонской “Пэлл – Мэлл газет”.

Он стал себя пробовать в качестве Театрального критика. Услуги Арчера он не забыл до конца жизни. Они подружились и стали очень близкими друзьями. Ведь Арчер для Шоу открыл дорогу в большую литературу.

Бернарду Шоу работа в газете понравилась сразу. Он так и не рассказал редактору, что уже много пытался пробиться со своими статьями в газете, но получил абсолютно никакого ответа.

Очень скоро театральная и артистическая общественность Лондона признала молодого за своего. У него появились многочисленные друзья и покровители.

В 1885 году в Лондоне открылся новая газета “Стар”. Уильям Арчер уже работал там и убедил Шоу тоже работать в этой редакции. Шоу стал публиковать музыкальные рецензии под псевдонимом Корно ди Бассето. Это настолько поправило материальное положение писателя, что он предложил матушке Элизабет закрыть частные музыкальные курсы и отдохнуть.

В 1886 году. работая”на два фронта”, Шоу получил приглашение еще от одной газеты – от авторитетного лондонского еженедельника “Уорлд”. Речь шла о музыкальной критике, но иногда. расширенного формата. Шоу окунулся в новую работу с головой. Он не пропускал ни одного заметного театрального и музыкального события. Он честно говорил о недостатках и неудачах, никогда не отпускался до лести и не обращал внимание на религии. Единственным мерилом для него было искусство.

Его все любили и уважали, приглашали на свои представления. Он стремительно набирал популярность.

Бернард Шоу пристально присматривался к творчеству Ибсена. В его пьесах он видел признаки нового реалистического театра. Все любили и читали Ибсена. В 1891 году Шоу опубликовал критический этюд “Квинтэссенция ибсенизма” – первое серьезное исследование, посвященное творчеству норвежского драматурга, вышедшее на английском языке.

В 1891 году в Лондоне открылся новый “Независимый театр”. Его основателем был Джекоб Грейн известный английский режиссер. Грейн чувствовал в молодом человеке дар драматурга. В конце концов Грейн встретился с Шоу и предложил ему попробовать свои силы в драматургии.

В 1892 году Джекоб Грей получил от Шоу первую пьему – “Дома вдовца”. Опытный режиссер не ошибся. Это было настоящий шедевр. Первое в жизни самостоятельное драматургическое произведение и абсолютное, безупречное попадание в цел.

До сорока двух лет Шоу оставался убежденным холостяком.

Летом 1896 года Шоу случайно познакомился с убежденной социалисткой, прогрессивной и очень богатой девушкой, наследницей многомиллионного состояния Шарлоттой Пейн-Таузенд, ирландской по происхождению, как и сам Бернард.

Весной 1898 года Шарлотта отправилась на небольшое путешествие по европе. В Париже ее настигло телеграмма от лондонского приятеля, который сообщал девушке, что Шоу очень серьезно болен. Она тут же вернулась в Англию и сразу по приезде бросилась на Фицрой-сквер, 29, где на третьем этаже в ужасно тесной комнатушке жил Шоу.

Он встретил ее на огромных костылях. Никогда ни чем не хворавший Шоу (богатырское здоровье он сохранил до глубокой старости) был на грани поражения гангреной.

Она убедила Шоу переехать к нему жить.

1 июня 1898 года в регистратуре Вест-Стреэнда был оформлен брак между Джорджем Бернардом Шоу и Шарлоттой Пейн-Таунзенд. Чиновник, заполнявший бумаги, не мог взять в толк – что нашла это элегантная и очень богатая леди в этом костлявом инвалиде. Шарлотта очень любила Шоу.

Сразу после свадьбы они отправились в Пикфорд. Здесь в местной клинике, они и провели свой медовый месяц, залечивая ногу Шоу и наслаждаясь новыми ощущениями семейной пары.

Они прожили долгую жизнь – сорок пять лет вместе. Но так и не завели детей. Все не реализованные материнские чувства Шарлотта обратила на мужа.

Женитьба круто изменила жизнь Шоу. Отныне ему не приходилось зарабатывать на хлеб, публикуя критические статьи в еженедельной колонке. Шоу полностью сосредоточился на драматурга.

После выхода сборника в свет на Шоу обрушилось две волны – восторга и критики. Им восхищались, его цитировали, а сборник пьес раскупался, как популярный роман. Но его же обвиняли в аморальности, подрыве традиций, в натурализме и даже… в порнографии.

Два года работы, и в 1899 году в свет вышел новый сборник пьес Шоу – “Пьесы для пуритан”, в который вошли “Учебник дьявола”, “Цезарь и Клеопатра”, “Обращение капитана Брассбаунда”.

В 1897 году после окончания работы над пьесой “Ученик дьявола”, Шоу отдал Грейну, который показал ее своему приятелю, американскому театральному режиссеру Мансфилду. В том же году пьеса была поставлена на театральной сцене.

Спектакль прошел с большим успехом на Бродвее. Затем волна постановок прокатилась по всей Америке. Это был первый успех.

Настоящий успех ждал Шоу в 1903 году, когда он написал и передал в театры пьесу “Человек и сверхчеловек”. Это философская комедия, в котором Шоу излагает собственные взгляды на религию, женщину и брак.

Пьеса была поставлена во всех ведущих театрах Англии, Европы и Америки. Но особый успех она имела на родине автора.

Это были годы расцвета. Шоу -драматург достиг высшей точки и оставался на драматургическом Олимпе в течении многих лет. Именно в девятисотые годы его часто сравнивали с Шекспиром.

В 1908 году в жизни Шоу наступил период “большого эксперимента”.

В 1910 году Шоу продолжил свои эксперименты по созданию лишенных действия пьесы, целиком построенных на статичных сценах и диалогах. Он написал очередную пьесу “Мезальянс”, которую ждал провал.

Враждебно настроенные критики впервые заговорили о том, что Шоу исписался. Ему было 54 года.

Каждая новая пьеса Шоу, написанная им в начале двадцатого столетия, вызвала скандал.

В 1914 году в Театре Его Величества (Лондонском Королевском театре) состоялась премьера спектакля, поставленного режиссером Бирбомом-Три по новой пьесе Шоу “Пигмалион”. В постановке участвовал и сам драматург.

Спектакль имел потрясающий успех – только в Театре Его Величества в 1914 году состоялось 118 представлений. Затем пьеса разошлась по всем странам мира.

В 1956 году Алан Джей Ларнер и Фредерик Лоу на основе сюжета”Пигмалиона” написали мюзикл “Моя прекрасная леди”. Этот мюзикл обошел все музыкальные театры мира. был экранизирован и до сих пор остается одним из самых любимых музыкальных спектаклей ценителей этого жанра.

На протяжении всей войны Шоу работал над пьесой, которая стала вершиной его драматургического творчества. Эту пьесу – “Дом, где разбиваются сердца” – сам Шоу называл “английской фантазией на русские темы” и признавался, что написал ее под влиянием Чехова.

В творческую жизнь драматурга снова вмешалась политика. В 1917 году неожиданно для всех в России одна за другой грянули два революции – Февральская и Октябрьская. Он не признавал революций, как не признавал какого-либо насилия вообще.

Вдруг он увлекся Жанной д’Арк… Легендарной женщиной, спасительницей Франции, которой благодарная родина отплатила за спасение костром. В 1924 году Шоу закончил драму “Святая Иоанна”.

Джорджу Бернарду Шоу уже 68 лет.

Осенью 1925 года весь мир облетело известие Бернарду Шоу присуждена Нобелевская премия в области литературы.

Больше всех эта новость удивила самого Шоу.

С начало он заявил, что от денег отказывается, поскольку в них не нуждается, а потом отказался присутствовать на церемонии вручения премии – не видит смысла.

В 1928 году Шоу исполнилось 72 года. Возраст Сократа. Вершина мудрости, осень жизни… А Шоу продолжает работать.

Летом 1929 года в английском городе Малверне был организован театральный фестиваль по имени Шоу.

Малвернский фестиваль просуществовал до начала Второй мировой войны. За десять лет, с 1929 года до 1939 год, в рамках фестиваля было поставлено 20 пьес Шоу.

Весной 1931 года Шарлотта Шоу уговорила мужа отложить все дела и совершить первое и единственное в их жизни кругосветное путешествие. Поднявшись на борт парохода, супруги отправились в Индию, Новую Зеландию и США. А по возращении в Англию отправились в новое путешествие – Южную Африку.

Его везде встречали, как самого известного драматурга планеты.

В 1931 году Шоу пригласили в СССР. Его встретил сам Сталин.

После возвращении из СССР Шоу снова стал работать. В 1939 году он написал пьесу “В золотые дни доброго короля Карла”. Затем последуют почти десять лет молчания. Последняя пьеса великого мастера появится за год кончины – в 1949 году.

Один за другим уходили друзья. Вокруг Бернарда Шоу образовывался зияющая пустота. В 1935 году скончалась старшая сестра Люси. Затем ушли друзья молодости Уильям Моррис и Уильям Арчер.

Весной 1943 года Шарлотта Шоу расхворалась не на шутку. Шарлотта покидала его. От Шоу уходил человек, которому он был обязан всем – своим успехом, душевным равновесием, семейным счастьем, способностью работать до преклонных лет.

Похоронив жену, Шоу несколько дней бродил по Лондону – по местам своей молодости.

В августе 1950 года 94 – летний Бернард Шоу, как обычно, работал в саду. Неожиданно он неловко ступил, подвернул ногу и упал на землю. Моментально прибывший доктор поставил неутешительный диагноз – с Бернардом Шоу несчастие, он сломал шейку бедра.

Он не терял сознание до последней минуты и сохранял трезвый ум и прекрасную память. Утром 2 ноября 1950 года он скончался.

Источник – Николая Надежд “Неформальные биографии”. Интересно все. ру советует всем прочитать книги этого автора.

Бернард Шоу – биография. факты – великий ирландский драматург обновлено: Январь 20, 2018 автором: сайт

Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе, пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве, увлеклась пением. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса, У.Шекспира, Д.Беньяна, Библии, арабских сказок Тысяча и одна ночь, а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее.

В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в двадцатилетнем возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем зарабатывала на жизнь уроками пения.

Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства.

В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщил его к журналистике. Поработав какое-то время внештатным корреспондентом, Шоу получил место музыкального критика в одной из вечерних газет. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в течение трех с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью». За это время он выпустил книги об Х.Ибсене и Р.Вагнере. Он писал также пьесы (сборник Пьесы приятные и неприятные – Plays: Pleasant and Unpleasant, 1898). Одна из них, Профессия миссис Уоррен (Mrs. Warren"s Profession, впервые поставлена в 1902), была запрещена цензурой; другая, Поживем – увидим (You Never Can Tell, 1895) после нескольких репетиций была отклонена; третью, Оружие и человек (Arms and the Man, 1894), вообще никто не понял. Помимо названных в сборник вошли пьесы Кандида (Candida, 1895), Избранник судьбы (The Man of Destiny, 1897), Дом вдовца (Widower"s Houses, 1892) и Сердцеед (The Philanderer, 1893). Поставленный в Америке Р.Мансфилдом Ученик дьявола (The Devil"s Disciple, 1897) – первая пьеса Шоу, имевшая кассовый успех.

Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья, и если бы не забота и уход Шарлотты Пейн-Таунзенд, на которой он женился в 1898, дело могло бы кончиться плохо. Во время затянувшейся болезни Шоу написал пьесы Цезаря и Клеопатру (Caesar and Cleopatra, 1899) и Обращение капитана Брасбаунда (Captain Brassbound"s Conversion, 1900), которое сам писатель называл «религиозным трактатом». В 1901 Ученик дьявола, Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans). В Цезаре и Клеопатре – первой пьесе Шоу, где действуют реальные исторические личности, – традиционное представление о герое и героине изменено до неузнаваемости.

Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек (Man and Superman). Однако уже в следующем году пришел его час. Молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу – Кандида, Поживем – увидим, Другой остров Джона Булля (John Bull"s Other Island, 1904), Человек и сверхчеловек, Майор Барбара (Major Barbara, 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor"s Dilemma, 1906).

Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married, 1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance, 1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу Фанни (Fanny"s First Play, 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion, 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion, 1914), поставленная Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл.

Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он между тем невозмутимо закончил пьесу Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak House, 1921) и готовил свой завет человеческому роду – Назад, к Мафусаилу (Back to Methuselah, 1923), где облек в драматургическую форму свои эволюционистские идеи. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой Святая Иоанна (Saint Joan). В глазах Шоу Жанна д"Арк – провозвестница протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный ей средневековой церковью и феодальной системой. В 1925 Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался.

Лучшие дня

Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The Apple Cart, 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.

В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.

Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions, 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950.

ШОУ, ДЖОРДЖ БЕРНАРД (Shaw, George Bernard) (1856–1950), ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке. Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе, пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве, увлеклась пением. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса , У.Шекспира, Д.Беньяна , Библии , арабских сказок Тысяча и одна ночь , а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее.

В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в двадцатилетнем возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем зарабатывала на жизнь уроками пения.

Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства.

В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщил его к журналистике. Поработав какое-то время внештатным корреспондентом, Шоу получил место музыкального критика в одной из вечерних газет. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в течение трех с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью». За это время он выпустил книги об Х.Ибсене и Р.Вагнере . Он писал также пьесы (сборник Пьесы приятные и неприятные Plays: Pleasant and Unpleasant , 1898). Одна из них, Профессия миссис Уоррен (Mrs. Warren"s Profession , впервые поставлена в 1902), была запрещена цензурой; другая, Поживем – увидим (You Never Can Tell , 1895) после нескольких репетиций была отклонена; третью, Оружие и человек (Arms and the Man , 1894), вообще никто не понял. Помимо названных в сборник вошли пьесы Кандида (Candida , 1895), Избранник судьбы (The Man of Destiny , 1897), Домá вдовца (Widower"s Houses , 1892) и Сердцеед (The Philanderer , 1893). Поставленный в Америке Р.Мансфилдом Ученик дьявола (The Devil"s Disciple , 1897) – первая пьеса Шоу, имевшая кассовый успех.

Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья, и если бы не забота и уход Шарлотты Пейн-Таунзенд, на которой он женился в 1898, дело могло бы кончиться плохо. Во время затянувшейся болезни Шоу написал пьесы Цезаря и Клеопатру (Caesar and Cleopatra , 1899) и (Captain Brassbound"s Conversion , 1900), которое сам писатель называл «религиозным трактатом». В 1901 Ученик дьявола , Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans ). В Цезаре и Клеопатре – первой пьесе Шоу, где действуют реальные исторические личности, – традиционное представление о герое и героине изменено до неузнаваемости.

Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек (Man and Superman ). Однако уже в следующем году пришел его час. Молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу – Кандида , Поживем – увидим , Другой остров Джона Булля (John Bull"s Other Island , 1904), Человек и сверхчеловек , Майор Барбара (Major Barbara , 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor"s Dilemma , 1906).

Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married , 1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance , 1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу Фанни (Fanny"s First Play , 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion , 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion , 1914), поставленная Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл.

Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он между тем невозмутимо закончил пьесу Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak House , 1921) и готовил свой завет человеческому роду – Назад, к Мафусаилу (Back to Methuselah , 1923), где облек в драматургическую форму свои эволюционистские идеи. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой Святая Иоанна (Saint Joan ). В глазах Шоу Жанна д"Арк – провозвестница протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный ей средневековой церковью и феодальной системой. В 1925 Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался.

Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The Apple Cart , 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.

В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.

Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions , 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950.