День славянской письменности мероприятия для начальной школы. Разработка праздника для начальной школы "день славянской письменности". Творческие задания на тему «Славянская письменность»

Сценарий мероприятия ко дню славянской письменности и культуры

Иван Бунин «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.



СЦЕНАРИЙ

лингвистического праздника, посвящённого

ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

(На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором буквы славянского алфавита)

1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

2-й ведущий: Создатели славянской письменности писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1-й ведущий : Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.

2-й ведущий : Братья - Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам.

1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

(На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)

Кирилл” : Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий человек” : Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл” : И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий человек” : Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят, затем вновь возвращаются)

1-й ведущий : Через год приезжий человек повстречал Кирилла.

Приезжий человек” : Послушай мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?

Кирилл” : Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий человек” : Как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл” : Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят за кулисы)

2-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне - теперь для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.

2-й ведущий : Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

2-й ведущий : После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий: В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

(Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица»

Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно – строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрёл у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твёрдость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

2-й ведущий:

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

1-й ведущий : Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла», читают Маслов Даниил и Гуньков Вадим

Маслов

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло…

Гуньков

И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой»

2-й ведущий:

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку, но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

1-й ведущий : Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения поэта Сергея Крыжановского

Читает Бондарь Снежана

«Старославянский язык»:

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы :

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»

2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

(Ведущий показывает на стенде названные буквы)

2-й ведущий: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё”.

(Показывает на стенде)

1-й ведущий : В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита)

2-й ведущий : Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” - двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков -я, -ю.

1-й ведущий: Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

" Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!

1 –чтец –Кравцов Павел По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.

2 чтец –Курьянова Юлия

Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных, равноапостольных, В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец – Сезина Алина Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей .

1-ведущий: Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

1 чтец – Лисунов Максим

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец – Маслов Даниил

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века!

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась? (в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)

Урок-презентация в 3 «Б» классе

День славянской письменности и культуры

Цель урока: Раскрыть значение праздника: День славянской письменности и культуры Задачи урока: 1.Прививать детям любовь к родному слову, русскому языку, отечественной истории. 2.Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки. 3.Воспитать уважение к создателям кириллице, национальной гордости за язык. Оборудование: Компьютер, презентация. Ход урока Слово учителя:

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

(Слайд 1,2) По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии,Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

МЫ – СЛАВЯВЯНЕ!

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(3, 4, 5, 6 слайд. Наскальные рисунки)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(7 слайд. Наскальные символы-буквы)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(слайд 8. Возникновение письменности)

(9, 10, 11, 12, 13 слайд. Кирилл и Мефодий)

На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Кто такие Михаил и Мефодий? (Доклад)

Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом. Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Это оказалось очень трудным делом и один Кирилл не смог бы с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Они много работали и в результате появилась азбука. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей в память о ее создателе. Было это в IX веке. (Слайд 6) Более 1110 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году. Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян. Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди. (Слайд 7) Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. (Слайд 8)В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их. Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…” (Слайд 9) Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.

(14, 15, 16 слайд. Азбука. Глаголица и Кириллица)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

(17, 18, 19, 20, 21 слайд. Первые книги)

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

Из колодезной, синей такой глубины
Вырастает мой Китеж, четыре стены,
Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…
Розовеет восток. Озаряется Рось.
Деревянная сказка, озёрный покой,
Для чего мне твой берег, ажурный такой?
В прихотливых изгибах узорочья крыш?
Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?
Видно, память архивная стала болеть,
Если нечего в дебрях бетонных жалеть –
Так хотя бы тебя поманить из глубин,
Из кириллицей сотканных песен-былин.
Деревянная сказка, забытая Рось,
Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.
И не знаю, зачем так бывает нужна,
Как вода из колодца, твоя старина….

(22, 23, 24 слайд. Берестяные грамоты)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

(25, 26, 27, 28, 29 слайд. Первые книги и летописцы)

(30 слайд. Первые печатные станки на Руси)

Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

(31, 32, 33 слайд. АЗБУКА)

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

(34 слайд. Пословицы)

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.

    Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

    Идти в науку – терпеть муку.

    Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

    Без муки нет и науки.

    Ничего не мыслить – век киснуть.

Всего 43 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Имен они стали основой современной русского языка.

Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

КРОССВОРД

(35, 36, 37 слайд. Памятники Кириллу и Мефодию)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(Н.Кончаловская)

А записать и донести до нас «дела давно минувших дней» помогла славянская азбука, которую около двух тысячелетий назад придумали братья Кирилл и Мефодий из далёкого греческого городка Солоники.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать!
За буквы, что очень нужны нам,
Чтоб научить нас читать.

Цели: знакомство ребят с историей русской письменности; воспитание уважения к подвижникам, мудрецам, людям науки.

Оборудование : славянский алфавит; стенд с книгами о славянской письменности; портреты Кирилла и Мефодия; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня «Москва златоглавая».

Ведущий 1 . Здравствуйте, дорогие гости! Начинаем наш праздник славянской письменности и культуры.

Чтец 1.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли...

Чтец 2.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Ведущий 1 . Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Ведущий 2 . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать — это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 г. Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской письменности и культуры. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгарии например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по- настоящему празднично. В Мурманске, около областной библиотеки, есть памятник Кириллу и Мефодию, который Болгария преподнесла в дар городу. Автор его — скульптор Владимир Гиновски. Весной 1991 г. праздник был объявлен государственным, всероссийским.

Звучит колокольный звон.

Чтец 1.

По широкой Руси — нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Чтец 2.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Чтец 1.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Чтец 2.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все (хором). Мы - славяне!

Чтец 1.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне — россияне,

Издревле, кто вы?

Все (хором). Мы - славяне!

Ведущий 1 (показывает свиток). И придумали Кирилл с Мефодием буквы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? (Кириллицей)

Ведущий 2. А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей)

Ведущий 1 . Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Напоминают)

Ведущий 2. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди... Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

Входят буквы Аз и Буки.

Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Аз!)

Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня. (Арбуз, Африка, аптека, аквариум и др.)

Буки . А теперь угадайте, как меня зовут? (Буки)

Буки. Верно, меня зовут Буки. Вспомните, сколько вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.)

Аз. А теперь назовите нас по порядку. (Азбука)

Ведущий 1 . Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения. («Ученье — свет, а неученье — тьма», «За одного ученого двух неученых дают, да и то не берут», «Век живи — век учись»)

Ведущий 2 . А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди . Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий 1.

Hy тогда слушай мою загадку.

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы)

Дети встают в хоровод и поют русскую народну песню «Во поле березонька стояла».

Ведущий 2 . Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Глаголь . Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь.

Ведущий 1. Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? (Говорить)

Ведущий 2 . Верно, глаголить - значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая Глаголь, надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.

Заплатка на заплатке,

А ни одного стежка. (Капуста)

Исполняется русская народная песня «Во саду ли, в огороде» - выступают ложкари.

Ведущий 1 . Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро . Добрый день, дети! Меня зовут Добро.

Ведущий 2 . Какое у тебя хорошее имя! Доброта — лучшая черта характера человека.

Чтец 1.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Чтец 2.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий 1 . А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди. Здравствуйте, Дети! Я буква Люди.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).

Ведущий 2 . Знакомьтесь, к нам идет новая буква!

Мыслете. Здравствуйте, дети! Меня зовут Мыслете.

Ведущий 1 . Какая мудрая буква к нам пришла!

Мыслете. Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

Сидел на заборе, пел да кричал,

А как все собрались, взял да замолчал. (Петух)

Сто один брат, все в один ряд.

Вместе связаны стоят. (Забор)

Катался колобком,

Пока не стал носком. (Клубок)

Три братца пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра, коромысло)

Четыре брата бегут —

Друг друга не догонят. (Колеса)

Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая. (Зима, весна)

Ведущий 1 . Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Чтец 1.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них —

Буква рычащая.

Рцы. Здравствуйте, дети! Я буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

Ведь — я начало слова «Русь».

Давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Платочек».

Игра проходит под музыку. Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу один ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.

Чтец 2.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата,

Значит, будет жить она.

Девочки поют песню «Посею лебеду». Первая строка каждого куплета повторяется.

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,

Ни воды нет, ни казаченька,

Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,

Я бы вольная казачка была,

Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,

По зеленым по дубравушкам,

По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,

Со удалым добрым молодцем,

Со удалым добрым молодцем.

Раздушечка, казак молодой,

Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,

Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Ведущий 1.

Два прихлопа, два притопа,

С каблука и на носок —

Сказки русские танцуют,

Выше нос и руки в бок!

Разгадайте-ка, загадку:

Что за танец, что за стиль?

Развеселый, как трехрядка,

Называется... («Кадриль»).

Ведущий 2. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья — гордость всего славянского мира. Кирилла и его брата Мефодия часто рисуют в Болгарии идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им дорогу. Любят на Балканах такое изображение. По устоявшимся народным представлениям, Кирилл и Мефодий - два бриллианта, два сокола, две чистые жизни. В житиях и похвальных словах говорится о том, что солунские братья — «вечный корень, который честен и народен».

Ведущий 1 . 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

Чтец 1.

Буква к букве — будет слово,

Слово к слову — речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Мы Отчизне верно служим,

Ты — один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Чтец 2.

Ждет тебя за труд награда —

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым...

Все (хором).

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Ведущий 1 . Наш праздник закончен. Спасибо за внимание!

ЦЕЛЬ : воспитание интереса к русскому языку; воспитание чувства сопричастности, гордости за родной язык.

Оборудование : старославянские буквы, нарисованные детьми, рисунки к загадкам и пословицам о буквах, словах, языке; популярная детская энциклопедия «Всё обо всём» т.9

Забытое под толщиной веков

Славянского наречия звучанье

Откроется в корнях заветных слов,

Где "искони" есть изначально.

В начале было Слово, слово Бог,

Все было в нем, все, что в начале было:

Свет Истины, Премудрость и Любовь,

И Дева присная, что так Его любила.

И стало слово Жизнью,

Благодать сошла на землю, чтобы воплотиться.

В себя земную боль и быль вобрать

И в слове первой книги повториться.

И зазвучать в наречиях племен

Божественною связью мирозданья,

Космических пределов и времен.

И нашего взаимопониманья.

И для того, чтоб Ты поверил мне,

В большой реке, текущей рукавами,

Я все ищу на самой глубине

Три вечных слова с древними корнями.

Сегодня мы поговорим о важности, о значимости языка. На территории РФ государственный язык-это русский язык. Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать, красиво и правильно говорить. Этому всему учит урок русского языка, литературного чтения. Слово несёт информацию. Как известно слова произносятся, мы в речи используем звуки, а звуки на письме обозначаются буквами.

1. Буквы-значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд:

Каждый в условленном месте стоит

И называется…/алфавит/!

2. Прапрадедовской порой

Встали буквы в чёткий строй..

Строй как строй, да не простой,

Он зовётся …/азбукой/.

Он зовётся алфавит, всюду путь ему открыт!

3. Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права-

Образовывать слова.

Ведущий : Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?

Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

Ведущий : А откуда взялись эти понятные всем значки-буковки?!

Ученица : От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси - “Повести временных лет” - мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

“Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия “и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

Ведущий : А сколько букв в современном русском алфавите?

Буквы : 33!

Ведущий : В старославянском было 43 буквы.

Первая книга записана славянскими буквами-это библия. Кирилл и Мефодий переписали многие церковные книги на славянский язык, учили монахов славянской азбуке.

А чтобы легче запомнить буквы, учили вот такую азбучную молитву.

Азбучная молитва - одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Достоверно ее автор не известен, однако большая часть ученых считает, что ее написал сам создатель славянской азбуки Константин Философ, святой Константин.

Вот как звучит эта молитва на русском языке (перевод сделан видным отечественным ученым В.Я. Дерягиным): /Дети выходят и прикрепляют буквы кирилицы на доске/

Аз, буки, азбука – этим словом молюсь Богу:

Боже, все тварей Создатель,

Видимых и невидимых!

Господа, Духа впредь живущего,

Да вдохнет мне в сердце Слово!

Его же Слово будет спасением всем,

Живущим в заповедях Твоих.

Засветил светильник жизни,

Закон Твой – свет пути моего.

И уж ищет евангельского слова,

И просит дары Тебя принять

славянское племя.

К крещению обратились мы все,

Людьми Твоими назваться хотим,

Милости Твоей желаем, Боже!

Но мне теперь пространное Слово дай,

Отче и Сын и Святой Дух!

Просящим помощи у Тебя,

Руки свои воздевающим, дай

Силу принять и мудрость Твою.

Ты ведь даешь достойным силу,

Убогого исцеляешь,

Фараонову злобу от меня отводишь,

Херувима мысль и ум его мне даешь,

О Честная и Пресвятая Троица,

печаль мою в радость обрати!

Целомудренно буду писать

Чудеса Твои предивные.

Шестокрылых образ приняв, восшествую по следу Учителя моего, имени Его и делу Его следуя.

Явлю евангельское Слово, хвалу воздав Пречистой Троице в Едином Божестве.

Юный и старый, поют хвалу Тебе все разумные.

Язык новый хвалу воздает Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ему ж честь и слава от всякой твари и всякого дыхания во веки веков.

Аминь.

А переписчики сели за работу. Нужно было и текст без ошибок красивым подчерком переписать, и первую букву разрисовать, и заставку перед текстом покрасивее сделать.

Эта работа продвигалась медленно, затрачивали несколько лет на создание одной книги. Немецкий мастер Иоганн Гутенберг придумал печатный станок, отливал буквы – литеры – из металла, с помощью пресса оттискивал их на бумаге. Вскоре печатные издания появились и в Италии, в Чехии, во Франции, Англии

В России, первый печатный станок сделал Иван Федоров в 1564 г. (XVI в.). А с IX по XVI в. книги переписывались от руки.

Первая отпечатанная Иваном Федоровым книга называлась "Апостол". Ее печатали целый год.

Сам царь Иван Грозный посетил типографию Федорова и остался доволен.

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности.

24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами. В славянских государствах в их честь стоят памятники. И в память о них звучит этот гимн.

Гимн святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян /ноты в приложении/

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской святые отцы!

Слава вам, правды Христовой учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред

Господом сил! } 2 раза

Ведущий : А сколько слов могут сложить люди из букв?

Буквы : Много! Очень много!

Ведущий : Вы правы, буквы! Вот у меня в руках «Толковый словарь »С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, в нём 80 8000слов, в…/Словарь иностранных слов, Словарь…---рассказываю и показываю словари с выставки/

Ведущий : В русском языке очень много слов, и чем больше вы будете знать их, тем богаче будет ваша речь. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль! Чтобы правильно выразить свою мысль, надо много читать!

4. Наш язык-язык труда и света,

Веры и надёжности язык,

Слушает с волнением планета

Русский замечательный язык!

5. Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех и певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч!

6.ОДА РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Русский язык – мой любимый урок.

Каждое слово идет мне впрок.

Слово за словом льется поток,

Словно великая Волга течет.

И много похожего есть в судьбе

Русской речи и в языке:

Оба они непокорны и горды,

Оба могучи и многоводны,

Оба прошли испытанья веков –

Им отдаю бескорыстно любовь.

Ведущий : Заключительной частью нашего разговора о значимости русского языка является олимпиада по русскому языку «Я люблю и знаю русский язык!» и присвоение звания «Знаток русского языка». Олимпиада проводится в виде теста. Каждый самостоятельно отвечает на вопросы.

И как напоминание ещё раз о нашем русском языке, как наказ!

УЧЕНИК :

Дорожите милым словом:

Многоликим-большим языком!

Нашей жизни ОН- первооснова-

Всем народам планеты знаком!

Берегите ЕГО от цветистых

Иностранных и чуждых нам слов,

Чтоб поток от наречий ручьистых

Не затмил РОДНИКА-РОДНИКОВ!

В нём черпайте живящую силу:

Русских говоров, песен, стихов…

Всё, что дорого сердцу,

Чтоб слилось,

В ЯЗЫКЕ - как ОСНОВЕ ОСНОВ!