Музеи и галереи рима, которые должен посетить каждый. Национальный археологический музей рима Шедевры римской культуры у музеях

Рим можно назвать настоящей колыбелью истории, культуры, науки и религии. Той самой сердцевиной, где все эти параллельные внезапно пересекаются, смешиваются и вспыхивают яркими огнями. Его музейный мир должен был быть открыт – иного пути не было, ведь этот город сам по себе музей – огромная выставка под открытым небом. Исторические памятники одной эпохи становятся пристанищем для представителей других временных отрезков, создавая совершенно особую атмосферу, приправленную знаковыми именами – Тициан, Рафаэль и влюблённый в полёты Леонардо да Винчи – каждый из них был отмечен и желал быть отмеченным именно этим Вавилоном нового времени. Предлагаем список лучших музеев Рима, которые необходимо посетить в первую очередь.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Ватикан – цитадель, оплот христианского мира и главная его сокровищница, в чьи застенки пока мало кто заглядывал. Прошло слишком много времени, за которое эти самые застенки успели наполниться и переполниться обломками прошлых веков, их знаковыми творениями. Сегодня многие артефакты выставлены для всеобщего обозрения и ознакомления, став основой для экспозиций более чем двадцати музеев, здания которых также довольно часто становятся частью этой бесконечной выставки. Примечательно, что современные экспозиции Ватикана не имеют чётко религиозного характера.

Разумеется, многие из них посвящены произведениям именно религиозного искусства, однако же, более чем богатые собрания полотен вплоть до девятнадцатого века наглядно демонстрируют более чем лояльное отношение к дарам светской культуры. Территория музейного комплекса Ватикана просто огромна, поэтому не стоит рассчитывать на короткую прогулку где-нибудь между послеобеденным сном и ужином. Для более тесного ознакомления с его коллекциями придётся выделить как минимум три дня. Примечательно, что посещение всех сокровищниц Ватикана происходит по единому билету, чья цена составляет всего шестнадцать евро.

Сикстинская капелла

Сикстинской капелле всегда отводилось особое место и в общем ватиканском музейном комплексе, и в жизни всего католического мира, так как именно в этих наполненных величием и яркостью красок залах происходит избрание нового Папы посредством проведения Конклавов. И в этих случаях именно Сикстинская капелла превращалась во что-то вроде тонкого и призрачного без преувеличений мостика между жителями Рима и решением кардиналов – чёрный дым и совет продолжается, белый дым и пусть весь мир возликует, ведь новый Понтифик избран! Внешнее убранство капеллы выглядит довольно скромно, особенно, на фоне прочих построек и Рима, и самого Ватикана, но по своему внутреннему содержанию с Сикстинской капеллой вряд ли сумеет соперничать любой из памятников Италии пусть даже и соответствующего периода, ведь именно здесь находятся и бережно хранятся лучшие творения эпохи Возрождения, оживившие эти стены руками Микеланджело, Боттичелли, Пинтуриккьо.

Пожалуй, совершенно ошеломляющее впечатление на каждого входящего под расписные своды производит масштабнейшая фреска, призванная показать «Страшный суд» во всём его ужасе и торжественности. Следует иметь в виду, что Сикстинская капелла не является полностью независимой. Это лишь составляющая довольно обширного музейного комплекса, который находится в Ватикане, а потому для её посещения не нужно покупать отдельный билет. Билеты приобретаются на посещение всего комплекса, а потому не стоит собственноручно ограничивать подобную прогулку, ведь, кроме капеллы, можно посетить прочие памятники культуры, религии, истории, заплатив в общей сложности всего шестнадцать евро.

Апостольская библиотека Ватина до сих пор считается наиболее таинственной сокровищницей знаний из сохранившихся сегодня. В основном это связано с тем, что большинство её залов закрыты для посещения, а некоторые её помещения остаются не более чем легендой, пока не будет доказано обратное. Так или иначе, но в богато расписанных залах находятся рукописи, которые относятся практически ко всем вехам развития человечества. Большой интерес у туристов, однако же, вызывают не ветхие книги прошлых веков, а обширная коллекция гравюр, считающаяся самой богатой из всех собранных за всю мировую практику. И это неудивительно, ведь мало кто из простых гостей Рима, желающих стать чуть ближе к исторической сердцевине этого места, располагает нужным уровнем подготовки – большинство текстов написаны тяжёлым слогом и на древних языках.

Но для учёных, профессоров и их учеников посещение Апостольской библиотеки может стать идеальным подспорьем для написания исследовательских работ на самые разные темы. Также стоит отметить наличие ещё одного зала, который также доступен для посещения широким кругом людей. Речь идёт о так называемом зале Альдобрандийской свадьбы, располагающим коллекцией уникальных фресок, которые способны поразить и захватить каждого. Так как библиотека Ватикана также входит в его музейный комплекс, приобретение отдельных билетов для её посещения не потребуется.

Станцы Рафаэля

Рафаэль Санти является признанным гением своего времени и гением вне времён, о чём крайне красноречиво почти кричат помещения ватинского дворца, а точнее, те четыре сравнительно небольшие комнаты, которые были расписаны или лично Рафаэлем, или уже после его смерти, но по сохранившимся эскизам мастера. Роспись Станцев Рафаэля похожа на небольшой ящичек с искусным замком и десятком секретов, так как и на грубой каменной кладке, и почти под потолком, и над несущими опорами находятся сюжеты, в которые вплетены великие люди прошлого и современники мастера, поразившие мир и поражаемые миром до самого своего конца. Разумеется, и религиозные сюжеты занимают значимое место в этой росписи, но здесь нашлось также место и для философии, и для поэзии, и для юстиции.

При этом исполняя свой действительно глубокий замысел, Рафаэлю было всего двадцать пять лет, от этого ещё больше восхищения вызывает тот факт, что талант молодого тогда ещё мастера был замечен самим Папой и поставлен на особую ступень – прежнее фрески были уничтожены, невзирая на то, что они также были сделаны более чем профессиональными мастерами. Так как Станцы Рафаэля входят в музейный фонд Ватикана, отдельной платы за вход в их помещения нет. А вот общая плата за посещение музейного комплекса составляет шестнадцать евро.

Вилла Боргезе

Среди эпицентров как древнего, так и относительно современного, но всё же истинно высокого культурного наследия выделяется вилла Боргезе. В здании восемнадцатого века хранятся многочисленные осколки прошлого величия – римские мозаики, датируемые первыми веками нашей эры, а также работы Тициана, Рубенса, Бернини и прочих представителей этой волны, которые находятся непосредственно в галерее Боргезе. Из мозаик же сегодня сформирована экспозиция Национального этрусского музея, вход в который обойдётся в шесть евро.

Музей формально размещается на территории виллы Боргезе, однако, фактически находится в вилле Джулия, которая открыта для посещения начиная с десяти утра и с небольшим перерывом до начала пятого. Особой чертой стоит отделить работы импрессионистов и приверженцев стилей, пришедших ему на замену, – Моне, Дега, Сезанн и прочие нашумевшие фамилии – собраны в помещении Национальной галереи современного искусства.

Эта галерея работает чуть дольше – до семи часов вечера и имеет меньшую стоимость билета – всего четыре евро. Но о самой вилле и прочих зданиях, к ней относящимся, что же касается сада – богатейшего и крупнейшего ландшафтного памятника Рима – среди раскидистых ветвей скрываются многочисленные скульптуры, а прямо на воде – в центре небольшого лучистого озера – находится действительно уникальный храм, где хранятся старинные водные часы.

Примечательно, что прогулку до самой виллы Боргозе также можно превратить в своего рода экскурсию. Как показывает практика, наиболее красочный маршрут начинается от прекрасно известной каждому Испанской лестницы Рима и по бульвару Тринита-деи-Монти. Попасть на территорию виллы возможно во все дни, кроме понедельника, с девяти утра до семи полудни. Максимальная цена входного билета составит не более девяти евро в зависимости от возраста посетителя.

Капитолийские музеи

Основа современных Капитолийских музеев была заложена ещё в пятнадцатом веке самим понтификом, которые принёс Риму действительно щедрый дар – бронзовые статуи из Латерана. Именно они сегодня находятся в Палаццо Нуово, позволяя своим гостям восхититься идеальностью форм Амура и Психеи, взглянуть в лица великих философов, поразиться благородству черт бывших властителей Рима. Главным сокровищем Палаццо-деи-Консерватори, затмевающим и работы Тициана, и Веренезе, хранящиеся здесь же, является Колосс Константина, который сохранился лишь фрагментарно, но продолжает демонстрировать истинное величие семи чудес света.

Как и известная лондонская галерея современного искусства, музей Центральный Монтемартини расположился в здании бывшей электростанции, вот только его коллекция состоит в основном из предметов классического искусства. Все эти здания находятся на Капитолийской площади, которая сама по себе является памятником как истории, так и культуры. Капитолийские музеи закрываются лишь в самые значимые праздничные дни, но даже это не спасает от появления многолюдных очередей, которые сильно затрудняют посещение музеев ещё на этапе покупки билетов, чьи цены достигают максимум пятнадцать евро, поэтому лучше делать предзаказ на официальном сайте музейного комплекса заранее.

Музей «Алтарь мира»

Столь посещаемые музеи, экспозиция которых состоит всего из одного артефакта, можно пересчитать по пальцам. Так, в современном римском музее хранится один единственный монумент, увековечивший величие богини мира, на что ненавязчиво намекает его название, хотя возведение и было приурочено к возвращению одного из величайших мужей своего времени, императора Августа, из Испании. Это была инициатива сената, что также несколько выбивается из разряда обычного. К сожалению, аутентичная постройка, которая находилась на берегу Тибра, во времена варварского нашествия была сильно «изувечена», а затем и вовсе смыта во время разлива реки.

Фрагменты «Алтаря мира» начали всплывать на поверхность уже в шестнадцатом веке, правда, тогда они довольно быстро уплывали к частным коллекционерам. Окончательная же реставрация мемориала произошла ещё спустя четыре века по инициативе главного «фаната» того самого императора Августа – Бенито Муссолини. Сегодня добраться до необычного музея можно при помощи метро (линия А, станция Flamino). Цены билетов устойчивые и составляют в среднем десять евро, кроме того, существует возможность воспользоваться услугами аудиогида. Это будет стоить ещё шесть евро. Как и большинство заведений подобного профиля, музей «Алтарь мира» не работает по понедельникам, во все же остальные дни начинает работу в девять и заканчивает к половине восьмого.

Как и следовало ожидать, коллекция Национального римского музея действительно обширна, и это ещё мягко сказано. Частично его экспозиция располагается в четырёх зданиях, остальное же хранится в многочисленных музейных фондах. Примечательно, что сами музейные здания также достойны отдельного упоминания, являясь продолжением традиций, восходящих к архитектуре Позднего Средневековья и Возрождения.

Палаццо Массимо с его коллекцией драгоценностей и предметов искусства древнейшего периода, палаццо Альтемпс с одним из богатейших в Италии собраний античной скульптуры, крипта Бальби её образцами фресок и монет, по которым можно выделить практически все этапы развития Рима, и Термы Диоклециана с обширным хранилищем рукописей и археологических артефактов эпохи Римской Империи – всё они и составляют основу Национального римского музея. Уже почти традиционно понедельник является выходным днём, а часы работы ограничены девятью утра и половиной восьмого вечера. Цена билета составляет восемь евро.

Главной артерией Рима в прежние времена был так называемый Форум. Именно здесь находились главные общественные и религиозные сооружения города, а потому неудивительно, что именно здесь продолжают находить уникальные по своей красоте и исторической ценности фрагменты и даже цельные культовые сооружения. Именно такой случайной, по сути, находкой стал храм Весты, который был обнаружен Родольфо Ланциани.

К сожалению, храм не сохранил свой аутентичный облик – от некогда мощных стен остались лишь некоторые фрагменты – подиум, колоннада, некоторые статуи, а также остатки дома весталок, которые должны были поддерживать Священный огонь, вечно освещавший своды храма, как воплощение самой Весты, чьи изображения были запрещены. Так как храм Весты является лишь составляющей достаточно масштабного комплекса Римского Форума, отдельной платы за проход на его территорию нет. Общий же билет, чья цена варьируется в пределах двенадцати евро, позволит также посетить главный символ Рима – Колизей – и прочие сооружения.

Колизей

Ажурное кружево арок, грандиозность и величественность – вот что поражает туристов в узнаваемой достопримечательности Рима, его символе. Задуманный как античный развлекательный центр, Колизей или Амфитеатр Флавиев расположился между 3 холмов Целиевским, Эсквилинским и Палатинским, на месте засыпанного искусственного озера.

Официальным названием амфитеатр обязан трем поколениям Флавиев. Строительство 3-ярусной конструкции начал император Веспасиан в 72 г. н.э. и продолжил его сын Тит. Брат Тита Домициан завершил строительство в 82 г н.э., когда были вырыты подземные помещения для устройства зрелищных боев. Более популярное наименование амфитеатра – Колизей связывают со словом «колосс», «колоссальный». Некоторые исследователи соотносят его со статуей Нерона, стоявшей рядом с амфитеатром, другие с масштабностью сооружения.

Как бы то ни было Колизей уникален во всем. Кроме гладиаторских боев на его арене устраивались бои с животными и реконструировались морские сражения. Только в дни его открытия на арене погибло около 10 тыс. животных, за все время существования эта цифра достигает 1 млн. животных и около полумиллиона людей.
Время работы: 8.30 — 17.00, с апреля по август 8.30 — 19.00. Стоимость: 12 €, по скидке – 7 €.

Замок Сант᾽Анджело

От усыпальницы к крепости, от замка к тюрьме, от резиденции римского папы до музея — такова история этого сооружения. Его возведение относится к 135 г н.э. и правлению императора Андриана, который задумал построить мавзолей себе и своим потомкам. Усыпальницей конструкция прослужила до середины III в., когда император Аврелиан оценил стратегическое значение крепости внутри Вечного города. На силу его стен рассчитывали и папы Римские, сделав замок своей резиденцией.

Благодаря одному из них, которому над конструкцией привиделся ангел, убравший меч, мавзолей Андриана получил название замок Сант᾽Анджело и приобрел статую ангела на крыше. Позже в замке проживали понтифики, которые использовали его подвалы как тюрьму, где были заключены Джордано Бруно, Галилео Галилей и Бенвенуто Челлини. Современный замок — это 7-уровневое здание, которое включает в себя 58 комнат. Среди них оружейная палата, сокровищница, библиотека, комнаты Пия V и др.

График работы: ежедневно с 9.00 до 19.30. Стоимость: 14 €, по скидке – 7 €.

Термы Каракаллы

Еще одним доказательством величия Римской империи служат руины Терм Каракалла, которые даже в современном состоянии поражают воображение. Возведение терм началось по инициативе императора Каракаллы в 212 г. и продолжалось 5 лет. За это время между Авентином и Целием, близ Аппиевой дороги появился архитектурный комплекс, занявший 11 га. Названные в честь императора термы состояли из огромного главного корпуса, окруженного парком, спортивных площадок, амфитеатра и библиотек. Термы Каракаллы соединили в себе все необходимое для полноценного отдыха, став самым популярным местом.

Однако, из-за нападения варвар уже в 537 г. они были частично разрушены и прекратили свое существование. Сейчас термы — это не только памятник истории, но и одна из необычных сцен для проведения концертов, выступлений и театральных постановок.

Часы работы: сентябрь – март 9.00 – 17.00, апрель — август 9.00 – 19.00, короткий день: понедельник 9.00 — 14.00. Стоимость: 8 €, по скидке – 4 €.

Мавзолей Августа

В отличие от усыпальницы императора Андриана мавзолей Августа закрыт для посещений и сохранился гораздо хуже. В 28 г. до н.э. после возвращения из Александрии будущий император Октавиан Август решил на Марсовом поле построить мавзолей, где будет храниться прах его семьи и близких. Место было выбрано неслучайно, здесь уже находились склепы многих известных личностей. Напоминающее по форме этрусский могильник, сооружение, чей диаметр составлял 89 м, на 44 м возвышалось над землей. Его окружала терраса с колонами, а у центрального входа были установлены 2 обелиска и бронзовые плиты, повествующие о жизни владельца.

Однако, нетронутым мавзолей простоял всего до 410 г., когда его разграбили. До Средних веков конструкция простояла заброшенным, пока семья Колонна не сделала из нее крепость. Одним из следующих владельцев здания стал папа Павел III, который частично восстановив его, превратил в сад-лабиринт. Еще одна метаморфоза ждала бывший мавзолей в 1780 г., когда из него сделали амфитеатр, на арене которого устраивали бой быков и театральные представления. В XIX в. он стал концертным залом, над которым была возведена крыша. Возвращению своего первоначального вида усыпальница обязана Муссолини, приказавшего снести все пристройки. Работы по восстановлению не были доведены до конца. В 2016 г. был утвержден проект о выделении 6 млн евро на реставрацию мавзолея.

Термы Диоклетиана

Крупнейшим термальным комплексом в Риме были Термы Диоклетиана. Сохранившиеся до нашего времени руины не позволяют оценить его масштаб, т.к. часть его занимают более поздние постройки. Первоначально он охватывал территорию между 3 холмами: Виминалом, Квириналом и Эсквилином – т.е. около 13 га. В 298 г. началось строительство по типичному плану, т.е. все помещения располагались симметрично центральной оси. К 305 г. в центре Рима вырос огромный комплекс, состоящий из открытых и закрытых бассейнов с различной температурой воды, саун, мест для индивидуального омовения, павильонов для собраний, библиотек, гимнастических залов.

Обустроенная территория скрывала в зелени деревьев отдельные пристройки, беседки и фонтаны. Просуществовали термы до VI в. Вторую жизнь некогда колоссальный комплекс получает в XVI в., когда Микеланджело строит базилику из сохранившейся части помещения. С 1889 г. термы Диоклетиана вошли в состав Национального музея Рима, в них выставлена богатейшая коллекция античных скульптур, оружия, предметов быта и др.

Театр Марцелла

Трудно узнать прототип Колизея в нижней части жилого дома на набережной Тибра. Построенный в 12 г. до н.э. театр Марцелла был самым большим из существовавших в Риме. Его задумал возвести еще Юлий Цезарь, а воплотил император Август. Уникальная конструкция представляла собой полукруглое 3-хярусное сооружение, часть которого не сохранилась.

Здание подвергалось реконструкции неоднократно: в I в. при Веспасиане, в III в. при Септимии Севере, а уже в IV в. оно перестает использоваться. От разрушения его спасло превращение в крепость. В XVI в. очередное преображение – поместье в ренессансном стиле, именно оно и сохранилось по сегодняшний день.
Первый этаж могут посмотреть в любое время все желающие, верхние этажи занимают жилые квартиры.

Музей и крипта капуцинов (Костница)

Известен благодаря неоднозначной достопримечательности музей капуцинов. Расположенный в подвале под церковью он привлекает паломников и туристов интерьером крипты или Костницы. Крипта – сводчатое помещение, расположенное под алтарем и хором, где погребаются или выставляются мощи святых или мучеников. Римская Костница — 6 помещений, стены и своды которых украшены костями и черепами 4 тыс. монахов, чьи останки были перенесены со старого кладбища. Узоры, лампы, рамы, альковы – все из костей.

В нишах помещены одетые в традиционную одежду капуцинов скелеты, а в одном из залов размещены детские останки племянницы папы принцессы Барберини. Посетив выставку, можно узнать об истории ордена, увидеть реликвии и архивные документы.

График работы: ежедневно с 9.00 до 19.00. Стоимость: 8.50 €, по скидке — 5 €.

Музей искусств MAXXI

Музей искусств MAXXI необычен как внешне, так и концептуально. Футуристическая конструкция (на постройку которого ушло около 150 млн €) с неожиданными инсталляциями вместило не только экспозиции, но и исследовательский центр, библиотеку, архив, зал-аудиторию для проведения семинаров и тренингов, ресторан, кафе и книжный магазин. MAXXI – не музей, где все статично, скорее это образовательный городок, пространство, где воплощаются самые разнообразные проекты.

Время работы: вторник — пятница, воскресенье – с 11.00 до 19.00, суббота – с 11.00 до 22.00. Стоимость: 10 €, по скидке — 8 €. До 14 лет вход бесплатный.

Вилла Фарнезина

Этот шедевр итальянского Возрождения был построен по заказу банкира в начале XVI в. и первоначально назывался вилла Киджи. Свое современное имя она получила в 1577 г., когда была перекуплена кардиналом Фарнезе. И хотя после она еще не раз меняла владельцев (сейчас это Национальная академия деи Линчеи), в истории она так и осталась вилла Фарнезина. Кроме несвойственной для XVI в. архитектуры постройку отличают фрески кисти Рафаэля, Микеланджело, Джулио Романо и иль Содомы и обманная роспись, сделанная самим архитектором Бальдассаре Перуцци. Именно ими приходят полюбоваться посетители музея архитектуры и искусства, который расположился в ее стенах.

Часы работы: понедельник – суббота с 9.00 до 14.00. Стоимость: 6 €, по скидке — 5 €, подростки – 3 €. Дети до 10 лет бесплатно.

Музей Крипта Бальби

Музей Крипта Бальби — часть Национального музея Рима — назван в честь римского полководца Луция Корнелия Бальба. Римлянин на вырученные после удачного военного похода средства построил театр и крипту, которые можно увидеть под современным зданием. Экспозиция расскажет о развитии Рима, она представлена монетами, фрагментами посуды, инструментами, одеждой. 1 этаж демонстрирует изменения в архитектуре и быте Рима от средних веков до наших дней. Выставка 2 этажа освещает эволюцию города с древних времен до средневековья. В подвале находится экседра, спуск сюда возможен только с экскурсией.

Время работы: вторник-воскресенье с 9.00 до 19.45. Стоимость: 10 €, по скидке – 5 €.

Дворец Барберини

Дворец Барберини по первоначальному плану должен был повторить виллу Фарнезина, однако 3 архитектора, принявшие участие в его строительстве, сделали из него один из лучших примеров раннего барокко. Возведенный для кардинала Барберини дворец принадлежал этой семье со дня строительства в 1634 г. до 1949 г., когда из-за кризиса семья вынуждена была продать его государству. Теперь в левом крыле этого сооружения разместились экспозиции Национальной галереи искусства, в которых выставлены работы художников XVI-XVIII вв., коллекция фарфора, мебели. Правое крыло занимает Офицерское собрание.

График работы: вторник-воскресенье с 8.30 до 19.00. Стоимость: 12 €, по скидке – 6 €.

Национальный музей вилла Джулия

От построенного в 1550 –х гг. для папы Юлия III архитектурного комплекса сохранилась лишь третья часть — вилла Джулия. Целостной ей не суждено было быть казалось с самого начала — уже к концу XVI в. одна ее часть была разрушена, а вторая перестроена для другого папы. Сооруженное как папская резиденция, здание неоднократно меняло и свое назначение: склады, затем военные казармы, после госпиталь и школа, пока в 1870 г. она не стала собственностью государства. В 1889 г. на вилле открылся Национальный музей этрусского искусства.

Часы работы: вторник-воскресенье с 9.00 до 19.30, выходные: понедельник, 1.01 и 25.12. Стоимость: 8 €, по скидке – 4 €.

Музей Центр Монтемартини

Музеи Рима: музеи искусств, музеи-заповедники, краеведческие, изобразительных искусств, художественные, современные музеи. Телефоны, официальные сайты, адреса основных музеев и галерей Рима.

  • Горящие туры в Италию

Любые Музейная карта Юнеско

    самое-самое

    Вилла Боргезе

    Вилла Боргезе - изумительный ландшафтный парк, расположенный к северу от центра Рима. Живописное палаццо, построенное ещё в 17 веке обладателем красной шапочки - кардиналом Камилло Боргезе, является сегодня излюбленным местом прогулок жителей и гостей Рима. Центр виллы - галерея Боргезе.

    самое-самое музейная карта юнеско

    Сикстинская капелла

    Сикстинская капелла в Ватикане - один из самых известных и популярных среди туристов всего мира памятник культуры и истории. Внешне здание, положа руку на сердце, выглядит довольно скромно, однако, оказавшись внутри помещения, можно потерять дар речи от окружающей тебя красоты.

    Рим, один из древнейших городов Европы, до наших дней сохранил огромное количество памятников архитектуры и искусства. Здесь будто встретились несколько эпох, сплетение которых дарит путешественникам незабываемые впечатления. Наряду с архитектурными памятниками, культурный багаж итальянской столицы составляют многочисленные музеи. Разумеется, чтобы только познакомиться с ними и узнать, что они в себе хранят, потребуется не один день. Но, пожалуй, даже беглое посещение богатейших музейных комплексов Рима наложит неизгладимый отпечаток на посещение Италии.

    Пожалуй, уделить внимание всем музеям Рима на одной странице будет сложно, поэтому каждому путешественнику открывается возможность найти для себя самый-самый музей искусств в столице Италии. Из тех, что не были перечислены выше, отметим следующие:

    Национальная галерея старинного искусства в палаццо Барберини, здании XVII в., где помимо полотен Караваджио, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Пуссена, Гольбейна и др. художников XII-XVIII вв. стоит обратить внимание на потолочную фреску Пьетро да Кортона, лестницу оригинальной формы Борромини и богатую коллекцию мебели, майолики и фарфора.

    Национальная галерея старинного искусства в палаццо Корсини находится за Тибром, в бывшей резиденции шведской королевы Кристины. Здесь выставляются археологические находки времен Римской империи и живопись XVI-XVII вв., в том числе Рени, Рубенса, Пуссена, Мурильо и др.

    Из Капитолийского музея открывается потрясающий вид на Палатин абсолютно бесплатно (точнее он идет как бонус при приобретении входного билета в музей).

    Галерея в палаццо Колонна, неоднократно достраивавшемся и расширявшемся комплексе зданий, самая древняя часть которого - XIII в. постройки. На протяжении 20 поколений это палаццо принадлежало семейству Колонна. Кроме великолепных интерьеров, внимания искушённой публики заслуживают картины Гирландайо, Бронцино, Тинторетто, Кортона, Карраччи, Рени и др.

    Галерея Спада - это палаццо XVI в., построенное для кардинала Борромини и знаменитое своей галереей с обманчивой перспективой: кажется, будто она в 5 раз длиннее, чем есть на самом деле. Теперь в галерее выставляются работы художников XVII в.: дель Сарто, Рени, Тициана, Брюгеля Старшего, Рубенса, Дюрера, Караваджио, Пармиджано и др. Кроме галереи, в палаццо размещается Итальянский государственный совет.

    Вилла Фарнезина была построена в XVI в. Перуцци, ее расписывали Рафаэль, Романо и другие мастера. Сейчас она принадлежит итальянской академии наук Lincei, однако это не мешает людям знающим посетить её и собственными глазами взглянуть на «Триумф Галатеи» Рафаэля и другие фрески.

    Музей в палаццо Венеция выставляет картины художников XIII-XVIII вв., а также скульптуры, бронзу, терракоту, гобелены итальянских мастеров. Музей Барраччо, расположенный в палаццо XVI в., представляет коллекции египетских, ассиро-вавилонских, греческих и римских произведений искусства. Музей Рима экспонирует скульптуры, картины и мозаики от Средних веков до 1870 г. включительно.

    Один из лучших способов осмотреть основные достопримечательности города и при этом сэкономить - купить туристическую карту Roma Pass. С 2010 года каждая карта снабжается микрочипом, который облегчит гостям пользование городским транспортом и посещение музеев. Кроме того, ее владельцы могут получать SMS или письма на электронный адрес с информацией о проходящих в городе культурных событиях. Стоимость - 28 EUR на 2 дня.

    Вопреки ожиданиям - и это ещё не всё. Поэтому лучше один раз отправиться в Рим и открыть его для себя именно таким, каким удастся увидеть его многогранность, величие, историю, несмотря на столичную суматоху и множество прочих развлечений.

RUB = 23 EUR и действует 7 дней. Продается в туристических точках. Это проездной на все популярные Римские музеи.

Roma Pass

Проездной на общественный транспорт Рима течении трех дней. 2 873 RUB = 38 EUR Плюс бесплатный вход в два Римских Музея.

Цены на музеи и достопримечательности в Риме

Приведены стоимости полных взослых билетов. Стоимость входа для молодежи 18-25 лет обычно в 2 раза ниже. Для детей обычно бесплатно

  • Borghese Gallery & Museum (галерея Боргезе) 1 134 RUB = 15 EUR
  • Palazzo Barberini дворец фамилии Барберини 832 RUB = 11 EUR
  • Spada Gallery in Spada Palace(художественная галерея в римском палаццо Спада) 454 RUB = 6 EUR
  • Corsini National Gallery (Галерея Корсини) 454 RUB = 6 EUR
  • Museum of Musical Instruments (Музей музыкальных инструментов) 378 RUB = 5 EUR
  • Вход в Колизей 907 RUB = 12 EUR
  • Тур по городу на Сигвее стоит 5 670 RUB = 75 EUR
  • Сравните с

Достопримечательности во Флоренции

  • The Duomo (Собор Санта-Мария-дель-Фьоре) бесплатно
  • Pitti Palace (самый большой из ныне существующих флорентийских замков) 643 RUB = 8.50 EUR
  • Palazzo Vecchio (одно из наиболее известных строений Флоренции) музей 756 RUB = 10. EUR музей + башня 1 058 RUB = 14 EUR
  • The Uffizi (Галерея живописи) 907 RUB = 12 EUR
  • La Galleria dell"Accademia (художественный музей) 605 RUB = 8 EUR
  • The Bargello Museum (старейшее общественное здание Флоренции) 605 RUB = 8 EUR
  • Santa Croce, Храм 378 RUB = 5 EUR
  • Archaeological Museum (Археологический музей) 605 RUB = 8 EUR
  • Santa Maria Novella Church 567 RUB = 7.5 EUR
  • А здесь

Цены на музеи и экскурсии в Милане

  • Туристический автобус, Стоимость на 24 часа 1 966 RUB = 26. EUR На 48 часов 2 192 RUB = 29. EUR
  • Собор The Duomo, комплексный билет 907 RUB = 12 EUR самы дешевый билет 265 RUB = 3.5 EUR
  • Da Vinci National Museum of Science & Technology (Музей Леонардо да Винчи) 567 - 756 RUB = 7.5 - 10 EUR

Венеция

  • GOLD CITY PASS, Единый музейный билет для Венеции вместе с проездным стоит на трое суток 6 048 RUB = 80. EUR есть несколько различных вариантов этого проездного, продаются на сайте www.veniceconnected.com
  • Дворец Дожей 1 512 RUB = 20 EUR

Аттракционы

  • Тест-драйв Lamborgini 9 828 RUB = 130 EUR за 10 минут, 27 216 RUB = 360 EUR за 30 мин, 1 час 49 139 RUB = 650 EUR
  • Тест-драй Ferrari 10 мин 6 804 RUB = 90. EUR на 30 мин 16 639 RUB = 220.1 EUR час 28 728 RUB = 380 EUR

В столицу Италии ежегодно приезжают миллионы туристов. Очереди на вход в музеи и достопримечательности Рима растягиваются на сотни метров, на ожидание в них тратятся часы. Когда лучше всего приезжать в Рим, куда пойти обязательно, как заранее купить билеты, есть ли выгода от туристических карт? Музеи Ватикана, собор Святого Петра, галерея Боргезе, Колизей без очереди. С этими советами вы успеете увидеть все самое интересное!

Когда приезжать в Рим?

Рим популярен круглый год, но самое большое количество туристов приезжает с мая по сентябрь и на праздники. Если вы хотите избежать скопления людей и воспользоваться выгодными ценами на проживание – выбирайте весну или осень. В межсезонье погода в Риме радует солнцем и теплыми деньками. Мы ездили в Рим в середине ноября, дневная температура держалась между +18…+20° С, вечером было достаточно одеть ветровку. Зимой в Риме начинаются дожди и туристов становится ещё меньше. Лучше не планировать поездку в Рим во время Пасхи, за 2 недели до самого большого религиозного праздника в Рим стекаются верующие со всего мира. Много народа приезжает в Рим на Католическое Рождество.

В Риме такое количество исторических мест и культурных объектов, что не стоит ставить своей целью увидеть всё за одну поездку. Если вы в Риме в первый раз – сосредоточьтесь на основном, а останется время – посидите в кафе или прогуляйтесь по магазинам, ведь Вечный город это не только памятники с музеями, но и атмосфера.

Достопримечательности Рима


Многие достопримечательности Рима можно осмотреть совершенно бесплатно: собор Святого Петра, Пантеон, руины форумов вдоль улицы Fori Imperiali, памятник Виктору Эммануилу II, фонтан Треви, парк виллы Боргезе, площадь Навона, Испанская лестница…

Самые популярные места Рима с платным входом: Колизей, Палатин и Римский Форум, музеи Ватикана, Капитолийские музеи, галерея Боргезе, Национальный римский музей (термы Диоклетиана, палаццо Массимо, палаццо Альтемпс, крипт Бальба).

Не стойте в очередях на вход — планируйте свое время заранее!

Онлайн билеты без очередей

Собор Святого Петра


Главный Католический собор находится в Ватикане. Бесплатный вход со стороны площади Святого Петра. В течение дня очередь то увеличивается, то уменьшается. В собор нельзя входить в открытой одежде (в шортах, коротких юбках, с обнаженными плечами), убедитесь что вы одеты соответственно, чтобы зря не стоять очередь. По средам в cоборе Святого Петра проходит аудиенция Папы Римского, поэтому туристам в этот день лучше сходить куда-нибудь ещё, а тем, кто хочет попасть на аудиенцию, надо записываться заранее .

Пройти в собор Святого Петра без очереди и получить аудиогид можно по карте OMNIA Vatican & Rome Card (подробнее в разделе ) или купив онлайн билет с экскурсией . Внутри собора есть еще одна очередь за билетами на купол и смотровую площадку. Тур на купол Святого Петра включает приоритетный вход в собор и подъем на лифте.


Уникальная коллекция искусства, собранная Католической церковью и Сикстинская капелла с росписью Микеланджело, ежедневно приводят к стенам Ватикана тысячи посетителей. Многие не ожидают увидеть огромную очередь за билетами, разворачиваются и уходят или стоят по 2-4 часа. Попасть в музеи Ватикана без очереди можно вместе с или, как сделали мы, купить билеты онлайн .

Билеты продаются на официальном сайте Ватикана или на Ticketbar (на русском языке в рублях). При бронировании надо выбрать день и время посещения, ввести персональные данные всех участников. После оплаты кредитной картой на указанный e-mail приходит ваучер с QR-кодом. Вместе с билетом высылается информация как доехать до музеев Ватикана с картой (10 минут пешком от станций метро Ottaviano или Cipro).

На месте нужно пройти с правой стороны от очереди на вход и предъявить свои билеты вместе с удостоверением личности. Билеты сканируют с распечатки или электронных устройств, в кассах выдают обычный билет, платить ни за что уже не надо. Попасть в музеи Ватикана без очереди также можно, купив OMNIA Vatican & Rome Card . Музеи Ватикана бесплатно открыты последнее воскресенье месяца до 14:00 (вход до 12:30), заранее записаться нельзя, поэтому очередей в этот день не избежать.

Колизей, Палатин, Римский Форум


Эти археологические достопримечательности находятся под открытым небом в самом центре Рима, бывшего когда-то центром мировой цивилизации. Для посещения всех трех объектов продается комбинированный билет сроком действия 2 дня. Купить отдельный билет, например, в Колизей, нельзя. В то время, как большинство туристов стоят длинную очередь за билетами к Колизею, в кассах Палатина людей бывает в разы меньше. С введением новых правил посещения, билетов на нужное время может не быть и вы зря потеряете время.

Из-за большого количества туристов, вход в Колизей сделали по сеансам (каждые 30 минут). Покупайте билеты заранее онлайн и выбирайте удобное время посещения. Вход по электронным билетам без очереди, но надо пройти контроль безопастности. После входа вы сможете оставаться внутри Колизея сколько захотите. Время входа на территорию Палатина и Римского Форума, по прежнему, ограничено только датой билета.

Мы разбили посещение трех объектов на 2 дня: в первый день посетили Колизей, во второй – Палатин и Римский Форум. Если вы располагаете временем, сделайте также, поскольку территория очень большая. Существует еще один способ попасть в Колизей, Палатин и Римский Форум без очереди — приобрести туристические карты Roma Pass или OMNIA Vatican & Rome Card .

Галерея Боргезе


Художественное собрание, принадлежавшее влиятельной семье кардинала Боргезе, включает произведения Караваджо, Рафаэля, Тициана, Рубенса, скульптуры Бернини и других признанных мировых мастеров. Попасть в галерею можно только по предварительной записи. Билеты онлайн (сбор за бронирование €2). Посещение музея проводится сеансами по 2 часа, с 9:00 до 19:00. Если все билеты раскуплены, можно придти за несколько минут до начала сеанса, есть небольшая вероятность, что кого-то из записавшихся не будет и вы займете его место.

Осмотреть все главные достопримечательности Рима можно на автобусном туре с аудиогидом , на маршруте 9 остановок. При покупке онлайн экономия €2.

Туристические карты Рима

Туристические карты Рима помогают решить проблему очередей к достопримечательностям и передвижения по городу. В зависимости от того, на сколько дней вы приехали в Рим, где остановитесь и что хотите посмотреть, туристическая карта может быть выгодна.

Бесплатный вход без очереди в 2 первых музея или архитектурных памятника, предоставляет скидки на остальные объекты из списка, бесплатный проезд на общественном транспорте внутри зоны А.

Бесплатный вход без очереди в 1 первый музей или архитектурный памятник по выбору, предоставляет скидки на остальные объекты из списка, бесплатный проезд на общественном транспорте. В Колизее есть специальный турникет для прохода без очереди с Рома Пасс.

  • бесплатный вход в музеи Ватикана, аудиогид по Собору Святого Петра
  • вход на 2 из 6 самых популярных объекта по выбору (Колизей, Римский Форум и Палатин, Капитолийские музеи, галерея Боргезе, Национальный музей, Замок Святого Ангела)
  • быстрый проход в Собор Святого Петра, музеи Ватикана, Колизей
  • поездки на туристическом автобусе hop-on-hop-off в течение 3-х дней
  • проезд на общественном транспорте
  • путеводитель по Риму
  • скидки на посещение более 30 достопримечательностей и музеев Рима

Приоритетный вход в музеи Ватикана и Сикстинскую Капеллу, аудиогид в собор Святого Петра, автобус hop-on-hop-off.

  • трансфер из аэропорта Чампино или Фьюмичино и обратно
  • вход без очереди в собор Святого Петра + аудиогид
  • билет в Колизей, Палатин и Римский форум + аудиогиды
  • 20% скидка на входные билеты в основные музей Рима (по желанию можно добавить музеи Ватикана и Сикстинскую Капеллу)
  • скидки на другие достопримечательности, музеи, велосипедные туры и экскурсии

Дневной пропуск для тех, кто приплывает в круизный терминал Рима.

  • билет в обе стороны на поезде Чивитавеккья из порта Рима до станции Святого Петра
  • билет в Колизей
  • билет на автобус hop-on-hop-off на 24 часа
  • 20% скидка на входные билеты в музеи/достопримечательности Рима

Национальные музеи и археологических памятники Рима открыты для бесплатного посещения в течение «музейной недели» 5-10 марта и в первые воскресенья месяцев с октября по март. Еще 8 бесплатных дней в течение года выбираются индивидуально руководством каждого музея.

Вглядываясь в туманное зеркало, зыбкую дымку, мерцающую в блеске свечи, хотим узнать, какое оно, будущее, что ждет за гранью неведомого. И слышим невнятный ответ: "Без прошлого грядущего нет".
В который раз возвращаемся к дням минувшим, роемся в музейной пыли, собираем по крохам забытые знания, чтобы не ошибиться, не споткнуться, не набить шишек впредь. Артефакты собраны в каждом городе, стране, но самые древние, манящие и будоражащие воображение, безусловно, в Италии. Рим - это место, где прошлое дышит, город, где мифы в камне живут, боги и ныне жертву приемлют: сердце изранят и в плен заберут.
Национальный музей Рима основали в конце XIX в. Начальной экспозицией стала коллекция антиквара Афанасио Кирхеу. Со временем артефактов находили все больше и больше: при строительстве дорог, зданий столицы. Было решено расширить музей, сегодня - это 4 исторические постройки в разных уголках Вечного града, радушно принимающие посетителей из разных стран.

Палаццо Мессимо

Адрес: Largo di Villa Peretti, 1.
Выйдя из поезда на платформу главного вокзала Рима, можно сразу же попасть во дворец Мессимо, некогда называвшийся Виллой Ливии или очень просто - "У белых кур".
Давным-давно на колени жены императора Августа, Ливии, вдруг упала белоснежная курица, держащая в клюве веточку лавра. Орел, выпустивший добычу, долго клекотал в небе, паря над женщиной. Жертва была спасена, лавр, как знамение свыше, посажен в саду. Пройдет время, разрастутся лавровые кусты, станут рощей, а их вечнозеленые листья увенчают головы императоров.
До сих пор не все еще найдено археологами, а извлеченное из недр земли заняло достойное место. В пиршественной зале (триклинии) собраны фрески, изумляющие посетителей. Высотой более 2 м. и почти 12 м. в длину они восхищают яркостью и достоверностью. Присев на мягкую скамью, можно ощутить себя патрицием в апельсиновой роще, рядом - цветущий олеандр, стройные кипарисы, могучие кедры, плодоносящие гранаты. Более 30 видов птиц выложено мастерами, а кусты из роз и хризантем хвастаются своей привлекательностью.
Глядя на античную мозаику, изображающую крокодилов и бегемотов у водоема (египетская коллекция), делается жутко от их раскрытых зубастых пастей. Оригинальные росписи создают эффект присутствия в экзотическом саду. Фрески из виллы Юлии, жены Агриппы, затейливые орнаменты из рыб, цветов и листьев поражают.
Дворец возведен в стиле XVI в. архитектором Камило Пиструччи. Его окружает дивный сад: лавровые, кипарисовые аллеи ведут на открытые террасы, в роскошные залы. Встречает статуя Афродиты, целомудренно прикрывающая интимные места, работы Праксителя (I в. до н. э.). А вот присела на корточки Венера (III в. до н. э.). Это самая первая бронзовая копия богини.
На неширокую постель прилег отдохнуть сын Гермеса и Афродиты - "Спящий Гермафродит". Бернини решил поместить найденное в винограднике божество на кушетку из мрамора, подложить под голову подушку. Отвернувшись от любопытных взглядов, напряженное даже во сне дитя порока прячет свои изъяны.
Скульптура "Дискобол", вернее мраморная копия бронзовой фигуры Мирона, напоминает об Олимпийских играх, о любви римлян к спорту.

Палаццо Альтемпс

Адрес: Piazza di Sant’Apollinare, 44.
Мраморный порт на Тибре… Какому современному архитектору взбредет в голову проектировать сооружение из такого дорогостоящего материала? А в античные времена могли позволить себе подобную роскошь. На его месте под руководством Мартино Лонги в 1570 г. построили дворец для Ситтикуса Альтемпса, кардинала из Австрии. С1997 г. это главное здание музея.
Экспонаты, выставленные здесь, считаются самым богатым и лучшим во всей Италии собранием. Людовик Людовизи, впоследствии Папа Римский Григорий XV, был страстным коллекционером. Шедевры, им собранные, стали украшением экспозиции. «Арес Людовизи» - это мраморная статуя юного бога войны. Устав от своих ежедневных дел, он присел, опершись на правую ногу (восстановленную Бернини), а левую поставил на шлем. Устремив взгляд на землю, опустив меч, с грустью изучает последствия своих деяний. Арес даже не замечает Амура, играющего с его щитом. Но стрела из колчана еще не выпущена. Он прячется за доспехами молодого бога. Предметом особого восхищения посетителей всегда было и остается это изваяние. Ни страха, ни боли, ни отчаяния - только грусть…
Особняком стоит скульптура "Самоубийство Галла" (ее создали по приказу Ю. Цезаря), но не восторг вызывает композиция - сожаление: красивый атлетически сложенный воин пронзает себя мечом. Умирает, но не сдается на милость цесаря.
Радуют глаз портреты античных красавиц: Клавдии - матери Цезаря, Катерины Сфорцо. Поговаривали, что великий Леонардо писал "Джоконду" именно со Сфорцо. "Тигрицей Романьи" называли ее в народе. Уцелела фреска, на которой изображена юная Катерина, сочетающаяся браком с Джироломо Риари. Взбунтовавшийся народ выбросил супруга из окна спальни.
А второго мужа, Джакомо Фео, зарезали у нее на глазах, наблюдая за ее реакцией. Ни единый мускул не дрогнул на лице "тигрицы", жестоко отомстившей убийцам. Квартал, где они жили, был окружен. По приказу госпожи всех мужчин, женщин и детей умертвили, а она гордо восседала на коне, наблюдая предсмертную агонию обреченных.
Здесь находится и золотой трон Людовизи - поистине уникальное произведение эпохи Возрождения. Мраморная доска, изображающая рождение Венеры: богиня выходит из вод, опираясь на руки прислуживающих нимф, открывая присутствующим грацию и совершенство женского тела - идеал красоты.
Портреты кисти Гверчино, работы Бернини, Караваджо волнуют душу. Мы пытаемся скрыть тело, спрятать под модной одеждой, приукрасить себя косметикой, а великие гуманисты доказывают обратное: вершина творения Господа - человек, и его нагота достойна восхищения.

Крипта Бальби

Адрес: Via delle Botteghe Oscure,31.
В Древнем Риме крипта - это подземное или полуподземное помещение, имеющее сводчатый потолок. Крипта Бальбы найдена в результате раскопок в 1981 г. Удалось очистить от праха времени театр Луция Корнеела Младшего, знаменитого полководца, и часть дворца с массивными колоннами.
Уникальная нумизматическая коллекция, выставка ювелирных изделий - воистину жемчужина экспозиции. Ослепляет блеск сапфиров, изумрудов, рубинов, везде золото и тонкая работа мастеров. Отдельные комнаты наполнены фресками, мозаиками, изделиями из слоновой кости и стекла.
Демонстрируется поэтапная реконструкция города - от Средневековья до наших дней. Везде статуи и бюсты II - IVвеков. до н. э.: горожане, патриции, воины, мифические герои. Женские головки, увенчанные замысловатыми прическами, мужественные латники, горожане, а чуть поодаль - голова Медузы. Римский календарь в мраморе и богатый саркофаг - все переполняет эмоции. Невозможно переоценить совершенство созданных шедевров. В одной из комнат собраны декорации и костюмы к фильму-сказке Г. Х. Андерсена "Элиза и 12 братьев-лебедей". Попав сюда, долго не хочется уходить, но на город опускается вечер, и музей закрывается.

Термы Диоклетиана

Адрес: Via Enrico de Nicola, 78/44.
Недалеко от площади Республики располагается последний из отделов Национального музея Рима. В 298 г. начали строительство столь любимых римлянами бань, где были залы для общения, занятий спортом, огромная библиотека. Умели же отдыхать горожане столицы! Купальни построены удивительно разумно: имели теплый пол за счет подземных коммуникаций, различных проходов и колодцев. Рабы без устали топили печи, нагревая воду и воздух, находясь под землей. (Вот откуда сегодня - теплые полы в ванных комнатах!)
Входишь на территорию и сразу же попадаешь в тенистый сад с фонтанами и павильонами. Среди яркой зелени и аромата цветов естественно выглядят мифические единороги, боевые слоны. Везде расположены фрагменты статуй, до 10 тыс. эпиграфов. Чуть в сторонке, в обворожительном восьмиугольном павильоне - четыре полукруглые ниши, а в них - чудеса литья и ваяния: мраморная Афродита из Кирены, Венера, выходящая из воды.
Но неизгладимое впечатление остается от бронзовой статуи "Кулачного бойца" (I в. до н. э.). Он сидит, сложив на коленях руки, очевидно, после боя. Мышцы напряжены, чувствуется усталость и боль. Для большего эффекта автор сделал по бронзе вкрапления меди в местах, отмеченных ссадинами, ранами, кровью.

Национальный музей Рима входит, впитывается в душу надолго. Для думающего человека, любящего красоту, черпающего в старине силу предков, стоит вспомнить слова Ф. Стендаля, говорившего, что каждый, желающий познать прекрасное, должен ежедневно ходить в музей. До свидания, Вечный город!