Сикстинская капелла и музеи Ватикана: о чем следует знать. Сикстинская капелла - калейдоскоп Сикстинская капелла в риме микеланджело

Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Он считается одним из величайших художников периода итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Его работы продемонстрировали, никогда не виданное ранее, сочетание психологической проницательности, физического реализма и интенсивности. Его современники признавали его необыкновенный талант, и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью. Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело.

Сикстинская капелла (бывшая церковь) была построена в самой священной части Италии, в Ватикане, в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло ее название. В ее стенах всегда избирались и избираются новые папы римские. На сегодняшний день Капелла это музей и знаменитый памятник Возрождения.


В 1508 году, папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, для работы над достаточно дорогим и амбициозным проектом живописи: изобразить 12 апостолов на потолке Сикстинской капеллы. Вместо этого, в течение четырех - летнего проекта, Микеланджело нарисовал, вокруг центральной части потолка, 12 фигур: семь пророков и пять сивилл, а центр заполнил 9-ю сценами из Книги Бытия.

Спустя 25 лет после окончания росписи потолка, в 1537 - 1541 гг. Микеланджело продолжил роспись Сикстинской капеллы и написал масштабную фреску «Страшный суд». Она занимает всю стену за алтарем. Фреску заказал папа Климент VII, умерший во время подготовки к росписи. Ему на смену пришел Павел III, который пожелал, чтобы картина, все же, была завершена.

Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». На ней Бог и Адам протягивают руки друг к другу. Этот жест выглядит очень эмоциональным, и не может оставить равнодушным буквально никого из ценителей живописи.

СОТВОРЕНИЕ:


«Отделение света от тьмы»

Данная фреска изображает Саваофа. Он одним лишь мощным движением рук разгоняет облака, борясь с хаосом, стремится разделить свет и тьму.


«Создание солнца и планет»

Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Ее размер составляет 570 см. х 280 см. Фреска отображает события описанные в библейском сюжете, Бытие, глава 1-ая, стихи с 14 по 19 включительно.



«Отделение суши от вод»

На фреске изображены события описанные в Библии, в Ветхом Завете, книге Бытия, 1-ой главе, стихи 1 – 5.

АДАМ И ЕВА:


«Сотворение Адама»

Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году. На фреске изображен момент, когда Бог движением руки, как бы, дает Адаму жизненную энергию, оживляет уже созданное тело. Размер фрески: 280 см. х 570 см.



«Сотворение Евы»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти в 1508 – 1512 г. Из ребра спящего Адама, Бог создает Еву.


«Грехопадение и изгнание из рая»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Древо познания, располагающееся по центру, как бы, разделяет жизнь Адама и Евы на до, и после вкушения запретного плода.

ИСТОРИЯ НОЯ:


«Жертвоприношение Ноя».

Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. На ней изображен сюжет о том как, после Великого потопа, благодарный за свое спасение и спасение его семьи, Ной приносит Богу жертву.


«Всемирный потоп»

Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг. Ее размер 570 см. х на 280 см. Она повествует нам о том, как люди пытались спастись от Всемирного потопа, как они реагировали на происходящее и какими методами пытались избежать гибели.



«Опьянение Ноя»

Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году. Ее размер составляет 260 см. х 170 см. Фреска изображает события из Книги Бытия, глава 9, стихи 20 – 23.

СИВИЛЛЫ:


«Ливийская сивилла»

Сивиллами в античной культуре называли прорицательниц, пророчиц, предсказывающих будущее, грядущие беды. Согласно Варрону (римскому писателю и учёному-энциклопедисту 1-го века до нашей эры), слово Сивилла переводится как «божья воля».


«Персидская сивилла»

Персидская сивилла изображена на фреске в образе пожилой женщины, по всей видимости, уже с не очень хорошим зрением, так как она поднесла книгу слишком близко к глазам. На ее преклонный возраст также указывает ее очень закрытая одежда. Сивилла, кажется, полностью сосредоточена на чтении и не обращает никакого внимания на происходящее вокруг.


«Кумская сивилла»

Пророчица изображена на фреске в образе старой, но крепкой женщины с хорошо развитой мускулатурой. Кумская сивилла часто упоминается в древней литературе: в «Сатириконе» Петрония, в «Анналах» Тацита, «Метаморфозах» Овидия и «Энеиде» Вергилия. Многие художники изображали ее на своих картинах. Кроме Микеланджело, ее также нарисовал Тициан, Рафаэль, Джованни Черрини, Андреа дель Кастаньо, Ян ван Эйк и другие.


«Эритрейская сивилла»

На этой фреске сивилла изображена молодой достаточно привлекательной и развитой женщиной, читающей, судя по всему, в позднее время. Маленький путти при помощи факела поджигает для нее светильник.


«Дельфийская сивилла»

Дельфийская сивилла - мифическая женщина, существовавшая до Троянской войны (приблизительно 11-ый век до н.э.). Ее упоминает в своей рукописи, в рассказах которые он слышал от местных, Павсаний (греческий географ-путешественник, живший во 2-ом веке н.э.).

ПРОРОКИ:


«Пророк Иеремия»

Иеремия – 2-ой из четырех пророков Ветхого Завета, живший около 655 года до н. э, автор 2-ух книг: «Плач Иеремии» и «Книга пророка Иеремии». На фреске опечаленный пророк погружен в тяжелые мысли о судьбе народа.


«Пророк Даниил»

Даниил – библейский пророк, живший в VII веке до нашей эры. Он обладал даром от Бога растолковывать сны.


«Пророк Иезекииль»

Иезекииль - великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме около 622-го года до н. э. Согласно Библии, Книги Иезекииля, он делал пророчества направленные против язычников и иудеев, свидетельствовал о видении славы Господней и пр.


«Пророк Исайя»

Для христиан особо ценны пророчества Исайи о будущем рождении и пришествии Мессии (Ис. 7:14, Ис. 9:6), а так же о служении (Ис. 61:1). Еще он пророчествовал о судьбе Египта и Израиля.


«Пророк Иоиль»

На фреске изображен один из 12-ти малых пророков - пророк Иоиль, сын Вафуила, по преданию, живший в городе Вефаре и написавший книгу пророчеств.


«Пророк Иона»

На этой немного необычной фреске, изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. За ним - большая рыба. Это ссылка на тот факт, что в книге Ионы, его проглатывает кит.


«Пророк Захария»

Захария был одним из двенадцати "меньших" пророков. В церковной традиции он молод, но Микеланджело нарисовал его как человека седого, в возрасте, с длинной бородой.



«Страшный суд»

Тема фрески: второе пришествие Иисуса Христа и апокалипсис. Ее размер: 1200 см. х 1370 см.

Обзор об истории Сикстинской капелле, ее фресках.

А также, о том, как в капелле проходят главные выборы Папского государства и Римско-католической церкви - конклав.

Сикстинская капелла: основные факты:

Сикстинская капелла, похожая на прямоугольную шкатулку и примыкающая с Собору Св. Петра, внешне выглядит как крепостное сооружение.

Несмотря на внутреннее великолепие, построенная при Сиксте IV в качестве Папской часовни как часть Апостольского дворца, Сикстинская капелла изначально сохраняла и сохраняет снаружи черты типичного крепостного сооружения .

В наше время Сикстинская капелла является одной из составных частей Ватиканских музеев, приносящих весомую часть доходов в бюджет государства-града Ватикан. В тоже время она продолжает является частью Апостольского (Папского дворца). В капелле проходят голосования по выборам Пап — конклав .

Суровый внешний вид капеллы контрастирует с внутренним интерьером, украшенным роскошными фресками.

Стоп-кадр из официального ватиканского фильма «Град Ватикан».

Что такое капелла

Что такое капелла в смысле строения? Капелла — это помещение (обычно прямоугольной формы) для собраний христиан, но формально не имеющее статуса церкви . Обычно в капелле служит священник, который также служит в другой, основной для него, церкви. В русском языке синонимом капеллы является термин часовня. Однако, в отличие от капеллы, в часовне может не быть алтаря.

Вид с птичьего полета на Сикстинскую капеллу и Ватикан.

Стоп-кадр из фильма «Град Ватикан».

Чем прославилась Сикстинская капелла

На иллюстрации из журнала «Шпигель»:

Сикстинская капелла подготавливается к проведению конклава (выбора Папы) в 2005 году.

Видна алтарная стена с фреской «Страшный суд» и потолочные фрески по мотивам Ветхого и Нового завета.

1. Фрески. Как архитектурное сооружение Сикстинская капелла прославилась своими фресками Микеланджело . Эти фрески представлены как на потолке, так и на алтарной стене. Фрески на потолке был расписаны Микеланджело по заданию Папы Юлия II в 1508 −1512 гг., а фрески «Страшный суд» спустя два с лишним десятилетия по заданию Папы Павла III. И в том, и другом случае фрески Микеланджело заменили собой работы более старых мастеров.

Интересно, что на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле присутствуют как персонажи из христианских, так и из первоначально языческих источников. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд»); и предсказательниц — сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима), и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» — греком Плутархом.

Позднее христианские авторы стали видеть в сохранившихся записанных пересказах сивилл пророчества о пришествии Христа. Благодаря последнему обстоятельству сивиллы оказались и на фресках в Ватикане. Что же касается лодочника Харона, то Микеланджело, как считается, вспомнил о нем под впечатлением произведения Данте. Но об этом несколько ниже, также ниже и том, что некоторые фрески Сикстинской капеллы потрясли ватиканскую мораль.

Чуть ниже мы поговорим и об истории Сикстинской капеллы. А пока отметим, что сооружение было построено в 1475 — 1481 гг., в эпоху правления папы Сикста IV делла Ровере, в стиле крепостного сооружения как часть (ныне его старая часть) Апостольского (Папского) дворца .

Сикстинская капелла была сооружена на месте существовавшей ранее на том же месте Cappella Maggiore («Большой капеллы»), снесенной для строительства ныне существующего строения. Сикстинская капелла всегда служила Папской капеллой и местом для проведения собраний; ее внутреннее убранство, за исключением фресок, также отличается скромным видом .

2. Место конклава . Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап, или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом») , на которые собираются кардиналы. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. (Квиринальский дворец в Риме — ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Квириналький дворец был резиденцией Пап в качестве глав Папского государства .

Как проходят конклавы в Сикстинской капелле? Бенедикт XVI в 2007 году своим Proprio motu (папское постановление, название от лат. фразы «по собственной инициативе») внес изменения в Апостольскую конституцию Universi Dominici Gregis. Теперь Папа избирается только большинством в 2/3 (Бенедикт XVI отменил существовавшее ранее правило выбора Папы в исключительном случае простым большинством). В остальном выборы Папы происходят по правилам, утвержденным Иоанном Павлом II.

Радио Ватикана сформулировало в своей передаче от 18/04/2005 описание процедуры конклава , проходящей в Сикстинской капелле, следующим образом:

Труба печи в Сикстинской капелле.

Временно устанавливаемая печь служит для сжигания бюллетеней по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а дым для оповещения публики и журналистов.

«(В период конклава) производится четыре голосования в день: два утром и два после обеда. Через каждые семь голосований будет объявлен перерыв для молитвы и свободных коллоквиумов продолжительностью максимум 24 часа. Во время этих перерывов будут предложены наставления... (читаемые одним из кардиналов).

Надпись в верхней части избирательных карточек, имеющих прямоугольную форму, гласит «ligo in summum Pontificem». В нижней части каждый из кардиналов должен указать, кому отдает предпочтение — «тайным образом», как подчеркивает Universi Dominici Gregis, и «ясным почерком», «по возможности неузнаваемым».

Затем кардинал складывает вдвое карточку и, держа ее на весу, относит к алтарю, где, перед вложением ее в (избирательную) урну, должен произнести: «Призываю в свидетели Христа Господа, моего судьи, что отдаю свой голос за того, кого считаю достойным быть избранным, по Богу». Потом, как известно, происходит подсчет голосов, и проколотые и нанизанные на бечевку карточки сжигаются в чугунной печи. Когда Папа будет избран, традиционный дымок... будет сопровождаться звоном колоколов базилики Св. Петра».

В сообщении упоминается печь. Эта чугунная печь, с длинной трубой, уходящей под потолок, на период конклава устанавливается в Сикстинской капелле. В 2005 году, кроме традиционной печи, была установлена современная вытяжка.

На иллюстрации из архива и из журнала «Шпигель»: Здесь показана печь, в которой сжигают бюллетени по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а также момент установления трубы для этой печи на крыше капеллы перед конклавом 2005 года.

На иллюстрации из архива и из журнала «Шпигель»:

Здесь показана печь, в которой сжигают бюллетени по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а также момент установления трубы для этой печи на крыше капеллы перед конклавом 2005 года.

По дыму из этой трубы публика и журналисты на площади Св. Петра узнают о результатах голосований кардиналов в Сикстинской капелле в период конклава.

Если никто из кардиналов во время тура голосования не получает большинства, достаточного для его избрания Папы, к горящим бюллетеням подкладывают сырую солому и паклю, и тогда из трубы валит чёрный дым — сигнал для собравшихся на площади перед собором святого Петра, что Папа ещё не избран. После же успешного голосования бюллетени сжигаются вместе с сухой белой соломой, и тогда из трубы валит белый дым, сигнализирующий, что новый Папа избран.

Отметим, что начиная с конклава 2005 года, кардиналы не запираются для ночевки после голосований все вместе в одном помещении, примыкающем к Сикстинской капелле, в которое раньше для целей кардинальских ночевок в период конклава специально привозили кровати из одной римской семинарии . Радио Ватикана отмечало в апреле 2005 года:

«Кардиналы отныне не будут физически «закрыты» в одном помещении; вплоть до конклава, на коем был избран Иоанн-Павел II (в 1978- м году), когда ситуация буквально оставалась таковой — «cum clave», то есть под ключом.

Впервые кардиналы-выборщики будут занимать разные помещения (Domus Sancthe Marthae, Сикстинская капелла и места проведения литургических Богослужений). Им предстоит перемещаться из одного места в другое, но — без контактов с внешней средой.

(Domus Sancthe Marthae — Дом Св. Марты — построенная в Ватикане в 1996-м году, при Папе Иоанне Павле II, гостиница для кардиналов и гостей Св. Престола с отдельными номерами, где в период конклава в отдельных номерах, отключаемых от средств медиа и связи, теперь пребывают кардиналы конклава . Прим. сайт).

Перед началом первого заседания конклава кардиналы колонной — крестным ходом, после мессы «pro eligendo papa е» в Соборе Св. Петра, отправляются, распевая религиозные песнопения, в Сикстинскую Капелл у.

Перед тем, как запереть на ключ двери Сикстинской капеллы, ватиканский церемониймейстер, обращаясь ко всем, не входящим в число избирателей, восклицает «extra omnes! — «выйдите все!».

После избрания новоизбранный Папа приносит краткую клятву. Тот, кто будет избран новым Папой, обязуется верно исполнять munus Petrinum — Петрово служение Верховного пастыря Католической Церкви.

Таково краткое описание церемонии конклава, проводимого в Сикстинской капелле.

Сикстинская капелла: история создания и фрески

Путеводитель по Риму и Ватикану, изданный итальянским издательством «Bonechi», отмечает:

«Самая знаменитая капелла Ватикана была построена архитектором Джованнино де Дольни по проекту Баччио Понтелли между 1475 и 1481 гг., в эпоху правления папы Сикста IV делла Ровере .

Сикстинская капелла — это обширный прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравные части прекрасной мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Они же являются авторами Кафедры хоров .

Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело которые по праву считаются вершиной ренессансного искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 гг. при Папе Сиксте IV .

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино, Пинтуриккио, Лукой Синьорелли, Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Боттичелли. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим Папой Юлием II для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 гг.

Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл (предсказательниц, Прим. сайт), размешенных в боковых поясах между треугольниками распалубок.

Средний пояс свода украшают Девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека в обрамлении необычайно пластичных фигур обнаженных юношей Ignudi .

Четверть века спустя, между 1536-1541 гг., Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при Папе Павле III Фарнезе. Его новая огромная фреска «Страшный суд» занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна» .

Вот как описывает фреску «Страшный суд» современный автор книги о Ватикане «Тайны Ватикана» Сайрус Шахрад:

«Полагают, что мрачность этого творения отражают депрессивное состояние Микеланджело, на которого повлияли события того времени — особенно усиление протестантизма и разрушительное действие Реформации, Души, которые возносятся на небо, либо отправляются в ад, то изображены красочно и живо, то вызывают чувство омерзения. При этом мрачное лицо самого Микеланджело проглядывает из складок куска человеческой кожи в руках св. Варфоломея (На фреске Св. Варфоломей держит кусок собственной кожи в знак того, что язычники при его казни живьем ее с него содрали . Прим. сайт).

И все же не страдание, пронизывающее это творение, а его «откровенность» раздражала цензоров того времени. Они потребовали пагубного вмешательства, дабы прикрыть интимные части тела фиговыми листками и набедренными повязками, как повелел Папа Пий IV в 1565 г. (Художник, которому поручили выполнить эту неблагодарную задачу, Даниеле да Вольтера, до конца своих дней носил неблагозвучное прозвище Порточник — il Braghettone.)», — указывает Сайрус Шахрад.

Отметим, что сайт Ватиканских музеев, указывает, что Даниеле да Вольтера «одел» только часть фресок, остальные были «одеты» позднее другими художниками. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. часть фресок были вновь раздеты, когда убирали позднее наслоения и очищали фрески от копоти, используя новейшие технологии. Правда, некоторые исследователи считают, что не всю копоть надо было удалять, т.к., по некоторым оценкам, Микеланджело сам использовал сажу для более рельефного наведения светотени . Как бы то ни было, после реставрации фрески Микеланджело поразили публику и исследователей своей яркостью и насыщенностью цветов. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.

Мы вернемся к вопросу реставрации и «откровенности» фресок, а также рассмотрим их подробнее в следующем разделе.

Фрески Сикстинской капеллы

Самая популярная потолочная фреска «Сикстинской капеллы»: фреска «Сотворение Адама», изображающая Адама и Бога в качестве почти равноправных партнеров.

Изображение с открытки, предлагаемой для многочисленных туристов и паломников монашками в ватиканском сувенирном магазине в соборе Св. Петра.

На иллюстрации - страница из брошюры Ватиканского радио.

Здесь (слева) показан логотип радиоканала ватиканского радиовещания 105 LIVE, использующий мотивы фрески «Сотворение Адама» из Сикстинской капеллы.

Вот как, в частности, описывается в брошюре символика этого логотипа: «Микеланджело изображает на потолочной фреске момент касания Богом протянутых пальцев руки еще безжизненной, вялой фигуры Адама. Рука человека, и рука Бога... Есть контакт. Жизнь. Энергия. Коммуникации.

Человек встречает Бога. Через Церковь. Но слова являются символами тоже.

Такие слова, как информация, вдохновение и участие. Информация - это то, что мы ищем…Вдохновение - это то, что мы ожидаем найти, имея дело с католическим содержанием.

Участие - это, что удовлетворяет нашу потребность взаимодействовать с тем, что мы только что обнаружили. Если информация соответствует уму...

И вдохновение соответствует сердцу... Участие в наших руках…

Все так просто, как раз, два, три. Все в ваших руках».

Самая растиражированная в наше время во множестве красочных календарей, открыток и альбомов часть потолочных фресок Микеланджело — это фреска «Сотворение Адама» .

Она очень популярна в современной Римско-католической церкви, т.к. подчеркивает как бы партнерский характер Бога и человека, что созвучно настроениям католической церкви в XX-XXI веке .

Фреска «Сотворение Адама» является частью эмблемы и канала 105 LIVE ватиканского радиовещания. Этот FM- канал, запущенный для аудитории в Риме, является самой динамичной частью ватиканского радио, которое традиционно специализировалось на иновещании для заграницы. ).

Говоря об истории потолочных фесок Сикстинской капеллы в связи проведением конклава 2005 года, немецкий журнал «Шпигель» меланхолично отмечал:

«Микеланджело работая над этими потолочными фресками в 1508 −1512 гг., наполовину ослеп, т.к. краска постоянно капала ему в глаза . Художнику было 33 лет, когда он начал свой шедевр».

Рассмотрим фрески Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы подробнее.

Потолок Сикстинской капеллы

Центральную часть потолочного покрытия занимают девять картин по тематике Бытия:

Если смотреть от стены, противоположной алтарной, то это картины по темам:

Опьянение Ноя; Всемирный Потоп; Жертвоприношение Ноя; Грехопадение и изгнание Адама и Евы из рая; Сотворение Евы; Сотворение Адама; Отделение вод от земли; Сотворение Солнца и Луны; Отделение света от тени. (Эти картины вы можете посмотреть на нашей иллюстрации справа, для вашего удобства на иллюстрации они снабжены подписями).

Также на потолочной части представлены Сцены из Ветхого Завета (расположены на потолке по четырем углам помещения):

Наказание Амана; Моисей и Медный змий; Давид и Голиаф; Юдифь и Олоферн;

На нашей иллюстрации: Потолок Сикстинской капеллы, центральная часть, где на фресках Микеланджело изобразил сцены на темы Бытия.

На нашей иллюстрации:

Потолок Сикстинской капеллы, центральная часть, где на фресках Микеланджело изобразил сцены на темы Бытия. Изображения на илл. расположены, начиная от входа в капеллу:

1. Опьянение Ноя;

2. Великий Потоп;

3. Жертвоприношение Ноя;

4. Грехопадение и изгнание из рая;

5. Сотворение Евы;

6. Сотворение Адама;

7. Отделение вод от земли;

8. Сотворение Солнца и Луны;

9. Отделение света от тени;

По периметру потолка чередуются фигуры Фигуры Пророков и предсказательниц — сивилл:

Иона и кит; Иеремия; Иезекииль; Иоиль; Захария; Исайя; Даниил; Ливийская Сивилла; Персидская Сивилла; Эритрейская Сивилла; Дельфийская Сивилла; Куманская Сивилла; а также Предки Христа: Соломон с матерью; Родители Иессея; Ровоам с матерью; Аса с родителями; Осия с родителями; Езекия с родителями; Зоровавель с родителями; Иосия с родителями.

Фреска «Страшный суд»

А теперь о фреске «Страшный суд», расположенной на алтарной стене Сикстинской капеллы, и ее персонажах (также см. иллюстрацию ниже, с подписанными персонажами).

Верхняя часть фрески — это летящие ангелы (люнеты), с атрибутами Страстей Христовых (слева — крест, гвозди и терновый венец, а на правой стороне фрески — столб бичевания, лестницы и копье с губкой, пропитанной уксусом).

Ангелы изображены без крыльев. Современник Микеланджело Джорджо Вазари первым дал им своем труде простое наименование «игнудии» (ignudi, «обнаженный»). (Эти же ignudi «летают» и на потолке капеллы поддерживая гирлянды и медальоны, в которые вписаны ряд картин);

Центральная часть фрески «Страшный суд» — Христос и Дева Мария между святыми Церкви.

Фреска сосредоточена вокруг доминирующей фигуры Христа в момент, предшествующий оглашению приговора Страшного суда (Сцена взята из Матфея, Глава 25, стихи 31-46).

Христос делает успокоительный жест окружающим. Хотя некоторые исследователи считают, что Христос на фреске изображен с жестом, не успокаивающим святых и избранных, стоящих вокруг, а напротив, изображен с проклинающим жестом.

Богородица безучастно отвернула голову, она спокойно ждет приговора.

Святые и избранные, расположенные вокруг Христа и Богородицы, с тревогой ждут вердикта. Некоторые из них могут быть легко узнаваемы:

Святой Петр с двумя ключами (Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19);

Святой Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи;

Святой Варфоломей с куском его собственной кожи, которую, по легенде, содрали с него язычники при казни святого на территории современной Армении или Азербайджана. На куске изображен автопортрет Микеланджело;

Святая Екатерина Александрийская с зубчатым колесом (между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет);

Коленопреклоненный Святой Себастьян со стрелами в руке. По легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы -язычники (Согласно жизнеописаниям, до того как его схватили по приказу монарха и в наказание за приверженность христианству, Себастьян был начальником императорских гвардейцев в правлении двух императоров);

Фреска «Страшный суд» и ее персонажи.

Ангелы люнеты и игнудии (1.) Верхняя часть фрески - это летящие ангелы (люнеты), с атрибутами Страстей Христовых (слева - крест, гвозди и терновый венец, а на правой стороне фрески - столб бичевания, лестницы и копье с губкой, пропитанной уксусом)

Ангелы изображены без крыльев. Современник Микеланджело Джорджо Вазари первым дал им своем труде простое наименование «игнудии» (от ignudi, «обнаженный»);

Центральная часть фрески «Страшный суд» - Христос и Дева Мария (2.) между святыми Церкви (3.):

Святой Петр (4.) с двумя ключами; образ ключей - это символ Петра как руководителя-основателя христианской церкви на земле; этот символ взят из библейской фразы Иисуса Христа: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19);

Святой Лаврентий (5.) с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме;

Святой Варфоломей (6.) с куском его собственной кожи, которую, по легенде, содрали с него язычники при казни святого на территории современной Армении или Азербайджана. На куске (7.) изображен автопортрет Микеланджело;

Святая Екатерина Александрийская (8.) с зубчатым колесом (между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии);

Коленопреклоненный Святой Себастьян (9.) со стрелами в руке. По легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники. До того Себастьян был начальником императорских гвардейцев в правлении двух императоров);

Рядом с Себастьяном, на фреске «Страшный суд» изображен Св. Андрей (10.) с крестом;

Тут же, в красной накидке, изображен Св. Павел (11.);

С левой стороны фрески «Страшный суд» персонажи олицетворяют девственниц, сивилл (предсказательниц) и героинь Ветхого Завета (12.);

Среди других фигур выделяются две женщины (13.): одна с обнаженной грудью и другая, склонившаяся перед первой на коленях. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия;

В центре нижней части фресок изображены Ангелы Апокалипсиса (14.), которые пробуждают усопших звуками длинных труб;

На левой стороне внизу показано как тела воскресших поднимаются к небу (15.);

Справа внизу ангелы и дьяволы отправляют грешников (16.) в ад;

В нижней части фрески изображен в окружении созданий ада лодочник Харон (17.), замахивающийся на грешников веслом, и отправляя последних к адскому судье Миносу (18.). Судью можно узнать по змеям, обвивающим его тело. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд»;

На фреске мы видим и фигуры созданий (19.) из подземного мира, из ада;

Слева, рядом с Себастьяном, на фреске «Страшный суд» изображен Св. Андрей (с крестом); Тут же, в красной накидке, Св. Павел. Также изображены и некоторые другие Апостолы;

С левой стороны фрески «Страшный суд» персонажи олицетворяют девственниц, сивилл (предсказательниц) и героинь Ветхого Завета. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнаженной грудью и другая, склонившаяся перед первой на коленях. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.

В центре нижней части фресок изображены Ангелы Апокалипсиса, которые пробуждают усопших звуками длинных труб.

На левой стороне внизу показано как тела воскресших поднимаются к небу.

Справа внизу ангелы и дьяволы отправляют грешников в ад;

Наконец, в нижней части фрески изображен в окружении созданий ада лодочник Харон, замахивающийся на грешников веслом, и отправляя последних к адскому судье Миносу (судью можно узнать по змеям, обвивающим его тело).

Перемежение христианских и античных образов (вроде лодочника Харона) на фреске, как считается, вызвано влиянием историй из «Божественной комедии» Данте.

Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы . Об этом факте упоминает и официальный сайт Ватиканских музеев, управляемых губернаторством Ватикана, отмечая что споры относительно наготы персонажей фресок продолжались в течении многих лет, до 1564 года, когда на заседании Конгрегации принято решение удалить некоторые художественные решения Микеланджело, которые считались «непристойными». Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.

Однако, как отмечает ватиканский сайт, Даниеле да Вольтера (получивший, как уже говорилось выше, в истории за изменение фресок презрительное прозвище «порточник») только начал эту работу, а многие другие драпировки были добавлены в последующие века. Напомним, что ряд драпировок был удален в ходе реставрации 1981-1994 гг.

Выступая на открытии фресок Микеланджело после реставрации в 1994 году, Папа Иоанн Павел II сказал, что одновременно с уничижением человеческого тела перед Богом, человеческое тело также является отражением божественного замысла. Таким образом, Папа Иоанн Павел II одобрил спорные моменты творчества Микеланджело .

На : история создания фресок Микеланджело .

5 веков разделяют создание Сикстинской капеллы и последнюю ее реставрацию, открывшую миру неизвестные особенности колористической техники Микеланджело. Однако потери, которые сопутствовали неожиданным цветовым находкам, столь ощутимы и выразительны, словно нарочно призваны напомнить нам о преходящем характере всего земного, о необходимости бережного отношения к искусству, которое стремится увести человека за рамки обыденности, открывая двери в иные плоскости существования.

Появлением этого архитектурного памятника христианского искусства мы обязаны Франческо делла Ровере, он же римский папа Сикст IV, фигура неоднозначная в результатах своих церковных дел, но целеустремленно покровительствовавшая искусствам и наукам. Руководствуясь религиозными мотивами при создании домовой церкви, вряд ли он мог предугадать, что для всего мира Сикстинская капелла станет символом целой эпохи - эпохи Возрождения, двух ее ипостасей из трех, Раннего Возрождения и Высокого.

Основным назначением капеллы было служить помещением для избрания пап на собрании кардиналов. Она была освящена и посвящена Успению Богородицы в августе 1483 г. по Юлианскому календарю. Сегодня Сикстинская капелла - непревзойденный музей Ватикана, в котором хранятся драгоценные фрески на темы библейских сюжетов.

Взгляд изнутри на Сикстинскую капеллу

Работа над росписью северной и южной стен положила начало созданию интерьера капеллы. За нее взялись:

  • Сандро Боттичелли;
  • Пьетро Перуджино;
  • Лука Синьорелли;
  • Козимо Росселли;
  • Доменико Гирландайо;


Они были художниками флорентийской школы живописи. Всего за удивительно короткий срок - около 11 месяцев - было создано два цикла из 16 фресок, 4 из которых не сохранились. Северная стена представляет собой описание жизни Христа, южная - историю Моисея. Из библейских сюжетов об Иисусе сегодня недостает фрески Рождение Христа, а из истории на южной стене до нас не дошла фреска Нахождение Моисея, обе работы Перуджино. Ими пришлось пожертвовать под изображение Страшного Суда, над которым позднее работал Микеланджело.

Потолок по первоначальному замыслу выглядел совершенно иначе, чем мы можем видеть теперь. Его украсили звезды, мерцавшие в глубине неба, созданные рукой Пьера Маттео д’Амелия. Однако в 1508 году папа Юлий II делла Ровере поручил Микеланджело Буонаротти переписать потолок. Работа была завершена к 1512 году. Страшный Суд над алтарной частью Сикстинской капеллы художник писал по приказу папы Павла III между 1535 и 1541 годами.

Скульптор, пишущий фрески

Одна из необычайных подробностей создания Сикстинской капеллы - это обстоятельства творчества Микеланджело. Ему, всегда настаивавшему на том, что он скульптор, было суждено написать фрески, которыми люди восхищаются уже более 5 веков. Но при этом, ему пришлось учиться искусству росписи стен уже на практике, переписывая усеянный звездами потолок д’Амелия и даже не имея возможности не подчиниться указаниям пап. Фигуры на его участке работы отличаются скульптурностью стиля, разительно не похожи на то, что было создано до него, в них настолько выражен объем и монументальность, что с первого взгляда многие фрески читаются как барельефы.

То, что не похоже на существовавшее ранее, часто вызывает неприятие, поскольку ум воспринимает новизну как разрушение канона. Фрески Микеланджело Буонаротти неоднократно вызывали спорную оценку современников и потомков - ими и восхищались при жизни художника, и жестко осуждали за наготу библейский святых.

В порыве критики они чуть было не погибли для следующих поколений, но были умело спасены одним из учеников художника, Даниеле да Вольтерра. При Павле IV фигуры на фреске «Страшный суд» были искусно задрапированы, тем самым избежав расправы над произведением мастера. Наложенная драпировка была сделана таким образом, чтобы фрески никоим образом не пострадали, когда их решили бы привести в первоначальный вид. Записи продолжили делать и после XVI века, однако при реставрациях были оставлены только самые первые из них как исторические свидетельства требований эпохи.

Фреска передает впечатление события мирового масштаба, которое разворачивается вокруг центральной фигуры Христа. Его поднятая правая рука принуждает фигуры, пытающиеся подняться наверх, спуститься к Харону и Миносу, стражам ада; в то время как его левая рука увлекает людей справа от него как избранных и праведных на небеса. Судью окружают святые, словно планеты притянутые солнцем.

Известно, что в этой фреске был запечатлен не один современник Микеланджело. Кроме того, его собственный автопортрет появляется на фреске дважды - в снятой коже, которую держит Святой Варфоломей в своей левой руке, и в облике мужской фигуры в нижнем левом углу картины, обнадеживающе глядящей на восстающих из могил.

Роспись свода Сикстинской капеллы

Когда Микеланджело расписывал капеллу, то не выбирал единственную позицию, с которой должна рассматриваться каждая фреска с библейскими сюжетами. Пропорции каждой фигуры и размеры групп определяются их собственной абсолютной значимостью, а не относительной иерархией. По этой причине каждая фигура сохраняет свою индивидуальность, за каждой фигурой или группой фигур прописан собственный фон.


Роспись плафона технически была наиболее сложной задачей, так как работа проводилась на лесах в течение 4 лет, что на самом деле является коротким сроком для труда такого масштаба. Центральную часть свода занимают 9 фресок из трех групп, каждая из которых объединена единой ветхозаветной темой:

  • Сотворение мира («Отделение света от тьмы», «Создание солнца и планет», «Отделение тверди от вод»);
  • История первых людей («Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая»);
  • История Ноя («Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя»).

Фрески центральной части потолка окружены фигурами пророков, сивилл, предков Христа и не только.


Нижний ярус

Даже если вы никогда не посещали Ватикан, на многочисленных фото Сикстинской капеллы, доступных в сети, можно легко заметить, что самый нижний ярус задрапирован портьерами и не привлекает внимание. Лишь в праздничные дни эти драпировки убирают, и тогда взгляду посетителей открываются картинные копии гобеленов.

Гобелены, тоже работы XVI века, были сотканы в Брюсселе. Сейчас сохранившиеся семь из них можно увидеть в музеях Ватикана. А вот рисунки, или картоны, по которым они были созданы, находятся в Лондоне, в музее Виктории и Альберта. Их автор с честью выдержал испытание работой рядом с непревзойденными мастерами. Они были написаны Рафаэлем по заказу папы Юлия II, и жизнь апостолов является центральной темой сохранившихся шедевров, не уступающих по своей эстетической значимости ни фресковой живописи Микеланджело, ни росписи своего учителя Перуджино.

Музей сегодня

Сикстинская капелла находится в музейном комплексе Ватикана, который представляет собой 13 музеев, расположенных в двух Ватиканских дворцах. Четыре экскурсионных маршрута по духовной сокровищнице Италии заканчиваются посещением Сикстинской капеллы, которая скрыта между Базиликой Святого Петра и стенами Апостольского дворца. Не так сложно узнать, как добраться к этому мировому музею, но если реальное путешествие для вас пока недоступно, то на официальном сайте Ватикана можно совершить виртуальную экскурсию. Так или иначе, все дороги, как говорится, ведут в Рим.

Похожая на крепость, капелла внешне не каждому покажется особенно привлекательной, однако концептуальность здания скрыта от взгляда современных туристов и требует погружения в контекст Библии. Сикстинская капелла имеет строгую прямоугольную форму и ее размеры отнюдь не случайны - 40,93 на 13,41 м в длину и ширину, что является точным воспроизведением указанных в Ветхом Завете размеров Храма Соломона. Под крышей скрывается сводчатый потолок, дневной свет проходит через шесть высоких окон северной и южной стен церкви. Здание спроектировал Баччо Понтелли, а постройкой руководил инженер Джованнино де’Дольчи.

Сикстинская капелла была несколько раз отреставрирована. Последняя реставрация, завершившаяся в 1994 году, раскрыла колористический талант Микеланджело. Фрески засияли новыми красками. Они предстали в том цвете, в котором были написаны. Лишь голубой фон фрески Страшного суда посветлел, поскольку лазурит, из которого была сделана синяя краска, не обладает большой стойкостью.

Однако часть прорисовки фигур сажей была счищена вместе с сажей свечной копоти, и это сказалось, к сожалению, не только на очертаниях фигур, создав впечатление незавершенности, но некоторые фигуры потеряли также и выразительность взгляда. Отчасти это произошло по той причине, что Микеланджело работал в нескольких техниках при создании фресок, которые требовали разного подхода при очищении.

Кроме того, реставраторам приходилось работать над ошибками предыдущих реставраций. Быть может, неожиданность полученного результата должна напомнить нам еще раз о том, что смотреть на произведения настоящих творцов надлежит с открытой душой - и тогда взору пытливых открываются новые тайны.

Октябрь 31, 2018

Апостольском дворце, являющимся официальной резиденцией Папы, находится одна из величайших художественных и культурных ценностей Ватикана – часовня Успения Пресвятой Девы Марии. Более известная как Сикстинская капелла, часовня прославилась, прежде всего, фресками, украшающими ее интерьер и потолок.

Возможно Вас заинтересует:


Сикстинская капелла названа так в честь папы Сикста IV делла Ровере (1471-1484). Он решил построить новое здание на месте, где раньше находилась часовня папы Николая V постройки 1368 года, и известная как капелла Магна. В то время старая часовня использовалась для общественных собраний членов папского двора и уже с трудом вмещала в своих стенах более 200 человек – кардиналов, представителей религиозных орденов и важных семей, большого числа мирян и служащих.

Папа Сикст IV


Кроме того, из-за напряженных отношений между Папой и семейством Медичи – в те времена правителями Флоренции – новое здание задумывалось еще как небольшая крепость в качестве оборонительной структуры.

Здание Сикстинской капеллы


Проект, разработанный архитектором Baccio Pontelli, предусматривал использование фундамента предыдущего здания и трети высоты существующих средневековых стен. По мнению некоторых исследователей, размеры зала Сикстинской капеллы (40,23 метра в длину, 13,4 метра в ширину и 20,7 м в высоту) были скопированы с большого храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 г.н.э.

Храм Соломона в Иерусалиме. Реконструкция


Строительство капеллы, начатое в 1475 году, провозглашенного Сикстом IV Юбилейным, было практически завершено к весне 1481 года. Потолок часовни оформил итальянский художник Пирматтео Лауро ди Амелио (1445 – 1503), украсив его золотыми звездами на синем фоне.

Потолок часовни художника Пирматтео Лауро ди Амелио. Гравюра XIX в.


Для росписи стен помещения Папа вызывал из Флоренции самых знаменитых художников – Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Синьорелли, а также мастеров из Умбрии – Пьетро Перуджино и Пинтуриккио. Живописцы украсили боковые стены Сикстинской капеллы фресками, сюжеты которых были взяты из библейской истории и освещали некоторые эпизоды из жизни Моисея и Иисуса Христа.





Изготовленные скульпторами Mino da Fiesoli, Andrea Brego и Giovanni Dalmata изысканные мраморные балюстрады, увенчанные канделябрами, первоначально разделяли всю площадь часовни на две равные части. Пространство в пределах святилища возле алтаря было предназначено для членов папского двора, а остальная часть помещения отводилась для паломников и верующих мирян. В конце XVI века балюстрада была несколько отодвинута назад, чтобы расширить площадку для священнослужителей.

Балюстрада Сикстинской капеллы


15 августа 1483 года, в праздник Успения Святой Богородицы, Сикстинская капелла была освящена Папой. В ней, как и в прежней часовне, проводились литургии и самые торжественные церемонии. И по сей день здесь, в особых случаях, собирается высшее духовенство.

Заседание Высшего Совета Кардиналов


Весной 1504 года, в результате проседания южной стены часовни, на ее своде образовалась большая открытая трещина, повредившая роспись потолка Сикстинской капеллы. Племянник Сикста IV папа Юлий II, возглавивший папский престол (1503 – 1513), обратился к (1475 – 1564), чтобы тот смог как-то исправить разрушенную роспись свода. Письмо, направленное мастеру, было своего рода актом примирения в возникших разногласиях с Микеланджело, в результате которых скульптор покинул Рим.

Приняв предложение Папы, он приступил к выполнению нового заказа в 1508 году. После четырех лет работы, 31 октября 1512 года новая роспись свода Сикстинской капеллы была обнародована для прихожан. На 512 квадратных метрах потолка художник воспроизвел сцены из Книги Бытия, затрагивающие темы истории человечества в период, предшествующий приходу Иисуса Христа.



Фрагмент свода Сикстинской капеллы, украшенный фресками Микеланджело


В 1532г., более двадцати лет спустя, от папы Климента VII поступила просьба сделать новую роспись над алтарем часовни, стена за которым покрылась трещинами из-за продолжающейся усадки здания. Микеланджело работал над своей одной из самых знаменитых фресок с 1536 по 1541гг, закончив ее в возрасте 66 лет. Считается, что он выполнил все работы самостоятельно, без помощи других художников и помощников. Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Представленная мастером тема росписи раскрывает неизбежную судьбу каждого человека в этом мире, над которым Бог является абсолютным судьей и арбитром.

Фреска Микеланджело «Страшный суд» над алтарем Сикстинской капеллы (1508-1512)


Это интересно!

Фреска стала предметом острого конфликта между Микеланджело и кардиналом Карафом, обвинившим художника в безнравственности из-за обнаженной натуры многих изображенных на ней фигур. Церемониймейстер Папы Бьяджо да Чезена говорил, что «в таком священном месте, как папская капелла не должно быть подобного позора, а эта работа более всего подходит для общественной бани или таверны».


Фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд»


В 1564г, вскоре после смерти Микеланджело, Совет Трента осудил наготу в религиозном искусстве. Было принято решение удалить фрески, воспринимавшиеся как аморальные. Однако этому помешала смерть папы Пия IV в конце 1565г, так как Сикстинскую капеллу необходимо было максимально быстро подготовить для избрания нового понтифика. Гениталии решили закрасить, поручив эту работу художнику Даниэле да Вольтерра, за что он получил уничижительное прозвище «il Braghettone», то есть «художник штанов».

Фрагмент фрески «Страшный суд»


С течением времени копоть свечей и накопившаяся за многие столетия грязь настолько ухудшили состояние фресок, что с 1980 года Сикстинская капелла была полностью закрыта на реставрацию, которая продолжалась до 1994 года. Удаленный слой грязи высветил неожиданно яркие цвета, возродив краски, нанесенные художниками в эпоху Ренессанса.

Фреска «Пророк Даниил» до и после реставрации


Официальное открытие всей восстановленной часовни состоялось 11 декабря 1999 г, став всемирно известным событием в канун Юбилейного года, провозглашенного папой Иоанном Павлом II.

Сикстинская капелла – жемчужина Ватикана


Этот огромный комплекс, расположенный на территории 5,5 га, состоит из двух дворцов – Ватиканского дворца (рядом с собором Святого Петра) и дворца Бельведер, к которому примыкают две галереи. Каждая галерея содержит огромное количество бесценных экспонатов, но для того, чтобы увидеть самые известные из них, вам будет достаточно посетить Пинакотеку (Pinacoteca), музей Пия-Климента (Museo Pio-Clementino), Галерею географических карт (Galleria delle Carte Georgafiche), Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) и Сикстинскую капеллу (Capella Sistina). На всей территории музеев имеются указатели. Для удобства вы можете воспользоваться аудиогидом за €7 (есть на русском языке). Здания музеев Ватикана оборудованы всеми необходимыми средствами для людей с ограниченными возможностями. Посетители с маленькими детьми могут проходить на территорию комплекса с детскими колясками.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОЧЕРЕДИ В МУЗЕИ ВАТИКАНА

  • Закажите билеты в музеи Ватикана на сайте билетных касс www.biglietteriamusei.vatican.va . После оплаты стоимости билета вы получите подтверждение по электронной почте, которую нужно будет распечатать (!) и предъявить при входе в музей вместе с вашим паспортом или любым другим удостоверением личности. Стоимость онлайн бронирования билетов в Ватикан €4.
  • Лучшее время для посещения – первая половина среды, когда на площади Святого Петра проходит аудиенция папы. Избегайте понедельников, когда большая часть музеев закрыта.
  • Закажите экскурсию в музеи Ватикана с лицензированным гидом.

ЛУЧШАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЯМ ВАТИКАНА

Очередь в музеи Ватикана круглый год, разница лишь во времени ожидания. В высокий сезон однозначно рекомендуем бронировать билет онлайн на официальном сайте Ватикана. Стоимость бронирования в размере €4 с лихвой покроет пару часов ожидания в очереди. Отвечая на вопрос о том, что посмотреть в Ватикане в первую очередь, если у вас в распоряжении, скажем, всего 3 часа, рекомендуем наиболее популярный и проверенный маршрут, который позволит увидеть главные достопримечательности Ватикана и завершится в великолепной Сикстинской капелле. Если в вашем распоряжении достаточно сил и чуть больше времени, то не спешите сразу отправляться в музеи – поднимитесь сначала на смотровую площадку собора Святого Петра, а затем прогуляйтесь по садам Ватикана.

Как только вы пройдете через вход в музейный комплекс, сразу направляйтесь к эскалатору, который находится за современной спиральной лестницей. На самом верху вы увидите указатели на Сикстинскую капеллу и Станцы Рафаэля. Пройдите через двор Еловой шишки (Cortile della Pigna), где находится одноименный фонтан. Пройдя через двор, вы попадете в длинный коридор музея Кьярамонти (Museo Chiaramonti). Не задерживайтесь здесь, поверните налево и поднимитесь по лестнице в музей Пия-Климента (Museo Pia-Clementino). Пройдите в обход потока туристов через внутренний восьмиугольный дворик (Cortile Ottagono) в Зал греческого креста (Sala Croce Greca). Отсюда по лестнице вы попадаете в Галерею канделябров (Galleria dei Candelabri) – первую из трех галерей, представляющих собой длинный коридор. По мере вашего приближения к Галерее гобеленов (Galleria degli Arazzi) и Галерее географических карт (Galleria delle Carte Geografiche), количество туристов будет неуклонно расти. В конце коридора пройдите через зал Собески (Sala Sobieski) в зал Константина (Sala di Costantino) – первую из четырех Станц (комнат) Рафаэля. Из последней Комнаты Рафаэля, через секцию современного искусства, вы попадаете в Сикстинскую капеллу. Для того, чтобы посмотреть на выдающийся шедевр Микеланджело с лучшего ракурса, отойдите к дальней стене. Еще один совет – чтобы не вывихнуть себе шею, рассматривая потолочные фрески, возьмите с собой маленькое зеркало.

ПИНАКОТЕКА (PINACOTECA)

В папской картинной галерее, которую многие туристы незаслуженно обходят своим вниманием, находится последняя работа Рафаэля «Преображение» (La Trasfugurazione, 1517-1520), а также полотна Джотто, Беллини, Караваджо, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Гвидо Рени, Ван Дейка, Пьетро да Кортона и незаконченная картина Леонардо да Винчи «Святой Иероним» (San Gerolamo, 1480).

ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ (MUSEO GREGORIANO EGIZIO)

В этом музее, основанном в 1839 году папой Григорием XVI, размещается египетская коллекция. Несмотря на то, что она небольшая, в ней есть очень интересные экспонаты: фрагмент трона Рамзеса II (Trono di Ramses II), саркофаги, датированные приблизительно 1000 годом до н.э., и несколько жутковатых на вид мумий.

МУЗЕЙ КЬЯРАМОНТИ (MUSEO CHIARAMONTI & BRACCIO NUOVO)

Помещение музея Кьярамонти представляет собой длинную арочную галерею, которая проходит по нижнему восточному ярусу дворца Бельведер. По обеим сторонам тянется бесконечный ряд скульптур, статуй и бюстов богов, херувимов и римских патрициев. В самом конце галереи вправо уходит Новое крыло (Braccio Nuovo), где находится известная статуя Августа и аллегорическое изображение Нила с 16 «детьми» – его речными притоками.

МУЗЕЙ ПИЯ-КЛИМЕНТА (MUSEO PIO-CLEMENTINO)

В великолепном музее Пия-Климента, расположенном во дворце Бельведер, хранится самое большое в мире собрание скульптур. Главным богатством музея является изображение Аполлона Бельведерского и скульптурная группа Лаокоона и его сыновей, которые установлены в нишах восьмиугольного внутреннего дворика (Cortile Ottagono). Но прежде, чем зайти во внутренний двор, загляните в Кабинет Апоксиомена – он находится рядом с комнатой, где когда-то спал Леонардо да Винчи. Скульптура Апоксиомена, атлета, который скребком счищает с себя песок после состязаний, это единственная копия с древней статуи работы Лисиппа, великого мастера IV в. до н.э. В ее создании, как считается, впервые была применена техника контрапоста.

Войдя во внутренний дворик, вы увидите слева скульптуру Аполлона Бельведерского, римскую мраморную копию II века с бронзового греческого оригинала IV века до н.э. Эта статуя древнегреческого бога солнечного света и покровителя искусств считается выдающимся шедевром классической скульптуры. Неподалеку находится скульптурная группа Лаокоона, изображающая смертельную борьбу траянского жреца и его сыновей со змеями. Найденная в 1506 году под землей на Эсквилине, она считается (что подтверждено и авторитетным мнением Микеланджело и Джулиано да Сангалло) именно той скульптурой, о которой писал в начале нашей эры Плиний Старший.

В Зале муз (Sala delle Muse) находится великолепный Бельведерский торс (Torso Belvedere) – греческая скульптура I века до н.э., которая стала образцом для Микеланджело в изображении нагих тел в Сикстинской капелле. Следующее помещение – Круглый зал (Sala Rotonda). Здесь, в стенных нишах, установлены гигантские статуи римских и греческих богов, среди которых выделяется позолоченная бронзовая статуя Геркулеса (Ercole). В центре зала расположена огромная красная порфировая чаша, найденная в Золотом доме императора Нерона. Пол украшает великолепная мозаика, изображающая морских чудовищ и битву греков с кентаврами.

ГРИГОРИАНСКИЙ ЭТРУССКИЙ МУЗЕЙ (MUSEO GREGORIANO ETRUSCO)

Григорианский Этрусский музей расположен на верхнем уровне Бельведерского дворца, куда ведет лестница Симонетти XVIII столетия. Основу экспозиции составляют артефакты, обнаруженные при археологических раскопках этрусских захоронений в Южной Этрурии (сегодня – территория северного Лацио), а также коллекция древнегреческой керамики и предметов быта римлян и этрусков. Особый интерес представляет «Марс из Тоди» (Marte di Todi), бронзовая статуя воина IV в. до н.э., которая находится в Зале бронзы (Sala dei Bronzi).

ГАЛЕРЕЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ (GALLERIA DELLE CARTE GEOGRAFICHE)

Последняя из трех галерей (две другие: Галерея канделябров (Galleria dei Candelabri) и Галерея гобеленов (Galleria degli Arazzi)) представляет собой 120-метровый коридор, стены которого украшают топографические карты Италии XVI века.

СТАНЦЫ РАФАЭЛЯ (STANZE DI RAFFAELLO)

Четыре Комнаты Рафаэля служили резиденцией папы Юлия II. Сам Рафаэль собственноручно расписал только две из них: Станцу делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, 1508-1511) и Станцу Гелиодора (Stanza d’Eliodoro, 1512-1514). Фрески в двух других залах – Станце Пожара в Борго (Stanza dell’Incendio, 1514-1517) и Станце Константина (Stanza di Constantino, 1517-1524) – выполнены по эскизам мастера его учениками.

Первое помещение, в которое вы попадете – Станца Константина, расписанная фресками с изображением сцены битвы императора Константина с Максенцием у моста Мильвио. Далее следует Станца Гелиодора, которая использовалась папой для частных аудиенций. Тематика ее фресок – божественное покровительство, оказываемое Всевышним церкви. Самая известная из фресок изображает изгнание Гелиодора из Иерусалимского храма и, возможно, намекает на выдворение французов из Папской области во времена папы Юлия II. Слева от нее находится фреска «Месса в Больсене»: священник, совершающий богослужение в городе Больсена, замечает упавшие на освященную облатку капли крови. Следующая фреска – «Встреча Льва Великого с Аттилой» (Incontro di Leone Magno con Attila) – написана Рафаэлем и его учениками. На четвертой стене находится фреска «Освобождение Cвятого Петра» (Liberazione di San Pietro), рассказывающая об освобождении из темницы апостола Петра. Мастерское использование светотени на этой фреске стало ответом Рафаэля на критические высказывания в его адрес: многие утверждали, что он получил заказ лишь благодаря связям в Ватикане, а не из-за своего таланта.

В четвертой комнате, Станце делла Сеньятура, можно увидеть ранние работы Рафаэля, а также его величайшее творение – фреску «Афинская школа» (La Scuola d’Atene), на которой изображены Платон и Аристотель в окружении известных философов. В одинокой фигуре на лестнице можно признать лицо Микеланджело, Леонардо да Винчи представлен в образе философа Платона, а Браманте – в образе Эквилида. Рафаэль изобразил и самого себя на этой фреске (вторая фигура в правом нижнем углу).

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА (CAPPELLA SISTINA)

Сикстинская капелла – единственное место, которое не может пропустить ни один из 12000 туристов, ежедневно приходящих в музеи Ватикана. Именно здесь находятся два самых известных произведения искусства в мире – потолочный цикл фресок Микеланджело, а также его творение «Страшный суд» (Giudizio Universale) на алтарной стене капеллы. И именно в этом месте, каждый раз после смерти папы, собирается тайный конклав для избрания нового понтифика.

Капеллу построили в 1484 году по заказу папы Сикста IV, именем которого она и была названа. В 1508 году Папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолочные своды капеллы. Легенда утверждает, что заказ на роспись Сикстинской капеллы стал результатом происков недоброжелателей мастера. Молодой скульптор в то время увлеченно трудился над созданием величественной гробницы папы Юлия II. Однажды художнику пришлось отлучиться из Рима. В этот момент его завистники, возглавляемые Браманте (тогда главным архитектором собора Святого Петра, проект которого впоследствии был передан Микеланджело), смогли убедить папу, что такое тщательное внимание к украшению и обустройству его собственной гробницы является дурным предзнаменованием, и предложили озадачить скульптора росписью плафона капеллы Сикста IV. Расчет недругов гения Возрождения был прост: отвлечь его от ваяния скульптур, в котором превосходство Микеланджело не подлежало сомнению, и довести до отчаяния вынужденной работой — к живописи Микеланджело тогда не проявлял особого интереса и еще не имел необходимого опыта.

Когда Микеланджело вернулся в Рим, его ждало новое распоряжение понтифика – бросить работу над скульптурной композицией гробницы и переключиться на роспись потолка капеллы. Как и ожидалось, художник встретил известие без тени энтузиазма. Он всячески стремился переадресовать его, однако папа, человек властный и упрямый, видя сопротивление мастера, лишь утвердился в своем желании поручить роспись капеллы Микеланджело. Нехотя художник приступил к работе – вызвал из родной Флоренции помощников и начал подготовку к созданию фрески. Надо сказать, в замысле первого проекта росписи полностью отразились противоречивые чувства мастера по отношению к этому заказу. Он был более чем скромен, планируя изобразить лишь фигуры 12 апостолов. Но неожиданно для всех (и в первую очередь для самого себя) работа полностью захватила его. Он практически не выходил из капеллы и за 4 года создал одно из величайших произведений искусства общей площадью 800 кв.м. Как за такой короткий период ему удалось это сделать, до сих пор остается загадкой для исследователей.

На потолочных фресках работы Микеланджело, которыми лучше всего любоваться, стоя у главного входа в капеллу (в противоположной стороне от входа для посетителей), изображены 9 сцен из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Солнца, Луны и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп» и «Опьянение Ноя».

Одним из наиболее цитируемых изображений в истории мировой живописи считается фреска «Сотворение Адама» – Бог протягивает свою руку навстречу руке Адама и практически касается ее, таким образом пробуждая его к жизни. Фреска «Грехопадение и изгнание из рая» разделена на две части: слева Адам и Ева протягивают руки к древу добра и зла и принимают плод из руки Змея, а справа – ангел с мечем изгоняет их из Эдемского сада. Посредине фрески изображено само дерево, вокруг которого обвивается Змей. Центральные сцены свода чередуются с изображением фигур мускулистых нагих мужчин.

Западную стену, расположенную позади алтаря Сикстинской капеллы, занимает масштабная (200 кв.м) фреска «Страшный суд» (Giudizio Universale), на которой, в общей сложности, нарисован 391 персонаж. Главной темой композиции является второе пришествие Христа и Апокалипсис. В верхней части изображен сонм летящих ангелов, в центре доминируют фигуры Христа и Девы Марии в окружении блаженных, а нижняя часть посвящена воскрешению мертвых, вознесению на небо спасенных и низвержению в ад грешников. Тема была выбрана папой Павлом III в напоминание всем католикам о необходимости подчинятся церковным догматам. Микеланджело начал работу над фреской в 1537 году, а закончил ее в 1541 г. 24 года спустя, при папе Пие IV, нагота персонажей «Страшного суда» вызвала массу споров и разногласий. В конце концов, было решено их целомудренно «одеть». Драпировками фигур занимался Даниэле да Вольтерра, один из учеников Микеланджело. Он ограничился тем, что слегка прикрыл обнаженные тела фиговыми листами и набедренными повязками.

Настенные фрески XV столетия, на которых изображены сцены из жизни Моисея (южная стена) и Христа (северная стена) являются работой целой группы выдающихся художников эпохи Возрождения: Боттичелли, Доменико Гирландайо, Перуджино, Пинтуриккио и Луки Синьорелли. Особого внимания заслуживают «Искушение Христа» работы Боттичелли (вторая фреска справа) и «Вручение ключей апостолу Петру» кисти Перуджино (пятая фреска справа).