Художник щукин выставка в париже. Михаил Пиотровский: «Лекарство от русофобии — показать, что русские бизнесмены бывают разными. Авангардисты вышли из дома Щукина

Рекордный миллион посетителей ожидают организаторы выставки шедевров из коллекции Сергея Щукина в Париже. До 20 февраля там будут демонстрироваться полотна импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы художников-авангардистов предоставила Третьяковская галерея. Но главным - незримым - персонажем этой экспозиции стал гениальный русский коллекционер, который обладал не просто интуицией, а способностью к прозрению. Из Парижа - репортаж Гули Балтаевой.

Viva, Щукин! "Чудо, которое до сих пор не разгадано", - так французы оценивают собрание российского предпринимателя и коллекционера Сергея Щукина. На самом деле такого Матисса и Пикассо нет даже во Франции. Не понимая, не принимая этих художников, он первым почувствовал их значимость, несмотря на насмешки, продолжал покупать картины.

"Он так увлекся, смотря этот портрет, что в конце концов, после этого первого через три года были 50 работ Пикассо в собрании Щукина, то есть самое большое количество картин одного художника в собрании Сергея Ивановича Щукина", - говорит Андре-Марк Делок-Фурко, внук Сергея Щукина.

Внук Щукина - инициатор проекта. Решил дружить с музеями, а не воевать. Посте того, как много лет вслед за матерью через суды пытался добиться компенсации за дедовскую коллекцию, национализированную сразу после Октябрьской революции. Из нее и собрания Морозова возник Музей нового западного искусства, а потом, когда музей закрыли, картины разделили между Эрмитажем и Пушкинским. Щукинская коллекция в музее Фонда Луи Виттона воссоздана впервые с 1948 года - 130 работ из 257.

"Еще в 1908-м Щукин превратил свой дом в первый в мире общедоступный Музей современного искусства. Вот вам пример влияния: "Крестьянка" Малевича до Пикассо, увиденного им в доме предпринимателя, мы повесили их рядом, и после. Видите, как меняется почерк, стиль? Хотя вроде бы то же весло, те же краски", - рассказывает куратор выставки Анн Бальдассари.

"Собрание Щукина, которые было открыто для художников, сыграло огромную роль в формировании самых радикальных концепций русского авангарда", - говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Музей Фонда Луи Виттона, которым владеет Бернар Арно, сразу согласился на этот невероятно дорогой проект: коллекцию Щукина оценивают в восемь миллиардов долларов.

"Эти шедевры надо видеть. Выставка помогает понять, как современность становится классикой, а классика выглядит современной, как модное, становится чем-то вечным", - комментирует французский бизнесмен Бернар Арно.

Мы диктуем моду, констатирует директор Эрмитажа, инсценируя выставки, посвященные коллекционерам.

"Рассказ о выдающемся русском бизнесмене. Щукин торжествует над всей историей ХХ века", - отмечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Этой потрясающей истории отданы все тринадцать залов, все четыре этажа. Два года работы интернациональной команды из ста человек.

Еще один принцип Анн Балдассари - ошарашить. Поперчить, посолить экспозицию, чтобы посетитель вздрагивал: русский авангард, знаменитый "Квадрат" Малевича, Розанова, Клюн, снова Малевич и вдруг Сезанн. А если задрать голову повыше, то все это вписывается в пространство, ставшее уже достопримечательностью Парижа, - музей, построенный архитектором Фрэнком Гери.

От некоторых выставок у вас перехватывает дыхание. Вы чувствуете себя немного глупо, когда 130 раз повторяете «Как же это красиво» перед каждой картиной.

Сергей Щукин (1854-1936) был одним из величайших коллекционеров начала ХХ века. Но был ли он простым смертным? В голове не укладывается, что один человек мог купить и собрать в своем московском дворце столько знаменитых картин, произведений, на которые можно любоваться часами, которые сопровождают вас всю вашу жизнь. У него есть даже главный шедевр Одилона Редона и работы забытых художников вроде Эжена Каррьера.

Но, разумеется, толпы пойдут на выставку «Иконы современного искусства: Коллекция Щукина» ради множества работ Гогена, Матисса, Пикассо, Дерена, Руссо, Синьяка… причем самых лучших из тех, что только есть. Вроде «Горы Святой Виктории» Сезанна, «кристальной» картины, как говорит организатор экспозиции Анн Балдассари.

Чем безумнее это было, тем больше нравилось Щукину

Она выбрала минималистическую обстановку, чтобы «позволить говорить работам». Но не абы как: женские портреты, автопортреты художников, пейзажи, мягкое движение к фовизму и кубизму. «Век живописи в музее», от Курбе и Моне до авангардистов. Застенчивый Щукин не любил обнаженную натуру. И прятал работы Гогена. Картину Матисса «Обнаженная Черное с золотом» он, видимо, приобрел в порыве, потому что та была написана и куплена в 1908 году. Чем покрыта эта ошеломительная женщина? Пеплом, тенями, сверхъестественной пылью? Тело одновременно открыто и скрыто. Чем безумнее все было, тем больше нравилось Щукину. Наметанный глаз, как чуткий нос у парфюмера. Всего в щукинской коллекции насчитывается 275 произведений—.

Контекст

БУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВАН ГОГА С ГОГЕНОМ В АМСТЕРДАМЕ

El Pais 16.02.2002

Во Флориде найдена похищенная картина Матисса

Los Angeles Times 22.07.2012

Мои «да» и мое «нет» Пикассо

Corriere Della Sera 22.09.2012

Пикассо открыл год Франции в России

Русская служба BBC 26.02.2010
Фонд Louis Vuitton представил около половины из них. Впервые с тех пор, как Щукин бежал из советской России во Францию в 1918 году. Он скончался в 1936 году, так и не узнав, что ненавидевший «буржуазное» искусство Сталин (оно шло в разрез с советским реализмом) разделил коллекцию на две части. Одна отошла ленинградскому Эрмитажу, а вторая — московскому Пушкинскому музею. «Выставлять напоказ эти картины было запрещено, и они на время пропали из галерей и публикаций музеев», — пишет во вступлении к каталогу Анн Балдассари. После смерти Сталина они вернулись на свет. А сегодня Щукин, «коллекционер-герой», как прозвал его один критик в 1912 году, с триумфом возвращается в Париж. Непроизносимая для француза фамилия. Фамилия божества, великого человека.

Спасибо вам, Щукин

Коллекционер — это игрок, который может сорвать банк. Как и у художника, у него бывают свои периоды. Синий и розовый. Реалистический и модернистский. Сначала Сергей Щукин собрал коллекцию классического российского искусства, но затем полностью распродал ее и посвятил внимание нелюбимым современникам (к тому же тогда их работы стоили дешево): Матисс, Пикассо, Сезанн, Моне… Он любил пугаться. «Я купил этого безумца», — заявил он по поводу Гогена, за чьи картины тогда многого не просили. «Все 275 картин Щукин приобрел за 15 миллионов евро в современных деньгах, — улыбается Анн Балдассари. — Это меньше цены одной работы звезды современного искусства».

Но что было такого гениального в сыне текстильного магната? Стремление взять реванш. «Он был хилым ребенком с огромной головой, который постоянно страдал и так сильно заикался, что с трудом мог говорить», — пишет его внук Андре-Марк Делок-Фурко Щукин в каталоге выставки. На этих недостатках подросток выстроил свой особый стиль, став щеголем и вегетарианцем.

«Он рассматривал свою коллекцию, как будущий музей, рассказывает Анн Балдассари. — Он был очень хорошо образован, многое узнал от французских торговцев вроде Дюран-Рюэля и Воллара, которые страстно увлекались искусством. Его часто консультировал Матисс. Они стали друзьями. С антибуржуазно настроенным Пикассо их отношения были прохладнее». Тем не менее, когда Матисс привел Щукина в «Бато-Лавуар», испанец с радостью продал ему свои полотна. Особенно с учетом того, что коллекционер скупил всю его мастерскую. Этот представитель столь ненавистной большевикам просвещенной буржуазии, проскользнул через сети революции. В 1913 году он перевел все финансовые активы за границу. «Его знал Троцкий, он был под защитой, — продолжает Анн Балдассари. — Щукин отдал свою коллекцию Москве. Некоторым образом, он стал революционером, продемонстрировав коллекцию, которая стала источником вдохновения для молодых русских художников». В 1918 году предприниматель обосновался в Париже в возрасте 67 лет. Удивительно, но когда он оказался в городе своих друзей-художников, то разорвал все связи с миром искусства и перестал что-либо коллекционировать. Буйство цвета утонуло в серости. Он так больше и не увидел своих сокровищ вплоть до самой смерти в 1936 году.

30-летняя мечта

Нечасто бывает возможность увидеть выставочный каталог с предисловием от Владимира Путина и Франсуа Олланда. Выставка картин знаменитого российского коллекционера стала возможной благодаря договоренности на высшем уровне двух государств. Хотя некоторые из этих картин в прошлом уже выставлялись за границей, сейчас из России прибыли сразу 130 работ из этой выдающейся коллекции, что стало первым в своем роде случаем. Кстати говоря, Путин должен был присутствовать на открытии выставки, но его приезд во Францию был официально «отложен» из-за напряженной дипломатической обстановки.

Как бы то ни было, угрозы для выставки это не создало. «Все выездные бумаги для картин были подписаны министром культуры России. Выставка состоялась, несмотря на все трудности. И это справедливо, потому что Сергей Щукин коллекционировал только французских художников, покупал только в Париже», — отмечает Жан-Поль Клавери, давний советник президента фонда Louis Vuitton Бернара Арно. Свою карьеру он начал в канцелярии министра культуры Жака Ланга в 1981 году. Для него эта выставка — достижение всей жизни. Все началось с дружбы: «В канцелярии Жака Ланга мы познакомились с внуком Щукина. Потом мы стали друзьями. Он еще тогда говорил, что мечтает привезти во Францию коллекцию деда, одну из лучших, если не лучшую в мире современного искусства».

На осуществление мечты потребовались годы. Над этим работали послы, министерские советники и финансисты. Фонд давно оказывает поддержку нескольким российским музеям. Он также отреставрировал в Москве «Розовую мастерскую» Матисса (ее состояние не подходило для перевозки) перед отправкой в Париж. Наконец, фонд собирается предоставить помощь нескольким современным российским художникам. Во сколько же обошлась вся эта огромная затея? «Пусть мечта говорит сама за себя», — уходит от ответа Жан-Поль Клавери.

Выставка призвана отдать дань памяти выдающемуся меценату - а чему учит нас опыт Сергея Ивановича Щукина, который, как известно, покупал картины на свой вкус, игнорируя чужое мнение и руководствуясь скорее психологическим шоком, полученным от увиденного?

Сергей Иванович был очень жестким бизнесменом, настоящим капиталистом, наживавшимся на спекуляциях и на поставках для армии во время русско-японской войны в 1905 году, но заработанные им деньги в очень значительной степени пошли на покупку картин. Не будь он блестящим купцом, он бы не смог так свободно и уверенно собирать свою коллекцию.

У него, безусловно, было чутье бизнесмена на то, что будет хорошо стоить через десять-двадцать-тридцать лет, у искусствоведов это чутье не так развито. Щукин был человек психологически особый, сживался с этими работами, известно, что он далеко не все сразу понимал, как например картины Пикассо, но уж когда проникался, то готов был покупать еще и еще. Помимо всего прочего, он был рисковым и уверенным в себе - только таким мог быть тот, кто в 1908 году повесил у себя в доме «Танец» и «Музыку» Матисса. Ему ведь не надо было раздавать никаких пощечин общественному вкусу, он делал это для себя. Известно, что он руководил Матиссом: «Танец» менялся, потому что, как это ни смешно теперь говорить, не подходил под размеры его вестибюля, но можно сравнить все варианты, которых много, и станет ясно, что именно итоговый щукинский - самый лучший. Вот этот конгломерат особенных черт русского коллекционера и бизнесмена и хочется показать. На выставке будут представлены и вещи, которые он тоже покупал и которые сегодня не считаются работами первого ряда, но тут, может быть, еще рано делать выводы, стоит подождать - во вкусах иногда случаются удивительные перевороты.

Какую концепцию выставки придумала ее главный куратор Анна Балдассари?

Было бы неправильно говорить только об одной Анне Балдассари - кураторов несколько. Экс-директор Музея Пикассо в Париже госпожа Балдассари была приглашена в качестве куратора с французской стороны, она замечательный музейщик, с которой мы очень хорошо сотрудничали, когда в Эрмитаже проходила выставка работ Пикассо. Еще один сокуратор - Сюзанн Паже, арт-директор Fondation Louis Vuitton, которая прежде была директором Музея современного искусства Парижа. Все в процессе организации выставки строится на очень давних личных отношениях, мы дружим с этими людьми. Со стороны Эрмитажа в совместной работе кураторов участвовали Альберт Костеневич, который привнес в нее академизм, и Михаил Дединкин, придавший ей непринужденность и эрмитажный стиль. Свой вклад внесли и научные сотрудники Музея имени Пушкина. Они совместно и довольно долго обсуждали разные варианты: например, спорили о том, стоит ли пытаться восстановить по сохранившимся фотографиям одну из комнат особняка Щукина вместе с мебелью, в которой картины висели в шпалерной развеске, - от этой идеи отказались. Был и другой спорный вопрос: показывать ли второстепенные работы, не принизит ли это значение Щукина и не утонут ли в них шедевры? На мой взгляд, не совсем правильной является французская идея показывать по соседству выставку русского авангарда - мы не можем быть до конца уверены, что Кандинский, Малевич и Родченко были вдохновлены именно работами из коллекции Щукина. Привлекались к работе лучшие специалисты в этой сфере - так, статьи для каталога пишет замечательный московский искусствовед Наталия Семенова, которая много лет изучает деятельность Щукина.

Нетрудно предположить, что выставка станет блокбастером, но в ее рамках пройдет и научный симпозиум. Какие темы предполагается обсудить на нем?

Да, это действительно такой блокбастер, который подается через призму «Таинственная Россия», «История великих шедевров». Но я надеюсь, что это будет и выставка-исследование: так, мы хотим поговорить о Щукине как о бизнесмене-текстильщике, который по-новому понимал цвет. Это была эпоха, когда русскую икону начали чистить и все увидели, что она цветная, а не темная. А делать это стали именно старообрядцы, к которым принадлежала и семья Щукиных. Все эти вещи очень интересно обсудить.

До конца февраля в Париже будет представлено сто тридцать знаковых полотен мастеров импрессионизма, постимпрессионизма и модерна - полотна Моне, Сезанна, Гогена, Руссо, Дерена, Матисса и Пикассо; а также работы Дега, Ренуара, Тулуз-Лотрека и Ван Гога. Какие картины из собрания Щукина можно будет увидеть в это время в Эрмитаже?

Как минимум «Танец» и «Музыка» Матисса останутся, и для нас это очень важно: некоторые люди специально приезжают в Петербург, чтобы посмотреть эти две картины, и бывают крайне расстроены, когда «Танца» иногда не находят - очень редко, раз в пять лет, но мы отправляем его на временные выставки, а вот «Музыку» не трогаем: когда вывозили это полотно более двадцати лет назад, заметили изменения, после которых решили его не тревожить.

Ранее выезды полотен из коллекции Щукина на выставки за границу регулярно сопровождались судебными исками от его внука с требованием их ареста. Сегодня у Эрмитажа сложились конструктивные отношения с Андре-Марком Делок-Фурко, он даже выступает историческим консультантом проекта. Но что скрывается за строчкой пресс-релиза «Реализация проекта стала возможна благодаря содействию внука С. И. Щукина…»?

Потомки Щукина действительно постоянно с нами судились - это были бесконечные сражения. Надо сказать, что жесткий характер Сергея Ивановича, видимо, передался по наследству его дочери, а затем и внуку. (Смеется.) В свое время я предлагал им создать Фонд поддержки молодых художников имени Щукина и перечислять в него деньги, которые приносили бы выставки и печатная продукция. Потом мы вели речь о том, чтобы перевести всю коллекцию Щукина в Петербург, а Морозова - в Москву. Таких разговоров было достаточно много, но общий их смысл сводился к тому, чтобы сохранить память о Сергее Ивановиче. И надо сказать, что одной из претензий потомков на судах, помимо чисто коммерческих, было как раз то, что память о коллекционерах недостаточно поддерживается. У нас в Эрмитаже уже очень давно на всех этикетках к картинам указывается их происхождение из коллекций Щукина и Морозова - я сам за этим следил. В Музее имени Пушкина это стали делать недавно. Как раз из уважения к Щукину и его семье нам хотелось сделать такую выставку, и одним из инициаторов ее проведения является внук коллекционера. С Андре-Марком Делок-Фурко такая идея обсуждалась много раз, но после немного странных предложений Ирины Александровны Антоновой в 2013 году оказалось проще сделать это в Париже, чем в Москве и Петербурге. Господин Делок-Фурко пишет эссе в каталог выставки, активнейшим образом участвует в работе.

А известность Щукина на Западе сегодня велика?

После всех тех скандалов и судов, которые устроили его потомки, я думаю, Щукин входит в число пяти самых знаковых коллекционеров ХХ века в мире. Здесь играет свою роль вся история: то, что собирал он французскую живопись в России, когда у себя на родине ее не ценили, революция, национализация, раздел собраний между Эрмитажем и Пушкинским музеем.

Возврат картин, конечно же, гарантируется?

Гарантии абсолютно полные - президента Французской Республики и правительства. Даны и нотариально заверенные гарантии семьи потомков Щукина о том, что они не предъявят никаких претензий.

текст: Виталий Котов
фото: архивы пресс-служб

В Париже накануне открылась выставка "Шедевры нового искусства. Собрание Щукина". В экспозиции представлены 158 картин, в том числе - 22 полотна Анри Матисса, 29 работ Пабло Пикассо, 12 шедевров Поля Гогена, по восемь - Поля Сезанна и Клода Моне
РИА Новости / Ирина Калашникова

В Париже накануне открылась выставка "Шедевры нового искусства. Собрание Щукина". В экспозиции представлено 158 картин, в том числе 22 полотна Анри Матисса, 29 работ Пабло Пикассо, 12 шедевров Поля Гогена, по восемь - Поля Сезанна и Клода Моне, сообщает РИА "Новости" .

Основную часть экспонатов предоставили Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина - 62 и 64, еще 15 картин прибыли из Третьяковской галереи. Дополняют выставку полотна, привезенные из Ростова-на-Дону, Саратова и Кировской области, а также из Нидерландов, Греции, Франции, Монако и США. Чтобы разместить все экспонаты, музею фонда Louis Vuitton потребовались четыре этажа.

Среди полотен, которые можно увидеть на выставке, - "Завтрак на траве" Клода Моне (ГМИИ), "Гармония в красном (Красная комната)" Анри Матисса (Эрмитаж), "А, ты ревнуешь?" Поля Гогена (ГМИИ), "Бой тигра с быком" Анри Руссо (Эрмитаж).

Выставка продлится четыре месяца - до 20 февраля, причем гостям фонда также будут представлены концерты и хореографические представления. Кроме того, они смогут принять участие в международном симпозиуме.

Организаторы предполагают, что мероприятие вызовет повышенный интерес публики. На выставке ожидается рекордный миллион посетителей, сообщил ТАСС владелец LVMH Moet Hennessy - Louis Vuitton (LVMH) и Christian Dior Бернар Арно.

127 работ, представленных в Париже, ранее принадлежали известному российскому меценату Сергею Щукину, который начал собирать картины в 1882 году. После революции его собрание было национализировано, а в 1928 году его объединили с коллекцией Ивана Морозова для создания нового музея - ГМНЗИ (Государственный музей нового западного искусства).

В 1948 году после обвинений в формализме и собирании антинародного искусства музей был закрыт личным постановлением Иосифа Сталина. Наиболее ценные произведения ГМНЗИ, в том числе полотна Анри Матисса, Пьера Огюста Ренуара, Эдгара Дега и Пабло Пикассо, были распределены между Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Открывшуюся в Париже выставку высоко оценил представитель фонда Louis Vuitton Жан-Поль Клавери, который назвал коллекцию "национальным сокровищем России", "одной из самых красивых коллекций современного искусства в мире".

В свою очередь, внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко признался, что мечтал увидеть объединение коллекции своего деда. Выставка настолько уникальна, считает внук Щукина, что "спустя четыре месяца ее работы в Париже мир разделится на две части - на тех, кто смог ее посетить, и на всех остальных".

На церемонию открытия выставки в четверг приехал министр культуры России Владимир Мединский. "Мы особенно гордимся всей историей культурного обмена между Россией и Францией. Именно коллекция Щукина - Морозова показывает, какие уникальные культурные связи между нашими странами. Уже сейчас критики называют эту выставку крупнейшим культурным событием в Европе этого года", - сказал он. Мединский отметил, что это еще и большое политическое событие, которое "показывает, как дружба между людьми, понимание, уважение друг к другу способны создавать шедевры на столетия".

Министр также сообщил ТАСС, что коллекция застрахована на 3,5 млрд евро. Однако, отметил он, эта внушительная сумма не отражает реальной стоимости произведений искусства.

Право входа на выставку тоже еще нужно было заработать. На улице перед центром до последнего, очень дождливого дня, тянулись хвосты.

Выставка стала уникальной даже для российских знатоков живописи, доехавших до Парижа: да, конечно, все эти картины — из Пушкинского и Эрмитажа, но мало кому выпадал шанс видеть их в единой коллекции: разве что тем, кто родился в первой половине прошлого века.

В 1948 году большой знаток наук и культуры товарищ Сталин закрыл Государственный музей нового западного искусства, и с тех пор собрание Щукина разбито на две половины: часть — в Эрмитаже, часть — в Пушкинском.

Внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко

«Самые сомнительные картины (с точки зрения идеологии) ушли в Ленинград. Поэтому в Эрмитаже больше Матисса и Пикассо», — говорит щукинский внук Андре-Марк Делок-Фурко, который дал согласие быть моим экскурсоводом.

По залам гигантского архитектурного шедевра FLV мы гуляем за пару недель до закрытия выставки — в этот день организаторы ждут миллионного посетителя.

Всего их было 1 млн 205 тысяч 63 чел. Рекорд для Франции.

И это еще нас не посчитали: помимо меня внук Щукина провел без билетов двух москвичей, влюбленных в импрессионистов.

Авангардисты вышли из дома Щукина

«Выставка Щукина: уроки триумфа» — заголовок передовицы в газете «Монд». Другие французские СМИ были не менее банальны, но и не менее точны в оценках.

127 работ из щукинской коллекции. От символистов, через импрессионистов до русских авангардистов, картины которых Щукин, впрочем, не покупал. К его коллекции организаторы добавили несколько работ Малевича, Родченко, Гончаровой: так показали, что авангардисты «вышли из усадьбы Голицыных» (свой личный дом Щукин в 1908-м открыл для визитов, и художники ходили туда питаться чужим вдохновением ). Худгруппу «Бубновый валет» создали прямо в доме Щукина.

На фото: виртуальный визит по дому Щукина

Что касается «уроков триумфа»…

22 Матисса, 29 Пикассо, 12 Гогенов, 8 Сезаннов, 8 Моне…

Почти все это было куплено в Париже, сто лет отсутствовало и вот опять ненадолго вернулось в Париж.

Организаторы дополняли это богатство другими событиями. Устроили международный симпозиум длиною в жизнь (19-часовое видео доступно в ютюбе фонда)

А внук Щукина уже думает над проектом художественного сериала о дедушке: «Это уже другие масштабы. На первый сезон, десять серий, нужно 80 миллионов евро».

Чтобы покончить с бизнесом, надо напомнить, что щукинские вложения в живопись оказались дальновидными и с этой точки зрения: его коллекцию сейчас оценивают в 8 с лишним миллиардов долларов.

Все это богатство досталось России.

«Дед никогда не жалел о потере, — говорит Делок-Фурко. — Революция забрала у него картины, но он принял это как освобождение. И не страдал ностальгией. В конце концов, быть одним из величайших собирателей ХХ века — не так плохо».

Первым директором Музея нового западного искусства в 1923 году стала старшая дочь Щукина.

Он к тому моменту уже пять лет жил в эмиграции, в Париже. И старался обходить знакомых галеристов стороной: «Только купил несколько картин, чтобы повесить в квартире».

— В Париже у него была новая семья, новая жизнь… Очень комфортная и тихая, потому что деньги остались. Когда появилась на свет моя мать, ему было уже 65. К тому моменту он потерял в России почти все… И когда меня спрашивают, в чем секрет прозорливости деда, который так умел угадывать будущие шедевры, я отвечаю: может быть, для этого нужно прожить беду, потерять двоих сыновей, потерять жену, потерять брата…

Пикассо и Щукин: встреча двух руководителей

Но начинал Щукин, когда до трагедий было далеко. 80-е годы XIX века. В большой семье купцов-старообрядцев Щукиных картины собирают почти все. Сергей Иванович, правда, не коллекционирует, «и поэтому братья немножечко так его дразнят», говорит внук.

(Уже доказано влияние коллекционера Щукина на развитие живописи, теперь, пожалуй, пора проводить симпозиум «Влияние насмешек на формирование художественного вкуса С.И. Щукина». — Ю. С. )

«Его отец в 1884 году купил дворец Трубецких в Москве и подарил ему. И вот в этом доме Сергей Иванович начинает собрание, — говорит Делок-Фурко. — Сначала это для него хобби. К тому же в приличном доме должны быть картины. Младший брат живет в Париже как денди, расслабленно и широко, но у него очень хорошая коллекция импрессионистов. И он советует С.И… Для начала дед купил двух Сезаннов».

Потом в коллекцию попали почти все главные фигуры импрессионизма. Матисс писал для Щукина под заказ — специально для его дома. Жил в щукинской усадьбе. Он же свел Щукина с малоизвестным художником из Барселоны.

— Деду сказали: нужно все-таки, чтобы был один Пикассо в собрании. Ладно. Он купил, привез «Даму с веером» в Москву и не знал, где ее повесить. В итоге повесил в непарадном коридоре… Потом поймал себя на том, что придумывает поводы, чтобы пойти в коридор. Так он понял силу Пикассо и купил у него еще полсотни картин.

Дама с веером. Пикассо

«Но первая встреча у них вышла безрадостной, — улыбается Делок-Фурко. — После нее Пикассо набросал карикатуру на деда».

Причина — в столкновении равновеликих руководителей:

— Это была встреча двух боссов. Один очень богатый… Другой — совсем бедный, но он все-таки начальник этой шайки новой живописи. Сидит на Монмартре со своей группой. Взгляд какой! Они большие, он такой маленький матадор. Позади матадора стоят гиганты: Аполлинер, Брак…. Когда Пикассо было 16 лет, в Барселоне, он уже был начальником. Поэтому у него с Щукиным было равенство.

«Матисс старался поймать взгляд Щукина и ему угодить. А Пикассо совершенно не ждал взгляда Щукина, хотя и гордился тем, что такой известный коллекционер его покупает… Но между ними был только бизнес».

Картины из коллекции Щукина, объединяйтесь!

— А это последнее увлечение Щукина. Дерен. С 1910 по 1914-й он купил четырнадцать Деренов. Анна, куратор выставки (Анна Балдассари, бывший директор музея Пикассо. — Ю. С. ) , у нее такой характер непростой… В общем, она его тут не очень заметно повесила. Он во время войны сотрудничал с немцами, и она не может ему этого простить.

— А это «Таможенник» Руссо, «Муза, вдохновляющая поэта». Тоже у нас в Пушкинском висит, — говорит наша спутница, влюбленная, впрочем, в импрессионистов.

Муза, вдохновляющая поэта (Поэт и муза). Портрет поэта Гийома Аполлинера и художницы Мари Лорансен

— Да? — шутит ее спутник, глядя на расплывшуюся фигуру музы. — То-то поэт неизвестен…

Я тоже смеюсь.

— Это Мари Лорансен, художница, муза Аполлинера. Вообще-то она была худенькая… Когда у Руссо спрашивали, зачем он ее такой изобразил, он отвечал: у такого поэта, как Аполлинер, должна быть большая муза.

Разговоры о том, что у такой коллекции, как щукинская, должен быть свой, отдельный, большой музей, кажется, пока можно прекратить.

— Каждый раз, когда поднимается вопрос о том, чтобы обменяться и собрать в одном музее морозовскую коллекцию, а в другом — щукинскую, и в Москве и в Петербурге говорят: да-да-да, мы согласны! Только мы берем Щукина, — улыбается Делок-Фурко.

Юрий Сафронов, Париж

досье

Щукин Сергей Иванович (1854—1936). Купец, финансист, коллекционер. В 1887 году начал целенаправленно собирать картины современных ему художников: символистов, импрессионистов, фовистов, кубистов... В своем московском доме (в особняке Трубецких в Знаменском переулке) к 1908 году устроил музей современной западной живописи. Коллекция Щукина (наряду с коллекцией И.А. Морозова) стала основой для Государственного музея нового западного искусства, существовавшего в Москве с 1923 до 1948 г.

В 2012 году стало , что в усадьбе Щукиных-Трубецких, которая теперь принадлежит Минобороны, устроили апартаменты для министра А. Сердюкова.

В 2013 году Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина, выступила за воссоздание в особняке Трубецких Музея нового западного искусства, но инициатива поддержки властей и коллег. В итоге министр культуры Мединский сообщил, что передачи коллекции не случится. Вместо этого Минкульт, как смог, создал за большие деньги виртуальный Музей нового западного искусства.

Парижская выставка «Иконы современного искусства — коллекция Щукина» проходила с 22 октября 2016 по 5 марта 2017 г. (продлили на две недели).