Народные художественные ремесла ямало-ненецкого автономного округа. Научно-исследовательская работа "орнамент северных народов" Вдохновение рук ненецких мастериц

Герб Ямало-Ненецкого автономного округа .

Описание герба автономного округа. (из Закона "О гербе ЯНАО" (N41-ЗАО от13 октября 2003 года).

  1. Герб автономного округа состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя. В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой о четырех лучах того же металла, из которых левый короче остальных; щит увенчан традиционной золотой региональной короной особого вида с золотым же пламенем на среднем зубце и имеющей лазоревую шапку; в опорах щита серебряные полярные медведи с червлеными пастями и с черными носами и когтями, стоящие на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент, соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа.
  2. Описание короны: золотой орнаментированный обруч о семи видимых остроконечных зубцах (пяти на передней стороне обруча); передний (средний) зубец орнаментирован и завершен золотым же изображением пламени; обруч короны также орнаментирован.
  3. Рисунки герба автономного округа в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону.
  4. Объемное изображение герба автономного округа в многоцветном варианте находится на хранении в постоянной экспозиции Государственного учреждения "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского".

Официальное толкование герба автономного округа.

  1. Герб автономного округа составлен по установленным геральдическим правилам, является своеобразным памятником преемственности истории и культуры региона, отражает его природно-климатическую особенность и основную направленность деятельности коренного населения автономного округа.
  2. При исполнении герба автономного округа применены четыре основных геральдических цвета: сине-голубой, белый (серебряный), красный, а также цвет золота, которые символизируют следующее: сине-голубой - символ величия, созидания, красоты, цвет неба и воды (моря, рек, озер); белый (серебряный) - символ чистоты, добра, возрождения, независимости, светлых помыслов и намерений, цвет белых снегов; красный - символ жизни и единства; золото - символ могущества, богатства, справедливости, великодушия. Золото в гербе автономного округа аллегорично показывает уникальную северную природу, неисчерпаемое богатство недр автономного округа.
  3. Северный олень символизирует мощь и независимость территории".

Герб ЯНАО внесён в регистр Государственной герольдии при Президенте Российской Федерации за N 584.

Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа .

Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа принят Государственной Думой ЯНАО 28 ноября 1996 года и утверждён губентатором округа Ю. Нееловым 9 декабря (Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О флаге Ямало-Ненецкого автономного округа" N47). Согласно тексту Закона:

"Статья 2. Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище сине-голубого цвета. От нижнего края,на расстоянии одной седьмой части флага, проходит бело-сине-красный горизонтальный рисунок от древка до правого края полотнища общей шириной одной пятой части ширины флага.

Ширина белого рисунка, изображённого в виде орнамента (геометрически правильных фигур "Оленьи рога"), составляет восемь частей из десяти общей ширины горизонтального рисунка. Красная, синяя полосы одинаковы по ширине и соответствуют размеру ширины основания орнамента, т.е. каждая равна одной десятой части общей ширины горизонтального рисунка. Площадь единицы элемента, образующего орнамент, имеет ромбовидную форму и составляет 1/1350 часть всей площади флага.

Каждый орнамент состоит из девяти равных ромбов. Отношение ширины флага к его длине 2:3".

23 апреля 2003 года на заседании Госдумы Ямала был принят Закон "О внесении изменений в закон "О флаге Ямало-Ненецкого автономного округа".

Ненцы

В суровых условиях Заполярья

Таймырские ненцы живут в низо­вьях Енисея, севернее города-порта Дудинка. Ненцы — оленеводы и, естественно, рыбаки, поскольку рядом одна из величайших рек мира.

Среди бесконечных просторов тун­дры, в суровых условиях Заполярья веками вырабатывался мужественный и поэтический характер ненцев, лю­дей, влюбленных в природу своей земли, ее своеобразную красоту. Не­даром ненецкая пословица гласит: «Я знаю, где сердце у оленя, знаю, где оно у реки, но кто скажет мне, где сердце у тундры?!»

Живя среди снега и льда, таймыр­ские ненцы очень любят в одежде и предметах быта два цвета — белый и темно-коричневый. Так и хочется ска­зать: снег и земля. Ненецкая мужская парка с капюшоном и пришитыми рукавицами так и решена в цвете: сама парка из белой шкуры, а капю­шон, кайма подола и рукавицы — темные, из шкуры темного оленя, имеющей общий коричневый тон с серебристым отливом.

Женская шуба-парка ненецкая. Меховая с отделкой цветным сукном

Такая парка имеет самый простой крой и состоит из двух прямых полотнищ (перед и спинка) с вшитыми под прямым углом рукавами. Это самый простой по принципу народный крой. Так, напри­мер, кроилась и шилась и русская кре­стьянская рубаха. Близкая по крою женская шуба надевается не через голову, а имеет разрез и надевается в рукава обычным порядком. Существу­ет и иная по крою шуба. Она имеет конусовидную, сильно расширяющу­юся книзу форму, также сшита из белой шкуры и опушена по вороту и рукавам пушистым белым, чаще всего песцовым мехом. Носят ее не с капю­шоном, а с шапкой.

Женская шапка ненецкая из оленьего меха, опушенная песцом

Женская шапка таймырских нен­цев имеет, как и другие головные уборы народов Крайнего Севера, вид капора, однако совершенно иной фор­мы, чем, например, капор у эвенков или долган. Этот капор довольно пло­ской формы, но с удлинением — «оборкой», спускающейся под ворот­ник шубы. Как и сама шуба, капор отделан таким же пышным белым мехом. Отделкой всех носильных вещей ненцев служат полоски цветного сукна или цветного ситца — крас­ного, желтого, зеленого. Такими по­лосками, нашитыми параллельно, от­деланы манжеты рукавов. Нашивают­ся полоски на плечи шубы, от горло­вины к пройме так, чтобы кончики этих тряпочек свободно развевались. Характерным украшением ненецкой женской шапки служат также метал­лические подвески. Обычно это нани­занные одна за другой медные трубоч­ки, иногда ради живописности переме­жающиеся с крупными цветными фарфоровыми или стеклянными буси­нами и заканчивающиеся внизу круп­ной круглой или ромбовидной прорез­ной медной бляхой.

Медная ненецкая прорезная бляха-подвеска

В центре такой бляхи можно видеть иногда изображе­ние человечка с раскинутыми в сто­роны руками, который как бы стара­ется раздвинуть края ромба. Круглые прорезные бляхи часто имеют в центре изображение звезды или иногда бегу­щего оленя, мастерски вписанного в круг. Такие медные украшения, трубка и бляха делались местными мастерами-ремесленниками. Трубки служили игольниками, а не просто украшениями.

В летнее время шуба из оленьей шкуры, естественно, не нужна, ненки одевались в свободную одежду такого же прямого рубашечного покроя ров­ного синего цвета (у русских такая ткань кубовой окраски носила назва­ние синей крашенины) с отделкой по краям или по вороту и рукавам жел­тыми и зелеными полосками; на боках у подола нашивались также декора­тивные уголки тех же цветов.

z0000039/st046.shtml

Ненцы украшают свою верхнюю зимнюю одежду также оригинальным двухцветным мозаичным орнаментом. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся рисунком обыкновенно располагается по краю пол, вдоль подола и на рукавах, непосред­ственно перед меховой опушкой.

Узор ненецкой мозаики строго ге­ометрический и состоит из прямо­угольных зигзагов, углов, ромбов, меандровых фигур (меандр — прямоугольный уступ­чатый зигзаг, известен как элемент орнамен­та еще в Древней Греции, где он украшал керамические вазы), но, хотя мы воспри­нимаем эти формы как чистую геоме­трию, сами ненцы трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной природы. Так, например, ряды темных симметрич­ных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «за­ячьих ушей», а ряды ромбов, постав­ленных на угол — название «голове­шек». Ряды треугольников с зубча­тыми основаниями, вписанных в пря­моугольные изгибы темной полосы, называются «оленьи следы», сложные асимметричные уступчатые фигу­ры — «оленьи рога». Наконец, фор­ма, напоминающая геометризованное изображение насторожившегося и присевшего зверя, называется «со­боль».

Таким же двухцветным геометри­ческим орнаментом украшены и жен­ские сумки.

Ненецкая сумка

Большая хозяйственная сумка, служащая для хранения, пере­носа и перевозки мягких вещей, пло­ская, двусторонняя, имела форму по­луокружности или, вернее, прямо­угольника с округленным низом и шилась из кожи двух цветов. Общий ее тон — темный, темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического орнамента. Еще интереснее те сумки, в которых женщины-ненки носят и хранят свои рукодельные принадлежности: нитки, ленты, кусочки кожи, отделочного меха и т. п. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Такая сумка для рукоделий имеет вид мешка на вздёржке и шьется обычно из подкра­шенной в красновато-коричневый тон ровдуги. Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается аппликационным способом уже знако­мый нам ненецкий геометрический орнамент. Края сумки отделываются бахромой из той же крашеной ровдуги. Кроме того, зачастую к сумке под­вешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из копытцев новорожденных оленят. Конечно, оле­нят специально ради этих украшений не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или иным причинам не выжи­ли.

Ненцы издавна известны как от­личные скульпторы. Еще голландский исследователь Крайнего Севера Ви­льям Баренц (по имени которого названо Баренцево море) во второй половине XVI века видел и отмечал на острове Вайгач множество (от 300 до 400) изображений людей, вырезан­ных из дерева и воткнутых рядами в землю. Впоследствии именно за огромное количество идолов (или бол­ванов, как их называли русские земле­проходцы) мыс острова Вайгач, где эти скульпторы были сосредоточены, был назван Болванским Носом.

Большинство скульптур повернуто лицом на восток. Судя по более поздним и более тщательным описа­ниям, вырезались или, точнее, выте­сывались эти скульптуры так же, как в наши дни мастера подмосковного про­мысла резьбы по дереву — богород­ского промысла (село Богородское Загорского района, Московской об­ласти) — вырезают свои деревян­ные скульптурки и игрушки. Богородцы режут их из так называемо­го трехгранника, т.е. из четвертушки расколотого вдоль полена: две грани получившейся призмы служат для вы­резания лицевой части скульптуры, а та часть, где была кора, образует спи­ну, или тыльную сторону. Видимо, так поступали и ненецкие мастера. Они раскалывали ствол срубленного дере­ва или часть ствола длиною от 70 см до 4 м на четыре части и из каждого трехгранника вырезали по фигуре. При этом затрачивался минимум уси­лий. В верхней части трехгранника намечалось в самых общих чертах человеческое лицо: угол призмы — нос, под ним скалывался кусок — рот, по сторонам косые черточки — глаза. Остальной объем деревянной заготовки оставался необработанным. Нижняя часть трехгранника заостря­лась, и фигурка втыкалась в землю. Этими фигурами обозначались и насе­лялись священные места, где соверша­лись жертвоприношения, где ненцы-охотники и рыбаки испрашивали у своих древних богов и духов охотни­чьего счастья.

Сравнение с современной народ­ной богородской скульптурой убежда­ет нас в том, что мастера-резчики, представители самых разных народов, в своем подходе к обработке одинако­вых или сходных материалов мыслили и поступали довольно единообразно. В этом смысле народное искусство по существу интернационально. Многие народы Крайнего Севера устраивали жертвоприношения духам — покро­вителям охоты среди скальных нагро­мождений, особенно почитая те камни, которые, хотя бы и очень отдаленно, напоминали человека. Как не вспом­нить при этом о знаменитых изва­яниях острова Пасхи в Тихом океане, которые так подробно описал Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку»? Деревянные скульптуры ненцев, «на­селявшие» места жертвоприношений, назывались хэ-хэ. Иногда резчики бо­лее тщательно отделывали голову фи­гуры, придавали ей округлую форму. Сам материал, видимо, зачастую под­сказывал мастеру ту или иную форму изображения. Если от ствола в подхо­дящем месте отходили в разные сто­роны два симметричных сучка, их сохраняли: скульптура получалась с руками.

Тем же способом вырезались из дерева фигурки меньшего размера — сядэи, покровители дома, жилья, охот­ничьего и рыболовного промыслов, хранители оленьих табунов.

Маленькие деревянные фигурки домашних покровителей ненцы часто одевали, и, вполне объяснимо, что одежда этих деревянных божков по­ходила на обычную одежду, которую носили ненцы.

Ненцы выполняли из дерева также и изображения животных — волков, медведей, оленей. Эти скульптуры служили, по мнению их создателей, для защиты от волков и медведей, для охраны оленьих стад. Все эти фигурки вытесаны и вырезаны очень обобщен­но, условно, в них, как и в изображениях людей, едва намечены головы ноги, хвосты.

234927/photos/?category=16

Живут ненцы и в евро­пейской Канинско-Тиманской тундре на севере Архангельской области. Одежда европейских ненцев более сложна и значительно более много­цветна и узорна, чем у таймырских родичей. Чем-то канинско-тиманские женские шубы-парки, «тыряв-паны» или папины, сходны по декоративности с нганасанскими, и в то же время они совершенно иные. Ненецкая тыряв-паны имеет несколько притален­ный, расширяющийся книзу силуэт и двухъярусную пышную меховую опушку. Тыряв-паны отделаны пере­межающимися вставками яркого красного и синего сукна, которые так и горят на общем темном фоне. С пе­редней стороны на груди помещается крупный зигзагообразный, исполнен­ный в технике меховой мозаики ри­сунок. Это снова образ северного сияния. И в отличие от долганской трактовки здесь остался только сам рисунок этого удивительного явления, а цвет сполохов переселился в другую часть паницы и отразился в цветных суконных вставках, не имеющих уже зигзагообразного строения. Надо признаться, что здесь мы немного пофантазировали, поскольку красоч­ность ненецкой одежды побуждает к этому. Но сказанное, пожалуй, не очень далеко от истины, поскольку народные мастера в своем творчестве всегда вдохновлялись окружающей их природой.

«Теория большого взрыва» - Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от нуля до нескольких сот секунд. А.Гангнус. Теорию Большого взрыва предложили ученые Фридман и Леметр. Видимо такие комплексы были прообразом будущих клеток. Биохимическая эволюция. Теория большого взрыва. Пространство быстро расширилось, t разлетающихся частиц, обладающих высокой энергией начала снижаться.

«Проблемы возникновения жизни на Земле» - Возникновение много­клеточных организмов. Теории происхождения жизни. Представления древних и средневековых философов. Истории представлений о возникновении жизни. Возникновение жизни на Земле. Возникновение первичных организмов. Работы Л.Пастера. Возраст Земли. Развитие жизни. Коацерватные капельки.

«Теория жизни на Земле» - Следовательно, «большинство насекомых и червей не самозарождается». Теория панспермии. Опыты Ладзаро Спалланцани. Средние века. Теория стационарного состояния жизни. Опыты Франческо Реди. Теории возникновения жизни на Земле: Древний мир. В Вавилоне же люди верили, что черви появляются сами по себе в каналах.

«Как появилась жизнь на Земле» - Черви не заводятся сами собой в гниющем мясе. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Жизнь возникала неоднократно в результате самозарождения. Так возник древний мир РНК. Что изображено на рисунке? Образование органических биополимеров – белков, нуклеиновых кислот, сложных углеводов.

«Развитие представлений о жизни на Земле» - Проверим ваши знания. Разгадайте кроссворд. Жизнь на Земле. Способ существования белковых тел. Проблемные вопросы. Опыты. Готфрид Лейбниц. Ладзаро Спалланцани. Земная кора. Демокрит. Английский биолог. Антони ван Левенгук. Советский биохимик. Луи Пастер. Живое происходит только от живого. Божественное сотворение мира.

«Гипотезы возникновения жизни» - Гипотеза пансмермии. Гипотеза биохимической эволюции, или «коацерватная гипотеза». Станционарное состояние. Гипотезы возникновения жизни: Первенство в образовании жизни А.И.Опарин отдавал белкам, а Дж.Холдейн – нуклеиновым кислотам. Теория опарина-холдина. Происхождения человека. Самопроизвольное зарождение.

Всего в теме 22 презентации

Филиппова О.А.

Вдохновение рук ненецких мастериц

1-ый ребенок экскурсовод :

Суров мой север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною.

Вас каждый видеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю,

Ведь это родина моя.

(слайд 1)

Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

Сегодня мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах . Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент. Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

Нить вплела в узоры паниц.

Всё, чем славен мой народ.

Крылья песен, плавный танец,

Стад оленьих хоровод.

Зашифрованы в узорах,

Чтобы радовать людей

Синь озёр, а на озёрах,

Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,

Ритм труда, азарт игры.

С древних пор владеют ненки

Тайной мастерства иглы .

Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы (в нашем случае геометрические фигуры) . Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

Составление орнаментов – настоящее искусство. Мир орнамента - большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам.

2-ой ребенок экскурсовод :

Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

(слайд 3 и 4)

А если есть чум, значит рядом, должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Орнамент ненцев основан на восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия : «оленьи рога» , «заячьи уши» , «рыбьи хвосты» , «сосновая шишка» , «лебеди» .

Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении. Также они встречаются и в официальных символах округа – флаге, гербе.

(слайд 5)

3-ий ребенок экскурсовод :

Орнаменты неразрывно связаны с фольклором ненцев. Большинства загадок, пословиц и поговорок связаны с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и орнаментальное изображение этой северной ягоды.

(слайд 6)

А вот несколько загадок про одного представителя нашего края.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник : летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца» . Как вы себе его представляете?

(слайд 7)

Какое название вы дали бы этому орнаменту? («оленьи рога» или «рога быка» ). Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре .

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

(слайд 8)

Не остались в стороне и явления природы, в том числе и одно из красивейших, которое посчастливилось наблюдать жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий.

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя. (Полярное сияние)

(слайд 9)

4-ый ребенок экскурсовод :

Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние» , но он очень точно изображает это природное явление

Белым пламенем стынут снега

Где-то зябнут в сугробах селенья.

А в узорах я вижу рога

Красоту и отвагу оленью.

Вот они разбрелись на пимах,

На паницах я вижу узоры.

Будто стадо на вольном просторе,

Утопает в снегу, как во мхах.

И проворная тянет игла

В том узоре не чувствуешь фальши,

Ненцы кочуют в сибирских северных тундрах, от лесных таежных массивов до прибрежья океана, и в тундре европейской части страны. И азиатские и европейские ненцы - один народ, в ремеслах и искусстве их много общего, хотя и имеются некоторые различия, обусловленные географией их расселения и историко-этнографическими факторами.

Художественные, эстетические потребности ненцев на протяжении веков находили удовлетворение в создании довольно ограниченного круга предметов. Это объяснялось особенностями их кочевой жизни. Все изделия ненецких мастеров исключительно хорошо приспособлены к кочевому хозяйству. Это прежде всего теплая меховая одежда, деревянная, берестяная и металлическая посуда, жилище-чум, в чуме низкий столик для еды, сумки для перевозки домашних предметов, берестяные легкие детские люльки, орудия труда. Женщины выделывали шкуры и шили одежду, мужчины изготовляли предметы из дерева и кости, а также из металла, которого, правда, было очень мало.

Наиболее интересной в художественном отношении была у ненцев, несомненно, меховая одежда. Это и понятно. Потребность в удобной и очень теплой одежде вызывалась окружающей природой, суровым климатом Заполярья. В фольклоре ненцев часто говорится о том, что благополучно живущий человек - это тот, у кого есть хорошая одежда, совсем счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда, а не имеющий в жизни удачи тот, у кого через истертую одежонку ветер холодит тело.

Ненецкая меховая одежда отличается совершенно особой архитектоникой. Нередко ее декоративная выразительность достигается только за счет выделения цветной полоской конструктивных швов. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, не расшитая бисером, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов целого. С большим вкусом используются оттенки меха и отделочные материалы: сукно или ровдуга. На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов.

Мужская одежда и азиатских и европейских ненцев - глухая меховая малица. Характер этой одежды нашел отражение в меткой ненецкой загадке: "В одну дыру входишь - из трех выходишь".

Мужская промысловая одежда - одежда оленеводов, охотников и рыбаков - обычно шьется из более грубых шкур оленя, не имеет украшений.

Женская и зимняя и летняя одежда очень декоративна.

Женская зимняя меховая одежда бывает нескольких типов, из которых ученые выделяют два европейских - малоземельский и болыпеземельский - и один аналогичный болыпеземельскому сибирский (рис. 214).

Малоземельная женская зимняя одежда имеет распашной покрой со сходящимися полами, расширяется к низу. Шьют ее или всю из камуса, или верхнюю часть делают из шкурок белки, бобра, лисицы. Конструктивные швы - горизонтальные, подкладка не подшивается, а поддевается. Встречные полы имеют завязки. Воротник к шубе пришивают из меха песца или рыжей лисицы. Такую одежду прежде носили и мужчины. Лишь позднее, к XVIII веку, они стали носить малицы глухого северного типа.

Малоземельскую женскую зимнюю шубу обязательно украшали два ряда темных мохнатых опушек из собачьего меха, придающих ей то своеобразие, которое так отличает ее от одежды ненок других районов (цв. ил. 118, 119). Опушка из меха разделена красочными полосами, сшитыми из кусочков разноцветного сукна. От рукавов и плеч развеваются суконные цветные ленточки: красные, синие, желтые, зеленые. В давние времена на месте суконных вставок были полосы ярко-оранжевой ровдуги.

Любовь к красному цвету - древняя особенность эстетического восприятия многих народов. Красный цвет, - это цвет крови, огня, солнца - цвет жизни в отличие от черного. Детские люльки ненцы украшали густыми кисточками красного цвета, чтобы ребенку было теплее в ореоле "красного огня". Кисточками из красного сукна обильно украшали одежду, на ненецких шапках весело торчат в разные стороны кусочки красной материи, и каждый элемент орнамента на меховых изделиях, хотя это и очень трудно, старательно обведен красным кантиком.

Полоса собачьего меха в шубах сшита из отдельных кусков исключительно из эстетической потребности сделать вещь красивой. Причем это чувство иногда приходит в противоречие с практическим смыслом, который требовал в интересах сохранения тепла оставить шкуру целой, неразрезанной.

Мех мастерица-ненка всегда подбирает с тонким пониманием его фактурных и цветовых особенностей: поверх полосы белого блестящего меха ложится темно-рыжий, пламенеюще-золотистый и тем более темного оттенка, чем ближе к белому; создается сочный контраст, ясный цветовой рисунок. Кроме того, принимается во внимание длина волоса, его жесткость, цвет. Более светлый золотистый мех вверху примыкает к суконной вставке, в которой чередуются желтые, красные и зеленые кусочки. Внизу, в самом центре опушки, - большой и несколько тяжеловесный по цвету темно-рыжий мех с коричневым отливом. Именно он и организует композицию. От темного центрального пятна разбегаются пестрые куски меха и сукна, при движении женщины они ритмично переливаются. В полосе сукна, которая располагается выше опушки, каждый цветной кусочек отделен от другого узким кантом, который, однако, обрывается, на одну треть длины не доходя до края, тем самым снимается излишняя сухость, четкость членений суконной полосы.

Вместо золотистого меха мастером может быть введен черный мех. И тогда соответственно в цветовой суконной вставке будут другие цветовые отношения - черного с золотым. Красный, зеленый, синий цвета - отсутствуют. И изделие получится исключительно гармоничным. Старые мастерицы очень тонко чувствовали цвет (цв. ил. 120).

Иногда в нижней массивной меховой опушке шубы сочетали контрастные белый и черный меха. Контраст слегка смягчался живописной пушистостью мягкого мехового ворса. Тяжелая монументальная полоса из крупных кусков меха придает зрительную устойчивость всей шубе. В суконных вставках - цветовые отношения черного с золотистым, и лишь в одном месте, в центре, строгий цветовой ритм прерывается алым всплеском - почти квадратным красным клеймом. Выше, над суконной полосой, - узкая меховая вставка как отзвук нижней, более массивной полосы, а затем опять оранжево-черный орнамент, но более спокойный, менее насыщенный.

Весьма своеобразна одежда ненцев с острова Колгуева: прямые короткие со складками меховые шубы, богато орнаментированная высокая обувь, плоские шапки, сшитые из двух половинок, или другие, с длинными ушами. Эти уши обильно украшались орнаментами, кисточками, зубчиками из цветного сукна, бисерными привесками.

В отличие от малоземельской женской зимней одежды паницы большеземельской тундры монументальны, строги. Их шили только из меха оленя (цв. ил. 121, 123). Большеземельские паницы длинные, почти до полу. В них трудно ходить, и они более приспособлены к ночевкам на снегу и езде на нартах. Распашная, имеющая конструктивные вертикальные швы, эта шуба имеет надставленный перед, широкие прямолинейные полы и спинку. Рукава выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спина состоит из трех полос, причем боковые делаются иного, более светлого цвета.

Шубы малоземельских ненцев не украшены орнаментами, только колгуевские ненцы орнаментируют обувь, головные уборы и шубы. Большеземельские шубы, наоборот, декорированы орнаментальными полосами. Орнамент располагается впереди, не доходя до низа, переходит на бока и спину. Нередко полоса орнамента проходит вдоль всех конструктивных швов, включая плечи, проймы и обшлага рукавов. Полы заходят одна за другую, рукавицы пришиваются к рукаву. Подол оторачивают широкой полосой короткошерстного оленьего меха, который берут от оленей летнего забоя после линьки. Обычно шубу подвязывают тканым поясом из шерсти, а впереди на поясе делают большую металлическую круглую пряжку.

Особым видом прикладного искусства ненцев было изготовление одежды для кукол. Видимо, раньше это были не только детские куклы, но и ритуальные фигурки.

Кукольные меховые паницы привлекают внимание исследователей совершенством декоративного решения. Мастерица как будто рисует мехом, выкладывает кусочки меха как живописные мазки. В кукольной панице из Канинской тундры, которая была выполнена в конце XIX века и хранится в Ленинградском музее этнографии народов СССР, длинные мягкие ворсинки переплетаются, границы полосок смазываются, орнамент становится прозрачным, легким. Полочки впереди обшиты мехом рыжей белочки, плечи и спинка сделаны из меховых полос, а внизу шубки две традиционные массивные полосы собачьего меха. Спинка кукольных паниц нередко имеет центральный темный квадрат из меха, по бокам которого всегда делают четкие белые полосы. Такие кукольные паницы делают в самых равных местах. Они имеют общие черты с одеждой нганасан. И это не случайно. Эти родственные народы имеют много сходного в изделиях прикладного искусства и особенно в одежде малых форм.

В собрании Свердловского краеведческого музея имеется маленькая кукольная ягушка. Она вся сделана только из меха, но зато разнообразны и выразительны приемы его художественного осмысления: белоснежная ягушка по полам впереди и по низу окаймлена полоской темного оленьего меха, и сразу же под темной полоской проходит белая, как бы опушка всего изделия. На спинке шубки - естественные темные пятнышки оленьего меха; одно из них помещено прямо по центру, а два других, более удлиненных, по бокам. Белый рукавчик оканчивается темной полоской, так же, как и полы, а опушен рукавчик тоже белым мягким мехом.

Естественным дополнением к шубам были головные уборы (цв. ил. 122).

Чаще других был распространен капор, шитый из шкурки оленя, снятой с его головы. Места рогов и глазниц не только сохранены, но и подчеркнуты обрамлением - красными суконными полосками. Один из наиболее декоративных капоров хранится в Воркутинском краеведческом музее. Он пошит из белоснежной мягкой шкурки оленя. На белый мех нашиты полоски цветного сукна, которые свободно торчат в разные стороны, С затылочной части свисают декоративные полосы, выполненные из белого и голубого бисера. Бисер сплетен в орнаментальные ромбы, красиво мерцает при поворотах капора, возникают мягкие бело-голубые искры. По бокам бисерных цветных лент подвешены медные полые трубочки - пронизки. Пронизки внизу оканчиваются медными ромбами - подвесками. Ромбы металлические повторяются в ромбах орнамента бисерных лент. Что привлекает в этом головном уборе? Прежде всего его цветовое решение: белый мех и белый бисер, голубой бисер и медь. Мастерица не ввела ярких красок, и поэтому вся композиция изделия получилась особенно гармоничной. Органичность достигается и путем единства рисунка - ромбов медных украшений и ромбов орнамента бисерных лент. Вот такому тонкому пониманию материала, рисунка и цвета следует учить ребят на примерах работ старых мастеров.

Весьма распространенными были и меховые сумки. Большого размера, немного вытянутые по горизонтали, и меньшего размера вертикальные сумочки. В таких сумках до сего времени ненка перевозит свои принадлежности для рукоделия: заготовки для шитья, одежду, нитки, иголки... Всего два типа сумок, но из-за огромного разнообразия декора кажется, что их больше. Особенно богатая коллекция таких сумок хранится в Архангельском краеведческом музее.

Несколько различались сумки малоземельских, большеземельских и ямальских, азиатских, ненцев (цв. ил. 124-128).

Малоземельские сумки почти не имели украшений в виде лент орнамента. Они украшались одной центральной композицией с лицевой стороны. Нередко для сумок использовали мех нерпы наряду с традиционным мехом оленя. Очень красиво смотрятся такие сумки: белый и темный мех оленя чередуется с зеленоватым мехом нерпы. Между полосками меха оранжево-красные вставки из окрашенной ровдуги или сукна.

Большеземельские сумки украшались протяженным ленточным орнаментом. Отличительный признак этих сумок - замшевая окрашенная горловина, которая стягивается ремешком. И вся такая сумочка украшалась множеством красных ровдужных кисточек. Наиболее древним видом сумочек европейских ненцев, которые широко распространены и теперь, являются те, у которых украшение состоит лишь из двух косых клиньев в том месте, где у шкурки, снятой с головы олененка, были глазные отверстия. Косые клинья обшиты полоской красного сукна.

Сумки азиатских ненцев - таких же форм, как и большеземельские. Их обильно украшали орнаментами. Своеобразным приемом, используемым только при украшении сумок, было украшение их копытцами новорожденных оленят. Темные и светлые, распластанные по лицевой поверхности сумки, они образовывали интересный шашечный узор.

Маленькие вертикальные сумочки имели конвертики для иголок и ниток. Эти конвертики украшались бисером.

К сумкам крепились многочисленные металлические привески: это цепочки, колечки, пуговицы и монетки. Бесчисленные металлические привески, бусины, а также подвешенные высушенные зубы-резцы оленей издавали веселое бренчание, шуршание, нарушающее тягостное для человека молчание заснеженной тундры.

Меховые сумки широко распространены и сегодня. Однако их формы несколько изменились под воздействием времени.

В 1973 году на выставке в Москве, на которой были представлены произведения народных мастеров Крайнего Севера и Дальнего Востока, обратили на себя внимание работы учащихся педучилища г. Салехарда. Что в них было особенного? Сохранив многие черты традиционного ненецкого народного искусства, ребята создали принципиально новые, вполне современные вещи, которые хорошо дополняют современную одежду.

Народное искусство всегда отражает все изменения жизни людей. Сейчас на Севере многое стало иным, изменился быт, произошли изменения и в костюме. Естественно, что некоторые традиционные бытовые предметы приобрели другой внешний вид, сохранив, однако, все то лучшее, что веками создавал народ. Появились сумки новых современных форм, ковры на стенах домов, прежде в чумах им не было места. Появились новые головные уборы, но по-прежнему носят традиционный капор и колгуевскую шапку с длинными ушами.

От поколения к поколению на протяжении столетий передавался эстетический опыт создания бытовых предметов, многие из которых становились произведениями искусства. Девочек рано учили шить. Еще в начале этого века пяти-шестилетние дети умели шить одежду. И всегда мастерицы особенно остро чувствовали цвет. Может быть, потому, что в тундре мало красок: в течение более чем восьми месяцев однообразная белая поверхность. Лишь на короткое время зацветает тундра, повсюду сразу, торопясь использовать короткое лето. И тогда везде можно видеть пестрый: голубой, желтый, изумрудно-зеленый, ковер трав и цветов. У природы училась мастерица сочетанию цветов. О работе ненки красиво говорит такая загадка: "Чернобурая лисичка перебегает в обе стороны узенькую ивняковую речку" (игла). А почему ивняковую речку? Потому что шкурки сшивает, проходит через волосинки.

Остановимся немного подробнее на наиболее типичных для ненецких меховых изделий орнаментах (рис. 215). Напомним, что в одежде малоземельских ненцев орнаментов нет.

У колгуевских ненцев распространены три элемента орнамента. Это "заячьи ушки", "головешки" и "телячьи рожки". В одежде и на сумках большеземельских ненцев часто встречаются "головешки" и "оленьи рога".

Богаче других орнаментирована одежда сибирских ненцев, кочующих в азиатских тундрах. Простейшим и наиболее древним орнаментом является ромбовидный узор, которым украшают женские шубы ягушки и женские кисы - меховые чулки. Часто встречается орнамент "головешки". Некоторые другие северные народы элементы этого орнамента так и называют "ненецкие головы". Его используют не только для декорирования верхней одежды, но и обуви. Вариантами "головешек" являются: "мужская голова" - "двойные головешки" и "женская голова" - "одинарные головешки". Появившийся в недавнем прошлом орнамент "нарядная голова" был часто украшением ягушек в Приуральском районе и на Ямале.

Орнамент "оленья тропа" чаще всего употребляется на мужских кисах, редко, но встречается и на сумках. "Волчий капкан" имеет распространение в Байдаракских тундрах Приуральского района. Очень распространен на Ямальском севере орнамент "медвежьи уши". Наиболее популярный на Колгуеве орнамент "заячьи ушки" редко встречается в азиатских тундрах, и только в южных районах: Приуральском, Пуровском и Надымском.

Орнамент "оленьи рога" в настоящее время распространен повсеместно. Он встречается на ягушках и на меховых сумках. Этот орнамент может быть и более сложным, разветвленным. Орнамент "красивые рога" - это импровизированные производные варианты простейшего орнамента "оленьи рога". Интересен один из вариантов этого орнамента - "сломанные рога". Орнаментом "оленьи рога" могли украшать одежду, другие предметы, но им никогда не украшали обувь. В этом, видимо, находило отражение нравственное чувство народа, с которым нам сегодня нельзя не считаться. Особенно мужественным, монументальным был крупный и выразительный орнамент "рога лося". Он встречается только в южных районах, особенно в Пуровском. На женских и детских капорах, паницах, меховых сумках большое распространение имеет орнамент "телячьи рожки". В самое последнее время появился орнамент "острые рога" - наиболее динамичный, несколько колючий.

Оленьи попоны украшают орнаментом "сломанный сук".

В ненецких изделиях орнаменты имеют четкое построение, в них не много составляющих элементов, крупных по отношению к изделию. В настоящее время мех орнаментов в изделиях стали подстригать щеточкой. Тем самым узор становится более четким. Но не всегда следует делать так. Если важнее подчеркнуть легкость орнамента, его слитность с меховым изделием, то лучше оставить длинный ворс меха. Каждый раз этот вопрос нужно решать в зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник.

Орнамент одновременно кроится из двух полос меха оленя - темного и светлого, которые сложены мехом внутрь. После того как орнамент выкроен, его сшивают с изнаночной стороны встык и выворачивают. Получается узор в зеркальном отражении.

Кроме изделий из меха и кожи, ненецкие мастера, правда, в небольшом количестве, производили изделия из бересты и дерева, из металла, из кости. Для производства деревянных изделий использовался главным образом плавун, который находили у берегов океана. Металла было очень мало, из него делали орудия труда, украшения для одежды. До нашего времени сохранилось совсем немного изделий из кости, хотя известно, что кость раньше была широко распространена. Сейчас из кости тоже делают некоторые предметы, нужные для оленеводства, охоты, рыбной ловли. Во многих музеях сохранились выполненные из кости табакерки, пороховницы, пуговицы, пряжки для поясов, черенки ножей, которые ненцы очень бережно хранили, передавали от отца к сыну. У старых ненецких ножей черенки были исключительно продуманной, целесообразной формы. Ближе к торцу ручка расширяется, к середине заметно сужается. При такой форме черенка нож не выскользнет из руки. Кость на вид желтоватая, теплого тона. Ее не полировали, а, напротив, всю иссекали мелкими полосками для того, чтобы не скользила. Иногда черенок делали наборным из костяных колец с кожаными прокладками. Сегодня часто черенок из кости украшают накладным металлическим просечным орнаментом. Гвоздиками он крепится к поверхности кости. Ненецкие ножи очень красивы. Деревянные черенки ножей часто были украшены прекрасной металлической инкрустацией. У других северных народов мы не находим подобной металлической инкрустации. Деревянный черенок, инкрустированный оловом, чаще всего покрывается сетеподобным орнаментом. Серебристо-серые, отсвечивающие тусклым металлическим блеском, четкие линии орнамента стелются по желтоватой поверхности дерева, свободно обтекая форму, как бы растворяясь в ней. Эти кожи очень ценились коми и русскими, торговавшими с ненцами (цв. ил. 129).

Металлическую инкрустацию на черенке ножа делали следующим образом: на инкрустируемую поверхность наносили рисунок будущего орнамента, все линии которого не прерываются. По рисунку вырезали желобки 2 мм глубиной. Потом черенок плотно, в несколько слоев обертывали берестой, бересту туго завязывали веревкой или сухожильной ниткой; у нижнего конца черенка излишек бересты плотно стягивали веревкой. Потом расплавленное олово вливали в трубку, образованную выступающим краем обертки и верхним концом черенка. Оттуда олово течет но желобкам - контурам орнамента. После застывания металла обертку снимали и металл сглаживали напильником.

Ножны ножей чаще всего декорировали крупным орнаментом из полос яркой меди, скрепленных медными гвоздиками; такие ножны были и у европейских и у азиатских ненцев.

У азиатских венцев было широко развито искусство деревянной скульптуры. В прошлом это была культовая скульптура. Однако опыт художественной резьбы, который накопил народ, выходит далеко за рамки чисто культового искусства. И сегодня, увидев такую скульптуру, невольно поражаешься художественным находкам мастера. В отличие от домашних божков эти скульптуры были больших размеров, до 2,5-3 м высотой. Скупая и точная порезка придает круглому деревянному столбу человеческие черты. Однако связь с блоком дерева не утрачена. Лицо как бы проступает из массива дерева. Это и образ человека и часть природы одновременно. Человек слит с природой естественно и органично. Сурово-спокойный, немного грозный и отрешенный от земного образ, внутренняя сила которого подчеркивалась связью с окружающей природой. Эти скульптуры устанавливали на открытых пространствах тундры. Настроение погруженности в себя, углубленной замкнутости создают глубокие тени глазниц. Самих глаз нет, но интересный чисто скульптурный прием постепенного заглубления в блок дерева под надбровные дуги позволяет уловить взгляд скульптуры; намечен напряженно сжатый рот, сдвинуты и слегка приподняты брови. Настроение, передаваемое такой фигурой, выражение ее лица постоянно меняются, так как зависят от состояния природы, времени дня, изменчивости освещения. Видимая издалека среди пустынных мест, потемневшая от снега и дождей, фигура эта действительно олицетворяла природные силы, которые не зависели от практической деятельности человека.

Большинство известных нам подобных скульптур обладают большой силой эмоционального воздействия на человека. Вероятно, схематизм и известная условность изображения, присущие им, были не следствием несовершенства мастерства, а особым художественным приемом, позволяющим мастеру вдохнуть в свое произведение ту необыкновенную силу, которая оказывает воздействие и на современного человека.

В последние годы многие мастера работают с увлечением над созданием произведений реалистической скульптуры. Тут и изображения животных, прежде всего оленей, и жанровые сцены: охотник идет с добычей, женщина занимается хозяйственным трудом, рабочие нефтепромыслов и др. Жанровые скульптуры небольшого размера выполняются из целого блока дерева: березы, кедра или осины; иногда употребляется лиственница. При создании современной скульптуры не следует забывать те художественные достижения, которые имелись в работах старых мастеров, прежде всего лаконизм изобразительного языка. Не стоит делать много порезок, дробить форму, тем самым создавая сложные, запутанные переходы одного объема формы в другой. В скульптурной форме не должно быть ничего лишнего. Большое внимание нужно уделять поискам выразительного силуэта скульптуры. Силуэт должен легко читаться и к тому же быть красивым, плавных и чистых линий.

Нередко приходится видеть, что молодые мастера стремятся сделать поверхность деревянной скульптуры такой гладкой, чтобы она напоминала кость. Это неверный путь. Каждый материал красив, и художнику нужно подумать, как лучше выявить эту красоту. Прежде лучшие мастера не только не скрывали качеств материала, с которым они работали, но своими приемами художественной обработки материала подчеркивали красоту его фактурной поверхности, текстуру дерева. Благородный естественный цвет дерева дополняет эстетические качества произведения.

Многосложность, "многоречивость" никогда не была достоинством скульптуры, которая требует ясности замысла и простоты его выражения. Хорошо смотрятся те работы, в которых продуман каждый штрих. Можно подкрашивать скульптуру, но делать это нужно очень осторожно, не яркими, не плотными красителями, а прозрачными акварельными.

Самые богатые коллекции ненецкого прикладного искусства в настоящее время хранятся в Ленинградском музее этнографии народов СССР, Ленинградском музее Арктики и Антарктики, в Свердловском краеведческом музее, где не просто собрано большое количество предметов, но имеются исключительно интересные экспонаты, дающие прекрасный материал к размышлению о путях развития ненецкого прикладного искусства. Небольшие коллекции хранятся в музеях Архангельска, Воркуты, Салехарда и Нарьян-Мара; произведения ненецкого искусства имеются также в музеях Тюмени, Тобольска и Томска.

Все экспонаты поступили в музеи в результате благородной деятельности многих русских ученых и путешественников, а также благодаря работе Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), которое много сделало для изучения северного народного искусства.

Рассматривая старинное изделие ненецких мастеров, необходимо учить ребят самостоятельно раскрывать его художественные особенности, высокие эстетические качества, постигать замысел старого мастера, видеть его находки, приемы, различать художественный язык произведения. Именно с этого следует начинать обучение мастерству изготовления предметов ненецкого прикладного искусства. Причем из отдельных приемов, навыков, черт и деталей складывается художественный образ, основным компонентом которого является умение использовать природные материалы.