Религиозная жизнь и культура средневекового китая. Школьная энциклопедия Великая Китайская стена”

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 30.12.2015 17:07 Просмотров: 3538

Китай относится к наиболее древним цивилизациям. Китайская цивилизация в течение 5 тысяч лет вобрала в себя большое число государств и культур.

Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизаций.

Древность

Археологические находки говорят о том, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию современного Китая между 2,24 млн-250 тыс. лет назад. Вблизи Пекина были найдены останки синантропа, которые датируются 550-300 тыс. лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.
Приблизительно 70 000 лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, вытеснив синантропов и их потомков. Наиболее ранние подтверждения существования современных людей на территории Китая датируются 67 тыс. до н. э.
Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 до н. э. В поселениях найдены мастерские для производства бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Но большинство западных учёных отрицает существование этой династии.
Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), между XVIII и XII ст. до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу. Она правила с XII до V века до н. э. В середине VIII в. до н. э. создались несколько формально независимых государств. С V по II в. до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, но в 221 до н. э. они были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.

Великая Китайская стена

Во время династии Цинь империя объединилась в единое целое и достигла небывалого могущества. Но ей требовалась надёжная защита от кочевых народов. Цинь Ши-хуанди отдал распоряжение о строительстве Великой Китайской стены вдоль Иншаня. При строительстве использовались ранее существовавшие части стены, которые укреплялись, надстраивались, соединялись новыми участками и удлинялись. Постройкой стены управлял полководец Мэн Тянь.
Строительство первых участков стены началось в III в. до н. э. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны (около миллиона человек). Стена должна была зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи.
Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с огромными трудностями. Не было дорог, не хватало воды и пропитания для участвующих в работах. К строительству привлекались рабы, солдаты, крестьяне. В результате эпидемий и непосильного труда погибли десятки тысяч человек. Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило одной из причин падения династии Цинь.
Латинское название Китая «China», которое существует сейчас во многих европейских языках, вероятнее всего, происходит от имени этой династии Цинь (221-206 до н. э.).
Период господства династии Хань продолжался с 206 до н. э. по 220 годы. В этот период началось формирование китайцев как единого этнического сообщества.

Средневековье

В III-VI вв. в связи с нападениями кочевников с севера, китайская империя была объединена династией Суй в 580 году. «Золотой век» Китая – VII-XIV вв., время господства династий Тан и Сун. Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре.
В 1271 г. монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань. В 1368 г. произошло антимонгольское восстание, и началась новая этнически китайская династия Мин, которая правила Китаем до 1644 г.
Последней императорской династией Китая стала династия Цин, которую начали завоеватели Китая маньчжуры. Она была свергнута революцией в 1911 г.

Живопись

Китайская живопись зародилась в Древнем Китае. Но относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сегодняшние учёные относят рождение китайской живописи к временам до н.э. Археологические раскопки обнаружили шёлковые погребальные знамёна с сохранившейся росписью, относящиеся к 168 г. до н. э.

Погребальное знамя-покрывало гроба госпожи Дай
В VIII в. зарождаются основные жанры китайской живописи:
Жанр живописи растений. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.
Живопись цветов и птиц.
Горные пейзажи.
Анималистический жанр.
Жанр портрета.
Ли Сысюнь (651-716) – основатель пейзажного направления китайской живописи.

Ли Сысюнь. Пейзаж (Копия эпохи Мин, начало XVI в.)

Ван Вэй (701-761) «Каскад»
Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры, в том числе китайской живописи. При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082-1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. Когда войска северных варваров осадили и захватили столицу Китая Кайфэн и крупнейший город на земле в то время, в плен попал и сам император – художник.

Чжао Мэнфу «Человек с лошадью на ветру»
Художники эпохи Мин ориентировались на образцы эпохи Сун.

Тан Инь. Пейзаж
В XVI-XVII вв. Китай начинает подвергаться культурному влиянию европейцев. Китайская живопись начинает трансформироваться. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688-1766), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Именно он совместил китайские и европейские традиции в своём рисунке.

Джузеппе Кастильоне

Д. Кастильоне «Сосна и ястреб»

Каллиграфия занимает особое место в искусстве Китая. Каллиграфия подобна живописи, и процесс создания иероглифа кистью и тушью приравнен к процессу создания картины. Эту картину нужно не просто созерцать, но и проникаться её духом, потому что китайский иероглиф – это графический рисунок-символ, знак смысла, слово, эмоциональный отпечаток древнего сознания.

Скульптура

Дошедшие до нашего времени бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во II тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Скульптуры отличаются разнообразием форм и узоров, причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц и чудовищ. Они должны были оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать к нему добрых духов. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. Сосуды отличались строгими пропорциями, четким распределением орнамента.

Сосуды
К середине II тысячелетия до н.э. формы бронзовых сосудов становятся более простыми и изящными, а узоры более плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), сцены, связанные с ритуальными обрядами.

Рельеф мифических существ
В период Хань появляются гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно-исторического характера. Они отражают представления древних людей о структуре Вселенной, странах света, о пирах во дворцах небожителей.
Самые ранние погребальные деревянные статуэтки были обнаружены на территории государства Чу (230 г. до н.э.). Они были еще примитивными и грубыми по форме.

Лучник императорской гвардии. Терракота. Конец III в. до н.э. Могила Цинь

В период династии Цинь керамические погребальные фигурки изображали уже сцены реальной жизни. В одном захоронении иногда было несколько тысяч таких фигур. Это громадное войско воинов и лошадей должно было наводить страх на загробных врагов.
Статуи периода династии Хань отличались гротескностью образа, простотой и выразительностью пластического языка.

Статуя династии Хань
В создании человеческих образов применялись методы круглой и плоской скульптуры. Так постепенно сформировался особый стиль китайской скульптуры.
Подлинный расцвет скульптура переживает во времена Танской династии. Танские трехцветные глазурные изделия отличались оригинальностью, выразительностью, блеском и яркостью глазури, высокой техникой обжига.

Скульптура эпохи Тан
Знаменитые лошади и верблюды этого вида скульптуры отличают точные пропорции, благородные формы и хороший художественный вкус.
К этому времени погребальная скульптура постепенно приходит в упадок. Началась эпоха каменной скульптуры. Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Так было вплоть до последних дней династии Мин и Цин.

Китайская каменная скульптура

Каменные скульптуры в гробнице генерала Хо Цюбина представляют собой шедевры скульптурного искусства Китая раннего периода. Хо Цюбин - знаменитый генерал времен династии Хань. Его захоронили рядом с императором Уди. Могила была построена наподобие горы Циляньшань и на могиле было установлено 9 каменных скульптур, чтобы увековечить военные заслуги выдающегося генерала.
Первые изваяния львов датируются 25-200 гг. н.э. (династия Восточная Хань) и связаны с появлением буддизма в Китае.

Каменные пещеры Китая также представляли одно из направлений буддийского искусства. В древности они обычно выдалбливались в горах. В Китай это искусство проникло из Индии в период династий Вэй и Цзин. Таких каменных пещер в Китае насчитывается около 120. Среди них самыми знаменитыми являются Юньганские пещеры в провинции Шэньси, Лунмэнские пещеры в провинции Хэнань и Дунхуанские пещеры Могаоку в провинции Ганьсу. Их называют тремя сокровищами искусства каменного изваяния Китая.

Лунмэнская пещера
Юньганские и Лунмэнские пещеры являются самыми ранними и отличаются многочисленностью изваяний и высокой художественностью.
Лунмэнские пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более 100 тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями. Изваяния Будды и Бодисатвы облачены в ханьские одежды, отличаются безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 м.

Статуя Будды в храме Фэнсянь
Черты лица Будды уже полностью китайские.

Статуя Будды в Лэшане (объект ЮНЕСКО)

Архитектура

Архитектура Китая за 5 тыс. лет создала немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются мировыми шедеврами. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

Малая пагода диких гусей (707-709 гг.)

Малая пагода диких гусей была построена для размещения буддистских рукописей индийского происхождения по инициативе монаха-путешественника Ицзина.
Вокруг малой пагоды расположен большой парк с несколькими буддийскими храмами и фонтаном. В глубине парка находится Музей Сианя с экспонатами об истории города и династиях китайской истории.

Малая пагода диких гусей (Сиань)
Большинство строений в древнем Китае сооружались из дерева: в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании возводилась кровля, которую покрывали черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом. Стены не имели функции несущей конструкции.
Древние строители изготавливали детали по отдельности, а затем собирали строение непосредственно на месте. Деревянные строения были более стойки к землетрясениям. Но главный их недостаток – недолговечность и пожароопасность. Многие архитектурные памятники сгорели или пострадали от пожаров.
Китайские здания имеют свой особый архитектурный декор. Например, чивэнь на конце конька крыши.

Чивэнь
А также

Глазированная черепица на крыше Летнего дворца

Балюстрада на каменном мосту в городе Ситан

Архитектурная живопись Хэ си в Запретном городе

Запретный город

Запретный город – самый обширный дворцовый комплекс в мире (961 x 753 м, 720 тыс. м², 980 зданий). Находится в центре Пекина. Это главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин (с 1420 по 1912 гг.). В течение всего этого времени служил местом жительства императоров и членов их семей, а также церемониальным и политическим центром китайского правительства. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.

Запретный город

Храм Неба

Храм Неба – храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине. Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.
Комплекс построен в 1420 г. во время правления династии Мин.

Биси

Каменная черепаха юаньской династии в Каракоруме

Биси – помесь китайского дракона с китайской черепахой, один из «Девяти сыновей дракона» в китайской мифологии.
В китайской архитектуре они обычно появляются в виде исполинской ушастой, зубастой черепахи, несущей на своей спине стелу с важным текстом. В разных вариантах такие черепахи встречаются не только в Китае, но и в сопредельных государствах: Вьетнаме, Корее, Монголии и даже в России (две черепахи из Уссурийска в Приморском крае).
В древних китайских традициях черепаха являлась символом долголетия; её форма связывалась со строением мироздания. По образу и подобию черепахи должны были строиться сооружения, рассчитанные на вечность.

Биси со стелой у мавзолея первого минского императора Чжу Юаньчжана (начало XV в).

Висячие гробы

Погребальные сооружения в виде гробов, размещающихся на скалах, высоко над землёй. Встречаются во многих странах.

Захоронение в висячих гробах – древний погребальный обычай некоторых национальных меньшинств Китая, особенно народа бо. Полые гробы разной формы высекались из цельных кусков дерева нану. После помещения внутрь трупа покойного их располагали на высоких (до 100 м) скальных уступах и пещерах, чаще группами. По поверьям народа бо, горы были лестницей между этим миром и небесным. Кроме того, жители хотели уберечь покойных от осквернения врагами и животными.

Башни

В Китае издавна любят строить башни. Самыми известными тремя башнями в Китае являются башня Хуанхэлоу, башня Юеянлоу, башня Тэнвангэ.

Башня Хуанхэлоу в городе Ухань провинции Хубэй

Башня Юеянлоу в городе Юеян провинции Хунань

Жилые постройки

Сыхэюань

Сыхэюань – тип традиционной китайской застройки, при котором четыре здания помещаются фасадами внутрь по сторонам прямоугольного двора. По такому типу в Китае строились усадьбы, дворцы, храмы, монастыри и т. д.

Тулоу

Жилые комплексы крепостного типа – тулоу (Фуцзянь)
Тулоу в китайской архитектуре – жилой комплекс крепостного типа, распространённый в провинциях Фуцзянь и Гуандун. Бывают квадратной или круглой формы. Первые тулоу были построены представителями народности хакка ещё при династии Тан. Столкнувшись с враждебным отношением к себе со стороны местного населения, мигранты вынуждены были строить замкнутые жилые сооружения крепостного типа.

Укреплённые особняки дяолоу

Дом-крепость Жуйшилоу в окрестностях Гуанчжоу
Это укреплённые многоэтажные особняки, характерные для уезда Кайпин в провинции Гуандун на юге Китая.
Самые старые особняки относятся ко времени заката династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В относительно мирные времена правления династии Цин подобных сооружений не строили, но мода на них вернулась в 1920-е и 1930-е гг., когда в Китай стали возвращаться зажиточные представители китайской диаспоры из-за океана.

Фанза

Фанза – типичный крестьянский дом северного Китая.

Глава «Искусство Китая». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга II. Азия, Африка, Америка, Океания. Автор: Н.А. Виноградова; под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961)

Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4-5 вв. н. э., а его художественная культура достигла высокого расцвета еще тогда, когда в Западной Европе лишь зарождалась и делала свои первые шаги средневековая цивилизация. Китайские художники в эпоху феодализма создали глубоко поэтичное, неповторимое по образному строю и художественному языку искусство, отмеченное высоким мастерством и почти безграничной творческой фантазией народа. Уже в эпоху раннего средневековья Китай обладал стройно разработанной системой философско-эстетических взглядов. Несмотря на идеалистический характер, свойственный средневековой философии, они несли в себе элементы материализма и диалектики. В Китае, как и всюду в средние века, господствовала религиозная идеология, наложившая печать на все области искусства. Однако многие виды китайского искусства, в частности живопись, гораздо меньше, чем, например, в Византии или в раннефеодальной Европе, испытывали давление религиозной догматики. Существенное значение для развития светских тенденций в культуре и искусстве имел интенсивный рост городов Китая, которые уже в пору раннего средневековья были крупными экономическими и культурными центрами. В городах средневекового Китая с большой силой проявлялся дух свободы и вольномыслия, и это особенно способствовало проникновению светского начала в литературу и искусство. С редкой для эпохи феодализма глубиной живописцы, скульпторы и архитекторы Китая выразили в своих произведениях представления о человеке и о мире, выходящие далеко за пределы узких религиозных догм. Светское начало проявилось во всех жанрах китайского искусства, но особое место в этом отношении занимает пейзажная живопись. Она оказалась той областью искусства, в которой, оставаясь в рамках средневековой художественной концепции, китайские живописцы создали произведения, полные глубокой реалистической правды. Искусство средневекового Китая поражает своим многообразием и чрезвычайно тонким, возвышенным, богатым и сложным пониманием природы. Зоркость видения, поэтичность и широта мировосприятия сделали средневековую китайскую культуру близкой и понятной нашим современникам, поставили ее в ряд высших достижений мирового искусства прошлого.

Средневековое искусство Китая имело большие и давние традиции, сложившиеся в условиях рабовладельческой формации. Китайский народ развивал свою культуру беспрерывно в течение нескольких тысячелетий. Китайское искусство феодальной эпохи качественно отличается от искусства предшествующего времени, но вместе с тем оно связано с ним тысячью нитей глубокой преемственности. Средневековые китайские художники исходили в своем творчестве из огромного, веками накопленного опыта, использовали уже проверенные и отобранные временем приемы и формы. Это внесло известную каноничность в искусство, но сами каноны, особенно в пору расцвета средневекового искусства, перерабатывались и расширялись в соответствии с изменением эстетических идеалов.

Китайское искусство в эпоху средневековья взаимодействовало с искусством многих стран и народов. Особенно тесно было оно связано с искусством Индии, Кореи, Японии. Сходство конкретно-исторических форм феодализма и выросших на его базе явлений философии, религии, этики и эстетики определяло типологическую близость средневековых художественных культур ряда народов Дальнего Востока. Естественно, что в этих условиях искусство Китая, обладавшее уже на ранних ступенях феодального общества развитой и сильной художественной традицией, служило образцом, особенно для тех стран, где культура рабовладельческой эпохи либо совсем отсутствовала, либо была развита слабо. Если же охватить взглядом всю эпоху феодализма на Дальнем Востоке, то мы увидим картину взаимодействия искусства разных стран, дававшего плодотворные результаты.

История средневекового искусства в Китае охватывает полтора с лишним тысячелетия. Подобно России, Китай пережил и сверг монгольское владычество и в 14-15 вв. вновь стал на путь укрепления национального государства. Однако исторические условия сложились неблагоприятно для великой китайской культуры. Застойный характер феодализма, а затем колониальная политика западноевропейских стран затормозили поступательное развитие искусства. Китай, как и другие страны Востока, не знал культуры, аналогичной европейскому Возрождению, не создал в условиях кризиса феодальной и зарождения капиталистической формации реалистического искусства нового типа. Тем не менее вклад китайского народа в мировую культуру огромен.

Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 в. н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску. Эпоха Классического Средневековья была временем высочайшего взлета китайской культуры - «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость китайского народа. Культура Зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.

18.1. Эпоха Раннего Средневековья

Общая характеристика периода

Эпоха политической раздробленности, открывающая историю Средневекового Китая, не прервала традицию культурного развития страны. Вслед за империей Хань, сметенной народным восстанием «желтых повязок», наступила эпоха Троецарствия (220 - 280): образовались три самостоятельных государства - Вэй, Шу и У. Это было время войн, эпидемий, голода, крестьянских волнений. Противоборство трех царств завершилось победой правопреемницы Вэй - империи Цзинь (280-316). И хотя формально страна в эти годы была объединена, однако распри и перевороты продолжались. Разложение имперского порядка сделало Китай легкой добычей кочевых племен, хлынувших в северные и западные районы государства. Под их натиском китайцы бежали на юг, за реку Янцзы. Так произошло разделение страны на северную и южную части, продолжавшееся с 316 по 589 гг. и вошедшее в историю под названием периода Северных и Южных династий. Это обособление стало одним из ключевых моментов истории и культуры Китая III-VI вв.

Религия

Политическая ситуация отразилась на духовном строе эпохи и породила такие новые явления, как религиозный даосизм и чань-буддизм. Даосизм был тесно связан с мистическими сектами. Возглавлявшие их священники, чаще всего из простолюдинов, притязали на обладание ниспосланных им лично с Неба откровений. Движение «небесных наставников», зародившееся в Северном Китае, с IV в. стало интенсивно проникать на юг страны вместе с беженцами. К концу столетия народный даосизм уже имел все признаки организованной религии. Оставаясь элитарным учением, он вместе с тем обеспечивал широким слоям общества доступ к самым разнообразным видам шаманских услуг в повседневном быту. Популярными в этой среде были идеи близкого конца света.

Дао, объединяющее в себе три «даоские драгоценности»: энергию – ци, семя – цзини, дух - шэнь

Датой прихода буддизма в Китай считается 65 г. н. э., когда близ города Лояна был возведен знаменитый монастырь Баймасы (Белой лошади). По преданию, именно на лошади белой масти в Китай из Индии были доставлены первые буддийские сочинения - сутры (букв. - нить, жанр произведений, состоящий из афоризмов). Падение династии Хань в 220 г. ослабило позиции той части знати, которая ратовала за традиционное конфуцианство, что благоприятно сказалось на распространении в Китае буддизма. Правящие династии, часто сменявшие друг друга, видели в буддизме свою опору. Так, в одном только V в. было основано 17 тысяч культовых мест. Признанными центрами буддизма стали города Лоян, Чаньань и Нанкин.

Буддизм в Китае быстро приспособился к национальным традициям. Буддизм утверждался здесь сначала в форме учения Нагарджуны, а затем в мистической разновидности учения Бодхидхармы (1-я пол. VШ в. н.э., кит. Дамо ).

Со временем буддизм нашел некое уникальное соотношение с даосизмом, а позже и с конфуцианством, что позволило ему органически войти в плоть и кровь китайской культуры.

Таким образом, первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. К VI в. буддизм стал в Китае господствующим идеологическим течением и приобрел статус государственной религии. Буддийские монастыри превращались в крупных земельных собственников. В комплексе с конфуцианством и даосизмом буддизм составил синкретическое единство «трех религий», в котором каждое учение как бы дополняло два других.

В течение довольно короткого периода времени, во второй половине VI в., сформировались основные школы собственно китайского буддизма, оказавшие влияние на буддийские традиции всего Дальнего Востока. Среди них наибольшее распространение получили школы чанъ-цзун, проповедовавшие взгляд на мир как совершенное целое и утверждавшие возможность спасения всех живых существ в этой жизни. По сей день большим влиянием пользуется оформившаяся в конце VI в. школа «Чистой Земли», обещающая спасение верой в будду Амитабху. Это учение, доступное пониманию широких масс и обещавшее человеку лучшую посмертную участь, не требовавшее знания сутр и исполнения сложных религиозных обрядов, призывало к «думанию о Будде», утверждало, что одно лишь произнесение с верой имени Амитабхи способно даровать человеку перерождение в блаженном царстве.

В середине VI в. индийским проповедником Бодхидхармой была основана школа чань, что значит созерцание, медитация. Именно ее приверженцы отказались от изучения сутр и всякого ритуала. В отличие от других школ чаньские учителя высоко ценили физический труд, особенно в коллективе. Медитацию они также трактовали по-новому - как спонтанное самораскрытие истинной природы человека в ходе его существования. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала большое влияние на национальное искусство.

История существования Китая насчитывает более 3600 лет, а рождение государства датируется 16 веком до н.э. За такой значительный временной отрезок Китай развил насыщенную и богатую культуру и традиции, свою собственную религиозную систему взглядов и ценностей, которые чтятся китайским народом по сегодняшний день. Не меньший интерес представляют достижения Китая в науке, искусстве, технике, медицине и культуре. Страницы истории Китая пестрят любопытными фактами, посвященными открытиям, а некоторые из них по-прежнему считаются величайшими достижениями, которые навсегда перевернули человеческое представление о мире и открыли новые возможности.

Четыре самых значительных открытий Китая – подарок всему миру

В Средние века в Китае появились на свет до сих пор неизвестные бумага, компас и порох и зародилось книгопечатание. Эти четыре достижения стали переворотным пунктом в развитии государства, а то, что раньше могли себе позволить лишь богатые жители, стало досягаемым для любого человека.

Авторство технологии изготовления бумаги принадлежит Цай Луню, который был евнухом при императорском дворе времен династии Хань в 105 году н.э. До появления бумаги ее приходилось заменять материалами из бамбука и драгоценного шелка, а также табличками, которые изготавливались из дерева или глины. К 3 веку н.э. бумага получила широкое использование и заменой для более дорогих в создании предшественников.

Любопытно, что по тогдашней рецептурной технологии бумагу готовили через кипячение целого списка ингредиентов: коры тутового дерева, кусков ткани и пеньки (волокна стеблей конопли). Сваренную массу тщательным образом перетирали, добавляя воду, чтобы она стала напоминать пасту. Смесь черпали деревянным ситом, чтобы дать уйти лишней жидкости, а на его поверхности оставалось лишь ровное и плотное полотно волокон. Завершающим этапом было перемещение волокнистой массы на доски с гладкой поверхностью, которые складывались в стопку и помещались под пресс для просушки и затвердевания.

Появление бумаги позволило не только подробно сохранить документально свою историю и культурные традиции на века, но и породило новое великое изобретение китайцев.

Самой древней печатной книгой считается Алмазная сутра, которая была создана в период правления династии Тан (618-907 годы до н.э.).

Настоящее развитие это дело получило благодаря государственному деятелю Шень Ко, когда тот в 1088 году сделал подробное письменное описание всего печатного процесса при помощи создания письменных символов из обожженной глины и наборных шрифтов.

Набор текста повлек перемены в переплете листов, который до этих пор традиционно имел форму свитка, а затем превратился в перевязанную стопку отпечатанных листов. В период правления династии Сун (960-1279 годы) создается переплет «бабочка» (сгиб листов по центру), а при династии Юань (1271-1368 годы) появился книжный корешок.

Порох возник в 10 веке для применения в роли начинки для зажигательных снарядов. Первое оружие из бамбуковой трубки и порохом для поджигания было использовано в боях в 1132 году, а немного позже было разработано бамбуковое ружье с пулями.

Порох был не просто военным изобретением, но часто использовался в домашних пределах как сильный дезинфектор и средство для борьбы с насекомыми. Это же достижение позволило китайцам изобрести фейерверк, который служил не столько украшением, сколько способом борьбы со злыми духами. Яркие огоньки и грохотание по легенде помогали отпугивать их.

Самый первый вариант компаса датируется временем правления династии Хань (202 год до н.э. – 220 год н.э.), когда в Китае узнали о свойствах магнитного железняка. Но использовался этот компас отнюдь не для определения севера, а во время гаданий. Стрелка внешне напоминала ложку, которая узким концом показывала на юг. Документально лишь в 1044 году компас стали применять в современном значении. Усовершенствовал его конструкцию Шень Ко, который в своих трудах изложил строение магнитного устройства с иглой и разъяснил его магнитное отклонение от истинного севера.

Примеры других достижений Китая в разных сферах человеческой деятельности

Китай подарил миру большое множество открытий и изобретений, которые постепенно успешно перекочевали на запад и вошли не просто в моду временно, но закрепились там навсегда. Вот некоторые из таких запоминающихся примеров.

Наука и культура

  • Астрономия : к развитию науки привело верование в то, что император является Сыном Неба, а всякое одобрение и наказание исходит с небес. Считается, что через развитие астрономии китайцы пришли к созданию календарного года в 3 веке (сначала из 360 дней, а затем из 365).
  • Палочки для еды : иногда их называют пятым великим достижением Китая, а появились они более 3 тысяч лет тому назад. Считается, что изначально палочками было принято лишь доставать еду из посудины. Палочки не уступают по популярности вилке, ведь приблизительно 30% людей по всему миру используют их в быту.
  • Фэншуй : искусство достижения гармонии (энергия неба и земли) завоевало всемирное расположение благодаря своей практичности и необычности древних китайских традиций и верований, а его основателем считается Конфуций.
  • Кисть : нет ничего удивительного в том, что кисть создали китайцы около 3 тысяч лет тому назад, ведь с помощью этого инструмента они смогли достичь развития искусства каллиграфии и живописи.
  • Зонт : изготавливали первые зонты китайцы из рисовой бумаги, чтобы скрыться от солнечных лучей. В моде были многоярусные расписные зонты, которые указывали на общественное положение человека.

Военное и боевое искусство

  • Боевое искусство ушу : некогда являя собой магическую культуру, которая соединила в себе духовные практики и легендарную военную подготовку, ушу относится к древнейшему наследию Китая и начало оформляться еще в 11-3 веках до н.э. Развитие религиозных форм позволило обогатить традиции ушу и повлекло появление новых направлений и школ боевых искусств.
  • Арбалет : конструкцию этого оружия китайцы разработали еще в 5 веке до н.э. Оно было самым используемым вплоть до династии Хань, а воины, стрелявшие из них, обязательно проходили обучение, чтобы продемонстрировать в бою столь часто применявшийся прием массового выстрела из арбалетов.

Медицина и здоровье

  • Гимнастика цигун : оздоровительная техника, которая возникла более 7 тысяч лет тому назад и направлена на «включение» организмом процесса самовосстановления через плавные физические упражнения и дыхательную гимнастику.
  • Акупунктура: метод лечения, который зародился в Китае более 5 тысяч лет тому назад как философская концепция Инь и Ян (баланс энергий). Сеансы акупунктуры направлены на создание баланса в теле, что позволяет предотвратить развитие болезней и поправить здоровье. Действенность этот метода была не единожды доказана ВОЗ.
  • Зубная щетка: появление первой бамбуковой щетки со щетиной вепря в Китае датируется 1498 годом, тогда как в Европу зубные щетки проникли лишь в 17 веке.
  • Диета и лечебное голодание: уже в 4 веке до н.э. при дворе императора существовала должность диетолога. Первую оздоровительную диету создал и записал Чжан Чжундзин (жил в 150-219 годах н.э.). Лечение авитаминоза при помощи диеты китайцы начали еще во времена династии Юань (1271-1368 годы), а их эффективность была подтверждена научно в начале 20 века.

Китая , как и вообще расцвет китайского средневекового обще-ства, приходится на период правления ди-настий Тан и Сун . Именно в это время китайцами были изобретены фарфор, порох, компас . Потрясающих успехов китайские учёные достигли в области астрономии и медицины, особенно в иг-лотерапии, активно используемой в медицинской практике и по сей день.

Династия Тан оказала сильнейшее культурное воздействие на Японию, Корею, Центральную Азию. Сама Поднебесная в это вре-мя гостеприимно распахнула свои двери христианам-несторианцам, буддистам. Небывало в Китае расцветает буддийское искусст-во, особенно скульптура, великолепные образцы которой украша-ют пещерные храмы Лунмыня и Дуньхуана.

VII-IX вв. называют «золотым веком» китайской поэзии. Мир природы — центральная тема творчества великого китайского по-эта Ли Бо. Творчество другого поэта Китая — Ду Фу — называют «по-этической историей», поскольку значительное место в его поэзии занимают гражданские мотивы.

Важнейшим видом искусства в средневековом Китае была жи-вопись. Художники писали картины красками или тушью на длин-ных шёлковых или бумажных свитках. Наиболее распространённы-ми жанрами живописи были пейзажи, изображения зверей и птиц . Тончайшие оттенки туши позволяли средневековым художникам построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Китайская живопись отлича-лась глубокой философичностью и историзмом.