Кто это - лачка? Национальность лакцы, история народа, численность, традиции и обычаи. Ох уж, эти странные лакцы… Кто хитрее лакцы или евреи

Лакцы

Лакцы исторически представлены в центральной горной части Дагестана в современном Лакском, Кулинском районах (они составляют там более 90 % населения), а также в Новолакском районе (48 % населения), куда были депортированы в 1944 году. Сельское население лакцев проживает также в Акушинском (5 %), Рутульском (5 %) и Кизлярском (3 %) районах. После образования районов часть лакцев оказалась в составе Чародинского (сс. Шали, Арчи), Рутульского (сс. Аракул, Верхний Катрух, Нижний Катрух), Аршинского (сс. Балхар, Уручул, Цалахан, Хули) районов. Лакские селения Шадни и Буршимака (совр. Ениаул) находятся соответственно в Дахадаевском и Магарамкентском районах. Подавляющее большинство лакцев живет в городах Дагестана, а также РФ, СНГ. В Махачкале они составляют 12 %, Каспийске - 14 %, Буйнакске и Кизилюрте около 8 % населения. Небольшое число лакцев проживает в городах Турции и Ближнего Востока. По данным 2001 года, общее количество лакцев составляет около 120 тысяч человек, из них в Дагестане около 105 тысяч, или 5 % от всего населения.

Самоназвание лакцев - лак, что нашло отражение в греч. лег, грузинском лэки и армянском лак. Свою страну они называют Лакку кIану, букв. “Лакское место”, Лакку билаят - Лакская страна. Аварцы называют лакцев гъазигъумек, даргинцы - булеги, лезгины - яхул, кумыки и северокавказские народы - къазикъумукъ (гъазигьумук).

Лакцы имеют богатый фольклор, представленный во всех его жанрах, оригинальную народную музыку. Письменность на арабской графической основе начала складываться еще в XV в.; первые письменные памятники относятся к XVI-XVIII вв.

Литературный язык (в обеих его разновидностях) сложился в XVIII в. на основе речи жителей селения Кумух, который был политическим, торгово-экономическим и культурным центром лакского народа.

Лакская литература богата своей поэзией, прозой, драматургией. С 1935 года функционирует государственный драматический театр. В последние десятилетия активно развивается профессиональная музыкальная культура, получившая международное признание.

Представляя какой-либо народ читателям, обычно принято рассказывать о его истории. Хотя история лакцев систематически и полностью не изучена и не описана, однако и то, что достоверно известно по источникам и отдельным исследованиям, дает основание думать, что у этого народа была богатая, насыщенная крупными событиями история.

Если бы не ограниченность журнальной статьи, следовало бы в первую очередь рассказать о лакских государственных образованиях (Гумике, Казикумухском шамхальстве, Казикумухском ханстве), о знаменитых в свое время феодальных владениях, сыгравших большую роль в истории Лакии и ее народа, Дагестана и в целом Кавказа, о роли и месте лакцев и их Сурхай-хана I Чолака, его сыновей в антииранских освободительных войнах, продолжавшихся более 35 лет, о знаменитом сражении, завершившемся полным разгромом армии Надир-шаха, о многолетней героической борьбе против русской колониальной экспансии, о восстании 1877 года; нельзя было бы не сказать о том, что лакцы одними из первых на Кавказе приняли ислам, и о том, что приобщение к арабо-мусульманской культуре было поворотным событием в истории духовной культуры лакского народа и выявило из лакской среды плеяду крупных ученых, в том числе таких как Али Каяев. Слишком много места занял бы рассказ об огромном значении присоединения Дагестана и Лакии к Российскому государству, о его во многом противоречивых, но в целом прогрессивных последствиях. Особо следовало бы выделить славные страницы участия лакского народа в борьбе за установление советской власти; имена выдающихся революционеров, государственных деятелей Саида Габиева, Гаруна Саидова; всенародный подъем в период советского строительства. Невозможно было бы не сказать особо о всенародном участии лакцев в Великой Отечественной войне, об их беспрецедентном патриотическом подъеме и героическом подвиге на полях сражений, в партизанских отрядах, о целой плеяде Героев Советского Союза, героев Италии, французского Сопротивления, о тех, кто еще в сорок первом бомбил Берлин, о кавалерах орденов Ленина, Боевого Красного Знамени, о сбежавших на фронт старшеклассниках Кумухской средней школы и о том, что Лакский район четыре года подряд получал Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, что награжденных орденами и медалями за трудовой подвиг и помощь фронту в Лакском районе было во много раз больше, чем в других районах республики. Разумеется, нельзя было бы не сказать об ученых, инженерах, архитекторах, летчиках, академиках, лауреатах Государственных премий, художниках, композиторах, спортсменах и многих других, имена которых известны в стране и мире.

Говоря о лакцах, непременно нужно было бы рассказать об их жизни сегодня, о больших и малых проблемах, национальном самочувствии и морально-психологическом климате современного лакского общества. Но, к сожалению, в одной статье обо всем этом даже пунктирно невозможно означить.

Но если все же нужно привлечь внимание читателя и если в этом смысле необходимо выделить наиболее исключительное у этого народа, нам представляется, что нужно сказать о главной проблеме - лакском этносе. Сегодня лакский народ, судя по принятым в социологии и социолингвистике измерениям, приходится причислить к умирающему народу (этносу). Это видно, во-первых, по признанным в науке демографическим показателям. Приведем наиболее яркие из них. У лакцев самый низкий процент прироста населения среди всех народов Дагестана, см.: по сравнению с 1970 годом прирост в 1979 году составлял 116,3%, а по сравнению с 1979 годом в 1989 году -115% (ср., например, у аварцев соответственно -122 и 119, 8; у даргинцев -124,2 и 119; у табасаранцев -136,7 и 134,7). Самая низкая рождаемость опять-таки у лакцев. Например, в 1989 г. в Лакском районе на 1000 человек - 18,9, в Советском районе - 28,5, Ахвахском -40,2, Гунибском - 30,1. Или: если по республике рождаемость детей за 1989 г. увеличилась на 23%, то в Лакском районе всего на 10,5%. По проценту смертности за тот же период ведущие места принадлежат Лакскому и Кулинскому районам. В целом у лакского населения должна быть крайне низкая рождаемость, т.к. около 70% лакцев являются горожанами.

Предположим, но только теоретически, что ситуация с рождаемостью и соотношение “рождаемость - смертность” может измениться в положительную сторону, хотя практически трудно в это поверить, ведь количество лакцев-горожан поступательно увеличивается, в том числе за счет тех же выходцев из сельских районов. Но тем не менее! Если окончательная “демографическая смерть” лакцам в ближайшее время непосредственно не угрожает или не так ярко это видно, то этнонациональная или национально-культурная деградация реально угрожает подавляющей части лакского народа, что, в свою очередь, прямо и косвенно не может не отразиться на лакском этносе в целом.

Сразу же отметим, что речь идет о лакцах-горожанах.

Нет необходимости конкретными социологическими (хотя такие исследования проводились этнографами, лингвистами и др.) и социолингвистическими исследованиями доказывать, что лакцы-горожане в третьем поколении практически не владеют лакским языком, а те, кто заявляет, что знает язык, или те, о которых родители говорят, что их дети знают родной язык, в лучшем случае могут изъясняться ситуативно по острой необходимости. Также не нужно доказывать, что сегодня, за исключением тех, кто в свое время учился в сельской национальной школе, не умеют читать и писать на лакском. языке. Значит, через 30-40 лет в городах читать и писать на родном языке будут уметь опять-таки только прибывшие из сельской местности. Таким образом, в ближайшие десятилетия больше 80% наиболее социально активных представителей народа, которых принято называть образно цветом нации, не будут владеть лакским языком. Эта часть народа, в среде которой должна была бы развиваться национальная культура, традиции, литературный язык, создаваться литература и т. д., сама будет оторвана от национально-этнической почвы и родной культуры.

Да, этнонациональная деградация в той или иной степени угрожает и горожанам других национальностей. Но все дело в том, что если такая опасность грозит, скажем, только 30,8 % аварцев (речь идет о количестве городского населения), 31,5% даргинцев, 33,1% табасаранцев, 47% кумыков, то у лакцев 63%. К тому же нужно принять во внимание и то, что лакцы, живущие за пределами Дагестана и РФ, - в абсолютном большинстве горожане.

Картина не будет полной, если не обратить внимания и на такие данные: за период 1979-1989 гг. население Лакского района уменьшилось на 2700 чел., а в последние десять лет ежегодно выезжает в города в среднем 300 человек. Лакцы занимают ведущее место среди народов Дагестана и по темпам смены родного языка и этноязыковой деградации: процент признающих язык своей национальности родным языком (независимо от его знания или степени знания) у лакцев самый низкий - 97,7 (у аварцев - 98,2, даргинцев - 98,8, кумыков - 99 и др.). По данным 1989 г., каждый 77-й лакец родным языком признал русский язык, у аварцев - только каждый 176-й, у кумыков - каждый 162-й, у даргинцев - каждый 196-й.

Если даже предположить, что количество лакцев в обоих лакских районах сохранится на таком же уровне, как сегодня (около 20 тыс. чел.), риторический вопрос: “Что это за нация, у которой подавляющая и наиболее образованная часть населения не знает своего языка?” перестает быть образным и смешным, он звучит зловеще. Это усугубляется и тем, что языковое обрусение лакцев и их практическая национально-культурная деградация происходят и будут происходить по объективным причинам. В своей первопричине этот процесс объясняется скудностью лакской земли, он обусловлен особенностями сегодняшней действительности, особенностями политико-административного и государственного устройства Республики Дагестан (они были заложены еще в 1920 году при образовании ДАССР). Хуже всего то, что практически - даже при очень большом желании - уже ничего невозможно изменить (в самом деле, не будем же создавать “национальные города”, в том числе “лакский город” с самодостаточным “лакским государством”).

В принципе, ничего страшного нет в том, если сто тысяч лакцев сменят родной язык, ассимилируются и станут частью русской нации. В истории аналогичных примеров много. Но дело в том, что эти сто тысяч лакцев не станут и русскими, они не станут и аварцами, лезгинами или кумыками. Объективные условия Дагестана и дагестанских городов “не позволят” этого. Но кем они станут? Одно можно определенно сказать: они будут считать себя лакцами. Мы будем иметь по сути некую этнонационально-безликую массу без собственного языка, культуры и традиций, аналогии которой невозможно найти ни в современной истории, ни в прошлом. Но как они будут себя вести, какое место они будут занимать в сообществе народов Дагестана - трудно прогнозировать, потому что не с кем и не с чем сопоставить и аналогии не было в истории.

В создавшейся ситуации единственное, что возможно сделать для продления этнокультурной жизни лакского народа, - это найти пути сохранения сельского населения в лакских районах. Для этого, видимо, потребуется вмешательство государства на федеративном уровне. В противном случае существующее столетиями межнациональное и хозяйственно-экономическое равновесие в дагестанском регионе будет нарушено, а это не в интересах республики и ее народов.

- (самоназвания лак, тумал, вулугуни, яхулви, казикумухцы) народ общей численностью 118 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 106 тыс. чел, в т.ч. Дагестан 92 тыс. чел. Язык лакский. Религиозная принадлежность верующих:… … Современная энциклопедия

- (лаки, казикумухцы), народ в Дагестане (92 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек. Язык лакский дагестанской ветви иберийско кавказских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 2 лаки (3) лачка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ев; ЛАКИ, ов; мн. Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу. ◁ Лакец, кца; Лак, а; м. Лачка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Лакский (см.). * * * лакцы (самоназвание лак), народ в России, в… … Энциклопедический словарь

Лаки, казикумухцы, один из коренных народов Дагестана. Основная масса живёт в горной части Дагистанской АССР (главным образом Лакский и Кулинский районы), часть на равнине Северного Дагестана (Новолакский район). Численность в… … Большая советская энциклопедия

- (самоназв. лак) народность, живущая в Даг. АССР. В прошлом были известны под именем казикумухов (по аулу Кумух). Числ. 64 т. ч. (1959). Лакский яз. относится к даг. ветви кавк. языков и включает 5 диалектов. Верующие Л. мусульмане сунниты. Л.… … Советская историческая энциклопедия

Мн. 1. Народ северокавказской этноязыковой семьи, составляющий основное население Дагестана. 2. Представители этого народа; лаки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

лакцы - л акцы, ев, ед. ч. л акец, л акца, твор. п. л акцем … Русский орфографический словарь

лакцы - ла/ки; ев см. тж. лакец, лак, лачка, лакский Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу … Словарь многих выражений

ЛАКЦЫ (лаки казикумухцы), народ в Дагестане (91,6 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек (1992). Язык лакский. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Народы России , Коллектив авторов , Курс лекций для школьников по теме «Народы России». Россия – многонациональное государство. На территории России проживает более 150 различных народов. Многонациональность обусловлена… Категория: История Серия: Аудиокурсы Издатель: ИДДК , аудиокнига
  • Лакцы. История, культура, традиции , Мариян Магомедова-Чалабова , Книга «Лакцы» продолжает начатую Издательским домом «Эпоха» серию «Детям – о народах Дагестана». Она даёт возможность юным дагестанцам расширить знания о нашей республике, лучше узнать… Категория:

Лакцы в прежнее время были преимущественно известны под именем казикумухцев или казикумыков. Самоназвание - лак; аварцы называют их тумал, даргинцы - булугуни, лезгины - яхулви.

Большая часть лакцев составляет основное население Лакского, Ку- линского, Ново-Лакского районов и смежных частей Левашинского, Акушинского, Рутульского районов Дагестанской АССР. Лакцы проживают также в Дахадаевоком (сел. Шадни), Курахском (сел. Бурши-Мака) и Чародинском (сел. Шали) районах. Общее число лакцев по переписи 1959 г.-64 тыс. Лакский язык, принадлежащий к дагестанской ветви кавказских языков, распадается на пять диалектов: вицхинский, кумухский, вихлинский, аштикулинский и балхарский. Подавляющее большинство лакцев знает русский язык. В меньшей степени они знакомы с кумыкским, азербайджанским, аварским, даргинским языками.

Основная масса лакцев проживает в горах. Если севернее сел. Кумух хорошо вызревают фрукты, пшеница и кукуруза, то в южной, более высокогорной, части лакской территории летом нередко выпадает снег. Через лакскую территорию протекает р. Казикумухское Кой су; она и ее притоки представляют собой бурные горные речки, текущиз то по широкой долине, то в глубоких каньонах. Зимой эти реки на три-четыре месяца сковываются льдом. Под лесом и кустарниками в Лакском и Кулинском районах находится лишь 1,6% территории, а неудобные земли составляют 17% общей площади этих районов.

Лакцы принадлежат к коренному населению Дагестана. Трудно сказать, однако, являются ли «леги», упоминаемые античными и раннесредневековыми авторами, предками современных лакцев, или так называли (как потом-«лезгинами») вообще всех дагестанских горцев. Больше оснований считать лакцами «гумиков» - народ, упоминаемый арабскими авторами IX-X вв. Баладзори и Масуди. Согласно их сведениям, гумикп жили примерно на той же территории, которую занимают лакцы. До присоединения к России (1820 г.) лакцы входили в состав Казикумухского ханства. После ликвидации ханства в 1859 г. территория его была преобразована в Казикумухский округ Дагестанской области.

При образовании Дагестанской АССР Казикумухский округ в 1922- г. был переименован в Лакский округ. С 1929 г. он стал именоваться районом, а в 1935 г. был разделен на два района: Лакский с центром в сел. Кумух и Кулинский с центром сначала в сел. Кая, а с 1940 г.- в сел. Вачи. В 1944 г. на плоскости был образован Ново-Лакский район с центром в сел. Ново-Лакское - третий по счету чисто лакский район Дагестанской АССР.

Занятия

Главное занятие лакцев, проживающих в горах,- животноводство! , а в Ново-Лакском (районе - земледелие. В животноводстве на первом месте стоит разведение овец, далее- крупного рогатого скота, лошадей, ослов и мулов. Местная городская порода овец (С 1934 г. систематически улучшается и в настоящее время число грубошерстных овец в лакских районах составляет менее 5% всего поголовья. В течение лета весь скот лакских колхозов пасется в горах. В середине сентября овцы и часть крупного рогатого скота перегоняются на зимние пастбища, расположенные в Калмыцкой АССР. В середине апреля начинается обратный перегон скота на летние пастбища. По исстари заведенному обычаю, доением овец занимаются у лакцев мужчины, а доением коров - женщины. Лакские колхозы имеют на своих зимних пастбищах крытые помещения для скота и благоустроенные общежития для чабанов. Обычно еще летом колхозы командируют бригады рабочих на места зимних пастбищ. Эти бригады заготовляют на зиму сено, топливо и ремонтируют помещения. Коров, как правило, не перегоняют на зимние пастбища; круглый год они находятся вблизи селений. Телят же, подобно овцам, перегоняют ежегодно с гор на плоскость и обратно. Возвращение стада с пастбищ - праздничное событие в лакских селениях.

Каждый колхоз имеет молочно-товарную ферму, которая, в противоположность овцеводческой, всегда располагает помещением для скота. Скотные дворы, как и остальные постройки молочно-товарных ферм, во всех колхозах построены за последние 10-20 лет. Это просторные и удобные помещения, сооруженные с учетом местных строительных традиций. Например, на молочнотоварной ферме колхоза в сел. Убра Лакского района все постройки фермы сделаны из колотого камня на глиняном растворе. Плоская крыша коровника и телятника внутри поддерживается каменными столбами, между которыми перекинуты каменные арки. Такие же арки устроены над воротами и двумя калитками двора фермы. При молочно-товарной ферме, кроме скотного двора, имеются служебные помещения: помещение для доярок, сепараторная, склад для хранения продуктов животноводства; во дворе под навесом стоит своеобразная, издавна существующая у лакцев, печь для приготовления пищи.

Земледелие в лакских районах, за исключением Ново-Лакского, играет второстепенную роль. Так, в Лакском районе под пашней занято всего 3893 га (8,3% общей земельной площади) 2 . Своего хлеба хватает только в Ново-Лакском районе. Колхозы горных районов закупают его в Буйнакске и Махачкале. Главными культурами являются: в Кулинском районе - пшеница и ячмень, в Лакском - пшеница, кукуруза и ячмень. Немалое значение у лакцев имеют горох, рожь и картофель. В связи с расширением из года в год посевов на территории зимних пастбищ отмечается рост посевных площадей. Наряду со старой сельскохозяйственной техникой (соха с железным лемехом, молотильная доска, серп, коса и пр.) г колхозы применяют невиданные ранее в горах молотилки, железные плуги и борона, а на плоскости, кроме того,- тракторы, комбайны, сеялки, лобогрейки, сенокосилки, конные грабли и т. д. Сохранение в горах некоторых элементов старой техники объясняется рельефом местности и структурой почв лакских гор, а в некоторых случаях и потребностями хозяйства. В частности, применение молотильных досок в горах обусловлено тем, что, пользуясь ими, получают не солому, а необходимую скотоводам мякину.

Только после коллективизации началось массовое разведение овощей на лакских полях, получившее широкое распространение в настоящее время во всех лакских селениях. До революции один из исследователей лакского быта писал, что «страна лаков безлесна и садоводство в ней невозможно по суровости климата и по малому количеству земли». Колхозная Лакия опровергла это утверждение. Сейчас даже в наиболее высокогорном, Кулинском районе есть молодые сады (около 144 га), не говоря уже о значительной площади под садами в Лакском (около 432 га) и Ново-Лакском (более 335 га) районах. Колхозы и отдельные колхозники занимаются также пчеловодством. Наряду с рамочными ульями применяют и старые сапеточные, которые представляют собою плетенные из веток корзинки, имеющие форму усеченного конуса, обмазанные глиной и затем выбеленные.

На протяжении, по крайней мере, последних 100 лет, а возможно и гораздо большего периода характерной чертой лакской экономики было широкое развитие отхожих промыслов. Среди всех кавказских народов наибольший процент отходников давали именно лакцы. Слабое развитие земледелия, низкий его уровень, необеспеченность зимними пастбищами, большая плотность населения (до 40 человек на 1 кв. км) при неравномерности распределения средств и орудий производства между разными социальными прослойками заставляли лакскую бедноту покидать свои родные каменистые горы и искать заработка на стороне.

Существовала своеобразная специализация отдельных лакских селений. Так, сел. Кумух, вообще бывшее крупным ремесленным центром, особенно славилось ювелирами и медниками, Кая - торговцами, Унчу- катль - шорниками, Убра - каменщиками и лудильщиками, Кума - кондитерами, Шовкра - сапожниками, Цовкра - акробатами и т. д. Большое лакское сел. Балхар стало известно благодаря производству гончарных изделий, изготовлявшихся исключительно женщинами.

Балхарская керамика производится и в настоящее время и имеет широкое распространение по всему Дагестану. Это разделение профессий между различными селениями не могло бы возникнуть, если бы ремесленники ориентировались только на внутренний рынок.

Потребителями излишков рабочей силы у лакцев были города и селения плоскостных районов Кавказа. Однако в поисках заработка лакцы уходили не только в различные районы Дагестана и Северного Кавказа; лакских кустарей можно было встретить в Ростове-на-Дону, Москве, Оренбурге, Констаитинополе, Каире, Аддис-Абебе, Кульдже, Париже и пр.

В связи с отходничеством выработались и особые обычаи. Например, уходить из дому полагалось вечером после заката солнца; в дорожную сумку уходившего мать, сестра или невеста клали сладкое печенье в форме сердца, чтобы тот не забыл дарящую.

Коллективизация сельского хозяйства лишила отходничество его экономической основы. В советское время в районах, населенных лакцами, созданы промкомбинаты и артели, изготовляющие кожевенные, швейные, трикотажные, керамические изделия, кавказские сукна, войлоки и многое другое. Кроме того, многие колхозы организовали у 1себя мастерские по производству кавказского сукна, бурок, джемперов, шерстяных носков, обуви и пр. Создание организаций кустарей, а главное те глубочайшие сдвиги, которые произошли в жизни горцев за годы Советской власти, привели к тому, что в настоящее время отходничества у лакцев не существует. Теперь если лакские колхозники надолго покидают свои селения, то это делается в связи с учебой или военной службой, но не ради поисков куска хлеба. Наряду с этим, многие лакцы постоянно живут в городах Дагестана и других местах Советского Союза, где работают в различных областях экономики и культуры.

Местная промышленность лакских районов включает также колхозные водяные мельницы, маслосырозаводы, три типографии и ряд гидроэлектростанций (самая крупная из них в сел. Кумух). До Советской власти промышленность в Лакии отсутствовала, если не считать кустарных мастерских и небольших водяных мельниц.

Одна из уникальных особенностей республики Дагестан – это большое количество , и лакцы – один из них. Испокон веков они жили в центральной части региона, в так называемой Лакии, примерно в границах нынешних Лакского и Кулинского районов, где и сейчас преобладает лакское население.

Численность и место проживания лакцев

Орнамент росписи отличается приверженностью к свои традициям. Имена талантливых мастериц известны на весь мир, такие как: П. Кадиева, П. Ибрагимова, А.Сулейманова, П.Амирхановоа, Х.Мамаева, Х.Исмаилова и т.д. Сегодня промысел продолжает свое развитие, совершенствуя и сохраняя в творчестве лучшие традиции своего народа. Также из народных промыслов у лакцев развито сукноделие, изготовление войлока, паласов.

Знаменитые лакцы – герои СССР и России

Самые знаменитые лакцы XX века, это, без сомнения Муса Манаров и Амет-Хан Султан. Их знают далеко за пределами республики и России. Муса Манаров – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, он именно тот, кого упоминают его земляки, когда их собеседники признаются, что никогда не слышали про такую национальность, как лакцы.

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан тоже летчик, причем такой, что его полеты и во время ВОВ войны и в мирное время, когда он занимался испытанием новых самолетов, описывают с придыханием даже летчики-асы и сами конструкторы этих машин.

Интересный факт – мать Амет-Хана Султана – крымская татарка и крымские татары считают его своим национальным героем. Что он лакец по отцу, замалчивается, из-за чего время от времени возникают забавные казусы. Самый известный из них – предложение назвать симферопольский аэропорт именем Амет-Хана Султана. Они даже не знали, что в России в г. Махачкала уже есть аэропорт, носящий его имя.

Кроме Амет-Хана Султана во время ВОВ еще несколько лакцев стали Героями Советского Союза: Макаев Ц. М., Буганов Г. О., Сулейманов Р. Б., Сулейманов Я. М-А. В непростые постсоветские времена тоже нашлось место подвигам – уже два представителя этого гордого народа получили звание Героя России (к сожалению, посмертно). Это Мурачуев Х. Р. и Гаджиев Г. Ш. Они защищали Родину от международного терроризма.

Хотелось бы, чтобы национальность лакцы с их самобытной культурой, собственными обычаями и уникальным языком, не растворились среди народов России, а наоборот сохранялась и развивалась, обогащаясь сама и обогащая культуры других народов.

ЛАКЦЫ - на-род в Рос-сии.

Жи-вут в основном в центральной час-ти на-гор-но-го Да-ге-ста-на (Лак-ский и Ку-лин-ский районы, несколько сёл - на за-па-де Аку-шин-ско-го, на юго-за-па-де Да-ха-да-ев-ско-го, на се-ве-ре Ру-туль-ско-го и на вос-то-ке Ча-родин-ско-го районов), часть - на рав-ни-не (в основном Но-во-лак-ский район), в Ма-хач-ка-ле, Кас-пий-ске, Ха-са-вюр-те и др. го-ро-дах. Чис-лен-ность 156,5 тысяч человек (2002 год, пе-ре-пись), из них в Да-ге-ста-не на-счи-тыва-ет-ся 139,7 тысяч человек, в Став-ро-поль-ском крае - 2,5 тысячи человек, в Ка-бар-ди-но-Бал-ка-рии - 1,8 тысяч человек, в Мо-ск-ве - 1,8 тысяч человек. Жи-вут так-же в Уз-бе-ки-стане (3,9 тысяч человек), Турк-ме-нии (3,8 тысяч человек), Тад-жи-ки-ста-не (1,8 тысяч человек), Азер-бай-джа-не (1,4 тысяч человек) и др. Об-щая чис-лен-ность 167 тысяч человек (2008 год, оцен-ка). Го-во-рят на лак-ском язы-ке. 94,2% вла-де-ют русским язы-ком. Лакцы - му-суль-ма-не-сун-ни-ты ша-фи-ит-ско-го маз-ха-ба.

Лакцы -ко-рен-ные жи-те-ли Да-ге-ста-на. Вхо-ди-ли в Ка-зи-ку-мух-ское хан-ст-во (шам-халь-ст-во). Се-ло Ку-мух (Гу-мик) из-ве-ст-но по арабским ис-точ-ни-кам с I-го тысячелетия н. э. При-сое-ди-нён-ное к Рос-сии хан-ст-во бы-ло пре-об-ра-зо-ва-но в 1860 году в Ка-зи-ку-мух-ский округ Да-ге-стан-ской области, с 1922 года Лак-ский округ, с 1928 года - кан-тон, с 1929 года - рай-он в со-ста-ве Да-ге-стан-ской АССР, по-де-лён-ный в 1935 году на Лак-ский и Ку-лин-ский районы. В 1944 году часть лакцы бы-ла пе-ре-се-ле-на на рав-ни-ну, на зем-ли де-пор-ти-ро-ван-ных че-чен-цев.

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для да-ге-стан-ских на-ро-дов. Основные за-ня-тия - от-гон-ное ско-то-вод-ст-во и па-шен-ное зем-ле-де-лие на гор-ных скло-нах и тер-ра-сах (пше-ни-ца, рожь, яч-мень, про-со и бо-бо-вые; с конца XIX века - ку-ку-ру-за и кар-то-фель, с начала XX века - са-до-вые и ого-род-ные куль-ту-ры). Пре-об-ла-да-ло трёх-по-лье, тра-диционное па-хот-ное ору-дие - при-ми-тив-ный плуг (ха-рас). Бы-ло раз-ви-то от-ход-ни-че-ст-во.

Тра-диционные ре-мёс-ла - сук-но-де-лие, из-го-тов-ле-ние вой-ло-ка, па-ла-сов, ме-тал-лической по-су-ды (сё-ла Ку-мух, Уб-ра и др.), юве-лир-ное де-ло (село Ку-мух), гон-чар-ст-во (смотрите Бал-хар-ская ке-ра-ми-ка), зо-ло-тое и се-реб-ря-ное ши-тьё (сё-ла Ку-мух и Бал-хар), шор-ное (село Ун-чу-катль) и са-пож-ное (село Шов-кра) де-ло, об-ра-бот-ка кам-ня (село Уб-ра); село Кая сла-ви-лось тор-гов-ца-ми, село Ку-ма - кон-ди-те-ра-ми, село Цов-кра - ак-ро-ба-та-ми и т. д.

Осо-бен-ность лак-ско-го жи-ли-ща - обог-ре-вае-мая гли-но-бит-ная ле-жан-ка ти-па ка-на. Тра-диционная муж-ская оде-ж-да - шта-ны, ту-ни-ко-об-раз-ная ру-ба-ха, беш-мет (кур-ту), чер-ке-ска (чу-ха); жен-ская - ту-ни-ко-об-раз-ная, по-дотк-ну-тая с бо-ков ру-ба-ха (гу-ха) и уз-кие шта-ны, с конца XIX века рас-про-стра-ня-ют-ся пла-тья (буз-ма, гу-ха) - рас-паш-ные от-рез-ные в та-лии с пря-мой или расклё-шен-ной юб-кой, ре-же - с за-кры-тым ли-фом (по-лу-ша) или со встав-кой спе-ре-ди; чух-та - меш-ко-об-раз-ная, на юге - с чеп-цом и ме-шоч-ком, у вих-лин-цев - с чеп-цом, ме-шоч-ком и длин-ным по-лот-ни-щем из бе-лой бя-зи (бак-ба-ху). Верх-няя оде-ж-да - вой-лоч-ные бур-ка, ту-ни-ко-об-раз-ный каф-тан (ка-ва-лей).

Хлеб вы-пе-кал-ся в пе-чи ти-па тан-ды-ра. Тра-диционный на-пи-ток лакцы - бу-за (ду-кра гян), в тор-жественных слу-ча-ях - ме-до-вая бра-га (мач-ча). На празд-ни-ки го-то-ви-ли хин-кал (арен гав-кку-ри) и ва-ре-ни-ки с на-чин-кой из оре-хов и изю-ма. На Но-уруз го-то-ви-ли ка-шу из пше-нич-ной кру-пы с кис-лым мо-ло-ком и чес-но-ком (ку-рун-ку-са, кат-та та-ту), вы-пе-ка-ли хлеб-цы из сдоб-но-го тес-та в фор-ме че-ло-ве-ка или жи-вот-ных (бар-та, абар-та); в день празд-ни-ка про-во-ди-ли об-ряд пре-лом-ле-ния бар-та. Осо-бые ла-ком-ст-ва свя-за-ны со сва-деб-ным ри-туа-лом: ки-сло-слад-кая муч-ная ка-ша на со-ке аб-ри-ко-са (бу-рус-са-нуйх курч), хал-ва (ночь пе-ред свадь-бой ино-гда на-зы-ва-лась но-чью хал-вы - ба-кух-рал хху), тя-нуч-ки из мё-да с пря-но-стя-ми (кян-на), ино-гда в ви-де пти-цы (ни-цал как-ну - ме-до-вая ку-ро-пат-ка). Про-цес-сию с не-вес-той встре-ча-ли ря-же-ные, ра-зыг-ры-вав-шие шу-точ-ные те-ат-ра-ли-зованные сцен-ки, род-ня же-ни-ха ис-пол-ня-ла ста-рин-ный та-нец гир-ги-чу.

Су-ще-ст-во-ва-ли па-три-ли-ней-ные эн-до-гам-ные родственные груп-пы ти-па ту-ху-ма (са-ка, ах-лу, ля-кин), брач-ный сго-вор и вы-куп, со-слов-ное де-ле-ние, обы-чаи взаи-мо-по-мо-щи (мар-ща, ку-маг), кров-ной мес-ти и пла-ты за убий-ст-во, гос-те-при-им-ст-ва. Сель-ская об-щи-на (джа-ма-ат) управ-ля-лась со-ве-том ста-рей-шин (ху-нис-са). Си-сте-ма тер-ми-нов род-ст-ва ти-пич-на для дагестанских на-ро-дов: би-фур-ка-тив-но-ли-ней-ный прин-цип со-че-та-ет-ся с оби-ли-ем опи-са-тель-ных кон-ст-рук-ций для бо-ко-вых род-ст-вен-ни-ков; сиб-лин-ги обо-зна-ча-ют-ся од-ним тер-ми-ном с до-бав-ле-ни-ем грам-ма-тических по-ка-за-те-лей по-ла. До начала XX века со-хра-ня-лись боль-шая се-мья, эле-мен-ты до-му-суль-ман-ских ве-ро-ва-ний и куль-тов (ог-ня, зем-ли, кам-ня, же-ле-за и др.). Но-уруз (Инт Дей-ди-ху) сопро-во-ж-дал-ся пе-ре-пры-ги-ва-ни-ем че-рез ко-ст-ры, де-вичь-и-ми га-да-ния-ми. На лет-нее солн-це-стоя-ние (Гъи Дей-ди-ху) в Ку-му-хе встре-ча-ли вос-ход на свя-щен-ной го-ре Ва-ци-ла.

Уст-ное твор-че-ст-во - ге-ро-ический и ис-то-рический эпос (в т. ч. по-эма «Пар-ту Па-ти-ма» о борь-бе с Ти-му-ром), сказ-ки; во-каль-ная му-зы-ка пре-имущественно од-но-го-лос-ная (пес-ни ис-пол-ня-ют-ся в со-про-во-ж-де-нии од-но-го ин-ст-ру-мен-та или ан-самб-ля из 2-3 ин-ст-ру-мен-тов). Раз-ли-ча-ют-ся ме-ло-ди-че-ские раз-ви-тые дол-гие пес-ни ба-лай (бал-ла-ды, пес-ни эпи-че-ские, об-ря-до-вые, ко-лы-бель-ные, лю-бов-ные и др.) и ко-рот-кие бы-ст-рые - шал-ма (пес-ни шу-точ-ные, дет-ские и др.). Ин-ст-ру-мен-таль-ная тра-ди-ция пред-став-ле-на главным образом пас-ту-ше-ски-ми наи-гры-ша-ми и му-зы-кой к тан-цам. Основные музыкальные ин-ст-ру-мен-ты - зур-на зюн-нав и бу-бен ччергъ-и-лу; сре-ди др. ин-ст-ру-мен-тов: струн-ные - щип-ко-вый чу-гур, смыч-ко-вые ча-га-на и ке-ман-ча; ду-хо-вые - про-доль-ная флей-та шут-тух, языч-ко-вый ба-ла-ман-ту (с оди-нар-ной тро-стью), гар-мо-ни-ка ар-ган; двух-сто-рон-ний ба-ра-бан да-чу; ба-ян, ба-ла-лай-ка. Рас-про-стра-нён та-нец ти-па лез-гин-ки. В XIX-XX веках про-сла-ви-лись лак-ские му-сульманские учё-ные [учи-тель Ша-ми-ля шейх Джа-мал-луд-дин Ка-зи-ку-мух-ский, про-све-ти-тель Али Кая-ев (1878-1943 годы) и др.], раз-ви-ва-ет-ся ав-тор-ское твор-че-ст-во (по-эты Ма-го-мед Уб-рин-ский, Ма-го-мед-эфен-ди За-рир Ку-мух-ский, Аб-дул Ке-рим Ба-ра-тов, пе-ви-цы-им-про-ви-за-то-ры Па-ти-мат Ку-мух-ская, Ша-за Курк-лин-ская и др.). Сфор-ми-ро-ва-лась ин-тел-ли-ген-ция (по-эты М. Гад-жи-ев, М.-М. Мах-му-дов, Г. Гу-зу-нов; ком-по-зи-то-ры М. М. Каж-ла-ев, Ш. Р. Ча-ла-ев и др.).

Иллюстрации:

Лак-цы. Над-гро-бия ка-зи-ку-мух-ских шам-ха-лов. Се-ло Ку-мух.Фото Д. Ф. Мадурова. Архив БРЭ;

Лак-цы. Ули-ца се-ла Ку-мух.Фото Д. Ф. Мадурова. Архив БРЭ.